МОСКВА, 24 июл — РАПСИ. Государственная Дума РФ приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект об изменении порядка исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.
Законопроект, согласно сообщению нижней палаты парламента, был внесен группой депутатов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным во исполнение послания президента Федеральному Собранию. Изменения вносятся в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ
Так, изменяется порядок исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости и вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом.
Также исключается возможность перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета.
Володин ранее отмечал, что «президент четко указал, что налог должен быть справедливым и посильным для граждан, а кадастровая стоимость не может превышать рыночную. Разработанные меры – реальная поддержка наших граждан и восстановление справедливости».
После вступления закона в силу временный коэффициент перестанет расти, его максимальный показатель будет зафиксирован на уровне 0,6. Важно, что в тех 36 субъектах, где налог за 2017 год исчисляется с коэффициентом 0,2 или 0,4, порядок исчисления налога в 2018 году не изменится. И в дальнейшем они смогут довести этот показатель максимум до 0,6.
«С одной стороны, мы фактически ограничиваем рост налога на 40%, устанавливая коэффициент вместо единицы 0,6. И одновременно решаем вопрос о компенсации регионам выпадающих доходов»,— добавил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров .
Также в случае если налог исчислялся по ошибочной кадастровой стоимости, которая в последующем была оспорена, предлагается применять измененную кадастровую стоимость не с года подачи заявления об оспаривании, как это происходит сейчас, а с даты начала применения ошибочной стоимости.
Помимо этого, документом разрешается ряд других неурегулированных налоговым законодательством вопросов. В частности, предлагается выделить в самостоятельную льготную категорию по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц детей-инвалидов и уравнять статус собственников жилых помещений и частей жилых помещений, а также гаражей и машино-мест независимо от их расположения.
Содержание:
Имущественные поправки в Налоговый кодекс
Летние изменения в Налоговый кодекс коснулись и таких налогов, как налог на имущество и земельный налог. Поправки внесены федеральными законами от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и № 297-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Налог на имущество
Объект налогообложения
Основная и, пожалуй, самая долгожданная поправка в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ — это исключение из объекта налогообложения движимого имущества. Напомним, что долгое время такое имущество (приобретенное, правда, не раньше 2013 г.) льготировалось на федеральном уровне. В 2018 г. оно освобождается от налогообложения только при наличии соответствующего решения субъекта РФ. Регионы могли полностью освободить такое имущество от налогообложения или же установить в отношении него пониженную ставку в размере не более 1,1%. В субъектах же, где такой закон не был принят, движимое имущество облагается по ставке 1,1% (см., например, письмо ФНС России от 20.12.2017 № БС-19-21/327).
И вот, наконец, с 2019 г. движимое имущество полностью выводится из-под налогообложения. Поправки внесены в ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее — № 302-ФЗ).
В связи с исключением движимого имущества из объекта налогообложения утрачивают силу нормы, регулирующие порядок его обложения:
подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, согласно которому не признаются объектами обложения налогом на имущество основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств;
п. 3.3 ст. 380 НК РФ, предусматривающий налоговую ставку для движимого имущества, которое не освобождено региональными законами от налогообложения;
п. 25 ст. 381 НК РФ, содержащий льготу для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств;
п. 2 ст. 381.1 НК РФ, в котором регионам дано право устанавливать дополнительные льготы в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования.
Налоговая база и отчетность
Законом № 302-ФЗ скорректирован порядок определения налоговой базы. В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 376 НК РФ с 1 января 2019 г. она будет рассчитываться отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Сейчас данная норма Кодекса предписывает определять налоговую базу отдельно:
в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.
Кроме того, со следующего года скорректирован порядок сдачи отчетности по налогу на имущество. Налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам будут представляться в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Такие изменения внесены Законом № 302-ФЗ в п. 1 ст. 386 НК РФ.
Налоговая база при изменении кадастровой стоимости
Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ) в новой редакции изложен п. 15 ст. 378.2 НК РФ, устанавливающий порядок определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости объекта. Данная норма получила существенные дополнения. Законодатели детально прописали порядок расчета налоговой базы для разных ситуаций.
Если изменение кадастровой стоимости объекта обусловлено изменением качественных и (или) количественных характеристик этого объекта, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
Если изменение кадастровой стоимости объекта произошло вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Аналогичный порядок используется в случае:
уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
пересмотра кадастровой стоимости по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.
Если же кадастровая стоимость объекта меняется на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Обратите внимание: положения п. 15 ст. 378.2 НК РФ вступят в силу с 1 января 2019 г. и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим так же с 1 января 2019 г. (п. 6 ст. 3 Закона № 334-ФЗ).
В связи с появлением вышеописанных правил внесены поправки в ст. 382 НК РФ. Законом № 334-ФЗ данная норма дополнена новым п. 5.1. В нем сказано, что в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей) в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ. То есть этот коэффициент будет рассчитываться как отношение количества полных месяцев, в течение которых использовалась измененная кадастровая стоимость объекта, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Федеральный закон от 03.08.2018 № 297-ФЗ (далее — Закон № 297-ФЗ) внес изменения в положения п. 26 ст. 381 НК РФ. Данная норма Кодекса освобождает от уплаты налога на имущество организации, которые являются участниками свободной экономической зоны. Сейчас, чтобы не платить налог, имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны. Со следующего года данное условие откорректировано — от уплаты налога освобождается имущество, которое создано или приобретено для выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Кроме того, указанная норма дополнена следующим положением. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Налог рассчитывается без применения данной льготы за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.
Земельный налог
Изменения в главу 31 «Земельный налог» НК РФ касаются расчета налоговой базы и применения льгот и аналогичны поправкам, внесенным в главу 30 «Налог на имущество организаций».
Нововведения в части расчета налоговой базы при изменении кадастровой стоимости земельного участка предусмотрены Законом № 334-ФЗ. Они вступят в силу со следующего года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.
Новации содержатся в новом п. 1.1 ст. 391 НК РФ. При этом абз. 4—7 п. 1 ст. 391 НК РФ, в которых были прописаны правила определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, со следующего года утратят силу.
Кроме того, внесены изменения в п. 6 ст. 396 НК РФ. Согласно им организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, привязка кадастровой стоимости земли к началу года исключена из указанной нормы Кодекса.
Законом № 297-ФЗ откорректированы положения подп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, в котором предусмотрены льготы для земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны. Поправки точно такие же, как и для налога на имущество. То есть для использования льготы земельный участок должен использоваться в целях договора об условиях деятельности, а если указанный договор расторгается по решению суда, то налог рассчитывается и уплачивается в бюджет без учета льготы.
Налоговые поправки налог на имущество
В России поменялся порядок расчета налога на имущество физических лиц. Измененный закон запрещает поднимать сумму налога на имущество по кадастровой стоимости больше чем на 10% в год. Документ подписан президентом России Владимиром Путиным и опубликован на сайте «Российской газеты».
Новый закон вносит поправки в механизм исчисления налога по кадастровой стоимости. Он применяется в отношении каждого объекта недвижимого имущества, которое принадлежит налогоплательщику на правах собственности. Имеются в виду квартиры, дачи, земельные участки, дома, гаражи и машино-места, отмечает издание.
Вводится также запрет на перерасчет налога задним числом. Исключением станут только те случаи, при которых такая корректировка приведет к уменьшению налога, говорится в заметке.
Важное нововведение — возможность оспорить результаты кадастровой стоимости. Для этого налогоплательщику необходимо доказать, что при расчете были допущены ошибки. Согласно подписанному президентом закону, для определения нового налога станет использоваться измененная кадастровая стоимость с того момента, когда начала применяться ошибочная стоимость.
Вместе с тем документ вводит льготы для детей с инвалидностью и разъясняет статус объектов недвижимости для применения налоговых вычетов и сниженных ставок. До сих пор на владельцев гаражей и машино-мест, которые находятся в офисах и нежилых зданиях бытового назначения, не распространялись льготы. Теперь такое право получат и они. Изменения вступают в силу с 1 января 2019 года, но регионы могут перейти на новые правила уже в 2018 году.
Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога
В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2019 года. Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.
Новые правила перерасчета налогов (начнут действовать с января 2019 года)
При изменении количественных и качественных характеристик объекта
В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения. Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка. Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта.
При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость. Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.
Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):
- за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
- за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.
Добавим, что до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.
По земельному налогу существенных новшеств нет. В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади, вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2019 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.
При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости
Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.
Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.
С 1 января 2019 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда. С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас). При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.
Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц
Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.
Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.
Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.
Другие новшества по налогу на имущество физлиц
С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2018 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).
Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.
Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).
Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).
В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).
В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).
В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).
Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ). А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).
В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).
Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).
