Административный спор виды

Автор: | 04.09.2018

Административно-правовые споры: понятие, признаки, виды

Административный спор — разногласия между субъектами управленческих правоотношений, возникающего в связи с реализацией, применением или толкованием норм административного права.

Две основные разновидности административных споров:

· Споры об объективном административном праве — споры, предметом которых является только законность правовых актов управления;

· Споры о субъективном административном праве, необходимым элементом предмета которых является вопрос о субъективных правах и обязанностях участников публичных правоотношений.

В зависимости от области публичного управления они могут быть подразделены на: налоговые, таможенные антимонопольные, финансовые, социальные, избирательные и т.д. Возможна классификация административных споров исходя из процессуального законодательства, регулирующего в настоящее время порядок их разрешения:

а) споры граждан и организаций с властью (ст. 245 ГПК РФ,

б) споры предпринимателей с властью (ст. 29 АПК РФ).

а) собственно административные споры или споры между сторонами административного правоотношения, не находящимися в отношениях служебного подчинения, т.е. между частными лицами и публичными органами. Эти споры составляют ядро предмета административной юстиции;

б) управленческие споры, которые возникают из внутриорганизационных, в том числе, служебных правоотношений (без участия частных лиц).

Признаками, отличающими административный спор от других правовых споров являются:

а) в качестве обязательного субъекта административно-правового спора всегда выступает орган публичной власти или должностное лицо. Другой стороной может быть частное лицо или иной административный орган.б) правовое положение этих сторон характеризуется юридическим равенством перед законом и судом и равенством процессуальных правомочий;в) сущность административно-правового спора составляют разногласия между субъектами административного права, которые свидетельствуют о расхождении, несходстве их правовых позиций по связывающему их спорному правоотношению;г) эти разногласия связаны с применением, нарушением, различным толкованием норм публичного права и реализацией определяемых ими субъективных публичных прав и обязанностей;д) предметом разногласий являются субъективные публичные права и законность административных актов

е) административный спор может иметь своим предметом одновременно и субъективные публичные права (обязанности) и законность административных актов. ж) существенным признаком административного спора является наличие определённой процедуры его заявления и разрешения.

Элементы: стороны (субъекты), предмет и основание.

В публично-правовом отношении, из которого вытекает административно-правовой спор, имеется, как правило, два вида участников:

а) субъекты, представляющие публичный интерес, выполняющие публичные функции и наделенные публичными правами для их осуществления в виде властных полномочий;

б) лица, представляющие частный интерес. В этом правоотношении в качестве обязательного субъекта присутствует публичная сторона, а другой стороной, как правило, выступают представляющие свой интерес частные лица.

Одной из сторон административно-правового спора всегда является тот или иной исполнительный орган (должностное лицо), чьи действия или решения служат предметом конкретного спора.

Для административной юрисдикции важнейшим условием разрешения спора является обязательная правовая оценка поведения участников спора. Соответственно, рассмотрев жалобу на неправомерное действие должностного лица, орган, ее рассматривающий, может признать обжалуемое действие незаконным или законным. Естественно, что во втором случае налицо отказ в удовлетворении жалобы.

Основание административного спора — это фактическая сторона правового конфликта, которая обозначает различные по своему правовому действию обстоятельства спорной ситуации.

Предметом административного спора являются субъективные права и обязанности, относительно которых в связи с принятым административным актом возникли разногласия, а также вопрос о законности самого административного акта. Кроме того, в предмет административного спора могут входить вопросы о нарушении административным актом законных интересов.

(Непредоставление информации уполномоченными государственными органами по запросу юридического лица, неправомерное требование уплаты земельного налога)

Порядок разрешения административных споров

Административно-правовой спор — правовой конфликт, возникающий в ходе осуществления государством управленческой функции. Существенными признаками данного спора являются:

  • один из субъектов правоотношения — административно-публичный орган власти;
  • причина спора — вопрос законности правовых актов, действий/бездействий органа государственной власти .

Административный спор регулируется нормами административного права в рамках действующего КоАП РФ и нормативно-правовых актов. Ранее процедуру разрешения обозначенного спора регламентировали Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы.

Обратите внимание!

