Банкротство понятие признаки правовое регулирование

Автор: | 15.08.2018

Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Две характеристики несостоятельности:

Неплатежеспособность – может быть вызвана разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствуют в необходимом количестве средства платежа.

Неоплатность долгов – суммы обязательств превысила стоимость имущества должника.

1) Относительная (при удовлетворительной структуре баланса лица, оно временно не обладает достаточными средствами платежа – конфликт между должником и его кредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами (привлечение должника к ответственности за просрочку исполнения обязательства уплатить деньги)).

2) Абсолютная (лицо при обычном ведении дел не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил) (абсолютная неплатежеспособность, удостоверенная арбитражным судом, – несостоятельность).

Несостоятельность (банкротство) – исключительно признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В отношении ю/л и ИП действует принцип неплатежеспособности (анализируются встречные денежные потоки) (применительно к гражданам используется принцип неоплатности – учитывается соотношение суммы обязательств и стоимости имущества).

1) Если должник – ю/л или ИП (субъект считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с наступления даты их исполнения).

2) Должник-гражданин (для признания его банкротом необходимо также, чтобы сумма кредиторской задолженности и (или) задолженности по обязательным платежам превысила стоимость принадлежащего ему имущества).

Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию.

Обязательные платежи – налоги, сборы, иные обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды.

При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи заявления.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после возбуждения производства по делу о банкротстве, определяются на момент введения процедуры, следующей за датой наступления срока исполнения соответствующего требования (для конкурсного производства – на дату вынесения судом решения о признании должника банкротом).

Если денежные обязательства, обязательные платежи выражены в иностранной валюте, их состав и размер определяются в рублях по курсу ЦБ РФ на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Для определения количества требований кредиторов учитываются:

1) размер денежных обязательств за переданные должнику товары, выполненные работы, оказанные услуги;

2) сумма займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

3) размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения должника;

4) размер задолженности, возникшей вследствие причинения должником вреда имуществу кредиторов.

В состав денежных обязательств, учитываемых для определения признаков банкротства, не включаются требования:

1) по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненных должником кредитору;

2) по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по ТрД;

3) по выплате вознаграждений по авторским договорам;

4) по обязательствам перед учредителями (участниками), вытекающим из такого участия;

5) по возмещению убытков (кредиторы по неденежным обязательствам могут участвовать в процедурах банкротства только с требованием о возмещении убытков);

6) по уплате финансовых санкций (неустоек (штрафов, пеней), процентов за просрочку платежа, иных имущественных и (или) финансовых санкций).

Текущие платежи – денежные обязательства и обязательные платежи (возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом; срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства) (требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов; названные кредиторы не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве).

Дела о банкротстве отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов и рассматриваются по правилам АПК РФ.

Дело о банкротстве может быть возбуждено:

1) при наличии просроченной 3-месячной кредиторской задолженности;

2) если требования к должнику-организации составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину – не менее 10 тыс. рублей

Для возбуждения дела по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитража, третейского суда.

Требования уполномоченных органов в части уплаты обязательных платежей надо подтвердить решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (уполномоченного органа по обязательным платежам – по истечении 30 дней с даты принятия указанного выше решения).

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

ФЗ « О несостоятельности (банкротстве) » от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Две характеристики несостоятельности:

Неплатежеспособность — может быть вызвана разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствуют в необходимом количестве средства платежа.

Неоплатность долгов — суммы обязательств превысила стоимость имущества должника.

1) Относительная (при удовлетворительной структуре баланса лица, оно временно не обладает достаточными средствами платежа — конфликт между должником и его кредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами (привлечение должника к ответственности за просрочку исполнения обязательства уплатить деньги)).

2) Абсолютная (лицо при обычном ведении дел не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил) (абсолютная неплатежеспособность, удостоверенная арбитражным судом, — несостоятельность).

Несостоятельность (банкротство) — исключительно признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В отношении ю/л и ИП действует принцип неплатежеспособности (анализируются встречные денежные потоки) (применительно к гражданам используется принцип неоплатности — учитывается соотношение суммы обязательств и стоимости имущества).

1) Если должник — ю/л или ИП (субъект считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с наступления даты их исполнения).

2) Должник-гражданин (для признания его банкротом необходимо также, чтобы сумма кредиторской задолженности и (или) задолженности по обязательным платежам превысила стоимость принадлежащего ему имущества).

Денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию.

Обязательные платежи — налоги, сборы, иные обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды.

При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи заявления.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после возбуждения производства по делу о банкротстве , определяются на момент введения процедуры, следующей за датой наступления срока исполнения соответствующего требования (для конкурсного производства — на дату вынесения судом решения о признании должника банкротом).

Если денежные обязательства, обязательные платежи выражены в иностранной валюте , их состав и размер определяются в рублях по курсу ЦБ РФ на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Для определения количества требований кредиторов учитываются:

1) размер денежных обязательств за переданные должнику товары, выполненные работы, оказанные услуги;

2) сумма займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

3) размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения должника;

4) размер задолженности, возникшей вследствие причинения должником вреда имуществу кредиторов.

В состав денежных обязательств, учитываемых для определения признаков банкротства, не включаются требования:

1) по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненных должником кредитору;

2) по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по ТрД;

3) по выплате вознаграждений по авторским договорам;

4) по обязательствам перед учредителями (участниками), вытекающим из такого участия;

5) по возмещению убытков (кредиторы по неденежным обязательствам могут участвовать в процедурах банкротства только с требованием о возмещении убытков);

6) по уплате финансовых санкций (неустоек (штрафов, пеней), процентов за просрочку платежа, иных имущественных и (или) финансовых санкций).

Текущие платежи — денежные обязательства и обязательные платежи (возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом; срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства) (требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов; названные кредиторы не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве).

Дела о банкротстве отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов и рассматриваются по правилам АПК РФ.

Дело о банкротстве может быть возбуждено:

1) при наличии просроченной 3-месячной кредиторской задолженности;

2) если требования к должнику-организации составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. рублей

Для возбуждения дела по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитража, третейского суда.

Требования уполномоченных органов в части уплаты обязательных платежей надо подтвердить решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (уполномоченного органа по обязательным платежам — по истечении 30 дней с даты принятия указанного выше решения).

Читайте так же:  Ук рф статья 1281

§ 1. Понятие и признаки банкротства

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»*(73).

До 1 января 2009 г. применяется также Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Этот Закон утратит силу в связи с тем, что с указанной даты будут действовать нормы об особенностях банкротства всех естественных монополистов независимо от сферы их деятельности (ст. 127-201 Закона о банкротстве).

В отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, присущая правовым системам многих зарубежных стран. Например, для США и Франции характерен уклон в сторону защиты интересов должника («продолжниковская система»): невозможность получить с должника деньги вне процедур банкротства, избежание предпочтительных, обманных и других передач имущества кредиторам, право должника отказаться от выполнения обязательств по договорам в будущем и от выполнения договоров об аренде. По законодательству Германии, Италии и некоторых других стран явный крен делается в сторону защиты прав кредиторов («прокредиторская система»).

Российское законодательство о банкротстве является в целом «нейтральным», поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняются нормами, направленными на защиту интересов должника. Допустим, интересам кредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника — юридического лица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. В то же время при определении задолженности не учитываются подлежащие уплате штрафные санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к должнику иных требований в процессе осуществления процедур банкротства. Эффективным механизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнего управления является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Важно понимать, что само по себе банкротство — это не просто установление определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство — это довольно длительный судебный процесс, который направлен, в первую очередь, на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущества.

К сожалению, манипуляции с банкротством вполне рентабельных предприятий в нашей стране явление нередкое. В большинстве случаев их целью является уход от осуществления платежей кредиторами. Действия (бездействие), заведомо влекущие неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, квалифицируются как преднамеренное банкротство и влекут административную (ст. 14.24 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 196 УК РФ).

Банкротами могут быть и коммерческие, и некоммерческие организации. Однако среди коммерческих организаций процесс банкротства невозможно инициировать против унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия); среди некоммерческих организаций несостоятельными не могут быть признаны учреждения, политические партии и религиозные организации.

Что касается граждан, то на сегодняшний день процедуры банкротства могут быть применены только в отношении индивидуальных предпринимателей. Нормы о банкротстве обычных физических лиц пока не применяются, так как они не соответствуют требованиям ст. 25 ГК РФ, предусматривающей несостоятельность только индивидуальных предпринимателей. Эти нормы начнут действовать с момента внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ.

Для определения признаков банкротства используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможности оплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может быть затруднительным. Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.

Для должников — юридических лиц установлен один признак банкротства: обязательства перед кредиторами не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда их следовало исполнить. Для должников — граждан в силу установления критерия неоплатности долгов предусмотрены одновременно два таких признака: обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего гражданину имущества.

Однако для начала банкротства недостаточно наличия перечисленных признаков, необходимо также соблюдение «порога подведомственности» — размера задолженности, позволяющей арбитражному суду возбудить дело о банкротстве. Для юридических лиц «порог подведомственности» составляет в настоящее время 100 тыс. руб., для граждан — 10 тыс. руб.

Далеко не все обязательства должника принимаются во внимание при расчете «порога подведомственности». Во-первых, при определении признаков несостоятельности и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным обязательствам (задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причинения вреда имуществу кредиторов). Денежное обязательство — это разновидность гражданско-правового обязательства, которое может быть как договорным, так и внедоговорным. Чаще всего при банкротстве долговые обязательства возникают именно из договора, в силу которого обязанностям одной из сторон по передаче товаров, выполнению работ и оказанию услуг противостоит обязанность другой стороны по уплате определенной денежной суммы. Неденежные обязательства при определении суммы задолженности не учитываются.

Во-вторых, некоторые даже денежные обязательства не входят в сумму задолженности, необходимой для начала процесса банкротства. Так, в эту сумму не включаются обязательства перед гражданами по возмещению вреда жизни и здоровью, обязательства перед учредителями (участниками), штрафные санкции.

В-третьих, в законодательстве специально оговаривается, что платежи в соответствии с Трудовым кодексом РФ также не имеют юридического значения для начала процесса банкротства (обязательства по выплате заработной платы, выходных пособий, авторских вознаграждений). Именно поэтому, даже если организация имеет большую задолженность по выплате заработной платы, работники не могут начать процесс банкротства своего работодателя. Они хотя и являются его кредиторами, но не могут включить свои требования в общую сумму задолженности.

В связи с тем, что имели место случаи, когда кредиторы злоупотребляли своими правами и предпринимали попытки обанкротить вполне рентабельные предприятия, в законодательстве РФ появилась норма о необходимости установления бесспорной суммы задолженности. Даже если был произведен верный расчет долгов, необходимо, чтобы все они были подтверждены вступившими в законную силу решениями суда. Помимо этого кредитор (или кредиторы, если подается совместное заявление о признании должника банкротом) обязан также получить исполнительный лист и обратиться с ним в службу судебных приставов. Только по истечении 30 дней с момента обращения к судебным приставам кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

По нашему законодательству для рассмотрения дел о банкротстве установлена исключительная подведомственность, поскольку все они рассматриваются только арбитражными судами, а также исключительная подсудность, поскольку эти дела рассматриваются только по месту нахождения должника.

В деле о банкротстве могут участвовать различные лица, например представитель работников должника, представитель учредителей, представитель собрания кредиторов, но основными участниками этого процесса, конечно, являются сам должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (налоговые органы, Пенсионный фонд РФ и т.д.). Именно они обладают правом инициации процесса банкротства, т.е.

Интересно, что при определенных обстоятельствах сам должник вправе, а иногда и обязан обратиться в арбитражный суд. Во-первых, он вправе заявить о предвидении банкротства, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, но имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что через некоторое время должник окажется неспособным рассчитываться по денежным обязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Во-вторых, должник обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами, когда обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность и др. В указанных случаях заявление должно быть направлено в арбитражный суд не позднее месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

Вместе с тем следует помнить, что объявление о банкротстве, заявленное руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, может быть ложным. В этом случае мы имеем дело с фиктивным банкротством, которое может повлечь наступление административной (ст. 14.24 КоАП РФ) или уголовной ответственности (ст. 197 УК РФ).

Что касается правового положения кредиторов в процессе банкротства, то оно зависит от вида кредитора. В первую очередь законодательство РФ выделяет конкурсных кредиторов, т.е. кредиторов по денежным обязательствам. К ним не относятся уполномоченные органы, граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда или имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. Конкурсные кредиторы наделены довольно большим объемом правомочий. В частности, они являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, являются участниками собрания кредиторов с правом голоса.

В зависимости от того, кто выступил инициатором процесса банкротства, различают, соответственно, кредиторов-заявителей и всех остальных (не инициирующих дело о несостоятельности). По порядку удовлетворения требований различают очередных и внеочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке установленной Законом о банкротстве очередности; соответственно, внеочередные кредиторы — это те, чьи требования удовлетворяются по возможности должника. Причем они делятся на внеочередных (судебные издержки, текущая задолженность по коммунальным платежам) и послеочередных (обязательства перед учредителями).

Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным основаниям, т.е. кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в арбитражный суд с одним заявлением. Должник вправе подать отзыв на заявление кредитора, но отсутствие отзыва не препятствует рассмотрению дела. Суд в срок от 15 до 30 дней рассматривает обоснованность заявленных кредиторами требований, после чего судья своим определением вводит наблюдение и назначает временного управляющего.

Читайте так же:  Образец заявления на получение субсидии молодая семья

Кредиторы образуют специальный орган — собрание кредиторов, представляющий их интересы во взаимоотношениях с должником. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения такого собрания. При определении числа голосов не учитываются: неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, проценты за просрочку платежа, убытки, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции.

Участниками собрания кредиторов без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Организуют и проводят собрания кредиторов арбитражные управляющие.

К исключительной компетенции собрания кредиторов отнесены важнейшие вопросы, возникающие в процессе банкротства. Оно принимает решения о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, о порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов, о выборе саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя и т.д.

Взаимоотношения между должником и его кредитором на каждой стадии банкротства являются опосредованными, так как между ними находится фигура арбитражного управляющего. Деятельность гражданина в качестве арбитражного управляющего является индивидуальной предпринимательской деятельностью. При осуществлении своих профессиональных функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, хотя последний и утверждает его в этом качестве.

Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов; иными словами, он не может быть заинтересован в разрешении дела в пользу той или иной стороны. Следовательно, арбитражными управляющими назначаются лица, которые не являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам.

К кандидатуре арбитражного управляющего законодательством установлен ряд требований. Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и наличие не менее 2 лет стажа руководящей работы в совокупности. Кандидат на должность арбитражного управляющего должен сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражного управляющего*(75), а также пройти 6-месячную стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего*(76).

Еще одно обязательное требование — членство в одной из некоммерческих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих*(77). Такие организации должны иметь в своем составе как минимум 100 управляющих, каждый из которых делает взнос в компенсационный фонд в размере не менее 50 тыс. руб., что можно считать своеобразным «имущественным цензом». После назначения управляющий обязан застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 млн. руб. на срок не менее одного года.

Естественно, арбитражный управляющий работает не на общественных началах, и возникает вопрос, как правильно определить размер его вознаграждения. В прежние годы наблюдалась существенная разница в средних размерах вознаграждения по различным регионам страны. Поэтому законодательством был установлен минимальный размер вознаграждения арбитражного управляющего на уровне 10 тыс. руб.

Вознаграждение за осуществление полномочий арбитражного управляющего устанавливается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Оно выплачивается за счет средств должника и относится к внеочередным требованиям, т.е. тем, которые должны быть оплачены еще до начала расчетов с кредиторами первой очереди.

Кредиторы могут устанавливать как дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, так и дополнительное вознаграждение ему из своих собственных средств. Среди дополнительных требований можно назвать не просто высшее образование, а скажем, высшее экономическое, юридическое или соответствующее сфере деятельности должника. Зачастую кредиторов интересует не просто стаж руководящей работы арбитражного управляющего, а определенное количество процедур банкротства, которые он уже провел ранее.

Кредиторы, обращаясь в арбитражный суд, указывают в своем заявлении наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден управляющий. Единый государственный реестр арбитражных управляющих ведет в настоящее время Федеральная регистрационная служба*(78). Данная организация по запросу суда представляет список своих членов, согласившихся стать управляющими должника. В этом списке следует указать три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям — с учетом их профессиональных качеств.

Должник и заявитель (кредитор) вправе немотивированно отвести по одной кандидатуре; оставшийся кандидат будет назначен управляющим должника. Если отводов не было, то суд назначает управляющим кандидата, занимающего более высокую позицию.

При введении последующих процедур банкротства кандидатуру управляющего предлагает собрание кредиторов. При этом временный управляющий может быть назначен административным и т.д. Если собрание кредиторов не назначило очередного арбитражного управляющего, то необходимо вновь сделать запрос в саморегулируемую организацию.

В зависимости от стадии банкротства меняются функции арбитражного управляющего, а также его название. Процедуру наблюдения проводит временный управляющий, финансовое оздоровление контролирует административный управляющий, внешнее управление осуществляет внешний управляющий и, наконец, на конкурсном производстве работает конкурсный управляющий.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

Понятие и признаки экономической несостоятельности (банкротства)

Понятие экономической несостоятельности (банкротства) содержится в Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». До принятия Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» №508 понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» характеризовались как одно понятие, но Указ разделил их. Таким образом:

  • — банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства);
  • — экономическая несостоятельность — неплатежеспособность. имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

Для определения признаков экономической несостоятельности закон использует критерий неплатежеспособности, под которой понимается неспособность удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязанности вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости.

Закон не конкретизирует понятие «устойчивый характер». Система признаков для признания субъекта предпринимательской деятельности неплатежеспособным установлена правилами по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с правилами проводится анализ финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности, целью которого является установление неудовлетворительной структуры их бухгалтерского баланса и, как следствие, неплатежеспособности.

Правила в качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса устанавливают следующие показатели:

  • — коэффициент текущей ликвидности — характеризует обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;
  • — коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами — характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

Эти признаки являются экономическими. В законодательстве также предусмотрены признаки несостоятельности, имеющие юридический характер:

  • 1) неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер;
  • 2) неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер.

Эти признаки и выясняются в ходе судебного разбирательства.

Основание подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом)

Открытие процедуры банкротства начинается с подачи заявления в хозяйственный суд о возбуждении дела о банкротстве. С заявлением в суд может обратиться как должник, так и кредитор. Что касается должника, то законодательство выделяет случаи, когда должник может обратиться в хозяйственный суд и обязан.

При наличии одного из этих обстоятельств должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве:

  • — неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
  • — наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленные сроки исполнить обязательство.

В законе содержится перечень, по которому должник обязан обратиться в хозяйственный суд:

  • — удовлетворение требований одних кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;
  • — если орган юридического лица, уполномоченный на принятие решения о подаче заявления должника в хозяйственный суд о признании его банкротом, примет такое решение.

В Законе «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» содержится перечень оснований, по которым кредитор вправе обратиться в хозяйственный суд. Но с принятием Указа №508 все эти основания носят формальный характер, и для того чтобы кредитор мог обратиться в суд, необходимо:

  • 1) наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
  • 2) применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
  • 3) наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, — в размере 2500 базовых величин и более.

Отсутствие одного из указанных в части первой настоящего подпункта оснований влечет возвращение заявления кредитора.

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций

В данном параграфе рассматриваются особенности банкротства кредитных организаций, включая понятие, признаки и критерии банкротства кредитных организаций; судопроизводства по делам о банкротстве кредитных организаций; конкурсного производства кредитной организации, в том числе ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации [1] .

Понятие, признаки и критерии банкротства кредитных организаций

Под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается не только ее обязанность как налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, по и ее обязанность как налогового агента по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты. В соответствии с НК РФ налоговая обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика; несвоевременное поступление в бюджет уплаченных налогоплательщиком налоговых сумм связывается с деятельностью банков и влечет их ответственность (п. 3 ст. 45, ст. 60, 133 ПК РФ) [2] .

Читайте так же:  Нотариус варшавская 63

Наряду с сущностным признаком банкротства кредитных организаций – ее неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, Закон о банкротстве кредитных организаций устанавливает дополнительные признаки банкротства кредитных организаций, связанные с установлением:

  • а) неплатежеспособности кредитной организации (определением минимального срока просрочки исполнения требований кредиторов по денежным обязательствам или обязанности по уплате обязательных платежей сопряженного с минимальным совокупным размером требований кредиторов к кредитной организации) или
  • б) ее неоплатности (установлением факта недостаточности имущества кредитной организации для исполнения ее обязательств перед кредиторами).

Таким образом, кредитная организация, у которой Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций, считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и, следовательно, может быть признана арбитражным судом банкротом при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства (ст. 2, ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций):

  • 1) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам к кредитной организации в совокупности составляет не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда (100 тыс. руб.), и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения (критерий неплатежеспособности);
  • 2) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения денежных обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей (критерий неоплатности). В данном случае стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации определяются на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.

Особенности судопроизводства но делам о банкротстве кредитных организаций проявляются в порядке возбуждения судопроизводства по делам о банкротстве кредитных организаций, подготовки дел к рассмотрению, порядке их судебного разбирательства, обжалования судебных актов (ст. 50.1–50.15 Закона о банкротстве кредитных организаций). В части, неурегулированной Законом о банкротстве кредитных организаций, дела о банкротстве кредитных организаций рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве и АПК РФ.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

  • а) должник – кредитная организация – в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона о банкротстве). При этом не следует забывать о том, что в случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о банкротстве, на должника возлагается обязанность подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом;
  • б) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договорам банковского вклада или банковского счета. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если требования по денежным обязательствам подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • в) уполномоченные органы [3] . Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у уполномоченного органа после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и зависит от характера требования. По денежным обязательствам такое право возникает, если требования по денежным обязательствам подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. По обязательным платежам такое право возникает, если требование об уплате обязательных платежей подтверждено решением налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества кредитной организации;
  • г) Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации. При обнаружении Банком России признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций, Банк России направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом. При этом не применяются правила, предусмотренные п. 3 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве (подтверждение требований вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда либо решением налогового или таможенного органа).

Если лицензия на осуществление банковских операций не отозвана у кредитной организации, имеющей признаки банкротства, кредитная организация, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы до направления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд обязаны направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии. В случае неполучения ответа Банка России по истечении двух месяцев со дня направления указанного заявления или получения отказа в отзыве у кредитной организации указанной лицензии они вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

Требования к заявлению о признании кредитной организации банкротом и перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению, определены ст. 50.5–50.6 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается арбитражным судом после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций и при наличии хотя бы одного из указанных выше признаков банкротства кредитной организации. О принятии заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу о банкротстве. Основания для вынесения указанного определения, а также для вынесения определений об оставлении заявления о признании кредитной организации банкротом без движения и определения о возвращении заявления о признании кредитной организации банкротом определены в ст. 50.7–50.9 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Дела о банкротстве кредитных организаций рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве кредитной организации, являются кредитная организация – должник, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, а также Банк России как орган банковского регулирования и надзора (ст. 50.2 Закона о банкротстве кредитных организаций).

По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов: а) решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства; б) решение об отказе в признании кредитной организации банкротом; в) определение о прекращении производства по делу в отношении кредитной организации.

Решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом при наличии признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций. В этом решении должно содержаться указание на открытие конкурсного производства; признание требования заявителя обоснованным и указание на включение этого требования в реестр требований кредиторов; утверждение конкурсного управляющего. При этом следует учитывать, что проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации банкротом, проводится в том же заседании арбитражного суда, что и рассмотрение вопроса о признании кредитной организации банкротом. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство) [4] . Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Законом о банкротстве, и аккредитованные при Банке России [5] .

Решение об отказе в признании кредитной организации банкротом принимается в случае отсутствия признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций, в том числе в случае установления фиктивного банкротства, если заявление о признании банкротом подано самой кредитной организацией.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве кредитной организации в случае: а) признания в ходе судебного разбирательства требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными; б) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в порядке, предусмотренном ст. 50.37 Закона о банкротстве кредитных организаций (исполнение обязательств кредитной организации ее участниками или третьими лицами в конкурсном производстве); в) завершения конкурсного производства.

  • [1] Об общих правилах банкротства, регаментированных АПК РФ и Законом о банкротстве и подлежащих применению к отношениям банкротства кредитных организаций с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве кредитных организаций, но не рассматриваемыми подробно в данной главе, см.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный научно-практический / под ред. В. Ф. Попондопуло. 3-е изд. М., 2011; Попондопуло В. Ф. Банкротство. Правовое регулирование. М., 2012.
  • [2] Постановление Президиума ВАС РФ от 22.10.2002 № 10515/01.
  • [3] Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) (см.: постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»).
  • [4] О правовом положении и функциях Агентства по страхованию вкладов, см.: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
  • [5] См.: Положение об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, утв. ЦБ РФ от 14.12.2004 № 265-П.