Налоговые изменения осени-2018
Президент подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Закон вступил в силу 3 сентября 2018 года, за исключением отдельных положений.
Самые значительные изменения затронули налог на имущество организаций, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Также внесён ряд изменений в часть первую НК РФ, касающихся налоговых проверок и контролируемых сделок.
Следует полагать, что данные поправки направлены на оптимизацию документов, представляемых в налоговые органы, на снижение административной нагрузки на бизнес, обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения, но будет ли данная оптимизация на самом деле стоит задуматься, так как на практике происходит все на оборот.
На самых значительных изменениях хотелось бы кратко обратить внимание в данной статье.
1. Так с 2019 года движимое имущество не будет облагаться налогом на имущество организаций. Из объекта налогообложения исключено такое понятие, как «движимое имущество». В связи с отменой налога на движимое имущество, изменён порядок определения налоговой базы. Согласно новой редакции п.1 ст.376 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества. Соответственно, упраздняются все нормы о льготе по движимому имуществу в пределах ставки 1,1%, которые сейчас могут устанавливать регионы.
2. По поводу НДС следует отметить, что сокращается срок проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС с 3 до 2 месяцев. Конечно же, налоговые органы смогут продлить вышеуказанный срок проверки до 3 месяцев в случае установления фактов, указывающих на наличие каких либо нарушений. По нашему мнению самым распространенным основанием для продления проверки будет служить факт расхождения в документах продавца и покупателя.
3. Конкретизировано, что именно будут контролировать при повторной выездной налоговой проверке. Предметом такой проверки может быть только обоснованность уменьшения налога на основании изменённых в уточнённой декларации сведений. Действующая же редакция НК РФ ограничивает лишь период, который инспекторы изучают при повторной проверке.
При проведении проверки и допросе свидетеля в действующей редакции НК РФ инспекторы не обязаны предоставлять свидетелю (зачастую работнику проверяемой организации) копию протокола допроса, даже если он попросит об этом. Вносимые же поправки обязывают налогового инспектора вручать копии протоколов допроса свидетелю лично под расписку. Следовательно, полученная копия протокола позволит лучше подготовиться к возможному спору с налоговой инспекцией.
4. Также поправками определено, как действовать в случае, если проверяющие затребовали документы или информацию повторно. Налогоплательщику при получении требования о предоставлении документов, которые он ранее предоставлял, следует уведомить налоговый орган в течение 10 рабочих дней с момента получения требования о том, что они уже были представлены. В уведомлении нужно указать, куда представлялись запрашиваемые сведения, а также дать реквизиты документа, с которым их направили.
5. Поправками увеличен срок представления документов и информации по конкретной сделке с 5 до 10 рабочих дней. Срок исчисляется со дня получения требования налоговиков. Такие сведения могут быть затребованы у участников сделки или иных лиц, располагающих нужными сведениями.
6. Хотелось бы обратить внимание на очень интересное нововведение, которое заключается в том, что теперь проверяемое лицо (его представитель) вправе знакомиться с материалами проверки до их рассмотрения. Если налогоплательщику такую возможность не предоставят, исследовать соответствующие доказательства во время рассмотрения налоговые органы не имеют право.
7. Также уточнён порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (запрос документов, допрос свидетелей и проведение экспертиз). Если в действующей редакции НК РФ никакого единого документа, завершающего дополнительные мероприятия инспекторы не составляли, а некоторые все же составляли справку о проведении дополнительных мероприятиях, то теперь все будут обязаны оформить дополнение к акту налоговой проверки, которыми завершаются допмероприятия. Данные дополнения к акту проверки налоговые органы обязаны вручить налогоплательщику в течение 5 рабочих дней со дня, когда оформлено это дополнение. Налогоплательщик сможет подать письменные возражения на дополнение к акту в течение 15 дней со дня получения такого дополнения.
8. По экспортному НДС имеются изменения, которые заключаются в следующем: установлена ставка НДС 0% для реализуемых товаров, которые вывозятся из России в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Прописан порядок её применения. Подтвердить ставку НДС 0% при экспорте можно будет контрактом с российской организацией на поставку товаров её обособленному подразделению за пределами таможенной территории ЕАЭС, сейчас же нужен обязательно контракт с иностранной организацией.
9. Следует отметить, что изменен перечень документов подтверждающих право на нулевую ставку НДС по экспортным операциям. Из списка таких документов исключены копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов. Указанные документы нужно будет представлять только при вывозе припасов, а также по требованию налоговых органов, в случае выявления каких-либо несоответствий.
