Анкеты их виды требования к составлению анкет

Автор: | 11.06.2018

Анкеты, их виды. Требования к составлению анкет

Анкета — самое распространенное орудие исследования при сборе данных. В широком смысле анкета — это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета — инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования, т. к. в небрежно подготовленной анкете всегда можно найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.

Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование — один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента.

Основные виды анкет

Различают следующие виды анкетирования:

1. по способу общения между исследователем и опрашиваемым:

— прессовый ( вопросник печатают в газете, журнале ) ;

— почтовый ( рассылают анкеты по почте )

— раздаточный ( анкетер раздает их группе респондентов ).

В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.

2. по месту проведения:

— по месту жительства

— по месту работы или учебы.

В последнем случае оно может быть групповым ( или аудиторным ) ;

3. по уровню стандартизации:

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов ( закрытыми или полузакрытыми).

Анкетирование имеет как достоинства ( оперативность, экономия средств и времени и др. ), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Правила составления анкет

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты — ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены . чем-либо» и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип:- смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 — 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно — и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 683 ; Нарушение авторских прав

Для составителей анкет → Вопросы для анкеты. Виды и примеры

Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.

В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.

Виды вопросов в анкете

Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.

Примеры закрытых вопросов для анкеты

Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.

1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):

2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):

3. Оценить параметры товаров (матрица):

4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):

5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):

Примеры полузакрытых вопросов в анкете

Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.

Примеры открытых вопросов для анкеты

Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.

Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.

Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?

Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.

Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.

Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.

Пример:

А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.

При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.

Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.

Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.

Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.

Читайте так же:  Международный патент на полезную модель

Анкеты их виды требования к составлению анкет

Вопрос 49. Требования к составлению анкеты. Виды вопросов

Анкета состоит из следующих частей:

• вводная (тема опроса; реквизиты фирмы, которая проводит опрос, и др);

• содержащая сведения об опрашиваемом лице.

По содержанию вопросы делятся на затрагивающие:

• факты и действия;

• мнения и намерения.

Форма вопросов может быть следующей:

• линейная (в строчку);

• в виде таблицы (удобны для опрашивающего).

В зависимости от функции вопросы делятся на:

• фильтрующие (делят опрашиваемых на определенные группы по тем или иным признакам);

Анкеты, их виды. Требования к составлению анкет

Рассмотрение принципов исследований при сборе данных. Разработка инструментария для оценки персонала. Изучение видов и методов анкетирования. Анализ достоинств и недостатков анкет. Требования к их составлению. Исследование видов и содержания вопросов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Казанский государственный технологический университет «НИУ»

Факультет промышленной политики, бизнеса и администрирования.

Дисциплина: Маркетинговые исследования

Тема: Анкеты, их виды. Требования к составлению анкет

Выполнила студент (ка) 3-го курса

Проверила: Горелова Е.Н.

1. Анкеты, их виды

2. Требования к составлению анкет

Список использованной литературы

Анкета — самое распространенное орудие исследования при сборе данных. В широком смысле анкета — это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета — инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования, т. к. в небрежно подготовленной анкете всегда можно найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.

В процессе разработки инструментария для оценки персонала следует обратить внимание на выделении в композиции анкеты нескольких элементов. К составлению анкеты для отбора персонала необходимо подходить творчески, учитывая специфику вида бизнеса. Часто она используется с единственной целью установить контакт с потенциальными сотрудниками. Тем не менее, очень важно грамотно составить такую анкету

Поскольку анкета для отбора сотрудников отражает особенности определенного вида бизнеса, единого образца такой анкеты практически не существует.

Анкета — (от фр. список вопросов) — опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным правилам. Анкета представляет собой набор вопросов, ответы на которые могут способствовать решению поставленных аналитиком задачи.

Анкетирование — один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента.

1. Анкеты, их виды

Различают следующие виды анкетирования:

1. По способу общения между исследователем и опрашиваемым:

-прессовый ( вопросник печатают в газете, журнале ) ;

-почтовый ( рассылают анкеты по почте )

-раздаточный ( анкетер раздает их группе респондентов ).

В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.

2. По месту проведения:

-по месту жительства

-по месту работы или учебы.

В последнем случае оно может быть групповым ( или аудиторным ) ;

3. По уровню стандартизации:

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов ( закрытыми или полузакрытыми).

Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

К достоинствам следует отнести:

2.Гарантия индивидуального самостоятельного заполнения анкеты тем, кто попал в группу.

3.Формулировка вопросов рассчитана на чтение, а не восприятие на слух.

4.Проста техника заполнения анкет.

К недостаткам относят:

1. Опасность искажения ответов под влиянием группы (косвенное давление).

2. Незаполненные анкеты, нет ответов на некоторые вопросы.

3. Сложность организации массового анкетирования.

Анкетный опрос может быть единственным источником информации, но более глубокую и развернутую панораму субъективного мира опрашиваемого дает анкетирование в комбинации с другими методами.

Анкетирование — это опрос значительного числа респондентов с целью получения информации о типичности исследуемого психолого-педагогического явления.

Средством метода является разработанная специалистом (а не любителем) анкета. Опрос по ней предполагает жестко фиксированный порядок, содержание, форму вопросов, четкое указание формы ответов.

Различают следующие варианты анкетирования: личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента), опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное для себя время), индивидуальное или групповое, сплошное и выборочное. Ответы могут регистрироваться респондентом наедине с собой (заочный опрос) либо в присутствии анкетера (очный опрос). Бывают опросы-молнии при изучении общественного мнения.

Анкета должна содержать три смысловые части

·вводную, в которой содержатся цель и мотивировка анкетирования, подчеркивается значимость участия в нем респондента, гарантируется тайна ответов, четко излагаются правила заполнения анкеты;

·основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответ;

·социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.

При составлении анкеты используются различные варианты построения вопросов. Это могут быть открытые вопросы, закрытые, полузакрытые, вопросы-фильтры, целевые (исследовательские) и анкетные (контрольные) вопросы, вопросы на ранжирование.

Открытыми называют вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать свой вариант ответа и занести его в специально отведенные места в анкете или в специальном бланке. Такие вопросы включаются тогда, когда исследователь стремится привлечь опрашиваемого к активной работе по формированию предложений, советов по какой-то проблеме; когда не совсем ясен набор альтернатив по задаваемому вопросу.

Открытые вопросы хороши на стадии проб, определения области исследования. Предполагается, что ответ в свободной форме позволит выявить доминанту мнений, оценок, настроений людей. Они связаны с не известными исследователю рамками сравнения, которые ограничивают контекст высказывания респондента. Ответы на открытые вопросы трудно обрабатывать.

Закрытыми называют вопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Они используются в тех случаях, когда исследователь четко представляет, какими могут быть ответы на вопросы, или когда надо что-то оценить по определенным, важным для изучения признакам и пр. Преимуществами закрытых вопросов являются возможность исключить неправильное понимание вопроса, сопоставление ответов различных групп респондентов, а также простота заполнения анкеты и обработка результатов. При этом важно:

·не следует комбинировать в одном вопросе несколько идей;

·все ответы желательно печатать на одной странице, чтобы респондент мог их все охватить одним взглядом;

·если ответы содержат положительные и отрицательные суждения об одном явлении, то лучше их печатать параллельно на одной строке, а не последовательно, столбиком;

·список предложенных ответов не должен быть обширным, так как смещается внимание читающего от начала к концу списка.

Полузакрытые вопросы отличаются от закрытых тем, что кроме предложенных вариантов ответов есть своеобразная строка, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса. Это делается в тех случаях, если исследователь не уверен, что для выражения своего мнения опрашиваемому будет достаточно списка предложенных альтернатив. В число ответов включается, например, вариант «Укажите другой ответ, если он у Вас есть».

Кроме того, в число ответов на закрытые и полузакрытые вопросы следует включить вариант, дающий возможность уклониться от ответа: «Затрудняюсь ответить», «Не могу ответить», чтобы респонденты, которые не знают ответа или не имеют своего мнения по затронутой проблеме, могли выразить свою позицию. Формула уклонения от ответа означает, что респонденту не хотят навязывать свое мнение.

Довольно часто в анкете используются вопросы-фильтры. Они одновременно как бы состоят из двух вопросов: сначала выясняется, относится ли опрашиваемый к определенной группе или известен ли ему факт (явление), о котором пойдет речь далее. Затем респонденту, ответившему утвердительно, предлагается высказать свое мнение или оценку факта, события, свойства. Вопрос-фильтр отделяет ответы респондентов, интересующие исследователя, от всех остальных.

Следующая группа вопросов: целевые (косвенные) и анкетные (прямые). В целевых выражается задача исследования (на какие вопросы должно дать ответы исследование), а анкетные содержат текст вопроса в том виде, как он предлагается опрашиваемому. Очень важно уметь перевести целевые вопросы в анкетные. Большинство задач, которые решаются методом опроса, нельзя выразить непосредственно в форме вопросов к респонденту без соответствующего преобразования.

Преобразование исследовательского вопроса в анкетный — дело непростое. Нужно каждый исследовательский вопрос разбить на несколько анкетных вопросов. Цель такого деления состоит в том, чтобы сумма ответов на каждый анкетный вопрос давала ответ на исследовательский вопрос. Причем каждый анкетный вопрос должен быть простым, ясным, понятным каждому респонденту. анкета исследование вопрос составление

Вопросы на ранжирование применяются тогда, когда необходимо среди множества ответов выявить наиболее значимые для респондента. В этом случае опрашиваемый присваивает каждому ответу соответствующий номер в зависимости от степени его значимости.

Таким образом, вопросы анкеты классифицируются по разным основаниям: по содержанию (вопросы о фактах, событиях, свойствах личности), по форме (открытые, полузакрытые, закрытые, прямые и косвенные), по функции (основные и не основные или контрольные).

Читайте так же:  Стаж работников по гражданско-правовому договору

Деление это условное. Важна связь между вопросами анкеты, их общее назначение, направленность на цель исследования.

Контрольные вопросы уточняют, дополняют сведения, полученные на основной вопрос; косвенный вопрос может предшествовать прямому основному; личные вопросы и безличные могут занимать такое же положение по отношению друг к другу; открытый вопрос может выполнять роль контрольного на закрытый и наоборот.

Проблема повышения надежности при использовании методики анкетирования должна быть в поле зрения исследователя.

В первую очередь, это зависит от содержания или от характера планируемой информации.

Статус (положение опрашиваемого). Обычно требуется знание «паспортички»: пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, финансовое положение (доходы-зарплата, стипендия и пр.), место проживания и др. На этом пути есть свои трудности.

1.Категории ответов — в закрытой или открытой форме ставить вопросы? В открытой — плохо, так как мы не знаем, что напишет респондент. Например, Ваше образование: четыре класса, неполное среднее, высшее, незаконченное среднее профессиональное, учусь в вузе и пр. Такие ответы надо перевести в однозначные категории (число лет обучения, уровень и др.). Если выбрали закрытый вопрос, возникает проблема обоснованности группировок ответов. Исследователю надо решить, какие пороговые группировки выбирать (дети: 6 — 8 лет, 9 — 12 лет, 13 — 18 лет). Здесь возникает новая проблема: для статистической обработки требуются равные интервалы в числовом ряду. Если они разные, то можно ли их укрупнить, и как сделать их равными?

2.Закрытый вопрос на статус должен быть сформулирован в терминах, не допускающих двусмысленного толкования. Это относится и к словам, и к единицам счета, и к построению фраз. Не следует, например, употреблять слова «в среднем…», так как неизвестен эталон усреднения, которым пользуется респондент. Паспортичку лучше ставить в конце анкеты.

Событийная информация, или сведения о фактах поведения в прошлом, в настоящем, о продуктах деятельности, требует контроля на компетентность опрашиваемого. Надо иметь в виду:

1. Глубина и полнота информации существенно зависят от общей культуры и кругозора респондентов. Критерий образования является важнейшим, особенно для проведения первой пробы опросного листа.

2. Нередко люди описывают события как очевидцы, не будучи ими; не зная предмета, высказывают мнение, не заботясь об аргументах. Поэтому при анкетировании применяются «отсеивающие» вопросы, либо предусматриваются ловушки на добросовестность. Например, предыдущий вопрос предполагает ответы: да, нет, не знаю. Последующий для тех респондентов, кто ответил «да», но на вопрос отвечают и те, кто выбрал ответ «нет».

Контрольные вопросы на информированность включаются в заочный опрос. Например, «Произведения каких писателей фантастов Вам понравились?» Среди ответов находятся вымышленные фамилии.

3. Очень важно полученную информацию проанализировать с точки зрения оценки и интерпретации. Эти позиции следует различать. В событийных формулировках вопрос не должен быть в оценочных выражениях: много-мало; удачно-неудачно и т.д. Надо знать, что оценочные критерии у каждого свои. Для одних чтение газет в течении 30 минут — много, для других — мало.

4. Ошибки памяти могут повлиять на ответы о давно прошедших событиях. Достоверность можно повысить наводящими вопросами, помочь вспомнить дату и пр.

5. Максимальная дробность пунктов информации — хорошее основание достоверности сведений о событии. Ставится не один вопрос «в лоб», а он разбивается на несколько (5 — 6) вопросов, и получается в итоге достоверная информация.

2. Требования к составлению анкет

1.Формулировка вопроса не должна содержать трудных для восприятия слов (в том числе иностранных). Если можно предположить, что смысл какого-то слова, содержащегося в вопросе, респонденту неизвестен, то его нужно заменить, найти другое слово, сформулировать вопрос иначе, или исключить.

2.Вопрос не должен содержать заключенных в самом себе противоречий. Иначе однозначного ответа не получить. «Считаете ли Вы, что новый закон может улучшить, а может и ухудшить положение …?» — не годится.

3.Вопрос должен быть свободен от подсказок, намеков, выдающих пристрастие спрашивающего — составителя. « Вы считаете, что концепция модернизации образования в очередной раз не принесет никаких существенных улучшений?» — не годится.

4.Недопустимо такое расположение вопросов, когда ответы на предыдущие вопросы могут повлиять на ответы последующих. Например, а) Вы считаете, что преступность в нашем городе за последние три года: возросла, снизилась, осталась на прежнем уровне; б) Вы считаете, что рост преступности связан с приходом к власти демократов: да, нет, затрудняюсь ответить.

5.Нельзя задавать вопросы, которые затрагивают престиж респондента. «Вы считаете, что можете занимать эту должность?».

6.Вопрос должен быть вежливым по отношению к респонденту. В противном случае он может воспринять его как оскорбление и отказаться отвечать. «Как часто Вы позволяете себе опаздывать на работу?».

7.Не следует задавать вопросов о сугубо личном.

8.Не следует задавать вопросов, касающихся экономической безопасности респондента.

9.Не следует задавать вопросов, способных повлиять на карьеру, семейные отношения и др.

10. Вопросы не должны быть сформулированы абстрактно. Респонденту может не хватить фантазии или воображения, чтобы ответить на вопрос. «Как по-Вашему будет развиваться наша страна после ухода В.В. Путина с поста президента?».

11. Вопросы не должны основываться на эрудиции респондента или его внимании к каким-то фактам, явлениям. «Считаете ли Вы, что фундаментальной науке пришел конец в России?».

12. Содержание вопросов не должно содержать слишком высоких требований к эрудиции, наблюдательности респондентов. «Как Вы оцениваете активность молодежи в общественной жизни в 1999 году?».

13. Не следует делать формулировку вопроса слишком многословной. Респондент может ее не понять или не дочитать до конца. 11 слов — это допустимо.

14. Формулировка вопроса должна полностью исключать желание респондента угадать, что хочет анкетер, угодить ему, выбрать нужный ему ответ.

Анкета — это не просто сценарий опроса, не простая сумма вопросов. Она имеет и свою архитектуру. Объем анкеты зависит от целей и задач. Большая отпугивает респондентов, короткая создает впечатление «пустой бумажки». То и другое снижает качество анкетирования. В практике сложилось представление об оптимальном объеме: 30 — 40 вопросов.

Другой критерий — время заполнения анкеты. Многое зависит от качества самой анкеты. Есть такое правило: фиксируются начало анкетирования и его конец. Потом спрашиваем у респондентов: сколько, по их мнению, они заполняли анкету? Если респондент ответил, что меньше или столько, сколько оно действительно длилось, то можно сказать, что анкета интересная, она захватила респондента. Если будет указано большее время, то анкетеру нужно подумать, как сделать анкету интересной. Оптимальным считается 30 минут.

Анкета завершается словами: Спасибо за ответы! Очень важно указать, какая служба проводила исследование, телефон, возможность получить данные о результатах.

Анкетирование на современном этапе применяется не только для исследования потребительских предпочтений, запросов, нужд и т.д., но и для отслеживания мнений экспертов. Часть специалистов области маркетинга сходятся во мнении, что экспертный метод даёт возможность получения разнообразной информации высокой прогностической ценности, что очень важно в области маркетинга, который, как известно, является сферой быстрого устаревания информации. Апробация методики, в которой из полученных экспертных оценок составляется и анализируется матрица, показала, что она позволяет быстро получить количественные оценки достаточно большого числа разнородных факторов.

В последнее время сфера использования анкет расширилась: если раньше при их помощи изучалось потребительское поведение, то в настоящее время к ним прибегают, чтобы отслеживать мнение экспертов по тем или иным направлениям. С каждый годом появляются новые методики составления анкет и проведения собственно анкетирования. Дело в том, что в современных условиях хозяйствования рынок переполнен однотипными товарам, а, следовательно, потребитель стремиться их различать уже не по внешнему виду и иным видимым характеристикам, но и по эмоционально-психологическим составляющим. В целом анкетирование является одним из средств сбора первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, т.к. она быстро устаревает и теряет свою ценностью для исследователя.

Список использованной литературы

1. Маркетинговые исследования: Учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Маркетинг»/В.А. Бороденя; Белорус.гос. экон. ун-т. — Мн.: БГЭУ, 2003.

2. Маркетинговые исследования: теория, методология, статистика: учебное пособие/А.В. Зозулёв, С.А. Солнцев. — М.: Рыбари; Киев: Знання, 2008.

3. Маркетинговые исследования: уч. пособие по специальности «Маркетинг»/ Н.Г. Каменева, В.А, Поляков. — М.: Вузовский уч.: ВЗФЭИ, 2005.

4. Зиглина Т. Исследовательская система NEEDSCOPE:раскрытие глубинных мотиваций потребителя // Практический маркетинг. — 2003. — №11.

5. Шабанова Л. Методика получения, оценки первичной информации и решения маркетинговых задач // Практический маркетинг. — 2002. — №7.

Анкеты, их виды. Требования к составлению анкет.

Анкета-самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных, это ряд вопросов, на которые опрашиваемый дает ответы. Анкета требует тщательной разработки. Анкетные опросы бывают: по способу связи с респондентами:устные, по почте, с помощью интернет. По периодичности и способу организации респондентов: спорадические(от случая к случаю), панельные(одной и той же группе лиц). Любая анкета состоит из 3-х частей:введение, сведения о респонденте, перечень вопросов). Требования к вопросам:они не должны формулироваться по принципу «2 в 1»; не доп. двусмысленность;вопросы должны быть простыми и короткими; использовать те термины, которые заведомо известны респондентам;необх. учитывать возможности памяти респондентов:особое внимание к формулировке вопросов; при размещении вопросов необх. соблюдать «правило воронки»(от простого к сложному). Виды:по функциональной нагрузке:вводные, основные, фильтрующие, контрольные; по форме представления: текстовые, табличные, анимационные, графические; по форме ответа: открытые, закрытые, полузакрытые. 5типов закр. вопросов: дихотомические(односложный ответ), простые альтернативные, сложные альтерн., ранжирующие, смысловые или шкальные). 6типов открытых вопросов:простой открытый, словесная ассоциация. завершение предложения, завершение рассказа, завершение рисунка.

Читайте так же:  Осаго что такое дго

Методика проведения опроса.

Метод опроса основан на получении информации от респондентов, которые отвечают на задаваемые им вопросы. Респондентам предлагается множество вопросов об их покупательском поведении, намерениях, отношениях, осведомленности, мотивации, демографических характеристиках и образе жизни. Вопросы могут задаваться устно, письменно или с помощью компьютера. Как правило, вопросы структурированы, т.е. предполагается некоторая стандартизация процесса сбора информации. При структурированном сборе данных (structured data collection) разрабатывается формализованная анкета и вопросы задаются в заранее определенном порядке. Такой метод опроса называется также прямым. Прямое исследование называется открытым, т.е. его цель известна респондентам или в какой-то степени очевидна из характера задаваемых вопросов.
Проводится с помощью структурированной анкеты, предлагаемой для заполнения респондентам, входящим в некоторую выборку из генеральной совокупности, для получения от них определенной информации.
Опрос может проводиться: по телефону, лично, по почте, с помощью Internet. Личные опросы могут проводиться на дому, в универмаге или. Третий основной метод — опрос по почте — включает обычный почтовый опрос и опрос на основе почтовых панелей. Наконец, опросы через Internet проводятся по электронной почте либо на Internet-сайтах. Из этих методов больше всего распространен опрос по телефону, за ним следуют личный опрос и опрос по почте. Использование Internet-методов, особенно опросов на сайтах Сети, растет быстрыми темпами. Рассмотрим каждый из этих методов.

Анкеты, их виды. Требования к составлению анкет

Анкета — средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные.

Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов — самый интересный?». А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география», «физика» и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 — уверено да; 4 — больше да, чем нет; 3 — не уверен, не знаю; 2 — больше нет, чем да; 1 — уверенно нет. Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования. Бесспорным достоинством метода анкетирования является его экономичность и оперативность, а также независимость от личности интервьюера. Он обеспечивает сбор значительного объема информации, необходимой для статистического анализа.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии . Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Основные трудности, возникающие в процессе письменного опроса, связаны с обеспечением возврата анкет, полнотой ответа на вопросы анкеты и самостоятельностью ответов респондентов.

Очень ответственной задачей является разработка самой анкеты, от того, насколько корректно, точно поставлены вопросы, как сформулированы варианты ответов, зависит качество данных, которые в последствии будут получены. Процесс обработки и анализа сведений будет во многом зависеть от качества самой анкеты. Анкета никогда не может быть универсальной, разрабатывается она с учетом цели опроса, категорий опрашиваемых, продуманности следующего этапа исследования.

Примерная структура анкеты может быть следующая:

– введение (преамбула) Преамбула к анкете вводит опрашиваемого в курс дела, говорит о задачах, поставленных составителем, о важности участия в опросе, разъясняет правила заполнения анкеты;

– личность опрашиваемого (образование, возраст, наличие ученой степени, владение иностранным языком и т.п.);

– профессиональная деятельность опрашиваемого (направленность и специфика деятельности, место работы, должность, стаж работы в этом виде деятельности, выполняемые функции);

– вопросы и варианты ответов на них.

Правила составления анкет .

Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям . Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент. Для получения необходимой информации.

Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером

Проведение анкетного опроса должно соответствовать ряду специфических требований.

Он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.

Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.

Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему.

Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым, должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании, вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определённым образом организованная исследовательская ситуация.

Выделение трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику. Первые вопросы анкеты — наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает респондента.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.

В конце анкеты обычно помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую информацию о личности опрашиваемого. В неё заносят те показатели, статистические распределения которые в генеральной совокупности интересуют исследователя. Именно эти вопросы — пол, возраст, профессия, выступают контрольными для решения вопроса о том, насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом сюда также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.

Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.

По форме вопросы делятся на три основные группы:

1) открытые, закрытые и полузакрытые;

2) прямые и косвенные;

3) личные и безличные.

Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

К классу не основных вопросов относятся вопросы-фильтры, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .