Федеральный закон о пластиковых картах

Автор: | 14.09.2018

Содержание:

Федеральный закон «О ККТ»

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

3 июня, 17 июля 2009 г., 27 июля 2010 г., 27 июня 2011 г., 25 июня 2012 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 5 мая 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 3 июля, 27 ноября 2018 г.

Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года

О реализации настоящего Федерального закона см. письмо МНС РФ от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

22 мая 2003 года

Новым Законом существенно изменяется и дополняется порядок применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов.

Расширена сфера применения контрольно-кассовой техники — ККМ должны применяться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Ограничение сферы применения закона расчетами с населением в новом законе отсутствует. Случаи, когда расчеты могут осуществляться без применения ККМ, перечислены в самом Законе.

Действие нормы, предусматривающей осуществление наличных денежных расчетов с обязательным применением контрольно-кассовых машин, распространено также на кредитные организации. В целях усиления контроля за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовых машин предусматривается привлечение к этой работе Банка России.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

На территории РФ допускаются к применению только те модели контрольно-кассовых машин, которые внесены в Государственный реестр.

Структура Государственного реестра, порядок его ведения, а также федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение реестра, определяются Правительством РФ.

Всем субъектам хозяйственной деятельности, применяющим контрольно-кассовые машины, вменяется в обязанность регистрировать используемые машины в налоговых органах.

Через шесть месяцев после вступления в силу Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 мая 2003 г. N 21 ст. 1957, в Российской газете от 27 мая 2003 г. N 99, в «Парламентской газете» от 27 мая 2003 г. N 95

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2018 г., за исключением абзаца третьего подпункта «в» пункта 5 и подпункта «д» пункта 15 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 1 июля 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Штраф за отказ в приеме пластиковых карт

На кого распространяется нововведение?

Законодатель давно взял курс на снижение наличного денежного оборота. По мнению чиновников, это эффективный способ борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов, а также легализацией доходов, полученных преступным путем.
Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 05.05.2014 регулируются ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей). Это нововведение обусловлено вступлением в силу Федерального закона N 112-ФЗ (Федеральный закон от 05.05.2014 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно п. 1 этой статьи продавец обязан предоставить покупателю право выбора способа оплаты товара:

  • наличными денежными средствами;
  • в безналичном порядке с помощью пластиковых карт.

В п. 3 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей указаны моменты, на которые обязательство потребителя перед продавцом по оплате товаров считается исполненным:

  • при оплате наличными денежными средствами — с момента внесения денег продавцу либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц;
  • при оплате товаров путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета — с момента внесения потребителем наличных денежных средств банку либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе;
  • при оплате товаров путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов — с момента подтверждения его исполнения обслуживающим потребителя банком.
Читайте так же:  Бланк заявления об отказе от дополнительного страхования при осаго

В п. 4 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей также отмечено, что при оплате товаров продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты (наличными или в безналичном порядке).

Как оборудовать торговую точку?

Что грозит нарушителям?

Вышеупомянутый Федеральный закон N 112-ФЗ внес в ст. 14.8 КоАП РФ новую норму (ч. 4) следующего содержания: неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 15 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Норма ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ начнет действовать с 1 января 2015 г.
Кроме того, в п. 5 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей закреплено, что продавец несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований п. 1 этой статьи.

Новый закон о банковских картах в 2018 году – миф или реальность?

Слух о том, что закон о банковских картах с 1 июля 2018 года заставит каждого гражданина платить налог с «незарплатных» поступлений свыше 4 000 рублей и отчитываться обо всех пополнениях счета перед налоговой, взволновал и привел в замешательство большинство россиян. Мало кто потрудился выяснить, в связи с какими изменениями в НК возникла паника.

Расскажем, в чем истинный смысл новшеств в финансовом законодательстве, будет ли взиматься налог на перевод денег с карты на карту, что из себя представляет закон о блокировки банковских карт, который действительно был принят Госдумой и вступит в силу в 2018 году.

