Содержание:
Обновлены критерии включения граждан в реестр «обманутых дольщиков» и исключения из него
В частности, уточняется, что критерием отнесения гражданина к числу пострадавших граждан является неисполнение застройщиком обязательств по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в течение более чем 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство в течение 2-х последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Вводится дополнительный критерий — отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта строительства.
Кроме того, приказом вводится дополнительное основание исключения гражданина из реестра «обманутых дольщиков»: расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору) или иного договора, направленного на привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у пострадавшего гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме.
Обновлены критерии включения граждан в реестр «обманутых дольщиков» и исключения из него
Как мы писали ранее, Минстрой обновил приказ, которым определяются критерии отнесения граждан к категории «обманутых дольщиков». По замыслу разработчиков это позволит предоставить государственные гарантии защиты большему количеству пострадавших граждан.
Теперь признание пострадавшим участником долевого строительства возможно при просрочке в 6 месяцев (раньше этот срок составлял 9 месяцев).
Также новые правила устанавливают, что объект будет считаться проблемным, если в отношении застройщика введена одна из процедур, применяемых при банкротстве. При этом нарушение застройщиком проектной документации больше не препятствует признанию объекта проблемным.
Кроме того, приказом вводится дополнительное основание исключения гражданина из реестра «обманутых дольщиков»: расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору) или иного договора, направленного на привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у пострадавшего гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме.
Новые правила вступают в силу 23 февраля 2018 года.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.01.2018 № 37/пр «О внесении изменений в критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр» (Зарегистрирован 09.02.2018 № 49989)
Адвокаты коллегии «Правовая защита» оказывают помощь дольщикам. Запишитесь на консультацию по вопросам, связанным с защитой прав участников строительства. Признание права собственности на квартиры и нежилые помещения, на доли в виде квартир и нежилых помещений. Помощь при банкротстве застройщика. Запись на консультацию к адвокатам “Правовой защиты” по тел. 8 495 691 38 72, 8 495 787 75 07, 8 903 125 76 30.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. № 560/пр “Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан” (не вступил в силу)
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 40; 2006, № 30, ст. 3287; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 25, ст. 3070, 2011, № 49, ст. 7040; 2012, № 53, ст. 7619; 2013, № 52, ст. 6979; 2015, № 29, ст. 4362; 2016, № 18, ст. 2515; № 27, ст. 4237) и подпунктом 5.2.36 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2014, № 12, ст. 1296; № 40, ст. 5426; № 50, ст. 7100; 2015, № 2, ст. 491; № 4 ст. 660; № 22, ст. 3234; № 23, ст. 3311; ст. 3334; № 24, ст. 3479; № 46, ст. 6393; № 47, ст. 6586; ст. 6601; 2016, № 2, ст. 376; № 6, ст. 850; № 28, ст. 4741), приказываю:
а) критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан согласно приложению № 1 к настоящему приказу;
б) правила ведения реестра пострадавших граждан согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
2. Установить, что действие настоящего приказа распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан — участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возникшие после вступления в силу настоящего приказа.
3. Признать не подлежащим применению приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30598).
4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации О.И. Бетина.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2016 г.
Критерии
отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан
(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. № 560/пр)
1. Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан устанавливаются в целях ведения реестра пострадавших граждан.
2. Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее — критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина — участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 40; 2006, № 30, ст. 3287; № 43, ст. 4412; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3584; 2010, № 25, ст. 3070; 2011, № 49, ст. 7015; ст. 7040; 2012, № 29, ст. 3998; № 53, ст. 7619; ст. 7643; 2013, № 30, ст. 4074; № 52, ст. 6979; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4225; 2015, № 29, ст. 4362; 2016, № 18, ст. 2515; № 27, ст. 4237) (далее — Федеральный закон № 214-ФЗ), обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее — проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина — участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином — участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину — участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
3. Гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.
Правила
ведения реестра пострадавших граждан
(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. № 560/пр)
I. Общие положения
1. Формирование и ведение реестра пострадавших граждан (далее — реестр) в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 40; 2006, № 30, ст. 3287; № 43, ст. 4412; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3584; 2010, № 25, ст. 3070; 2011, № 49, ст. 7015; ст. 7040; 2012, № 29, ст. 3998; № 53, ст. 7619; ст. 7643; 2013, № 30, ст. 4074; № 52, ст. 6979; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4225; 2015, № 29, ст. 4362; 2016, № 18, ст. 2515; № 27, ст. 4237) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется (осуществлялось) строительство проблемного объекта (далее — контролирующий орган).
2. Ведение реестра осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите персональных данных.
3. Реестр ведется на электронном носителе в виде единой электронной системы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
II. Содержание реестра
4. Реестр формируется по проблемным объектам и включает в себя следующие разделы:
4.1. Сведения о проблемном объекте:
а) адрес местонахождения проблемного объекта (почтовый и (или) строительный адрес);
б) сведения о разрешении на строительство проблемного объекта (номер, дата выдачи, сведения об органе, выдавшем разрешение на строительство, срок действия);
в) сведения о документах, подтверждающих права застройщика на земельный участок, предназначенный для строительства проблемного объекта;
г) сведения о состоянии строительства проблемного объекта (степень готовности объекта, стадия строительства);
4.2. Сведения о застройщике проблемного объекта:
а) наименование юридического лица;
б) адрес местонахождения юридического лица;
в) контактные данные застройщика и его законного представителя (телефон, факс, адрес электронной почты, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);
г) индивидуальный номер налогоплательщика;
д) номер и дата выдачи свидетельства о внесении в единый государственный реестр юридических лиц, сведения о налоговом органе, выдавшем свидетельство о постановке на налоговый учет;
е) сведения о наличии/отсутствии процедуры банкротства застройщика проблемного объекта;
ж) сведения о ликвидации застройщика проблемного объекта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. Сведения о пострадавшем гражданине:
а) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);
б) адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания);
в) наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
г) контактные данные;
д) сведения о договоре участия в долевом строительстве и договоре уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору) объекта долевого строительства, входящего в состав проблемного объекта (дата, номер регистрации, срок исполнения обязательств, цена договора);
е) сведения об исполнении пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве (размер оплаченной суммы по договору, наименование и реквизиты документов, подтверждающих факт оплаты);
ж) сведения о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов по передаче жилых помещений (при наличии).
4.4. Сведения о внесении записей в реестр, в том числе, основания внесения соответствующих записей:
а) о включении заявителя в реестр;
б) о внесении изменений в реестр;
в) об исключении заявителя из реестра.
III. Порядок принятия решения о включении пострадавшего гражданина в реестр
5. Решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина (приложение № 1 к настоящим Правилам).
6. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии).
7. При приеме документов заявителю выдается расписка о принятии документов к рассмотрению с указанием перечня представленных документов и количества листов (приложение № 2 к настоящим Правилам).
8. Решение о включении заявителя в реестр принимается контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления.
Контролирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о включении заявителя в реестр направляет в его адрес уведомление о принятом решении (приложение № 3 к настоящим Правилам).
В случае необходимости получения контролирующим органом сведений, необходимых для принятия решения и подлежащих включению в реестр, срок принятия решения может быть продлен контролирующим органом не более одного раза на срок до 14 рабочих дней, о чем в адрес заявителя в течение 5 рабочих дней направляется уведомление о принятом решении.
9. В случае изменения сведений о пострадавшем гражданине, содержащихся в реестре, контролирующий орган на основании письменного заявления пострадавшего гражданина вносит в соответствующий раздел реестра необходимые сведения в течение 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления о внесении изменений в реестр.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, в связи с которыми требуется внесение таких изменений.
10. Заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
11. Гражданин не подлежит включению в реестр на основании решения, принимаемого контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
Контролирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения направляет в его адрес уведомление о принятом решении (приложение № 3 к настоящим Правилам).
В случае необходимости получения контролирующим органом сведений, необходимых для принятия решения, срок принятия решения может быть продлен контролирующим органом не более одного раза на срок до 14 рабочих дней, о чем в адрес заявителя в течение 5 рабочих дней направляется уведомление о принятом решении.
IV. Исключение пострадавшего гражданина из реестра
12. Пострадавший гражданин подлежит исключению из реестра в случае:
1) подачи письменного заявления пострадавшего гражданина об исключении его из реестра;
2) удовлетворения требований пострадавшего гражданина путем передачи объекта долевого строительства или иным способом, свидетельствующим о восстановлении его нарушенных прав;
3) отказа пострадавшего гражданина от мер поддержки и (или) содействия в восстановлении нарушенных прав, предложенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае, если такие меры и порядок их предоставления предусмотрены нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации;
4) выявления факта предоставления гражданином, включенным в реестр, заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, послуживших основанием для включения гражданина в реестр.