Гражданин имеет право в судебном порядке обжаловать акты органов власти (государственных и муниципальных) в случае нарушения личных прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.

Основные виды административно-правовых споров

Руководствуясь ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), выделяют 4 вида споров:

  • оспаривание нормативно-правовых актов;
  • обжалование решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных функцией управления;
  • защита избирательных прав граждан и права на участие в референдуме;
  • присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Основания возникновения

В зависимости от объективной стороны конфликта основаниями для возникновения споров выступают:

  • принятое решение/действие органа управления напрямую нарушает право лица, в отношении которого действует;
  • принятое решение/действие органа управления не соответствует действующему законодательству;
  • процедура принятия решения/действия органа управления нарушает закон.

Обратите внимание!

В процессе разрешения административного спора, по общему правилу, ответчиком выступает публичный орган власти.

Сторонами в административном деле согласно закону являются:

  • истец — обращается в суд за защитой нарушенных прав;
  • ответчик — лицо, к которому предъявлены требования в рамках искового заявления;
  • заинтересованные лица — те, чьи права могут быть затронуты в процессе разрешения спора между истцом и ответчиком;
  • иные участники рассмотрения — представители, эксперты, специалисты, свидетели, переводчик, секретарь судебного заседания.

После выхода нового КАС РФ претерпел изменения институт представительства в рассматриваемых спорах: юридическую помощь в рамках процесса могут оказывать только дипломированные специалисты.

Обратите внимание!

Представителями в суде выступают адвокаты (при предоставлении нотариально заверенного документа, подтверждающего его статус) и иные представители, имеющие высшее юридическое образование. Юристы, не подпадающие под указанные критерии, не допускаются к судебному разбирательству.

Административный порядок разрешения споров

По общим правилам судопроизводства в пределах рассматриваемой темы возбуждению дела предшествует подача искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа. Важным условием разрешения административного спора является правовая оценка поведения сторон, участвующих в деле. Таким образом, рассматриваемая жалоба на неправомерное действие должностных лиц может быть либо удовлетворена, либо действие лица признано законным.

Судебный приказ

Судебный приказ — судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций ( ст. 123.1. КАС РФ). Заявление о вынесении судебного приказа подаются мировому судье вместе со всеми прилагаемыми документами.

Производство в рамках судебного приказа предусматривает некоторые особенности:

  • судебного разбирательства нет;
  • вызова сторон в суд нет;
  • срок выдачи приказа — пять дней;
  • судебный приказ одновременно является исполнительным документом.

Если требования заявителя не касаются обязательных платежей и санкций, производство по указанному спору возбуждается на основании предъявления заявления по общим правилам.

Исковое заявление

Перечень требований, предъявляемых заявителем в исковом заявлении к ответчику:

  • признать недействующим нормативный акт;
  • признать незаконным решение/действие/бездействие;
  • обязать совершить действие/принять решение;
  • обязать воздержаться от совершения действия/принятия решения;
  • решить вопрос наличия/отсутствия полномочий на совершение действия/принятия решения.

Перечень является открытым, что позволяет заявителю обратиться в судебные органы и по иным основаниям, соответствующим нормам закона. Форма и содержание искового заявления существенно не отличается от заявлений, предусмотренных ГПК РФ. До подачи искового заявления предусмотрен порядок обязательного претензионного урегулирования спора, предусмотренный федеральным законодательством.

Подведомственность

Дела по перечисленным требованиям принимаются к рассмотрению и рассматриваются мировыми судьями, судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ.

Мировые судьи рассматривают требования о вынесении судебного приказа. Верховные краевые и областные суды разрешают споры «особой важности» (например, касающиеся государственной тайны, о прекращении деятельности средств массовой информации), Верховный суд Российской Федерации — об оспаривании актов Президента, Правительства, Генеральной Прокуратуры и прочих государственных структур высшего уровня. Основная масса дел находится в производстве у районных судов.

Процессуальные сроки

По общим правилам процессуальные сроки исчисляются с момента подачи искового заявления и не могут составлять более двух месяцев при рассмотрении дела районными судами, трех месяцев — Верховным Судом РФ.

При наличии многочисленных участников судебного процесса, либо заявленных в рамках одного дела нескольких требований, значительного объема исследуемых судом доказательств, а также обстоятельств, влекущих необходимость подготовки дела к судебному разбирательству, сроки увеличиваются. Решение о продлении принимает председатель судебного заседания, срок продления не должен превышать одного месяца.

Читайте так же:  Образец отзыва на исковое заявление о взыскании денежных средств

По итогам разбирательства судом выносится мотивированное решение. В случае несогласия с принятым решением у сторон есть 30 дней на подачу апелляционной жалобы в Верховный краевой/областной суд в случае рассмотрения дела в суде общей юрисдикции. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу. Дальнейший пересмотр решения предусмотрен в судах кассационной инстанции и в порядке надзора.

Отдельные категории дел

КАС РФ регламентированы процедуры разрешения споров по отдельным категориям дел (оспаривание нормативно-правовых актов, содержащих разъяснения законодательства, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и др.). Процедуры рассмотрения определенных категорий дел предусматривают отдельный порядок в рамках судопроизводства.

Нормативная база, регулирующая разрешение административных споров, претерпела существенные изменения, а судебная практика сложилась далеко не по всем вопросам. Только грамотное и тщательное изучение норм в сфере административного права позволит предотвратить незаконное посягательство на ваши интересы. Поэтому очень важно обратиться за помощью к нашим квалифицированным юристам в Москве, которые в кратчайшие сроки подготовят необходимые документы в суд, проанализируют и исследуют материалы дела, на основании которого выстроят грамотную позицию для разрешения возникшего административного спора.

Порядок разрешения административных споров

Административно-правовой спор — правовой конфликт, возникающий в ходе осуществления государством управленческой функции. Существенными признаками данного спора являются:

  • один из субъектов правоотношения — административно-публичный орган власти;
  • причина спора — вопрос законности правовых актов, действий/бездействий органа государственной власти .

Административный спор регулируется нормами административного права в рамках действующего КоАП РФ и нормативно-правовых актов. Ранее процедуру разрешения обозначенного спора регламентировали Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы.

Обратите внимание!

Гражданин имеет право в судебном порядке обжаловать акты органов власти (государственных и муниципальных) в случае нарушения личных прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.

Основные виды административно-правовых споров

Руководствуясь ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), выделяют 4 вида споров:

  • оспаривание нормативно-правовых актов;
  • обжалование решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных функцией управления;
  • защита избирательных прав граждан и права на участие в референдуме;
  • присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Основания возникновения

В зависимости от объективной стороны конфликта основаниями для возникновения споров выступают:

  • принятое решение/действие органа управления напрямую нарушает право лица, в отношении которого действует;
  • принятое решение/действие органа управления не соответствует действующему законодательству;
  • процедура принятия решения/действия органа управления нарушает закон.

Обратите внимание!

В процессе разрешения административного спора, по общему правилу, ответчиком выступает публичный орган власти.

Сторонами в административном деле согласно закону являются:

  • истец — обращается в суд за защитой нарушенных прав;
  • ответчик — лицо, к которому предъявлены требования в рамках искового заявления;
  • заинтересованные лица — те, чьи права могут быть затронуты в процессе разрешения спора между истцом и ответчиком;
  • иные участники рассмотрения — представители, эксперты, специалисты, свидетели, переводчик, секретарь судебного заседания.

После выхода нового КАС РФ претерпел изменения институт представительства в рассматриваемых спорах: юридическую помощь в рамках процесса могут оказывать только дипломированные специалисты.

Обратите внимание!

Представителями в суде выступают адвокаты (при предоставлении нотариально заверенного документа, подтверждающего его статус) и иные представители, имеющие высшее юридическое образование. Юристы, не подпадающие под указанные критерии, не допускаются к судебному разбирательству.

Административный порядок разрешения споров

По общим правилам судопроизводства в пределах рассматриваемой темы возбуждению дела предшествует подача искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа. Важным условием разрешения административного спора является правовая оценка поведения сторон, участвующих в деле. Таким образом, рассматриваемая жалоба на неправомерное действие должностных лиц может быть либо удовлетворена, либо действие лица признано законным.

Судебный приказ

Судебный приказ — судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций ( ст. 123.1. КАС РФ). Заявление о вынесении судебного приказа подаются мировому судье вместе со всеми прилагаемыми документами.

Производство в рамках судебного приказа предусматривает некоторые особенности:

  • судебного разбирательства нет;
  • вызова сторон в суд нет;
  • срок выдачи приказа — пять дней;
  • судебный приказ одновременно является исполнительным документом.

Если требования заявителя не касаются обязательных платежей и санкций, производство по указанному спору возбуждается на основании предъявления заявления по общим правилам.

Исковое заявление

Перечень требований, предъявляемых заявителем в исковом заявлении к ответчику:

  • признать недействующим нормативный акт;
  • признать незаконным решение/действие/бездействие;
  • обязать совершить действие/принять решение;
  • обязать воздержаться от совершения действия/принятия решения;
  • решить вопрос наличия/отсутствия полномочий на совершение действия/принятия решения.

Перечень является открытым, что позволяет заявителю обратиться в судебные органы и по иным основаниям, соответствующим нормам закона. Форма и содержание искового заявления существенно не отличается от заявлений, предусмотренных ГПК РФ. До подачи искового заявления предусмотрен порядок обязательного претензионного урегулирования спора, предусмотренный федеральным законодательством.

Подведомственность

Дела по перечисленным требованиям принимаются к рассмотрению и рассматриваются мировыми судьями, судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ.

Мировые судьи рассматривают требования о вынесении судебного приказа. Верховные краевые и областные суды разрешают споры «особой важности» (например, касающиеся государственной тайны, о прекращении деятельности средств массовой информации), Верховный суд Российской Федерации — об оспаривании актов Президента, Правительства, Генеральной Прокуратуры и прочих государственных структур высшего уровня. Основная масса дел находится в производстве у районных судов.

Процессуальные сроки

По общим правилам процессуальные сроки исчисляются с момента подачи искового заявления и не могут составлять более двух месяцев при рассмотрении дела районными судами, трех месяцев — Верховным Судом РФ.

При наличии многочисленных участников судебного процесса, либо заявленных в рамках одного дела нескольких требований, значительного объема исследуемых судом доказательств, а также обстоятельств, влекущих необходимость подготовки дела к судебному разбирательству, сроки увеличиваются. Решение о продлении принимает председатель судебного заседания, срок продления не должен превышать одного месяца.

По итогам разбирательства судом выносится мотивированное решение. В случае несогласия с принятым решением у сторон есть 30 дней на подачу апелляционной жалобы в Верховный краевой/областной суд в случае рассмотрения дела в суде общей юрисдикции. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу. Дальнейший пересмотр решения предусмотрен в судах кассационной инстанции и в порядке надзора.

Отдельные категории дел

КАС РФ регламентированы процедуры разрешения споров по отдельным категориям дел (оспаривание нормативно-правовых актов, содержащих разъяснения законодательства, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и др.). Процедуры рассмотрения определенных категорий дел предусматривают отдельный порядок в рамках судопроизводства.

Нормативная база, регулирующая разрешение административных споров, претерпела существенные изменения, а судебная практика сложилась далеко не по всем вопросам. Только грамотное и тщательное изучение норм в сфере административного права позволит предотвратить незаконное посягательство на ваши интересы. Поэтому очень важно обратиться за помощью к нашим квалифицированным юристам в Москве, которые в кратчайшие сроки подготовят необходимые документы в суд, проанализируют и исследуют материалы дела, на основании которого выстроят грамотную позицию для разрешения возникшего административного спора.

Виды административно-правовых споров

Первым попытку классификации административно-правовых споров предпринял В.А. Юсупов. Он выделил споры, вытекающие из решений по административным делам; возникающие в процессе оперативной деятельности, возникающие по вопросам государственной службы в исполнительно-распорядительном аппарате; возникающие в ходе заключения, изменения или исполнения административных договоров.

В настоящей работе мы рассматриваем административный спор как предмет административного судопроизводства. Но нельзя забывать о том, что административный спор может быть разрешен и посредством обращения в вышестоящие органы власти или специализированные органы с жалобой (административный (внесудебный) порядок). На наш взгляд такое основание, как порядок разрешения также может стать основанием для выделения видов административных споров: административные споры, разрешаемые в судебном порядке, и административные споры, разрешаемые в административном порядке.

С точки зрения рассмотрения административно-правовых споров судами также выделяются следующие виды судебной юрисдикции: юрисдикция судов общей юрисдикции, арбитражная юрисдикция, юрисдикция мировых судей и в особых случаях юрисдикция конституционных уставных судов. С точки зрения рассмотрения административно-правовых споров специально уполномоченными органами государственной власти (внесудебная юрисдикция) выделяют дисциплинарную юрисдикцию (рассмотрение вышестоящими органами и должностными лицами), таможенную юрисдикцию и исполнительную юрисдикцию (если речь идет об исполнительном производстве).

Читайте так же:  Легко родить легко Пособие для будущих мам

Существует также точка зрения о существовании еще одного альтернативного (неюрисдикционного) способа разрешения административно-правовых споров. К таковым относят, например, медиацию.

Каждый порядок регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами. Судебный порядок регламентируется посредством КАС и АПК. Регулирование административного порядка более разнообразно. Так, например, к актам, закрепляющим порядок разрешения административных споров можно отнести Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и др.

Как судебный, так и административный порядок рассмотрения административно-правовых споров предусматривают разные формы обращения в случае нарушения прав граждан актами, решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти и должностных лиц. Каждая форма закрепляется ранее названными законами. Таким образом, административно-правовые споры можно классифицировать по форме обращения.

Если говорить о судебном порядке, то по правилам, предусмотренным АПК, подается исковое заявление, а по КАС — административное исковое заявление. Содержание и порядок подачи подробно урегулированы в Кодексах. На постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд подается жалоба (ст. 30.2 КоАП).

Жалоба подается также на решения и действия работников прокуратуры, органа контроля за уплатой страховых взносов, постановления и действия должностных лиц службы судебных приставов, на акты, решения, действия (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, если речь идет об административном порядке.

Е.Ю. Лупарев предлагает следующую классификацию административно-правовых споров: споры физических лиц и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными органами, наделенными государственно-властными полномочиями. Они в свою очередь подразделяются на споры граждан РФ (а также иностранных граждан и лиц без гражданства) в связи с нарушением их прав и свобод, но вне связи с предпринимательской и другой экономической деятельностью. Затем споры тех же субъектов, но связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и, наконец, споры организаций с органами, наделенными государственно-властными полномочиями, как связанные, так и не связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.

Далее в классификации следуют внутрисистемные споры между государственно-властными органами (между федеральными и региональными органами государственной власти, споры органов исполнительной власти субъектов между собой, споры между органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления, споры внутри последних, и, наконец, внутриаппаратные споры в ранее названных органах).

И последняя классификация — это административно-процессуальные споры, которые в свою очередь подразделяются на споры, связанные с обжалованием актов судов, и споры, связанные с обжалованием действий органов государственной власти и должностных лиц.

Кроме того, классификация административно-правовых споров может осуществляться по сфере, в которой они возникли. Например, споры, связанные с отказом в государственной регистрации права собственности, налоговые споры, споры в сфере образования, таможенные споры, земельные, споры, связанные с регистрацией по месту пребывания и т.д.

Возникновение административно-правового спора не всегда связано с результатом правоприменительной деятельности. Некоторые споры могут возникнуть, например, из административно-правовых договоров или в процессе создания актов органов исполнительной власти. В частности, например, выделяются споры в области природопользования, которые в свою очередь подразделяются на административно-правовые споры в сфере недропользования, лесопользования, землепользования, водопользования и других. Далее споры уже подразделяются внутри каждого вида. Например, споры при предоставлении права пользования по итогам аукционов и конкурсов; в случае отказа в выдаче лицензий и т.д.

Административно-правовые споры можно также классифицировать в зависимости от того, по чьей инициативе данный спор возник. Выделяется три группы: споры, инициированные управляемой стороной (то есть гражданами), споры, инициированные органами и должностными лицами, и споры, инициированные органами, выступающими в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Таким образом, оснований классификаций административно-правовых споров существует много: от сферы возникновения до порядка рассмотрения. Так, по способу разрешения (разрешаемые в судебном и административном порядке), по порядку обращения за защитой прав (исковое заявление, административное исковое заявление, жалоба), по субъектам спора (между публично-властными органами и гражданами, между органами местного самоуправления и другими органами, наделенными властными полномочиями, внутрисистемные споры), по объекту спора (обжалование актов судов, обжалование органов государственной власти и должностных лиц), по сфере возникновения (таможенные споры, споры в сфере образования и т.д.) и др. Причем, некоторые элементы отдельных классификаций содержат самостоятельные подвиды (например, административные споры в сфере природопользования). Такое разнообразие говорит о комплексном и сложном характере такого института, как административный спор.

2. Виды административно-правовых споров.

Приступая к изучению этого вопроса, необходимо иметь ввиду, что классификация административных споров возможна по различным основаниям. В зависимости от области публичного управления они могут быть подразделены на: налоговые, таможенные антимонопольные, финансовые, социальные, избирательные и т.д. Возможна классификация административных споров исходя из процессуального законодательства, регулирующего в настоящее время порядок их разрешения: а) споры граждан и организаций с властью (ст. 245 ГПК РФ, б) споры предпринимателей с властью (ст. 29 АПК РФ).

Вместе с тем следует уяснить, что наиболее крупной классификацией административных споров является их подразделение на две большие группы: а) собственно административные споры или споры между сторонами административного правоотношения, не находящимися в отношениях служебного подчинения, т.е. между частными лицами и публичными органами. Эти споры составляют ядро предмета административной юстиции; б) управленческие споры, которые возникают из внутриорганизационных, в том числе, служебных правоотношений (без участия частных лиц).

В свою очередь, в рамках первой группы споров наиболее важное значение во всём мире имеет их классификация на а) споры о правах (так называемые споры in personam), которые связаны с нарушением субъективных прав и в которых частное лицо оспаривает правомерность вторжения органа публичной власти в сферу его правового статуса, б) споры о праве (объективном) — так называемые споры in rem — т.е. споры об административном акте, точнее, о его законности, о его соответствии нормативным актам большей юридической силы. Во всём мире процедуры разрешения этих споров имеют свою специфику. В определённой мере они нашли своё отражение и в российском праве. Студент может проследить эту специфику на примере двух производств: по делам об оспаривании нормативных актов (глава 23 АПК РФ и ст. 24 ГПК РФ) и по делам об оспаривании действий (бездействия) публичных органов, нарушающих права и свободы частных лиц (глава 24 АПК РФ , ст. 25 ГПК РФ). Наряду с этими двумя видами споров могут быть выделены споры об административной ответственности. Подробнее с данной категорией споров студент может познакомиться в статье: Зеленцов А.Б. Споры об административной ответственности. // Административное право и процесс. 2007. № 1.

Управленческие споры, в свою очередь, могут быть подразделены на: а) споры о компетенции и б) служебные споры. Споры о компетенции возникают между различными органами публичной власти и могут быть классифицированы на позитивные (когда оба органа считают себя компетентными решить тот или иной вопрос) и негативные (оба органа отказываются от решения вопроса полагая, что он не относится к их компетенции). Служебные споры возникают в связи: а) с нарушением прав и законных интересов публичных служащих, б) с наложением на них дисциплинарных наказаний, в) с отказом в приёме на публичную службу. Классификация споров — и это надо уяснить особо – имеет важное значение для установления административных исков, посредством которых эти споры заявляются в административные суды.

Административно-правовой спор как предмет административного судопроизводства

Страницы в журнале: 111-114

А.В. СМИРНИКОВ,

соискатель кафедры правосудия и процессуального права Саратовского государственного социально-экономического университета

Рассматривается административно-правовой спор как предмет административного судопроизводства. В результате исследования сущности и специфики данной категории споров делается вывод о необходимости создания в Российской Федерации административных судов.

Ключевые слова: административно-правовой спор, юридический конфликт, административное судопроизводство.

Is administrative-legal dispute as a subject of administrative legal proceedings

We consider the administrative and legal dispute as a matter of administrative law. The study and the specific nature of this category of disputes concluded on the need for the Russian Federation of administrative courts.

Читайте так же:  Взаимозачет штрафных санкций

Keywords: administrative and legal dispute, the legal conflict, the administrative proceedings.

Административно-правовой спор является одной из важнейших категорий, определяющей гарантии прав личности в ее взаимоотношениях с государством. Он имеет публично-правовую природу, является одним из видов юридического конфликта. Положение субъектов административно-правового спора, особый порядок разрешения подобного спора, а также своеобразные средства и способы защиты обусловливают необходимость специального нормативно-правового регулирования процедуры рассмотрения административно-правового спора.

Административно-правовой спор представляет собой юридический конфликт или юридическую коллизию, возникшие между государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, с одной стороны, и иными субъектами права, с другой стороны, в связи с нарушением субъективных публичных прав физических или юридических лиц, осуществлением противозаконного административного нормотворчества.

В спорном административном правоотношении присутствует субъект — наделенные властными полномочиями орган или должностное лицо, благодаря которым спор носит административный характер. Целью рассмотрения административных споров является защита и восстановление прав граждан, а не наложение на них наказаний.

Административно-правовой спор — это разновидность публичного конфликта, заключающегося в разногласиях между субъектами административного права по вопросу различно понимаемых прав и обязанностей, включая конфликты относительно обоснованности привлечения к административной ответственности[1].

Нельзя не согласиться с мнением Е.Б. Лупарева, определяющего административно-правовой спор как «административно-правовое отношение комплексного материально-правового характера, выражающееся в наличии противоречий сторон, вызванных конфликтом интересов в сфере государственного управления или несовпадением взглядов на законность и обоснованность организационных действий органов и лиц, наделенных государственно-властными управленческими полномочиями»[2].

Существует точка зрения, согласно которой есть все основания утверждать: административно-правовые споры возникают в связи со сложившимся у одной из сторон конкретного административно-правового отношения представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются либо тем или иным образом ущемляются действиями другой стороны[3].

Административно-правовые споры возникают в сфере государственного управления, т. е. в области властно-распорядительной деятельности органов публичной власти. Безусловно, споры административно-правового характера вытекают из административно-правового регулирования, а также из административных правоотношений, которые характеризуются неравенством властных и подвластных субъектов права.

Возникновение административно-правового спора может быть результатом правоприменительной деятельности, но не всегда, поскольку спорные административно-правовые отношения могут возникать и на основе административных договоров, а также вне рамок применения конкретных норм права, например, при разработке актов органов исполнительной власти.

Как правило, административно-правовые споры возникают по инициативе управляемой стороны, испытывающей на себе воздействие со стороны управляющей. Споры такого рода могут инициироваться и управляющей стороной, а также органами прокуратуры при опротестовании актов или действий органов исполнительной власти.

Представляется, что основаниями возникновения административно-правовых споров являются правонарушения государственных органов, состоящие в принятии нормативных правовых актов, противоречащих нормативным актам большей юридической силы, и правоприменительных актов, ограничивающих права и законные интересы частных лиц.

Выделяются следующие группы административно-правовых споров между сторонами публично-правового отношения:

1) административно-правовые споры, возникающие в связи со сложившимся у одной из сторон административно-процессуального отношения представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются либо тем или иным образом ущемляются действиями второй стороны;

2) административно-правовые споры, инициированные управляющей стороной;

3) административно-правовые споры между различными субъектами управления;

4) административно-правовые споры, инспирированные специальными правоохранительными органами[4].

При рассмотрении административных дел, в частности дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти, суды в основном осуществляют защиту прав и законных интересов частных лиц от действия норм незаконных правовых актов органов публичной власти, а также производят судебный контроль над правовыми актами указанных органов на предмет соответствия их законодательству.

В настоящее время административно-правовые споры рассматриваются двумя судами — судами общей юрисдикции и арбитражными судами, которые, в свою очередь, по-разному применяют одни и те же административно-правовые нормы. Так, практически одинаковые нормы, относящиеся, например, к предмету оспаривания административных актов, в арбитражном процессе называются административным судопроизводством, а в гражданском процессе таковыми не считаются. Раздвоение судебной практики создает определенные трудности для разрешения споров административно-правового характера. В связи с этим видится необходимость создания специализированных административных судов в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан. Именно административные суды должны быть призваны в большей степени разрешать публично-правовые споры различных категорий, возникающие в сфере реализации административно-властных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. В свою очередь под административным судопроизводством следует понимать особый судебный процессуальный порядок разрешения публично-правовых споров, к которым относятся дела об обжаловании нормативных правовых актов государственных органов, индивидуальных актов и конкретных действий (бездействия), связанных с нарушением прав граждан в различных сферах.

Вместе с тем создание таких судов с большой степенью вероятности повлечет за собой не только финансовые затраты для государства, но и изменения в существующей судебной системе.

Следует согласиться с мнением Ю.Н. Старилова о том, что одними из главных предпосылок создания в России системы административных судов являются необходимость реформирования государственной власти в стране; укрепление судебной власти и придание ей большей оперативности и эффективности; совершенствование правового механизма обеспечения прав и свобод как физических, так и юридических лиц[5].

М.Я. Масленников предполагает, что для создания административных судов социально-правовых предпосылок в нашей стране не существует[6]. Позволим себе не согласиться с данным утверждением автора, поскольку, несмотря на отсутствие самостоятельной системы гражданских и уголовных судов, в судах общей юрисдикции существует специализация судей по гражданским и уголовным делам, в то время как административная специализация судей в настоящее время отсутствует.

Административные споры разрешаются по установленным процессуальным законодательством правилам, обеспечивающим участникам правового спора формальное (процессуальное) равенство, т. е. в рамках специально созданных процедур работы с жалобами. При рассмотрении административного дела должны соблюдаться все принципы административного процесса (гласность, устность, законность, состязательность, непосредственность и т. д.).

Вместе с тем характер и специфика административных споров имеют свои процессуальные особенности, касающиеся порядка их рассмотрения, правового статуса участников этого судопроизводства, процессуальных сроков и т. д. В связи с этим в административном судопроизводстве действует ряд особых специальных принципов:

— принцип оперативности, содержание которого заключается в том, что суд должен без ущерба качеству судопроизводства рассмотреть публично-правовой спор с минимальными временными затратами;

— принцип полноты судебной защиты, распространяющийся на категорию дел об оспаривании нормативных правовых актов. Содержание данного принципа сводится к двум положениям: производство по делу о проверке законности нормативных актов не может быть прекращено в случае отмены или изменения акта самим органом, его принявшим; признанный судом недействительным нормативный правовой акт не должен применяться с момента его издания;

— принцип приоритета физических лиц и организаций, согласно которому каждое неустранимое сомнение, возникающее при оценке доказательств по административному спору, трактуется в пользу заинтересованного лица;

— принцип немедленного вступления решения суда в силу;

— принцип экономичности судопроизводства, заключающийся в установлении льготных (по сравнению с иными категориями судебных дел) режимов по оплате государственных пошлин[7].

Необходимо, чтобы с учетом определенной специфики административного судопроизводства эти принципы нашли свое отражение в акте, призванном регламентировать данную форму осуществления правосудия в целях эффективной защиты интересов личности, общества и государства.

1 См.: Чепурных М.В. К вопросу о понятии и структуре административного судопроизводства в судах общей юрисдикции // Закон и право. 2011. № 1. С. 113.

2 Лупарев Е.Б. Административно-правовые споры: дис. … д-ра юрид. наук. — Воронеж, 2003. С. 13.

3 См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учеб. — М., 1996. С. 309.

4 См.: Административное право: учеб. / под ред. Л.Л. Попова. — М., 2005. С. 408—409.

5 См.: Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. — М., 2001. С. 114.

6 См.: Масленников М.Я. Административная юстиция и административное судопроизводство: соотношение с административным процессом, процессуально-правовая регламентация, перспективы развития // Государство и право. 2002. № 9. С. 5.

7 См.: Шилова Е.А. Административное судопроизводство и его принципы // Вестн. Владимирского юридического института. 2009. № 4(13). С. 178.