Договор между рф и китаем

Автор: | 30.10.2018

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ

ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О ВЫДАЧЕ

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

ДОГОВОР между Российской Федерацией и Китайской Народной
Республикой о выдаче

Российская Федерация и Китайская Народная Республика

на основе уважения суверенитета, равноправия и взаимной выгоды и в целях укрепления сотрудничества обоих государств в области борьбы с преступностью

договорились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с положениями настоящего Договора по просьбе выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение.

Преступления, влекущие выдачу

1. Под «преступлениями, влекущими выдачу», указанными в настоящем Договоре, понимаются деяния, которые согласно законодательству обеих Договаривающихся Сторон являются преступлениями и за совершение которых предусматривается:
1) тюремное заключение на срок не менее одного года или более тяжкое наказание по законодательству Китайской Народной Республики;
2) наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или другое более тяжкое наказание по законодательству Российской Федерации.
2. Если лицо, выдача которого требуется, приговорено судом запрашивающей Договаривающейся Стороны к тюремному наказанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи за любое влекущее выдачу преступление, выдача для приведения приговора в исполнение может иметь место только при условии, когда до истечения назначенного срока наказания остается не менее 6 месяцев.
3. При решении вопроса о выдаче и определении того, является ли какое-либо деяние преступлением по законодательству обеих Договаривающихся Сторон, не имеет значения его юридическая квалификация и терминологическое обозначение.
4. Если просьба о выдаче лица касается нескольких отдельных деяний, каждое из которых является уголовно наказуемым в соответствии с законодательством обеих Договаривающихся Сторон, но при этом некоторые из них не отвечают изложенным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи условиям, запрашиваемая Договаривающаяся Сторона может разрешить выдачу и в отношении последних деяний при условии, что данное лицо выдается, по крайней мере, за одно деяние, которое может повлечь за собой выдачу.

Обстоятельства, исключающие выдачу

Выдача не имеет места в любом из следующих случаев:
1) лицо, в отношении которого поступила просьба о выдаче, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны;
2) лицу, в отношении которого поступила просьба о выдаче, в запрашиваемой Договаривающейся Стороне предоставлено право убежища;
3) на момент получения просьбы о выдаче уголовное преследование в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по иному законному основанию;
4) в отношении лица, выдача которого запрашивается,компетентным учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны до получения просьбы о выдаче по одному и тому же преступлению был вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено уголовное судопроизводство по данному делу;
5) уголовное дело в соответствии с законодательством одной из Договаривающихся Сторон возбуждается только по частной жалобе потерпевшего;
6) выдача не допускается по законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Обстоятельства возможного отказа в выдаче

Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона может отказать в выдаче в любом из следующих случаев:
1) в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны она обладает юрисдикцией в отношении лица, выдача которого запрошена, или преступления, в связи с которым направлена просьба о выдаче. В таком случае запрашиваемая Договаривающаяся Сторона должна по просьбе запрашивающей Договаривающейся Стороны возбудить уголовное преследование в отношении этого лица;
2) если запрашиваемая Договаривающаяся Сторона, принимая во внимание характер преступления и интересы запрашивающей Договаривающейся Стороны, сочтет, что, исходя из обстоятельств уголовного дела, выдача данного лица не отвечает принципу гуманности ввиду возраста, состояния здоровья или других личностных обстоятельств этого лица;
3) запрашиваемая Договаривающаяся Сторона осуществляет уголовное преследование за то же преступление в отношении лица, чья выдача требуется.

Последствия невыдачи собственных граждан

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 3 настоящего Договора не дается согласие на выдачу, то запрашиваемая Договаривающаяся Сторона на основании просьбы запрашивающей Договаривающейся Стороны возбуждает против такого лица уголовное преследование в соответствии со своим законодательством. В этих целях запрашивающая Договаривающаяся Сторона передает запрашиваемой Договаривающейся Стороне имеющиеся в ее распоряжении материалы и доказательства.

Для целей настоящего Договора Договаривающиеся Стороны сносятся друг с другом через назначенные ими компетентные органы. До их назначения связь осуществляется по дипломатическим каналам.

При выполнении настоящего Договора Договаривающиеся Стороны пользуются своим государственным языком с приложением перевода на государственный язык другой Договаривающейся Стороны или на английский язык.

Просьба о выдаче и необходимые документы

1. Просьба о выдаче должна быть представлена в письменном виде и содержать:
1) наименование запрашивающего учреждения;
2) фамилию, имя лица, в отношении которого направлена просьба о выдаче, сведения о его гражданстве, местожительстве и местопребывании и другие сведения о его личности, а также, по возможности, описание внешности этого лица, его фотографию и отпечатки пальцев;
3) описание фактических обстоятельств преступного деяния, его последствий, включая причиненный материальный ущерб;
4) текст закона запрашивающей Договаривающейся Стороны, на основании которого данное деяние признается преступлением, включая соответствующее положение закона, предусматривающее наказание за данное преступление;
5) текст закона относительно сроков давности привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора.
2. К просьбе о выдаче для осуществления уголовного преследования, кроме сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, должна быть также приложена копия постановления о взятии под стражу или ордера на арест, выданного компетентным органом запрашивающей Договаривающейся Стороны.

3. К просьбе о выдаче для приведения приговора в исполнение, кроме сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, должны быть приложены также:
1) копия приговора по уголовному делу, вступившего в законную силу;
2) справка об отбытой части срока наказания.
4. Документы, предоставляемые Договаривающимися Сторонами, должны быть подписаны и заверены печатью.

Если запрашиваемая Договаривающаяся Сторона считает, что в соответствии с положениями настоящего Договора Материалы, приложенные к просьбе о выдаче, являются недостаточно полными, то данная Договаривающаяся Сторона может потребовать от запрашивающей Договаривающейся Стороны в срок, не превышающий двух месяцев, предоставить дополнительную информацию. При наличии уважительных причин, о которых сообщается заранее, этот срок может быть продлен на 15 дней. Если в течение указанного срока запрашивающая Договаривающаяся Сторона не предоставляет дополнительные сведения, то это рассматривается как ее отказ от просьбы и лицо освобождается из-под стражи. Однако это не препятствует повторному обращению запрашивающей Договаривающейся Стороны с просьбой о выдаче данного лица в связи с тем же преступлением.

Заключение под стражу для выдачи

По получении просьбы о выдаче запрашиваемая Договаривающаяся Сторона немедленно принимает меры к заключению под стражу лица, выдача которого требуется, за исключением тех случаев, когда согласно настоящему Договору выдача не допускается.

Взятие под стражу до получения просьбы о выдаче

1. В случаях, не терпящих отлагательства, одна из Договаривающихся Сторон может просить другую Договаривающуюся Сторону взять под стражу лицо, выдача которого требуется, и до получения просьбы о выдаче, указанной в статье 8 настоящего Договора. Данное ходатайство в письменной форме может быть передано по каналам, предусмотренным в статье 6 настоящего Договора, или по другим каналам, согласованным Договаривающимися Сторонами, с использованием любых средств связи.
2. В ходатайстве должны содержаться сведения о лице, выдача которого требуется, о его местожительстве и местопребывании, если об этом известно; краткое описание фактических обстоятельств дела; сведения о наличии постановления о взятии под стражу или ордера на арест либо вступившего в законную силу приговора и указание на то, что просьба о выдаче будет выслана незамедлительно.
3. Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона должна своевременно сообщить запрашивающей Договаривающейся Стороне о результатах рассмотрения данного ходатайства.
4. Лицо, взятое под стражу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, подлежит освобождению, если в течение 30 дней со дня взятия под стражу от запрашивающей Договаривающейся Стороны не поступят просьба о выдаче и документы, указанные в статье 8 настоящего Договора. Данный срок может быть продлен на 10 дней, если до его истечения от запрашивающей Договаривающейся Стороны поступит соответствующее мотивированное ходатайство.
5. Если в дальнейшем запрашивающая Договаривающаяся Сторона в соответствии со статьей 8 настоящего Договора обратится с просьбой о выдаче и представит необходимые документы, то освобождение взятого под стражу лица согласно пункту 4 настоящей статьи не препятствует его последующей выдаче.

Передача лица, подлежащего выдаче

1. Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона незамедлительно уведомляет запрашивающую Договаривающуюся Сторону о своем решении относительно просьбы о выдаче. В случае удовлетворения просьбы Договаривающиеся Стороны согласовывают дату и место передачи выдаваемого лица, а также другие вопросы, связанные с осуществлением выдачи. При частичном или полном отклонении просьбы о выдаче запрашиваемая Договаривающаяся Сторона информирует о причинах такого решения.
2. Если запрашивающая Договаривающаяся Сторона не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после установленной даты передачи, то это рассматривается как ее отказ от просьбы о выдаче. Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона немедленно освобождает данное лицо и может отказать запрашивающей Договаривающейся Стороне в повторной просьбе о выдаче данного лица в связи с тем же преступлением. Если одна из Договаривающихся Сторон по не зависящим от нее причинам не сможет в установленный для осуществления выдачи срок передать или принять лицо, подлежащее выдаче, эта Договаривающаяся Сторона своевременно информирует другую Договаривающуюся Сторону. Договаривающиеся Стороны вновь согласовывают вопросы, связанные с передачей выдаваемого лица, которая должна состояться не позднее 15 дней по истечении первоначального срока.

Читайте так же:  Какие льготы для рентгенологов

Отсрочка выдачи и выдача на время

1. Если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны, то выдача может быть отсрочена до окончания производства по делу, отбытия наказания или досрочного освобождения, о чем уведомляется запрашивающая Договаривающаяся Сторона.
2. Если отсрочка выдачи, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или затруднить расследование преступления, то лицо, выдача которого требуется, может быть выдано на время по мотивированному ходатайству запрашивающей Договаривающейся Стороны.
3. Выданное на время лицо должно быть возвращено запрашивающей Договаривающейся Стороной немедленно по окончании производства по делу.

Наличие просьб о выдаче от нескольких государств

Если одна из Договаривающихся Сторон получила просьбы о выдаче одного и того же лица от другой Договаривающейся Стороны и от какого-либо третьего государства, она имеет право по своему усмотрению определить, какому из этих государств выдать данное лицо.

1. Без согласия запрашиваемой Договаривающейся Стороны выданное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто наказанию запрашивающей Договаривающейся Стороной за совершенное до выдачи преступление, за которое оно не было выдано, и не может быть выдано какому-либо третьему государству без согласия запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
2. Не требуется согласия запрашиваемой Договаривающейся Стороны, если:
1) выданное лицо в течение 30 дней после окончания уголовного преследования, отбытия наказания или досрочного освобождения не покинет, несмотря на имеющуюся у него возможность, территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны. В этот срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны по не зависящим от него обстоятельствам;
2) выданное лицо, покинув территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны, добровольно возвратилось на ее территорию.

Передача предметов, связанных с преступлением

1. Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона в пределах, установленных ее законодательством, по просьбе запрашивающей Договаривающейся Стороны передает ей предметы, являющиеся орудиями преступления, совершенного лицом, выдача которого требуется, а также предметы, имеющие следы преступления или добытые преступным путем.
2. Вышеуказанные предметы передаются и в том случае, когда выдача лица вследствие его смерти, побега или по другим причинам не может быть осуществлена.
3. Если предметы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, необходимы запрашиваемой Договаривающейся Стороне в качестве вещественного доказательства в уголовном деле, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу.
4. Права третьих лиц на переданные запрашивающей Договаривающейся Стороне предметы остаются в силе. После окончания производства по делу запрашивающая Договаривающаяся Сторона возвращает эти предметы их владельцам, которые находятся на ее территории. Если указанные лица находятся на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны, запрашивающая Договаривающаяся Сторона должна возвратить ей предметы для их передачи. Если владельцы предметов находятся на территории третьего государства, заботу о передаче предметов берет на себя запрашивающая Договаривающаяся Сторона.
5. Передача предметов, связанных с преступлением, и перевод денежных сумм осуществляются в тех пределах, насколько это предусмотрено законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

1. В случае, когда одной из Договаривающихся Сторон должно быть выдано лицо из третьего государства через территорию другой Доваривающейся Стороны, то заинтересованная Договаривающаяся Сторона запрашивает у другой Договаривающейся Стороны разрешение на транзитную перевозку данного лица через ее территорию.
2. Положение пункта 1 настоящей статьи не применяется в случае использования воздушного транспорта, когда не планируется посадка на территории другой Договаривающейся Стороны.
3. Договаривающиеся Стороны могут отказать в транзитной перевозке лиц, выдача которых не может иметь место по настоящему Договору.

Уведомление о результатах

Запрашивающая Договаривающаяся Сторона своевременно информирует запрашиваемую Договаривающуюся Сторону о результатах уголовного преследования или исполнения приговора в отношении выданного лица, а также о том, осуществлена ли выдача данного лица третьему государству, и по ходатайству запрашиваемой Договаривающейся Стороны ей представляется копия окончательного решения по уголовному делу.

Расходы в связи с выдачей

Расходы в связи с выдачей несет Договаривающаяся Сторона, на территории которой они были произведены. Расходы, вызванные транзитной перевозкой выданного лица одной из Договаривающихся Сторон из третьего государства на территории другой Договаривающейся Стороны, несет Договаривающаяся Сторона, которая обращается с просьбой о транзите.

Отношение к другим международным договорам

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Любые споры, возникшие в связи с толкованием или исполнением настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров.

Ратификация и вступление в силу

Настоящий Договор подлежит ратификации, обмен ратификационными грамотами состоится в Пекине. Настоящий Договор вступит в силу на тридцатый день после обмена ратификационными грамотами.

1. Настоящий Договор заключен на неопределенный срок и прекратит свое действие по истечении 6 месяцев после направления по дипломатическим каналам любой из Договаривающихся Сторон письменного уведомления о прекращении его действия.
2. Прекращение действия настоящего Договора не препятствует завершению процесса выдачи лиц, начатого до прекращения действия настоящего Договора.

Совершено в Москве 26 июня 1995 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Отношения России и Китая

Отношения России и Китая имеют ключевое значение в российской внешней политике. Китай в нынешних условиях является главным партнёром и союзником России — как в военно-политическом, так и в экономическом плане. Экономики России и Китая хорошо дополняют друг друга, исходящая же от блока НАТО угроза подталкивает наши страны к созданию оборонительного альянса.

Важнейшей целью Китая является создание так называемого Нового шёлкового пути, наземная часть которого представляет собой транспортный коридор через Казахстан и Россию в Европу. [1] Также важнейшими международными проектами, которые реализуются при участии России и Китая, является Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций, Банк Развития БРИКС и Банк Шанхайской организации сотрудничества.

[править] Сравнение России и Китая

[править] Причины сближения Китая и России

Китай и Россию объединяют и сближают две вещи:

  • Наращивание взаимной торговли и реализация совместных проектов в области транспорта и энергетики сулит огромные выгоды обоим странам.
  • Необходимость совместного противодействия разнузданной внешней политике США и американской претензии на мировую гегемонию. Китай хорошо помнит опиумные войны XIX века и агрессивное навязывание китайцам наркотиков, а также прочие «подвиги» англосаксов в отношении Китая[3].

Хорошим отношениям Китая с Западом не способствует также:

  • Поддержка отдельными западными странами тайваньского, тибетского и уйгурского сепаратизма
  • Попытки Запада организовать цветную революцию в Китае, как это было в 1989 году на площади Тяньаньмэнь в Пекине и в 2014 году в Гонконге.
  • Поддержка антикитайских настроений в Японии, Южной Корее и Юго-Восточной Азии, а также в России.

На таком фоне имеющиеся между Россией и Китаем исторические противоречия теряют своё значение. По словам заместителя начальника Отдела ЦК КПК международных связей Джоу Ли, Россия и Китай должны не допустить вбивания клина в отношения между двумя странами, что «было бы на руку американцам». [4]

Китайцы считают Россию своим главным союзником и партнёром, а российский президент Владимир Путин является самым популярным иностранным политиком в Китае. Весьма характерно, что на саммите АТЭС-2014 в Пекине праздничный стол, за которым собрались лидеры тихоокеанских стран, был украшен в цвета флага России — это явно показывает, кто для китайцев главный гость. [5] На предыдущем саммите АТЭС-2013, проходившем на индонезийском острове Бали, Китайский лидер Си Цзиньпин специально запланировал встречу с Путиным в день его рождения, который они отметили праздничным ужином. Также Си Цзиньпин лично приехал на открытие Олимпиады в Сочи-2014, чего не сделали лидеры большинства стран Запада. [6]

Китай долгое время молчаливо поддерживал действия России в связи с Евромайданом, украинским госпереворотом и прочими событиями на Украине. 21 ноября 2014 года МИД КНР прямо заявил, что Китай поддерживает подход России к урегулированию украинского кризиса. Об этом сообщил журналистам исполняющий обязанности директора департамента Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунюй. Также, по его словам, Китай выступает против провозглашения независимости каких-либо народностей путём референдумов, однако это не относится к воссоединению Крыма с Россией ввиду особой истории Крыма: «Мы хорошо знаем историю принадлежности Крыма», заявил представитель Китая. [7][8] С учётом наличия у Китая проблем с сепаратизмом Тибета и иных национальных вопросов, китайцы сказали самое большее, что только могли сказать в поддержку России.

Читайте так же:  Движение материальных ценностей в денежном выражении

В марте 2015 года министр иностранных дел Китая Ван И заявил: «В этом году Китай и Россия проведут масштабные мероприятия, приуроченные к 70-летию Победы в войне против фашизма. Мы будем оказывать поддержку друг другу, совместно поддерживать международный мир и отстаивать итоги Второй мировой войны…» [9] Также стоит отметить последовательную поддержку Россией позиции Китая в вопросе о независимости острова Тайвань, который Китай обоснованно считает своей провинцией.

23 августа 2015 года в статье для «Российской газеты», министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что российско-китайские отношения «являются наилучшими за всю историю и продолжают поступательно развиваться».[10]

[править] Урегулирование территориального спора с Китаем

[править] Стратегические соглашения России и Китая о сотрудничестве

[править] Шанхайские соглашения 2014 года

20 мая 2014 в Шанхае в ходе визита Президента России Владимира Путина во главе российской делегации подписан ряд стратегических соглашений (всего 46 документов) о сотрудничестве между Россией и Китаем, в том числе:

  • Подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве российских и китайских железных дорог: РЖД и ж/д КНР будут совместно развивать транспортную инфраструктуру (включая погранпереходы), совместно разрабатывать тарифные планы и маркетинговые акции в целях создания конкурентоспособных тарифных условий по железнодорожным перевозкам на транзитных маршрутах Китай — Россия — Европа.[11]
  • Подписаны соглашения о сотрудничестве по вопросу использования национальных валют: ВТБ и Bank of China будут развивать партнёрские отношения в различных сферах, [12] а в целом Россия и Китай намерены увеличить объем прямых расчётов в национальных валютах во взаимной торговле между странами.[13]
  • Подписано соглашение о создании российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта: ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и китайская корпорация COMAC создадут авиалайнер, который должен занять существенные доли рынков как в России и Китае, так и в третьих странах.[14]
  • Подписан меморандум о совместном строительстве нового моста через Амур: строительство должно завершиться к 2016 году, новый мост позволит на 700 километров сократить путь для поставляемых в Китай российских грузов, а также позволит перевозить 21 миллион тонн грузов на экспорт в Китай.[15] На 80 % строительство будет профинансировано Китаем, на 20 % — Россией.[16]
  • Подписаны соглашения о сотрудничестве между рядом министерств, регионов и предприятий России и Китая.[17]
  • Подписан контракт купли-продажи сжиженного газа в рамках проекта «Ямал СПГ» между ОАО «НОВАТЭК» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).[18]
  • Подписаны соглашения о реализации ряда инвестиционных проектов с участием Китая на Дальнем Востоке.[19]
  • Подписаны 6 контрактов «Евроцемент групп» и China CAMC Engineering на строительство новых технологических линий по производству цемента в Европейской России.
  • Подписаны ряд соглашений о совместных проектах и сотрудничестве в сфере машиностроения, химической промышленности и строительства инфраструктуры.

Китай заявил о готовности обнулить импортные пошлины на российский газ, а Россия — обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ в КНР. [20]

Россия и Китай также договорились теснее координировать свои внешнеполитические шаги. [21]

[править] Крупнейший в истории контракт на поставку газа

21 мая 2014 года российский «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили тридцатилетний договор на поставку газа — контракт предусматривает поставку до 38 млрд кубометров газа в год с общей ценой $400 млрд за 30 лет. [22] Точная цена на газ не была названа, но известно, что она превышает $350 за тысячу кубометров.[23] Контракт является крупнейшим за всю историю газовой отрасли СССР и России,[24] и, по-видимому, крупнейшим соглашением о поставках газа за всю историю мировой газовой промышленности.

Глава Газпрома Алексей Миллер сообщил о дальнейших планах сотрудничества с Китаем: «38 млрд — это только начало. Потому что мы с китайскими нашими партнёрами договорились, что тут же, как только подписываем контракт по восточному маршруту, — начинаем переговоры по западному маршруту. А вот что касается западного маршрута, здесь есть одно принципиальное отличие по ресурсной базе: это та же база, с которой мы осуществляем поставки газа в Европу».[25]

Президент России Владимир Путин заявил, что реализация проекта западного маршрута поставок газа в КНР сделает Китай крупнейшим потребителем российского газа в мире.[26] По словам Путина, Россия начнёт самую крупную стройку в мире, а российско-китайский энергетический альянс станет опорой всего Азиатско-Тихоокеанского региона.[27]

Глава Газпрома Алексей Миллер также заявил, что контракт с Китаем повлияет на цены на газ для Европы.[28] Газпром подтвердил, что цена на газ для Китая будет выше $350 за тысячу кубометров [29] и сообщил, что от Китая будут получены 25 миллиардов долларов в качестве аванса за газ.[30]

К важным особенностям контракта можно отнести следующее:

  • Это контракт на 30 лет, тогда как Евросоюз пытается заставить Газпром отказаться от «кабальных» долгосрочных контрактов и перейти на спотовый рынок (рынок точечных поставок), который подвержен манипуляциям со стороны западных энергетических компаний.
  • Контракт заключён по принципу «бери или плати», который европейцы также пытаются отменить в своём взаимодействии с Газпромом.
  • Цена на поставку газа привязана к ценам на корзину нефтепродуктов — ещё один принцип от которого ЕС пытается избавиться.[31]

Заключение столь масштабного контракта на поставки в Китай имеет огромное значение на фоне спровоцированного Западом Украинского кризиса, переросшего в гражданскую войну. Запад продолжает лицемерно обвинять Россию в создании напряжённости на Украине и поддержке ополченцев восставшего Донбасса, угрожая перейти от точечных санкций против отдельных компаний и лиц, причастных, по мнению США к осуществлению воссоединения Крыма с Россией и восстанию Юго-Востока Украины, к санкциям против целых секторов российской экономики. Успешное заключение контракта с хорошей ценою поставок резко увеличивает возможности России по вмешательству в кризис на Украине, так как, с одной стороны, сотрудничество с Китаем может компенсировать возможные потери от Западных санкций, а с другой стороны, в случае резкого ухудшения отношений России с Западом Китай не сможет больше воспользоваться ситуацией и навязать России невыгодные условия сотрудничества, так как контракт уже заключен.[32]

Сделка с Китаем по газу и прочие совместные экономические сделки создают гарантии будущего развития экономики России на годы вперёд и свидетельствуют о масштабном экономическом повороте России с Запада на Восток (что весьма актуально, на фоне сообщений о том, что уже в 2014 году Китай может стать крупнейшей экономикой мира и уже несколько лет является крупнейшей мировой промышленной экономикой). Диверсификация поставок газа и освоение альтернативного Европе китайского рынка (потенциально превышающего европейский) создаёт ситуацию, в которой, с одной стороны, Россия сохраняет влияние на Европу как крупнейший экспортёр газа (ключевого энергоресурса для половины европейских стран), а с другой стороны, Россия снижает свою собственную зависимость от европейского рынка.

[править] Московские соглашения 2014 года

13 октября 2014 года свыше 30 межправительственных, межведомственных и корпоративных соглашений были подписаны в Москве по итогам встречи глав правительств России и Китая Дмитрия Медведева и Ли Кэцяна. [33][34] По итогам этого визита было достигнуто следующее:

  • Китай предоставил финансирование попавшим из-за Украинского кризиса под западные санкции российским банкам. Тем самым Китай не просто отказался поддержать антироссийские санкции, но и недвусмысленно заявил, что поможет России справиться с ними. В числе прочего, China Development Bank выдал Мегафону кредит на полмиллиарда долларов, а ВТБ, ВЭБ и «Россельхозбанк» получат финансирование от China EximBank под импортно-экспортные сделки.
  • Россия и Китай договорились осуществить валютный своп между своими центробанками на 150 млрд юаней ($25 млрд) — теперь будет легче выдавливать доллар из взаимных расчётов (особенно из расчётов за энергоресурсы).
  • «Роснефть» и китайская CNPC начали переговоры по поводу поставок сжиженного природного газа в Китай с месторождений проекта «Сахалин-1», для этого к 2018—2019 году в России планируется построить завод по сжижению газа мощностью в 5 миллионов тонн в год.[35]
  • Китай предоставит кредит в $25 млрд для развития месторождений углеводородов и для строительства газопровода «Сила Сибири».[36]

[править] Московские соглашения 2015 года

8 мая 2015 года в Москву прибыла китайская делегация во главе с Председателем Китая Си Цзиньпином. Визит был связан с участием Си Цзиньпина в Параде Победы-2015 9 мая.

  • Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали заявление о сотрудничестве по ЕАЭС и проекту «Шёлковый путь». [37]
  • Подписан меморандум, согласно которому Китай собирается вложить в магистраль Москва — Казань 104 миллиарда рублей. [38] Дорога будет строиться по китайским технологиям, хотя в основном из российских материалов и с российским подвижным составом. См. анализ.
  • Сбербанк и China Development Bank подписали соглашение о займе на 6 млрд юаней. Сбербанк получит от китайцев эту значительную сумму на цели торгового финансирования.[39]
  • Подписано соглашение о создании Российско-китайского инвестиционного банка, который будет финансировать совместные проекты двух стран.[40]
  • Россия и Китай будут вместе создавать тяжёлый гражданский вертолёт и широкофюзеляжный самолёт для дальних перелётов.[41]
  • Китайцы примут участие в достройке Нижне-Бурейской ГЭС, а Россия, в свою очередь, будет поставлять электричество в Китай.[42]
Читайте так же:  Заявление на многодетных получения жилья

Всего в ходе визита китайской делегации в Москву были подписаны 32 соглашения, в том числе важные финансовые соглашения, касающиеся получения российским банком ВТБ и рядом российских компаний кредитов от Банка развития Китая. [43]

[править] Санкт-Петербургские соглашения 2016 года

8 ноября 2016 года в Санкт-Петербурге премьер-министр России Дмитрий Медведев и премьер Госсовета Китая Ли Кэцян подписали более 20 соглашений о сотрудничестве в различных областях.[44]

[править] Совместные проекты России и Китая

В июле 2015 г. МИД КНР заявил, что Китай готов инвестировать во все отрасли российской экономики.[45] За первое полугодие 2015 г. Китай уже приобрёл российские облигации на сумму в 50-60 млрд рублей.[46]

На ближайшие десятилетия главной целью Китая является создание Нового шёлкового пути, наземная часть которого представляет собой транспортный коридор через Казахстан и Россию в Европу. Реализации этого проекта пытаются помешать США, которые поддерживают исламских сепаратистов на западе Китая (Синцзян-Уйгурский район), а также стремятся разорвать связи России с Европой. [47]

Также важнейшими международными проектами, которые реализуются при участии России и Китая, является Азиатский Банк инфраструкурных инвестиций, Банк Развития БРИКС и Банк Шанхайской организации сотрудничества.

  • В июне 2014 года Россия и Китай договорились о создании рейтингового агентства для оценки совместных проектов. [48] Новое российско-китайское рейтинговое агентство UCRG должно заработать уже летом 2015 года.[49] Между тем, 9 января 2015 года крупнейшее рейтинговое агенстсво Китая Дагонг (http://en.dagongcredit.com/) оценило рейтинг России (способность платить по долгам) выше, чем у США. [50] Также Dagong присвоило «Газпрому» наивысший долгосрочный кредитный рейтинг. По мнению китайцев экономическое развитие России протекает в нормальном русле, у нас нет серьёзных перекосов в экономике. А вот западные страны — в частности, США — уже запутались в долгах и вряд ли смогут когда-либо рассчитаться со своими кредиторами.[51]
  • 1 сентября 2014 года в Якутии Газпром приступил к строительству газопровода «Сила Сибири» протяжённостью порядка 4 тысяч километров и производительностью 61 миллиард кубометров газа в год. Газопровод будет обеспечивать поставки газа в рамках крупнейшего в истории газового контракта, заключённого между Россией и Китаем 21 мая 2014 года. Это крупнейший строительный проект в мире. [52]
  • 9 ноября 2014 года Россия и Китай подписали рамочное соглашение о строительстве газопровода «Алтай», который будет доставлять газ в КНР по западному маршруту через Алтайские горы. Общая протяженность газопровода «Алтай» составит около 2 700 километров, первый газ по нему должен пойти в 2019 году. [53]
  • 22 декабря 2014 года китайская (гонконгская) компания HK Nicaragua Canal Development Investment планирует начать строительство Никарагуанского канала между Тихим и Атлантическим океаном. Новый межокеанский канал станет альтернативой Панамскому каналу, [54] что потенциально создаёт угрозу интересам США — поэтому проект нуждается в геополитической поддержке России. Ранее Россия поддержала идею властей Никарагуа о строительстве канала. Согласно договору между Никарагуа и Россией от 2 января 2015 г., российские военные корабли смогут находиться в территориальных водах Никарагуа, а самолёты смогут наблюдать за стройкой и прибрежными водами. Созданием инфраструктуры безопасности тоже должны заняться русские.[55]
  • 27 января 2015 года ведущие иновещательные корпорации РФ и КНР договорились скоординировать информационную политику и наладить обмен опытом. Договоренность достигнута на состоявшихся в Пекине переговорах генерального директора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева с генеральным директором Международного радио Китая Ван Гэннянем. [56]
  • 2 апреля 2015 года Китай в лице главы МИД КНР Вана И предложил построить китайско-монголо-российский экономический коридор, объединив китайский проект экономического пояса Шелкового пути «один пояс-один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи создания трансевразийского коридора.[57]
  • 13 апреля 2015 года Китай стал первой страной, заключившей контракт на закупку зенитно-ракетного комплекса С-400 у России.[58]
  • 8 мая 2015 года был подписан меморандум, согласно которому Китай собирается вложить в магистраль Москва — Казань 100 миллиардов рублей. [59]
  • 13 июня 2015 года Китай запустил самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут Харбин — Гамбург через территорию России: поезда из Харбина в Германию будут идти 15 дней. Перевозка товаров по этому маршруту будет занимать вдвое меньше времени, чем традиционные маршруты по автодорогам и морю.[60]
  • 29 июня 2015 года — Начал работу Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ) со штаб-квартирой в Пекине, 57 стран подписали соглашение о создании банка. Россия получила в АБИИ 5,92 % голосов.[61]
  • 8 июля 2015 — страны БРИКС подписали соглашение о правилах и процедурах в рамках Пула условных валютных резервов.[62] Глава ВТБ Андрей Костин: Страны БРИКС могут 40-50 % расчётов между собой вести в национальных валютах. [63]
  • В сентябре 2015 финансовые власти России и Китая задумались о создании совместного депозитарно-клирингового центра, аналогичного Euroclear, который позволил бы инвестировать в фондовые рынки друг друга напрямую, без посредничества западных финансовых инструментов.[64]
  • 7 сентября 2015 г. — в Пекине подписано соглашение о строительстве магистрали «Белкомур (Белое море — Коми — Урал)». Много лет продвигаемый властями соответствующих регионов проект предполагает формирование железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Соликамск (Пермь) длиною 1161 километр: строительство 712 км новых участков и модернизация 449 км существующей железной дороги. Магистраль позволит напрямую вывозить осуществлять перевозки между Уралом и арктическими портами России, в первую очередь через Архангельский порт. В сентябре 2015 года к реализации проекта присоединилась крупная китайская компания Poly Technologies, что резко повышает его шансы на реализацию в ближайшие годы. В рамках реализации проекта планируется также строительство нового глубоководного района Архангельского морского порта в 55 км севернее Архангельска, величина грузооборота до 45 млн тонн в год. [65]
  • 16 октября 2015 — 35 китайских и российских финансовых организаций в Харбине объединились в международный финансовый союз. В число 17 российских организаций входят Сбербанк и Промсвязьбанк. [66]
  • 19 ноября 2015. Россия и КНР подписали крупнейший авиационный контракт на закупку 24 многофункциональных истребителей Су-35. Сумма сделки оценивается не менее чем в $2 млрд. Китайские военные, таким образом, стали первыми иностранными заказчиками этих самолетов: до этого их эксплуатировали только ВВС России. [67]
  • 9 марта 2016. Россия и Китай подписали соглашение о строительстве железной дороги которая соединит Восточную Сибирь и провинцию Цзилинь на северо-востоке Китая. Сообщается, что начало строительства ожидается с ближайшие несколько лет.[68]
  • 29 апреля 2016. По сообщению РЖД, что Китай выделяет 400 млрд рублей на строительство скоростной железной дороги из Москвы в Казань.[69] Из Москвы в Казань поезд будет идти 3,5 часа, из Москвы в Нижний Новгород — 1,5-2 часа. Как показал опыт «сапсанов», это будет быстрее и удобнее самолётов.
  • Июнь 2016. С российской стороны началось строительство железнодорожного моста через Амур в Еврейской автономной области в районе Нижнеленинское — Тунцзян. С китайской стороны строительство началось чуть раньше. Завершить строительство планируется в 2018 году, только российская часть проекта стоит 9 млрд руб.
  • 30 июня 2016. ОАО «Российские железные дороги», China Railway, группа «Синара» и китайская компания CRRC заключили соглашение о создании в России совместного предприятия, которое будет выпускать в России по 100 высокоскоростных поездов в год. На эти цели Китай выделит кредит в 400 млрд рублей.[70][71]
  • 18 октября 2016. В китайской провинции Шэньси при поддержке инноцентра «Сколково» состоялось открытие первого русско-китайского инновационного парка.[72]
  • 24 декабря 2016. Началось строительство Автомобильного моста через Амур в Благовещенске. Мост длиной 19,9 км соединит Благовещенск с китайским Хэйхэ, стоимость строительства 18,8 млрд рублей, планируемый срок ввода в строй — 2019 год.
  • 20 июня 2017. Китайская государственная строительная компания China Railway Group стала участником проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Екатеринбургом и Челябинском; инвестиции в проект составят 2,5 миллиарда долларов, срок строительства 2023 год.[73]

[править] Российско-китайская торговля

Россия в ноябре 2015 года стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай. [74]

[править] Российско-китайский туризм

Китайские туристы потратили в 2014 году один миллиард долларов на поездки в Россию. В 2015 году на туристов из Китая приходится уже 16% всех принимаемых Россией гостей.[75]

Председатель Китая Си Цзиньпин, 6 мая 2015: