Содержание:
Арбитражный суд Кировской области
Образец заявления о признании недействительным ненормативного акта
В Арбитражный суд _____________
Адрес: ________________________
Заявитель: ____________________
Адрес: ________________________
Ответчик: _____________________
Адрес: ________________________
о признании недействительным ненормативного
акта _________________ (государственных органов,
органов местного самоуправления, иных органов)
Ответчиком был принят ___________________________________________
(указывается точное и полное наименование оспариваемого ненормативного акта, номер и дата принятия)
Указанный акт содержит положения, нарушающие права истца: _______
(указывается, какие конкретно положения принятого акта нарушают права истца, в чем эти нарушения выражаются, в каких конкретно
нормативных и иных актах закреплены нарушенные права истца)
Также указанный акт не соответствует ____________________________
(указывается норма закона или нормативного акта, которой не соответствует ненормативный акт)
В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст.ст. 29, 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
признать недействительным (полностью или частично) ______________
(указывается точное и полное наименование ненормативного акта, его номер, дата, конкретные разделы, части, пункты, параграфы)
(указывается полное наименование ответчика)
1. Копия оспариваемого ненормативного акта.
2. Уведомление о вручении копии заявления ответчику.
3. Документ, подтверждающий оплату госпошлины.
4. Иные документы, подтверждающие требования.
5. Копия свидетельства о регистрации.
6. Копия документа, подтверждающего полномочия лица,
Исковое заявление о признании акта недействительным
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, лица
Примерный образец административного искового заявления о признании незаконными полностью или в части решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (образец с сайта Кабанского районного суда Республики Бурятия: http://kabansky.bur.sudrf.ru)
В Кабанский районный суд
Административный истец: …
(Указываются наименование административного истца, если
административным истцом является орган, организация или
должностное лицо, место их нахождения, для организации также
сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и
отчество административного истца, если административным
истцом является гражданин, его место жительства или место
пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем
юридическом образовании при намерении лично вести
административное дело, по которому Кодексом
административного судопроизводства РФ предусмотрено
обязательное участие представителя.
Указываются номера телефонов, факсов, адреса электронной
почты.
Представитель административного истца: …
Указываются наименование, фамилия, имя и отчество
представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем
юридическом образовании. Номера телефонов, факсов, адреса
электронной почты.
Административный ответчик: …
Указывается наименование органа, организации, лица, наделенных
государственными или иными публичными полномочиями и принявшие
оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие
(бездействие)органа государственной власти, органа местного
самоуправления или должностного лица.
Место нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса электронной
почты, если известны.
Административное исковое заявление
о признании незаконными полностью или в части решения,
действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных
государственными или иными публичными полномочиями
Административным ответчиком … (указывается наименование органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие)органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица) «__» ________ ___ года (или в период с «___» _________ ___ года по «___» _______ ___ года) были совершены следующие действия: … (указываются оспариваемые действия: наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия)), что подтверждается . (указать сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений, либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), привести доказательства, которые известны административному истцу и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела).
Данные действия нарушают права и законные интересы административного истца, а именно право на … (указываются нарушенные права и интересы административного истца, иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действий (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя указываются известные сведения об исполнительном документе, в вязи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве).
Также оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству РФ, а именно: … (указывается, каким нормам права не соответствуют оспариваемые действия: сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием, (бездействием).
В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст. 19, 124-127 Кодекса административного судопроизводства РФ
Признать незаконными решение, действия (бездействия) административного ответчика … (указывается наименование органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица), совершенные им «___» _________ ___ года в период с «___» ______ ___ года по «___» _______ ___ года в отношении … (фамилия, имя, отчество административного истца).
Приложение:
1. Копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора либо уведомление о вручении копий заявления и документов административному ответчику и заинтересованным лицам;
3. Документ, подтверждающий оплату госпошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ (подлинник);
4. Копии документов, подтверждающих совершение оспариваемых решения, действий (бездействия) (при их наличии), иные документы, подтверждающие требования;
5. Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписывающего заявление.
«___» _________ ___ г. ____________ /Подпись ____________ /Ф.И.О.
Госпошлина в суд
Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 2 000 рублей).
Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению
Документы прилагаются с учетом ст. 126 Кодекса административного судопроизводства РФ.
2. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными обладают граждане, организации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. В заявлении должно быть изложено требование о признании недействительным ненормативного правового акта или о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц. Заявление подается с соблюдением правил подсудности, установленных ст. 35, ч. 6 ст. 38 АПК РФ.
Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы могут обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.
Заявление о признании недействительным ненормативного акта, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов. Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут обратиться в арбитражный суд по данной категории дел, например, по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.