Мифы и реальность налогового контроля переводов по картам

Прежде всего, обращаем внимание читателей, что никакой закон о картах с 1 июля 2018 года в действие не вступает по причине его отсутствия.

В адрес портала правовой информации takovzakon.ru поступали многочисленные обращения по этому вопросу. Вот типичные примеры:

«Пролейте свет на ситуацию: правда ли, что закон о банковских переводах на карту 2018 года обяжет с каждого поступления независимо от суммы уплачивать 13% налога? А если этого не сделать, оштрафуют еще на 20%?», — интересовалась Марина из Саратова.

«Как будет действовать закон с 1 июля о банковских картах? Какой документ надо предоставить в налоговую, если я с каждой зарплаты перевожу жене половину на хозяйство? Или это тоже объект налогообложения?», — спрашивал Игорь из Бийска.

Огромное количество связанных со слухами вопросов заставило Федеральную налоговую службу 20 июня 2018 года дать официальное разъяснение по этому поводу. Информация доступна на сайте самой ФНС, в справочно-правовой системе «Гарант».

Закон с 1 июля 2018 года — Налоговая разъяснила, когда возможна проверка

Смысл ответа инстанции сводится к следующему.

  1. Налоговая вправе запросить в кредитной организации данные о поступлениях на счет физического лица не просто так, а только в рамках проводимой проверки. Основаниями станут ст. 88, ст. 93.1 НК РФ.
  2. Сама обязанность банков сообщать в ФНС эти сведения — не новость, она существует еще с 2014 года. В 2016 году она была конкретизирована в пп. 1.1. ст. 86 НК и обязала передавать информацию об открытии и закрытии счетов частных лиц.

По всей видимости, слухи о тотальном контроле карточных переводов родились в связи с изменениями, произошедшими 01.06.2018. Была уточнена ст. 86: теперь банки по поступившим запросам передают в НИ информацию о наличии счетов, депозитов, о списаниях или отсутствии движений денег по счетам, открытым в драгметаллах.

Реальная ситуация с банковскими переводами с 1 июля 2018 года

Действительно, налоговая вправе запрашивать данные о состоянии счетов, вкладов и электронных кошельков граждан. На то она и налоговая! Но получить эту информацию фискальный орган может не в любой момент. Для этого необходимо соблюдение двух условий:

  1. Данные потребовались в рамках проведении проверки гражданина. Чаще всего такие проверки инициируются при выявленном несовпадении расходов лица с его зарплатными, задекларированными доходами. Типичная ситуация: человек обращается за вычетом после приобретения недвижимости. ФНС выясняет, откуда средства на дорогостоящую покупку, если официальный заработок или иной доход отсутствует. И для этого служба может истребовать у банков сведения.
  2. Для оформления запроса в банк обычного требования инспектора недостаточно. Разрешить провести такую процедуру должен либо руководитель налоговой по субъекту, либо руководство ФНС федерального уровня.

В конце разъяснения ФНС указала: «Информация о начислении налогов и штрафов за все невыясненные поступления на карты граждан не соответствует действительности».

Вывод таков: новый закон о «налоге с банковских карт» с 1 июля 2018 года — очередная утка, массово распространенная соцсетями и ненадежными интернет-ресурсами.

Блокировка счета из-за подозрений в хищении: чего ожидать?

Из-за шумихи, которую породила пенсионная реформа, чемпионат по футболу и вымышленный закон о банковских картах 2018 года, незамеченной осталась другая новость. 20 июня 2018 года Совет Федерации одобрил закон о блокировке карт при выявлении признаков возможного хищения. Госдумой этот проект был принят еще 5 июня.

Законопроект под номером 296412-7 вносит соответствующие корректировки:

  • в 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • в ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • в 86-ФЗ «О ЦБ РФ».

Он вступит в силу спустя 3 месяца после подписания Президентом. Карточка законопроекта доступна в электронной системе обеспечения законодательной деятельности. Пакет документов и сам текст законопроекта можно скачать здесь.

