Федеральная собственность на недвижимость

Автор: | 06.04.2018

Федеральная собственность

Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральная собственность (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Федеральная собственность

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Федеральная собственность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Федеральная собственность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к Ст. 214 ГК РФ

1. Праву публичной (государственной и муниципальной) собственности посвящены ст. ст. 214 и 215 ГК РФ.

В комментируемой статье в соответствии с уровнями государственной власти, определенными в ст. 11 Конституции РФ, прежде всего названы субъекты права государственной собственности. Российской Федерации имущество принадлежит на праве федеральной собственности, а субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам — на праве государственной собственности субъекта Федерации.

Именно раздельность (обособленность) имущества Российской Федерации и ее составных частей (субъектов Федерации) предопределяет самостоятельное участие этих публично-правовых образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК). С этим обстоятельством связана и самостоятельная имущественная ответственность таких лиц. В соответствии со ст. 126 Кодекса Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, отразился и на содержании конституционных положений о полномочиях публично-правовых образований. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Управление имуществом, относящимся к собственности субъектов Федерации, с позиции ст. ст. 72 — 73 Конституции РФ относится к исключительной компетенции субъектов Федерации.

2. Право государственной собственности, как правило, может возникать по тем же основаниям, что и право частной или муниципальной собственности, например на основании сделки об отчуждении. В то же время в силу специфики правового положения государства ГК РФ закрепляет ряд специальных оснований возникновения государственной собственности (например, обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, — п. 2 ст. 233 ГК).

Однако необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев основания возникновения права государственной собственности определяются не положениями ГК РФ, а нормами специального акта — Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с п. 5 комментируемой статьи отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. В силу ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» названное Постановление, как и иные нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, считаются действующими впредь до введения в действие соответствующих законов.

Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 утвердило перечень имущества, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и к муниципальной собственности. Так, например, исключительно к федеральной собственности были отнесены ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ, государственная казна РФ (средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды). Указанный перечень относил к числу объектов права собственности учреждения и предприятия — субъекты гражданских правоотношений, при этом подразумевалось, что публично-правовым образованиям принадлежит имущество таких лиц.

Таким образом, принадлежность имущества Российской Федерации названным Постановлением Верховного Совета РФ была определена в силу закона, а не в силу какого-либо юридического факта. В то же время это Постановление предполагало передачу некоторых объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Такая передача осуществлялась на основании постановления или иного акта Правительства РФ .

———————————
См., например, распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 1994 N 1549-р «О передаче в собственность г. Москвы ряда государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности».

Как отмечается в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 , документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп. В то же время среди объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, приоритет имеют положения названного Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

3. К числу специальных оснований возникновения права государственной собственности относятся также выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК), национализация (абз. 10 п. 2 ст. 235 ГК) и др.

Особые правила установлены в ряде случаев для таких собственников, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. На основании п. 4 ст. 225 ГК РФ в собственность этих субъектов Российской Федерации может поступить бесхозяйная недвижимая вещь, находящаяся на территориях этих городов, по истечении года со дня постановки такой вещи на учет и на основании судебного решения о признании права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на данную вещь. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории субъекта Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — жилого помещения переходит в собственность такого субъекта Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

4. В комментируемой статье разграничивается имущество государства и созданных им юридических лиц. Государственные предприятия и учреждения обладают имуществом на ограниченных вещных правах — праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) и праве оперативного управления (ст. 296 ГК). В отечественном праве наделение указанных лиц имуществом на ограниченном вещном праве рассматривается как один из способов обособления имущества от имущества собственника, достаточный для создания юридического лица . Переданное юридическим лицам государственное имущество — «распределенное». «Нераспределенное» имущество называется казной. Как указывается в п. 4 комментируемой статьи, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

———————————
См., например: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996. С. 99.

Указанное деление имущества публично-правовых образований на «распределенное» и «нераспределенное» имеет огромное значение для уяснения гражданско-правовой ответственности государства и созданных им юридических лиц. В соответствии со ст. 126 ГК РФ Российская Федерация или субъект Федерации отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности. При этом Российская Федерация, а также субъекты Федерации не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, например, в силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В свою очередь, юридические лица, созданные Российской Федерацией или субъектами Федерации, также не отвечают по их обязательствам.

Таким образом, по обязательствам Российской Федерации или субъекта Федерации взыскание может быть обращено на имущество, составляющее казну, причем лишь ту ее часть, которая не исключена из гражданского оборота .

———————————
Так, прямое указание на возмещение вреда за счет казны Российской Федерации или субъекта Федерации содержит ст. 1069 ГК РФ, устанавливающая основания возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов.

5. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Сами по себе конституционные нормы, в отличие от положений Конституции СССР 1977 г. , напрямую не закрепляют принадлежность земли государству, а лишь предполагают возможность такой принадлежности.

———————————
В соответствии со ст. 11 Конституции СССР государственная собственность рассматривалась как общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса.

Упоминавшееся выше Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 не определило судьбу земель, ранее находившихся в государственной собственности, предусмотрев принятие в дальнейшем нормативных правовых актов, разграничивающих право собственности на землю и другие ресурсы. Следует признать, что, несмотря на принятие Земельного кодекса РФ, этот процесс нельзя считать завершенным. По сей день затруднительно установить, кому принадлежат многие земельные участки — физическим или юридическим лицам либо публично-правовым образованиям.

Комментируемая статья в п. 2 фактически содержит основание возникновения права собственности в силу закона. В соответствии с этой нормой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, ГК РФ подтверждает факт правопреемства Российской Федерации после распада СССР, являвшегося собственником всех земель.

Цитированное положение рассматривается в судебной практике как основание для отказа в удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности . Е.А. Суханов полагает невозможным применение данного основания возникновения права собственности к земельным участкам в силу того, что в законодательстве установлена «презумпция их принадлежности только государственным образованиям», а поэтому «для этих объектов… не может возникнуть режим бесхозяйного имущества и приобретение их в собственность по давности владения» (ст. ст. 225, 234 ГК) . Некоторые авторы, напротив, возникновение права собственности на землю на основании приобретательной давности считают возможным, хотя и с некоторыми ограничениями.

Читайте так же:  Расписка получении трудовой книжки при увольнении образец

———————————
См., например: Определение ВАС РФ от 10 октября 2008 г. N 11590/08 по делу N А40-58234/07-49/542.

Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М., 1998. С. 213 — 214.

6. В более очевидных ситуациях, когда происходит завладение иными объектами государственной собственности помимо земельного участка, препятствий к возникновению права частной собственности в силу приобретательной давности нет. При этом, как отмечает Пленум ВАС РФ, поскольку с момента введения в действие Закона СССР «О собственности в СССР» (1 июля 1990 г.) утратили силу положения ст. 90 ГК РСФСР 1964 г. о нераспространении исковой давности на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения, при применении положения п. 4 ст. 234 ГК РФ в отношении государственного имущества с этого момента действуют общие нормы об исчислении срока исковой давности .

———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

7. Осуществление права государственной собственности возложено на органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ эти функции в отношении имущества, относящегося к федеральной собственности, возложены на Правительство РФ, которое, в свою очередь, наделяет соответствующими полномочиями федеральные министерства и ведомства. Например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в соответствующей сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным данному Министерству. Министерство информационных технологий и связи РФ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным этому Министерству. Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами России.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации, по их специальному поручению от их имени в отношениях собственности могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Федеральная собственность РФ

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Федеральная собственность РФ» в других словарях:

Федеральная собственность — см. Государственная собственность … Энциклопедия права

Федеральная собственность — Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) . Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51 ФЗ, ст.214 … Словарь юридических понятий

Федеральная собственность — см. Собственность федеральная … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Федеральная собственность — см. Государственная собственность … Большой юридический словарь

Федеральная собственность на водные объекты (для целей Водного кодекса Российской Федерации) — вид государственной собственности на водные объекты (также собственность субъектов РФ); объектами Ф.с. являются все водные объекты, исключая пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Федеральная собственность на землю — 1. В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые… … Официальная терминология

Федеральная собственность на лесные участки — вид государственной собственности на лесные участки; объектами Ф.с. являются лесные участки в составе земель лесного фонда; формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ — имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на правах собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям и др., а также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в… … Большой экономический словарь

Федеральная гидрогенерирующая компания — Открытое акционерное общество «РусГидро» Год основания 2004 Ключевые фигуры Василий Зубакин (и.о. председателя правления) Тип Открытое акци … Википедия

Федеральная пассажирская компания — Тип открытое акционерное общество Год основания 2010 Основатели ОАО «РЖД» Расположение … Википедия

Виды и формы собственности

(В предложенных для профессионалов-оценщиков вариантах переводов МСО, сделанных в 2000—2005 гг., понятие «собственность», не говоря уже о понятиях «движимая собственность», «недвижимая собственность», вообще отсутствует. Оно подменено понятием «имущество», которое в российском правовом поле существует отдельно, само по себе.)

Российское законодательство выделяет следующие формы собственности (ст. 212, 214 и 215 ГК РФ):
— государственная;
— муниципальная;
— частная.
Формы собственности подразделяются на виды. Так, частная собственность бывает двух видов:
1) частной собственностью граждан (отдельных лиц, членов семьи, объединения граждан, иностранных граждан, фермерского хозяйства);
2) частной собственностью юридических лиц (кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных обществ и товариществ, некоммерческих общественных объединений, иностранных юридических лиц).
К иным формам относится общая собственность (ст. 244 ГК РФ). Общая собственность также подразделяется на два вида: совместная и долевая (ст. 245-255 ГК РФ).
Таким образом, многообразие видов частной собственности, особенно интересных с точки зрения независимой оценки, составляют:
— личная собственность граждан;
— собственность юридических лиц;
— общая совместная собственность;
— общая долевая собственность.
Права всех собственников равным образом защищаются государством.
В государственной собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). В статье 214 ГК РФ говорится, что имущество, находящееся в государственной собственности, может быть закреплено за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо такое имущество составляет казну государства (Российской Федерации или субъекта РФ).
В муниципальной собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а так-!, же другим муниципальным образованиям.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, являющееся коммерческой организацией, не наделяется правом собственности на закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество. Такое имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
ГК РФ (ст. 217) предусматривает возможность передачи государственного и муниципального имущества его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В частной собственности или собственности граждан (физических лиц) и хозяйственных товариществ и обществ, акционерных обществе дочерних и зависимых обществ, производственных кооперативов (юридических лиц) может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с главой 16 ГК РФ к иным формам собственности относится общая собственность на имущество, находящееся в собственности двух или более лиц. При этом, если возможно определение доли каждого из собственников в праве собственности, — это долевая собственность. Если доли не определены или имущество не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона, — собственность совместная. К форме общей собственности относится собственность разнообразных хозяйственных образований: трестов, концернов, совместных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ собственников жилья и др.

Правовые основы регулирования отношений, возникающих по поводу недвижимости, сформулированы в ст. 71, 72 и 76 Конституции российской Федерации (далее — Конституция РФ) и регулируются законодательством различных отраслей права — гражданского, жилищного, земельного и т.д. Например, в отношении недвижимой собственности за государством остается право охраны государственного порядка, право налогообложения, право отчуждения частной собственности для использования последней в интересах общества, право, которое п0Дразумевает переход собственности в руки государства, если нет законных наследников. Однако эти два последних вида права на оценку собственности влияния практически не оказывают.

Источник: Оценка недвижимости : учебное пособие / Т. Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова, В.Е. Есипов, С.К. Мирзажанов. — М.: КНОРУС, 2010.

Правовое регулирование использования федеральной недвижимости, находящейся за рубежом

А.В. CМЕТАНИН,

Российская недвижимость за рубежом в настоящее время представляет собой сложно поддающийся систематизации набор объектов недвижимого имущества, права собственности на которые возникали на протяжении нескольких столетий.

Так, недвижимое имущество СССР было предназначено в основном для обеспечения деятельности дипломатических и торгово-экономических представительств. Кроме того, часть недвижимого имущества была передана различным органам исполнительной власти, государственным органам и организациям для функционирования их представительств.

В настоящее время состав недвижимого имущества, расположенного за рубежом, можно представить следующим образом:

· недвижимое имущество, приобретенное царской Россией, РСФСР и СССР в довоенные годы;

· недвижимое имущество, принадлежащее Русской Православной Церкви;

· недвижимое имущество, приобретенное министерствами и ведомствами бывшего СССР в послевоенные годы;

· недвижимое имущество, приобретенное на основе «оккупационного права» после Второй мировой войны.

До недавнего времени управлением федеральным недвижимым имуществом, расположенным за рубежом, занималось множество учреждений: Минимущество России, МИД России, Минобороны России, Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минкультуры России, Управление делами Президента РФ, огромное количество подведомственных им учреждений, а также организации, давно уже ставшие коммерческими (такие, как Росзарубежцентр, Морской Регистр, РИА «Вести», «Совэкспортфильм», Госкомрыболовство, ИТАР-ТАСС и др.).

Наиболее полной информацией о недвижимости СССР располагало Главное управление советским имуществом за рубежом (ГУСИМЗ), которое до 25.04.1947 входило в Минвнешторг СССР, а с 1947 по 1953 год являлось самостоятельным Главкомом при Совмине СССР.

В настоящее время ключевым документом в распределении функций управления указанным имуществом является Указ Президента РФ от 23.10.2000 № 1771 «О мерах по повышению эффективности использования федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом» (далее — Указ № 1771), который уполномочил только два ведомства работать с госзагрансобственностью: Управление делами Президента РФ и МИД России, обязав остальных «балансодержателей» передать им все зарубежные активы.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно ст. 214 Гражданского кодекса РФ, федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации право собственности осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

С теоретической точки зрения, следует, наверное, согласиться с утверждением известного ученого-юриста В.К. Андреева о том, что «поскольку согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно или через органы государственной власти, следовательно, федеральная государственная собственность в Российской Федерации принадлежит ее многонациональному народу». Однако непосредственно управление государственной собственностью осуществляется с помощью властных полномочий органов государства (в отношении заграничной собственности, как отмечалось выше, такими органами являются МИД России и Управление делами Президента РФ).

Федеральное недвижимое имущество, находящееся за рубежом, является неотъемлемой частью государственной собственности, поэтому управление им является составляющей всего процесса управления государственной собственностью. Учитывая объемность федеральной собственности, от эффективности использования и управления государственным недвижимым имуществом, расположенным за рубежом, в немалой степени зависит состояние экономики России в целом.

Прежде всего необходимо определиться с самим термином «управление». Для этого обратимся к одному из основателей теории государственного управления экономикой — академику А.В. Венедиктову. Он понимал под управлением, возложенным на госорган в отношении предоставленного ему государством имущества, всю совокупность функций и, соответственно, обязанностей и прав, осуществляемых им в отношении этого имущества, и всю совокупность правовых действий, совершаемых госорганом по поводу этого имущества, а не только административно-правовые функции и административно-правовые акты управления.

Читайте так же:  Договор о купли продажи автотранспорта

Организация управления любой государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий государства. В нее включаются: определение государственной политики в области госсобственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией); учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение госсобственностью; учет объектов госсобственности и распределение ее объектов между субъектами; осуществление непосредственного управления.

Конституция РФ исходит из того, что управление федеральной собственностью относится к ведению органов Федерации. Дословно об управлении федеральной собственностью в Основном законе говорится всего дважды. В частности, подп. «д» ст. 71 определяет, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, а ст. 114 устанавливает, что Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.

В ранее действовавшей Конституции от 12.04.1978 (в ред. от 10.12.1992) федеральная государственная собственность и управление ею были отнесены к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Что касается правового акта, регламентировавшего вопросы управления и распоряжения собственностью советского государства, находящейся за рубежом, то здесь следует отметить, например, Постановление Совета Министров СССР от 25.11.1980 «О порядке приобретения, отчуждения и аренды земельных участков, зданий и сооружений, находящихся за границей, и их регистрации и учета». Согласно этому Постановлению приобретение и строительство зданий и сооружений на земельных участках, предоставляемых в пользование на условиях взаимности, могли осуществляться только на основе межгосударственных и межправительственных договоров СССР.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации могли приобретать и отчуждать здания и сооружения, находящиеся за границей, а также осуществлять строительство зданий и сооружений за границей только с разрешения Совета Министров СССР. Кроме того, следует отметить, что курирующие министерства, комитеты и ведомства должны были предварительно согласовывать предложения по указанным вопросам с МИД СССР и Минфином СССР.

С распадом СССР необходимо было решить вопрос о собственности бывшего СССР, в том числе недвижимости, расположенной за рубежом. Соглашением глав государств СНГ от 30.12.1991 «О собственности бывшего Союза ССР за рубежом» (далее — Соглашение о собственности) устанавливалось, что государства — участники Содружества взаимно признают, что каждое из них имеет право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего СССР за рубежом. Для выработки критериев и принципов в отношении распределения всей зарубежной собственности бывшего СССР была создана межгосударственная комиссия.

6 июля 1992 г. в соответствии с Соглашением о собственности (подписанным еще 10 государствами — участниками СНГ: Азербайджанской Республикой, республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Украина) доля Российской Федерации в движимой и недвижимой собственности была признана равной 61,34 % от движимой и недвижимой зарубежной собственности СССР. Это Соглашение не было ратифицировано Верховной Радой Украины, которая 19 февраля 1997 г. отложила ратификацию до выполнения Россией ряда условий, в числе которых предоставление полной информации о составе и балансовой и рыночной стоимости зарубежной собственности СССР, подтвержденной выводами международного аудита; погашение перед юридическими и физическими лицами Украины задолженности Внешэкономбанка СССР; применение Россией в отношении Украины режима свободной торговли в полном объеме. При этом Киев в июне 1992 года на-правил в зарубежные страны дипломатические ноты с заявлениями своих претензий на объекты недвижимости.

Все это значительно затормозило признание прав собственности России на имущество СССР за рубежом. По этой причине права собственности так и не были перерегистрированы в ряде европейских стран — Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Турции, Японии, Индии и др. Многие из этих государств отказываются регистрировать объекты в собственность Российской Федерации, объясняя это необходимостью политического урегулирования взаимоотношений России с республиками бывшего Советского Союза. Такое решение, например, вынес Верховный суд Лондона относительно «предупреждения», направленного посольством Украины по комплексу зданий Торгового представительства РФ в Великобритании (Лондон, Хайгейт Вест Хилл, 32). Решением суда Земельный Регистр внес в титулы собственности обременения на данный объект в виде признания за Украиной прав сособственника и обязательного отчисления в ее пользу 16 % доходов с объекта.

В связи с подписанием Соглашения о собственности Указом Президента РФ от 08.02.1993 № 201 было принято решение о том, что Российская Федерация как государство — продолжатель СССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности. Кроме того, Правительству РФ было поручено решать все вопросы, связанные с реализацией Соглашения о собственности, на двусторонней основе.

Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 17.09.1993 № 5727-1 «О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом» (далее — Постановление) находящееся за пределами Российской Федерации имущество СССР является федеральной собственностью Российской Федерации, если иное не установлено соглашениями Российской Федерации с другими государствами. В соответствии с п. 2 Постановления представителем Российской Федерации по совершению сделок (купля-продажа, дарение, аренда, залог) в отношении этого имущества является Российский фонд федерального имущества, осуществляющий контроль за его эффективным использованием.

Однако ни Положение о Российском фонде федерального имущества (утв. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 03.07.1991 № 153-1), ни аналогичное Положение об указанном специализированном учреждении (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1993 № 2173) не предусматривали соответствующих полномочий. В связи с этим полномочия, указанные в п. 2 Постановления, так и не были закреплены за фондом.

Как было указано выше, система правового регулирования федерального имущества в Российской Федерации строится на основах, закрепленных в Конституции РФ. В соответствии со ст. 8 в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. ГК РФ в ст. 214 устанавливает два уровня государственной собственности: федеральная собственность и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

Вместе с тем статьи 71 и 72 Конституции РФ не устанавливают юридических принципов и механизма разграничения и регулирования федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 214 ГК РФ разграничение госсобственности осуществляется в порядке, установленном законом. В настоящее время такого закона нет; до его принятия действует и будет действовать Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Конституция РФ (статьи 71—73) и Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 14) устанавливают: федеральная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации; разграничение государственной собственности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ управление федеральной собственностью в целом, и за рубежом в частности, возложено на Правительство РФ.

ГК РФ, определяя в статьях 214, 215 госсобственность (федеральная собственность и собственность субъектов Федерации) и муниципальную собственность, устанавливает органы и лица, которые осуществляют права собственника от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Кроме того, в соответствии с ч. 2 указанной статьи Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать своим территориальным органам часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Это относится и к полномочию Правительства РФ по управлению федеральной собственностью в силу п. «г» ст. 114 Конституции РФ.

В п. 11 ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 10.02.1994 № 96 указывалось, что порядок управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, определяется специальными постановлениями Правительства РФ. В 1995 году Правительством РФ в рамках его конституционных полномочий были приняты организационно-правовые меры по управлению федеральной собственностью, находящейся за рубежом. Так, 5 января 1995 г. Постановлением Правительства РФ № 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» (далее — Постановление № 14) были определены полномочия Правительства РФ, Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, федеральных органов исполнительной власти в вопросах управления и распоряжения объектами федеральной собственности, находящейся за рубежом. В частности, было установлено, что Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом является полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства Российской Федерации в отношении имущества бывшей Российской империи, бывшего СССР, в том числе его министерств, ведомств, других организаций и учреждений, а также упраздненных министерств и ведомств Российской Федерации, в отношении федеральной собственности, находящейся за рубежом, за исключением имущества, переданного в оперативное управление федеральным органам исполнительной власти и организациям и учреждениям, а также осуществляет организацию поиска, защиту, надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на указанное имущество и управляет им. Кроме того, Постановлением № 14 на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом был возложен контроль за сохранностью, использованием по назначению, а также за эффективностью использования федеральной зарубежной собственности.

Постановление № 14 было принято в целях обеспечения надлежащего управления федеральной собственностью и более действенного контролирования эффективности ее использования и сохранности. В соответствии с Постановлением № 14 решения о приобретении в федеральную собственность за счет средств федерального бюджета недвижимого имущества за рубежом, а также ценных бумаг, долей, паев и акций в находящихся за рубежом юридических лицах принимаются Правительством РФ на основании совместного представления Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом и федерального органа исполнительной власти, заинтересованного в приобретении этого имущества, согласованного с Минфином России.

В Постановлении № 14 предусмотрен также и особый порядок сдачи в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью и находящегося за рубежом, закрепленного на балансе государственных предприятий и учреждений. Сдача в аренду на срок до одного года осуществляется указанными государственными предприятиями и учреждениями самостоятельно, на срок до 5 лет — по согласованию с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом, на срок свыше 5 лет — по решению Правительства РФ. Продление срока действия договоров о сдаче в аренду указанного имущества на срок до 5 лет производится по согласованию с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом, свыше 5 лет — по решению Правительства РФ.

Установленный в п. 2 Постановления № 14 порядок сдачи в аренду не распространяется на отдельно стоящие здания, сооружения, неиспользуемые земельные участки. Из данных условий можно предположить, что для этого вида федеральной собственности за рубежом должен быть предусмотрен отдельный порядок сдачи в аренду, однако до настоящего времени он так и не разработан. Для исключения возможных спорных ситуаций, которые могут возникнуть при сдаче в аренду указанных объектов, разработка порядка сдачи такого рода объектов федерального недвижимого имущества становится актуальной задачей.

В соответствии с п. 5 ранее действовавшего Положения о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.1995 № 1190, с изм. от 14.10.1996 № 1189) одной из основных задач этого комитета является управление и распоряжение в установленном порядке объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.1995 № 1211 Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом по согласованию с рядом министерств и ведомств было поручено провести инвентаризацию собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.1996 № 1135 «О мерах по улучшению использования недвижимого имущества, закрепленного за Министерством внешних экономических связей Российской Федерации» Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом и Министерству внешних экономических связей РФ поручено передать Управлению делами Президента РФ в оперативное управление служебные здания, сооружения, жилые дома, а также другое недвижимое имущество, находящееся на балансах представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах. Кроме того, этим же Указом было установлено, что Правительство РФ должно поручить Минфину России выделять Управлению делами Президента РФ на указанные цели средства из федерального бюджета, в том числе в иностранной валюте, а также предусматривать указанные затраты при разработке проектов федерального бюджета.

Читайте так же:  Лицензия на виды страхования

Для проведения анализа эффективности использования зданий, сооружений и помещений, закрепленных и используемых федеральными органами и бюджетными организациями, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.12.1997 № 1839-р Мингосимуществу России было поручено провести до 1 апреля 1998 г. инвентаризацию федерального недвижимого имущества. Для исполнения данного поручения была создана соответствующая комиссия.

Правительство РФ своим Постановлением от 03.07.1998 № 696 утвердило Положение об учете федерального имущества и ведении Реестра федерального имущества (далее — Положение об учете). Объектами учета реестра, расположенными как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, в соответствии с Положением об учете являются:

а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

б) участки леса, недра, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности;

в) федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием или государственным учреждением, либо находящееся в федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс;

г) находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

д) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по другим основаниям.

Кроме того, в указанном документе отражено, что ведение государственной базы данных федерального имущества, расположенного за рубежом, производится Мингосимуществом России.

Согласно Положению об учете собственником реестра является Российская Федерация. Право собственности от имени Российской Федерации в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство РФ.

В соответствии с п. 19 Положения об учете информация об объектах учета, содержащаяся в реестре, предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с российским законодательством (физическим лицам — по письменному заявлению при предъявлении документа, удостоверяющего личность).

Распоряжением Мингосимущества России от 30.07.1998 № 800-р Департаменту собственности за рубежом совместно с Департаментом государственного реестра федеральной собственности было поручено в 3-месячный срок разработать и утвердить порядок ведения государственных баз данных имущества Российской Федерации, расположенного за рубежом, и предоставления их для автоматизированного объединения в единый банк данных Реестра федерального имущества. Соответствующий порядок был утвержден Распоряжением Мингосимущества России от 30.10.1998 № 1415-р. Ведение указанной базы данных было возложено на Департамент собственности за рубежом Мингосимущества России.

В целях осуществления мер по упорядочению использования зарубежного имущества Российской Федерации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите имущественных интересов Российской Федерации за рубежом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.1998 № 1154 была образована межведомственная комиссия. Основными ее задачами являются координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и разработка предложений по:

а) повышению эффективности использования собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом;

б) поиску и оформлению прав собственности Российской Федерации на имущество, находящееся за рубежом, включая недвижимое имущество, вклады и акции в зарубежных компаниях, драгоценные металлы и иные ценности;

в) защите имущественных интересов Российской Федерации в судебных и иных инстанциях за рубежом.

Для повышения эффективности использования государственного имущества Российской Федерации, находящегося за границей, Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 № 1025 был утвержден соответствующий план мероприятий. Основными из них являлись:

· подготовка актов инвентаризации госимущества Российской Федерации, находящегося за границей;

· подготовка решения Правительства РФ о перераспределении закрепления между федеральными органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями госимущества Российской Федерации, находящегося за границей;

· подготовка отчетов независимых аудиторских проверок и оценок рыночной стоимости не используемого по назначению госимущества Российской Федерации, находящегося за границей;

· решение Правительства РФ по совершенствованию управления госимуществом Российской Федерации, находящимся за границей, путем оптимизации распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти по управлению и распоряжению этим имуществом.

Соответствующие методические рекомендации по оформлению результатов инвентаризации госимущества Российской Федерации, находящегося за границей, были утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 и Распоряжением Мингосимущества России от 04.11.1998 № 1434-р.

В Постановлении Правительства РФ от 18.06.2000 № 536 в связи с преобразованием Министерства государственного имущества РФ в Министерство имущественных отношений РФ было установлено, что вновь создаваемое министерство осуществляет, помимо прочего, управление и распоряжение государственным имуществом в пределах своей компетенции.

23 октября 2000 г. Указом № 1771 было установлено, что Правительству РФ и Управлению делами Президента РФ необходимо обеспечить передачу в установленном порядке Управлению делами Президента РФ расположенных за рубежом служебных зданий, сооружений, жилых домов, другого недвижимого имущества, находящегося на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации. Из состава передаваемого имущества были исключены лишь объекты, необходимые Министерству иностранных дел РФ для осуществления его функций.

При рассмотрении Указа № 1771 следует обратить внимание на то, что он не решил судьбу недвижимого имущества, расположенного за рубежом и закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и учреждениям, указав лишь органы государства, которым поручается управление недвижимым зарубежным имуществом. Речь в Указе идет только о недвижимом имуществе, находящемся на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации.

Единственным документом, касающимся указанного имущества, закрепленного за госпредприятиями, является Постановление № 14, где говорится, что при приватизации госпредприятий Российской Федерации закрепленное на их балансе имущество, находящееся за рубежом, приобретенное в федеральную собственность за счет средств федерального бюджета, в том числе ценные бумаги, доли, паи и акции в находящихся за рубежом юридических лицах, не подлежит включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий, и продаже на конкурсах и аукционах. Таким образом, данное имущество не подлежит приватизации.

Кроме того, Указом № 1771 Правительству РФ было поручено в 3-месячный срок разработать и утвердить нормативы площадей, необходимых для размещения представительств Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах и других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом. Однако на разработку и утверждение указанных нормативов потребовалось почти 7 месяцев: необходимые нормативы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 № 400.

Поскольку до издания Указа № 1771 инвентаризация федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом, в полной мере так и не была проведена, на ее организацию был дан 3-месячный срок со дня издания Указа.

Важность Указа № 1771 состояла также и в том, что наконец были определены полномочные представители Российской Федерации в отношении расположенного за пределами страны недвижимого имущества бывшей Российской империи и СССР, в том числе недвижимого имущества его органов, организаций и учреждений, а также упраздненных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций Российской Федерации. Ими стали уже названные ранее Управление делами Президента РФ и МИД России. Кроме того, Указ № 1771 за данными органами исполнительной власти закрепил организацию поиска, защиту названного имущества, а также надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на него.

Потребность урегулирования правоотношений, возникающих в процессе использования федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом, вызвала необходимость законодательного закрепления порядка отчуждения этого имущества. В связи с этим согласно Указу № 1771 Правительству РФ было дано соответствующее поручение по утверждению такого порядка. Поскольку определение нормативов площадей, необходимых для размещения представительств Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах и других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом, уже было заложено в Указе № 1771, следующим поручением, которое было дано Управлению делами Президента РФ, стала передача не используемого для размещения представительств федеральных органов исполнительной власти и других органов расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по управлению собственностью за рубежом» для его коммерческого использования.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 № 44 было установлено, что Управление делами Президента РФ осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности, находящимися в его ведении, включая имущество, закрепленное за подведомственными Управлению организациями, а также полномочия по обеспечению обмена, мены и купли-продажи жилых помещений. Кроме того, Управлению были предоставлены полномочия по учету и ведению реестра указанного имущества, а также по выдаче свидетельств о внесении этого имущества в Реестр федерального имущества с последующим предоставлением сведений в Министерство имущественных отношений РФ.

Министерством имущественных отношений РФ совместно с Управлением делами Президента РФ был разработан соответствующий порядок организации учета (утв. Распоряжением Минимущества России и Управления делами Президента РФ от 16.08.2001 № 2426-р/13). В соответствии с данным порядком методическое обеспечение организации учета имущества закреплено за Министерством имущественных отношений РФ, а изготовление и выдача бланков свидетельств о внесении этого имущества в Реестр федерального имущества — за Управлением делами Президента РФ.

Во исполнение Указа № 1771 было издано Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2003 № 192-р, в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти предписывалось передать в ведение Управления делами Президента РФ расположенные за пределами России служебные здания, сооружения, жилые дома и иное недвижимое имущество, находящееся на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации (за исключением объектов, необходимых МИД России для осуществления его функций). Минимуществу России было поручено обеспечить в установленном порядке оформление передаваемого имущества.

Указ Президента РФ от 02.08.1995 № 797 наделил Правительство РФ необходимыми полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности. Аналогичные полномочия были даны Управлению делами Президента РФ Постановлением Правительства РФ от 25.01.1996 № 59.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.2000 № 1444 на Управление делами Президента РФ было возложено управление подведомственными ему организациями (федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями), а также управление и распоряжение объектами федеральной собственности, включая имущество, закрепленное за подведомственными ему организациями.

Как уже отмечалось, в настоящее время функцию по коммерческому использованию федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом, осуществляет ФГУП «Предприятие по управлению собственностью за рубежом», которому Управление делами Президента РФ передало недвижимое имущество на праве хозяйственного ведения.

Отмечая важность осуществления управления зарубежным федеральным недвижимым имуществом, следует сказать, что закон об управлении федеральной недвижимой собственностью до настоящего времени не принят, хотя необходимость в нем назрела уже давно. Это следует из подготовленного совместного Решения Правительства РФ и Банка России «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране»[1], где предусмотрены усиление роли государства в развитии инфраструктуры рынка, повышение эффективности работы федеральных предприятий, усиление контроля за управлением и использованием государственной собственности.

В законе об управлении федеральной недвижимой собственностью должны быть четко определены объекты и субъекты права федеральной государственной собственности, расположенной за рубежом; вопросы приобретения и прекращения права собственности; особенности ответственности госпредприятий, управляющих госсобственностью; оформление объектов госсобственности с учетом стран ее местонахождения; защита госсобственности, ее поиск и учет.