Содержание:
Судебная дорожно-транспортная экспертиза
На основании Федерального Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73 — ФЗ, Дорожно-Транспортный Фонд проводит следующие виды экспертиз: экспертное исследование обстоятельств ДТП (преимущественно с помощью расчетных методов) или ситуалогическая экспертиза; экспертное исследование технического состояния транспортных средств или технико-диагностическая экспертиза; экспертное исследование следов на транспортном средстве, месте происшествия, вещной обстановки или транспортно-трассологическая экспертиза.
Экспертное исследование решает следующие задачи:
Ситуалогическая экспертиза, или исследование обстоятельств ДТП.
Задачи:
1) установление того, как должен был действовать водитель с точки зрения безопасности движения;
2) оценка действий водителя с точки зрения их соответствия техническим требованиям нормативных актов и требованиям правил безопасности движения;
3) установление места расположения транспортных средств в заданные моменты времени;
4) определение скорости движения транспортных средств в заданные моменты времени;
5) определение тормозного и остановочного пути, расстояний, преодолеваемых транспортным средством в заданные промежутки времени, а также возможности предотвратить столкновение путем торможения;
6) определение времени преодоления транспортным средством заданных участков пути и другие, более частного характера.
Транспортно-трассологическая экспертиза, или исследование следов и повреждений на ТС и месте ДТП.
Задачи:
1) определение траектории и характера движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов до удара;
2) определение относительного расположения транспортных средств и препятствий в момент удара;
3) установление места столкновения, удара;
4) определение траектории и характера движения транспортного средства и пешехода до наезда на него (комплексная задача);
5) установление места наезда транспортного средства на пешехода;
6) установление механизма ДТП (комплексная задача);
7) установление лица, управляющего ТС на момент ДТП (идентификационная комплексная задача);
8) установление конкретных транспортных средств, участвовавших в столкновении (идентификационная комплексная задача);
9) установление отделившихся в процессе столкновения частей данного транспортного средства (идентификационная комплексная задача) и другие, требующие криминалистических исследований.
В некоторых источниках этот вид СДТЭ называется экспертиза механизма ДТП.
Технико-диагностическая экспертиза, или исследование технического состояния транспортных средств.
Задачи:
1) установление неисправностей транспортных средств (отдельных узлов, механизмов, деталей);
2) установление причин и времени возникновения неисправностей;
3) выявление влияния неисправностей на возникновение ДТП;
4) установление соответствия технического состояния транспортных средств, их узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения;
5) установление причинно-следственной связи между неисправностями и дорожно-транспортным происшествием, а также обстоятельств, способствовавших возникновению неисправностей;
6) установление возможности своевременного обнаружения неисправностей до ДТП и другие, связанные с исследованием ТС.
Консультации по вопросам автотехнических экспертиз проводит специалист-автотехник Дорожно-Транспортного Фонда по телефону: (495) 922 95 93 (с 9:00 до 18:00).
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.
Судебная дорожно-транспортная экспертиза
Предпосылок возникновения аварии несколько, это могут быть: техническая неисправность автомобиля, несоблюдение ПДД, отсутствие специальных дорожных знаков, несоответствующее государственным стандартам дорожное покрытие. В ситуации, когда определить настоящую причину аварии довольно сложно назначается дорожно-транспортная экспертиза. Данное мероприятие может проводиться экспертами МВД, или же автоэкспертами независимых структур.
Когда назначается дорожно-транспортная экспертиза
Аварийная ситуация порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей и инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, однако, в любом случае виновная сторона должна быть установлена. Для более четкого отображения картины ДТП на место происшествия вызываются эксперты. Сама экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит непосредственно от ситуации.
Как оспорить независимую экспертизу в суде.
Что грозит при ДТП при обгоне на перекрестке читайте тут.
Все ДТП условно делятся на виды:
- Аварии, возникшие вследствие нарушения ПДД.
- Аварии, возникшие в результате технической неисправности ТС.
- Аварии, возникшие вследствие технической невозможности исключить столкновение.
Все вышеперечисленные вариации могут в той или иной степени стать причиной аварии. Касаемо технической невозможности, то к данному термину относят ДТП, возникшие из-за опасных дорожных условий.
Как правило, дорожно-транспортная экспертиза назначается в суде, целью ее проведения является установка виновных лиц в результате действий которых произошло ДТП.
Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий
Объектом изучения экспертизы выступают:
- Анализ обстановки на месте ДТП. Исследуется состояние дорожного полотна, проезжей части, обочины и участков, расположенных в непосредственной близости у дороги.
- Определение параметров движения автомобилей пострадавших в ДТП. Эксперт, опираясь на различные факторы (следы торможения, осколки, пятна масла и т.д), определяет с какой стороны и на какой скорости двигались автомобили.
- Исследование дорожного полотна на предмет уклонов, проломов, выбоин, просадок и других дорожных дефектов. В заключении экспертов указываются все размеры и параметры отклонений и особенностей дорожного полотна, которые могут являться причиной возникновения аварии.
- Анализ уровня информационной безопасности на дорожном участке. Проверяется нанесена ли дорожная разметка, присутствуют ли специальные знаки, светофоры и т. д.
Безопасность движения полностью зависит от структуры дорожного покрытия. Так, причиной аварийной ситуации могут стать сдвиги, выбоины, расколы, ямы, гребенки и впадины на дорогах. Ответственность за обеспечение дорожной безопасности несут городские власти и районное управление ГИБДД. Аварийные ситуации, возникающие в результате дефектов асфальтного покрытия, случаются также нередко. В данном случае объектом изучения экспертизы выступает дорога. Ответственность за подобные ДТП несут городские власти, которые собственно и обязаны возмещать ущерб пострадавшему.
Вопросы для дорожно-транспортной экспертизы
Дорожно-транспортная экспертиза обстоятельств ДТП должна разрешать такие вопросы:
- Какая обстановка на месте аварии. Какое состояние дорожного покрытия, обочины, прилегающих участков к магистрали?
- Может ли эксперт путем расчета коэффициентов определить параметры движения автомобиля?
- Есть ли уклоны на дороге (если есть, то какие размеры)?
- Какой обзор и видимость дороги был у водителей ТС, которые участвовали в аварии?
- Где возникло и как столкнулись ТС?
- Как располагались ТС относительно дорожного участка на момент аварии?
- Была ли техническая возможность у участников аварии избежать происшествия?
- Какое состояние дорожного полотна и придорожного обустройства?
- Могли ли неправильное дорожное обустройство (ямы, расколы, отсутствие знаков) повлиять на управление ТС попавшее в ДТП?
- Какими нормативными актами регламентируются эксплуатационные параметры данного дорожного участка?
- Какие дефекты были обнаружены на дорожном участке где возникла авария? Какой вид дефекта (размер выбоин и т.д)?
- Соответствует ли исследуемый участок эксплуатационным параметрам по нормативной документации?
- Кто должен отвечать за соблюдение требований, перечисленных в нормативно-технической документации на данных автодорожных участках?
Как проводится дорожно-транспортная экспертиза
Частная независимая экспертиза может осуществляться через несколько часов после ДТП, за счет одного из участников аварии. Проводить экспертизу разрешается до судебного разбирательства для выяснения обстоятельства аварии, однако, как уже было сказано данная процедура не бесплатна.
Судебную дорожно-транспортную экспертизу могут назначить исключительно в суде по ходатайству одного из участников аварии либо с целью дополнительного расследования для определения виновника. Проводить экспертизу имеет право исключительно эксперт-автотехник (1, 2, 3 разряда). Эксперт-автотехник является специалистом, имеющим специальность «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и опыт работы по направлению подготовки не менее 1 года.
Для проведения экспертизы требуется предъявить:
- схему ДТП;
- задокументированные письменно опросы свидетелей и участников ДТП;
- видеозаписи, фотоснимки с места происшествия;
- акт осмотра ТС;
- справка о ДТП;
- постановление об административном правонарушении;
- протокол административного правонарушения (копия);
- заключение о наличии неисправностей ТС и стоимости восстановительного ремонта.
Акты осмотра ТС и заключения предоставляет страховая компания, которая выплачивает компенсацию ущерба.
Сроки проведения экспертизы могут колебаться от 2 до 7 дней в зависимости от обстоятельств. В основном на проведение судебной экспертизы отводится не более 10 дней.
Стоимость экспертизы дорожно-транспортного происшествия
Судебная экспертиза должна быть бесплатной. Независимая экспертиза проводится за счет заказчика. Истец имеет право требовать с виновника аварии или страховщика возместить затраты на проведение экспертных работ. Стоимость зависит от вида процедуры, например, комплексная экспертиза может обойтись от 5000 до 7000 рублей. Стоимость автотехнической экспертизы в зависимости от состояния автомобиля вследствие ДТП может обойтись от 1500 до 4000 рублей.
Как заполнить извещение о ДТП читайте тут.
Заключение дорожно-транспортной экспертизы
Оригинал заключения выдается на руки заказчику экспертизы. Если человек намерен взыскать ущерб с виновника аварии либо судится со страховой, тогда необходимо уведомить ответственное лицо о дате и месте проведения экспертизы. Копии документов могут быть предоставлены сразу же всем заинтересованным лицам на месте проведения диагностики. В случае подачи иска в суд копия заключения предоставляется вместе с заявлением в качестве дополнительного документа.
Видео — дорожно-транспортная экспертиза
Судебная дорожно-транспортная экспертиза
Предпосылок возникновения аварии несколько, это могут быть: техническая неисправность автомобиля, несоблюдение ПДД, отсутствие специальных дорожных знаков, несоответствующее государственным стандартам дорожное покрытие. В ситуации, когда определить настоящую причину аварии довольно сложно назначается дорожно-транспортная экспертиза. Данное мероприятие может проводиться экспертами МВД, или же автоэкспертами независимых структур.
Когда назначается дорожно-транспортная экспертиза
Аварийная ситуация порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей и инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, однако, в любом случае виновная сторона должна быть установлена. Для более четкого отображения картины ДТП на место происшествия вызываются эксперты. Сама экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит непосредственно от ситуации.
Как оспорить независимую экспертизу в суде.
Что грозит при ДТП при обгоне на перекрестке читайте тут.
Все ДТП условно делятся на виды:
- Аварии, возникшие вследствие нарушения ПДД.
- Аварии, возникшие в результате технической неисправности ТС.
- Аварии, возникшие вследствие технической невозможности исключить столкновение.
Все вышеперечисленные вариации могут в той или иной степени стать причиной аварии. Касаемо технической невозможности, то к данному термину относят ДТП, возникшие из-за опасных дорожных условий.
Как правило, дорожно-транспортная экспертиза назначается в суде, целью ее проведения является установка виновных лиц в результате действий которых произошло ДТП.
Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий
Объектом изучения экспертизы выступают:
- Анализ обстановки на месте ДТП. Исследуется состояние дорожного полотна, проезжей части, обочины и участков, расположенных в непосредственной близости у дороги.
- Определение параметров движения автомобилей пострадавших в ДТП. Эксперт, опираясь на различные факторы (следы торможения, осколки, пятна масла и т.д), определяет с какой стороны и на какой скорости двигались автомобили.
- Исследование дорожного полотна на предмет уклонов, проломов, выбоин, просадок и других дорожных дефектов. В заключении экспертов указываются все размеры и параметры отклонений и особенностей дорожного полотна, которые могут являться причиной возникновения аварии.
- Анализ уровня информационной безопасности на дорожном участке. Проверяется нанесена ли дорожная разметка, присутствуют ли специальные знаки, светофоры и т. д.
Безопасность движения полностью зависит от структуры дорожного покрытия. Так, причиной аварийной ситуации могут стать сдвиги, выбоины, расколы, ямы, гребенки и впадины на дорогах. Ответственность за обеспечение дорожной безопасности несут городские власти и районное управление ГИБДД. Аварийные ситуации, возникающие в результате дефектов асфальтного покрытия, случаются также нередко. В данном случае объектом изучения экспертизы выступает дорога. Ответственность за подобные ДТП несут городские власти, которые собственно и обязаны возмещать ущерб пострадавшему.
Вопросы для дорожно-транспортной экспертизы
Дорожно-транспортная экспертиза обстоятельств ДТП должна разрешать такие вопросы:
- Какая обстановка на месте аварии. Какое состояние дорожного покрытия, обочины, прилегающих участков к магистрали?
- Может ли эксперт путем расчета коэффициентов определить параметры движения автомобиля?
- Есть ли уклоны на дороге (если есть, то какие размеры)?
- Какой обзор и видимость дороги был у водителей ТС, которые участвовали в аварии?
- Где возникло и как столкнулись ТС?
- Как располагались ТС относительно дорожного участка на момент аварии?
- Была ли техническая возможность у участников аварии избежать происшествия?
- Какое состояние дорожного полотна и придорожного обустройства?
- Могли ли неправильное дорожное обустройство (ямы, расколы, отсутствие знаков) повлиять на управление ТС попавшее в ДТП?
- Какими нормативными актами регламентируются эксплуатационные параметры данного дорожного участка?
- Какие дефекты были обнаружены на дорожном участке где возникла авария? Какой вид дефекта (размер выбоин и т.д)?
- Соответствует ли исследуемый участок эксплуатационным параметрам по нормативной документации?
- Кто должен отвечать за соблюдение требований, перечисленных в нормативно-технической документации на данных автодорожных участках?
Как проводится дорожно-транспортная экспертиза
Частная независимая экспертиза может осуществляться через несколько часов после ДТП, за счет одного из участников аварии. Проводить экспертизу разрешается до судебного разбирательства для выяснения обстоятельства аварии, однако, как уже было сказано данная процедура не бесплатна.
Судебную дорожно-транспортную экспертизу могут назначить исключительно в суде по ходатайству одного из участников аварии либо с целью дополнительного расследования для определения виновника. Проводить экспертизу имеет право исключительно эксперт-автотехник (1, 2, 3 разряда). Эксперт-автотехник является специалистом, имеющим специальность «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и опыт работы по направлению подготовки не менее 1 года.
Для проведения экспертизы требуется предъявить:
- схему ДТП;
- задокументированные письменно опросы свидетелей и участников ДТП;
- видеозаписи, фотоснимки с места происшествия;
- акт осмотра ТС;
- справка о ДТП;
- постановление об административном правонарушении;
- протокол административного правонарушения (копия);
- заключение о наличии неисправностей ТС и стоимости восстановительного ремонта.
Акты осмотра ТС и заключения предоставляет страховая компания, которая выплачивает компенсацию ущерба.
Сроки проведения экспертизы могут колебаться от 2 до 7 дней в зависимости от обстоятельств. В основном на проведение судебной экспертизы отводится не более 10 дней.
Стоимость экспертизы дорожно-транспортного происшествия
Судебная экспертиза должна быть бесплатной. Независимая экспертиза проводится за счет заказчика. Истец имеет право требовать с виновника аварии или страховщика возместить затраты на проведение экспертных работ. Стоимость зависит от вида процедуры, например, комплексная экспертиза может обойтись от 5000 до 7000 рублей. Стоимость автотехнической экспертизы в зависимости от состояния автомобиля вследствие ДТП может обойтись от 1500 до 4000 рублей.
Как заполнить извещение о ДТП читайте тут.
Заключение дорожно-транспортной экспертизы
Оригинал заключения выдается на руки заказчику экспертизы. Если человек намерен взыскать ущерб с виновника аварии либо судится со страховой, тогда необходимо уведомить ответственное лицо о дате и месте проведения экспертизы. Копии документов могут быть предоставлены сразу же всем заинтересованным лицам на месте проведения диагностики. В случае подачи иска в суд копия заключения предоставляется вместе с заявлением в качестве дополнительного документа.
Видео — дорожно-транспортная экспертиза
Дорожно-транспортная экспертиза
Судебная дорожно-транспортная экспертиза (СДТЭ) в общей структуре судебных экспертиз относится к классу судебных инженерно-транспортных экспертиз, в который, помимо судебной автотехнической экспертизы (САТЭ), входят также судебные авиатранспортные, водно-транспортные, железно- дорожно-транспортные экспертизы. Они составляют особый класс экспертиз, характеризующийся схожестью задач и понятий, которые связаны с родственностью объектов исследования, а также методов, выработанных судебно- экспертной криминалистической, технической и психологической диагностикой.
Специфика объектов и субъектов управления транспортом, среды движения этих объектов предопределяет разработку и применение специальных методов исследования, что делает каждый род экспертизы самостоятельным и разграничивает их друг от друга. Посредством экспертного исследования следов эти роды экспертизы связаны с традиционными родами класса судебных криминалистических экспертиз. Некоторые из них имеют пограничные виды, в частности, СДТЭ имеет в качестве пограничной судебную транспортно-трасологическую экспертизу.
Выделение СДТЭ из всех классов и родов судебной экспертизы обусловлено применением при ее производстве специальных знаний, несвойственных юридическим наукам, которыми, как правило, ни следователи, ни судьи не обладают. Помимо специфики каждого из своих видов, определенную специфику имеют и отдельные стадии производства СДТЭ. Эта специфика проявляется как на стадиях предварительного расследования, так и на стадиях судебного разбирательства по делам о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и заключается в том, что эксперт-автотехник в своих исследованиях, кроме данных, представленных ему следствием, использует множество параметров, выбираемых им из специальной литературы в зависимости от вида и условий совершения ДТП.
Предмет любой судебной экспертизы составляют фактические данные, которые устанавливаются на основе специальных научных знаний и исследования материалов дела. Различают общее научное определение понятия предмета судебной экспертизы рода, вида и частное определение конкретной экспертизы.
Так, предметом СДТЭ, по мнению Ю.Б. Суворова, ныне являются «фактические данные не только о техническом состоянии транспортного средства … но и месте происшествия, участке дороги, непосредственно примыкающем к нему, дорожной обстановке, действиях лиц — участников происшествия, а также об обстоятельствах, которые способствовали возникновению происшествия (устанавливаются экспертом на основе его специальных познаний и материалов дела)» (См.: Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза // Информационный бюллетень МВД РФ. М., 2002. № 2 (112). С. 71.). Предметом охватываются также изучение использования специальных знаний в области СДТЭ на различных стадиях расследования ДТП органами следствия и суда при установлении различных обстоятельств предмета доказывания, на этапе сбора первичной информации о ДТП работниками ГИБДД, в разработке профилактических мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования системы водитель-автомобиль-дорога-среда (ВАДС).
К объектам СДТЭ Ю.Б. Суворов относит следующие материализованные источники информации: транспортные средства (их детали, узлы, механизмы, системы), дорогу, место ДТП, оставшиеся на них следы, водителя, а также материалы дела, не требующие правовой оценки. СДТЭ в настоящее время включает пять видов:
- экспертное исследование обстоятельств ДТП, или ситуалогическая экспертиза;
- экспертное исследование технического состояния транспортного средства, или технико-диагностическая экспертиза;
- экспертное исследование следов на транспортном средстве, месте происшествия, вещной обстановки, или транспортно-трасологическая экспертиза;
- экспертное исследование водителей ТС и других участников движения, или судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза (СИПЭ) участников движения;
- экспертное исследование дороги, дорожных условий на участке ДТП, или судебная автодорожная экспертиза (САДЭ) (См.: Суворов Ю.Б. Указ. соч. С. 71-72. 86).
На наш взгляд, данное деление на виды, в основу которого заложены специальные знания различных отраслей, необходимые для профессионального исследования различных объектов, условно и создано для удобства использования в экспертной практике, так как ориентирует на определенный порядок при назначении и производстве экспертиз. Очевидно, что исследование ДТП в целом носит интеграционный характер и считается полным и всесторонним, если выполнено только по родовым категориям.
Новое, разработанное Ю.Б. Суворовым направление — экспертное исследование места происшествия (дороги, дорожных условий) и влияния, которое эти условия во взаимосвязи элементов системы ВАДС оказывают на характеристики транспортного средства и формирование механизма ДТП, повышает достоверность анализа механизма в целом. До недавнего времени эксперты в большинстве случаев не исследовали участок ДТП и поэтому не могли обоснованно установить соответствие либо несоответствие состояния дороги и ее обустройства требованиям нормативно-технической документации (НТД), т.е. соответствующим СНиПам, ведомственным строительным нормам, инструкциям, ГОСТам, а также Правилам дорожного движения (ПДД).
В настоящее время это факт наиболее значим, так как устарела нормативно- техническая база в сфере организации дорожного движения. Большинство стандартов на технические средства организации дорожного движения не соответствует изменившемуся характеру дорожного движения, а также не обеспечивает современных требований к его безопасности. В частности, необходима разработка стандартов, регламентирующих требования к устройству искусственных неровностей для принудительного ограничения скорости движения, а также к техническим средствам организации движения в местах производства дорожных работ и совершения ДТП.
С юридической позиции любое ДТП является результатом комплексного действия как объективно существующих, так и субъективно провоцируемых факторов разрушения системы ВАДС. Разрушение данной системы происходит по специфическим, внутренним для нее законам. Достаточно в определенных дорожно-транспортных ситуациях появления самых незначительных нарушающих воздействий, чтобы система ВАДС была приведена в аварийное состояние с последующим возникновением ДТП. В процессе расследования необходимо установить эти факторы и определить их значимость для изменения функционирования системы ВАДС до определенного уровня.
Наибольшую роль в исследовании среды как элемента системы ВАДС играют специальные знания, позволяющие определить основные строительные и эксплуатационные характеристики и свойства автомобильной дороги, ее структурных элементов, дорожных сооружений, средств организации дорожного движения в конкретных дорожных условиях в районе ДТП. Здесь особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации, например коэффициента сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием.
Некоторые авторы предлагают отнести установление данного параметра к предмету судебной дорожно-технической экспертизы (См.: НечаевА.Н. Задачи дорожно-технической экспертизы // Актуальные проблемы и перспективы развития судебной автотехнической экспертизы: Материалы Всесоюзной научной конференции. Минск, 1973. С. 161-163.). Подобная позиция, на наш взгляд, не совсем правильна, т.к. величина коэффициента сцепления зависит не только от характеристик дорожного покрытия (материала дорожного полотна, макро- и микронеровностей, продольного и поперечного уклона и т.д.), но и от эксплуатационных характеристик автотранспортного средства, в частности, от типа и состояния тормозной системы, типа и модели шин, давления воздуха в них, остаточной глубины протектора, технического состояния подвески и др.
Поскольку учесть все факторы, влияющие на величину коэффициента сцепления колес конкретного автомобиля в конкретных дорожных условиях, а следовательно, и на величину тормозного пути автотранспортного средства, достаточно сложно, то наиболее достоверное определение указанных параметров возможно только в рамках эксперимента с максимально точным моделированием условий, влияющих на величину тормозного пути. Желательно, по возможности, использовать при этом автотранспортные средства, участвовавшие в ДТП.
На наш взгляд, рекомендации по установлению характеристик дорожного покрытия, приведенные в справочной литературе (См.: СуворовЮ.Б. Результаты экспериментального определения коэффициента сцепления дорожных покрытий // Экспертная техника: Сб. науч. тр. ВНИИСЭ. М., 1991. Вып. 11. С. 68-89.), допустимо использовать только в тех случаях, когда имеют место значительные изменения обстановки места происшествия, а также если невозможно проведение эксперимента по материально-техническим либо организационным основаниям. При этом необходимо учитывать изменение коэффициента сцепления относительно базового показателя в конкретных дорожных условиях. Например, коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием увеличивается, если при обустройстве дорожного полотна предпринимались меры для создания на нем микронеровностей и, наоборот,снижается, если на проезжей части находятся различные наслоения (грязь у выездов с дорог или обочин без твердого покрытия; краситель для нанесения дорожной разметки; выбросы промышленных предприятий и т.п.) (См.: АверьяновВ.Н., СуворовЮ.Б. Классификация основных покрытий автодорог, различаю-щихся специальными качествами. Характеристики покрытий и признаки дифференциации // Обзорная информация. М., 1987. — Вып. 3. С. 35.).
Аналогичные рекомендации применимы и в отношении определения профиля дороги, под которым понимают протяженность продольных и поперечных уклонов проезжей части, конструкцию отдельных элементов дороги (проезжей части, обочины, дорожных откосов и кюветов, наличие поворотов и радиусов закруглений), условий видимости и освещенности различных объектов в условиях ДТП и других характеристик окружающей среды (См.: Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. М., 1972. С. 141.). Определение указанных параметров в процессе экспертных исследований проводится крайне редко. Данный факт объясняется тем, что получение информации о ДТП не требует использования специальных знаний в виде судебной экспертизы. Обычно достаточно участия специалиста при проведении осмотра места происшествия или следственном эксперименте (Пределы экспертного исследования дорожно-транспортного происшествия. Использование экспертных заключений следователем и судом: Методическое письмо. М., 1978. С. 10.).
Перспективы развития рода СДТЭ связаны с применением комплексных методов исследования, специализацией этих исследований по видам, а также с синтезированием их результатов для обеспечения полных и всесторонних исследований. В настоящее время широчайший потенциал комплексных экспертиз, в первую очередь для решения диагностических задач, используется не в полной мере. Это обстоятельство негативно влияет на качество расследования дел по ДТП, является одной из причин их низкой раскрываемости и, как следствие, порождает негативные обстоятельства социального и экономического характера.
Совместное использование специальных знаний в области автотехники, трасологии, судебной медицины, психологии, физиологии, дорожного строительства позволит наиболее эффективно решать большинство задач, возникающих при расследовании ДТП.
Совершенствование и развитие каждого вида комплексных методов исследования, базирующегося на специальных методах, расширяет возможности СДТЭ и позволяет с большей достоверностью и обоснованностью удовлетворять потребности судебно-следственной практики.
В. А. Кондратьев — Адъюнкт Саратовского юридического института МВД России.
Дорожно-транспортная экспертиза
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
Одним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, и где пострадали пешеходы, водитель и (или) пассажиры служит экспертиза дорожно-транспортных происшествий, которую в тех или иных условиях обыватели именуют то дорожной экспертизой, то дорожно-транспортной, или даже автодорожной экспертизой.
Примечательно и то, что ни одно из вышеуказанных названий дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным наименованием, но об этом чуть позже. Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) происшествий до настоящего времени продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.
Во первых, до принятия приказа Минюста № 114 от 14.05.2003г. «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства Юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная экспертиза или дорожная экспертиза) по исследованию дорожных условий, знаков, разметки, и прочих элементов дорожных происшествий как отдельный вид судебных экспертиз вообще не была определена ни в одном из приказов Минюста РФ.
Лишь только после издания вышеуказанного Приказа № 114 автодорожная независимая экспертиза (дорожно-транспортная экспертиза или дорожная экспертиза) приобрела свой уникальный номер -13.3., только в данном приказе экспертизе было установлено точное и научно обоснованное наименование — «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия».
Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более 7 лет назад, подавляющее большинство практикующих юристов, адвокатов, судей и следователей все также продолжает назначать в суде (или на следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертного исследования.
Автодорожная экспертиза
В результате столь общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике зачастую складываются ситуации, когда в адрес какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, где требуется познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков и полотна дороги).
В таких случаях возникает неприглядная ситуация, в результате которой дело возвращается в судебно-следственные органы без исполнения, в результате чего сроки расследования дела затягиваются по причине элементарной безграмотности участников судебного процесса.
На сегодняшний день, т.е. уже по прошествии более чем семи лет, с даты возникновения и нормативного закрепления экспертной специальности 13.3. «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия», нам очень бы хотелось увидеть у уважаемых юристов самый минимальный набор прикладных знаний о действующей и нормативно-закрепленной классификации судебно-экспертных специальностей, о которой мы указали выше.
Цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:
- исследование (экспертиза) обстановки на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна;
- исследование (экспертиза) состояния дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;
- исследование (экспертиза) дорожных обустройств и внешних условий;
- исследование (экспертиза) условий видимости и обзорности с места водителя и т.д.;
- исследование (экспертиза) возможности (невозможности) восприятия водителем дорожной ситуации;
- исследование (экспертиза) возможности (невозможности) выполнения водителем действий для избегания ДТП;
- исследование (экспертиза) технической возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги связанных с особенностями дороги и окружающей среды;
- исследование (экспертиза) значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещению автомобиля и других объектов по поверхности автомобильной дороги;
- исследование (экспертиза) по выявлению недостатков в организации движения на участке ДТП;
- исследование (экспертиза) по выявлению обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали (или могли способствовать) возникновению ДТП: не благоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, их неправильное расположение и другие отрицательные особенности дорожной обстановки.
Вопросы, на судебную дорожно-транспортную (автодорожную / дорожную) экспертизу:
- Определить, соответствует ли представленный на экспертизу участок дороги (на котором произошло ДТП) действующим нормативом обустройства дорог (дорожного полотна)?
- Если участок дороги (на котором произошло ДТП) не соответствует определенным нормативам, то указать, каким образом он должен быть обустроен?
- Определить, какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению ДТП (отсутствие дорожных знаков, разметки, светофоров, их неправильное расположение, выбоины и неровности на дороге и т.д.)?
- Определить, какие правила в области безопасности дорожного движения должен был соблюдать водитель автомобиля в заданной дорожной ситуации (например, в момент обнаружения опасности)?
- Определить, каковы условия видимости и обзора с места водителя с учетом представленных сведений об актуальной дорожной обстановке?
- В условиях в заданной дорожной ситуации определить, имел ли водитель автомобиля техническую возможность выполнить действия, требуемые правилами безопасности дорожного движения для предотвращения ДТП?
- Определить, имелась ли у водителя автомобиля техническая возможность избежать ДТП с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей дорожного полотна?
- Определить, какие действия должен был совершить водитель транспортного средства для предотвращения ДТП?
- Определить, соответствует ли выбоина (разрытие, яма, колодец) на дороге существующим дорожно-строительным нормативам, если не соответствует, указать каким именно?
- Определить, способствовала ли выбоина (разрытие) имеющаяся на месте ДТП на возникновению ДТП?
- Определить время образования дефекта дороги, время фактического обнаружения дефекта дороги и возможность его устранения.
- Определить, усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?
- Определить, какими нормативами должны были руководствоваться должностные лица организации, ответственные за эксплуатацию дороги, для обеспечения безопасности движения на данном участке?
- Соответствовали ли их действия этим требованиям?
- В условиях ухода автомобиля в кювет (колодец, яму, канаву и т.д.) определить, соответствует ли действующим нормативам состояние участка дороги, прилегающего к дороге?
- Определить, имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
- Определить, способствовало ли возникновению ДТП факт отсутствия на участке дороги определенных дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров, либо их неправильное, ненормативное расположение?
Примечание: Вышеуказанный перечень вопросов на автодорожную экспертизу (дорожно-транспортную или дорожную экспертизу) условный. Просим относиться к нему творчески, уточняя вопрос в зависимости от актуальной дорожно-транспортной ситуации. Все возможные вопросы рекомендуем согласовывать с нашими экспертами по телефонам, указанным на сайте.
Перечень материалов, требуемых для проведения автодорожной (дорожно-транспортной) экспертизы
Для проведения судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять все материалы гражданского, административного, гражданского или уголовного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу, назначающему дорожную экспертизу, следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение всего комплекса информации о ДТП. Соответственно ни один протокол допроса, ни один акт и ни одна фотография по факту ДТП лишней не будет.
Кстати, в ситуациях, где одним из важных фактором ДТП являются погодные условия обязательным документов станет справка о погодных условиях из регионального Гидрометцентра в момент дорожно-транспортного происшествия (ДТП).Дорожные условия – это совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения.