Требования к эксплуатации пожарной техники

Автор: | 13.07.2018

Требования к эксплуатации пожарной техники

А втоматизированная информационно-справочная система требований пожарной безопасности (в соответствии с нормами строительного проектирования) “ Экспертиза

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда

Occupational safety standards system.

Fire engineering. Safety requirements

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 11 декабря 1978 г. № 3286 срок введения установлен с 01.01 1980 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на пожарную технику и устанавливает требования безопасности к ней и к контролю их выполнения.

Стандарт не распространяется на:

установки пожаротушения и средства пожарной и охранно-пожарной сигнализации и связи;

средства индивидуальной защиты;

пожарные поезда, суда, вертолеты и самолеты.

1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.1 Пожарная техника должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74 , ГОСТ 12.4.009-83 и настоящего стандарта.

1.1.2 Требования безопасности к пожарной технике конкретного вида должны быть установлены в стандартах или технических условиях, а также в инструкциях по эксплуатации на эти виды пожарной техники.

1.1.4 Соответствие пожарной техники требованиям безопасности следует проверять при приемочных и квалификационных испытаниях по ГОСТ 15.001-88.

1.1.5 Методы испытаний — по стандартам или техническим условиям на пожарную технику конкретного вида.

1.1.6 В местах проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки «Осторожно! Прочие опасности» по ГОСТ 12.4.026-76 и поясняющая надпись «Идут испытания» , а на рабочих местах испытателей — вывешены инструкции и правила безопасности.

1.2. Требования безопасности к пожарным машинам

1.2.1 Конструкция и компоновка пожарных машин , монтируемых на колесном или гусеничном шасси , не должна снижать показателей безопасности базовой машины.

1.2.2 Устройство пожарных машин (размещение агрегатов , систем управления , пожарно-технического вооружения , боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара , а также безопасность во время движения , при техническом обслуживании и ремонте. Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации , оперативность боевого развертывания , удобство и безопасность при съеме и установке.

1.2.3 Число внешних световых приборов общего назначения пожарных автомобилей , тракторов и прицепов , цвет и расположение — по ГОСТ 8769-75.

Число и цвет проблесковых маячков пожарных автомобилей — по ГОСТ 21392-75.

Внешние специальные осветительные фонари — по стандартам или техническим условиям на пожарные машины конкретных типов.

1.2.4 Сигнально-информативная окраска пожарных автомобилей , тракторов и прицепов должна соответствовать требованиям ГОСТ 21392-75 со следующим дополнением: выступающие и перемещающиеся части , представляющие опасность при обслуживании , должны быть окрашены полосами чередующихся красного и белого цветов с соотношением ширины 1 : 1 и в соответствии с нормативно-технической документацией на цветографические схемы.

Наружная окраска защитных кожухов агрегатов должна соответствовать цвету интерьера мест их установки. Внутренняя окраска кожухов должна иметь сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.

1.2.5. Специальный звуковой сигнал пожарных автомобилей — по ГОСТ 21392-75.

1.2.6. Конструкция кабины водителя и салона боевого расчета должна обеспечивать поддержание температуры воздуха внутри кабины и в салоне на уровне требований нормативно-технической документации на конкретные типы пожарных машин.

1.2.7. Кабина водителя пожарных автомобилей, монтируемых на базе грузовых автомобилей, — по ГОСТ 12.2.023-76.

1.2.8. Содержание вредных примесей в кабине водителя и салоне боевого расчета не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005-76.

Примечание. Указанное требование должно выполняться при условии, что содержание вредных примесей в окружающей среде не превышает предельно допустимых концентраций

1.2.9. Выхлоп отработанных газов не должен быть направлен в сторону расположения органов управления насосом, автолестницей и др.

1.2.10. Конкретные числовые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, создаваемых другой пожарной техникой, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

1.2.11. Конкретные числовые значения вибрационных характеристик в виде ВХ-1 — для водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или в виде ВХ-2 — для другой пожарной техники, не имеющей встроенных рабочих мест, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида в соответствии с ГОСТ 12.1.012-78.

1.2.12. Температура поверхностей работающих агрегатов (механизмов) внутри кабины водителя и салона боевого расчета, подверженных нагреву и доступных для прикасания, не должна превышать 45 ° С.

1.2.13. Двери кабины водителя и салона, а также дверцы отсеков кузова пожарных машин должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

1.2.14. Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

1.2.15. Пожарные машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола кабины или платформы более 400 мм от земли.

В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее 150, глубина — не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы.

Пожарные машины, монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.

1.2.17. Органы управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с учетом обеспечения его безопасности.

После прекращения воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении, они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение.

Органы управления должны быть скомпонованы с учетом установленного для пожарных машин конкретного типа порядка руч­ных операций, исключать лишние движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять эргономическим требованиям ГОСТ 21752-76 и ГОСТ 21753-76.

1.2.18. Конструкция пневмо- и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения должна быть безопасной при обслуживании. Пневматические приводы — по ГОСТ 12.3.001-73. Гидравлические приводы н другие гидравлические устройства — по ГОСТ 16028-70.

Сосуды, работающие под давлением, должны соответствовать, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, рабо­тающих под давлением», утвержденным Госгортехнадзором СССР. Требования к гидроцилиндрам — по ГОСТ 16514-79.

1.2.19. Устройство и эксплуатация электрооборудования должны соответствовать «Правилам устройства электроустановок», «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденным Госэнергонадзором, а также «Правилам безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов», утвержденным МВД СССР.

Электрооборудование пожарных машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0-75.

1.2.20. Пожарные автомобили должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности в соответствии с «Правилами дорожного движения», утвержденными МВД СССР, а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Пожарные автомобили должны быть укомплектованы двумя противооткатными упорами (башмаками).

1.2.21. Не допускается выполнять реконструкцию пожарного автомобиля, предусматривающую изменение количества, номенклатуры и (или) мест размещения пожарно-технического вооружения, при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации.

1.3. Требования безопасности к огнетушителям

1.3.1. Ручные н передвижные огнетушители должны:

обладать, как правило, внешними признаками, способствующими опознаванию;

обеспечивать удобство доставки к очагу пожара и быстроту приведения в действие;

обеспечивать безопасность в режиме ожидания и в режиме пожаротушения;

обеспечивать возможность автоматизации (механизации) зарядки.

1.3.2. На объектах класса ЭСИБ безискровой и слабой электризации на объектах классов Э1 и Э2 по ГОСТ 12.1.018-86 не допускается размещать и применять порошковые и СО2 — огнетушители с раструбами из диэлектрических материалов.

1.3.3. Огнетушители, предназначенные для установки на транспортных средствах (автомобилях, вездеходах, тракторах и др.), должны комплектоваться кронштейнами.

Кронштейн должен удерживать огнетушитель, не закрывать своими элементами инструктивные надписи, быть безопасным в работе и удобным для установки и оперативного извлечения огнетушителя.

К введению в эксплуатацию допускаются полностью заряженные и опломбированные огнетушители, снабженные биркой с указанием даты (месяц и год) зарядки и даты очередной перезарядки, контроля и технического освидетельствования. Допускается наносить на корпус огнетушителя с противоположной стороны насадка штемпельной краской технические данные, содержащиеся на бирке.

На корпусе огнетушителя должны быть нанесены указания (надписи или графические изображения) о порядке приведения огнетушителя в действие, индексе класса пожара по ГОСТ 27331-87, виде огнетушащего вещества, диапазоне температур хранения (транспортирования), возможности использования для тушения электроустановок и величине предельного напряжения, а также предостережение:

«Предохранять от действия прямых солнечных лучей и нагревательных приборов».

Метод нанесения, цвет и величина надписей должны обеспечивать их четкое прочтение в течение срока между очередными переосвидетельствованиями.

1.3.4. Способы приведения в действие огнетушителей различных типов не должны иметь принципиальных отличий.

Примечание. Требование данного пункта распространяется на вновь проектируемые и модернизированные изделия.

1.3.5. Запорно-пусковые устройства рычажного, кнопочного или рычажно-кнопочного типа должны обладать возможностью прерывать подачу заряда н вновь приводить огнетушитель в действие.

Примечание. Требование данного пункта распространяется на вновь проектируемые и модернизированные изделия.

1.3.6. Усилие, необходимое для приведения огнетушителя в действие, не должно превышать 230 Н (23 кгс) при пуске, осуществляемом кистью руки, и 100 Н (10 кгс) — при нажатии большим пальцем.

Устройство пуска должно четко выделяться на фоне других деталей огнетушителя.

1.3.7. Огнетушители, предназначенные для доставки к месту загорания вручную, должны иметь массу не более 20 кг. Огнетушители массой более 20 кг должны быть оборудованы колесами. Величина тягового усилия для перемещения таких огнетушителей вручную по ровной горизонтальной поверхности с бетонным или асфальтовым покрытием не должна превышать 250 Н (25 кгс).

1.3.8. Форма и размеры запорно-пусковых устройств рычажного типа и ручек (рукояток), служащих для доставки огнетушителя к месту загорания, должны обеспечивать удобство их захвата кистью руки.

Диаметр корпусов огнетушителей вместимостью до 2 л охватываемых кистью руки при использовании, должен быть не более 90 мм.

1.3.9. В огнетушителях должны быть предусмотрены предохра­нительные устройства или другие средства обеспечения безопас­ности от превышения давления в корпусе сверх рабочего.

1.3.10. Запорно-пусковое устройство огнетушителей всех типов должно иметь надежную фиксацию от самопроизвольного срабатывания от вибраций, сотрясений или случайного нажатия на эле­менты пуска.

1.3.12. Ручные огнетушители вместимостью 5 л и более, а также передвижные огнетушители должны быть оборудованы гибким шлангом.

1.3.13. Ручные огнетушители с зарядом массой более 5 кг должны быть устойчивыми от самоопрокидывания при установке на горизонтальной поверхности.

1.3.14. Раструб углекислотных огнетушителей, жестко прикрепляемый к корпусу, должен обладать возможностью поворачиваться с надежной фиксацией в заданном положении.

1.3.15. Узлы и детали огнетушителя, мешающие осмотру внутренней поверхности корпуса, должны быть съемными.

Корпуса огнетушителей (баллоны), не выдержавшие гидравли­ческих испытаний, ремонту не подлежат.

1.4. Требования безопасности к пожарному оборудованию

1.4.1. Пожарное оборудование водопроводных сетей и комплектующее оборудование должно:

быть рассчитано на рабочее давление не менее 1 МПа (10 кгс/см 2 ) кроме комплектующего оборудования всасывающих коммуникаций;

не вызывать гидравлического удара при пуске и в рабочем режиме в пределах, опасных для обслуживающего персонала;

быть установлено в безопасных местах, удобных для обслуживания.

1.4.2. Форма органов управления запорными устройствами, а также усилия их открывания (закрывания) должны соответствовать эргономическим требованиям.

Вентили и краны должны быть снабжены указателями (стрелками) и надписями: «Открыто» и «Закрыто».

1.4.3. Цвет пожарного оборудования должен соответствовать установленному в стандартах или технических условиях на оборудование конкретного вида.

Окраска запорных вентилей внутренних пожарных кранов и пожарных трубопроводов (стояков) — по ГОСТ 14202-69.

1.4.4. Герметичность запорных устройств при испытании водой должна быть не ниже 2-го класса — по ГОСТ 9544-75.

Читайте так же:  Гражданский кодекс взыскание расходов

1.4.5. Ручные водяные пожарные стволы, предназначенные для комплектования пожарных машин, должны быть оборудованы перекрывающими устройствами, иметь чехлы из материала, обладающего низкой теплопроводностью и быть снабжены ремнями для удобства переноски.

Примечание. Требование данного пункта распространяется на вновь проектируемые и модернизированные изделия.

1.4.6. Пожарное оборудование должно иметь маркировку с указанием рабочего давления и других данных по ГОСТ 4666-75 и ГОСТ 2171-79.

Комплектующее пожарное оборудование, установка которого в схему коммуникации пожаротушения связана с направлением потока среды (пожарный гидроэлеватор, пеносмеситель и др.), должно иметь на корпусе соответствующий указатель по ГОСТ 4666-75.

1.4.7. Рукавные задержки должны быть прочными при нагрузке до 2000 Н (200 кгс).

1.5. Требования безопасности к пожарным спасательным устройствам

1.5.1. Ручные пожарные лестницы должны быть прочными, удобными для захвата и переноски, а также безопасными и удобными при обслуживании.

1.5.2. Параметр шероховатости поверхностей деталей деревянных лестниц не должен превышать значений, предусмотренных для 7-го класса чистоты по ГОСТ 7016-82.

Усилие, необходимое для раскладывания (складывания) лестницыпалки, должно быть не более 80 Н (8 кгс). Усилие, необходимое для выдвигания трехколенной лестницы, должно быть не более 500 Н (50 кгс).

1.5.3. Ступеньки лестниц должны быть, заделаны в тетивы, а их форма должна обеспечивать устойчивое положение ступни.

1.5.4. Конструкция трехколенной лестницы должна обеспечивать:

устойчивое, без соскальзывания, положение в местах установ­ки на поверхностях, в том числе с твердым покрытием;

боковую устойчивость лестницы, прислоненной к стене, за счет опорных элементов на ее вершине;

надежное стопорение (останов), исключающее самопроизвольное соскальзывание колен на любой высоте, кратной шагу ступенек.

1.5.5. На корпусах дымососов с вращающимся рабочим органом должно быть указано стрелкой направление вращения.

Рабочий орган должен иметь защитное ограждение.

1.5.6. Органы управления дымососов следует размещать в безопасных зонах. Форма и значение прикладываемого усилия — по ГОСТ 21752-76 и ГОСТ 21753-76.

Рукоятка для переноски должна иметь чехол из материала, обладающею низкой теплопроводимостью.

1.6. Требования безопасности к ручному пожарному инструменту

1.6.1. Ручные машины ударного, поступательно-вращательного и вращательного действия с пневмо-, электро- или бензоприводом, применяемые в пожарной охране в качестве ручного механизированного инструмента, должны:

иметь значения параметров вибрации, не превышающие установленных ГОСТ 17770-72;

иметь параметры шума, не превышающие октавные уровни звуковой мощности, установленные в стандартах и технических условиях на машины конкретного вида;

автоматически отключаться при прекращении воздействия на органы управления;

обеспечивать работоспособность и безопасность в условиях эксплуатации.

1.6.2. Механизированный пожарный инструмент с бензоприводом должен быть выполнен и применен так, чтобы выхлоп отработавших газов не мешал работе оператора и не загрязнял зону его дыхания вредными примесями свыше норм, установленных ГОСТ 12.1.005-76.

1.6.3. Требования безопасности к конструкции и эксплуатации ручных машин с пневмоприводом — по ГОСТ 12.2.010-75, с электроприводом — по ГОСТ 12.2.013-87 и ГОСТ 8524-80.

1.6.4. Требования безопасности к оборудованию и аппаратуре для газопламенной обработки металлов (газорезательные аппараты) — по ГОСТ 12.2.008-75. Давление горючих газов перед аппаратурой — по ГОСТ 8856-72.

1.6.5. Ручной немеханизированный пожарный инструмент должен иметь форму и массу, отвечающие эргономическим требова­ниям.

Металлические части топоров и багров должны быть надежно насажены на рукоятки. Прочность насадки должна быть установлена в стандартах и технических условиях на инструменты конкретного вида.

Деревянные рукоятки должны быть изготовлены из прочных пород древесины, не иметь признаков порчи, сучков, трещин и сколов.

1.6.6. Изолирующие рукоятки ножниц для резки электропроводов должны соответствовать требованиям ГОСТ 11516-79.

2. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Порядок отбора образцов для испытаний должен соответствовать установленному в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

2.3. Допускается применять средства измерении, не указанные в настоящем стандарте, но допущенные к эксплуатации с разрешения Госстандарта.

2.4. Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть подвергнуты поверкам и ревизиям в соответствии с ГОСТ 8.002-71.

2.5. При проверке состояния воздушной среды определяют концентрацию вредных веществ по приборам с чувствительностью не менее 1/3 предельно допустимой концентрации для каждого вещества в соответствии с ГОСТ 12.1.005-76.

Время отбора проб — не более 30 мин.

2.6. Методы измерения параметров шума (п. 1.2.10) и вибрации должны быть установлены в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

Аппаратура для измерения параметров шума — по ГОСТ 17168-82 и ГОСТ 17187-81.

Параметры вибрации ручных машин, применяемых в пожарной охране в качестве ручного механизированного инструмента, следует измерять по ГОСТ 16519-78 и стандартам на методы испытаний машин конкретных типов.

Средства измерения и контроля вибрации — по ГОСТ 12.4.012-83.

2.7. Метод определения механических колебаний должен быть установлен в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида. Проведение измерений — по ГОСТ 13731-68.

2.8. Методы измерения параметров пневмоприводов — по ГОСТ 19862-87.

2.9. Для измерения давления при периодических испытаниях следует применять манометры по ГОСТ 8625-77 и ГОСТ 2405-80 с красной чертой на шкале, указывающей максимально допускаемое рабочее давление. При испытаниях на герметичность следует применять манометры класса точности 2,5 или более точные.

2.10. Усилие, действующее на органы управления, следует измерять динамометром или другими приборами, предназначенными для этой цели.

2.11. Температуру нагретых поверхностей следует измерять термометром или термоэлектрическим преобразователем с погрешностью ±2°С. Температуру измеряют не менее чем через 1 ч работы испытываемого изделия.

А втоматизированная информационно-справочная система требований пожарной безопасности (в соответствии с нормами строительного проектирования) “ Экспертиза

Требования к эксплуатации пожарной техники

V. Требования безопасности, предъявляемые к пожарной технике и пожарно-техническому вооружению и оборудованию

244. Пожарная техника, пожарные защитные костюмы и индивидуальное снаряжение, состоящие на вооружении подразделений ГПС, должны обеспечивать безопасность личного состава подразделений ГПС при несении службы, тушении пожаров, занятий и т.п. Эксплуатация их в неисправном состоянии запрещается.

245. На все виды вновь поступающих в подразделение ГПС пожарной техники, ПТВ,огнетушащих веществ и других изделий пожарно-технического назначения руководитель подразделения ГПС обязан потребовать от поставщика сертификат соответствия и сертификат пожарной безопасности, без которого их применение запрещается.

246. Испытание ПТВ, иного оборудования и снаряжения производится перед постановкой в боевой расчет и периодически в процессе эксплуатации.

Порядок и сроки испытания ПТВ, иного оборудования, аппаратов и приборов изложены в приложении 3 настоящих Правил. Результаты испытаний заносятся в Журнал испытаний пожарно-технического вооружения (приложение 4).

247. Основные требования по безопасной эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов определяются Правилами безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов. Меры безопасности при работе сосудов и гидросистем под давлением должны соответствовать Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

248. Все ПТВ, иное оборудование, СИЗОД, приборы, аптечки первой медицинской помощи и индивидуальное снаряжение с момента их поступления в подразделение ГПС подлежат учету. Они маркируются с указанием инвентарного номера, который не меняется в процессе эксплуатации на весь период нахождения в подразделении ГПС.

249. ПТВ, оборудование,СИЗОД, приборы и индивидуальное снаряжение, не имеющие инвентарного номера и даты испытания, считаются неисправными и снимаются с боевого расчета.

Требования правил по охране труда при проведении технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники. Занятие

Внимание! Если Вы ничего не увидели, обновите страницу! Возможно формат файла не поддерживается
для отображения в окне просмотра. Материал доступен по кнопке СКАЧАТЬ! (прокрутите вниз)

Тема: Требования «Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России», утвержденных приказом МЧС России от 31.12.2002 г. №630. Занятие. Требования правил по охране труда при проведении технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА: Требования «Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России», утвержденных приказом МЧС России от 31.12.2002 г. №630. Материально-техническое обеспечение: оборудовани

Занятие. Требования правил по охране труда при проведении технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА:

Требования «Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России», утвержденных приказом МЧС России от 31.12.2002 г. №630.

Материально-техническое обеспечение: оборудование учебного класса.

Подготовительная часть – 5 минут………………………………………………2 стр.

Основная часть – 35- минут…………………………………………………. ….2 стр.

Заключительная часть – 5 минут……………………………………………..…. 15 стр.

1. Подготовительная часть (5 минут)

проверка обучаемых, согласно списка;

проверка у обучаемых средств материального обеспечения занятий (учебные пособия, рабочие тетради (конспекты), ручки и т.д.);

2. Основная часть (35 минут)

В МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, предусматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.

На посту ТО необходимо иметь:

•инструкции по охране труда при работе на каждом виде оборудования;

•защитные очки, резиновые перчатки, фартуки, брезентовые рукавицы для работы на оборудовании и с электролитом;

•первичные средства пожаротушения;

•стенд с приказом руководителя подразделения ГПС о допуске лиц для работы на станках (после сдачи ими зачетов по охране труда) и список лиц, допущенных к работе на станках, инструкцией по охране труда и пожарной безопасности;

•аптечку первой помощи.

На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:

•загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;

•держать открытыми заливные горловины топливных баков автомобиля;

•мыть детали ЛВЖ и ГЖ;

•держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;

•хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;

•заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать пожарные автомобили при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.

Щелочь, кислота, дистиллированная вода, используемые в аккумуляторной, должны храниться раздельно в стеклянной плотно закрытой посуде.

На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой и нейтрализующими растворами должны быть сделаны соответствующие надписи (указаны наименования).

При работе с кислотными аккумуляторными батареями необходимо:

•использовать переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг;

•производить переливание кислоты только посредством специального сифона;

•осуществлять приготовление электролита в специально отведенном помещении в свинцовой, фаянсовой или эбонитовой ваннах, при этом серную кислоту необходимо вливать в дистиллированную воду, помешивая раствор;

•производить перевозку и переноску бутылей с серной кислотой и электролитом в корзинах или деревянных клетях.

Транспортировку аккумуляторных батарей разрешается производить только на специальных тележках. По окончании работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.

•приготавливать электролит в стеклянной посуде, лить дистиллированную воду в серную кислоту, работать с кислотой без предохранительных очков, резиновых перчаток, сапог и резинового передника;

•входить в аккумуляторную с открытым огнем, курить;

•устанавливать в аккумуляторной выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т.д.;

•пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т.д.);

•проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием клемм;

•хранить и принимать пищу и питьевую воду в помещении аккумуляторной.

Требования пожарной безопасности на посту ТО.

категория производства по взрывопожарной и пожарной опасности – В-2.

класс зоны по ПУЭ П-2а.

площадь помещения – 76,2 м.

Помещение склада оборудовано одним огнетушителем типа ОУ-5, одним порошковым огнетушителем.

помещение предназначено для проведения работ по техническому обслуживанию автомобилей, не связанных с обращением ЛВЖ и ГЖ, а также снятием и разборкой двигателей и агрегатов автомобилей. Ответственный за пожарную безопасность на посту ТО – старший механик части.

Ответственный за пожарную безопасность обязан:

•обеспечивать соблюдение установленного противопожарного режима при проведении работ по ТО автомобилей;

•следить за исправным состоянием электрооборудования, систем отопления и ПСПТ, принимать немедленные меры для устранения выявленных нарушений;

•проводить инструктаж личного состава, работающего на посту ТО;

•по окончании рабочего дня производить осмотр помещения с записью результатов осмотра в «Журнале осмотра помещений в части перед закрытием» на ЕДДС «Служба спасения 01».

Хранение сгораемых материалов, ЛВЖ, ГЖ и ГСМ в помещении не допускаются.

Проходы, подступы к ПСПТ должны быть свободными. Автомобили должны устанавливаться в соответствии норм.

По окончании рабочего дня электрооборудование должно быть обесточенным.

Запрещается мыть агрегаты и детали ЛВЖ и ГЖ.

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на посту ТО и ТР запрещается.

Читайте так же:  Гпх договор отчисления

Кузнечные, термические, сварочные, молярные, деревообрабатывающие работы должны производиться в специально отведенных помещениях автотранспортных предприятий, за которыми закреплены автомобили.

Для освещения мест проведения работ должны использовать светильники с применением гибких кабелей, оборудованные защитными колпаками, защитными стеклами и крючками для подсветки.

Не допускается нахождение на посту ТО посторонних лиц.

Работы по подзарядке и ремонту аккумуляторов должны производиться в вытяжном шкафу, при включенной местной вытяжной вентиляции и исправных контрольных приборах. Совместное проведение работ по зарядке аккумуляторных батарей с производством пожароопасных работ запрещено.

На посту ТО запрещается:

•производить работы, не связанные с ТО и ТР автомобилей;

•курить и применять открытый огонь;

•хранить ЛВЖ, ГЖ и ГСМ, а также тару из под них;

•оставлять автомобили с включенной системой зажигания;

•хранить спецодежду и обтирочный материал;

•производить подзарядку аккумуляторов непосредственно на автомобилях;

•оставлять на рабочих местах и в кабинах автомобилей обтирочные материалы и ГСМ;

•держать автомобили с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии неисправностей топливной системы;

•эксплуатировать электрооборудование, не соответствующее классу зоны по ПУЭ.

Электрооборудование поста ТО должно соответствовать классу зон по ПУЭ и проверяться электротехническим персоналом цеха 33 не реже одного раза в квартал.

Охрана труда, охрана окружающей среды, пожарная безопасность при техническом обслуживании, ремонте, эксплуатации и хранении техники

Работа по охране труда, охране окружающей среды и обеспечению пожарной безопасности в учреждениях производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России по следующим основным направлениям:

изучение руководителями, специалистами, водителями, рабочими, другими работниками учреждения нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России об охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности;

соблюдение правил по охране труда обеспечение безопасных условий и сокращение применения тяжелого физического труда;

соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей (механиков-водителей и др.) техники;

строгое соблюдение требований законодательства Российской Федерации о труде, других нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании техники, ремонте технологического, подъемно-транспортного, вентиляционного, санитарно-технического, отопительного и другого оборудования, механизмов, энергетических установок, паровых и водогрейных котлов, сосудов и аппаратов, работающих под давлением, транспортных средств и других потенциально опасных объектов;

уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу, недопущение сброса неочищенных сточных вод, загрязнения земли производственными и бытовыми отходами;

оснащение парков (гаражей) специальным оборудованием, приборами и системами для обнаружения вредных веществ и оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты и иным инвентарем;

иные профилактические мероприятия.

3. Заключительная часть (5 минут)

отвечаю на вопросы обучаемых, возникшие в ходе занятия;

краткий опрос по пройденной теме;

задание на самостоятельную подготовку:

а) охрана труда, безопасные условия труда, производственная деятельность;

б) ответственность за нарушения правил охраны труда.

Требования к эксплуатации пожарной техники

Пожарные работают в условиях, резко отличных от нормальных: на их работу оказывает влияние непрерывное нервно-психическое напряжение, вызываемое режимом ожидания и выезда. Пожарные систематически работают в условиях резкой смены обстановки, часто при высокой температуре и влажности, в условиях ограниченной видимости, подвергаются большим физическим нагрузкам, их жизнь и здоровье подвергаются опасности. До настоящего времени профессия пожарных является одной из опасных.

Производственной опасностью называют возможность воздействия на пожарных опасных и вредных производственных факторов.

Опасный производственный фактор — это фактор, воздействие которого на пожарных приводит к травме. Воздействие вредного производственного фактора на пожарных приводит к заболеванию.

Под производственной травмой (греческое слово «травма» — рана) понимают травму, полученную пожарным при несении службы и вызванную несоблюдением требований безопасности труда.

К профессиональным относятся заболевания, вызванные воздействием на пожарного вредных условий труда.

Сохранение здоровья и работоспособности личного состава, а также предотвращение травматизма обусловливается мерами техники безопасности. При эксплуатации пожарных автомобилен они определяются следующими основными факторами: – созданием рациональных условий их размещения и содержания в гаражах; – обеспечением необходимых условий при их обслуживании и ремонте; – соответствием машины и пожарно-технического вооружения человеку; – высоким уровнем боевой подготовки личного состава; – знанием личным составом правил техники безопасности.

Безопасность труда в пожарной охране регламентируется «Правилами техники безопасности в пожарной охране МВД СССР».

Ответственность за правильную организацию техники безопасности, соблюдение действующих законодательств, выполнение решений вышестоящих организаций возложено: в пожарных частях — на начальников частей; в дежурных караулах — на начальников караулов; в отделениях — на командиров отделений.

При проведении занятий, учений и соревнований ответственность за технику безопасности возлагается на руководителей занятий, учений или соревнований.

При тушении пожаров ответственность за технику безопасности возлагается на лиц начальствующего состава, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке.

Охрана здоровья граждан обусловливается: рациональной планировкой гаражей для пожарных автомобилей; технически исправным состоянием пожарного оборудования и пожарно-технического вооружения; квалификацией, дисциплинированностью и знанием правил техники личным составом.

Гаражи строят в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

Пожарные автомобили и пожарно-техническое вооружение максимально приспосабливают к возможностям человека.

Техника безопасности на пожарах осуществляется в соответствии с требованиями БУПО. Техника безопасности^нли пожарно-строевая подготовка обусловливается «Наставлением по пожарно-строевой подготовке». В связи со сказанным в дальнейшем будут рассматриваться только вопросы техники безопасности при работе с пожарными автомобилями.

Обучение правилам техники безопасности

Начальствующий состав частей и подразделений пожарной охраны несет ответственность за сохранность здоровья пожарных, поэтому начальники всех степеней должны знать «Правила техники безопасности в пожарной охране МВД СССР» и руководствоваться ими в своей работе.

Для обеспечения безопасных условий работы организовать обучение личного состава знаниям правил техники безопасности и осуществлять непрерывный контроль их выполнения.

Начальствующий и рядовой состав пожарной охраны комплектуется из физически здоровых лиц не моложе 18 лет. Контроль за состоянием здоровья осуществляется ежегодным медицинским осмотром (диспансеризацией).

Лица, поступающие в пожарную охрану, обучаются в объеме программы начальной подготовки и правил техники безопасности и сдают зачеты.

Младший начальствующий и рядовой состав пожарной охраны изучает правила техники безопасности при проведении всех специальных занятий (изучение пожарно-технического вооружения, по пожарно-прикладному спорту и т. д.). Кроме того, возможно изучение правил техники на специально организованных занятиях.

Ежегодно при подведении итогов подготовки от личного состава принимается зачет по правилам техники безопасности. Результаты зачета заносятся в специальный журнал, где указывается, по каким вопросам сдавался зачет, и ставятся подписи сдавшего и принявшего зачет.

Средний и старший начальствующий состав должен не реже одного раза в трн года сдавать экзамены на знание правил техники безопасности. Экзамены сдаются в объеме действующих правил по технике безопасности, БУПО, наставления по газодымозащит-ной службе в пожарной охране и наставления по пожарно-прикладному спорту.

Пожарные части (отряды) могут охранять отдельные объекты народного хозяйства. Личный состав таких частей должен ежегодно проходить инструктаж в объеме, предусмотренном для рабочих и служащих этих объектов. О проведенном инструктаже должна быть запись в журнале зачетов.

При тушении пожаров, ликвидации аварий или на учениях на объектах народного хозяйства начальствующий состав этих объектов обязан предупредить руководителя тушения пожара и личный состав, прибывший по повышенному номеру вызова, о требованиях техники безопасности применительно к данному производству.

Личный состав пожарных частей должен знать правила личной и общественной гигиены, основные принципы оказания медицин-екой помощи и уметь оказывать доврачебную помощь себе и пострадавшему.

В пунктах связи пожарных частей п на пожарных автомобилях должны быть укомплектованные медицинские аптечки.

Правила техники безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей

Для предотвращения травматизма необходимо обеспечить правильное содержание пожарных автомобилей, соблюдать необходимые требования при выезде и следовании на пожар, обслуживании пожарных автомобилей и их использовании при тушении пожаров. Несоблюдение правил техники безопасности не только приводит к травматизму, но и замедляет тушение пожаров, что приводит к дополнительному ущербу.

К эксплуатации пожарных автомобилей допускаются водители 1-го и 2-го классов, получившие право работы на пожарных автомобилях. Это право им предоставляется после обучения по пр >-грамме начальной подготовки. Водители несут ответственность за технику безопасности при работе на закрепленном за ними автомобиле, за исправное состояние его механизмов, агрегатов и ходовой части. О всех выявленных недостатках они докладывают начальнику караула и принимают меры к устранению недостатков. При обнаружении неисправностей пожарный автомобиль снимается с боевого расчета.

Содержание пожарных автомобилей должно быть организовано так, чтобы не загромождать проходы между ними, доступ к дверям и отсекам был свободным, в кабине и салонах не должно быть каких-либо посторонних вещей. Ящики и стеллажи для спецодежды должны устанавливаться так, чтобы к ним был свободный доступ, дверцы их должны фиксироваться в открытом положении.

Двери смежных помещений должны открываться в сторону гаража. Для безопасной установки автомобилей габариты их стоянок отмечаются белыми линиями по полу.

Номера боевого расчета должны четко знать свои обязанности и последовательность действий по сигналу тревоги.

Зарядка аккумуляторов, установленных на пожарных автомобилях, разрешается только под наблюдением водителей. Перед началом смены караула она прекращается, а зарядные устройства выключаются.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей часто сопровождается травмами боевого расчета. В настоящее время четко определены причины травм при обслуживании автомобилей. В народном хозяйстве до 40 % всех травм на автомобильном транспорте личный состав получает при обслуживании автомобилей. Наибольшее количество травм при контрольно-осмотровых работах рабочие или пожарные получают в результате падения с крыла или буфера автомобиля во время осмотра двигателя, часто ушибы и ранения рук наблюдаются при проверке замков дверей кабины и салона, отсеков и т. д. При осмотре автомобиля снизу рабочие могут получать травмы в результате удара головой о передний или задний мосты.

При обслуживании удельный вес крепежных работ достигает 18—20% от общей трудоемкости обслуживания, а .количество травм, получаемых при этом, достигает 50 %.

Большое количество несчастных случаев происходит при таких тяжелых и трудоемких операциях, как отвертывание гаек колес и стремянок рессор. Их усилия затяжки достигают 25— 40 кг*см, а иногда и больше. Такие работы необходимо механизировать.

При техническом обслуживании и ремонте необходимо пользоваться исправным инструментом. При работе гаечными ключами запрещается применять подкладки, наращивать ключ вторым ключом или трубой, отвертывать гайки с помощью зубила и т. д.

При работах на вывешенных автомобилях необходимо устанавливать упоры для предотвращения самопроизвольных опусканий пожарного автомобиля.

Запрещается выполнять техническое обслуживание и ремонт при работающем двигателе. Работа двигателя должна проверяться при заторможенных колесах автомобиля и нейтральном положении рычага переключения передач.

Шиномонтажные работы, связанные с опасностью ушибов рабочего замочным кольцом, следует производить только в специально предусмотренных местах. Смонтированные шины разрешается накачивать только в специальном ограждении или с применением устройств, предохраняющих от выскакиваний замочного кольца или разрыва покрышки. Подкачивание шин без снятия их возможно, если давление в них снизилось не более, чем на 40 % от номинального, при этом необходимо убедиться, что оно не вызвано нарушением правильности монтажа шин.

При использовании этилированного бензина должны выполняться требования «Санитарных правил по хранению, перевозке и применению этилированного бензина на автотранспорте». Этилированный бензин ядовит, поэтому им нельзя мыть руки, очень опасно засасывать его ртом через шланг для перелива в другую тару и т. п. В помещении гаража запрещена заправка бензином топливных баков.

Переносные электролампы должны заключаться в закрытые светильники с защитной сеткой, напряжение сети для их питания должно быть не выше 36В.

Рабочие места технического обслуживания и ремонта после окончания смены должны тщательно убираться. В помещениях постов технического обслуживания и в аккумуляторных необходимо вывешивать инструкции по технике безопасности.

Пригодность к работе пожарных автомобилей, пожарного оборудования определяется при технических обслуживаниях.

Перед постановкой в боевой расчет пожарное оборудование и снаряжение должны испытываться, а также периодически подвергаться проверке. Порядок и сроки испытаний должны соответствовать требованиям «Правил техники безопасности в пожарной охране МВД».

Техника безопасности при работе на пожарном автомобиле должна рассматриваться при различных боевых действиях:

— при смене караула запуск двигателей может производиться только после осмотра и приемки пожарного оборудования;

— при работе двигателей выхлопные трубы должны быть соединены с газоотводными каналами; после остановки двигателей гараж должен проветриваться;

— по сигналу боевой тревоги личный состав боевого расчета занимает свои места в порядке, установленном начальником пожарной части; посадка закончена, если личный состав занял свои места и закрыты двери кабины и салона боевого расчета (при посадке вне гаража выход личного состава разрешается после выезда пожарного автомобиля);

— при следовании на пожар за безопасное движение пожарного автомобиля отвечает водитель, для которого обязательно выполнение всех статей «Правил дорожного движения». Если пожарные автомобили оборудованы специальным звуковым сигналом (типа «Сирена» и др.) и при условии обеспечения безопасности движения, возможно отступление от предписаний «Правил дорожного движения», введенных в 1980 г. (исключая сигналы регулировщика). При следовании не на оперативное задание пользоваться звуковым сигналом запрещено. Начальствующий состав обязан знать основные требования «Правил дорожного движения» и при следовании на пожарном автомобиле не допускать их нарушения водителями. Во время движения пожарного автомобиля водитель должен непрерывно наблюдать за показаниями контрольных приборов. Появление шума и стука в агрегатах и отклонений в показаниях приборов являются происшествиями, при этом необходимо выяснить причину неисправности и устранить ее. Личному составу боевого расчета запрещается курить, высовываться из окон, стоять на подножках. В ночное время стоянка пожарного автомобиля должна обозначаться приборами освещения;

Читайте так же:  Юл налог

на месте пожара пожарный автомобиль устанавливается на ровной площадке, при этом пожарный автомобиль не должен мешать нормальному движению транспорта. Необходимо также предусмотреть возможность отвода пожарного автомобиля при внезапном распространении огня в его сторону.

При развертывании отделений спецслужб необходимо соблюдать меры безопасности, определяемые особенностями применяемой техники. При работе на пожарах водителям запрещается: без команды подавать огнетушащие средства или прекращать их подачу и переставлять пожарный автомобиль; оставлять без надзора пожарный автомобиль.

Работа пожарных автомобилей с неисправными контрольно-измерительными приборами не допускается, а при выходе их из строя необходимо доложить об этом непосредственному начальнику. До замены пожарного автомобиля контроль за работой агрегата следует осуществлять по сопутствующим работе агрегата признакам.

В темное время суток насосное отделение, щитки приборов должны освещаться.

Для предотвращения загораний пожарных автомобилей запрещается: их эксплуатация с неисправной электропроводкой, утечкой топлива, масла; пользоваться открытым огнем при подогреве двигателя и проверке уровня электролита в аккумуляторах. Возникший пожар на автомобиле следует тушить углекислотным огнетушителем, песком или накрыть очаг пламени плотным материалом.

Принятие мер при несчастных случаях в пожарной охране

Несчастным случаем на производстве называют случай с работающим, связанный с воздействием на него производственного фактора. Действия должностных лиц при возникновении несчастных случаев регламентированы инструкцией, содержащейся в «Правилах техники безопасности в пожарной охране МВД СССР» и включают: организацию помощи пострадавшим; доклад о несчастном случае старшему начальнику и местному комитету профсоюза, если пострадавший работает по вольному найму; организацию и проведение служебного расследования и составление акта; утверждение акта и принятие мер к устранению причин, вызвавших несчастный случай.

Результаты расследования несчастного случая, вызвавшие потерю трудоспособности не менее одного рабочего дня, оформляются актом. Акты подлежат хранению в течение 45 лет.

Если несчастный случай произошел по причине конструктивных недостатков машин или оборудования, то УПО (ОПО) направляют заводу-изготовителю обоснованную рекламацию. Акт-рекламация высылается в ГУПО МВД и местному комитету профсоюза.

О групповом, смертельном и тяжелом несчастных случаях начальник пожарной части немедленно сообщает начальнику УПО (ОПО) и местному комитету профсоюза. В этих случаях назначается специальное расследование с обязательной медицинской и технической экспертизой, составлением заключения и акта о несчастном случае. Раследование проводится представителем УПО (ОПО). Если несчастный случай повлек за собою гибель человека, то расследование проводит начальник УПО (ОПО) или его заместитель. Акт и заключение о групповом, тяжелом или смертельном несчастных случаях составляется в срок не более 7 дней со дня происшествия. При групповых случаях акт составляется на каждого пострадавшего. Все групповые, тяжелые и смертельные несчастные случаи с работниками пожарной охраны регистрируются в специальном журнале.

Дорожно-транспортные происшествия (дтп) и их предупреждение

Классификация ДТП, мероприятия по их предупреждению.
ДТП — происшествия, возникшие в процессе движения автотракторных транспортных средств и других самоходных машин и повлекшие за собой гибель или ранения людей, повреждение транспортных средств, дорожных сооружений, грузов и др. От ДТП в 1969 г. во всем мире погибло 200 тыс. человек и получило ранения 4 млн. человек. В течение 1971—1975 гг. ежегодно по вине водителей автомобилей в пожарной охране совершалось в среднем 160 ДТП. Из них в среднем 100 ДТП совершали водители автоцистерн. В этих ДТП было ранено 100—150 чел. ежегодно. Количество погибших составляло ежегодно около 30% от количества раненых.
ДТП происходят по разным причинам, основными из которых являются нарушение правил дорожного движения вследствие недисциплинированности водителей или несоблюдения правил вождения автомобилей. Одной из причин ДТП может являться несерьезное отношение к своим обязанностям, недисциплинированность. ДТП могут возникать вследствие технических неисправностей автомобилей, особенно тормозных систем, поэтому необходимо содержать автомобили в технически исправном состоянии.

Анализ причин ДТП очень важен, так как его результаты позволяют правильно разрабатывать необходимые мероприятия по их предотвращению. Для правильного и эффективного анализа причин ДТП необходим строгий их учет.

Все ДТП подразделяются на следующие виды: столкновение —• происшествие, при котором движущиеся транспортные средства (пожарные автомобили) столкнулись между собой или подвижным составом железных дорог; опрокидывание — происшествие при котором пожарный автомобиль потерял устойчивость и опрокинулся (к этому виду происшествий не относятся опрокидывания при столкновении транспортных средств или наезде на какие-либо предметы); наезды на препятствия (пешеходов, велосипедистов, животных, транспортное средство, гужевой транспорт) — происшествие, при котором техническое транспортное средство наехало или ударилось на препятствие (опора моста, столб и т. д.); наезды могут быть на пешеходов, животных, велосипедистов или гужевой транспорт или они сами натолкнулись на движущееся транспортное средство.

О количестве ДТП различных видов можно судить по следующим данным: в пожарной охране страны в течение 1978 г. столкновения составили 43 , опрокидывания —30 %, наезды на пешеходов—16 , наезды на неподвижные препятствия —6% и прочие происшествия —5 %.

В результате ДТП возможна гибель людей, ранения, повреждения транспортных средств. ДТП с пожарными автомобилями, как правило, сопровождаются увеличением ущерба от пожара из-за несвоевременного прибытия их на пожар. Этот ущерб в течение года может превышать стоимость списанных автомобилей в результате аварий. В течение 1971—1975 гг. ранения водителей пожарных автомобилей составляли 15—20 % от общего количества получивших ранения в ДТП в пожарной охране. Количество водителей пожарных автомобилей, погибших в течение этого периода, составило 35 % от всех получивших ранения. В число погибших в ДТП включаются люди, скончавшиеся на месте происшествия или от полученных ранений в течение семи суток с момента происшествия. Ранеными считаются люди, получившие телесные пов-вреждения, для лечения которых потребовалась госпитализация или стационарное лечение.

Профилактика ДТП должна направляться на ослабление влияния или полную ликвидацию факторов, приводящих к авариям. Факторы, от которых зависит безопасность движения, связаны с автомобилями, дорогой и водителями автомобилей.

Требования безопасности применительно к автомобилю включают техническое совершенство и техническое состояние автомобиля и его органов управления. Обеспечение безопасности движения обусловливается совершенством тормозов, устойчивостью пожарного автомобиля против опрокидывания, управляемостью. Эти факторы учитываются при разработке автомобилей.

На безопасность движения оказывает большое влияние техническое состояние пожарного автомобиля, органов его управления и тормозов. Содержание пожарного автомобиля в исправном состоянии — одна из гарантий безопасного движения, поэтому начальники караулов должны тщательно контролировать своевременность и качество подготовки пожарных автомобилей к эксплуатации, осмотр их при смене караула, систематически проверять работу водителей.

В разработке профилактических мероприятий по предотвращению и сокращению ДТП человек как участник движения занимает центральное место.

Безаварийная эксплуатация пожарных автомобилей определяется тремя группами факторов: уровнем квалификации водителей; знанием и выполнением водителями правил дорожного движения; дисциплинированностью и высокой ответственностью всего личного состава за порученную технику.

Квалификация водителей в пожарных частях должна непрерывно поддерживаться на высоком уровне. Для этого должны систематически проводиться занятия по изучению устройства пожарных автомобилей, по обслуживанию, определению и устранению неисправностей, управлению пожарным автомобилем. На собраниях и технических конференциях водителей должны обсуждаться передовые методы использования, обслуживания пожарных автомобилей и их безаварийного вождения.

Знание и выполнение водителями правил дорожного движения непрерывно должны поддерживаться на высоком уровне, что обеспечивается обучением и контролем. Прежде всего в каждой пожарной части должен быть так называемый уголок безопасности, в котором необходимо иметь иллюстрации дорожных знаков, схемы, объясняющие правила движения автомобильного транспорта. В нем же целесообразно представлять информацию о дорожно-транспортных происшествиях с пожарными машинами и их анализ.

Водители должны хорошо знать маршруты следования на пожар в районе своего выезда, их особенности, возможность изменения маршрутов при различных погодных условиях, ремонте дорог и т. п. Перед заступлением на дежурство водители и командиры отделений должны инструктироваться начальником караула или части об особенностях вождения пожарных автомобилей в районе выезда в связи с погодными условиями.

Поддержание должной дисциплины водителей и организованности в пожарных частях обеспечивается проведением ряда мероприятий воспитательного характера. В пожарных частях должна проводиться планомерная, систематическая политико-воспитательная работа с водителями, направленная на формирование сознания высокой ответственности за вверенную им технику, безопасность при следовании на пожары и сохранность техники. Популяризация опыта водителей по безаварийному вождению пожарных автомобилей должна проводиться систематически как важный элемент обмена опытом в части и в гарнизоне пожарной охраны. Большое воспитательное значение имеют тщательное расследование причин каждого ДТП, выявление и, если необходимо, наказание виновных. Каждое ДТП с пожарными автомобилями должно тщательно разбираться с водителями.

В пожарной охране установлен порядок, в соответствии с которым водители периодически, при проверках пожарных частей, подвергаются инспекторским проверкам, во время которых проверяются знания водителей по устройству пожарных автомобилей, обслуживанию, правил вождения и безопасность движения. При инспектировании отстраняются от управления пожарными автомобилями недисциплинированные, слабо подготовленные и замеченные в употреблении спиртных напитков водители автомобилей.

Начальники пожарных частей должны поддерживать постоянную связь с органами Государственной автоинспекции (ГАИ) с целью получения сведений о нарушениях правил дорожного движения, допускаемых водителями пожарных автомобилей. Эти сведения должны сообщаться в отдел (отделение) пожарной техники и средств связи УПО (ОПО) и должны приниматься меры по предупреждению нарушений.

За нарушение «Правил дорожного движения Союза СССР» (1980 г.) в зависимости от характера нарушения и тяжести последствий установлена гражданская, административная и уголовная ответственность либо применяются меры общественного воздействия.

Учет ДТП и ответственность за их совершение. Все дорожно-транспортные происшествия с пожарными и транспортными автомобилями тщательно расследуются и учитываются. Это необходимо для того, чтобы организовать работу по предотвращению ДТП.

В пожарной охране установлена единая система учета происшествий в соответствии с Правилами учета ДТП, вводимых в действие приказами МВД СССР. Учет ДТП в пожарной части ведется в формулярах пожарных автомобилей в разделе XIII «Дорожные происшествия, связанные с повреждениями и техническими неисправностями пожарного автомобиля», где записываются даты происшествия, фамилия и инициалы водителя, виновного в происшествии, перечень повреждений и неисправностей автомобиля. В УПО (ОПО) все ДТП учитываются в книге учета происшествий.

Случаи дорожных происшествий являются чрезвычайными происшествиями и о них докладывают в ГУПО МВД СССР после расследования пожарных и транспортных ДТП. ДТП расследуются немедленно, но не позднее трех суток после того, как они произошли или обнаружены. Для расследования создается комиссия в составе представителя УПО (ОПО), начальствующего состава части и представителя ГАИ. Результаты расследования каждого происшествия оформляются актом, один экземпляр которого остается в части, один — в УГЮ (ОПО) и один высылается в ГУПО МВД СССР. Если при ДТП погибли люди, то в ГУПО МВД немедленно представляются внеочередные донесения, не ожидая результатов расследования. Отчеты о ДТП представляются в сроки и по формам, установленным приказами МВД.

Отчет представляется за полгода и за год нарастающим итогом. В отчете все происшествия группируются по видам, по местам возникновения, по типам транспортных средств. В нем также указываются причины происшествий, их последствия, материальный ущерб.

В формулярах, книгах учета и отчетах учитываются не все ДТП. Учету не подлежат ДТП: материальный ущерб от которых меньше 100 руб.; в результате умышленных действий, направленных на причинение ущерба жизни, здоровью людей или материального вреда, а также при попытке пострадавшего покончить жизнь самоубийством; в результате стихийных бедствий на закрытых территориях охраняемых объектов (заводы, воинские части и др.); во время спортивных соревнований, когда по собственной вине пострадали водители-спортсмены или другие участники соревнований.

При проверке пожарных частей обязательно анализируются все ДТП и мероприятия по их предупреждению. Каждое ДТП расследуется, виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности. С них может взыскиваться причиненный материальный ущерб. За особо тяжкие умышленно совершенные ДТП виновные привлекаются к уголовной ответственности. За управление автомобилем в нетрезвом состоянии водители лишаются водительских прав в соответствии с действующим законодательством. Невиновность водителя и других работников пожарной части устанавливается и подтверждается документом судебио-следствен-ных органов.