Законодателем предусмотрен 3-месячный срок для подачи заявления, который исчисляется со дня, когда организации, гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин и соответствующего ходатайства (ст. 117 АПК РФ).
В отношении природы данного срока не имеется единых взглядов.
По нашему мнению, необходимо исходить из следующего:
— пропуск указанного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления;
— если этот срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом. При этом АПК РФ не содержит правила об обязательности заявления, ходатайства о восстановлении срока;
— причины пропуска срока должны быть тщательно исследованы судом;
— если срок пропущен и не восстановлен, то такое обстоятельство является самостоятельным для отказа в удовлетворении заявления.
Кроме того, на практике нередко заявляются 2 требования, например: о признании недействительным решения налогового органа, об отказе в возмещении суммы НДС и об обязании возместить сумму НДС.
Общие требования к заявлению по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) содержатся в ст. 125 АПК РФ.
Дополнительно в заявлении должно быть указано:
— наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие);
— точное название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; время совершения действий;
— какие права и законные интересы нарушаются, по мнению заявителя, оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
— каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствуют оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие);
— требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными;
— сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
К заявлению должны быть приложены:
— текст оспариваемого ненормативного правового акта;
— доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — доказательства направления копий заявления и других документов судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);
— доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;
— документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
— копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
— доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения в порядке, предусмотренном гл. 8 АПК РФ.
Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.
Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или его возвращение (ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявления к производству судьей производятся действия по подготовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК РФ).
Образец Заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, как написать +пример
Пояснительная записка к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным
Существуют строго регламентируемые нормы и требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а так же к решению действий или бездействий признанными незаконными.
Такие требования прописаны в статье 199 АПК РФ «Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными». Если такие требования указанные в данной статье, то действия квалифицируются по статье 128 АПК РФ, согласно которых судья оставляет заявление без рассмотрения. Такие заявления, оставленные без движения возвращаются заявителю согласно статьи 129 АПК РФ.
Используемые законодательные акты:
- Арбитражно процессуальный кодекс РФ
- Гражданский кодекс РФ
- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным:
· При подаче заявления необходимо оплатить государственную пошлину, которая составляет для физ лиц 100 руб, для юридических лдиц 2000 руб.
· Одновременно с заявлением возмодна подача ходотайства об остановке действий оспариваемого ненормативного акта.
В заявлении необходимо указать:
- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
- название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя. - К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.
- К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу — исполнителю и другой стороне исполнительного производства.
Образец Заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, пример
В Областной Тюменский арбитражный суд
Адрес: г Тюимень, Ленина, 78
Заявитель: ИП Белов А.А.
Адрес: г Тюмень, калинина, 34
ИФНС России по г. Тюмени №4
Адрес: г. Тюмень, ул Товарное шоссе 15
Заявление о признании недействительным ненормативного акта налогового органа
По результатам камеральной налоговой проверки декларации по Единому налогу на вмененный доход по отдельным видам деятельности за период с 01.07.2010 г. ИФНС России по г Тюмени №4 были выявлены недоимки по ЕНВД. В результате этого были приняты решение N 234/432 от 01.10.2010г. о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ и заключающегося в неполной уплате сумм налога, с назначением наказания в виде штрафа в размере 520руб от недоучтенной сыммы, и решение N 542/198 от «10.10.2010г., на основании которого заявителю был доначислен налог по ЕНВД в размере 2600 руб.
Заявитель считает, что решения заинтересованного лица N 234/432 от 01.10.2010г. г. и N 542/198 от «10.10.2010г г. в полном объеме не соответствуют Налоговому кодексу РФ, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в том числе:
Сумма недоимки расчитана с преувеличением в два раза, что доказывает корректирующая декларация за третьи квартал 2010 года по налогу на вмененный доход для отдельных видоа деятельности.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 198 — 199 АПК РФ, ст. ст. 122 НК РФ НК РФ,
1. Признать недействительным в части объема решение N N 234/432 от 01.10.2010г. г. и N N 542/198 от «10.10.2010г г. ИФНС России по г Тюмени №4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- Копия квитанции, подтверждающей отправку заинтересованному лицукопии заявления.
- Платежное поручение по уплате госпошлины.
- Копии документов, подтверждающих требования Заявителя.
- Копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
- Копия Акта камеральной налоговой проверки N 123/01 от «01.10.2010 г.
- Копия решения N 234/432 от 01.10.2010г. г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- Копия решения N 542/198 от «10.10.2010г о доначислении сумм налога и пени.
- Доверенность представителя (если заявление подписано представителем).
Заявитель (представитель Заявителя) _____________ИП Белов А.А.
О признании недействительными ненормативных правовых актов
В настоящее время в российском законодательстве можно относится к довольно развитым, оно широко охватывающим все сферы общественных отношений. Однако все же пробелы в законодательстве неизбежным. Причин для этого много, к ним можно отнести: устаревание законодательства; упущение, в следствии не охватывается какая-либо ситуация или группа ситуаций; юридико-технические ошибки и др.
На органы судебной власти ложится ответственность за разрешение ситуаций, возникающих в результате таких пробелов.
Арбитражными судами рассматриваются дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе и об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ).
В статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ (абз. 9 п. 2) к подведомственности арбитражных судов отнесены, в частности, споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Это акт имеющий индивидуальный характер, то есть в отличии от нормативного акта, устанавливать, изменять и отменять права и обязанности конкретных лиц.
Ненормативный правовой акт может быть в форме указа, постановления, решения, распоряжения, приказа и др.
Сторонами в деле о признании недействительности ненормативного акта, как и в любом гражданско-правовом деле являются истец и ответчик.
Истцы – организации или граждане, предъявляющие в своих интересах или в интересах которых был предъявлен иск. В деле о признании недействительности ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов истцами являются лица, чьи права и интересы нарушаются соответствующим ненормативным актом. так же истцом могут выступать прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.
Ответчиками становятся органы, которыми был принят ненормативный акт, нарушающий законные права и интересы указанных в деле лиц. Например, налоговые, таможенные органы, Банк России, Мингосимущество России, органы валютного и экспертного контроля и др.
В делах о признании недействительности ненормативных актов имеется ряд особенностей, в частности согласно статье 14 АПК РФ данные дела рассматриваются судом коллегиально. Это означает, что в состав суда должны входить трое или иное нечетное количество судей.
При рассмотрении дела арбитражным судом исследуются представленные сторонами доказательства. Согласно статье 53 АПК РФ ответчик обязан доказать обстоятельство, послужившее основанием для принятия акта и то что оно, принятии, возлагается на данный орган.
В свою очередь истец должен доказать факт нарушения своих законных прав и интересов. Если в ходе судебного разбирательства не будет обнаружено нарушение прав и интересов истца, то арбитражный суд не в праве выносить решение о признании недействительности ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
Решение арбитражного суда должно быть представлено в письменном виде и подписано всеми судьями, участвующими в деле. Решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей, установленных в статье 127 АПК РФ.
Согласно статье 135 АПК РФ решение Арбитражного суда вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия, однако решение о признании недействительности ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов подлежит немедленному исполнению.
На практике исковые требования о признании недействительными ненормативных актов наиболее часто вытекают из налоговых правоотношений и относятся к актам государственных органов, наделенных правом взыскивать налоги (сборы) в безакцептном порядке и правами по осуществлению налогового контроля в целом. Такими правами действующее законодательство наделяет, в первую очередь, налоговые органы (к которым ст. 9 НК РФ относит Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации). В пределах своей компетенции соответствующими полномочиями пользуются также органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы (статьи 9, 45, 82 и некоторые другие нормы НК РФ).
В заключение следует сказать, что подавая в арбитражный суд исковое заявление о признании недействительным ненормативного акта, истец обращается за гарантированной ему государством защитой нарушенного права. При этом для него не имеет значения то обстоятельство, кем именно подписан обжалуемый акт. Существенным в подобной ситуации является лишь факт нарушения его законных прав и интересов ненормативным актом, который он и требует признать недействительным (на основании его несоответствия закону). Поэтому представляется, что ненадлежащее оформление ненормативного акта (подписание его не управомоченным на это лицом) не только ни в коей мере не должно ограничивать право истца на оспаривание его в суде, но и само по себе может и должно являться основанием для удовлетворения исковых требований и признания такого акта недействительным.
Исковое заявление о признании акта недействительным
Заинтересованное лицо: Совет депутатов муниципального образования Б. сельсовета К. района С. края
С. край, К. район, пос. Б., ул. Н. 9
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления
Решением Совета депутатов муниципального образования Б. сельсовета от 24.12.20.. г. № 56 «Об утверждении норматива отопления для населения с 1 января 20.. года» утверждены нормативы отопления для населения муниципального образования Б. сельсовета К. района С. края.
Данное решение является незаконным, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно п. 12 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
В нарушение указанного требования закона Совета депутатов Б. сельсовета при утверждении нормативов и установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2008 год не привлекла соответствующие организации для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Оспариваемое решение Совета депутатов Б. сельсовета противоречит требованиям федерального законодательства, а также нарушает права жителей муниципального образования Балтийского сельсовета на оплату коммунальных услуг по тарифам, установленным согласно требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 251 ГПК РФ,
П Р О Ш У:
Признать Решение Совета депутатов муниципального образования Балтийского сельсовета от 24.12.20.. г. № 56 «Об утверждении норматива отопления для населения с 1 января 20.. года» противоречащим закону и недействующим со дня принятия данного решения.
- Копия заявления о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления;
- Копия оспариваемого нормативного правового акта;
- Копия запроса прокурора;
- Копия ответа на запрос.
Решение Арбитражного суда Курской области от 6 июля 2007 г. N 1803-06S11-060707 Об отказе признать недействительным ответ налогового органа об отказе выдать бланк налоговой декларации. Заявитель пропустил установленный АПК РФ срок обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта. Кроме того, суд принял доводы налогового органа о предоставлении форм деклараций в электронном виде (извлечение)
Решение Арбитражного суда Курской области
от 6 июля 2007 г. N 1803-06S11-060707
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель К. обратилась в арбитражный суд с заявлением признании ответа ИФНС РФ по г. Курску от 10.10.2005 г. незаконным.
В обоснование заявленных требований, заявитель приводит следующие основания.
Письменный ответ ИФНС РФ по г. Курску за подписью С. является незаконным, так как он нарушает право налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 21 НК РФ получать формы налоговой отчетности, мешает исполнять обязанности налогоплательщика по предоставлению налоговых деклараций в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 23 НК РФ. ИФНС РФ по г. Курску не выдает бесплатно бланки налоговых деклараций, в нарушение ст. 80 НК РФ, и налогоплательщики вынуждены приобретать бланки налоговых деклараций самостоятельно в специализированных торговых предприятиях.
В судебное заседание представитель налогоплательщика не явился, извещен надлежащим образом, ранее заявлял ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.ст. 123 , 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Представитель налогового органа заявленные требования не признал, в письменном отзыве, представленном в суд, пояснил, что в ИФНС РФ по г. Курску формы налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход предоставляются в электронном виде в соответствии с программой «Налогоплательщик ЮЛ», запись форм налоговых деклараций осуществляется на компакт-диск в информационном зале ИФНС РФ по г. Курску. Индивидуальный предприниматель К. в налоговый орган с запросом в письменной форме о предоставлении бланка налоговой декларации по ЕНВД не обращалась. Ответ, представленный в суд предпринимателем К., об отказе в предоставлении бланка налоговой декларации по ЕНВД ИФНС РФ по г. Курску не направлялся.
Рассмотрев представленные материалы дела, выслушав доводы представителя налогового органа, суд установил следующее.
К. зарегистрирована 30.09.1996 г., свидетельство N 21549, основной государственный регистрационный номер 304463235101112, состоит на учете в качестве налогоплательщика в ИФНС РФ по г. Курску.
Как следует из искового заявления, 10.10.2005 г. налогоплательщиком был получен письменный ответ от должностного лица ИФНС РФ по г. Курску С., которым К. было отказано в выдаче бланка декларации по ЕНВД.
Не согласившись с указанным письменным ответом ИФНС РФ по г. Курску, индивидуальный предприниматель К. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным ответа ИФНС РФ по г. Курску.
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством .
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 2 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц пользуются граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решений и действий (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Индивидуальный предприниматель К. просит суд признать незаконным ответ ИФНС РФ по г. Курску от 10.10.2005 г. Исковое заявление предпринимателя К. поступило в арбитражный суд 10.04.2007 г., то есть по истечение предусмотренного АПК РФ трехмесячного срока. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока предприниматель не заявила.
В связи с пропуском срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, без уважительных причин, суд отказывает в удовлетворении заявления налогоплательщика о признании незаконным ответа ИФНС РФ по г. Курску от 10.10.2005 г., поскольку у заявителя отсутствует право на его обжалование.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из перечисленных норм следует, что суд при рассмотрении дела об оспаривании действия (бездействия) государственных органов должен исследовать указанные действия на предмет соответствия закону, нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель не пояснил, обращался ли он в письменной форме в ИФНС РФ по г. Курску, не представил доказательств того, что указанный ответ является официальным ответом налогового органа. Как следует из представленного в суд отзыва налогового органа, ИФНС РФ по г. Курску формы налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход предоставляются в электронном виде в соответствии с программой «Налогоплательщик ЮЛ», запись форм налоговых деклараций осуществляется на компакт-диск в информационном зале ИФНС РФ по г. Курску. Предоставление форм налоговых деклараций в электронном виде не является нарушением прав налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110 , 167 — 170 , 176 , 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя К. о признании незаконным ответа ИФНС РФ по г. Курску от 10.10.2005 г., отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в городе Воронеже в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления определения в законную силу через арбитражный суд Курской области.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: