Содержание:
Налог на движимое имущество организаций: применяем ставку 1,1%
С 2018 года изменился порядок налогообложения движимого имущества организаций, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Организации освобождаются от уплаты налога на движимое имущество, если в регионе принят закон, который установил такую льготу. Если же субъект РФ на 2018 год не принял решение о применении федеральной налоговой льготы по движимому имуществу и не снизил налоговые ставки, то такое имущество облагается налогом по предельной ставке в 1,1% (письмо Минфина России от 2 февраля 2018 г. № 03-05-05-01/5929).
Что, по мнению финансистов, понимается под термином «категория налогоплательщиков» и «категория имущества» в целях применения налоговых льгот либо пониженной ставки по налогу на имущество и налогу на прибыль для организаций? Ответ – в материале «Ставки по налогу на имущество организаций» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Разъяснено, что применение пониженной ставки в 1,1% не применяется в отношении движимого имущества, принятого на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми. Иными словами, движимое имущество, которое до 2018 года не освобождалось от налогообложения, не может облагаться в 2018 году по льготной ставке 1,1%.
Узнать о ставках и льготах по налогу на имущество организаций в различных субъектах РФ можно из нашей специальной справки.
Налог на движимое имущество организаций с 2018 года
Налог на движимое имущество с 2018 года для юрлиц применяется с учетом ст. 381.1 НК РФ, появившейся в кодексе в 2017 году и тогда же подвергшейся обновлению. Рассмотрим, каковы окончательные итоги вопроса об обложении налогом имущества, являющегося движимым.
История перемен в налоге на движимое имущество
В отношении налога на движимое имущество организаций перемены в последние годы происходили неоднократно:
- С 2013 года этот вид имущества (при условии что оно приобретено после 2012 года) попал в состав не признаваемого для целей обложения налогом (п. 3 ст. 1, ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 29.11.2012 № 202-ФЗ).
- С 2015 года оно из не признаваемого налогооблагаемым перешло в состав льготируемого с выделением в нем ряда исключений, не допускающих возможности использования льготы (пп. 55, 57 ст. 1, п. 5 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 24.11.2014 № 366-ФЗ).
- С 2017 года из круга ситуаций, исключающих возможность применения льготы, были сделаны исключения, позволившие в определенных случаях льготу использовать (подп. «б» п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2016 № 475-ФЗ). И в этом же году в НК РФ появилась новая ст. 381.1, установившая условие для «активирования» рассматриваемой льготы, начало применения которого привязано к наступлению 2018 года (п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
- С 2018 года ст. 381.1 НК РФ получила текст в новой редакции с делением его на пункты и указанием во 2-м (новом) пункте иных вариантов льготирования рассматриваемого имущества (п. 70 ст. 2, п. 4 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Одновременно для движимых объектов, не попадающих под льготы по этой статье, возникла своя предельная ставка для 2018 года, отраженная в дополнительно введенном в ст. 380 НК РФ п. 3.3 (п. 69 ст. 2, п. 4 ст. 9 закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).
Информацию об иных нововведениях последних лет в части налога на имущество смотрите в публикации «Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество».
Суть льготы в части налога на движимое имущество с 2018 года
Итак, к чему же сводится суть льготы по налогу на движимое имущество с 2018 года?
Сущность льготы изложена в тексте п. 25 ст. 381 НК РФ. Она позволяет освободить от налога имущество, относящееся к движимому, если оно приобретено плательщиком после 2012 года, кроме полученного:
- при реорганизации или ликвидации юрлица;
- операции, осуществленной между лицами, считающимися взаимно зависимыми по п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Приведенные исключения не касаются подвижного состава железных дорог, созданного позже 2012 года. Дату создания следует брать из техпаспорта.
Однако возможность использовать такое освобождение ограничена рядом условий (ст. 381.1 НК РФ), соблюдение которых может привести:
- к полной отмене налога для движимых объектов (исключая те, которые не могут освобождаться);
- введению права на применение освобождения для определенного круга плательщиков налога или для конкретных видов имущества;
- введению льготных ставок для некоторых видов имущества.
Применяемая налоговая ставка для рассматриваемого имущества, если оно не попало под льготу в результате выполнения оговариваемых условий, в 2018 году не может оказаться выше 1,1%.
О том, надо ли брать в базу по налогу объекты, взятые в аренду, читайте в публикации «[НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО]: Облагать ли арендованные ОС?».
Условия, дающие возможность применить льготу
Основное условие для возникновения льготы сводится к тому, что решение о ее введении в регионе должно быть принято на законодательном уровне субъекта России (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). При отсутствии такого решения рассматриваемая льгота с 2018 года в соответствующем регионе применению не подлежит.
Полностью освободить от налога по этой льготе можно как все движимые объекты, приобретенные позже 2012 года (кроме не подлежащих льготированию), так и конкретные их виды (или выделяемые по иным признакам, например, речь может идти о конкретных годах поступления). Кроме того, регион может установить определенный круг лиц, для которых льгота окажется действующей.
Допустимой является льгота в виде пониженных ставок для объектов (п. 2 ст. 381.1 НК РФ):
- не старше 3 лет;
- относящихся к разряду инновационного оборудования с высокой эффективностью.
Так, например, в Нижегородской области установлена нулевая ставка для предприятий, которые занимаются обрабатывающим производством, научными исследованиями и разработками, автомобильными перевозками льготных категорий граждан по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Нижегородской области. Льгота предоставляется при условии отсутствия недоимки по платежам в бюджет субъекта.
Однако в любом случае применяемые ставки в 2018 году не будут выше значения 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ). Если в нормативном акте региона величина ставки не приведена, то будет использоваться указанная в кодексе (п. 4 ст. 380 НК РФ), т. е. 1,1%. Например, в Ростовской области льготная ставка не установлена и движимое имущество облагается по ставке, установленной п.3.3 ст.380 НК РФ 1,1%..
Значения прочих ставок, используемых при исчислении налога, ищите в публикации «Ставка налога на имущество организаций с 2015 года».
Возможность применить льготу, позволяющую не облагать налогом движимые объекты, приобретенные после 2012 года, с 2018 года поставлена в зависимость от того, введена ли такая льгота в регионе. Если решения о вводе нет, льготу применить нельзя. Льгота может вводиться не для всех движимых объектов и не для всех налогоплательщиков. По имуществу, отвечающему определенным признакам, возможно установление пониженных (в сравнении с указываемой в НК РФ) ставок. Для 2018 года предельно возможная ставка равна 1,1%.
Новый налог на движимое имущество организаций в 2018 году
Из этой статьи вы сможете узнать про новый налог на движимое имущество организаций в 2018 году и получите ответ на вопрос, предусмотрены ли действующим законодательством РФ перечнем льгот по нему.
Причина обложения движимого имущества налогом
С 2018 года регулированием налога на движимое имущество организаций осуществляется, как и прежде, Налоговым кодексом РФ (Глава 30). Несмотря на это, полномочия по этому налогу отданы властям российских субъектов.
Ранее Минэкономразвития вносило предложение отменить налог на движимое имущество организаций, что, в свою очередь, вызвало немало дискуссий. По мнению чиновников министерства, начиная с 1 января 2018 года, все предприятия следовало бы освободить от имущественного налога.
При этом отмены имущественного налога для предприятий в 2018 году не случилось. Кабинет министров РФ вносил предложение о сохранении льготы до 2019 года на федеральном уровне.
Власти российских субъектов в подавляющем большинстве выразили свое несогласие по данному вопросу и заявили о том, что хотят реализовать свое законное право на отказ от введения льготы по налогу на движимое имущество организаций на их территориях.
Они мотивировали свою позицию тем, что отсутствие льготы по налогу сможет способствовать повышению собираемости налога на движимое имущество организаций. Местные власти также указали и на то, что данный налог относится к региональным сборам.
В ходе достаточно долгих споров по этому поводу, стороны, обсуждавшие вопросы, связанные с налогом на движимое имущество организаций и льгот по нему, пришли к компромиссу. В частности, начиная с 2018 года, данный налог может быть введен поправками в российский Налоговый кодекс в соответствии со следующими федеральными законами:
- № 335-ФЗ от 27.11.2017 года.
- № 401-ФЗ от 30.11.2016 года.
Отметим, что налог с движимого имущества организаций, принятого на учет с 2013 года (кроме движимых активов от взаимозависимых контрагентов в случае реорганизации/ликвидации), до 2018 года не подлежал отчислению юридическими лицами.
Предусмотрены ли льготы по налогу на движимые активы организаций в 2018 году?
Сразу скажем, что в 2018 году, в соответствии с нормами действующего российского законодательства, общероссийская льгота по налогу на движимые активы организаций ликвидирована. Согласно положениям статьи 381.1 НК РФ, если в 2017 году российским субъектом не был принят закон о том, что по движимому имуществу предприятий вводится льгота, это означает, что в 2018 году она отсутствует.
Добавим, что на основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, с 1 января 2018 года, под действие налога на движимые активы предприятий попадают исключительно основные средства и 3-й и последующих амортизационных групп. Таким образом, период полезного использования основных средств составляет от 3-х и более лет.
Напомним, что в соответствии со статьей 130 ГК РФ, движимые активы – это все активы, которые не являются недвижимым имуществом. В 2018 году налог на движимое имущество организаций должен быть уплачен в тех российских субъектах, где закон о введении льготы не предусмотрен местным законодательством.
В порядок расчета налога на движимое имущество с 2018 года пунктом 3.3 статьи 380 Налогового кодекса вносятся существенные уточнения. В соответствии с ними, предельно допустимая ставка по налогу на движимое имущество организаций не может быть больше, чем 1,1%. То есть, если местными властями российских субъектов не был принят закон о льготе, то налог на движимые активы предприятия в 2018 году необходимо уплачивать по ставке 1,1%.
Что представляет собой льгота по налогу на имущество организаций в 2018 году?
С 1 января 2018 года, в соответствии с новым пунктом 2 статьи 381.1 НК РФ, по усмотрению властей российских субъектов, допускается введение дополнительных льгот по движимому имуществу организаций.
На основании статьи 381.1 НК РФ, налоговые льготы по налогу на движимые активы предприятия могут быть введены в отношении:
- движимого имущества, с момента выпуска которого прошло менее 3-х лет;
- движимого имущества, которое расположено в российской части Каспия;
- инновационного оборудования, которое имеет высокую эффективность.
В завершении добавим, что льгота по налогу на движимые активы предприятия, может представлять собой как полное освобождение от налога, так и пониженную ставку по нему.
Налог на имущество 2018
Налог на имущество организаций является региональным налогом (ст. 14 НК РФ). Он устанавливается гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ и с момента введения является обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ).
О том, кто является налогоплательщиками налога на имущество, какое имущество облагается налогом и как налог рассчитывается, мы рассказывали в нашей консультации. Однако при расчете налога на имущество организаций в 2018 году и представлении отчетности по нему необходимо учесть изменения. Об основных из них расскажем в этом материале.
Налог на имущество: изменения в 2018 году по движимому имуществу
С 01.01.2018 движимое имущество III и последующих амортизационных групп (т. е. со сроком полезного использования свыше 3 лет), которое принято на учет с 01.01.2013, льготируется только в том случае, если соответствующая льгота установлена субъектом РФ (п. 1 ст. 381.1 НК РФ).
Если такая льгота не будет установлена, налог на имущество по этому движимому имуществу придется платить. По какой ставке – укажет региональный закон, но в любом случае – не выше 1,1% в 2018 году (п. 3.3 ст. 380 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2018). Подробнее о том, какие по налогу на имущество юр лиц изменения в 2018 применяются в отношении движимого имущества, мы рассказывали в отдельной консультации.
Бланки отчетности по налогу на имущество с 2018 года
Напомним, что в 2017 году организации сами выбирали, по какой форме сдавать отчетность по налогу на имущество. Расчеты по авансовым платежам в 2017 году организации могли сдавать как по форме, утвержденной Приказом ФНС от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 , так и по форме, утвержденной Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] (Письмо ФНС от 23.06.2017 № БС-4-21/12076 ).
Но налоговую декларацию по налогу на имущество за 2017 год, а также расчеты по авансовым платежам, начиная с 1-го квартала 2018 года, нужно представлять исключительно по формам, утвержденным Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]
Налог на движимое имущество организаций-2018
dvizhimoe_imushchestvo.jpg
Похожие публикации
С начала 2018 года изменены условия налогообложения объектов движимого имущества компаний, учитываемых в структуре основных средств с 01.01.2013 г. (закон № 335-ФЗ от 27.11.2017). Остановимся подробнее на деталях трансформаций, принятых в соответствии с поправками в ст. 381.1 НК РФ.
Налог на движимое имущество организаций: особенности
Суть введенных перемен заключается в следующем. До конца 2017 действовала льгота, установленная действующим законодательством – компании не уплачивали налог по объектам ОС, поставленным на учет с 01.01.2013 г., за исключением активов, полученных от реорганизованных или зависимых предприятий.
С 2018 года право утверждать (или не утверждать) льготы для предприятий регионов отдано властным структурам российских субъектов. Они вправе определить ставку, равную установленной в п. 3.3 ст. 380 НК РФ, либо снизить ее размер (вплоть до нулевого) для всех компаний или отдельных категорий предприятий. Таким образом, данный налог является региональным, поэтому на местах, где принят закон по льготе, организации могут быть освобождены от уплаты налога, либо применять льготную ставку. Если же местными законодателями соответствующие акты не приняты, платежи по движимому имуществу будут перечисляться в полном объеме. Единственное ограничение для регионов – превышать размер ставки налога, установленной в НК, нельзя.
Кстати, не имеет значения, когда закон о применении льготных ставок утвержден региональными законодателями. Например, актом, датированным июлем 2018 г., они могут установить льготу с 01.01.2018 г.
Кто платит налог на движимое имущество организаций в 2018 году
Уплачивать налог на объекты движимого имущества в 2018 году обязаны фирмы, применяющие ОСНО. На предприятия, работающие на ЕНВД и УСН, обязанность уплаты налога не распространяется, они должны перечислять имущественный налог, рассчитываемый по кадастровой стоимости, по недвижимости, используемой в производственной деятельности (если она входит в перечень, определяемый согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Какое имущество является движимым
Главным критерием, характеризующим движимые активы, по ст. 130 ГК РФ считается невозможность рассматривать их как недвижимость. Например, это могут быть:
- транспортные средства;
- музейные экспонаты;
- линии связи и т. д.
Возможность производства демонтажа актива без ущерба для его качественных характеристик и технических особенностей, перемещения на другое место, неоднократной установки, а также его разборная конструкция – вот правила, которые отличают объекты движимого имущества. Однако уплачивать налог со всего объема этих ОС нет необходимости. Облагается лишь стоимость объектов, относящихся к группам амортизации с третьей по десятую. Имущество, изнашиваемое достаточно быстро (1 и 2 групп), налогом не облагается (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Ставки и сроки уплаты налога на движимое имущество в 2018 году
Порядок исчисления налога и периодичность его уплаты устанавливается также законами регионов. Отсутствие местного закона о льготах предусматривает уплату налога по предельной ставке, предусмотренной п. 3.3 ст. 380 НК РФ. Она составляет в 2018 году 1,1%, а с 2019 г. составит 2,2%.
В 2018 году 29 регионов установили льготы по налогу на движимое имущество. Руководствовались они территориальными и экономическими интересами, поэтому сравнивать утвержденные размеры налога не приходится. К примеру, в Тюменской области все предприятия уплачивают налог по ставке 0,55%, в Челябинской области освобождены от налоговой нагрузки предприятия малого и среднего бизнеса, а также лизинговые компании, но оставлена предельная ставка 1,1% для всех остальных фирм, в Чеченской Республике ставка 0% применяется для всех без исключения организаций. Таким образом, приступая к расчету налога, необходимо руководствоваться местными законами.
Как рассчитать налог на движимое имущество в 2018 году
Определив стоимость ОС, относящихся к движимому имуществу, бухгалтер:
- проверяет, имеет ли предприятие льготы, подтвержденные законами регионов, выясняет ставки налога;
- устанавливает налоговую базу для расчета;
- рассчитывает сумму налога к уплате.
Как правило, имущественный налог уплачивается ежеквартальными авансами (если они установлены в регионе), а по завершении года – окончательным платежом. Авансовый платеж определяется как ¼ от произведения средней стоимости ОС за отчетный период и ставки налога. Филиалы и обособленные подразделения, расположенные не по месту головного предприятия, а в других регионах, платят налог на движимое имуществопо ставкам, установленным в тех регионах, где они находятся.
Налог на имущество организаций: льгота на движимое-2018
Льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, в Санкт-Петербурге на 2018 год сохранена, но действует она с учетом некоторых региональных особенностей, которые не так уж и малозначительны.
Указанная льгота предусмотрена пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и действовала до 2018 года на федеральном уровне. Но новой статьей 381.1 НК РФ установлено, что с 1 января 2018 года данная льгота применяется на территории субъекта Российской Федерации только в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены и другие изменения во вторую часть НК РФ. В частности, устанавливается, что в 2018 году, если субъект Российской Федерации не освободит указанное имущество от налогообложения, то налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ, не могут превышать 1,1 процента (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ). При этом законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта Российской Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения. Вот только, что именно относится к категории инновационного высокоэффективного оборудования, законодатель не расшифровал.
Санкт-Петербург льготу оставил — законом Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129 внесены изменения в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах.
Теперь налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 НК РФ, предусмотрена пп. 24 п. 1 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» и пп. 25 п. 1 ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81-11 «О налоговых льготах». В соответствии с изменениями от уплаты налога с 2018 года освобождаются организации — в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет.
То есть движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в 2013 и 2014 годах, в отношении которого льгота могла бы сохраниться, с 1 января 2018 года в Петербурге облагается налогом на имущество организаций. Да и с имуществом, приобретенным позднее также не всё однозначно, ведь дата приобретения имущества может очень сильно отличаться от даты его выпуска.
Согласно позиции Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга, изложенной в письме от 12.02.2018 № 01-02-209/18-0-1, льготные три года учитываются помесячно — в облагаемую налоговую базу по налогу на имущество организаций стоимость такого имущества должна быть включена в месяце, следующем после месяца, в котором истек трехлетний срок с даты его выпуска.
Такой же позиции придерживается Минфин РФ и приводит конкретный пример — если законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, установлена с 2018 года налоговая льгота по налогу на имущество организаций, то среднегодовая (средняя) стоимость основного средства, с даты выпуска которого (05.05.2015) прошло 3 года (05.05.2018), определяется по состоянию на 1-е число каждого месяца начиная с 1 июня по 31 декабря 2018 года (письмо Минфина России от 09.04.2018 № 03-05-05-01/23087).
И еще один важный момент, который часто упускают из виду — в соответствии со статьей 11-13 Закона Санкт-Петербурга № 81-11 обязательным условием применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пп. 25 п. 1 ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга № 81-11, является превышение средней месячной заработной платы работников списочного состава организации и ее обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в налоговом периоде, в котором используется льгота, трехкратного размера минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге, действующего в течение указанного налогового периода.
К такому же выводу пришел Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга в письме от 28.04.2018 № 01-02-6806/18-0-1. Комитет финансов полагает, что для подтверждения права на указанную налоговую льготу организации должны по требованию налогового органа представлять документы, подтверждающие выполнение условий в отношении льготируемого движимого имущества, предусмотренных пп. 25 п. 1 ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга № 81-11. При этом расчет среднесписочной численности работников организации и средней месячной заработной платы предоставляется организацией в составе отчетности за каждый налоговый период вне зависимости от требования налогового органа. Данный расчет осуществляется в произвольной форме.
Напомним, согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год размер минимальной заработной платы с 1 января 2018 года составляет 17 000 рублей.
Общая налоговая ставка по налогу на имущество организаций в Петербурге установлена в размере 2,2 процента, но в случае, если налоговые ставки для данного движимого имущества отдельно не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ (пункт 4 статьи 380 НК РФ).
То есть, если организация по тем или иным причинам не имеет права на льготу, то налоговая ставка, в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, в Санкт-Петербурге на 2018 год составляет 1,1 процента.
И еще несколько разъяснений, связанных с новым порядком налогообложения налогом на имущество организаций.
Как разъяснила ФНС России в письме от 14.03.2018 № БС-4-21/[email protected] «О рекомендациях по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций», если в субъекте Российской Федерации в 2018 году продлено действие льготы, то при заявлении права на данную льготу организация в строке с кодом 160 раздела 2 Декларации должна указать составной показатель, первая часть которого — 2012000, а вторая — реквизиты конкретного закона в формате, указанном в подпункте 5 пункта 5.3 Порядка.
Дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы. Дата выпуска движимого имущества, произведенного собственными силами, определена датой постановки на бухгалтерский учет объекта движимого имущества в качестве основных средств (письмо Минфина России от 23.01.2018 № 03-05-04-01/3204).
Если в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, отсутствуют сведения о дате его выпуска, то оснований для применения данной налоговой льготы не имеется (письмо Минфина России от 07.02.2018 № 03-05-05-01/7302).
По мнению Минфина, при исчислении налога на имущество организаций в отношении транспортного средства, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, необходимо учитывать месяц и год изготовления, указанные в технической документации изготовителя, а при отсутствии технической документации — дату изготовления транспортного средства, указанную в Паспорте транспортного средства (ПТС). При этом при отсутствии в ПТС месяца изготовления транспортного средства датой выпуска техники считается 1 июля года изготовления транспортного средства (письмо Минфина России от 26.03.2018 № 03-05-05-01/18888).
Ведущий эксперт Линии Консультаций КАДИС
Алексей Павлов
Налог на имущество организаций – новшество 2018 года
Главным нововведением 2018 года в порядке расчёта налога на имущество организаций является отмена федеральной льготы для движимых объектов (ст. 381.1 НК РФ). Данные изменения внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ. С 1 января 2018 года налоговые льготы по налогу на имущество организаций, указанные в п. 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и п. 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ. При этом ставка налога по движимому имуществу в 2018 году не может быть выше 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).
Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом вторым. С введением этого пункта субъекты РФ наделены правом принимать закон в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трёх лет, а также в отношении имущества, отнесённого законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, и устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения. При этом регионы решают сами, какое оборудование относится к названной категории.
Также с 1 января 2018 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ, которыми, в частности, определено, что, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 3 или 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, а также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта), была определена в течение налогового (отчётного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определённой на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Пример. Кадастровая стоимость жилого дома определена во II квартале 2018 г., а внесена в ЕГРН только в III квартале, например, 5 августа. Объект начнёт облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости начиная с августа 2018 г. (п. 5 ст. 382 НК РФ).
Таким образом, с 2018 года факт отсутствия на 1 января налогового периода утверждённой в установленном порядке кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения не освобождает налогоплательщиков от обязанности по уплате в отношении них налога на имущество (авансовых платежей) за весь налоговый период, если кадастровая стоимость определена в течение налогового (отчётного) периода.
Теперь рассмотрим, какие изменения коснулись региональных законов о налоге на имущество организаций в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Москва
Изменения, внесённые в Закон города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», касаются налоговых льгот, в том числе налоговых льгот в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Так, освобождаются от уплаты налога управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, сформированных в рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье», паспорт которого утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в отношении включённых в состав этих закрытых паевых инвестиционных фондов нежилых помещений и (или) машино-мест, предназначенных для использования физическими лицами для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Такая налоговая льгота не применяется в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Это изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Что касается льготы по налогу на движимое имущество организаций, то в Москве она не установлена. Таким образом, начиная с расчёта авансовых платежей за первый квартал 2018 года организациям-москвичам необходимо включать в налоговую базу имущество, не относимое к недвижимому.
Также из ст. 4 Закона города Москвы исключены налоговые льготы для автономных, бюджетных и казённых учреждений города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также для организаций, осуществляющих на территории города Москвы производство автомобилей, в отношении имущества, используемого ими в этих целях.
В то же время статья 4 дополнена пунктом, в соответствии с которым право на применение налоговых льгот возникает (прекращается) с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором выполняются (прекращаются) условия их применения.
В отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости площади объекта налогообложения, не переданной в аренду или наём третьим лицам и используемой налогоплательщиком для выполнения своих уставных задач, с применением коэффициента 0,75 (пп. 2.4 ст. 4-1).
Московская область
В отличие от Москвы в Московской области региональные власти продлили льготу по налогу на движимое имущество на 2018–2020 годы.
Также снижена ставка налога на в 2018 году в отношении:
- железнодорожных путей общего пользования в 2018 году – до 1,3 %;
- в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи – до 1,9%;
- в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость 1,5%.
Санкт-Петербург
Льготу сохранили для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трёх лет (Закон от 29.11.2017 № 785-129). С остального льготного имущества нужно заплатить налог по ставке 1,1%.
Ставка налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости, в 2018 году осталась на уровне 2017 года и составила 1% (п. 5 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.03 № 684-96 (в ред. от 26.12.17)).
П. 7 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга предоставляется льгота на устройства наружного освещения и подсветки общественных туалетов, а также водных устройств, включая фонтаны, фонтанные комплексы, питьевые фонтанчики, бюветы. При этом исключён ранее действовавший пункт 8 об освобождении от налога на имущество организаций в отношении объектов социально-культурной сферы.
Дополнительно переформулирован пункт об освобождении от уплаты налога на имущество объектов культурного наследия регионального значения. Теперь пункт 23 (ранее – пункт 16) гласит, что для получения освобождения в отношении указанных объектов необходимо осуществить капитальные вложения, имеющие своей целью сохранение объекта культурного наследия, в сумме более 500 млн рублей начиная с 1 января 2016 года.
Перечень объектов, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, приведён в соответствие статье 378.2 НК РФ. При этом ставка налога на имущество по этим объектам в 2018–2019 годах составит 1%.
- для организаций, осуществляющих деятельность в области связи (ОКВЭД 61.1, 61.2, 61.9);
- для организаций – в отношении имущества, расположенного на территории ОЭЗ;
- для организаций, осуществивших в течение не более одного любого календарного года, начиная с 1 января 2015 года, вложения на территории Санкт-Петербурга на общую сумму не менее 50 млн рублей.
Согласно дополнению, внесённому в Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций», в частности, отчётными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1091).
Ленинградская область
В Ленинградской области, так же как и в Санкт-Петербурге, региональные власти сохранили льготу на движимые объекты, с даты выпуска которых прошло не больше трёх лет, но только на 2018 год (пп. «я» п. 1 ст. 3-1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2003 № 98-ОЗ (ред. от 29.12.2017)).
К организациям, уплачивающим налог в размере 50% от установленной ставки, добавлены организации, осуществляющие оптовую торговлю топливом и розничную торговлю моторным топливом в специализированных магазинах.
Налоговая отчётность по налогу на имущество организаций
Новая форма декларации по налогу на имущество была утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-21/[email protected] ещё 31.03.2017, но подлежит применению начиная с представления декларации за 2017 год. Организациям нужно использовать новую форму декларации, расчёта по авансовому платежу, новый порядок заполнения отчётности и форматы подачи документов в электронном виде.
Одно из изменений в форме декларации заключается в добавлении раздела 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости». В нём предусмотрены следующие строки для внесения:
— остаточной стоимости объекта недвижимого имущества.
Аналогичный раздел добавлен и в форму расчёта авансового платежа.
В Письме ФНС России от 24.08.2017 № БС-4-21/[email protected] разъяснено, что в случае заполнения раздела 2.1 декларации или расчёта по авансовым платежам по налогу на имущество в отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по классификатору ОК 013-94 (по старому ОКОФ, действовавшему до 01.01.2017), рекомендуется заполнять строки с кодами «040» с учётом указанных положений п. 2.4 приложения № 3 к Приказу № ММВ-7-21/[email protected], без учёта разделителей в виде точек.
Нужно отметить, что льгота по движимым объектам «перекочевала» из разряда федеральных в региональные. Это нужно учесть при заполнении декларации: в разделе 2 расчёта авансовых платежей по налогу на имущество в строке 130 при заявлении права на льготу по движимому имуществу в 2018 году (в случае установления таковой в регионе пребывания) необходимо указывать код «2012000» в отличие от кода «2012057», указываемого по такому имуществу в 2017 году.
Также нужно отметить особенность заполнения данного расчёта в Московской области. При заявлении права на льготу по налогу на имущество организаций, установленную в Московской области, в расчёте авансовых платежей заполняется поле 160 «Код налоговой льготы (установленной в виде снижения налоговой ставки)» и указывается код «2012400», так как движимые ОС в этом регионе не отнесли к числу освобождаемых от налогообложения, а установили пониженную ставку налога по такому имуществу на 2018–2020 годы в размере 0%.
Подводя итог изменениям, которые претерпело российское и региональное законодательство в области налога на имущество организаций, можно сказать, что общий порядок расчёта налога на имущество в 2018 не изменился. Изменились предоставляемые налогоплательщикам льготы по этому налогу. Полагаем, что информация, представленная в статье, позволит организациям своевременно воспользоваться этими льготами и сэкономить финансовые ресурсы организации.