Содержание:
Евразийский юридический портал
Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката
Инвестиционный спор в международном праве
В настоящей статье рассмотрена проблема определения инвестиционного спора и основных категорий, позволяющих признать спор «инвестиционным».
Четкое определение основных понятий в науке традиционно позволяет избегать правовых казусов и споров, однако это не относится к определению «инвестиционный спор». В юридической литературе отсутствие его унифицированного определения вызывает многочисленные дискуссии. Результатом этого становится то, что государства — участники различных международных договоров по-разному трактуют данный термин.
Общеизвестно, что логическое ударение в словосочетании «инвестиционный спор» падает на слово «инвестиционный». По мнению известного юриста-международника Дж.Шварценбергера, «иностранные инвестиции — это среднесрочные и долгосрочные кредиты и займы, предназначенные для импорта оборудования и услуг, а также любое другое имущество, включая «любые права и интересы за границей, которыми лицо обладает прямо или косвенно».
По смыслу и содержанию международных договоров «инвестиция» должна быть в виде долгосрочного вклада (денежного в натуре, в том числе и в виде нематериальных ценностей), носить предпринимательский риск с возможными прибылями и убытками и контролироваться прямо или косвенно самим инвестором.
Наличие в отечественной доктрине многочисленных определений понятия «инвестиция», данных такими учеными, как А.Г.Богатырев, М.М.Богуславский, И.З.Фархутдинов и т. д., позволяет сделать вывод об отсутствии унифицированного понятия «инвестиция» и делает более интересной задачу определения самого термина «инвестиционный спор».
В широком смысле под инвестиционным спором понимаются любые споры, связанные с инвестициями. В узком смысле инвестиционные споры представляют собой правовые споры между государством и иностранным инвестором, связанные с инвестициями последнего на территории первого. Это обусловлено наличием квалифицирующих признаков — особым составом участников (государство с одной стороны и иностранный инвестор с другой), спецификой предмета и особым порядком урегулирования инвестиционных споров. В доктрине именно такие споры принято называть инвестиционными.
Небезынтересно мнение Е.В.Попова о том, что под инвестиционным спором необходимо понимать комплекс правоотношений, возникающих в связи с разрешением разногласия или поиском оптимального варианта по урегулированию спорных ситуаций, которые появляются в рамках осуществления инвестиционной деятельности.
Вместе с тем, понятие «инвестиционный спор» в международных договорах закреплено в Вашингтонской Конвенции «Об урегулировании инвестиционных споров между государствами, физическими или юридическими лицами других государств» от 18 марта 1965 г. (далее — Вашингтонская Конвенция). Согласно ст. 25 Вашингтонской Конвенции 9 к категории «инвестиционные споры» относятся споры, возникающие в связи с прямыми иностранными инвестициями между договаривающимся государством и лицами других договаривающихся государств, а именно:
а) инвестиционные споры, которые вытекают из отношений, связанных с иностранными инвестициями;
б) споры, возникающие между договаривающимся государством и иностранным частным инвестором;
в) правовые споры, касающиеся сущности и объема юридических прав и обязанностей сторон, условий и размеров компенсации за нарушение обязательств по данному инвестиционному контракту. Иначе говоря, споры, возникающие между государством и юридическим (физическим) лицом другого государства.
Как видим, Вашингтонская Конвенция довольно широко определяет категорию инвестиционных споров, но не дает унифицированного определения. Основной ее задачей является перевод инвестиционных споров из публичноправовой в частноправовую плоскость, поэтому ее авторы предполагали, что более конкретное определение будет дано в национальных законодательствах стран-участниц или в двухсторонних инвестиционных соглашениях.
Очевиден общий вывод. От того, как трактуется понятие «иностранные инвестиции» в национальном законодательстве, зависит толкование в Вашингтонской конвенции основного понятия «инвестиционные споры», на разрешение которых направлены нормы, содержащиеся в этой конвенции. Этот вывод подтверждается положениями п. 4 ст. 25 Вашингтонской Конвенции. По мнению специалистов, это дает возможность: во-первых, государству — участнику Конвенции дать определение понятия «инвестиционные споры» в национальном законодательстве; во-вторых, государству самостоятельно определить категории инвестиционных споров, передаваемых в Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров (далее — МЦУИС) для рассмотрения, косвенным образом дать определение названного выше понятия.
С.И.Крупко признает данное мнение ошибочным. Таким способом, — полагает исследователь, — «государство всего лишь определяет компетенцию МЦУИС относительно инвестиционных споров со своим участием или с участием лиц, имеющих национальность этого государства». С таким подходом С.И.Крупко нельзя согласиться. По нашему мнению, переданные на рассмотрение в МЦУИС споры следует признавать «инвестиционными» при условии, если: 1) по этим спорам приняты обязательные для сторон решения; 2) инвестиционный спор урегулирован в соответствии с нормами и принципами международного права.
Согласно ст. 1 Вашингтонской Конвенции, «задачей МЦУИС является предоставление структур для примирения и арбитража в связи с инвестиционными спорами между Договаривающимися Государствами и физическими или юридическими лицами других Договаривающихся Государств». Пункт 1 ст. 25 Вашингтонской Конвенции предусматривает, что юрисдикция МЦУИС распространяется на все непосредственно связанные с инвестициями правовые споры между государствами (или любым подразделением или учреждением государств) и физическим и юридическим лицом другого государства — участника Конвенции. Эта статья наглядно подтверждает распространение юрисдикции МЦУИС и дает возможность признать передаваемые споры «инвестиционными».
Между тем национальное законодательство, регламентируя порядок разрешения инвестиционных споров, не дает широкого определения самого понятия. Это подтверждается Федеральным законом РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. (далее — Закон). В соответствии со ст. 10 Закона, «спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде)». Сравнительно-правовой анализ подтвердил существование аналогичного положения в инвестиционном законодательстве некоторых стран — участниц СНГ (в частности Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана). Исключением является инвестиционное законодательство Республики Казахстан. Согласно ст. 1 п. 5. Закона Республики Казахстан № 373 «Об инвестициях» от 8 января 2003 г., инвестиционный спор — это спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора. Таким образом, Казахстан выполнил замысел авторов Вашингтонской Конвенции, предусмотрев в национальном законодательстве термин «инвестиционный спор».
Следует отметить, что довольно широкое определение категорий инвестиционного спора предусмотрено также в Договоре к Энергетической Хартии, согласно которому это спор, связанный с инвестициями Договаривающейся Стороны и инвестором другого государства, касающийся нарушения обязательств по «Поощрению и защите капиталовложений».
Базовые инвестиционные законы большинства государств не содержат обширного и более конкретного определения понятия «инвестиционные споры». Надо полагать, объясняется это тем, что такие положения предусмотрены в двухсторонних инвестиционных соглашениях (в некоторых источниках — Договор о взаимной защите капиталовложений). Например, Договор между Россией и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 июня 1992 года в ст. 6, не используя термина «инвестиционный спор», раскрывает это понятие: «.. .спор в связи с капиталовложением определяется как спор по поводу (а) толкования или применения договора о капиталовложении; (b) толкования или применения любого разрешения, выдаваемого в связи с капиталовложением органом Стороны, ведающим иностранными капиталовложениями; или (с) наличия и последствий заявленного нарушения любого права, предоставляемого настоящим Договором или возникающего из него в отношении капиталовложения». Следует отметить еще один момент. Анализ двухсторонних инвестиционных соглашений, подписанных Российской Федерацией с иностранными государствами, в большинстве случаев предусматривает только механизмы урегулирования инвестиционных споров без раскрытия определения. Это свидетельствует о том, что на примере России двухсторонние инвестиционные соглашения 16 (договор о взаимной защите капиталовложений) полностью не раскрывают и не уточняют критерии признания споров «инвестиционными». Более того, включение Россией в ДИС положений о передаче споров в МЦУИС само по себе, без ратификации Вашингтонской конвенции, не предоставляет иностранным инвесторам каких-либо новых, дополнительных гарантий, связанных с разрешением инвестиционных споров, увеличением в недалеком будущем числа двусторонних соглашений, предусматривающих возможность передачи спора в МЦУИС.
Отсутствие в ДИС широкого определения понятия «инвестиционный спор» дает возможность сделать неоднозначный вывод: под «инвестиционным спором» необходимо признавать спор, связанный с нарушением обязательств и положений ДИС, основной идеей которого является защита и поощрение «инвестиций». Это свидетельствует о том, что зарубежная доктрина при определении инвестиционного спора базируется на международно-правовых документах, а не на теоретическом исследовании вопроса.
Как справедливо отметили французские ученые Д.Карро и П.Жюйар, ДИС, используемые европейскими странами и США, очень похожи в части определения понятия инвестиций. Однако это понятие остается неудовлетворительным, поскольку его авторы придерживались одновременно синтетического и аналитического методов. При синтетическом методе используется обобщенное понятие инвестиций, включающее, как это имеет место в двухсторонних договорах, «все блага, такие как имущество, права и интересы любого рода». При аналитическом методе обобщенное понятие дополняется исчерпывающим указанием на конкретные категории основных «благ, прав и интересов». В этот ряд, таким образом, включаются все объекты собственности, материальные и нематериальные блага. Это свидетельствует о том, что в действительности договоры ставят целью защиту любого имущества иностранцев независимо от того, имеет или не имеет оно инвестиционный характер.
Традиционно сторонами в международных инвестиционных спорах выступают как субъекты международного публичного права, так и субъекты международного частного права. Это придает правовому регулированию международных инвестиционных споров определенную специфику, а именно, оно осуществляется на двух уровнях: международно-правовом и гражданско-правовом.
Между тем, инвестиционные споры возникают только в процессе инвестиционной деятельности, что является основным отличием инвестиционных споров от гражданско- правовых. На практике внутригосударственный инвестиционный спор — это ситуация, когда существует конфликт между национальными инвесторами или же конфликт между внутренним инвестором и его страной по тому или иному вопросу осуществления инвестиционной деятельности, который разрешается в соответствии с избранным сторонами правом. Однако с таким подходом нельзя полностью согласиться. Иными словами, это может привести к объединению контрактного спора с инвестиционным, который по своей природе еще имеет и иностранный элемент. Более того, объединение контрактного спора с точки зрения эффективности не всегда оправдано. В случае если объединить контрактный спор с инвестиционным, «инвестор» не всегда может добиться желаемого результата через механизмы международного арбитража. По делу Salim против Jordan арбитры однозначно высказались, что при коммерческом характере спора исключается возможность разрешения последнего в рамках инвестиционного соглашения.
Отсутствие унифицированного определения инвестиционного спора в текстах международных договоров и национальном законодательстве дает возможность сделать следующий вывод: термин «инвестиционный спор» имеет право на существование в национальных законодательствах. Это позволяет государству ограничить и утвердить перечень предмета споров, признаваемых «инвестиционными», а инвесторам установить четкое понимание и возможность оперативного применения популярных механизмов разрешения инвестиционных споров.
Со своей стороны предлагаем:
— понимать под инвестиционным спором комплекс отношений с иностранным элементом в связи с нарушением положений национального законодательства об иностранных инвестициях; толкование или применение международного и двухсторонних инвестиционных соглашений (договора о капиталовложении), участниками которых являются Стороны, приняты и рассмотрены в МЦУИС и в международном арбитраже в соответствии с нормами международного права;
— исключить из понятия «инвестиционный спор» разногласия, возникшие по денежным требованиям договоров поставки и оказания услуг резидента одного государства на территории другого; а также вопросы продления кредита, связанные с коммерческой деятельностью, в частности торговое финансирование, за исключением случаев, когда кредит предоставлен компанией, имеющей прямые и тесные связи с инвестором;
— для облегчения восприятия и с целью унификации понятия использовать в национальных законодательствах, в ДИС (договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений) и в МИС словосочетание «инвестиционный спор».
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (21) 2010
Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд
«Актуальные вопросы судебной практики разрешения инвестиционных споров в сфере недвижимости и банкротства застройщика»
20 января 2012 года в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде состоялся семинар на тему «Актуальные вопросы судебной практики разрешения инвестиционных споров в сфере недвижимости и банкротства застройщика».