13. Решение об исключении пострадавшего гражданина из реестра принимается контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты наступлении хотя бы одного из случаев, указанных в пункте 12 настоящих Правил.
14. Контролирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об исключении из реестра пострадавшего гражданина направляет в его адрес уведомление о принятом решении и вносит соответствующую запись в реестр.
Приложение № 1
к Правилам ведения реестра
пострадавших граждан
о включении в реестр пострадавших граждан
(наименование контролирующего органа субъекта Российской
Прошу включить в реестр пострадавших граждан
Фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), данные документа,
удостоверяющего личность / Фамилия, имя, отчество (последнее —
при наличии) представителя, реквизиты документа, подтверждающего
полномочия, данные документа, удостоверяющего личность
Адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) заявителя: _____
Телефон (факс) заявителя: _______________________________________________
Объект долевого строительства: __________________________________________
адрес (почтовый и (или) строительный),
(номер жилого помещения, этажность)
Реквизиты договора участия в долевом строительстве и договора уступки (в
случае уступки права требования по договору участия в долевом
Реквизиты платежных документов, подтверждающих факт внесения денежных
средств в счет цены договора участия в долевом строительстве и (или)
договора уступки (в случае уступки права требования по договору участия в
долевом строительстве) __________________________________________________
Настоящим во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г.
№ 152-ФЗ «О персональных данных» даю согласие на обработку моих
персональных данных. Я уведомлен и понимаю, что под обработкой
персональных данных подразумеваются любое действие (операция) или
совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств
автоматизации или без использования таких средств с персональными
данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение,
уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу
(распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование,
удаление, уничтожение персональных данных.
Ф.И.О. заявителя (представителя) __________ «___» __________ 20___ г.
Приложение № 2
к Правилам ведения реестра
пострадавших граждан
В ПРИНЯТИИ ДОКУМЕНТОВ К РАССМОТРЕНИЮ
(наименование контролирующего органа субъекта Российской
Настоящим подтверждается, что «___» ______________ 20__ г.
Фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), данные документа,
удостоверяющего личность / Фамилия, имя, отчество (последнее — при
наличии) представителя, реквизиты документа, подтверждающего
полномочия, данные документа, удостоверяющего личность
Адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) заявителя: _____
Телефон (факс) заявителя: _______________________________________________
Объект долевого строительства: __________________________________________
адрес (почтовый и (или) строительный),
(номер жилого помещения, этажность)
представлены для включения в реестр пострадавших граждан следующие
Заявителю разъяснено, что при условии непредставления или представления
не в полном объеме, а равно представления заведомо ложных и (или)
недостоверных документов, предусмотренных 6 Правил ведения реестра
пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа
2016 г. № 560/пр, в соответствии с подпунктом 5 пункта 10 Правил
заявитель не подлежит включению в реестр.
Ф.И.О. _____________ «__» ________ 20__ г.
Ф.И.О. заявителя (представителя) _____________ «__» ________ 20__ г.
Приложение № 3
к Правилам ведения реестра
пострадавших граждан
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
(почтовый индекс и адрес
заявителя согласно заявлению
О ВКЛЮЧЕНИИ (ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ)
В РЕЕСТР ПОСТРАДАВШИХ ГРАЖДАН
(наименование контролирующего органа субъекта Российской Федерации)
по результатам рассмотрения представленных гр. _____________ документов о
включении в реестр пострадавших граждан, руководствуясь пунктом 7 статьи
23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в
долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости
и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации», приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр, принято
Включении гр. ____________________ в реестр пострадавших граждан, /
отказе во включении гр. _____________ в реестр пострадавших граждан,
в соответствии с подпунктом(ами) _______ пункта 10 Правил ведения реестра
пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа
2016 г. № 560/пр, в связи с
(условие(я), предусмотренное(ые) пунктом 10 Правил)
_________________________ _____________ _____________________
(должность лица, (подпись) (расшифровка подписи)
Обзор документа
В Закон об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости были внесены изменения, которыми предусмотрены новые меры по защите прав граждан — участников долевого строительства указанных объектов.
В связи с этим обновлены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.
К числу таких критериев отнесены неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по договору участия в долевом строительстве в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение 2 отчетных периодов; надлежащее исполнение гражданином — участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину — участнику долевого строительства; отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Также установлены правила ведения реестра пострадавших граждан. Он ведется на электронном носителе в виде единой электронной системы в соответствующем субъекте Федерации.
Действие приказа распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан — участников долевого строительства, возникшие после вступления в силу данного приказа.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Приказ реестр обманутых дольщиков
Граждан, пострадавших в ходе реализации проектов жилых новостроек, с 30 июня 2017 года будут включать в реестр обманутых дольщиков по новым правилам, говорится в сообщении Москомстройинвеста.
Нововведения регламентированы приказом Минстроя РФ N560. Отмечается, что нововведения не коснутся тех граждан, которые были включены в реестр пострадавших до момента вступления нового приказа в силу.
«До конца июня 2017 года Москомстройинвест продолжит вносить граждан, чьи денежные средства привлечены в строительство многоквартирных домов и чьи права нарушены, в реестр пострадавших согласно приказу Минрегиона России N403 от 20.09.2013 года и установленному административному регламенту», — говорится в сообщении.
С июня текущего года реестр будет формироваться по проблемным объектам и включать в себя сведения о самом проблемном объекте, застройщике и пострадавшем гражданине. На сегодняшний день в основе реестра лежат сведения о пострадавших дольщиках. Далее в реестр будут включаться только те граждане, которые оплатили всю сумму, прописанную в договоре долевого участия в установленный срок, подчеркивают в Москомстройинвесте.
Кроме того, право на включение в реестр будет только у тех граждан, которые заключали договоры долевого участия в рамках 214-ФЗ.
Важным нововведением приказа N560 Минстроя станет условие, при котором гражданин, приобретавший несколько квартир в одном или нескольких объектах, сможет включиться в реестр только по одному из них, даже если все они признаны проблемными.
Также установлены требования к объекту. Он признается проблемным, если обязательства перед гражданами не выполнены в течение более девяти месяцев с даты, установленной в договоре. Еще одним условием признания объекта проблемным является отсутствие прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов.
Проблемным может быть признан объект, где отсутствует лицо, которое является правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта.
В комитете отмечают, что решение о включении заявителей в реестр контролирующий орган принимает в течение 14 рабочих дней с момента поступления заявления.
Как сообщал в декабре Минстрой, с 2017 года в России значительно изменятся «правила игры» для застройщиков, привлекающих средства граждан в строительство многоквартирных домов. Для повышения защиты прав дольщиков ранее были внесены поправки в 214-й федеральный закон «О долевом строительстве». В частности, для дольщиков создается компенсационный фонд, куда застройщики будут перечислять 1% средств от стоимости проекта.
Включение в реестр обманутых дольщиков
В соответствии с приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 № 560/пр (далее – Приказ) министерство строительства Самарской области формирует реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее – реестр).
К заявлению на включение в реестр необходимо приложить следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
Письмом Минстроя России от 15.08.2018 № 28931-НС/07 «об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», установлено , что в случае , если в соответствии с п.6 Правил к заявлению прилагаются копии документов и верность этих документов не засвидетельствована в установленном законодательством РФ порядке, одновременно для обозрения представляются оригиналы.
По итогам рассмотрения заявления о включении в реестр, комиссия принимает решение о включении или об отказе во включении в реестр.
Особенности включения в реестр обманутых дольщиков 2018
С 01.07.2017 года начал действие Приказ Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр который заменил собой утративший силу и уже ставший привычным для большинства дольщиков Приказ Минрегиона России от 20.09.2013 N 403
Новым приказом установлен порядок включения в реестр обманутых дольщиков в 2018 году граждан значительно более затруднительный, чем ранее существовавший.
Это обстоятельство не могло не сказаться на дольщиках, и без того ведущих длительную борьбу с Москомстройинвестом и Министерством строительного комплекса Московской области, целью которой является «зачисление» в Реестр соответствующего субъекта РФ, и соответственно, получения поддержки от государства.
Ведь не секрет, что обманутые дольщики, которые не состоят в Реестре, фактически лишены реальной помощи.
Тем не менее, с 2017 года возможность предоставления помощи от государства значительно возросла в связи с организацией компенсационного фонда дольщиков, в который каждый застройщик обязан отчислять проценты от сумм, полученных от вновь заключаемых договоров. При этом, средства фонда направляются на решение «проблемы обманутых дольщиков».
Что же нового для рядового дольщика в новом приказе N 560/пр?
Основным нововведением является ввод понятия «проблемный объект». Теперь реестр пострадавших граждан ведется с привязкой к объектам жилищного строительства.
Орган исполнительной власти, как на основании критериев, так и исходя из уже имеющейся информации, которую он получает и обновляет, в том числе, на основании поступающих от дольщиков заявлений, формирует список проблемных объектов.
Таким образом, от активности самих дольщиков, направленной на включение в реестр обманутых дольщиков в 2018 году, зависит уделяемое проблемному объекту внимание государства.
Выгода для контролирующего органа от включения большего количества дольщиков сомнительна, так как по устоявшейся системе чем меньше за таким органом числится обманутых дольщиков, тем, глядя со стороны вышестоящих администраций, «лучше» решена проблема.
Эта ситуация порождает большое количество незаконных отказов, которые возмодно успешно оспорить в суде.
Деятельность органов исполнительной власти по решению «проблемы обманутых дольщиков» объектов из Реестра контролируется на самом высоком уровне.
По каждому проблемному объекту формируется «дорожная карта» — план реальных мероприятий по решению проблемы обманутых дольщиков.
Дольщики, состоящие в Реестре уже сейчас получают поддержку в виде компенсационных выплат или получения готовых квартир.
Для проблемных объектов приказом установлены свои «рамки».
Так, с введением нового приказа не могут являться проблемными
- объекты, в которых были допущены двойные продажи;
- объекты, возводящиеся без разрешительной документации на земельный участок;
- объекты, возводимые на участках, аренда которых не зарегистрирована органах Росреестра;
- объекты, возведенные на землях, не предназначенных для строительства многоквартирных домов
- объекты, возводимые с нарушением ГПЗУ;
Нужно отметить, что некоторые из приведенных критериев существовали и ранее. Например, был установлен запрет на включение в Реестр дольщиков, многоквартирные дома которых были построены на землях ИЖС.
В качестве второго «барьера» для участника долевого строительства, желающего включится в Реестр, пунктом 2 нового приказа 560/пр установлены такие критерии:
- просрочка исполнения обязательств застройщиком более, чем на девять месяцев;
- привлечение денежных средств в соответствии с ФЗ-214;
- надлежащее исполнение обязанности по оплате;
- неисполнение застройщиком обязательства по передаче квартиры;
- отсутствие правопреемника проблемного застройщика;
- отсутствие выплаты за счет поручительства или страхования;
- отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан.
По сравнению с действовавшим ранее приказом, процесс включения пострадавших граждан в Реестр значительно усложнился, а у органов исполнительной власти появились новые возможности для бюрократизации процесса и выдачи отказов дольщикам по различным причинам.
Так, за второе полугодие 2017 и начало 2018 года как в Москве, так и в Московской области сложилась практика отказов по двум направлениям:
- отказы, во включении в реестр, связанные с несоответствием критериям;
- отказы в приеме документов.
Тратить время на административный порядок обжалования таких отказов не рекомендуется.
Как показывает практика, внесудебное обжалование решений как Москомстройинвеста, так и профильной Комиссии Министерства строительного комплекса Московской области через вышестоящих должностных лиц не ведет к достижению результата.
Реестр пострадавших граждан в долевом строительстве
30 декабря 2016 Минюстом России зарегистрирован Приказ Минстроем России от 12.08.2016 N 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан»
Данный приказ установил критерии, по которым гражданин включается в реестр «обманутых дольщиков»:
- неисполнение застройщиком обязательств по договору в течение более девяти месяцев с даты, установленной в договоре;
- привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина — участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
- надлежащее исполнение гражданином — участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
- неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину — участнику долевого строительства;
- отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
- необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
- отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Решение о включении гражданина в реестр принимается на основании заявления пострадавшего гражданина с приложением копий документов, перечисленных в Приказе.
В приложении приведены рекомендуемые формы заявления пострадавшего о включении в реестр; расписки о принятии документов к рассмотрению и уведомления о включении (об отказе во включении) в реестр пострадавших граждан.