Содержание:
Уголовный Кодекс РК
Статья 311. Незаконное распространение порнографических материалов или предметов
Незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконные перемещение или торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера –
наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.
Добавить комментарий к ст.311 Уголовный Кодекс РК 3 июля 2014 года № 226-V
Ответственность за взяточничество (А. Агыбаев, д.ю.н., профессор КазНУ им. аль-Фараби, заслуженный деятель РК)
Ответственность за взяточничество
заслуженный деятель РК
Взяточничество — наиболее опасный вид коррупционного преступления. Опасность его обусловлена тем, что оно нередко переплетается с совершением других корыстных преступлений.
Посягая на нормальную деятельность государственного аппарата, взяточничество к тому же подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти и управления, извращает принципы законности, ведет к нарушениям принципа справедливости, ущемляет конституционные права и интересы граждан, препятствует проведению социально-экономических, политических реформ в стране.
Взяточничество есть одна из разновидностей коррупции. По новому Уголовному кодексу РК ответственность за взяточничество предусмотрена специальными нормами уголовного закона. Понятием «взяточничество» охватывается три самостоятельных состава преступления: получение взятки (ст. 366 УК), дача взятки (ст. 367 УК) и посредничество во взяточничестве (ст. 368 УК РК).
Ответственность за получение взятки без учета способа получения, характера и общественной опасности деяния предусмотрена только лишь в одной статье, в ст. 366 УК. Сущность данного состава заключается в получении виновным лицом государственного аппарата незаконного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) определенных действий по службе в интересах взяткодателя.
В борьбе со взяточничеством важная роль принадлежит совершенствованию уголовно-правовых норм, повышению эффективности их применения. По результатам проведенного нами теоретического исследования проблем уголовной ответственности за получение взятки в Республике Казахстан установлено, что по времени вручения взятки, по характеру деяний, осуществляемых за взятку, получение взятки подразделяется на следующие виды: взятка — вознаграждение; взятка — подкуп; получение взятки за предоставление должности; вымогательство взятки.
Характер и степень общественной опасности их различны.
Исходя из этого, предлагается внести в действующий Уголовный кодекс РК следующий вариант редакции состава получения взятки:
«Ст. 366-1. Взятка-вознаграждение.
1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, а равно должностным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе — наказывается.
2. Деяние, предусмотренное в части первой настоящей статьи, если оно совершено: а) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность, б) неоднократно, в) в крупном размере, г) за незаконные действия (бездействие) неоднократно наказывается.
3. Деяние, предусмотренное частью первой, второй настоящей статьи, если оно совершено преступной группой, а равно в особо крупном размере — наказывается.
Понятие крупного размера и особо крупного размера дано в п.п. 3 и 38 ст. 34 УК РК.
Ст. 366-2. Взятка-подкуп.
1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненный к нему лицом либо должностным лицом, а также должностным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника обусловленной заранее взятки в виде денежных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие входят в служебные полномочия виновного лица либо оно в силу служебного положения может способствовать такому действию (бездействию), а равно за общее покровительство, попустительство по службе — наказывается.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору,
б) организованной группой,
в) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность,
д) в крупном размере — наказываются.
Ст. 311-3. Получение взятки за предоставление должности.
1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненных к нему лицом либо должностным лицом взятки лично или через посредника за предоставление должности в системе государственной службы — наказывается.
2. То же деяние, совершенное:
б) в крупном размере,
в) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность — наказывается.
Ст. 366-4. Вымогательство взятки.
1. Вымогательство взятки, то есть требование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом либо должностным лицом взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего действия (бездействия), нарушающего его законные права, а равно постановление его в такие условия, которые его вынуждают дать взятку с целью предотвращения наступления вредных последствий его правоохраняемым интересам — наказывается.
2. Вымогательство взятки:
б) в крупном размере,
в) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность — наказывается.»
Неоправданно различаются меры наказания взяткодателей и взяткополучателей. На наш взгляд, меры наказания взяткополучателя и взяткодателя должны быть равны, поскольку без дачи не может быть получения взятки, поэтому общественная опасность этих деяний равноценна.
По действующему уголовному законодательству субъектом получения взятки является только лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо. Однако материалы следственно-судебной практики нередко показывают, что получают взятки государственные служащие и служащие органов местного самоуправления (помощники акимов, референты должностных лиц, работники канцелярий и т.д.). Их деяния не менее общественно опасны, чем продажность участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Несмотря на это, указанные категории государственных служащих избавлены от уголовной ответственности за получение взятки. В связи с этим предлагается признать субъектом получения взятки всех государственных служащих, независимо от занимаемой должности и в ст. 3 УК РК дать соответствующее понятие государственного служащего как субъекта преступления.
В действующем Уголовном кодексе РК предусматривается освобождение от уголовной ответственности только взяткодателя, если он добровольно сообщил о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, или если имело место вымогательство взятки со стороны виновного лица. Но не предусмотрено освобождение от уголовной ответственности взяткополучателя, добровольно сообщившего о получении взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, даже в том случае, если подкуп сопровождался шантажом, угрозой, применением физического насилия. Исходя из вышеизложенного, предлагается введение в Уголовный кодекс РК специальной нормы, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности взяткополучателей.
Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I
«Уголовный кодекс Республики Казахстан»
Часть II. Особенная часть
Глава 13. Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления
Статья 311. Получение взятки
1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, —
наказывается штрафом в размере от семисот до двух тысяч месячных расчетных показателей, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
2. То же деяние, совершенное должностным лицом, а равно получение взятки за незаконные действия (бездействие) —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственную государственную должность, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) путем вымогательства;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) в крупном размере;
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
1. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие пятьсот месячных расчетных показателей.
2. Не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.
3. Особо крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера, которые превышают две тысячи месячных расчетных показателей.
4. К должностным лицам применительно к настоящей статье и статье 312 настоящего Кодекса относятся должностные лица, указанные в примечаниях к статье 307 настоящего Кодекса, а также должностные лица иностранных государств или международных организаций.
Научная электронная библиотека
Бекмагамбетов А.Б. А. Б., Ревин В. П., Ревина В. В.,
§3. Особенности составов взяточничества
В отличие от структуры состава «коммерческий подкуп» (ст. 253 УК РК) взяточничество как должностное преступление предусматривается тремя статьями УК РК – ст. 366 «Получение взятки», ст. 367 «Дача взятки», ст. 368 «Посредничество во взяточничестве» Эти три взаимосвязанных состава составляют своеобразную совокупность, которая и охватывается понятием взяточничества, т.е. преступной возмездной сделки между должностным лицом и другим лицом, которое добивается решения какого-либо вопроса в свою пользу или в пользу представляемого им лица. Конечно, возможно самостоятельное существование деяния, предусмотренного одним из названных составов, без другого. Например, получение взятки может осуществляться при обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность лица, ее передающего (в частности, если оно добровольно сообщило об этом органу, имеющему право возбудить уголовное дело). Точно также должностное лицо, которому передается взятка, может не принять ее, а организовать разоблачение взяткодателя. Тем не менее, типичный случай взяточничества – преступная сделка с участием взяткодателя и взяткополучателя, т.е. совместное существование деяний, предусмотренных ст. 366 и 367 УК РК.
Взяточничество представляет наиболее опасную форму должностных преступлений. Взяточничество причиняет серьезный ущерб государственным органам, органам местного самоуправления, государственным учреждениям, что выражается не только в подрыве их авторитета, но и в потере гражданами веры в законность и справедливость деятельности этих органов и учреждений. А это как пишет Агыбаев А. «извращает принципы законности, ведет к нарушениям принципа справедливости, ущемляет конституционные права и интересы граждан, препятствует проведению социально-экономических, политических реформ в стране»1.
Получение взятки (ст. 366 УК РК).
Непосредственный основной объект уголовного правонарушения – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Непосредственный дополнительный объект – общественные отношения, обеспечивающие авторитет указанных органов власти.
Специфика объективной стороны рассматриваемого деяния включает:
а) получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к нему лицом, или лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или права на имущество или выгод имущественного характера;
б) действия или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых лиц;
в) действия, входящие в служебные полномочия должностного лица либо могущие быть осуществленными другим должностным лицом в результате воздействия на него виновным с использованием своего служебного авторитета, в том числе имеющие характер общего покровительства (протекционизма) или попустительства2.
В соответствии с п.8 нормативного постановления Верховного Суда РК от 27 ноября 2015 года №8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, право на имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера, в том числе освобождение от имущественных обязательств3
1Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Казахской ССР, Пленума Верховного Суда Республики Казахстан, нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан (1968-2014 годы). – Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2015. – С. 312.
1 Токпаева Д. М. К вопросу о противодействии незаконному участию в предпринимательской деятельности и воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности//Вестник КазНУ. Серия Юридическая. -2016-№2-С. 281.
2О значении правильного понимания данного признака см. : Для признания лиц виновным по ст. 314 УК необходимо доказательство о внесении лицом в официальные документы заведомо ложных сведений в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо организации (извлечение): постановление 2уп-97-12//Бюллетень Верховного Суда РК. -2012. -№5. -С. 66-68.
1Агыбаев А. Уголовная ответственность за взяточничество//Вестник КазНУ. Серия юридическая. -2016-№1-С. 211.
2В этой связи см. : Субъектом преступления, предусмотренного статьей 311 УК, следует признавать и тех лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могли за взятку принять меры к совершению этих действий другими лицами: постановление надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК№2уп-175-10 от 27. 07. 2010 г. (извлечение)//Жукенов А. Т. Судебная практика по уголовным делам. -Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2013-С. 353-354.
3sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015.
Понятия предмет взятки включают деньги в любой валюте, находящейся в обороте. Понятие ценной бумаги дано в ст. 129 ГК РК, это совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права. Перечень видов ценных бумаг дан в этой же ст. 129 ГК РК; иное имущество – любые материальные ценности, обладающие товарной стоимостью.
Взятка может быть передана самому должностному лицу или его близким, но с его ведома и согласия. Она может быть вручена непосредственно взяткодателем или посредником. Причем законодателем предусмотрен специальный состав об ответственности за посредничество. В отличие, к примеру от опыта УК РФ, наш законодатель не счел этот состав избыточным, как обосновывают это тем, что посредничество – разновидность соучастия в даче взятки.
Передача взятки может носить как открытый, так и замаскированный характер. В частности, в практике все чаще встречаются случаи получения взятки под видом гонорара за лекции, книги, консультирование, а также под видом премирования, карточного проигрыша, предоставления займа, выгодной для должностного лица продажи ему имущества и т.д. Одна из замаскированных разновидностей взятки – ценные подарки, например от иностранных фирм, представители которых ведут переговоры с должностным лицом. Но здесь надо помнить об опасности объективного вменения, когда речь идет о неэтичном, но не уголовно наказуемом поведении начальника, принимающего ценные подарки от подчиненных по случаю юбилея, награждения и т.д. В некоторых таких случаях может иметься состав злоупотребления служебными полномочиями.
При сравнении формулировок ст. 361 и 366 УК РК относительно пределов действия норм легко обнаружить, что ст. 366 УК РК устанавливает более широкие пределы. Как уже отмечалось, злоупотребления служебными полномочиями могут квалифицироваться только действия (бездействие), совершенные в рамках этих полномочий. Между тем, взяточничество будет иметь место и в случаях, когда услуга взяткодателю находится вне рамок полномочий должностного лица, но осуществляется с использованием его служебного авторитета. Что касается общего покровительства, о котором также говорит рассматриваемая статья, то речь идет о конкретизированных или общих ожиданиях заинтересованного лица относительно продвижения по службе, защите от возможных последствий противоправного служебного поведения, об отказе от передачи в правоохранительные органы материала о преступных действиях и т.д.
Состав получения взятки – формальный. Он будет оконченным с момент принятия должностным лицом хотя бы части взятки независимо от наступления последствий, которых добивается заинтересованное лицо. Если речь идет о преступных действиях должностного лица, совершенных за взятку, необходима квалификация по совокупности деяний.
Рассматриваемая статья содержит и описание квалифицирующих обстоятельств, значительно усиливающих ответственность. Это получение взятки в значительном размере, незаконность действий, совершаемых за взятку (ч.2), совершение уголовного правонарушения (ч.3): а) путем вымогательство взятки; б) группой лиц по предварительному сговору; в) получение взятки в крупном размере; г) неоднократность.
Часть 4 ст. 366 УК РК предусматривает ответственность за совершение вышеназванных деяний преступной группой или за получение взятки в особо крупном размере. Большинство этих понятий рассматривалось ранее. Поэтому надо дать объяснения лишь относительно вымогательства и получения взятки в крупном размере и особо крупном размере. Эти размеры определены в п.п.38, 3 ст. 311 УК РК: речь идет о сумме денег или стоимости ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих от три тысячи до десяти тысяч месячных расчетных показателей (крупный размер) и превышающих десять тысячи месячных расчетных показателей (особо крупный).
Вымогательство взятки в соответствии с п.11 нормативного постановления Верховного Суда РК от 27 ноября 2015 №8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» означает требование лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя или представляемых им лиц, либо умышленное создание таких условий, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для правоохраняемых интересов1.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив получения взятки в абсолютном большинстве случаев корыстный.
Субъект уголовного правонарушения – специальный, должностное лицо.
Дача взятки (ст. 367 УК РК).
Объективная сторона уголовного правонарушения состоит в даче (в незаконном вручении, пересылке и т.д. ) лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций либо приравненному к нему, либо лицу, занимающему ответственную государственную должность, либо должностному лицу, либо должностному лицу иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
Квалифицирующим признаком является дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
Состав уголовного правонарушения по конструкции – формальный. Дача взятки считается оконченным деянием с момента принятия лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом, либо должностным лицом иностранного государства или международной организации хотя бы части взятки. В случаях когда предлагаемая взятка не принята, действия взяткодателя квалифицируются как покушение на дачу взятки, а действия посредника – как соучастие в покушении на дачу взятки. При наступлении последствий, которых добивался взяткодатель, может встать вопрос о квалификации его действий по совокупности как соучастия в соответствующем преступлении.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Давая взятку, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должностного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе.
Субъект уголовного правонарушения – любое лицо, достигшее шестнадцати лет.
Квалифицирующие признаки, за исключением указанных в ч.2 ст. 367, являются корреспондирующими отягчающим обстоятельствам получения взятки. Так, ч.2 ст. 367 УК РК предусматривает дачу взятки в значительном размере. В соответствии с п.2 ст. 3 УК РК это составляет от 50 до 3000 месячных расчетных показателей.
Часть 3 и 4 ст. 367 УК РК корреспондирует ч.3 и 4 ст. 366 УК РК. Соответственно набор отягчающих обстоятельств являются аналогичным.
Пример. Из материалов дела установлено, что осужденный Н., работая следователем СО Сардинского ОП ОВД г.Актобе, являясь должностным лицом, получил от М. за прекращение находившегося в его производстве уголовного дела в отношении М. и его брата Б. деньги в сумме 30 000 тенге из оговоренной суммы в 1 000 долларов США.
В постановлении о предъявлении обвинения Н. указано что он, требуя у М. взятку в виде денег в сумме 1 000 долларов США под угрозой привлечения его и брата к уголовной ответственности и ареста, создал тем самым для них условия, вынуждающие передать взятку, и получил от них 30 000 тенге.1.
1sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015
1Лицо, занимавшее должность следователя органов внутренних дел, выполняло функции представителя власти, являлось должностным лицом, в полномочия которого входило принятие решения о прекращении дела, в том числе за примирением сторон, и его действия не могут быть квалифицированы как мошенничество, а являются получением взятки должностным лицом без квалифицирующего признака «вымогательств //Бюллетень Верховного Суда РК. -2015. -№4. -С. 20-24.
В целях облегчения борьбы со взяточничеством п.2 примечания к ст. 312 УК РК предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, давшего взятку, если имело место вымогательство или если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Кроме того, в п.1 примечания указано, что не влечет уголовной ответственности передача впервые лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расчетных показателей, если совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.
Посредничество во взяточничестве (ст. 313 УК РК).
Объективная сторона состоит в посредничестве во взяточничестве – способствовании взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Верховный Суд РК в п.18 нормативного постановления Верховного Суда РК от 27 ноября 2015 №8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» указывает: необходимо отграничивать посредничество во взяточничестве от дачи и получения взятки, учитывая, что посредником является лицо, которое способствует взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. При этом для признания такого лица виновным в посредничестве во взяточничестве не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение1.
Пример: Из материалов уголовного дела следует, что осужденный Р. , работая начальником отдела контроля таможни «Коргас», через осужденного С. установил связь с начальником Межрайонного отдела финансовой полиции по Жаркентскому региону ДБЭКП по Алматинской области Б. , которому через С. , выступавшего в качестве посредника, передал денежные средства в сумме 3 100 000 тенге в качестве взятки, за совершение последним заведомо незаконных действий и за покровительство над их противоправной деятельностью. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Б. , из которых следует, что в ходе беседы с Р. , последний предложил ему денежные средства в виде взятки, чтобы он бездействовал и покровительствовал сотрудникам таможни. После этого Б. обратился с рапортом о преступных намерениях Р. к руководству ДБЭКП по Алматинской области. В целях документирования преступной деятельности Р. было принято решение о проведении оперативной разработки. Как видно из материалов дела неоднократные, повторяющиеся мероприятия каких-либо результатов, кроме того, что Р. передавал через посредника С. денежные средства в размере 400 000 тенге в качестве взятки Б. , других результатов не дали. Данные мероприятия не повлекли выявление других лиц, причастных к данному преступлению, кроме как увеличение размера передаваемых денежных средств в качестве взятки.1.
Квалифицирующим признаком данного уголовного правонарушения являются:
а) совершение неоднократно;
б) организованной группой;
в) лицом с использованием своего служебного положения.
Состав по конструкции – формальный. Деяние считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Участвуя в качестве посредника, лицо осознает общественную опасность действий и желает этого. Субъект уголовного правонарушения – любое лицо, достигшее шестнадцати лет, а по ч.2 как общий, так и специальный.
Квалифицирующие признаки: совершение неоднократно или преступной группой. В п.14 вышеназванного нормативного постановления отмечено, что посредничество в даче взятки одному субъекту получения взятки от нескольких взяткодателей или посредничество в получении взятки несколькими субъектами получения взятки от одного взяткодателя следует рассматривать как неоднократное, если в интересах каждого из взяткодателей взяткополучатель выполняет (не выполняет) отдельные действия или каждый субъект получения взятки, в интересах дающего взятку, действует определенным образом, и указанные обстоятельства осознаются посредником2.
1sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015
1Статья 6 УК (в редакции от 03. 07. 2014 года), закон, смягчающий ответственность и наказание имеет обратную силу, а при отказе субъекта получения взятки от получения предлагаемой взятки, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки: постановление надзорной судебной коллегии по уголовным делам//Бюллетень Верховного Суда РК. -2015. -№5. -С. 78-79.
2sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015.
Ук рк 311 статья
Что такое коррупция?
Этимологический подход к содержанию понятия «коррупции» позволяет определить последнюю как «подкуп», «взятку», исходя из латинского слова «corruptiо». В римском праве имеется также понятие «corrumpire», которое трактовалось самым общим образом, как «разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать» и обозначало соответствующее противоправное действие. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.
Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» дает следующее определение коррупции – это «…не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с исполь-зованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
Что такое взятка?
Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 311) и дача взятки (статья 312).
Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку, и тот, кто ее дает.
Что такое подкуп?
Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг или иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за использование им своего служебного положения в интересах лица, осуществляющего подкуп в Уголовном кодексе Республики Казахстан именуется коммерческим подкупом (статья 231).
Взяткой могут быть:
Коррупционными правонарушениями, связанными с противоправным получением благ и преимуществ, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:
- — принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством. Денежные средства, поступившие на счет лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет с представлением объяснения в соответствующий налоговый орган об обстоятельствах поступления таких средств;
- — принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций либо от лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.
Наказание за взятку
Наказание за коммерческий подкуп (статья 231 УК РК)
- — штраф в размере от пятисот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года
- — либо ограничение свободы на срок до двух лет
- — либо лишение свободы до трех лет
Если те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
- — штраф в размере от восьмисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восьми месяцев до одного года
- — либо ограничение свободы на срок до трех лет
- — либо лишение свободы на срок до пяти лет
- — штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев
- — либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет
- — либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет
Если деяния, предусмотренные выше, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) совершены неоднократно;
в) сопряжены с вымогательством
- — штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года
- — либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет
- — либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией
Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним
- — все должностные лица;
- — депутаты Парламента и маслихатов;
- — судьи;
- — все государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе
- — лица, избранные в органы местного самоуправления;
- — граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
- — служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;
- — лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов, а также организациях, доля государства (не менее тридцати пяти процентов) в уставном капитале которых передана национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным институтам развития, национальным компаниям, а также в их дочерних организациях
Антикоррупционное поведение
государственных служащих, а также лиц,
приравненных к ним
Государственные служащие должны противостоять проявлениям коррупции, не допускать коррупционных правонарушений либо деяний, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции.
Государственные служащие должны пресекать факты коррупционных правонарушений со стороны других государственных служащих.
Если государственный служащий располагает достоверной информацией о коррупционном правонарушении, он должен принять необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения.
К необходимым мерам относятся информирование уполномоченных государственных органов и информирование вышестоящего руководителя, руководства государственного органа.
После получения информации о коррупционном правонарушении руководство государственного органа принимает по ним соответствующие меры, в том числе по защите государственного служащего, если в его действиях нет нарушений законодательства, от незаконного преследования, негативно влияющего на дальнейшую служебную деятельность государственного служащего, его права и законные интересы.
Государственные служащие своими действиями и решениями не должны допускать административных и иных препятствий, затрудняющих реализацию физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов. В случае выявления таких фактов государственные служащие должны принимать меры по их устранению.
Государственные служащие должны использовать все возможности по предотвращению экономического ущерба государству, не допускать инициирования проверок в личных интересах и интересах третьих лиц.
Государственные служащие не должны использовать свои должностные полномочия и связанные с ними возможности для получения личной имущественной и неимущественной выгоды.
Государственные служащие должны принимать меры по недопущению конфликта интересов.
При возникновении конфликта интересов, то есть ситуации, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и надлежащим исполнением им своих должностных полномочий или законными интересами физических и юридических лиц, государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам, государственный служащий обязан принять меры по его предотвращению и урегулированию, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о государственной службе
Публичные выступления государственных служащих
Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами государственного органа.
Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитета государственной службы.
Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно:
- не соответствует основным направлениям политики государства;
- раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию;
- содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих.
Не допускаются публикации государственными служащими от имени государственного органа по вопросам, не связанным с проведением государственной политики, деятельностью государственного органа и государственных служащих. Публикация материалов по педагогической, научной и иной творческой деятельности может осуществляться государственным служащим только от собственного имени как частного лица.
Действия государственного служащего в случае публичного обвинения в коррупции
При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупции, в том числе в занятии предпринимательской деятельностью, лоббировании чьих-либо интересов, а также незаконном получении доходов и имущества, несопоставимых с доходами государственного служащего, он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению, в том числе в судебном порядке.
Ответственность лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения
Государственный служащий, работник правоохранительного органа, сообщившие органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения в отношении другого государственного служащего, работника правоохранительного органа наказываются в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций по представлению органа, ведущего борьбу с коррупцией.