Содержание:
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 августа 2017 г. № 28242-ЕС/04 О порядке определения классов энергетической эффективности
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо и в пределах компетенции сообщает следующее.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ) класс энергетической эффективности определяется только в отношении многоквартирных домов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее — Постановление № 18) утверждено в соответствии со статьями 11 и 12 Закона № 261-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 18 Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (как правопреемнику Министерства регионального развития Российской Федерации) необходимо:
по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации утвердить требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утвердить правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Согласно пункту 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением № 18, (далее — Требования) класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника. Пункт 3 Требований устанавливает требования к содержанию нормативного правового акта, разрабатываемого Минстроем России, и не подлежит прямому применению.
В связи с вышеуказанным в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.
Приказ Минстроя России от 6 июня 2016 г. № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» принят в целях реализации положений пункта 2 Постановления № 18. Применение положений указанного приказа для целей определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не представляется возможным.
Установление классов энергетической эффективности зданий, в том числе не являющихся многоквартирными домами, предполагали нормы пункта 4.5 раздела 4 и приложений Б и Д СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», введенного в действие с 1 октября 2003 года Постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 113 (далее — СНиП 23-02-2003).
Так, в соответствии с приложением Б СНиП 23-02-2003 класс энергетической эффективности — это обозначение уровня энергетической эффективности здания, характеризуемого интервалом значений удельного расхода тепловой энергии на отопление здания за отопительный период. Данный термин использован как в отношении жилых, так и общественных зданий (пункт 4.5).
В соответствии с пунктом 80 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р, СНиП 23-02-2003 являлись обязательными для всех типов зданий, чья проектная документация прошла экспертизу до 30 июня 2015 года.
Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона № 261-ФЗ, класс энергетической эффективности — это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 261-ФЗ, энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Таким образом, поскольку содержание понятия «класс энергетической эффективности», используемое в Законе об энергосбережении не тождественно аналогичному термину в СНиП 23-02-2003, положения данного СНиП в части определения класса энергетической эффективности не применимы в периоде действия Закона № 261-ФЗ, то есть с 27 ноября 2009 года.
СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003 предусматривает установление классов энергосбережения зданий, которые не эквивалентны классам энергетической эффективности. Кроме того, раздел 10 СП 50.13330.2012 не включен в пункт 30 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521.
Таким образом, в СП 50.13330.2012 также не содержится положений, устанавливающих порядок определения классов энергетической эффективности для целей применения Закона об энергосбережении.
Вместе с тем обращаем внимание, что в настоящее время готовится проект поправок к принятому в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекту федерального закона № 1158419-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предусматривается присвоение классов энергетической эффективности административным и общественным зданиям,
Кроме того, в настоящее время разработан проект приказа Минстроя России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», который содержит параметры энергетической эффективности как для многоквартирных домов, так и для здания и сооружений, не являющихся многоквартирными домами.
Обзор документа
Согласно действующему законодательству класс энергоэффективности определяется только в отношении многоквартирных домов. Установление классов в отношении иных зданий предполагали нормы СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».
Поскольку содержание понятия «класс энергетической эффективности», используемое в законе, не тождественно термину, указанному в СНиП 23-02-2003, положения последних в части определения класса энергоэффективности не применяются в периоде действия закона, т. е. с 27 ноября 2009 г.
СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003, предусматривает установление классов энергосбережения зданий, которые не эквивалентны классам энергоэффективности.
Планируется внести изменения в Закон об энергосбережении в части присвоения классов энергоэффективности административным и общественным зданиям,
Также разработан проект приказа Минстроя России, который содержит параметры энергоэффективности как для многоквартирных домов, так и для иных зданий и сооружений.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Требования к проектной документации в части энергосбережения
А. Д. Забегин, заведующий сектором энергоэффективности зданий Мосгосэкспертизы, [email protected]
Ключевые слова: проектная документация, теплозащита, энергосбережение, удельный расход тепловой энергии
В настоящее время имеется некоторый вакуум в требованиях, предъявляемых к проектной документации в части теплозащиты и энергосбережения. Попробуем разобраться в том, что требует от нас на сегодняшний день законодательство.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (в редакции постановлений Правительства РФ от 21.12.2009 г. № 1044, от 13.04.2010 г. № 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»), проектная документация должна содержать раздел 10 (1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», состав и содержание которого определены упомянутым постановлением Правительства РФ № 235. Ввиду отсутствия разъяснений и руководящих документов, раскрывающих понятие тех или иных заявленных требований, основным дополнением и отличием от ранее разрабатываемого раздела «Энергоэффективность. Энергетический паспорт проекта здания» является наличие графической части, которая включает принципиальную схему тепловодоснабжения дома с указанием мест установки приборов учета и регулирования тепловой энергии и водных ресурсов. С 1 июля 2012 года в проектной документации многоквартирных жилых зданий следует предусматривать индивидуальные приборы учета тепловой энергии, в соответствии со ст. 13 федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Следует отметить, что в разделе 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» проектной документации должно содержаться обоснование соблюдения требуемых теплозащитных характеристик ограждающих конструкций и чертежи с их изображением, в разделе 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» должны быть приведены перечни мероприятий по экономии и учету энергоресурсов.
Распоряжение председателя Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил» устанавливает перечень национальных стандартов и сводов правил, применение которых обязательно при разработке проектной документации. В данном перечне таковыми документами в части энергосбережения и тепловой защиты являются СНиП 23–02–2003 «Тепловая защита зданий», разделы 4–12, приложения В, Г, Д; СНиП 23–01–99* «Строительная климатология», табл. 1–5, рис. 1, 3–6* и СНиП 41–01–2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», разделы 4–6 (пункты 6.1.1–6.4.4, 6.4.6, 6.4.7, 6.5.4, 6.5.5, 6.5.7–6.5.14, 6.6.2–6.6.26), 7 (пункты 7.1.1–7.1.5, 7.1.8–7.1.13, 7.2.1–7.2.4, абзацы первый и второй пункта 7.2.10, пункты 7.2.13, 7.2.14, 7.2.17, 7.3.1, 7.3.2, 7.4.1, 7.4.2, 7.4.5, 7.5.1, 7.5.3–7.5.11, 7.6.4, 7.6.5, 7.7.1–7.7.3, 7.8.2, 7.8.6, 7.8.7, 7.9.13, 7.9.15, 7.9.16, 7.10.7, 7.10.8, 7.11.18), 9–11, 12 (пункты 12.7–12.9, 12.11–12.21), 13 (пункты 13.1, 13.3–13.5, 13.8, 13.9).
Тепловая защита
Учитывая вышеизложенное, основные (минимальные) требования к тепловой защите здания определены в СНиП 23–02–2003. Таким образом, нормируемые значения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций для жилого здания в Москве (градусо-сутки отопительного периода – ГСОП = 4943 °C·сут) составляют:
- для стен – 3,13 м 2 ·°C/Вт;
- для покрытий – 4,67 м 2 ·°C/Вт;
- для перекрытий – 4,12 м 2 ·°C/Вт;
- для окон – 0,52 м 2 ·°C/Вт (при остекленности выше 18% – 0,56 м 2 ·°C/Вт).
Удельный расход тепловой энергии
Нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания определяется по табл. 9, СНиП 23–02–2003. Для 12-этажного жилого здания данный показатель в пересчете на единицы измерения, принятые в Москве, составляет 95 кВт·ч/м 2 .
С января 2011 года на основании постановления Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» предусматривается снижение расхода энергоресурсов, к которому относится и расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, на 15% по отношению к базовому значению. Базовым значением на сегодняшний день является нормируемый удельный расход тепловой энергии, определяемый по СНиП 23–02–2003. Таким образом, удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию 12-этажного жилого здания на текущий момент не должен превышать показатель 80,75 кВт·ч/м 2 .
Определение класса энергетической эффективности
Класс энергетической эффективности в обязательном порядке подлежит установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию. Для прочих зданий и сооружений класс энергетической эффективности может быть определен по желанию застройщика или собственника на основании проектной документации. Соответствующее решение вносится в техническое задание на проектирование.
Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов установлены приказом Министерства регионального развития РФ от 08.04.2011 г. № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома». Класс определяется на основании величины отклонения значения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (по проектной документации) от нормируемого (базового) показателя, приведенного в СНиП 23–02–2003. Таким образом, для 17-этажного трехсекционного жилого дома серии П44Т с расчетным удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию 73 кВт·ч/м 2 может быть установлен класс энергетический эффективности В (высокий), т.к. величина отклонения составляет –23% = (73 – 95)/95 · 100%.
Для определения класса общественных и других типов зданий следует руководствоваться табл. 3, СНиП 23–02–2003.
Требования постановления Правительства РФ № 18 к снижению удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию на 15% с 2011 года устанавливают обязательства проектирования зданий с классом энергетической эффективности не ниже В (высокий).
Классы энергетической эффективности многоквартирных домов
Энергетический паспорт проекта здания
Обязательной формой энергетического паспорта здания в составе проектной документации является приложение Д, СНиП 23–02–2003.
Форма же энергетического паспорта, приводимая в приложении 24 приказа Минэнерго РФ от 19.04.2010 г. № 182, является одной из форм для проведения энергетического обследования и заполняется в случае его проведения, основанного на анализе проектной документации.
Следует отметить, что в Москве утвержден и включен 02.11.2010 г. в реестр новой техники строительного комплекса документ «Руководство по составу, содержанию и расчету энергетического паспорта проекта энергоэффективного жилого и общественного здания», разработанный НП «АВОК». Документ имеет статус рекомендательного, но в нем подробно приводится методика расчета и заполнения энергетического паспорта, которой можно пользоваться при разработке раздела по энергоэффективности проектной документации.
Требования к зданиям, проектируемым на территории города Москвы
Столичный строительный комплекс, являясь передовым в части энергосбережения и внедрения инновационных решений, сегодня ставит комплексную задачу. Нормируется не только удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, требования предъявляются к комплексному показателю, включающему в себя также расход тепловой энергии на горячее водоснабжение, электрической энергии на освещение мест общего пользования и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования.
Требуемые показатели удельного потребления энергоресурсов жилых, социальных и общественно-деловых зданий, сформулированные в постановлениях Правительства Москвы от 05.10.2010 г. № 900-ПП и от 9.06.2009 г. № 536-ПП, перешли в государственную программу города Москвы «Градостроительная политика» на 2012–2016 гг., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 03.10.2011 г. № 460-ПП. Данным документом, начиная с 1 января 2012 года, ставится задача при проектировании, реконструкции и капитальном ремонте жилых и общественных зданий достижения нормируемого удельного потребления тепловой и электрической энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение помещений общедомового назначения и эксплуатацию инженерного оборудования и лифтов многоквартирных жилых домов высотой 12 и более этажей не выше 160 кВт·ч/м 2 площади квартир в год, а с 1 января 2016 года – 130 кВт·ч/м 2 в год, для социальных и общественно-деловых зданий – 140 и 112 кВт·ч/м 2 полезной площади помещений в год соответственно.
Расчет данных показателей, до утверждения соответствующего регламента, рекомендуется выполнять согласно методике, приведенной в МГСН 2.01–99 и в «Руководстве по составу, содержанию и расчету энергетического паспорта проекта энергоэффективного жилого и общественного здания».
Учитывая, что на стадии проектирования жилых домов и общественных зданий нельзя с достаточной точностью предвидеть потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение и электрической энергии на освещение, а необходимость кондиционирования в жилых домах и муниципальных зданиях не нормируется, нормирование энергоэффективности многоквартирного дома проводится на основании сравнения, рассчитанного в проекте удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию с базовым нормативным значением, приведенного в СНиП 23–02–2003 (с пересчетом показателей для Москвы в кВт·ч/м 2 ) с учетом снижения, требуемого в пункте 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Мероприятия по достижению требуемого снижения удельного расхода тепловой энергии
Для достижения требуемого постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 18 снижения с 2011 года на 15% удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию рекомендуется применение следующих мероприятий по энергетической эффективности:
1. Повышение теплозащиты наружных ограждающих конструкций многоквартирных жилых зданий до приведенного сопротивления теплопередаче:
- наружных стен – 3,5 м 2 ·°C/Вт, с 1.01.2016 г. – до 4,0 м 2 ·°C/Вт;
- перекрытий чердачных (в холодном чердаке) и цокольных (в техподполье) – 4,6 м 2 ·°C/Вт, с 1.01.2016 г. – до 5,2 м 2 ·°C/Вт;
- покрытий совмещенных – 5,2 м 2 ·°C/Вт, с 1.01.2016 г. – до 6,0 м 2 ·°C/Вт;
- окон, светопрозрачной части балконных дверей, витражей (за исключением помещений лестнично-лифтовых узлов) – 0,8 м 2 ·°C/Вт, с 01.01.2016 г. – до 1,0 м 2 ·°C/Вт; в ЛЛУ – не менее 0,54 м 2 ·°C/Вт, глухой части балконных дверей квартир – не менее 1,5 величины светопрозрачной части.
Повышение сопротивления теплопередаче несветопрозрачных ограждений достигается за счет выбора более эффективного утеплителя и применения технических решений по повышению теплотехнической однородности конструкции за счет уменьшения влияния теплопроводных включений.
2. Применение индивидуальных тепловых пунктов, снижающих затраты энергии на циркуляцию в системах горячего водоснабжения и оснащенных автоматизированными системами управления и учета потребления энергоресурсов, горячей и холодной воды.
3. Применение систем освещения общедомовых помещений, использующих энергосберегающие лампы, оснащенных датчиками движения и освещенности, а также устройствами компенсации реактивной мощности двигателей лифтового хозяйства, насосного и вентиляционного оборудования.
4. Применение поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды и электроэнергии, с использованием отопительных систем преимущественно с горизонтальной поквартирной разводкой, оснащенных теплосчетчиком и термостатическими вентилями на отопительных приборах, либо с поквартирными тепловыми пунктами, присоединяемыми к домовой системе теплоснабжения. Предполагается, что при реализации поквартирного учета тепла на отопление в многоквартирных домах достигается 10%-ное снижение теплопотребления на отопление и вентиляцию для центральных систем отопления с измерением теплоотдачи на отопительном приборе или на стояке и 15%-ное – для квартирных систем отопления с измерением теплосчетчиком в целом на квартиру. Методика учета снижения теплопотребления данными инженерными решениями приводится в вышеупомянутом «Руководстве по составу, содержанию и расчету энергетического паспорта».
5. Применение кондиционирования (охлаждения) должно сопровождаться использованием энергосберегающих решений, позволяющих не увеличивать общего потребления по зданию (например, в сочетании с устройствами утилизации тепла или тепловыми насосами). Если часть энергии, высвобождающейся при этом, идет на подогрев горячей воды или на освещение, то она может быть прибавлена к нормируемой величине удельного расхода на отопление и вентиляцию, и тогда величина, рассчитанная в проекте вместе с кондиционированием, не должна превышать эту увеличенную нормируемую.
В разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» должен быть энергетический паспорт проекта здания, в котором приводятся показатели удельных годовых и расчетных расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, удельные показатели электрической энергии на общедомовые нужды, показатель энергоэффективности здания в целом и в сравнении с нормируемым значением, установлен класс энергетической эффективности.
Cаморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство
«МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»
Сегодня, 13 декабря 2018 года, в рамках работы форума профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» в Ярославле представители государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ продолжили занятия со школьниками по направлению «Технологии энергии».
В ходе обучающих мероприятий старшеклассникам предстоит разработать стратегию массового применения энергосберегающих технологий и оборудования в многоквартирных домах. Данную концепцию, разработкой которой в реальном секторе сферы строительства и ЖКХ сфере занимаются многие профильные специалисты, школьникам необходимо разработать и защитить за время работы форума.
Компания «Лайтинг Бизнес Консалтинг» (ЛБК) представила результаты интегрального «Рейтинга субъектов Российской Федерации по энергоэффективности уличного освещения в 2017 г.».
Для расчета были взяты данные Министерства энергетики Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики.
Как показал рейтинг, ситуация с энергоэффективностью уличного освещения в РФ неоднородная и не зависит ни от географического, ни от социально-экономического положения субъекта.
Министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин считает необходимым увеличить дотации на мероприятия по энергосбережению.
Об этом он рассказал в ходе пресс-конференции, посвященной модернизации коммунальной инфраструктуры.
Он подчеркнул, что в областной бюджет на следующий год для мотивации муниципалитетов на участие в программе энергоэффективности заложено 100 млн рублей.
После воссоединения с Россией в 2014 году система управления Севастополя, как и Республики Крым, испытывает естественный стресс в связи с переходом в российское правовое поле, новыми современными требованиями и задачами эффективного развития.
Колоссальные федеральные ресурсы выделены на восстановление разрушенной в предыдущие годы промышленной, транспортной, коммунальной инфраструктуры для того, чтобы Севастополь и Крым в кратчайшие сроки были интегрированы в единое государственное пространство. И мы видим результаты: введены в эксплуатацию Крымский мост и аэропорт, новые источники генерации; завершено строительство энергомоста, ведется активное строительство дорог и транспортных развязок.
В городе Ярославле начал работу шестой образовательный форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ».
Представители государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ приняли участие в работе форума в качестве экспертов направления «Технологии энергии». В церемонии открытия приняла участие Министр просвещения РФ Ольга Васильева. В своем приветственном слове она отметила, что форум — уникальная выставочная площадка талантливых искателей со всей страны, которая по праву должна стать кузницей кадров.
Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов в свою очередь отметил, что «ПроеКТОриЯ» — это собрание будущей научной элиты России. Мероприятие, по мнению главы региона, нацелено не только на поддержку традиций русской инженерной школы, но и на формирование резерва свежих профессиональных кадров.
В начале декабря в Москве прошла рабочая встреча Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Росстандарт» с СРО Ассоциацией ОППУ «Метрология энергосбережения» по вопросам стандартизации приборного учета энергоносителей в 2019 году.
Росстандарта во встрече участвовали председатель Технического комитета 393 «Услуги (работы) в сфере ЖКХ и формирования комфортной городской среды» Павел Жбанов и ответственный секретарь технического комитета Андрей Громов, Ассоциацию представляли президент СРО Герман Гришин, председатель совета СРО Сергей Ледовский (ООО НПО КАРАТ), член совета СРО Павел Никитин (АО НПФ ЛОГИКА).
[email protected]
8 (499) 394-40-61
[email protected]
8 (8352) 49-00-28
СРО энергоаудиторов
Регистрация энергопаспортов
Новости и объявления СРО
Законодательство
Проверить энергопаспорт
11.05.2017. Требования энергоэффективности зданий — на общественном обсуждении!
Открыто общественное обсуждение проекта приказа Минстроя России «Об утверждении требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений». ID проекта: 02/08/04-17/00063745.
Обязательные требования энергоэффективности, которым должны соответствовать здания, строения и сооружения, необходимы в рамках осуществления государственной политики снижения энергоемкости ВВП и сокращения выбросов парниковых газов.
Документ обосновывается необходимостью учета результатов инструментального контроля и энергетической эффективности, в том числе при определении энергетической эффективности многоквартирных домов, в частности, в отношении:
- элементов конструкции зданий, строений и сооружений,
- оборудования и технологий,
- выполнения мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности.
Основанием для разработки этого документа являются:
- Федеральный закон №261-ФЗ (п.1 ст.11),
- Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 г. №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»,
- п. 52 Плана мероприятий (распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. №1830-р),
- Положение о Министерстве
Проектом приказа устанавливаются следующие требования энергетической эффективности зданий (с формулами, таблицами и обоснованиями):
- показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию для всех типов зданий, строений, сооружений
- показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды и показатель удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение для многоквартирных домов
- показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на охлаждение (включая кондиционирование) для всех типов зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов
Кроме того, отдельно установлены:
- обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимые в действие со дня утверждения требований энергетической эффективности
- дополнительные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимые в действие в последующие периоды.
Проект приказа действует для зданий, строений, сооружений, в том числе вновь построенных и проходящих капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирных домов.
Документ вводит обязательность выполнения требований энергетической эффективности для лиц, осуществляющих проектирование, экспертизу, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений.
Минстрой России призывает специалистов откликнуться и подать свои предложения и замечания. Обсуждение открыто в течение 20 дней, до 6 июня 2017 г. Сделать это можно, зарегистрировавшись на ФЕДЕРАЛЬНОМ ПОРТАЛЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ.
Разработка проектного раздела Энергоэффективность
Предлагаем Вам услуги по проектированию раздела «Энергоэффективность».
В соответствии с требованиями стройнадзора для сдачи в эксплуатацию нового отапливаемого здания требуется представить проект с разделом ЭЭ «Энергоэффективность», и представить разработанный энергетический паспорт здания, в котором будет рассчитан класс энергоэффективности здания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» в редакции Постановления Правительства РФ от 13.04.2010г. №235: раздел 10(1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» («Энергоэффективность») является обязательным при проектировании отапливаемых зданий и строений.
Данный раздел обычно выполняется на стадии «Проектная документация».
ООО «ЭНЕРГОТЕСТ» имеет все необходимые свидетельства: является членом Ассоциации «СРО «Объединение проектных организаций», имеет сертификат соответствия Системе менеджмента качества ГОСТ ISO 9001-2011, а также сертификат соответствия Системе управления охраной труда ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, что позволяет нам гарантировать высокое качество услуг и выполнение всех работ точно в срок!
Для заказа позвоните по телефону 8 (495) 797-26-43 чтобы уточнить у нашего специалиста все детали или отправьте заявку посредством онлайн формы
Перечень нормативных документов, которые используются для разработки раздела:
- СНиП 2.04.05-9. Отопление, вентиляция и кондиционирование;
- СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий;
- СНиП 23-01-99. Строительная климатология;
- СП 23-101-2004. Проектирование тепловой защиты зданий;
- ТСН НТП-99-МО. Нормы теплотехнического проектирования гражданских зданий с учетом энергосбережения.
Для разработки раздела ЭЭ проекта понадобятся следующая исходная информация:
- Ситуационный план
- Общая пояснительная записка
- Подраздел ВК. Водоснабжение и канализация.
- Подраздел ОВиК. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.
- Раздел АР. Архитектурные и объемно-планировочные решения.
- Раздел КР. Конструктивные решения.
- Подраздел ЭОМ. Электроснабжение и электроосвещение.
Заказать разработку раздела ЭЭ можно по телефону: 8 (495) 797-26-43 или отправьте заявку посредством онлайн формы
В соответствии с мировым трендом глобального повышения энергоэффективности, к качеству строительства наряду с традиционными предъявляется требования по снижению потребления энергоресурсов. И это хорошо, т.к. нас на законодательном уровне заставляют задуматься над возможностью существенно сократить затраты на энергоресурсы и затраты на эксплуатацию зданий и сооружений.
Полное официальное название раздела ЭЭ: Раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» отражает комплекс мер, направленных на эффективное использование энергоресурсов в зданиях и сооружениях, для обеспечения комфортных условий проживания и жизнедеятельности человека.
Раздел ЭЭ проекта содержит обоснование выбора оптимальных архитектурных, конструктивных и инженерно-технических решений, перечень требований энергетической эффективности, которым здание, строение и сооружение должно соответствовать при вводе в эксплуатацию, схемы расположения приборов учета энергетических ресурсов.
Расчётная часть проекта содержит расчёт теплотехнических характеристик наружных ограждающих конструкций и теплоэнергетических характеристик объекта в целом. Стоимость разработки раздела ЭЭ зависит от параметров объекта:
Уточнить подробности разработки раздела ЭЭ можно по телефону: 8 (495) 797-26-43
Справочник строителя | Основы проектирования и монтажа систем отопления
СОСТАВ РАЗДЕЛА ПРОЕКТА «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ»
В проекте здания обязательно наличие раздела «Энергоэффективность». В нем должны быть представлены сводные показатели энергоэффективности принятых решений в соответствующих частях проекта здания. Сводные показатели должны быть сопоставлены с нормативными показателями удельного расхода тепловой энергии qт.от, кВт · ч/(м 2 · год), которые установлены СНиП и территориальными строительными нормами по энергосбережению. Для Москвы — это нормы МГСН 2.01-99, а для Московской области — ТСН НТП-99 МО.
В пояснительной записке к разделу «Энергоэффективность» должно содержаться:
общая энергетическая характеристика запроектированного объекта;
сведения о проектных решениях, направленных на повышение эффективности использования энергии;
описание технических решений ограждающих конструкций с расчетом приведенных сопротивлений теплопередаче (за исключением светопрозрачных) с приложением протоколов теплотехнических испытаний, подтверждающих принятые расчетные теплофизические показатели строительных материалов, отличающиеся от показателей СНиП 23-02-2003 и сертификата соответствия для светопрозрачных конструкций;
принятые виды пространства под первым и над последним этажами с указанием температуры внутреннего воздуха, принятой в расчетах, наличие мансардных этажей, используемых для жилья, тамбуров входных дверей и отопления вестибюлей, остекления лоджий;
принятые системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, сведения о наличии приборов учета и регулирования, обеспечивающих эффективное использование энергии;
специальные приемы повышения энергоэффективности здания: устройства по пассивному использованию солнечной энергии, системы утилизации тепла вытяжного воздуха, теплоизоляция трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, проходящих в холодных подвалах, применение тепловых насосов и прочее;
информация о выборе и размещении источников для объекта. В необходимых случаях приводится технико-экономическое обоснование энергоснабжения от автономных источников энергии вместо централизованных;
сопоставление проектных решений и технико-экономических показателей в части энергопотребления с требованиями норм;
Пояснительная записка заканчивается составлением энергетического паспорта здания.
Энергетический паспорт жилых и общественных зданий предназначен для подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности и теплотехнических показателей здания, показателям установленным в нормативных документах.
Энергетический паспорт здания должен содержать:
общую информацию о проекте;
сведения о функциональном назначении и типе здания;
объемно-планировочные и компоновочные показатели здания;
расчетные энергетические показатели здания, в том числе: показатели энергоэффективности, теплотехнические показатели;
сведения о сопоставлении с нормируемыми показателями;
рекомендации по повышению энергоэффективности здания;
результаты измерения энергоэффективности и уровня тепловой защиты здания после годичного периода его эксплуатации;
класс энергетической эффективности здания.
Форму и порядок составления энергетического паспорта здания рассмотрим на следующем примере.
ПРИМЕР 1. Исходные условия: Разработан проект десятиэтажного жилого дома для строительства в Москве. Общее количество квартир — 40. Стены здания изготовлены с применением трехслойных железобетонных панелей с теплоизоляцией из минеральных плит типа «Роквул», окна с трехслойным остеклением в деревянных раздельно — спаренных переплетах. Чердак — «теплый», покрытие — из керамзитобетонных панелей толщиной 250 мм. Подвал — «теплый» с разводкой трубопроводов с изоляцией. Здание подключено к центральной системе теплоснабжения с оборудованием в подвале ИТП по принципиальной схеме, представленной на рис. 1. В оконных рамах имеются регулируемые отверстия для поступления санитарной нормы наружного воздуха. Из кухонь, санузлов и ванной предусмотрена механическая вытяжка с расположением вытяжных агрегатов на чердаке.
Рисунок 1. Принципиальная схема применения автоматического регулятора РУНТ 312 в ЦТП для теплоснабжения систем отопления и горячего водоснабжения зданий: 1 — водо-водяной теплообменник для нагрева циркуляционной воды в системе отопления здания; 2 — два циркуляционных насоса (один запасной) с электронным управлением частоты вращения для системы отопления; 3 — датчик контроля температуры наружного воздуха; 4 — датчик контроля начальной температуры воды в системе отопления; 5 — датчик контроля уровня воды в системе отопления; б — два подпиточных насоса (один резервный) подачи воды из системы теплоснабжения для подпитки контура циркуляции системы отопления; 7 — автоматический запорный клапан на трубопроводе забора подпиточной воды из обратного трубопровода системы централизованного теплоснабжения; 8 — водо-водяной теплообменник первой ступени нагрева водопроводной воды на горячее водоснабжение здания; 9 — водо-водяной теплообменник второй ступени нагрева водопроводной воды на горячее водоснабжение здания; 10 — датчик контроля температуры воды горячего водоснабжения на уровне 60 °С; 11 — насосы (один резервный) циркуляции воды в системе горячего водоснабжения здания; 12 — автоматический вентиль на трубопроводе подачи горячей воды из подающего трубопровода сети теплоснабжения
Требуется: С использованием формализованных таблиц составить раздел проекта здания «Энергосбережение» с рекомендациями по повышению энергетической эффективности проекта здания, энергетический паспорт и заключение.
Решение: Для решения поставленной задачи воспользуемся «Методическими указаниями по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве», утвержденными приказом Госстроя России от 18.04.2001 г. № 81, и Московскими городскими строительными нормами МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению», утвержденными Правительством Москвы постановлением от 23 февраля 1999 г. №138.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ЗДАНИЯ