Содержание:
Состав рабочей документации
Подборка наиболее важных документов по запросу Состав рабочей документации (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты: Состав рабочей документации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Состав рабочей документации
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Формы документов: Состав рабочей документации
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
ГОСТ Р 21.1101-2013 Основные требования к проектной и рабочей документации
ГОСТ Р 21.1101-2013 Основные требования к проектной и рабочей документации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Осно вные положения»
Сведения о стандарте ГОСТ Р 21.1101-2013
- РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (ОАО «ЦНС»)
- ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 465 «Строительство»
- УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2013 г. №156-СТ с01.01.2014 г.
- В настоящем стандарте реализованы нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г № 190-ФЗ [1 ]
- ВЗАМЕН ГОСТ Р 21 .1101-2009
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт ГОСТ Р 21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации» устанавливает основные требования к проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения.
Примечание. В настоящем ГОСТ Р 21.1101-2013 понятие «строительство» включает в себя новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Общие правила выполнения и комплектования графической и текстовой документации, установленные в 4.1 и в разделах 5 и 8, и правила внесения изменений, установленные в разделе 7, распространяются также на отчетную техническую документацию по результатам инженерных изысканий для строительства.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В ГОСТ Р 21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации» использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
2.1 ГОСТ Р 6.30—2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов
2.2 ГОСТ Р 21.1001—2009 Система проектной документации для строительства. Общие положения
2.3 ГОСТ Р 21.1002—2008 Система проектной документации для строительства. Нормоконтроль проектной и рабочей документации
2.4 ГОСТ Р 21.1003—2009 Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации
2.5 ГОСТ Р 21.1703—2000 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации про водных средств связи
2.6 ГОСТ 2.004—88 Единая система конструкторской документации. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ
2.7 ГОСТ 2.051—2006 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения
2.8 ГОСТ 2.052—2006 Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения
2.9 ГОСТ 2.101—68 Единая система конструкторской документации. Виды изделий ГОСТ 2.102—68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
2.10 ГОСТ 2.105—95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам
2.11 ГОСТ 2.106—96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы
2.12 ГОСТ 2.109—73 Единая система конструкторской документации. Основные требования к чертежам
2.13 ГОСТ 2.113—75 Единая система конструкторской документации. Групповые и базовые конструкторские документы
2.14 ГОСТ 2.114—95 Единая система конструкторской документации. Технические условия
2.15 ГОСТ 2.301—68 Единая система конструкторской документации. Форматы
2.16 ГОСТ 2.302—68 Единая система конструкторской документации. Масштабы
2.17 ГОСТ 2.303—68 Единая система конструкторской документации. Линии
2.18 ГОСТ 2.304—81 Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные
2.19 ГОСТ 2.305—2008 Единая система конструкторской документации. Изображения — виды, разрезы, сечения
2.20 ГОСТ 2.306—68 Единая система конструкторской документации. Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах
2.21 ГОСТ 2.307—2011 Единая система конструкторской документации. Нанесение размеров и предельных отклонений
2.22 ГОСТ 2.308—2011 Единая система конструкторской документации. Указания допусков формы и расположения поверхностей
2.23 ГОСТ 2.309—73 Единая система конструкторской документации. Обозначения шероховатости поверхностей
2.24 ГОСТ 2.310—68 Единая система конструкторской документации. Нанесение на чертежах обозначений покрытий, термической и других видов обработки
2.25 ГОСТ 2.311 —68 Единая система конструкторской документации. Изображение резьбы
2.26 ГОСТ 2.312—72 Единая система конструкторской документации. Условные изображения и обозначения швов сварных соединений
2.27 ГОСТ 2.313—82 Единая система конструкторской документации. Условные изображения и обозначения неразъемных соединений
2.28 ГОСТ 2.314—68 Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий
2.29 ГОСТ 2.315—68 Единая система конструкторской документации. Изображения упрощенные и условные крепежных деталей
2.30 ГОСТ 2.316—2008 Единая система конструкторской документации. Правила нанесения надписей, технических требований и таблиц на графических документах. Общие положения
2.31 ГОСТ 2.317—2011 Единая сисгема конструкторской документации. Аксонометрические проекции
2.32 ГОСТ 2.501—88 Единая система конструкторской документации. Правила учета и хранения
2.33 ГОСТ 2.511—2011 Единая система конструкторской документации. Правила передачи электронных конструкторских документов. Общие положения
2.34 ГОСТ 2 512—2011 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения пакета данных для передачи электронных конструкторских документов. Общие положения
2.35 ГОСТ 21.11 0—95 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов
2.36 ГОСТ 21.11 3—88 Система проектной документации для строительства. Обозначения характеристик точности
2.37 ГОСТ 21.11 4—95 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения эскизных чертежей общих видов нетиповых изделий
2.38 ГОСТ 21.302—96 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения в документации по инженер но-геологическим изысканиям
2.39 ГОСТ 21.408—93 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автоматизации технологических процессов
2.40 ГОСТ 21.501—2011 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений
2.41 ГОСТ 21.709—2011 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации линейных сооружений гидромелиоративных систем
3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
3.1 Термины и определения
В ГОСТ Р 21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации» применены термины по [1], ГОСТ Р 21.1001, ГОСТ Р 21.1002, ГОСТ Р 21.1 003, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 основная надпись — совокупность сведений о проектном документе, содержащихся в графах таблицы установленной формы, помещаемой на листах проектной и рабочей документации.
3.1.2 основной комплект рабочих чертежей — графический документ, содержащий необходимую и достаточную информацию в виде чертежей и схем, предназначенный для производства строительных и монтажных работ определенного вида (марки).
3.1.3 полный комплект рабочей документации — совокупность основных комплектов рабочих чертежей, необходимых для строительства здания или сооружения, дополненных прилагаемыми и ссылочными документами.
3.1.4 марка — буквенный или буквенно-цифровой индекс, входящий в обозначение рабочей документации и определяющий ее отношение к определенному виду строительно-монтажных работ, или обозначающий основные отличительные особенности строительных конструкций и их элементов.
3.1.5 спецификация оборудования, изделий и материалов — текстовый проектный документ, определяющий состав оборудования, изделий и материалов, предназначенный для комплектования, подготовки и осуществления строительства.
3.1.6 эскизный чертеж общего вида нетипового изделия — документ, определяющий исходную конструкцию нетипового изделия, содержащий упрощенное изображение, основные параметры и технические требования к изделию в объеме исходных данных (задания), необходимых для разработки конструкторской документации.
3.1.7 нетиповое изделие — изделие (конструкция, устройство, монтажный блок) технологических систем, внутренних и наружных систем и сетей инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, впервые разработанное и изготовленное, как правило, на месте монтажа (в заготовительной мастерской монтажной организации).
3.1.8 строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, о граждающие и (или) эстетические функции.
3.1.9 строительное изделие — зделие, предназначенное для применения в качестве элемента зданий, сооружений и строительных конструкций.
3.1.10 элемент строительной конструкции — составная часть сборной или монолитной конструкции.
3.1.11 строительный материал — материал, в том числе штучньй, предназначенный для изготовления строительных изделий и возведения строительных конструкций зданий и сооружений.
3.1.12 оборудование — технологическое оборудование (машины, аппараты, механизмы, грузоподъемные и другие технические средства, обеспечивающие соответствующий технологический процесс), а также инженерное оборудование зданий и сооружений, обеспечивающее безопасные и благоприятные условия для жизнедеятельности людей.
3.1.13 координационная ось — одна из координационных линий, определяющих членение здания или сооружения на модульные шаги и высоты этажей.
3.1.14 план — вид сверху или горизонтальный разрез здания или сооружения.
3.1.15 фасад — ортогональная проекция наружной стены здания или сооружения на вертикальную плоскость.
Примечание. Различают фасады главный, боковой, дворовый и др. 3.1.16
3.1.16 реквизит документа — элемент оформления документа, содержащий о нем сведения.
Примечание. Как правило, реквизит состоит из атрибутов (составной реквизит).
3.1.15 атрибут документа — идентифицированная (именованная) характеристика части реквизита.
3.1.18 оформление документа — проставление необходимых реквизитов и атрибутов, установленных правилами документирования.
3.1.19 подпись — реквизит документа, представляющий собой собственноручную подпись полномочного должностного лица.
Примечание. Для электронных документов используется аналог собственноручной подписи — электронная цифровая подпись.
3.1.20 обозначение — реквизит документа, представляющий собой его идентификационный (различительный) индекс.
Примечание. Каждому документу присваивают обозначение, которое записывают в установленных местах (в основных надписях, на титульных листах и т.п.).
В ГОСТ Р 21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации» использованы следующие сокращения:
ДЭ — документ электронный;
ЕСКД — Единая система конструкторской документации; САПР —система (системы) автоматизированного проектирования;
СПДС — Система проектной документации для строительства;
СЭД — система (системы) электронного документооборота.
4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И КОМПЛЕКТОВАНИЮ ПРОЕКТНОЙ И РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
4.1 Проектная документация
4.1.1 Состав проектной документации объектов капитального строительства и требования к ее содержанию установлены законодательством [1 ], утвержденным Правительством Российской Федерации Положением [2] и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Проектную документацию комплектуют, как правило, по отдельным разделам и подразделам, установленным Положением [2]. Наименования и шифры разделов проектной документации приведены в таблицах А.1 и А.2 (приложение А). В бумажной форме проектную документацию комплектуют в тома в соответствии с 4.1.4, 4.1.5 и разделом 8.
При большом объеме (в бумажной форме) раздела или подраздела, а также, при необходимости, в других случаях (например, при привлечении субподрядчиков) допускается разделять его на части, а части, в случае необходимости, на книги. Каждую часть и книгу комплектуют отдельно. Всем частям и книгам дают наименования, отражающие содержание частей или книг. Подразделам, частям и книгам присваивают порядковые номера арабскими цифрами в пределах, соответственно, раздела, подраздела или части.
4.1.2 Каждому разделу, подразделу, части и, при необходимости, книге, скомплектованным в том, а также каждому текстовому и графическому документу, включенному в том, присваивают самостоятельное обозначение, которое указывают на обложке, титульном листе и/или в основной надписи, а также в колонтитулах текстовых документов, выполняемых без основных надписей.
4.1.3 В состав обозначения раздела включают базовое обозначение, устанавливаемое по действующей в проектной организации системе, и через дефис*— шифр раздела проектной документации. В базовое обозначение включают, например, номер договора (контракта) и/или код объекта строительства (цифровой, буквенный или буквенно-цифровой). В базовое обозначение допускается включать другие коды, используемые в САПР и СЭД.
Если раздел делят на части, то обозначение части составляют из обозначения раздела, к которому добавляют номер части.
Основные требования к проектной и рабочей документации (по ГОСТ 21.101-97)
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к проектной и рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений различного назначения.
Общие правила выполнения графической и текстовой документации, распространяются также на отчетную техническую документацию по инженерным изысканиям для строительства.
Общие требования к составу документации
В состав рабочей документации на строительство здания или сооружения в общем случае включают:
- рабочие чертежи, предназначенные для производства строительных и монтажных работ;
- рабочую документацию на строительные изделия по ГОСТ 21.501;
- эскизные чертежи* общих видов нетиповых изделий по ГОСТ 21.114; ( * Выполняют при необходимости.)
- спецификации оборудования, изделий и материалов по ГОСТ 21.110;
- другую прилагаемую документацию, предусмотренную соответствующими стандартами Системы проектной документации для строительства (СПДС);
- сметную документацию по установленным формам.
Общие требования к комплектованию документации
Проектную документацию, предназначенную для утверждения (стадия-проект, утверждаемая часть рабочего проекта), комплектуют в тома, как правило, по отдельным разделам, предусмотренным строительными нормами и правилами. Каждый том нумеруют арабскими цифрами.
Пример — Том 1 — Общая пояснительная записка; Том 2 — Генеральный план и транспорт
При необходимости тома делят на части. В этом случае тома нумеруют по типу: Том 1.1, Том 1.2.
Текстовые и графические материалы, включаемые в том, комплектуют, как правило, в следующем порядке:
- обложка;
- титульный лист;
- содержание;
- состав проекта;
- пояснительная записка;
- основные чертежи, предусмотренные строительными нормами и правилами.
Обложку не нумеруют и не включают в общее количество страниц.
Титульные листы проектных документов оформляют подписями:
- руководителя или главного инженера организации;
- главного инженера (архитектора) проекта.
Титульные листы рабочих документов оформляют подписью ответственного лица — главного инженера (архитектора) проекта.
Титульный лист отчетной изыскательской документации оформляют с учетом дополнительных требований соответствующих строительных норм и правил.
Каждому текстовому и графическому документу, включенному в том, присваивают обозначение, которое указывают на титульном листе и в основных надписях.
В состав обозначения включают базовое обозначение, устанавливаемое по действующей в организации системе, и через дефис — марку и/или шифр раздела проекта.
- 2345-ПЗ Раздел «Общая пояснительная записка»
- 2345-ГТ Раздел «Генеральный план и транспорт»
- 2345-12-АС Раздел «Архитектурно-строительные решения»,
- 2345 — номер договора (контракта) или шифр объекта строительства;
- 12 — номер здания или сооружения по генеральному плану;
- 2345-12 — базовое обозначение;
- ПЗ — шифр раздела проекта;
- ГТ и АС — марки разделов проекта.
Текстовые документы выполняют по ГОСТ 2.105 с учетом требований настоящего стандарта.
Рабочие чертежи
Рабочие чертежи, предназначенные для производства строительных и монтажных работ, объединяют в комплекты (далее—основные комплекты).
Основной комплект рабочих чертежей любой марки может быть разделен на несколько основных комплектов той же марки (с добавлением к ней порядкового номера) в соответствии с процессом организации строительных и монтажных работ.
Пример — АС1; АС2; КЖ1; КЖ2
Каждому основному комплекту рабочих чертежей присваивают обозначение, в состав которого включают базовое обозначение, устанавливаемое по действующей в организации системе, и через дефис — марку основного комплекта.
Пример — 2345-12-АР,
где 2345 — номер договора (контракта) или шифр объекта строительства; 12 — номер здания или сооружения по генеральному плану, 2345-12 — базовое обозначение; АР — марка основного комплекта рабочих чертежей.
Правила привязки рабочей документации
Рабочая документация — типовые проекты, типовые проектные решения (предназначенные для привязки) и рабочая документация повторного применения подлежат привязке к конкретной площадке строительства.
На каждом листе привязываемой документации ставят штамп привязки.
Обложки и титульные листы основных комплектов рабочих чертежей типовых проектов (типовых проектных решений), изданных в виде альбомов и выпусков, не привязывают и заказчику не направляют.
Изменения при привязке рекомендуется вносить в один экземпляр документа, являющийся в дальнейшем подлинником, с которого изготовляют копии. Аннулированные листы исключают из привязанной документации без изменения общей нумерации листов.
Обязателен ли к применению ГОСТ Р 21.1101-2013?
В связи с участившимися случаями различного толкования государственной и негосударственной экспертизами применения стандартов Системы проектной документации в строительстве (СПДС) на обязательной или добровольной основе прошу разъяснить на каком основании применение ГОСТ Р 21.1101-2013 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации» является обязательным?
Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Правомерны ли замечания в отрицательных заключениях экспертизы со ссылкой на обязательность выполнения всех положений стандартов СПДС?
Клиент NormaCS, 26 апреля 2016
Alex, задавали этот вопрос Минстрою и был получен такой ответ.
Администратор, 25 мая 2016
Потвердите моё понимание данного вопроса: Минстрой России написал, что применение ГОСТа 21.1101-2013 носит добровольную основу (как и ГОСТов указаных в Приказе 365 от 13 марта 2015 года) и экспертиза не в праве обязать применение СПДС в проектной документации?
Клиент NormaCS, 2 июня 2016
Иван Юрьевич, если верить Минстрою, то да. В письме прямо об этом написано.
И к тому же, не раз уже говорилось о том, что стандарты СПДС вышли из обязательного перечня по той причине, что они не влияют на безопасность.
Администратор, 2 июня 2016
NormaCS, стандарты СПДС влияют на единое оформление, разве это не официальное письмо «хаоса». Теперь каждый будет выполнять проектную и рабочую документацию как ему вздумается, и ссылаться на то, что на безопасность это не влияет?!
Клиент NormaCS, 2 июня 2016
Иван Юрьевич, уже обсуждали этот вопрос здесь: http://www.normacs.info/discussions/1115#7736
Проект по типовой документации уже был, но пока не принят, слишком много споров вокруг него.
Администратор, 2 июня 2016
В пункте 5.2.3 в абзаце «При оформлении основного комплекта рабочих чертежей отдельными документами документы, содержащие сплошной текст и/или в виде таблиц (например, общие данные, кабельный журнал и т. п.), оформляют как текстовые документы. В этом случае первый лист документа оформляют основной надписью по форме 3, последующие — по форме 6.» необходимо уточнее. Если документ оформляется как текстовый документ, то первый лист оформляют основной надписью по форме 5?
Клиент NormaCS, 27 апреля 2017
Администратор, 27 апреля 2017
rustxr, Если в стандарте написано, что первые листы текстовых документов основного комплекта рабочих чертежей оформляют основной надписью по форме 3, то это значит, что по форме 3.
То же самое для спецификации по ГОСТ 21.110-95. Если ее выполняют без титульного листа, то основная надпись на первом листе — по форме 3.
Разработчик НТД, 27 апреля 2017
Сорокин Н.И., добрый день!
Большое спасибо за ответ!
Клиент NormaCS, 27 апреля 2017
NormaCS,
Хотелось бы узнать как это письмо соотносится с п. 6 ПП РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 и Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2009 N 108.
п 1. Утвердить следующие правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации:
выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется в соответствии с национальными стандартами «Система проектной документации для строительства»
Пользователь, 14 марта 2018
Иван Юрьевич, есть Приказ №108 от 02.04.2009 г. Министерства регионального развития «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации» в котором указано, что выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется в соответствии с национальными стандартами «Система проектной документации для строительства» (далее — национальные стандарты), которые утверждаются приказами в установленном порядке, т.к. оформление документации СПСД указано только в ГОСТ 21.1101 (других не припомню), то его обязательно выполнять при подготовке документации по СПДС.
Пользователь, 14 сентября 2018
dimarik1984, не могли бы Вы подсказать номер и дату регистрации в Минюсте этого приказа, просто я нигде не могу найти эту информацию. Без нее приказ не действителен. Если приказ не регистрировался, то, боюсь, Вы не правы.
Пользователь, 20 сентября 2018
Сергей Киселев, Во всех нормативных база он фигурирует как действующий (пример: http://www.minstroyrf.ru/docs/1246/), Приказ в Минюсте не регистрировался (Возвращен без регистрации Минюстом РФ. — Письмо Минюста РФ от 04.05.2009 N 01/4359-ДК).
Источник публикации Приказа:
«Бюллетень строительной техники», N 6, 2009,
«Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации», N 6, 2009,
«Нормирование в строительстве и ЖКХ», N 3, 2009,
«Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», N 3, 2009
Пользователь, 20 сентября 2018
Приказ в Минюсте не регистрировался, да и не должен был регистрироваться. Минрегиона, к тому же, уже не существует и его функции в строительстве переданы Минстрою РФ.
В пункте 6 Постановления 87 указано: «Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». Поэтому письмо Минстроя вполне согласуется с Постановлением 87, а с приказом Минрегиона оно и не должно быть как-то согласовано.
Администратор, 20 сентября 2018
dimarik1984, Спасибо. Тогда действительно, к сожалению, Вы неправы. Приказ действует, однако силы не имеет в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763. По-сути является рекомендательным документом.
В похожей ситуации оказалось МЧС, когда во время одной из проверок инспектор выписал предписание и штраф на одну юридическую компанию и сослался на «пожарный» СНиП 97-го года. Как известно, данный СНиП тоже не проходил регистрацию в Минюсте. Поэтому в суде юристы выиграли у МЧС именно по п.10 Указа 763. А на следующем совещании, которое собрал Шойгу — он прямо заявил, что «нам срочно нужен технический регламент по пожарной безопасности», который и был принят в скором времени. При этом сам ТР имея статус федерального закона прошел Думу и Совет федерации буквально за месяц (что уже почти рекорд).
Пользователь, 20 сентября 2018
Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Таким образом, приказ Министерства регионального развития РФ от 2 апреля 2009 г. N 108 «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации» издан органом исполнительной власти в пределах своей компетенции, вступает в силу с момента подписания (если самими актами не установлен иной срок и (или) порядок вступления их в силу) и не подлежит обязательному опубликованию и государственной регистрации.
В свежих материалах, документ упоминается как действующий, например: письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 мая 2017 г. N 09-00-06/5641.
При необходимости Вы можете обратиться в Минстрой с вопросом о применении данного документа в своей деятельности (и его статусе — обязателен/не обязателен).
Клиент NormaCS, 20 сентября 2018
Андрей, я не говорю, что он не действующий. Он действует, но, повторюсь, юридической силы не имеет. Это юридический, а не технический или организационный аспект. Министерство имеет полное право издавать и публиковать свои нормативные правовые акты. Другой вопрос, что обязательной юридической силы без регистрации в минюсте этот приказ не приобрел.
Т.е. представим себе, по теме обсуждения: госэкспертиза выдает отрицательное заключение на основании того, что указанный в вопросе ГОСТ не соблюден. Заявитель идет в суд, и там выясняется, что госэкспертиза не может аппелировать приказу 108, так как он не зарегистрирован. Я поэтому не случайно упомянул сложившуюся судебную практику.
Насчет минстроя — он не уполномочен разъяснять такие вещи, максимум что они могут — написать письмо-свое мнение. При этом, письма тем более не имеют юридической силы.
Даже письмо Минстроя, о том, что требование экспертизы неправомерно не более чем их мнение, основанное, скорее всего, в том числе и на указе Президента и отсутствии регистрации 108-го приказа.
Я именно поэтому и спросил про регистрацию — в моей практике было несколько таких моментов, когда НПА изданы, опубликованы, но не зарегистрированы, и соответственно применятся на обязательной основе не могли.
Пользователь, 20 сентября 2018
Сергей Киселев, поясните тогда почему суды указывают данный документ в своих постановлениях?
Если у Вас есть доступ к Консультанту, то там можно посмотреть, их там более 10 . Для примера прикрепляю пару файлов (ссылку на Приказ выделил цветом).
Пользователь, 20 сентября 2018
dimarik1984,Тут все очень просто.
во-первых, применение ГОСТа не являлось предметом рассмотрения данных судов, это так сказать шло «в нагрузку», и по нему стороны не спорили.
во-вторых, обратите внимание, что в первом случае, ответчику было невыгодно опротестовывать ГОСТ — он и так выиграл суд. А во втором случае суд не стал оспаривать действие ГОСТ, а просто разобрал влияние от его неприменения на юридические последствия, указав, что его неприменение не повлекло никаких последствий (что отчасти подтверждает его необязательность, и также отчасти совпадает с позицией минстроя). Кроме того, суд указал на разницу по времени принятия и применния рабочей программы и ГОСТа.
Т.е. суд фактически не стал заморачиваться по поводу самого постановления, завуалировано непринимая ГОСТ во внимание вообще.
Для судов, если стороны ничего не пишут по этому поводу, это было легче, чем оспаривать законность постановления Правительства. Вот они и выбрали путь наименьшего сопротивления.
В сухом остатке, да, суды сослались на постановление, но ни один из них вывода об обязательности ГОСТа на его основании не сделал. Более того. они просто обошли этот вопрос, по-разному исключив обязательность его применения.
Пользователь, 20 сентября 2018
Другие обсуждения
Обратите внимание, выложена первая редакция проекта ГОСТ Р 21.1101. Оставляйте свои предложения и замечания к проекту. Публичное обсуждение завершится 26 сентября.
Администратор, 29 августа 2018
Добрый день. Спасибо!
Пользователь, 26 ноября 2018
Спасибо огромное за разъяснения!
Единственное хотелось бы еще уточнить по вопросу 3:
в рабочей документации в ТТ (на чертежах) также действует данный алгоритм? И технические требования, состоящие из одного пункта также нумеруют, верно?
Пользователь, 14 ноября 2018
Случайно прочитала обсуждение. Наши нормы оставляют желать лучшего. Вы говорите, что не нужны штампы привязки. При этом создается Российский банк проектов повторного применения. И что с ним делать?! Привязывать, как Вы говорите, нечего. Мы как раз сейчас ломаем голову, как выполнить стадию «П» на такого рода проект. Заказчик (бюджетная организация) предоставил нам проект из «банка» проектов. Теперь никто не знает, что с ним делать?!
Разработчики видимо на разных планетах.
Ездить на семинары, чтобы снять ВСЕ наши вопросы невозможно. Просто нужно выпускать качественную нормативную документацию. Так, как было в СССР.
Желаем Вам удачи!
Пользователь, 15 сентября 2018
Пользователь, 7 сентября 2018
по п.1. Данная рамка была сделана давно, а в примечании 4 к приложению Ж в п.4 написано «Допускается, при необходимости, изменять расположение и размеры дополнительных граф, размещаемых на поле для подшивки, в соответствии с ГОСТ 2.004.». Поэтому менять не стали. Замечаний от экспертизы по этому поводу не получали.
по п.2. Это вопрос к разработчикам ГОСТ 21.1101-2013. В нем черным по белому в таблице А.1 приложения А указана та последовательность разделов, которая в составе проекта нашего шаблона (см. текст, выделенный желтым цветом).
Пользователь, 13 октября 2017
Елена, добрый день!
При прохождении экспертизы обратите внимание на следующие моменты, которые озвучены в этих ответах экспертов:
Администратор, 29 июня 2018
elenahabarova, добрый день!
Внесение изменений автоматизированным способом (на компьютере) — это обязательная замена листа или всего документа.
Прочерк ставят при рукописном внесении изменений в бумажный подлинник.
Разработчик НТД, 19 июня 2018
Добрый день, Николай Иванович!
Все понятно. спасибо огромное
Пользователь, 16 апреля 2018
MZH, добрый день!
К каким конкретно чертежам, например, марки ЭМ, написано в стандарте по этой марке — ГОСТ 21.613-2014:
6.4.6 К плану расположения электрооборудования и прокладки электрических сетей выполняют, при необходимости, спецификацию по форме 7 ГОСТ 21.101 (ГОСТ Р 21.1101-2013).
При этом позиционные обозначения в спецификации должны соответствовать позиционным обозначениям, приведенным на плане расположения электрооборудования. Пример оформления спецификации к плану расположения приведен на рисунке В.3 (приложение В).
Спецификацию к плану расположения не выполняют, если позиции на плане расположения соответствуют позициям спецификации оборудования, выполненной по ГОСТ 21.110.
В стандарте — «при необходимости», т.е. слова «следует» нет.
И п. 4.4 этого же стандарта:
4.4 Основной комплект рабочих чертежей марки ЭМ допускается в отдельных случаях объединять с другими основными комплектами электротехнических рабочих чертежей. Объединенному основному комплекту рабочих чертежей присваивают одну марку. Например, при объединении чертежей марки ЭМ с рабочими чертежами марки ЭО, допускается присваивать объединенному основному комплекту марку ЭОМ или марку преобладающих рабочих чертежей.
Разработчик НТД, 17 октября 2016
Елена, добрый день!
Администратор, 22 декабря 2017
Светлана, ничего не могу сказать — не наша специфика. Я не очень понимаю, как и где их «размещают».
Разработчик НТД, 30 ноября 2017
Андрей, возможно, но все-таки во втором абзаце они дают четкую информацию, ГОСТ Р 21.1101-2013. Да и если брать другие ГОСТы, по вентиляции, электрике и т.д., везде указан шифр — С. Поэтому на мой взгляд, не стоит обращать внимание на ГОСТ 21.110-2013, так как в большинстве ГОСТов шифр С
Пользователь, 12 октября 2017
А нормируется ли расстояние от текстовой части до рамки листа в графических документах?
В ГОСТ 2.105 в общих требованиях для текстовых документов: «Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм»
В ГОСТ 2.316 ПРАВИЛА НАНЕСЕНИЯ НАДПИСЕЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ И ТАБЛИЦ НА ГРАФИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ, п. 4.10: «Текстовую часть располагают над основной надписью и выполняют в соответствии с ГОСТ 2.105»
Пользователь, 12 октября 2017
Я уже писал о том, что «тома» портят всю стройную систему внесения изменений. В следующей версии стандарта нужно «тома» убирать.
Слово «том» в стандарте употребляется только в контексте брошюрования бумажных копий документов в сборники («тома» в данном случае).
В стандарте употребляются только «номер изменения» и «версия». «Ревизии» нет ни стандартах СПДС, ни в стандартах ЕСКД.
Изменения вносят в один конкретный документ — текстовый или графический. Заменить и тем более добавить отдельный лист с нумерацией, например, 13а можно только в бумажный подлинник. Электронный документ заменяют полностью.
При замене документа (всех листов документа) все его листы считаются «выпущенными вместо замененных», независимо от количества листов в прежней и новой версиях (ревизиях), именно поэтому в таблице регистрации изменений по форме 11 в графе «Номера листов (страниц) — замененных» пишется «Все». В стандарте нет ни слова о том, что количество листов при полной замене документа должно совпадать.
На экспертизу ПД нужно сдавать в виде «электронных документов». В стандарте написано:
7.3.6 Внесение изменений в ДЭ производят путем выпуска новой версии документа с внесенными изменениями.
Выпуск новой версии ЭД означает, что электронный документ заменяют полностью.
В «Требованиях к формату электронных документов. » записано, что электронные документы (записки) должны предъявляться на экспертизу в форматах doc, docx, odt, а если pdf — то не сканированные, т.е. бумажный подлинник с изменениями как для бумажного подлинника для экспертизы не нужен.
Внесений изменений в такие документы возможно только заменой всего документа (выпуском новой версии).
Cитуация со сдачей ПД на экспертизу резко поменялась, поэтому нужна новая версия стандарта, соответствующая сегодняшним требованиям.
В 2013 г. документацию на экспертизу сдавали в бумажной форме. При сдаче ПД на экспертизу в электронном виде заявитель должен был «поклясться», что документация в электронной форме соответствует бумажным подлинникам.
В 2017 г. на экспертизу ПД предъявляют электронные текстовые документы в формате разработки.
Разработчик НТД, 7 сентября 2017
SvCh, редактировать ответ можно в течение 15 минут, удалять — да, нельзя, но можно было написать админу, то есть мне, в личку. Хотя ответ всё равно пригодится, не Вам, так кому-нибудь еще. 🙂
Администратор, 31 августа 2017
Пользователь, 15 августа 2017
1. Это графы для архива. После слова «граф» должно быть «20 — 22». Это будет учтено в следующей редакции — поле 15 — для дополнительных граф 20–22 основной надписи в соответствии с приложением Ж. Допускается сведения, содержащиеся в этих графах, приводить в другой форме в соответствии с требованиями, установленными в стандартах организации.
Про графы «Согласовано» написано в примечании в приложении Ж: 3 Графы «Согласовано» (10 — 13), расположенные на поле для подшивки, допускается приводить только на тех листах, где это необходимо. При необходимости их повторяют. На титульном листе эти графы не предусматриваются (см. выше — только 20 -22).
2. Поскольку в стандарте дана отсылка на ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ Р 6.30-2003 (сейчас ГОСТ Р 7.0.97-2016), то даты согласно этим стандартам должны быть.
Разработчик НТД, 3 августа 2017
Елена, добрый день!
Этот вопрос не по ГОСТ Р 21.1101-2013, а по организации проектирования. Рекомендую посмотреть сборники разъяснений Центринвестпроекта и НОПРИЗ. Они есть в NormaCS. И похожий вопрос обсуждался в этой ветке: www.normacs.info/discussions/1111.
Если мое мнение — это два проекта со своими составами.
Разработчик НТД, 2 августа 2017
Добый день, SvCh
в ГОСТ Р 21.1101-2013 написано
7.3.19 Данные об изменениях, внесенных в подлинник, указывают в таблице изменений, помещенной в основной надписи (при ее наличии), а при недостатке места — в дополнительной таблице к ней (см. 5.2.6).
В новой (измененной) версии ДЭ в таблице изменений указывают данные только о последнем изменении. И есть комментарий к ГОСТ от Нормы, в котором говорится:
Здесь нужно пояснить слова о дополнительной таблице для внесения изменений (см. 5.2.6). Это продолжение таблицы нужно только лишь при внесении изменений рукописным способом.
Клиент NormaCS, 27 июля 2017
Сорокин Н.И.,Добрый день!
Спасибо за ответ!
Я не понимаю, в чем разница отдельным документом идут общие данные или нет.
Основная надпись все равно есть на каждом листе по форме 3 или по форме 6. И там всегда есть место для указания марки.
Клиент NormaCS, 6 июня 2017
Сорокин Н.И., спасибо.
Клиент NormaCS, 22 мая 2017
Пользователь, 3 марта 2017
ocitroenchik, добрый день!
Согласно п. 7.1.2 изменением документа является любое исправление, исключение или добавление в него каких либо данных. Поэтому добавление в графу «Примечание» СП каких-либо сведений является его изменением. В стандарте приведены правила внесения изменений в отдельные документы. Как только появляются сборники документов, все «правильные» правила заканчиваются.
Согласно п. 7.4.7 исправления в СП вносят при добавлении нового тома. Наверное, можно было бы дописать случай, когда изменяется наименование какого-либо тома.
Т.е. согласно стандарту изменения в СП вносят, когда действительно изменяется состав томов проектной документации. Всё остальное – это сверх стандарта.
Сведения об изменении документа приводятся в самом этом документе или в других документах, если об этом специально где-то написано. Нужно напомнить, что этот документ (СП) записан в разделе о брошюровании в тома копий проектной документации на бумажном носителе. Требований к формированию проектной документации в виде электронных документов в стандарте нет.
Мне пока непонятно, какой аналогичный документ нужен при передаче документации в виде только электронных документов. Ведь тут речи о «томах» и 300 листах формата А4 не должно быть.
Разработчик НТД, 22 февраля 2017
Добрый день. Хотелось бы уточнить по поводу основных надписей в ПД и РД.
8.4 Первым листом сброшюрованного документа, а также тома, состоящего из нескольких документов, альбома или папки с рабочей документацией, является титульный лист.
В томе проектной документации, состоящем из нескольких самостоятельных документов, включая текстовую часть, титульный лист к текстовой части, как правило, не выполняют.
не совсем понятно — «текстовая часть» относится только к пояснительной записке тома или ко всем текстовым документам, входящим в состав тома?
5.2.3 Если некоторые текстовые документы (например, спецификацию оборудования, изделий и материалов) выпускают без титульного листа, то в этом случае первый лист документа оформляют основной надписью по форме 3, последующие — по форме 6.
Форма 5 — Для эскизных чертежей общих видов нетиповых изделий, всех видов текстовых документов (первый или заглавный лист)
п.5.2.3 относится с выполнению рабочей документации, раздел 8 — к оформлению сброшюрованной документации. но, в нашем случае, РД брошюруют так же, как ПД и никак иначе, значит п.5.2.3 можно отнести и к ПД?
В связи с этим возникают вопросы по оформлению основной надписи текстовых документов, например, ведомостей, которые входят в состав тома ПД и в прилагаемые документы РД:
- в составе тома ПД первый лист ведомостей оформляют основной надписью по форме 5 или по форме 6? В нашем случае титульный лист выполняют только ко всему тому, к документам, входящим в том, титульные листы или обложки не прикладывают. Каждая ведомость имеет свое обозначение.
- первый лист ведомостей, входящих в прилагаемые документы РД, оформляют основной надписью по форме 5 или по форме 6? Это те же ведомости, которые входили в состав тома ПД, на которые так же не выполняется титульный лист или обложка. Титульный лист выполняется только к сброшюрованному основному комплекту РД.
- насколько верно будет утверждение, что первый лист ведомостей (без титульного листа), входящих в том ПД и являющихся прилагаемыми документами к основным комплектам РД, следует оформлять основной надписью по форме 5? Ведь первый лист содержания тома и состава проектной документации (без титульного листа на каждый документ) оформляют основной надписью по форме 5.
Клиент NormaCS, 17 февраля 2017
ocitroenchik, добрый день!
Приводится то, что вы посчитали основанием для разработки данной рабочей документации. В скобках даны примеры этого основания. Может быть написан и номер договора, приложением к которому является задание на проектирование.
Не могу понять этой привязанности к «техническому заданию» — нет его ни в Градостроительном кодексе, ни в ПП 87, ни в ПП 145. Там только «задание на проектирование».
Разработчик НТД, 15 февраля 2017
Сорокин Н.И., добрый день, спасибо за разъяснение
Клиент NormaCS, 8 февраля 2017
Светлана, добрый день!
В стандартах ЕСКД (ГОСТ 2.304-81 и ГОСТ 2.105-95) и СПДС такого требования нет.
ГОСТ 2.304-81 устанавливает чертежные шрифты (их типы). Но в п. 2.1 написано, что могут использоваться и другие шрифты: При выполнении документов автоматизированным способом допускается применять шрифты, используемые средствами вычислительной техники. В этом случае должны быть обеспечены их хранение и передача пользователям документов.
В ГОСТ 2.105-95 написано:
3.3 Подлинники текстовых документов выполняют одним из следующих способов:
- машинописным, при этом следует выполнять требования ГОСТ 13.1.002. Шрифт пишущей машинки должен быть четким, высотой не менее 2,5 мм, лента только черного цвета (полужирная);
- рукописным — чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304 с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм. Цифры и буквы необходимо писать четко черной тушью;
- с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ (ГОСТ 2.004)
- на электронных носителях данных.
В ГОСТ Р 21.1101-2013:
5.1.5 При выполнении графических документов применяют шрифты по ГОСТ 2.304, а также другие шрифты, используемые средствами вычислительной техники, при обеспечении условий доступности этих шрифтов пользователям документов.
При выполнении текстовых документов рекомендуется использовать гарнитуру шрифта Arial или Times New Roman.
П. 5.1.5 ГОСТ Р 21.1101-2013 этого единообразия как раз и не устанавливает. Он не заставляет выполнять текстовые документы (в частности, текстовые части проектной и изыскательской документации) чертежным шрифтом (тем более — с наклоном), а рекомендует пользоваться самыми распространенными шрифтами, используемыми в текстовых процессорах.
То есть требований о каком-то единообразии для всей страны в стандартах нет. Обязательными в масштабе страны могут быть только требования, относящиеся к безопасности. Тип шрифта в чертежах и текстовых документах на безопасность оборудования или здания (сооружения) не влияет.
Все требования, о которых написано в вопросе, устанавливаются в стандарте организации (как бы он ни назывался). Единообразие шрифтов в масштабе организации нужно обеспечивать. При этом нужно руководствоваться здравым смыслом.