Таким путем законодатели решили бороться с мошенничеством, получившим распространение при совершении банковских операций в онлайн режиме. Закон призван обеспечить защиту средств граждан от незаконных снятий и оплат.

Ограничения и полномочия банков

Банк получает право заблокировать перевод, если обнаружит признаки, что перечисление выполняется без согласия владельца счета. Сроки блокирования предлагается ограничить 2 рабочими днями.

Клиенту банка тут же высылается уведомление о потенциально незаконном списании с его счета. Он должен либо подтвердить, либо запретить перечисление. Если поступает запрет, банк отвечает за возврат денег.

Перечень признаков хищения должен будет составить Банк России. На основании его указаний другие банки смогут дополнить или детализировать этот список.

В отношении переводов между организациями банки получат полномочие задерживать зачисление средств на счет получателя после их списания со счета отправителя на срок до 5 рабочих дней. Но для этого от плательщика должно поступить сообщение о списании денег без разрешения.

В связи с этим возникает вопрос: не станут ли постоянными задержки переводов денежных средств из-за закона о блокировки банковских карт. Говорить об этом до обнародования признаков хищений, утвержденных ЦБ, преждевременно.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Инфотека по защите прав потребителей

Финансовые услуги

Размещен: 16.07.2015 г.

КРЕДИТНЫЕ БАНКОВСКИЕ КАРТЫ

Кредитная карта — электронное средство платежа, которое используется для совершения держателем карты операций за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией клиенту в пределах расходного лимита.

Читайте так же:  Доверенность на управление автомобилем заполнение

Как следует из ст.3 ФЗ от 21.12.2013 г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее ФЗ о потребительском кредите) денежные средства могут предоставляться кредитором заемщику с использованием электронных средств платежа (кредитной карты). В основу отношений между банком и держателем кредитной карты положен договор потребительского кредита с лимитом кредитования. В этой связи кредитная карта аналогична потребительскому кредиту.

В момент выдачи кредитной карты для клиента банка открывается банковский счет на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием кредитных карт, заключаемого в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Для внесения платежей, предусмотренных графиком платежей по договору потребительского кредита, используются, в том числе банковские платежные терминалы и банкоматы с функцией приема наличных денежных средств.

Наиболее часто встречаются кредитные карты с льготным периодом кредитования (grace period), то есть периодом, в течение которого банк не будет начислять проценты за пользование кредитом. Обычно льготный период составляет 30-50 дней.

Следует обратить внимание на то, что льготный период может начинаться не с момента совершения траты по карте, а с момента получения потребителем кредитной карты. Кроме того, льготный период, как правило, действует только при безналичных расчетах. При обналичивании денежных средств с кредитной карты через банкомат льготный период не применяется, и проценты за пользование кредитом начинают начисляться с момента списания денежных средств со счета.

Кредитные карты следует отличать от дебетовых карт с разрешенным овердрафтом, которые в российской практике зачастую также называются «кредитными».

Овердрафт — кредит, предоставленный банком клиенту при недостаточности или отсутствии на банковском счете (карте) денежных средств клиента (ч.1 ст.850 Гражданского кодекса РФ). Кредит по овердрафту оговаривается при открытии счета (карты) и не может превышать фиксированную сумму.

Иными словами, дебетовая карта с разрешенным овердрафтом позволяет осуществлять платежи как за счет средств держателя карты, размещенных на банковском счете, так и за счет кредита, предоставляемого банком в случае недостатка средств на счете. При этом кредит держателю карты предоставляется только в случае осуществления платежей с ее использованием и недостатка средств на счете клиента для их оплаты.

До вступления в силу ФЗ о потребительском кредите кредитные организации нередко включали в договоры различных видов с физическими лицами условие, в котором прямо оговаривалось согласие последних на направление банком кредитных карт либо на предложение банком в будущем иных продуктов.

Действующий сегодня ФЗ о потребительском кредите не содержит прямого запрета на рассылку кредитных карт.

Однако новые требования вышеуказанного Закона фактически делают невозможным заключение договора потребительского кредита посредством рассылки заемщику кредитных карт и вообще рассылку кредитных карт без предварительного согласия заемщика:

1) ст.7 ФЗ о потребительском кредите устанавливает новый порядок заключения договора потребительского кредита (займа) с использованием кредитной карты, предусматривающий, в том числе оформление заявления заемщика о предоставлении кредита, предоставление заемщику индивидуальных условий договора, а также срок выражения им своего согласия с индивидуальными условиями.

2) ст. 8 ФЗ о потребительском кредите содержит указание о том, что при выдаче потребительского кредита с использованием электронного средства платежа (кредитной карты) оно должно быть передано заемщику кредитором по месту нахождения банка (его структурного подразделения), а при наличии отдельного согласия в письменной форме заемщика — по адресу, указанному заемщиком при заключении договора потребительского кредита, способом, позволяющим однозначно установить, что электронное средство платежа было получено заемщиком лично либо его представителем, имеющим на это право. Передача и использование электронного средства платежа заемщиком допускаются только после проведения кредитором идентификации клиента в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в ФЗ о потребительском кредите законодатель преследовал, в том числе, цель ограничить всякое распространение банковских карт без запроса (согласия) со стороны клиентов, а также ограничить место и способ передачи заемщикам кредитных карт.

Если потребитель без предварительного его согласия все – таки получил кредитную карту по почте (курьером), то не стоит торопиться активировать кредитную карту во избежание всяческих рисков (возникновения обязательств) и с целью отказаться от нее следует обратиться в отделение банка с паспортом, кредитной картой и заявлением об отказе от полученной карты. После отказа от карты банк оформляет подтверждение о закрытии ссудного счета, ранее оформленного на имя потребителя.

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов претензий, исковых заявлений, жалоб в Роспотребнадзор потребитель может обратиться в отдел консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».

Консультирование проводится по телефону, на личном приеме, по электронной почте.

Банки будут блокировать подозрительные переводы с пластиковых карт

С 26 сентября 2018 года банки получат право на 2 дня приостанавливать денежные переводы с банковской карты при выявлении признаков мошеннических действий.

Соответствующие поправки в закон о национальной платежной системе (от 27.06.2011 N 161-ФЗ) внес Федеральный закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ.

Новая редакция закона устанавливает, что если банк увидит признаки того, что перевод денег с карты осуществляется без согласия ее владельца, то он обязан приостановить списание средств на срок до 2 дней. При этом заблокирована будет только сомнительная операция, а не карта клиента в целом.

В этот период банк обязан уведомить клиента о приостановлении операции и запросить подтверждение на ее возобновление.

При получении подтверждения банк тут же осуществит перевод денежных средств. Если какая-либо информация от клиента так и не будет получена, списание средств все-таки будет осуществлено, но только по истечению 2 дней со времени приостановки.

Признаки осуществления перевода денег без согласия клиента установит ЦБ РФ.

Продавцов будут штрафовать за отказ принимать пластиковые карты

Продолжаем рассматривать майские нововведения. Как все помнят, изменений было принято много в сфере регистрации фирм, а также небольшие изменения были в ГПК РФ. Однако и это не все. Изменен закон о защите прав потребителей, вводящий новые обязанности для продавцов товаров и услуг.

Закон «О защите прав потребителей» дополнен статьей 16.1, часть 1 которой предусматривает право покупателя выбирать тип оплаты при покупке товара или оказании услуг – наличными деньгами или пластиковой карточкой (Федеральный закон от 05.05.2014 № 112-ФЗ). При этом за отказ принять пластик компания-продавец будет оштрафована. Вместе с тем это требование распространяется не на всех, а только на торговые организации, чьи выручка или стоимость чистых активов за предыдущий год превысила 60 млн рублей (абз. 2 ст. 16.1).

Пластиковая карта кстати в данном случае относится только к национальной платежной системе.

Таким образом, статья 14.8 КоАП РФ дополнена пунктом 4, предусматривающим штраф за нарушение права потребителя выбирать между пластиком и наличкой. Правда, законодатель предусмотрел некоторую отсрочку для бизнесменов – указанная часть статьи вступит в силу только с 1 января 2015 года. Время дается на то, чтобы компании успели обзавестись необходимым оборудованием и обучить персонал им пользоваться.

Итак, с 1 января 2015 года штрафы будут следующие:

  • Для должностных лиц – от 15 до 30 тысяч рублей.
  • Для организаций – от 30 до 50 тысяч рублей.

Как видим, штрафы для тех, у кого выручка от 60 млн рублей в год – по меньшей мере несерьезные. К тому же, сейчас редко встретишь большой магазин без возможности расплатиться картой. Другое дело, если бы мелкие торговые точки обязали оснастить аппаратами, которые принимают оплату пластиковыми картами. Вот тогда, действительно, было бы удобно.

Читайте так же:  Зеленый цвет глаз наследование

Налог на перевод: кампания по легализации самозанятых породила волну слухов о списаниях налогов с банковских карт

В правительстве активно обсуждают способы вывода из тени самозанятых граждан, которые зачастую принимают плату за свои услуги или товары на банковские карты и не платят налоги. Кроме того, с 1 июня вступили в силу некоторые поправки в налоговое законодательство. Не вся эта информация была истолкована гражданами верно, и в сети стали распространяться слухи об автоматическом начислении налогов за переводы денежных средств с карты на карту. VL.ru разбирался, кто может контролировать ваши счета и переводы, за что блокируют карты и должны ли самозанятые платить налоги.

Налоговая следит за переводами?

Полномочия налоговой с 1 июня действительно расширились, но изменения в статье 86 Налогового кодекса касаются металлических счетов. Новая поправка обязывает банки по запросу налоговых органов предоставлять справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), остатках и движении денежных средств еще и по счетам в драгоценных металлах.

Что касается взимания налогов с операций по частным картам и банковским счетам, то налоговая служба обладала подобными полномочиями и до этого. Положение, в соответствии с которым банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии/закрытии счетов физлиц, действует еще с 2016 года. Но запросить такую информацию налоговая может только при проведении проверки. Например, если человек захотел получить налоговый вычет за покупку квартиры (подробнее о налоговых вычетах читайте здесь), не имея при этом официального дохода, либо если ФНС обнаружит, что со счетов юрлица были сделаны переводы на имя частного лица, а НДФЛ уплачен не был.

Повод может найтись при проверке частного лица, занимающего интернет-торговлей. Аналитические подразделения ФНС могут посерьезнее взглянуть на тех, кто на регулярной основе занимается продажами или организует закупки через специализированные интернет-площадки и принимает плату за товар на собственные пластиковые карты. Чтобы узнать информацию о периодичности и объеме операций, налоговая инспекция при согласии руководителя УФНС по субъекту РФ или руководства ФНС России может обратиться в банк. И такая возможность, напомним, появилась уже давно.

Кстати, постоянные клиенты подобных интернет-площадок уже заметили, что многие продавцы начали принимать платежи на счет ООО или ИП, а значит, платят налог. Упорядочивание всех «торговых коллег» в виртуальной сфере – дело времени. Хотя занятие это не простое, каждый перевод может быть оговорен как дарение или возврат долга (п. 18.1 ст. 217 НК РФ). Но последить при появлении оказии есть за чем: только за 1-й квартал 2018 года приморцы сделали почти 15 млн переводов с карты на карту на общую сумму 89,5 млрд рублей, чуть меньше, чем сняли с пластиковых карт наличных средств (по данным ЦБ РФ).

Кстати, ФНС уже официально опровергла слухи об автоматическом начислении налогов за подозрительные переводы с карты на карту.

За что могут заблокировать карту?

Карту действительно могут заблокировать, но делает это не налоговая. Коммерческие банки ведут контроль за движением средств на счетах клиентов (в том числе и обычных физических лиц без статуса предпринимателя) уже давно, и их опасаются больше, чем налоговой.

«Мою кредитную карту Сбербанк заблокировал из-за того, что мой сын, являясь учредителем собственного ООО, перевел мне как физическому лицу на дебетовую карту плату за ведение бухгалтерского учета его компании. Оказывается, банк посчитал цепочку переводов со счета организации на собственную дебетовую карту руководителя как подотчет, а затем мне, подозрительной. В итоге дебетовая карта сына оказалась заблокирована, как и моя кредитная. Кроме того, теперь мне отказывают в рефинансировании потребительского кредита. Все документальные доказательства того, что налог на доходы был уплачен и сама процедура была легальна, на банк не действуют», – рассказала корреспонденту VL.ru одна из собеседниц.

Случается, что банки в Приморье блокируют пластиковые карты частных лиц из-за часто повторяющихся переводов на одну сумму с карты на карту. Другой собеседник VL.ru, поделившись собственным опытом, рассказал, как долгое время не мог найти затерявшуюся среди вещей банковскую карту, а поскольку не хотел ее блокировать, в течение нескольких дней подряд по договоренности переводил коллеге по 5 тысяч рублей, а тот отдавал ему наличные. Через три дня из Сбербанка перезвонили и сообщили о блокировании карты до получения объяснений. История разрешилась положительно, но это реальные примеры того, что банки достаточно активно используют федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (от 07.08.2001 № 115-ФЗ) и фактически больше ничем не оправдывают свои действия.

Правительство РФ готово и дальше наделять ФНС и Росфинмониторинг новыми функциями, но только в отношении иностранных граждан, а также карт иностранных банков, клиентами которых являются граждане России. В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект № 490061-7 с поправками в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» о расширении полномочий Росфинмониторинга.

Самозанятые должны платить налоги?

Появление слухов о списании налогов и блокировке карт может быть связано с попыткой государства легализовать самозанятых граждан. По определению Минюста, самозанятые – это физлица, получающие доход, при этом не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и не имеющие наемных работников. Сейчас определены три категории самозанятых – няни (и сиделки), репетиторы и домработницы. Для них действует уведомительный порядок постановки на учет в налоговых органах. В 2019 году правительство планирует ввести налог на профессиональный доход для таких граждан – 3% при оказании услуг физическим лицам и 6% – юридическим. Такой налоговый режим будет действовать для самозанятых граждан с годовым доходом до 10 млн рублей.

К слову, государственные органы еще не определились, к какой категории отнести торговцев через интернет – пока после выявления их штрафуют и записывают в ИП.

Кампания по выводу из тени самозанятых граждан действует уже два года (п. 70 ст. 217 НК РФ ). По предположительным оценкам, в России их – несколько миллионов человек. Тогда как официально заявили о себе 1549 граждан, и среди них 19 приморцев (фактически все они занимаются репетиторством и лишь один – уборкой помещений, по данным ФНС на 1 июня 2018 года). Уход за нуждающимися людьми в качестве сиделки, гувернантки, а также няни, который также значится в видах деятельности для самозанятых, оказался в Приморье не востребованным.

Такие самозанятые должны приобретать патент за 20 тысяч рублей в год. Кстати, это более выгодно, чем регистрироваться в качестве ИП и вносить отчисления за пенсионные взносы, в ФСС и т. д. – подобные сборы превышают стоимость самого патента для предпринимателя.

Сейчас в России разрабатывается проект мобильного приложения с биометрической идентификацией для самозанятых, с помощью которого они смогут получать плату за свои товары и услуги и сразу уплачивать налог. В приложение также будет встроена онлайн-касса. Хотя для самозанятых обязанности предоставлять чеки не будет, государство собирается всячески стимулировать клиентов за спрос чека с исполнителя услуг или поставщика товара и предложит накапливать баллы и бонусы за каждый выбитый чек.

Руководитель ФНС Михаил Мишустин 26 июня сообщил, что технологию планируется начать тестировать с 2019 года в четырех регионах: Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан.