Красноярский краевой суд судебная практика
Родился 02.06.1961 года.
В 1983 году окончил Красноярский государственный университет по специальности «правоведение».
Работал в правоохранительных органах с августа 1983 года: стажером Октябрьской районной прокуратуры Красноярского края.
С 1987 по 1992 годы работал в Красноярском юридическом техникуме И.о. заместителя директора, преподавателем, заведующим отделением, затем заместителем директора.
С 1992 года — судья Краснотуранского районного суда Красноярского края, а с 1996 года — председатель этого суда.
Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2001 года № 1350 назначен судьей Красноярского краевого суда.
С 2006 по 2010 годы являлся председателем квалификационной коллегии судей Красноярского края.
Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 2009 года № 1201 назначен заместителем председателя Красноярского краевого суда.
Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2014 года № 503 назначен председателем Красноярского краевого суда на 6-летний срок полномочий.
Родилась 27.12.1966 года.
В 1990 году окончила Красноярский государственный университет по специальности «правоведение».
С августа 1990 года по октябрь 1991 год и с марта 1992 года по апрель 1992 года являлась стажером народного судьи в Советском районном народном суде.
С октября 1991 года по март 1992 года замещала должность консультанта Красноярского краевого суда.
В апреле 1992 года приступила к исполнению обязанностей судьи Советского районного суда г. Красноярска.
Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 2003 года № 649 назначена судьей Красноярского краевого суда без ограничения срока полномочий.
Родился 12.02.1978 года.
В 2000 году окончил Военный Университет Министерства обороны Российской Федерации в г. Москва по специальности «юриспруденция», с прокурорско-следственной специализацией.
С 2000 года по 2009 год проходил службу в должностях следователя и помощника военного прокурора в военных прокуратурах Сочинского и Красноярского гарнизонов, а также в военной прокуратуре Сибирского военного округа в должности прокурора отдела общего надзора.
В 2001 году во время контртеррористической операции в Чеченской Республике проходил службу в должности следователя (криминалиста) 201 военной прокуратуры.
С 2009 года по 2011 год являлся военным судьей Новосибирского военного суда; с 2011 по 2015 г.г. – председателем Ермаковского районного суда.
В 2015 году назначен на должность заместителя председателя Верховного Суда Республики Бурятия.
Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 506 назначен на должность заместителя председателя Красноярского краевого суда на 6-летний срок полномочий.
Родился 21.01.1969 года.
В 1994 году окончил Красноярский государственный университет по специальности «правоведение»;
С 1994 по 1995 г.г. работал юрисконсультом администрации Железнодорожного района г. Красноярска;
С 1995 по 2003 г.г. – проходил службу в ФСБ России по Красноярскому краю.
Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003г. № 955 назначен на должность судьи Кировского районного суда г. Красноярска и работал в указанной должности до 01 декабря 2008 года.
Указом Президента Российской Федерации от 01 декабря 2008г. № 1684 назначен на должность председателя Центрального районного суда г. Красноярска на 6-летний срок полномочий.
Родился 01.12.1966 года.
В 1991 году окончил Красноярский государственный университет, по специальности «правоведение».
Начал свою трудовую деятельность в органах прокуратуры с октября 1990 года в должности стажера прокуратуры Березовского района Красноярского края, затем назначен следователем указанной прокуратуры; старшим следователем прокуратуры Красноярского края. Далее был назначен следователем по особо важным делам прокуратуры Красноярского края.
С мая 1995 года работал заместителем начальника отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Красноярского края.
Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1997 № 1050 назначен судьей Красноярского краевого суда.
С 1 января 2016 года назначен на должность председателя судебной коллегии по уголовным делам Красноярского края.
Родился 06.08.1962 года.
В 1987 году окончил Красноярский государственный университет, по специальности «правоведение».
С августа 1987 года начал работать стажером народного судьи Свердловского районного народного суда г. Красноярска.
С апреля 1988 года — народный судья Свердловского районного народного суда г. Красноярска.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года утвержден судьей Красноярского краевого суда.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2003 года № 835 назначен судьей Красноярского краевого суда без ограничения срока полномочий. С января 2013 года является председателем судебной коллегии по административным делам краевого суда.
Родилась 07.04.1966 года.
В 1988 году окончила Красноярский государственный университет, по специальности «правоведение».
С декабря 2001 года по ноябрь 2008 года — судья Советского районного суда г. Красноярска.
Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1615 назначена судьей Красноярского краевого суда без ограничения срока полномочий. С 1 ноября 2017 года приказом председателя краевого суда от 1 ноября 2017 года № 210 на нее возложено исполнение обязанностей председателя судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда.
Практика рассмотрения социальных споров
1. Предоставление мер социальной поддержки (субсидий) по оплате жилья, отопления и электроснабжения медицинским работникам, проживающим в сельской местности (за исключением работающих в федеральных государственных учреждениях), осуществляется в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления, установленных законодательством, в частности, в соответствии с Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Заочным решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 23 июня 2015 года с Министерства социальной политики Красноярского края за счет казны Красноярского края взыскано в пользу Б. в возмещение расходов на оплату жилья и электроэнергии 84373, 21 руб.
В удовлетворении требований Б. к администрации Емельяновского района, Финансовому управлению администрации Емельяновского района, Министерству Финансов Красноярского края, Министерству социальной политики Красноярского края о взыскании расходов по оплате жилья отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции установил, что с 28 апреля 1980 г. Б. работает в ЦРБ, с 07 октября 2003 года — в должности врача.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 25 декабря 2013 г. №967-р Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «ЦРБ», где истец осуществляет трудовую функцию, принято безвозмездно в государственную собственность Красноярского края и переименовано в Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «ЦРБ».
Истец и его супруга Б. постоянно проживают в сельской местности в принадлежащей им на праве собственности квартире, расположенной в п.Емельяново, общей площадью 60,5 кв.м.
Истцу, как проживающему в сельской местности медицинскому работнику, в соответствии со ст. 6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предоставлена льгота в виде 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края; 100 процентов оплаты электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проживающей совместно с истцом его супруге Б. как ветерану труда предоставляются меры социальной поддержки в виде 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Потребленные истцом и его супругой услуги ЖКХ и электроэнергии за период с 01 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. оплачены ими в размере 161617, 22 руб.
Суммы полученных истцом Б. за этот период субсидий на ЖКУ и электроэнергию составили 44492, 88 руб., его супругой — 32751, 13 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ предусматривает, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Поскольку право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось мерой социальной поддержки до 1 января 2005 года, то медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 г. на основании ч.1 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1.
Принимая во внимание положения указанных правовых норм, суд первой инстанции исходил из того, что размер общей площади жилья, на которую распространяются меры социальной поддержки, на федеральном уровне не ограничен, а данная категория граждан освобождена от платы за жилье, отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Учитывая, что разница между фактическими затратами истца и полученным размером субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и электроэнергии за период с 01 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. составляет 84373, 22 руб. (161617, 22 руб. — 44492, 88 руб. (субсидии, выплаченные истцу) — 32751, 13 руб. (субсидии, выплаченные супруге Б.), суд взыскал ее с Министерства социальной политики Красноярского края за счет казны Красноярского края, полагая, что размер субсидий, полученных истцом по закону Красноярского края № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», не покрывает в полном объеме понесенные истцом расходы по оплате жилья и электроэнергии.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания в пользу истца указанной суммы, в апелляционном определении от 02 декабря 2015 года указала, что данные выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права.
Часть 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (в редакции, действовавшей до 01 января .2005 г.) действительно предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений.
Так, ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Одновременно ст.63 Основ была дополнена частями 4 — 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливались в зависимости от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления), Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Статьей 99 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (вступившего в силу с 01 января 2012 г.) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ признаны утратившими силу.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.72 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право по установлению дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ относительно правовой оценки применения субъектами РФ положений ч.2 ст.72 Закона от 21 ноября .2011 г. № 323-ФЗ, изложенной в Определении от 24 март а 2015 г. №598-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Минеевой Т.В. на нарушение ее конституционных прав ч.5 ст.72 Закона Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» следует, что федеральный законодатель в ч.2 ст.72 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрел право Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет соответствующих бюджетных ассигнований. В этой связи, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель субъекта РФ закрепил право таких работников на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения — в пределах социальной нормы площади жилья, а расходов по оплате коммунальных услуг, в виде электроснабжения и отопления, — в пределах нормативов потребления. Такое правовое регулирование направлено на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, и само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права этих граждан.
В целях реализации ч.2 ст.72 Закона от 21 ноября .2011 г. № 323-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1607, (вступившем в силу с 01 января 2015 г.), на федеральном уровне медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, установлены ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 рублей.
Постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. № 839 предусматривало такой же размер социальной поддержки для этой категории медицинских работников в 2012-2014 годах.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм и правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ, следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ вправе самостоятельно регулировать вопросы социальной поддержки медицинских работников, оказываемой за счет средств краевого бюджета, в том числе и определять условия предоставления мер социальной поддержки.
Пунктом 1 ст.6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона от 21 октября 2010 г.), реализующей установленные ч.2 ст.72 Закона №323-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов РФ по установлению за счет своих бюджетов дополнительных гарантий и мер социальной поддержки, указанным в данной норме медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности (кроме работников федеральных государственных учреждений), установлены субсидии в размерах:
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края,
б) 100 процентов оплаты электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос о правомерности ограничения размера субсидии пределами социальной нормы площади жилья являлся предметом рассмотрения Красноярского краевого суда, решением которого от 20 февраля 2006 г. по гражданскому делу по заявлению прокурора Красноярского края о признании несоответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п.1 ст.6 Закона Красноярского края от 17 декабря .2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», подпункт «а» п.1 ст.6 данного Закона края в части слов «в пределах социальной нормы, установленной законом края» и подпункт «б» п.1 ст.6 Закона края в части слов «в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления» признаны соответствующими федеральному законодательству.
Данное решение оставлено без изменения определением Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г.№53-Г06-6.
Регулирование обеспечения на территории Красноярского края социальной гарантированности жилищных прав граждан, дальнейший переход на новую оплату жилья и коммунальных услуг, а также единообразное применение порядка предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 27 сентября 1996 г. № 11-339 (ред. от 26 марта 1998 г.) «О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края» (ст.1 Закона).
В соответствии со ст.3 Закона края от 27 сентября 1996 г. № 11-339 размер социальной нормы площади жилья, приходящейся на одного человека, равен:
— в городах, поселках и сельской местности – 22 кв.м. общей площади жилого помещения;
— для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, — 25 кв.м. общей площади жилого помещения;
— для одиноко проживающих граждан – 33 кв.м. общей площади жилого помещения;
— для проживающих в общежитии – 9 кв.м. жилой площади.
Социальные нормы потребления электрической энергии, поставляемой населению Красноярского края для населения, составляют 75 кВт ч. на человека в месяц, но не менее 110 кВт ч. на абонента в месяц (Постановление Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 13 декабря 2005 г. № 273 «Об утверждении социальных норм потребления электрической энергии, поставляемой населению Красноярского края»).
Согласно ч.1 ст.26 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 №13-2804, финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края.
В соответствии с Законами Красноярского края о краевом бюджете на 2012 и 2013 годы, охватывающими плановые периоды до 2015 г. включительно, главным распорядителем средств, выделяемых в соответствии с Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», является Министерство социальной политики Красноярского края.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки (субсидий) по оплате жилья, отопления и электроснабжения медицинским работникам, проживающим в сельской местности (за исключением работающих в федеральных государственных учреждениях) осуществляется в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления, установленных законодательством, в частности, в соответствии с вышеуказанным Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
В спорном правоотношении размер субсидии за ежемесячную жилищную услугу в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 №13-2804 будет определяться следующим образом:
размер фактически оплаченной истцом жилищной услуги за месяц / на общую площадь жилого помещения * размер социальной нормы площади жилья, приходящейся на одного человека (в данном случае на 22 кв.м. в соответствии с ст.3 Закона края от 27 сентября 1996 г. № 11-339) * 100%.
Как следует из имеющихся в деле данных, за период 01 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. истцу, как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, предоставление мер социальной поддержки (субсидий) по оплате жилья, отопления и электроснабжения осуществлялось в соответствии с вышеуказанным Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления установленных законодательством, что не оспаривалось им и в суде первой инстанции.
В связи с этим исковые требования о компенсации расходов по оплате жилья, отопления и электроснабжения, понесенных истцом сверх установленных законодательством социальной нормы площади жилья и нормативов потребления не подлежали удовлетворению, а вывод суда о взыскании данных расходов исходя из полной фактически произведенной за них оплаты, является неправильным.
Ссылка суда на ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, предписывающую сохранение медицинским работникам, у которых право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности возникло до 01 января 2005 года того же объема мер социальной поддержки, основана на неправильном толковании указанной нормы.
Положения ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ в ее правовом смысле не применимы при регулировании вопросов предоставления мер социальной поддержки (право субъекта РФ), установленных в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ, поскольку ее предписания, как следует из содержания самой нормы, обязательны только при издании нормативных правовых актов в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, что отсутствует в спорном правоотношении, так как обязанность субъектов РФ по предоставлению мер социальной поддержки в денежной, а не в натуральной форме, (как это было при принятии Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ), заменена на право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, которые не поименованы Федеральным законом от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ и отданы на усмотрение самих субъектов РФ.
При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с Министерства социальной политики Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу истца Б. в возмещение расходов на оплату жилья и электроэнергии 84373, 21 руб. отменено, в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
2. В случаях, когда заявление лица, нуждающегося в санаторно-курортном лечении, о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение было рассмотрено органами Фонда социального страхования в установленном законом порядке и он был принят на учет для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, путевка должна быть ему предоставлена исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 19 августа 2015 года на Государственное учреждение — Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ возложена обязанность обеспечить И., являющегося инвалидом 2 группы, путевкой на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 10 декабря 2014 года по профилю рекомендуемого лечения.
Как следует из материалов дела, истцу (инвалиду второй группы по общему заболеванию бессрочно) рекомендовано санаторно-курортное лечение по профилю заболевания сердечно-сосудистой системы.
10 декабря 2014 года И. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложил необходимые документы. Согласно уведомлению ответчика от 10 декабря 2014 года истец принят на соответствующий учет, на дату рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции истец путевкой на санаторно-курортное лечение обеспечен не был.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, действовавшего в интересах И. суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и исходил из того, что И., обратившемуся к ответчику с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в его получении, не может быть отказано в получении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. В указанной связи суд возложил на ГУ КРО ФСС РФ обязанность предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение на основании его заявления от 10 декабря 2014 года по профилю рекомендуемого лечения.
Отменяя указанное решение, суд апелляционной инстанции в апелляционном определении от 02 декабря 2015 года указал, что выводы первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Так, правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 6.1 приевденного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее — Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256 (пункт 3.6.)
Согласно п. 3.7 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее — органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее — Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п.п. 4, 11, 19 — 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что — при условии соблюдения указанной последовательности — согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком И. путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 10 декабря 2014 года следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение о возложении на ГУ КРО ФСС РФ обязанности предоставить И. путевку на санаторно-курортное лечение по заявлению от 10.12.2014 года, судом не приняты во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения И.
Заявление И. от 10 декабря 2014 года о предоставлении санаторно-курортной путевки было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке, он принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь под регистрационным номером 8922.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена И. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения об отказе И. в удовлетворении иска к ГУ КРО ФСС РФ о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение.
3. Действующим пенсионным законодательством (п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10), предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» имеют бортпроводники (Раздел: XXI Транспорт, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217). Правовых оснований для включения периодов работы в должностях бортпроводника, старшего бортпроводника, относящихся к кабинному экипажу воздушного судна и не входящих в состав экипажа воздушного судна (летный состав), в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п.п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в связи с работой в летном составе гражданской авиации), не имеется.
Решением Советского районного суда г. Красноярска 20 августа 2015 года частично удовлетворены исковые требования Ц. к УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска, а именно, признано незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска от 29 апреля 2014г. об отказе в назначении пенсии Ц.; на УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска возложена обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ Ц. периоды работы: с 01 мая 2001г. по 09 декабря 2001г., с 30 января 2002г. по 13 октября 2003г. — бортпроводник в ОАО «Авиатранспортная компания» г. Красноярск; с 28 апреля 2004г. по 30 сентября 2004г., с 21 января 2005г. по 25 декабря 2005г., с 01 января 2006г. по 22 октября 2006г., с 11 ноября 2006г. по 12 ноября 2006г., с 01 декабря 2006г. по 09 июля 2007г., с 11 июля 2007г. по 15 августа 2007г., с 19 августа 2007г. по 19 ноября 2007г., с 24 ноября 2007г. по 27 марта 2009г. — бортпроводник в ОАО Авиакомпания «Авиалинии» г. Красноярск; с 03 мая 2009г. по 17 апреля 2011г., с 30 апреля 2011г. по 26 сентября 2011г., с 29 сентября 2011г. по 11 марта 2012г., с 14 марта 2012г. по 23 сентября 2012г., с 26 сентября 2012г. по 11 марта 2013г., с 23 марта 2013г. по 26 мая 2013г., с 30 мая 2013г. по 19 июня 2013г. — бортпроводник, с 01 сентября 2011г. — старший бортпроводник в ООО «Ветер»; с 01 октября 2013г. по 31 декабря 2013г. — бортпроводник в ООО «Авиакомпания И», в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; возложена обязанность на УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска назначить Ц. трудовую пенсию по старости по п.п. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 04.04.2014г.».
Обращаясь в суд с указанным иском, Ц. мотивировала требования тем, что решением ответчика незаконно было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку спорные периоды не были включены в стаж работы работника летного состава гражданской авиации. Вместе с тем, она работала бортпроводником в авиационных предприятиях, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации и выполняла полеты в составе экипажа воздушного судна. Согласно летной книжке фактический налет на самолетах различных типов за период работы составил 7407 часов 20 минут, что при расчете в годовом исчислении составляет полных 30 лет.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04 апреля 2014г. Ц. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п.п. 13 п. 1ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако, в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, ответчиком не были включены в специальный стаж по п.п. 13 п.1ст. 27 Федерального закона № 173 спорные периоды работы истицы в качестве бортпроводника гражданской авиации. Вместе с тем, указанные периоды работы истицы в должности бортпроводника зачтены в стаж работы, предусмотренный Списком № 1, раздел XXI Транспорт, подраздел 3, позиция 12003000-11217.
Удовлетворяя заявленные Ц. требования, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая истицей в спорные периоды должность бортпроводника в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации относится к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, то есть соответствует Списку должностей работников летного состава авиации, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, согласно которому к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов (пункт 1).
Поскольку при исчислении с учетом п.п. «а» п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 (каждые 20 часов налета на самолетах — за один месяц выслуги), срок выслуги истицы в указанной должности составил более 20 лет (исходя из 7407 часов 20 минут налета на самолетах различных типов), суд пришел к выводу о назначении Ц. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей досрочное назначение такой пенсии женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, с даты ее обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
Отменяя данное решение и принимая новое решение об отказе Ц. в иске, суд апелляционной инстанции в апелляционном определении от 16 декабря 2015 года указал на неверное толкование норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Так, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет и 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» имеют бортпроводники (Раздел: XXI Транспорт, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217).
Кроме того, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 N 260-О-О Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 N 459 по поручению законодателя в соответствии со статьей 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт «з» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (Определения от 24 июня 2008 № 340-О-О; от 16 ноября 2006 № 512-О; от 21 декабря 2006 № 579-О).
Положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающие разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный, не изменили правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии с Воздушным кодексом СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Таким образом, вывод суда о том, что бортпроводники, относящиеся к кабинному экипажу воздушного судна, входят в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому имеет право на досрочное назначение пенсии по п.п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно представленным в дело справкам, подтверждающим работу истицы с 01 мая 2001г. по 13 октября 2003г. бортпроводником в ОАО «Авиатранспортная компания» г. Красноярска, с 28 апреля 2004г. по 30 сентября 2004г., с 21 января 2005г. по 27 марта 2009г. бортпроводником в ОАО Авиакомпания «Авиалинии» г. Красноярска, 06 апреля 2009г. по 19 июня 2013г. старшим бортпроводником в ООО «Ветер», с 20 июня 2013г. по 31 декабря 2013г. старшим бортпроводником в ООО «Авиакомпания И», работодателями указано о праве Ц. на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со Списком № 1, разделом XXI, подразделом 3, позиция 12003000-11217.
Из материалов дела также следует, что Ц., 1978 г.р., начала трудовую деятельность 14 января 2000г., что подтверждается трудовой книжкой.
Учитывая, что действующим законодательством установлено право бортпроводников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда, правовых оснований для включения спорных периодов работы Ц. в должности бортпроводника, старшего бортпроводника, не относящихся к летному составу, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с работой в летном составе гражданской авиации, а также для возложения на ответчика обязанности назначить истицы досрочно пенсию по данному основанию с 04 апреля 2014г. в связи с работой не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, не имелось.
Необходимых условий для назначения пенсии по п.п. 1 п. 2 ст. 27 Федерального закона от 1 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у Ц. также не имеется, поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии к ответчику – 04 апреля 2014гг., она не достигла 45-летнего возраста и не имела 15 летнего страхового стажа.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Ц. о включении спорных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и назначении истице пенсии по старости по п.п. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 04 апреля 2014г. не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.