10. По налогу на прибыль также имеются по нашему мнению негативные изменения для организаций, так пониженные ставки налога отменяются. Те ставки, которые региональные власти установили до 1 января 2018 года, можно будет применять до даты окончания срока их действия. Но все равно они отменятся после 1 января 2023 года. Дело заключается в следующем, что субъекты с 2019 года лишаются права устанавливать пониженные ставки по своему желанию. Такое право будет у них только в определённых случаях, прописанных в изменениях.
В завершении следует отметить, что вышеуказанные нововведения в налоговый кодекс по нашему мнению принесут для организаций как положительные стороны, а также и отрицательные.
Читаем поправки в НК РФ – 2018: налог на имущество организаций, представление документов в инспекцию, подтверждение нулевой ставки НДС и другое
Налоговый кодекс в очередной раз подвергся многочисленным изменениям. Поправки внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 302-ФЗ (далее — Закон № 302-ФЗ). О двух важных новшествах мы уже писали (см. «Срок камеральной проверки по НДС сократится до двух месяцев» и «Организации освободят от уплаты налога в отношении движимого имущества»). Сегодняшняя статья посвящена остальным поправкам. Среди них — новые правила расчета налога на имущество организаций и сдачи отчетности по этому налогу; уточнения по оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля; изменение срока представления в ИФНС истребованных документов; новшества для экспортеров и тех, кто возмещает НДС в заявительном порядке, и многие другие.
Дополнительный налоговый контроль: изменится оформление результатов
Законодатели более четко прописали процедуру, которую должны соблюдать налоговики при оформлении результатов мероприятий дополнительного контроля. Также есть изменения для налогоплательщиков, желающих возразить против этих результатов.
Как до, так и после внесения комментируемых поправок, мероприятия допконтроля будут назначаться по решению руководителя ИФНС или его заместителя. Такими мероприятиями могут быть истребование документов, допрос свидетеля и экспертиза. Конкретное мероприятие, равно как и сроки его проведения, должны быть указаны в решении.
Но прежде в Налоговом кодексе не говорилось, как именно инспекторам следует оформить результаты дополнительного контроля. Теперь появилась ясность. Налоговики должны составить документ, который называется «дополнение к акту налоговой проверки». В этом документе необходимо отразить следующие данные: начало и окончание допмероприятий, описание самих мероприятий и полученные благодаря им доказательства. Составить этот документ налоговики обязаны в течение 15 рабочих дней со дня окончания дополнительных мероприятий.
Далее в течение 5 рабочих дней сотрудники ИФНС обязаны передать налогоплательщику дополнение к акту налоговой проверки и материалы, полученные при допмероприятиях. Как только проверяемое лицо их получит, начинается отсчет 15 рабочих дней, отведенных для представления письменных возражений (согласно прежней редакции НК РФ подать возражения можно было в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения допмероприятий).
Указанные поправки изложены в новой редакции пункта 6.1 и в новом пункте 6.2 статьи 101 НК РФ. Применять их нужно в отношении решений по проверкам, завершенным после вступления в силу комментируемого Закона № 302-ФЗ, то есть после 3 сентября 2018 года.
Срок для представления документов по конкретной сделке
Налоговики вправе истребовать документы и информацию вне рамок проверки. Это происходит, если инспекторы собирают сведения о какой-либо сделке. По старым правилам, исполнить такое требование полагалось в течение 5 рабочих дней с даты его получения. Благодаря поправкам, срок, в течение которого нужно представить налоговикам документы или информацию по сделке, составит 10 рабочих дней со дня получения требования. В этот же срок организация или ИП могут сообщить о том, что они не располагают такими сведениями (новая редакция п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Изменение начнет действовать с 3 сентября 2018 года.
Добавим, что если требование о представлении документов или информации поступило в рамках «встречной» проверки, то исполнить его, как и раньше, следует в течение 5 рабочих дней с даты получения.
Повторная подача документов, ранее представленных в ИФНС
Прежняя редакция пункта 5 статьи 93 НК РФ запрещала инспекторам истребовать для проверки документы, которые ранее уже представлялись в ИФНС. Теперь подобного запрета нет, а значит, налоговики могут запросить документы повторно. Что делать в такой ситуации? Если налогоплательщик решит не сдавать документы, затребованные во второй раз, то ему нужно уведомить инспекцию о том, что данные документы уже подавались. В уведомлении следует указать реквизиты документа, которым запрошенные договоры, накладные и счета-фактуры были представлены или к которому были приложены, и наименование получившей его инспекции. Сделать это нужно в сроки, назначенные для подачи затребованных документов.
Данное правило не распространяются на подлинники документов, представленные налогоплательщиком и полученные им обратно, а также на документы, потерянные налоговиками «вследствие обстоятельств непреодолимой силы». Такие бумаги необходимо сдавать второй раз. Соответствующие поправки вступают в силу с 3 сентября 2018 года.
Контролируемые сделки
Есть изменения в критериях, применяемых для отнесения той или иной сделки к числу контролируемых. Речь идет о сделках, совершенных взаимозависимыми лицами, которые находятся или зарегистрированы в России, либо являются налоговыми резидентами РФ.
Во-первых, появился еще один критерий такой сделки. Отныне контролируемой будет признаваться сделка, стороны которой применяют в отношении доходов от данной сделки разные ставки налога на прибыль. Здесь есть одна оговорка: не учитываются ставки, установленные для дивидендов, для иностранных организаций, не открывших представительства в РФ, а также для отдельных видов долговых обязательств.
Во-вторых, иначе сформулирован критерий, касающийся освобождения по налогу на прибыль. Прежде говорилось, что к контролируемым относятся сделки, в которых хотя бы одна сторона освобождена от уплаты налога на прибыль или применяет нулевую ставку, а другая сторона (стороны) — не освобождена (не освобождены) и не применяет (не применяют). Сейчас данный критерий звучит просто: «одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций».
В-третьих, упразднены критерии, по которым к контролируемым относились сделки, в которых хотя бы одна из сторон являлась резидентом особой экономической зоны или участником регионального инвестиционного проекта.
В-четвертых, появились новшества по стоимости сделок. Раньше сумма доходов по сделкам, совершенным взаимозависимыми лицами в течение календарного года, превышающая 1 млрд. рублей, признавалась самостоятельным критерием для отнесения сделок к числу контролируемых. Благодаря поправкам, данный критерий стал общим для всех сделок между взаимозависимыми лицами. Это означает, что даже если сделка удовлетворяет какому-либо иному критерию, признать ее контролируемой можно только в том случае, когда доход по всем сделкам между ее участниками превышает 1 млрд. рублей в год.
Плюс к этому предусмотрено новшество для сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами. Это сделки, в которых участвуют третьи лица, не выполняющие дополнительных функций, не принимающие рисков и не использующие активов. По новым правилам, признать такие сделки контролируемыми можно будет только при условии, если сумма доходов по всем сделкам, заключенным указанными лицами в течение года, превысит 60 млн. рублей.
Соответствующие изменения внесены в статью 105.14 НК РФ. Применять нововведения нужно в отношении сделок, доходы и расходы по которым учитываются при определении облагаемой базы за 2019 год и более поздние периоды. При этом дата заключения договоров значения не имеет.
Подтверждение нулевой ставки НДС
Экспортеры, подтверждающие свое право на нулевую ставку НДС, в общем случае больше не будут сдавать в налоговую инспекцию копии товаросопроводительных и транспортных документов. Подразумевается, что эти документы налоговики должны получать от таможенников. И только если таможня по каким-либо причинам не передала бумаги, либо сотрудники ИФНС обнаружили в них несоответствия, инспекция истребует копии у налогоплательщика. Это следует из нового пункта 1.2 статьи 165 НК РФ.
Также изменен срок, в течение которого экспортер обязан исполнить требование о представлении документов, направленное налоговиками при обнаружении несоответствий. Прежде экспортеру отводилось 20 календарных дней с даты получения требования, теперь этот срок увеличен до 30 календарных дней. Копии таможенных деклараций, истребованных налоговиками, можно сдавать без отметки российских таможенников (новая редакция п. 15 ст. 165 НК РФ).
Есть и еще одно новшество: экспортерам больше не придется повторно прикладывать к декларации по НДС контракты и договоры. Если эти документы уже были представлены ранее, налогоплательщику нужно лишь сдать в ИФНС уведомление. В нем следует отразить реквизиты документа, которым (приложением к которому) были представлены указанные бумаги, а также наименование получившего их налогового органа (новая редакция п. 10 ст. 165 НК РФ).
Появились правила для экспортеров, которые отгружают товар в подразделение российской компании, расположенное за пределами ЕАЭС. Чтобы подтвердить нулевую ставку, экспортеру нужно представить контракт (или копию), заключенный с данной российской организацией на поставку товара в адрес ее зарубежного филиала (новая редакция подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).
Перечисленные нововведения, касающиеся экспортеров, применяются в отношении операций, совершенных начиная с 1 октября 2018 года.
Наконец, появилась норма, позволяющая в ряде случаев представить транспортные и перевозочные документы не в виде бумажных копий, а в электронном виде по утвержденному формату через оператора электронного документооборота. Поступать так можно будет при оказании услуг по международной перевозке товара, транспортно-экспедиционных услуг и при перевозках железнодорожным транспортом (новый п. 20 ст. 165 НК РФ, вступает в силу с 1 октября 2018 года).
Заявительный порядок возмещения НДС
Снижено минимальное значение совокупной суммы налогов, дающее право на заявительный порядок возмещения НДС. Раньше требовалось, чтобы совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три предшествующих года, была не менее 7 млрд. рублей. Теперь достаточно, чтобы указанная величина была не менее 2 млрд. рублей (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Также скорректированы требования к поручителям, которые обязуются заплатить налоги за компанию или предпринимателя, претендующего на заявительный порядок возмещения НДС. Прежде совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная поручителем за три предшествующих года, не могла быть менее 7 млрд. рублей. Сейчас этот показатель снижен до 2 млрд. рублей. Тогда как доля чистых активов, соответствующая сумме обязательств по договорам поручительства, повышена с 20% до 50%. Помимо этого, появилось уточнение, что поручитель не должен иметь задолженности не только по налогам, сборам, пеням и штрафам, но и по страховым взносам (новая редакция п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ).
Все указанные новшества применяются в отношении операций, совершенных начиная с 1 октября 2018 года.
Пониженная ставка по налогу на прибыль
В прежней редакции пункта 1 статьи 284 НК РФ говорилось, что организации обязаны перечислять налог на прибыль в региональный бюджет по ставке 18% (в 2017-2020 годах — 17%). При этом субъекты РФ могли уменьшить эту ставку для отдельных категорий налогоплательщиков. Уменьшенная ставка не могла быть ниже 13,5% (в 2017-2020 годах — ниже 12,5%).
В обновленной редакции этой нормы нижний предел для сокращенной ставки не установлен. В то же время сказано, что если пониженная ставка была утверждена до 2018 года, то применять ее можно только по 2022 год включительно. При этом региональные власти вправе досрочно повысить ее в период с 2019 года по 2022 год. Соответствующие поправки вступают в силу с 1 января 2019 года.
Как изменится порядок определения облагаемой базы по налогу на имущество
Ранее организации в общем случае определяли облагаемую базу по налогу на имущество отдельно в отношении имущества головной организации; в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего свой баланс; по каждому объекту недвижимости, расположенному вне места нахождения головной организации, подразделения, имеющего свой баланс, или постоянного представительства зарубежной компании. И только в том случае, когда налог рассчитывался исходя из кадастровой стоимости имущества, облагаемая база вычислялась по каждому объекту в отдельности.
С января 2019 года облагаемая база будет определяться отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества независимо от того, рассчитывается налог исходя из среднегодовой или кадастровой стоимости (новая редакция п. 1 ст. 376 НК РФ). Отчитываться тоже придется по местонахождению каждого объекта (новая редакция п. 1 ст. 386 НК РФ).
Консолидированные группы налогоплательщиков
Консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) постепенно уйдут в прошлое. С момента вступления в силу комментируемого закона новые КГН создаваться не будут. Те группы, которые были зарегистрированы в 2018 году, считаются незарегистрированными. Консолидированные группы налогоплательщиков, которые были созданы до 2018 года, продолжат свое существование максимум до начала 2023 года (ст. 3 Закона № 302-ФЗ).
Какие еще поправки внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 03.08.18 № 302-ФЗ
Суть поправки
Соответствующая норма НК РФ
Дата вступления в силу
Первая часть Налогового кодекса
Если подана «уточненка» с уменьшенной суммой налога, ИФНС может организовать повторную проверку. В рамках такой проверки инспекторы изучат измененные показатели, повлекшие уменьшение налога (прежде при повторной проверке изучали период, за который представлена «уточненка»)
Новая редакция п. 10 ст. 89 НК РФ
С 3 сентября 2018 года
Появилось новое правило: копия протокола, составленного при получении показаний свидетеля, вручается ему лично под расписку (сейчас инспекторы не обязаны предоставлять свидетелю копию протокола)
Новый п. 6 ст. 90 НК РФ
Уточнено, что налогоплательщик (его представитель) вправе ознакомиться с материалами проверки и допмероприятий налогового контроля до рассмотрения материалов по указанной проверке
Новые редакции п. 2 и п. 4 ст. 101 НК РФ
Уточнено, что при получении аванса в счет будущей передачи имущественных прав налоговая база по НДС рассчитывается как разница между авансом и суммой расходов на приобретение уступаемых прав. Сумму расходов нужно определять пропорционально доле предоплаты.
Новая редакция п. 1 ст. 154 НК РФ
С 1 октября 2018 года
Налоговыми агентами по НДС признаются российские перевозчики на железнодорожном транспорте, выступающие в роли посредников при предоставлении поездов и контейнеров.
Право на вычет НДС по таким операциям отсутствует
Новый п. 5.1 ст. 161 НК РФ, новая редакция п. 3 ст. 171 НК РФ
Применяются в отношении операций, совершенных начиная с 1 октября 2018 года
Под нулевую ставку подпадают товары, вывезенные на территорию ЕАЭС по договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14.
При таких операциях экспортер может не представлять вместе с декларацией транспортные и иные документы. Их вправе выборочно затребовать ИФНС в ходе «камералки»
Новый подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК РФ
Новый п. 1.3 ст. 165 НК РФ
С 1 октября 2018 года
Применяется в отношении операций, совершенных начиная с 1 октября 2018 года
Обязанность вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не распространяется на посредников-налоговых агентов, реализующих конфискованное имущество, товары (работы, услуги) в интересах иностранных лиц и предоставляющих поезда и контейнеры
Новая редакция п. 3.1 ст. 169 НК РФ
С 1 октября 2018 года
Налоговые агенты, реализующие конфискованное имущество, товары (работы, услуги) в интересах иностранных лиц и предоставляющие поезда и контейнеры, имеют право на вычет НДС при возврате товара, при получении аванса и при уменьшении цены ранее отгруженного товара
Новые редакции п.п. 5, 8 и 13 ст. 171 НК РФ
С 1 октября 2018 года
Акцизы
Получить освобождение от уплаты акцизов вправе налогоплательщики, заплатившие за три предыдущих года НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ в общей сумме не менее 2 млрд. руб. (прежде было не менее 10 млрд. руб.)
Новая редакция п. 2.1 ст. 184 НК РФ
Применяются в отношении операций, совершенных начиная с 1 октября 2018 года
Банковскую гарантию могут не представлять компании, перерабатывающие давальческое сырье, если поставщик сырья заплатил за три предшествующих года НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ в общей сумме не менее 2 млрд. руб. (прежде было не менее 10 млрд. руб.)
Освобождение от уплаты акцизов возможно в случае поручительства, если:
- поручитель заплатил за три предшествующих года НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ в общей сумме не менее 2 млрд. руб. (прежде было не менее 10 млрд. руб.);
- доля чистых активов поручителя, соответствующая сумме обязательств по договорам поручительства, не более 50% (прежде было не более 20%);
- у поручителя нет долгов не только по налогам, сборам, пеням и штрафам, но и по страховым взносам
Новая редакция п. 2.2 ст. 184 НК РФ
При вывозе подакцизных товаров из РФ в режиме реэкспорта больше не нужно представлять в ИФНС копии транспортных и иных документов. При необходимости налоговики сами их запросят
Новая редакция п. 7.2 ст. 198 НК РФ и новый п. 7.3 ст. 198 НК РФ
При истребовании налоговиками документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты акцизов и на вычеты, представить бумаги нужно в течение 30 календарных дней с даты получения требования (прежде было в течение 20 календарных дней).
При реализации товаров, вывезенных за пределы ЕАЭС, копии истребованных документов можно представлять без отметок российских таможенников
Новая редакция п. 10 ст. 198 НК РФ
Появились правила, регламентирующие представление документов при вывозе товаров из РФ в государства, входящие в состав ЕАЭС
Новый п. 12 ст. 198 НК РФ
Появилось новое правило: если контракты и договоры ранее представлялись в ИФНС для подтверждения нулевой ставки НДС, повторно их можно не представлять