Аппарат суда полномочия состав

Автор: | 21.04.2018

Для рассмотрения каждого дела назначается определенный состав суда. И решая вопрос об обращении в суд, нужно учитывать, как и кем будет рассмотрено то или иное дело. какие полномочия есть у судей при коллегиальном (3 и более) рассмотрении, как истец (заявитель) может влиять на состав суда.

Судебная власть в нашей стране реализуется исключительно через судей. В этой публикации размещена информация о судейском составе, его полномочиях, а также дополнительные сведения, с помощью которых может быть заявлен отвод судье.

Классификация судов РФ по гражданским делам

Все суды, осуществляющие рассмотрение гражданских дел, разделяют на две группы:

  • первая группа — суды первой инстанции. Те, которые рассматривают дело после поступления иска с соблюдением правил подведомственности и подсудности. Состоят из мировых, районных и, в определенных случаях, вышестоящих судов. Функция судов такой группы — рассмотрение дела по существу и вынесение решения суда.
  • вторая группа — апелляционные, кассационные и надзорные суды, в функции которых входит в основном проверка обоснованности, полноты и законности решений нижестоящих судов.

Полномочия кассационных и надзорных судов осуществляют профессиональные судьи, состоящие в президиуме или судебной коллегии.

Состав суда, как органа судебной власти

Состав районных судов можно разделить по двум критериям.

К первому относится численность судей. В зависимости от нагрузки и численности населения соответствующего района состав суда включает несколько федеральных судей. Председатель суда решает организационные и кадровые вопросы, поскольку назначает и освобождает от должности сотрудников судебного аппарата, а также осуществляет руководство судом. При этом и сам участвует в рассмотрении дел.

Заместитель председателя суда, кроме выполнения обязанностей судьи, исполняет отдельные поручения председателя и замещает его во время отсутствия.

Ко второму критерию относится аппарат районного суда. Такой аппарат включает следующие должности:

  • помощник председателя;
  • помощник судьи;
  • судебный администратор;
  • консультант;
  • главный специалист;
  • специалист І категории;
  • специалист ІІ категории:
  • специалист.

Все работники аппарата — государственные служащие, имеющие специальные звания и классные чины.

Как определить состав суда

Запоминаем простое правило. В суде первой инстанции (после подачи иска до вынесения решения, определение не считается) дело рассматривает один судья единолично (крайне редко назначаются 3 судьи, но это дела по защите избирательных прав). Какой именно судья? Обычно судьи имеют определенную специализацию. И посмотреть, кто чаще всего рассматривает исковые требования по конкретному вопросу, можно на официальном сайте суда с помощью рубрики судебное делопроизводство. Если интересуют совсем частности.

В ГПК РФ закреплен принцип независимости судей, который в случае невозможности соблюдения влияет на состав суда. При заявлении отвода судье, который будет удовлетворен, судья будет заменен.

Во всех остальных инстанциях — при апелляционном, кассационном и обжаловании в порядке надзора — состав суда назначается коллегиальным. Апелляционная жалоба рассматривается 3 судьями, один из которых назначается председательствующим, кассационная и надзорная жалоба рассматриваются судьей — председательствующим и не менее, чем еще 2 судьями.

Полномочия помощника судьи

Полномочия помощника судьи заключаются:

  • в подборе правовых и нормативных актов, требуемых для рассмотрения спора;
  • в контроле сбора и анализе данных для формирования статистической отчетности;
  • в подготовке докладов.

Полномочия помощника председателя суда, кроме вышеперечисленных, также включают:

  • выполнение поручений председателя при проведении служебных проверок;
  • организационное сопровождение приема граждан;
  • подготовку ответов на обращение граждан, поступивших в суд;
  • исполнение прочих поручений председателя суда.

Полномочия администратора суда

Организационную деятельность районного суда обеспечивает его администратор. Он назначается на должность и освобождается от нее начальником управления Судебного департамента по представлению председателя суда. Отличительная особенность судебного администратора от иных должностей судебного аппарата заключается в двойном подчинении: председателю суда и руководителю органа Судебного департамента (является штатной единицей такого департамента).

Полномочия администратора заключаются:

  • в организации деятельности суда (подготовка к проведению судебного слушания);
  • в организации ведения делопроизводства, статистики и работы архива;
  • в организации материально-бытовых условий судей и работников судебного аппарата;
  • в организации их санаторно-курортного оздоровления и медицинского обслуживания;
  • в обеспечении юридической литературой, справочно-информационными материалами и нормативно-правовыми актами;
  • в информационно-правовом обеспечении деятельности суда;
  • в организации ремонтно-строительной и хозяйственной деятельности;
  • в планировании расходов суда
  • в прочих обеспечительных мерах деятельности суда.

Полномочия специалистов и консультантов суда

Отдельные функции возлагаются на должностных лиц суда, в частности, секретарей судебного заседания. Они осуществляют определенные действия от имени суда, но под руководством судьи. К полномочиям секретаря судебного заседания относится ведение протокола судебного заседания, подготовка судебных извещений, работа по ходатайству об ознакомлении с делом.

Должность консультанта предусмотрена в судах, имеющих большой объем работы. Основными функциями консультанта является: справочная работа, обобщение судимости и ведение картотеки судебной практики.

Состав суда при рассмотрении дела

При единоличном рассмотрении производства, судья действует от имени суда, а не от своего лично. Ознакомьтесь с правилами поведения в судебных заседаниях: к суду обращаются и дают пояснения стоя, без разрешения суды пояснения и доводы не озвучиваются, при входе судьи в помещение и оглашении решения все встают. К суду обращаются «уважаемый суд». Если коротко, только судья руководит процессом и осуществляет правосудие не от своего имени, а от имени Российской Федерации.

Когда состав суда является коллегиальным, правила поведения в процессе не меняются. Изменяется порядок принятия решений. По всем вопросам, в том числе требующих вынесения отдельного определения (к примеру, о назначении экспертизы, о дополнительных доказательствах и т.п.) решаются большинством голосов. А несогласный в назначенном составе суда судья вправе изложить особое мнение, которое остается в материалах дела, но при объявлении решения не оглашается.

5.Аппарат суда: состав, полномочия.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» четко определяет характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной власти. Следовательно, Конституционный суд — прежде всего — составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках права.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ:

1. Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

— федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

— договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимных договоров между последними;

— еще не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2. Разрешать споры о компетенции:

— между федеральными органами государственной власти;

— между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

— между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3. Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов;

4. Давать толкование Конституции РФ;

5. Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления;

6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7. Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Читайте так же:  Не выполнено мировое соглашение что делать

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 3

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 4

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 4 Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 9

Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Федеральный Конституционный Закон предусматривает полные гарантии независимости судей. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М. Издательство БЕК, 1994. С.392-396; С.394

Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 19

СОСТАВ СУДА — судьи и заседатели (народные, присяжные, арбитражные), уполномоченные рассмотреть и принять решение по конкретному делу либо возникшему при его производстве вопросу. Он может варьироваться в зависимости от того, какое дело (гражданское или уголовное) и в какой судебной инстанции (см.: Инстанция судебная) оно рассматривается. Разбирательство уголовных дел по первой инстанции возможно в четырех составах суда: — один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы). Такой С. с. возможен, если подсудимый — совершеннолетний. На военные и гражданские суды среднего звена и Верховный Суд РФ данное правило не распространено: в них все уголовные дела по первой инстанции должны разбираться коллегиально. Оно не распространяется также на все уголовные дела несовершеннолетних; — один судья-профессионал и два народных заседателя (дела о преступлениях, за которые в районном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах — любой вид наказания; сюда относятся и все дела о преступлениях несовершеннолетних); — три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всем гражданским и военным судам среднего звена, Верховному Суду РФ), если решение об образовании такого С. с. принято соответствующим судом; — один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей. Такие коллегии образуются в некоторых гражданских судах среднего звена, а также во всех военных судах среднего звена и в Военной коллегии Верховного Суда РФ при наличии ходатайства подсудимого по делам о преступлениях, подсудных этим делам. В настоящее время гражданские дела по первой инстанции могут рассматриваться судами общей юрисдикции в двух составах суда: судьей единолично или коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Фактически большинство такого рода дел рассматривается судьей единолично. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по первой инстанции в большинстве случаев единолично судьями арбитражных судов субъектов РФ. При определенных в законе условиях возможно’ разбирательство дел в коллегиальном составе. В этих случаях в состав коллегии судей входят судьи-профессионалы, работающие в данном арбитражном суде. Но допускается и образование коллегиального состава из одного судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей. В кассационной, надзорной и апелляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. Например, в судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов — не менее чем половиной членов президиума. Примерно по такой же схеме определяется состав арбитражных судов, рассматривающих дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

§ 3. Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена

Он позволяет оказывать конкретную и Живую помощь районным судьям, так как появляется возможность проследить за работой соответствующего суда на протяжении определенного периода времени (квартала, полугодия, года), обобщить допущенные им ошибки, выявить положительный опыт, сопоставить работу нескольких районных судов.
Президиум суда среднего звена состоит из председателя данного суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Пер-

сональный состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при положительном заключении квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга (см. § 5 гл. XII учебника).
Он рассматривает в основном дела в порядке судебного надзора по протестам прокурора республики, края, области, города пли округа, а равно председателя суда этого уровня. Протест в прези-диум могут также внести Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, Генеральный прокурор РФ или его заместитель» В протесте может быть поставлен вопрос об отмене или изменении:
а) вступившего в законную силу приговора, решения либо определения районного суда;
б) постановления районного судьи о назначении судебного за-седания;
в) кассационного определения судебных коллегий, действующих в составе соответствующего суда.
Президиум может также рассматривать заключения прокурора соответствующего субъекта РФ о необходимости пересмотра конкретных уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Они правомочны при наличии большинства членов президиума. В заседаниях участвует прокурор республики, края, области, города или округа. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в заседании, и подписываются председателем суда. Они, как и кассационные определения судебных коллегий, оказывают существенное влияние на содержание судебной практики в республике, крае, области и ином субъекте Федерации.
Наряду с рассмотрением протестов по судебным делам прези-диум решает вопросы организационного характера. Он заслушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, отчеты председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перспективные и текущие планы судебной работы. На рассмот-рение президиума могут вноситься отчеты председателей районных судов по итогам проверок их работы в целом или по отдельным вопросам.

Читайте так же:  Федеральный закон об аудиторской деятельности 307-фз от 301208 г

2. Структура аппарата суда и штатное расписание федерального суда общей юрисдикции

2.1. Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений — отделов, не входящих в их состав должностей «помощник председателя суда» и «помощник судьи», а также должностей, не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы.

2.1.1. В федеральных судах общей юрисдикции, где численность аппарата суда не позволяет создавать отделы, аппарат суда состоит из отдельных должностей, как относящихся, так и не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы.

2.1.2. Структура аппарата суда, в том числе количество и наименование отделов, его организационное построение, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей, численность работников и штатное расписание, определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации либо с начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в пределах установленной приказом Судебного департамента общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период, и в соответствии с положениями Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции.

2.1.3. В структуру аппарата верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа в соответствии с утвержденным штатным расписанием соответствующего суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить: отдел делопроизводства, отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел по обеспечению деятельности президиума суда, отдел судебной статистики и правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики, отдел государственной службы и кадров, отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий, финансово-бухгалтерский отдел.

2.1.4. В структуру аппарата районного суда, городского суда, межрайонного суда (далее — районные суды) в соответствии с утвержденным штатным расписанием соответствующего суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить: общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отдел государственной службы и кадров, отдел информатизации), отдел обеспечения судопроизводства (отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел по обеспечению судопроизводства по гражданским делам).

2.2. Конкретные задачи, функции и направления деятельности структурных подразделений аппарата суда — отделов определяются настоящим Положением, соответствующими положениями об отделах федерального суда общей юрисдикции, утверждаемыми председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

2.2.1. В федеральных судах общей юрисдикции, где соответствующие структурные подразделения не созданы, конкретные задачи, функции и направления деятельности аппарата суда определяются настоящим Положением и соответствующими должностными регламентами (инструкциями) работников аппарата суда.

2.3. Контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда, а также руководство деятельностью начальников структурных подразделений — отделов осуществляет непосредственно председатель федерального суда общей юрисдикции и (или) его заместители в соответствии с распределением должностных обязанностей.

2.4. Непосредственное руководство структурными подразделениями аппарата суда осуществляют начальники отделов, а в период их временного отсутствия — их заместители. В случае временного отсутствия заместителя начальника отдела либо отсутствия должности заместителя начальника отдела обязанности начальника отдела приказом председателя суда возлагаются на одного из работников аппарата суда.

2.5. Распределение функциональных обязанностей между работниками структурного подразделения осуществляется начальником соответствующего отдела или его заместителем в соответствии с возложенными на структурное подразделение аппарата суда задачами и функциями, а также в зависимости от его численного состава. В случае отсутствия начальника отдела и его заместителя указанные обязанности приказом председателя суда возлагаются на одного из работников аппарата суда.

2.6. В федеральных судах общей юрисдикции, где соответствующие структурные подразделения не созданы, контроль, руководство и распределение функциональных обязанностей между работниками аппарата суда осуществляет председатель федерального суда общей юрисдикции и (или) его заместители в соответствии с распределением должностных обязанностей.

2.7. Работники аппарата суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата суда также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

2.7.1. Права и обязанности работников аппарата суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации и выдаются удостоверения установленного образца.

2.7.2. Работники аппарата суда, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, осуществляют деятельность на основании заключенных с ними трудовых договоров в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2.7.3. Работникам аппарата суда предоставляются социальные гарантии, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.8. Должности «помощник председателя суда», «помощник судьи» федерального суда общей юрисдикции в состав отделов не включаются, поскольку должности категории «помощники» учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок.

2.9. Назначение и освобождение от должности работников аппарата суда осуществляется приказом председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

2.10. Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

2.10.1. При разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппарата суда необходимо руководствоваться соответствующими методическими рекомендациями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2.10.2. Должностные регламенты помощников председателя суда, помощников судей федеральных судов общей юрисдикции разрабатываются и утверждаются в соответствии с положениями типовых должностных регламентов, утвержденных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

2.10.3. Должностные инструкции работников аппарата суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, разрабатываются и утверждаются с учетом положений и требований трудового законодательства Российской Федерации.

2.10.4. При осуществлении своей деятельности работники аппарата суда основываются на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод граждан, сохранения конфиденциальности информации и персональных данных, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.11. Работники аппарата суда в пределах своих должностных обязанностей взаимодействуют с администратором соответствующего суда, осуществляющим полномочия на основании Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Аппарат районного суда, его состав и полномочия

В соответствии со ст. 38 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляетаппарат этого суда.

Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

Возможный состав аппарата суда общей юрисдикции:

— помощник председателя суда (судьи);

— секретарь судебного заседания;

— канцелярия по уголовным делам;

— канцелярия по гражданским дела;

Функции аппарата суда общей юрисдикции(ст. 39 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»):

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству РФ и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Аппарат суда полномочия состав

Полномочия, состав районного (городского) суда определены в ст.ст. 4, 13, 21 ФКЗ «О судебной системе РФ»; ст.ст. 21, 23-27 Закона РСФСР «О судоустройстве».

Читайте так же:  Доверенность на получение ндс

Районный суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых судов рассматривает более 90% уголовных и гражданских дел. Помимо этого районные суды рассматривают все административные дела, отнесенные к компетенции судов.

На протяжении десятилетий, вплоть до принятия Закона о судебной системе, районный суд имел наименование «районный народный». Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, но сущность районного суда от этого не меняется. По своему местоположению районные суды наиболее близки к населению, что реально позволяет гражданам обратиться именно в этот суд за защитой своих прав.

Принципом организации районного суда является максимальное обеспечение возможности граждан обращаться в суд по месту жительства.

Итак, согласно ст. 21 Закона, Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Полномочиями районного (городского) суда согласно ст. 25 Закона РСФРС, являются:

— рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.

— в случаях, предусмотренных законодательством России, районный (городской) народный суд или народный судья рассматривают дела об административных правонарушениях.

— изучение и обобщение судебной практики, оказание правовой помощи товарищеским судам, а также осуществление других полномочия, предоставленных ему законодательством.

Председатель районного (городского) народного суда имеет следующие правомочия:

председательствует в судебных заседаниях; назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между народными судьями;

организует работу с народными заседателями;

ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей;

организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, оказанию правовой помощи товарищеским судам;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Если в районный (городской) суд избран один народный судья, он осуществляет полномочия председателя районного (городского) суда. В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т. д.) председателя районного (городского) суда полномочия председателя этого суда по его поручению осуществляет заместитель председателя суда либо один из судей данного суда. В таком же порядке производится замещение временно отсутствующего председателя военного суда гарнизона (армии, флотилии, соединения).

В случае временного отсутствия судьи районного (городского) народного суда исполнение его обязанностей возлагается на судью ближайшего районного (городского) народного суда решением председателя вышестоящего суда.

В случае временного отсутствия судьи военного суда гарнизона (армии, флотилии, соединения) исполнение его обязанностей возлагается на судью ближайшего военного суда решением председателя вышестоящего суда.

Электронная библиотека

Для выполнения своих задач по осуществлению правосу­дия районные суды имеют определенный состав суда, который условно можно разделить на два основания.

Первое основание состава суда представляется численным составом федеральных судей районного суда. Критерием определения численного состава районного и приравненного к нему суда является объем работы суда и нагрузка на одного судью. В зависимости от объема работы и численности населения в составе суда работает один или несколько федеральных судей.

Председатель районного суда руководит работой суда, разде­ляет обязанности между судьями, осуществляет общее руковод­ство организацией работы мировых судей, судебные участки которых находятся в пределах юрисдикции соответствующего районного суда, в том числе решает вопросы о временном отсут­ствии мирового судьи и его замещении. Председатель районного суда контролирует также работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и ос­вобождает от должности сотрудников аппарата, утверждает положение об аппарате суда. Таким образом, председатель районного суда решает организа­ционные, кадровые вопросы, руководит судом. Но в то же время он осуществляет правосудие и участвует в рассмотрении дел.

Заместитель председателя районного суда наряду с выполнени­ем обязанностей судьи замещает председателя районного суда во время его отсутствия и выполняет иные обязанности по его поручению.

Вторым основанием состава суда будет являться аппарат рай­онного суда. В аппаратах районных судов образуются следу­ющие должности[1]: помощник председателя суда, помощник су­дьи, администратор районного суда, консультант, главный спе­циалист, секретарь судебного заседания, секретарь суда, ведущий специалист, специалист I категории, специалист II категории, специалист. Работники аппарата районного суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные знания. Должности помощника председателя суда, помощника судьи[2] районного суда учреждаются в соответствии с указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981. Данная долж­ность в соответствии с перечнем государственных должностей федеральной государственной службы относится к государ­ственной должности категории «Б» и учреждается для непосред­ственного обеспечения исполнения полномочий судей. По­мощник председателя суда (судьи) назначается на должность и освобождается от должности председателем районного суда. Непосредственное руководство работой помощника председа­теля суда осуществляет председатель районного суда, а рабо­той помощника судьи – судья районного суда.

Полномочия помощника председателя районного суда (су­дьи) сводятся:

[1] См.: Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 (с изм. 31.12.2005) «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной служ­бы» (приложение № 13).

[2] См.: Типовое положение о помощнике председателя суда (судьи) феде­рального суда общей юрисдикции, утвержденное приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ от 14 июня 2002 г. № 71.

· к осуществлению подбора нормативно-правовых актов, необходимых для рассмотрения дела;

· осуществлению контроля за сбором и анализом данных для составления статистической отчетности;

· подготовке материалов для докладов и выступлений;

· выполнению поручений председателя суда при прове­дении служебных проверок;

· осуществлению записи граждан на личный прием к пред­седателю суда, осуществлению организационного сопровож­дения приема;

· подготовке проектов ответов на обращения, поступив­шие в адрес суда;

· выполнению иных поручений председателя суда.

Деятельность районного суда организационно обеспечива­ет администратор соответствующего суда.

Полномочия администратора суда сводятся к следующему:

1) принятию мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

2) взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспече­ния деятельности суда;

3) принятию мер по обеспечению надлежащих материаль­ных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курорт­ного лечения;

4) обеспечению судей и работников аппарата суда норма­тивными правовыми актами, юридической литературой, посо­биями и справочно-информационными материалами;

5) осуществлению информационно-правового обеспечения деятельности суда; организации ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

6) организации охраны здания, помещений и другого иму­щества суда в нерабочее время;

7) обеспечению бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

8) организации строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;

9) разработке проектов сметы расходов суда, утверждаемых председателем суда, и представлению его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (от­дел) Судебного департамента;

10) осуществлению иных мер по обеспечению деятельности суда.

Секретари судебных заседаний обычно прикрепляются к судьям, с которыми они принимают участие в рассмотрении уголовных дел. На них возлагается обязанность по

ведению протокола судебного заседания и осуществление других фун­кций по указанию председательствующего.

В районных судах, имеющих большой объем судебной рабо­ты, предусмотрена должность консультанта, на которого возла­гается ведение справочной работы, картотеки судебной практи­ки и обобщение судимости по отдельным категориям дел.