В семинаре приняли участие Александр Ефанов, председатель Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, Николай Новиков, председатель арбитражного суда Самарской области, судьи обоих судов, а также специалисты из ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ – Роман Бевзенко, начальник управления частного права ВАС РФ, и Олег Зайцев, ведущий советник управления частного права ВАС РФ.
Инвестиционные споры судебная практика
Введите ваш e-mail:
Разрешение инвестиционных споров: государственный или арбитражный суд?
Как известно, Казахстан активно работает над привлечением инвестиций. Этому может свидетельствовать План нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Президента Республики Казахстана, принятие Закона о ГЧП, Предпринимательского кодекса РК и другие.
«Аксином»: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»
Одним из основных факторов для успешного привлечения инвестиций является стабильность судебной и арбитражной системы. Доклад «Doing Business in Kazakhstan» (ежегодное издание Группы Всемирного банка) за 2016 год отметил улучшение качества судебной системы по сравнению с предыдущим годом. В результате индекс нашей судебной системы вырос сразу на 1.5 пункта и составил 13.5 из возможных 18.
Разумным объяснением улучшения данных позиций на наш взгляд является принятие нового Гражданского процессуального кодекса (Кодекс), а также принятие Закона Об арбитраже (Закон). Фактически, новые редакции Кодекса и Закона позволяют взглянуть свежим взглядом на разрешение споров с участием инвесторов. Кодекс предусматривает отдельную подсудность для рассмотрения инвестиционных споров. Закон же в свою очередь объединил в себе 2 ныне утративших силу Законов О третейских судах и О международном арбитраже и предусмотрел в себе достаточно любопытные изменения.
Что такое инвестиционный спор?
Инвестиционным спором является спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами. При этом, инвесторами являются физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции[1] на территории Казахстана.
Как рассматривается инвестиционный спор судом?
С момента вступления в силу нового Кодекса, появилась специальная подсудность по рассмотрению инвестиционных споров в зависимости от вида инвестора.
На сегодняшний день, инвестиционные споры рассматриваются в Городском суде г. Астаны по общим правилам судопроизводства. Исключением из данных правил является рассмотрение споров специализированной коллегией Верховного суда Казахстана с участием крупного инвестора[2] (по правилам суда первой инстанции).
Порядок рассмотрения споров по правилам суда первой инстанции остается неизменным и предполагает рассмотрения дела в 2-х месячный срок единолично судьей. При этом вынесенное судом решение вступает в силу с момента его оглашения, а пересмотр может быть произведен в Верховном суде Казахстана в месячный срок при коллегиальном составе судей.
Как рассматривается инвестиционный спор в арбитраже?
На практике, когда между государством и инвестором заключается инвестиционный контракт, стороны, часто указывают специальную подсудность по разрешению споров. Обычно стороны намерены разрешать споры в арбитражах, причем предпочтение больше отдается зарубежным арбитражам, нежели местным.
Рассмотрение споров в арбитраже предполагает обязательное заключение соответствующего арбитражного соглашения. Данное соглашение должно содержать в себе наименование арбитража, количество и порядок назначения арбитров, порядок рассмотрения споров, порядок уведомления сторон и иные положения. Подробный порядок рассмотрения спора, как правило определяется регламентом того или иного арбитража .
На основании вышеуказанного соглашения, стороны могут подать исковое заявление в соответствующий арбитраж. Арбитраж в свою очередь обязан уведомить ответчика и всех заинтересованных сторон в указанные регламентом сроки. По результатам рассмотрения дела, арбитражом выносится арбитражное решение, которое в свою очередь не подлежит обжалованию по материальным основаниям. Решение должно исполняться добровольно. При этом, в случае его неисполнения в добровольном порядке существует механизм принудительного исполнения. Для этого истцу необходимо обратиться в государственный суд в целях его признания, приведения в исполнение и получение исполнительного листа. Исполнительный лист может быть передан судебным исполнителям на принудительное исполнение.
Различия в порядке рассмотрения дел в государственном суде и арбитраже
Итак, на сегодняшний день мы имеем три варианта разрешения инвестиционных споров: а именно в государственном суде, арбитраже в Казахстане или в арбитраже за рубежом. Предлагаем рассмотреть некоторые отличия в порядке рассмотрения арбитражного и судебного спора:
Специализированный суд для инвесторов: мнение экспертов
Инициатива создания специализированного суда для финансовых и инвестиционных споров стала главной темой круглого стола «Правовая защита инвестиций: инструменты разрешения споров». Эксперты рассуждали о механизмах защиты инвесторов, кого же таковыми считать и нужен ли им спецсуд. А в качестве успешного опыта приводили создание Суда по интеллектуальным правам и опыт казахстанских коллег.
Для чего нужен специализированный суд?
25 октября в здании Торгово-промышленной палаты прошел круглый стол, посвященный защите инвестиций. Мероприятие, организованное совместно с газетой «Экономика и жизнь» и Институтом развития гражданского законодательства, собрало инвесторов ученых, адвокатов и другие заинтересованные стороны.
Наталья Пекшева, эксперт фондового рынка, на правах представителя сообщества профессиональных инвесторов рассказала об идее создания специализированного суда для финансовых и инвестиционных споров. Она считает, что эту инициативу можно реализовать, ориентируясь на опыт формирования Суда по интеллектуальным правам. В качестве другого примера она привела специализированный инвестиционный суд, который с начала 2016 года функционирует в Казахстане. Главная предпосылка для формирования такого суда – потребность портфельных инвесторов быстро и на профессиональном языке разрешать все свои споры, подчеркнула спикер.
Вместе с тем в Казахстане предпосылок появления специальной подсудности по рассмотрению инвестиционных споров было гораздо больше, самая важная из них – вступление в силу нового процессуального кодекса. Сейчас инвестиционные споры рассматриваются в городском суде Астаны по общим правилам судопроизводства. Но есть исключение: процессы, которые связаны с участием крупного инвестор,а подсудны специализированной коллегии Верховного суда Казахстана, тоже по правилам суда первой инстанции. Такие дела рассматриваются в двухмесячный срок одним судьей. Решение по такому спору вступает в силу с момента его оглашения, а его пересмотр возможен коллегией Верховного суда Казахстана в течение одного месяца.
Поддержала идею Пекшевой о специализированном суде и Елена Постнова, руководитель управления правового обеспечения профессиональной деятельности на финансовых рынках ПАО «СПБ». По ее наблюдениям, судебные органы сейчас завалены «кредитными» делами и не могут сосредоточиться на кропотливом разбирательстве инвестиционных споров. Требует обобщения и сама практика по такой категории дел, чтобы инвестор мог оценить перспективу своего разбирательства. К слову, дать соответствующие разъяснения в ближайшее время обещал ВС (см. «Вячеслав Лебедев: ВС готовит постановление Пленума об иностранных инвесторах»). Постнова отметила, что суды нередко больше следят за соблюдением процессуальных норм, а не смотрят на суть спора: «Специализированный суд концентрировался бы на скором решении сложных задач. Тогда инвесторы будут понимать, что их права защищены».
Мария Ерохова, доцент кафедры гражданского права НИУ ВШЭ, назвала две главные составляющие при защите прав инвестора:
1) Нормативная основа: «Она у нас хорошая, только мы не всегда умеем ей пользоваться».
2) Независимый суд: «Нужно прилагать максимум усилий для выполнения этого принципа».
Она согласна с инициативой создания специализированных судов: «СИП, например, уже оправдал свое появление». В контексте этой темы эксперт затронула и вопрос развития института коллективных и групповых исков: «Пока он приживается тяжело, с 2009 года по каждому федеральному округу не больше 20 таких дел». Ерохова уверена, что в случае появления «суда для инвесторов» правовому сообществу придется учиться работать по групповым искам.
Важно было услышать и мнение тех, кто связан с венчурными инвестициями. Не секрет, что подобные вложения являются наиболее рисковыми, поэтому такие инвесторы хотят обеспечить своим деньгам максимальную защиту.
Искендер Нурбеков, заместитель директора по правовым вопросам и инициативам Фонда развития интернет-иницатив, считает, что рынку венчурных инвестиций нужен специализированный суд, при этом на первом этапе это может быть панель в третейском суде, а в будущем – судейский состав в специализированном государственном суде для инвесторов. Спикер подчеркнул, что любой спор должен рассматриваться с участием профессионалов, которые не являются юристами.
Елена Горемыкина, член объединенной юридической группы Российской ассоциации венчурного инвестирования, поддержала коллегу и отметила желание инвесторов видеть представителей бизнеса в суде: «На государственной платформе это нельзя реализовать». В то же время она не спорит с тем, что венчурные инвесторы должны иметь и на территории России эффективный механизм для разрешения споров, который составит альтернативу государственному.
Единого мнения у экспертов нет
Все присутствующие юристы отметили, что вопрос создания специализированных судов по рассмотрению финансовых и инвестиционных споров не раз поднимался в узком кругу экспертов. Но как подчеркнула Елена Авакян, советник АБ «ЕПАМ», у юридического сообщества нет консолидированного мнения по этой теме. Она выделила два главных вопроса, которые нужно разрешить, прежде чем пытаться создать такой суд: определиться, кого можно считать инветором и решить, в каких случаях спор подведомствен спецсуду. По ее мнению, важен и вопрос предполагаемого расположения такого суда: «Очень интересно было бы создать представительство на Дальнем Востоке».
По мнению Александра Молотникова, председателя правления Русско-Китайского юридического общества, доцента юрфака МГУ, развивать в первую очередь стоит альтернативное разбирательство – третейские суды: «Пример СИПа – позитивная и счастливая история для отечественной юриспруденции, но создание любой новой единицы в рамках судебной системы – это щепетильный вопрос». С тем, что альтернативной спецсуду может стать третейская система, согласен и Владимир Юрасов, управляющий партнер МКА «Юрасов, Ларин и партнеры». По его мнению, особенно актуальным это может стать для регионов, где обучить профессионального судью определенной специфике сложнее. «Но должен быть жесткий контроль, чтобы не функционировали карманные суды», – добавил он.
Антон Клячин, управляющий партнер юридической фирмы “Salomon Partners”, настаивал на том, что необходимо добиваться не создания спецсуда, а разделения судей по специализациям, поскольку один и тот же судья не может качественно и вдумчиво разрешать споры на разные темы. Однако он уверен, что выделение специализации может идти и без увеличения количества судов.
Одна из главных предпосылок, из-за которой хотят создать специализированный суд по финансовым и инвестиционным спорам, – это единообразие судебной практики. Инвестору тогда будет проще понимать всю специфику разрешения спорных моментов и прогнозировать примерный результат. Однако Михаил Шварц, доцент кафедры гражданского процесса юрфака СПбГУ, сказал, что такая предпосылка не должна быть самоцелью: «Порой она только вредит делу. Выстраивание судебной системы по принципу единства практики уничтожает творческое начало для первой инстанции».
«ЦБ нас поддержал, но он не может учредить суд»
После окончания мероприятия Пекшева поделилась с «Право.ru» своим мнением об итогах обсуждения. Эксперт призналась, что для нее стала открытием информация о том, что такая инициатива уже обсуждалась ранее в узких правовых кругах. Она подчеркнула, что сейчас достаточно денег, которые люди хотели бы инвестировать: «Следовательно, очень важна и защита таких вложений, чему специализированный суд только поможет».
Пекшева рассказала, что уже сделала ряд шагов для продвижения своей идеи: «Мне удалось заручиться поддержкой ЦБ, там мою идею одобряют. Проблема только в том, что этот орган не может учредить суд. Солидарны с инициативой создания специализированного суда и представители бизнес-среды».
Подводя своеобразный итог дискуссии, Татьяна Андреева, доцент кафедры гражданского процесса юрфака МГУ, напомнила, что идея создания СИП, в отличие от специализированного суда для финансовых и инвестиционных споров, обсуждалась очень давно – еще в 90-е годы, а реальной почвой для его появления стало принятие ч. 4 ГК. По словам Андреевой, для создания нового спецсуда важно для начала сформировать критерии тех дел, которые он сможет рассматривать, и заручиться поддержкой Верховного суда.
Евразийский юридический портал
Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката
Проблемы формирования механизма разрешения инвестиционных споров в ЕАЭС (взгляд с «российского берега»)
Доронина Н. Г., Красноухова Е. А., Семилютина Н. Г.
Возможность объективного и справедливого разрешения споров между частным инвестором и государством составляет одну из важнейших гарантий, предоставляемых инвестору принимающим государством, а также один из факторов, обеспечивающих формирование благоприятного инвестиционного климата. Государства, объединившиеся в Евразийский
Экономический Союз (ЕАЭС), заинтересованы в координации и гармонизации регулирования правоотношений, возникающих в области регулирования перемещения капиталов. Такая гармонизация и/или коорди- нацинация должна способствовать формированию единого рынка капиталов на территории ЕАЭС, избегать ненужной иностранных и международных юрисдикционных органах.
Что касается регулирования привлечения капиталов, следует заметить, что иностранные инвесторы, как правило, стремились избежать подчинения национальной юрисдикции принимающего государства. В числе первых прецедентов «ухода» из-под юрисдикции принимающего капитал государства упоминается дело фабрики Хорзов (Chorzow) 1922 года. Особенным в этом деле было то, что Международный суд в Гааге принял к рассмотрению и вынес решение по иску частного лица — германского владельца фабрики на основании между- народного-правовых норм Версальских мирных соглашений, завершивших I Мировую войну. Решение было принято в пользу частного инвестора, чье имущество оказалось национализированным Польшей, к которой перешли территории, на которых находилась фабрика (Верхняя Силезия), которая после окончании войны перешла к Польше на основании Версальских договоров.
Прецедентность «дела Хорзов», на которое иногда ссылаются до сих пор, состоит в том, что: во-первых, было признано право государства национализировать имущество иностранного частного лица; во-вторых, было признано право частного инвестора на получение компенсации за национализированное имущество.
В качестве альтернативы государственным юрисдикционным органам в то время рассматривались органы международного коммерческого арбитража.
И здесь можно упомянуть еще об одном деле. Речь идет о споре, связанном с национализацией Россией английской золотодобывающей компании Lena Goldfields (Лена Голдфилдс), который рассматривался в арбитражном суде в Лондоне на основании арбитражной оговорки о разрешении спора арбитражем ad hoc и оказал большое влияние не только на развитие международного коммерческого арбитража за пределами СССР, но и на развитие системы разрешения внешнеэкономических споров в самом СССР, вызвав создание собственного внешнеторгового арбитража. Даже принятие уже после II Мировой войны Нью-Йоркской Конвенции ООН о признании и принудительном исполнении иностранных арбитражных решений 1958 г. не гарантировало частному инвестору принудительное исполнение решения, вынесенного против принимающего государства (как это было в деле Лена Гольдфилдс и позднее в деле Зюдельмайера или деле компании Нога).
Масштабная национализация иностранной собственности, предпринятая развивающимися государствами в первой половине 60-х гг., заставила международное сообщество задуматься о международном судебном механизме защиты прав инвесторов. Таковым стала Вашингтонская конвенция 1965 г., на основании которой был учрежден МЦУИС. МЦУИС сочетал в себе преимущества и простоту международного коммерческого арбитража. В числе достоинств МКА обычно называют: возможность сторонам самим избирать арбитра для разрешения спора; относительная простота и неформальность процедуры рассмотрения спора (например, возможность представлять дело без адвоката); окончательность решений, что избавляет стороны от длящихся годами процессов и таким образом сокращает расходы; наконец, относительная простота принудительного исполнения решений за рубежом. Сохраняя перечисленные выше преимущества МКА перед государственными судами, МЦУИС добавляет к ним еще одно преимущество — обязательство государства признавать решения МЦУИС и исполнять их, как если бы это было решение суда высшей инстанции принимающего государства (ст. 26 Вашингтонской конвенции). Такой подход способствовал активизации МЦУИС, со временем превратившегося в основной юрисдикционный орган для разрешения международных инвестиционных споров.
Переход к осуществлению экономических реформ в начале 90-х гг., начавшийся в СССР, а продолжившийся в Российской Федерации, и связанное с эти изменение отношения к вопросам привлечения капиталов, нашли отражения в регулировании вопросов разрешения споров с участием иностранных инвесторов. В частности, двусторонние соглашения о защите капиталовложений, заключавшиеся и СССР, и Российской Федерацией, включали в себя положения, определявшие порядок разрешения инвестиционных споров между инвестором и Договаривающимся государством, то есть государством — реципиентом инвестиций. Такие положения, как наследие «мрачного прошлого», когда рыночное мышление в России только сформировалось. Необходимо привлечь к юридической борьбе лучших правоведов нашего государства. Если в Стокгольме арбитражный суд проигран полностью, то во Франции остается надежда выиграть кассацию. Теоретически исполнительный лист можно аннулировать. На мой взгляд, необходимо в кратчайшие сроки создать межведомственную комиссию под непосредственным контролем Президента РФ. Требуется провести независимый анализ проделанной по линии Минфина работы с момента возникновения конфликта. Оценить шансы и любым способом попытаться спасти ситуацию, то есть имидж России. Вовсе не обязательно забирать ведение этого юридического дела у той юридической фирмы, которую когда-то наняло Министерство финансов. Просто в государственных интересах необходимо поставить под контроль предлагаемой межведомственной комиссии всю юридическую деятельность по спору с фирмой «Нога» (см.: Кто отрубит «Ногу» // Российская газета. — 2002. — 7 июня). На самом деле, одной из причин конфликта с фирмой «Нога» стали просчеты при юридико- техническом оформлении отношений. Однако не было извлечено соответствующих уроков и не был проведен профессиональный анализ ситуации, поэтому дело оказало и продолжает оказывать негативное влияние на развитие последующих событий.
5 Российская Федерация подписала, но до сих пор не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между инвестором и государством. Из государств ЕАЭС членами Вашингтонской конвенции являются Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
6 Содержание упомянутых выше двусторонних соглашений РФ первоначально определялось Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1992 г. № 395 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите ка-
правило, предоставляли иностранному инвестору право выбора: обращение в судебные органы по месту осуществления капиталовложения, обращение в третейский суд (коммерческий арбитраж) или обращение в МЦУИС в соответствии с положениями Вашингтонской конвенции 1965 г. или Дополнительного протокола к ней, если Договаривающееся государство не участвует в Вашингтонской конвенции.
Одной из особенностей соглашений времен СССР (например, с Великобританией, Финляндией, Германией) было то, что в них предусматривалась возможность обращения в Арбитражный Институт Торговой палаты г. Стокгольма. Такая оговорка, содержавшаяся в действующем Договоре СССР с Федеративной Республикой Германией о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений от 13 июня 1989 г., была использована для разрешения спора, возникшего между гражданином Зедельмайером и Российской Федерацией.
Рассматривая гипотетические варианты способов разрешения инвестиционных споров, следует обратить внимание на то, что заключенные соглашения в большинстве своем не исключают, а предусматривают возможность обращения к судам государства, в которое осуществляется инвестирование капитала. Это делает актуальным рассмотрение вопроса о практике национальных судов государств ЕАЭС и в части, касающейся механизмов разрешения инвестиционных споров, российская практика отличается определенными особенностями.
Особенности российской практики разрешения инвестиционных споров
Определение категории «инвестиционный спор» как гипотетического предмета возможной процедуры разрешения споров между инвестором и принимающим государством является важной задачей. Следует обратить внимание на то, что авторы Вашингтонской конвенции 1965 г. отказавшись от определения данной категории, тем самым возложили на национального законодателя решение данной проблемы.
Особенностью российского законодательства, в определенной степени усложняющей понимание категории «инвестиционный спор» является сохранение своего рода «двойных стандартов» в определении категории инвестиции, инвестиционный спор. Такая двойственность является следствием наличия двух законов, касающихся регулирования инвестиций: Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон об инвестиционной деятельности) и Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях). Наличие двух самостоятельных правовых актов в определенной степени предопределяет различия в практике разрешения споров.
Само по себе наличие различных актов, различного регулирования для национальных и иностранных инвесторов не является чем-то необычным для практики регулирования капиталовложений. В ряде случаев специальная норма, касающаяся иностранного инвестора, может оказаться оправданной, например, для предоставления иностранному инвестору дополнительных гарантий, либо — наоборот, для обеспечения защиты интересов принимающего государства, когда ограничение доступа иностранных инвесторов на национальный рынок устанавливается в целях национальной безопасности (такая мера применяется в США). Однако при наличии различий в регулировании национальных и иностранных инвестиций законодатель, как правило, старается исходить из единого понимания категории капиталовложение, во всех случаях понимая его как единое понятие, применяемое и в отношении национального субъекта права, и в отношении иностранного лица.
В Российской Федерации категория «инвестиционные споры» была впервые определена в Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (Закон 1991 г.), и подход к регулированию иностранных инвестиций соответствовал стремлению проведения политики «открытых дверей и «тотальной либерализации» регулирования.
Такой подход характеризуется отсутствием четко сформулированного в законодательстве определения категории «инвестиции». Современное определение основывается на перечислении видов активов, в которые могут быть вложены средства инвесторов. Следствием такого подхода стали определенные противоречия, которые оказали негативное влияние на защиту российских интересов, в том числе в зарубежных и международных судах. Как следует из Закона 1991 г., по существу оказываются приравненными друг к другу разные категории субъектов: частные лица, государства и международные организации. Такой подход некорректен с точки зрения определения порядка разрешения споров при имеющихся различиях в процессуальных возможностях этих субъектов (например, государство является носителем судебного иммунитета, а частное лицо — нет).
Существенно затрудняет корректное понимание категории «инвестиции» широта определения того, что может считаться инвестированием капитала. Законодатель последовал принятому в то время в международной практике подходу, состоявшему в стремлении дать весьма широкий перечень имущества, которое могло бы считаться инвестициями. Такой подход способствует максимальному облегчению иностранному инвестору защиты своих прав уже на стадии доказывания своего статуса инвестора. Понимая под инвестиционными, «в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации» Закон 1991 г. уточнил то, что «споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями с государственными органами РСФСР, предприятиями, общественными организациями и другими юридическими лицами РСФСР, споры между инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, а также споры между участниками.
Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (Закон 1999 г.), заменивший Закон 1991 г., тем не менее, сохранил подход к определению категории «иностранная инвестиция», состоящий в максимально широком перечне способов инвестирования капитала. Существующий одновременно с Законом 1999 г. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Закон об инвестиционной деятельности) определяет инвестиции как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Таким образом, схожие по своей природе отношения регулируются двумя различными по структуре и содержанию законодательными актами. Формальное отсутствие единого определения в законодательстве категории «инвестиции», усложняют судебную практику. При этом специальные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность (как Закон 1999 г., так и Закон об инвестиционной деятельности) в практике российских судов применяются, как правило, в целях обоснования применения иных законодательных актов, которые необходимы для разрешения спорной ситуации, например, в связи с применением налогового законодательства.
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ, передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, не признается реализацией товаров, работ или услуг. При этом налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 Налогового кодекса РФ).
В Арбитражном суде Московской области был рассмотрен спор, в котором рассматривались вопросы налогового учета передачи прав по инвестиционному контракту (дело № А41-11221/2013). Инспекция Федеральной налоговой службы обратилась в арбитражный суд с заявлением к налогоплательщику о взыскании суммы доначисленных налогов и пеней, а также штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ. Суд установил, что налогоплательщиком являлась сторона инвестиционного контракта, предметом которого было строительство объектов недвижимости жилищного назначения. В качестве оплаты по договору подряда, предусматривавшего выполнение подрядчиком ремонтно-строительных работ в жилых помещениях, строившихся в рамках инвестиционного контракта, налогоплательщик заключил с подрядчиком договор уступки инвестиционной доли для дальнейшего получения подрядчиком в собственность части жилых помещений. Налоговая инспекция настаивала на удовлетворении заявленных требований, мотивируя их тем, что налогоплательщик передал подрядчику не инвестиционные права по договору, а имущественные права на квадратные метры в домах-новостройках, что привело к занижению налогоплательщиком дохода на сумму, составившую стоимость реализованных имущественных прав на квадратные метры в домах-новостройках.
При рассмотрении спора суд исходил из того, что деятельность налогоплательщика в рамках инвестиционного контракта является инвестиционной в силу ст. 1 Закона об инвестиционной деятельности, поскольку налогоплательщиком внесен вклад в инвестиционный контракт в виде прав аренды на земельный участок. Следовательно, и отношения учреждения здравоохранения с третьими лицами по передаче имущественного права, принадлежащего налогоплательщику по инвестиционному контракту, также носят инвестиционный характер.
Суд пришел к выводу, что отношения между налогоплательщиком и подрядчиком по спорному договору носят инвестиционный характер и не свидетельствуют о реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в связи с чем отказал в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании с налогоплательщика недоимки по налогу на прибыль. Таким образом, при рассмотрении описанного выше дела суды исходили из следующих предпосылок для оценки отношений как инвестиционных: 1) наличие инвестиционного вклада (в данном споре — права аренды на земельный участок); 2) приобретаемые в результате заключения инвестиционного договора права не носят вещного характера. Для правовой квалификации имело значение признание факта отчуждения прав аренды на земельный участок по инвестиционному контракту. В противном случае учреждение не могло бы приобрести инвестиционные права по договору, и как следствие, передать их по договору уступки права требования, что позволило бы налоговой инспекции обоснованно взыскать недоимку по налогу на прибыль.
В другом споре (дело № А40-149653/2015) арбитражным судом Москвы были удовлетворены требования истца об обязании ответчика подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта. Судебная практика свидетельствовала о том, что единственным надлежащим способом защиты прав в рамках инвестиционного контракта является иск о понуждении к подписанию акта.
Рассматривая кассационную жалобу на решение суд первой инстанции и суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции сослался на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 1276/13 от 04.06.2013 г. (дело «Ремонтник»). Следует отметить, что в указанном Постановлении правовая позиция суда была основана на ст. 24.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 01.01.2011 г. и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект. Президиум пришел к выводу, что уклонение стороны инвестиционного контракта, в котором участвует публично-правовое образование, от подписания акта о реализации инвестиционного проекта представляет собой неисполнение договорного обязательства, препятствующее другим его участникам оформить права на объект, созданный на их средства, поэтому иск о понуждении исполнения этого обязательства является надлежащим способом защиты их нарушенных прав.
В деле № А40-131958/2015 арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении первоначального и встречного исков об обязании ответчика подписать акт о результатах частичной реализации инвестиционного контракта. Суд пришел к выводу, что инвестиционный контракт является договором о совместной деятельности и в соответствии с п. 2 ст. 1050 ГК РФ раздел имущества, находящегося в общей собственности товарищей, и возникших у них общих прав требования осуществляется в порядке, установленном ст. 252 ГК РФ, предусматривающей раздел находящегося в долевой собственности имущества между участниками по взаимному соглашению. Суд указал, что он не вправе обязать сторону подписать акт, содержащий меру ответственности одной из сторон, без ее согласия. Таким образом, требование об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного контракта, судом было признано ненадлежащим способом защиты. При этом ни в одном из Постановлений Пленума ВАС РФ и последующих Постановлениях Пленума ВС РФ не указано, какой их способов защиты прав инвестора в рамках инвестиционного контракта является надлежащим.
В рамках дела № А40-36915/2011 были рассмотрены исковые требования инвестора о признании договора аренды не действительным и выселении из занимаемых помещений. Требования истец мотивировал тем, что 15.06.2004 г. между ним и Правительством г. Москвы был заключен инвестиционный контракт, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по строительству транспортно-пересадочного узла; в качестве соинвестора был привлечен 1-й ответчик. Истец указал, что строительство завершено, что акт о реализации инвестиционного контракта не подписан, помещения ТПУ «Планерная» между участниками инвестиционной деятельности не распределены, право собственности на объект в установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке не зарегистрировано. В помещениях располагаются различные организации и индивидуальные предприниматели, в том числе, ответчики, которые осуществляют по указанному адресу торговлю товарами народного потребления. По мнению истца, обжалуемые договоры аренды, заключенные между 1-ым ответчиком и остальными ответчиками, являются недействительными (ничтожными) сделками, поскольку не соответствуют требованиям ст.ст. 219, 247 и 608 ГК РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.02.2012 г. отменены постановления Девятого Арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 г. и решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2011 г. по делу №А40-36915/2011, которым отказано в удовлетворении исковых требований. При повторном рассмотрении иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы установлением режима долевой собственности у участников инвестиционных отношений и невозможностью индивидуального распоряжения имуществом одним из инвесторов путем передачи его в аренду без согласия других участников долевой собственности в отсутствие регистрации права собственности на созданный объект недвижимости.
Впоследствии решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2013 г. отменено по новым обстоятельствам. Суд первой инстанции применил к отношениям сторон — участников инвестиционной деятельности положения ГК РФ о долевой собственности, что явилось основанием для вывода о возможности распоряжения недвижимым имуществом путем передачи его в аренду третьим лицам исключительно с согласия всех участников долевой собственности, а приведенные ответчиком постановления ВАС РФ определили невозможность применения к отношениям по поводу объекта инвестиционной деятельности режима долевой собственности в отсутствие государственной регистрации права на него, то суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам.
Примечательно, что производство по делу № А40- 36915/2011 было прекращено в связи с отказом от исковых требований. Однако это не свидетельствует о том, что проблема защиты прав инвестора в отсутствии государственной регистрации прав на объект инвестиций при его фактическом, физическом существовании, отсутствует.
Приведенные выше дела являются всего лишь частью того, что рассматривается российскими судами помимо споров о расторжении инвестиционных договоров, взыскании инвестиционных взносов, споров, связанных с участием инвесторов на рынке ценных бумаг.
Принятое ВАС РФ Постановление от 11.07.2011 г. № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» содержит разъяснение, согласно которому при разрешении споров, связанных с инвестиционной деятельностью, судам следует следовать правилам одной из глав 30, 37, 55, (см п. 4 Постановления). Судам разъяснено, что они обязаны определять правовую природу спорных отношений, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, и квалифицировать их с применением норм ГК РФ о договорах купли-продажи, подряда, простого товарищества и т.д. Отказывая в признании за инвестором первичного права собственности на объекты строительства, ВАС РФ тем самым исключил из системы исков, подаваемых инвестором в защиту своих прав по инвестиционному договору, широко применявшийся вещно-правовой иск о признании права собственности на объект строительства.
Представляется невозможным отрицать тот факт, что рассмотренные выше споры имеют особый характер, поскольку лицо, вступая в инвестиционные отношения, предполагает получение результата от вложенных средств, что отличает инвестиционные договоры от других видов договора. Экономическую и социальную значимость инвестиционных процессов нельзя недооценивать, и это обуславливает необходимость особого правового подхода к рассмотрению споров между участниками инвестиционной деятельности.
Перспективы развития механизмов разрешения инвестиционных споров в ЕАЭС
Приведенный выше анализ судебной практики показал, что, имея общую экономическую природу, состоящую в осуществлении вложения капитала в целях последующего извлечения дохода, инвестиционные правоотношения могут облекаться в различную правовую форму. Применение специальных законов об инвестициях (как Закона 1999 г., так и Закона об инвестиционной деятельности) носит в значительной степени прикладной характер. При этом наличие двух законодательных актов, регулирующих «внутренние» и иностранные инвестиции осложняет применение законодательства о предпринимательской деятельности.
Наличие иностранного элемента, рассматриваемого в качестве правового основания регулирования деятельности национальных и иностранных инвесторов посредством различных правовых актов, является важным, но не определяющим в части регулирования инвестиций. Особенности порядка разрешения инвестиционных споров составляют одну из особенностей правового режима иностранных инвестиций. При этом порядок разрешения инвестиционных споров может регулироваться не только специальными национальными актами об иностранных инвестициях, но и нормами международных договоров.
В современных российских условиях вопрос международного регулирования иностранных капиталовложений рассматривается в отрыве от содержания регулирования внутренних (национальных инвестиций). Возникающий разрыв между регулированием инвестиций отечественных и иностранных затрудняет проведение государственной политики — как внутренней, экономической, так и внешней. Представляется, что формирование благоприятного инвестиционного климата должно происходить для всех инвесторов, и национальных и иностранных. В качестве инструментов формирования благоприятного инвестиционного климата надлежит рассматривать как международные (много- и двусторонние) соглашения (договоры), так и национальное законодательство.
Для обеспечения такого рода единения представляется необходимым рассматривать в комплексе проблему модернизации национального законодательства и международных соглашений. Одним из элементов соглашений о защите капиталовложений является условие о страховании инвестиционных рисков. Механизм страхования от политических рисков является важным элементов защиты прав инвестора, особенно если принять во внимание то обстоятельство, что следствием принятие судебного решения в пользу частного инвестора не всегда становится выплата компенсации.
В целях поощрения экспорта частного капитала, составившего впоследствии основу внешнеэкономической экспансии США, была учреждена Корпорация по частным капиталовложениям (Overseas Private Investment Corporation — OPIC). В случае нарушения прав инвестора, экспроприации собственности инвестора, инвестору США выплачивается компенсация, а к государственной корпорации OPIC переходят все права требования в силу принципа суброгации по договору страхования. Особенностью OPIC является крайняя политизированность ее действий: чтобы получить страхование от инвестиционных рисков, инвестор должен размещать капитал в государствах, политику которых одобряет США (требование, чтобы страна, в которую инвестируется капитал, проводила демократические преобразования и соответствовала иным критериям не всегда экономического характера). Все это может превращать страхование инвестиционных рисков в инструмент политического давления на принимающее государство. По образу OPIC в иных странах стали формироваться подобные организации. В частности, в Японии было учреждено агентство по страхованию экспорта и инвестиций — NEXI (Nippon Export Investment Insurance). В Германии страхование инвестиционных рисков было передано нескольким частным страховщикам — PriceWaterhouseCopers Aktiengeselschaft, Wirtschaftsprufungsgeselschaft и Euler Hermes Deutschland A G .
В конце 2009 г. в рамках разработки и реализации программы поддержки экспорта с России в 2011 г. Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) создано в конце 2011 г. Обеспечение эффективного взаимодействия и координации между регулированием режимов, предоставляемых внутренним (национальным) и внешним (иностранным) инвесторам является важным условием формирования благоприятного инвестиционного климата. В этом случае представляется уместным говорить не только об инвестиционном климате на территории России, но и на территории государств, входящих в ЕАЭС. Представляется, что проблемой формирования благоприятного климата в ЕАЭС является то, что сформировавшееся к настоящему времени в Договоре о ЕАЭС регулирование не отражает особенностей и тенденций периода пост-глобализации и окончания действия Вашингтонского консенсуса.
Пересмотр рядом государств двусторонних договоров о защите капиталовложений (в частности, речь идет о Модельном договоре о защите капиталовложений, текст которого был утвержден Правительством Индии в 2015 г., а также о переговорах по выработке двустороннего соглашения о защите капиталовложений, которые ведут в настоящее время Китай и США) мог бы быть принят во внимание при совершенствовании режима регулирования в ЕАЭС. По существу, речь идет о поисках нового баланса интересов государства — экспортера капиталов и государства — реципиента инвестиций. То, что страны, прежде выступавшие реципиентами, стали формулировать позиции, в большей степени отвечающие своим национальным интересам, заслуживает внимания, а их опыт — заимствования.
Формирование справедливого механизма разрешения споров между принимающим государством и инвестором является одним из элементов координации политики государств ЕАЭС. Поливариантность инструментов разрешения споров должна оцениваться в качестве условия формирования благоприятного инвестиционного климата. Координацию национальной правоприменительной практики государств членов ЕАЭС необходимо рассматривать в качестве одного из первых элементов в системе такой координации. В таком варианте формирование механизма обмена информацией о практике разрешения инвестиционных споров в ЕАЭС могло бы стать начальным шагом для последующей координации, как в части гармонизации законодательства, так и в части практики разрешения споров.