Контрольная работа по «Гражданскому праву»
Конституционное право сергей.doc
Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! – “В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина” 10 ), гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов.
Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.
Важное значение в обеспечении реальности прав и свобод имеют юридические гарантии. Все они выражены в законодательстве.
Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права и обеспечение их всей правоохранительной деятельностью государства.
Юридические гарантии как условия — это политико-правовой режим, обстановка, в которой осуществляются права и свободы, они закреплены всем содержанием Конституции РФ.
Юридические гарантии как способы и методы — это правовой механизм, при помощи которого человек, гражданин или государственный орган обеспечивает реализацию того или иного права, либо его защиту (обращение в суд, жалоба, представление прокурора и др.).
Государственная юридическая защита прав и свобод человека и гражданина определяется положением, закрепленным в статье 45 в совокупности со всеми статьями Конституции РФ. Право каждого защищать свои права и свободы установлено ст.ст. 31, 33, 35, 36, 46, 47 — 54, для чего могут быть использованы все виды обжалования, обращения в суд, к общественности, использование средств массовой информации, создание комитетов в свою защиту и др.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46 Конституции РФ).
Это означает, что закрепленные в Конституции права и свободы имеют двойной механизм защиты, поскольку Россия приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций о защите прав и ликвидации всех форм дискриминации. Другими словами, наряду с внутригосударственной защитой возможна и международно-правовая защита прав и свобод человека.
Подводя итог проделанной работы, необходимо еще раз подчеркнуть, что правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения.
Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы – главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, – оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.
Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни.
Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто верит, так как высокие идеи и суровая действительность расходятся. Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить. В этом особенность сложившейся ситуации.
Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политический акт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишь декларированы, но не гарантированы. Плохо работает закрепленный в Конституции тезис о том, что права человека являются «непосредственно действующими» (ст. 18).
Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием.
Я считаю, что при написании данной контрольной работы поставленные задачи, были мною выполнены.
Гражданин РФ Костин во время пребывания на стажировке в ФРГ нанёс тяжёлое увечье немецкому гражданину. Следственные органы ФРГ, установив виновника преступления, потребовали от России направить Костина в ФРГ для осуждения и отбытия наказания. Должна ли российская сторона удовлетворить требование властей этого государства, если между Россией и Германией договор о правовой помощи не заключён? Избежит ли Костин уголовной ответственности?
Российская сторона не должна удовлетворять требованиям властей Германии, т.к. В соответствии с п.1 ст.61 Конституции Российской Федерации «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.» Таким образом, Конституция Российской Федерации содержит прямой запрет на выдачу российских граждан другому государству.
Однако положение ч.1 ст.61 Конституции Российской Федерации не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории других государств (комментарий к Конституции Российской Федерации), поэтому Костин уголовной ответственности не избежит.
Список использованной литературы:
- Конституция Российской Федерации.
- Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв.ред. В.В.Лазарев. 2-е изд.,доп. и перераб. – М.: Спарк, 2001.
- Уговно-процессуальный кодекс РФ.
- Федеральный закон России от 31 мая 2002 г. «О гражданстве России».
- Федеральный закон РФ «О государственной границе России» от 01.04.1993 г.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – С.373-374
- Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 473-504
- Конституционное (государственное) право России: Учебник / Под общей редакцией В.П. Сальникова. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – С.267-303
- Конституционное право России и зарубежных стран: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. – С.221-242
Тема 4. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ.
Гражданин РФ Костин во время пребывания на стажировке в ФРГ нанес тяжелое увечье немецкому гражданину. Следственные органы ФРГ, установив виновника преступления, потребовали от России направить Костина в ФРГ для осуждения и отбытия наказания. Должна ли Российская Федерации удовлетворить требования властей этого государства, если между Россией и Федеративной Республикой Германией договор о правовой помощи не заключен? Избежит ли Костин уголовной ответственности?
Проживающий в Саратове гражданин Российской Федерации Шейман приобрел гражданство Израиля. В октябре 1998 года он получил повестку, обязывающую его явиться для несения воинской обязанности в Вооруженных силах РФ. Однако в ноябре 1998 года посольство Израиля направило ему аналогичное требование — выполнить воинский долг в Государстве Израиль.
Правомерно ли требование российского государства и как следует поступить в данном случае Шейману, если известно, что Россия и Израиль еще не подписали Соглашение о двойном гражданстве?
Семья Фоминых, имеющая детей 7 и 15 лет, оформила документы для выезда на постоянное место жительства в США. Пятнадцатилетняя дочь Фоминых отказалась уезжать из России.
Как будет решаться вопрос о выезде из страны семьи Фоминых, если:
а) дочь согласна на выезд в США, но не хочет менять российское гражданство;
б) дочь вообще не хочет уезжать из России?
Осужденный за разбой Барбакадзе (гражданин России) отбывал наказание в колонии усиленного режима в г. Саратове. Он обратился с просьбой о выходе из российского гражданства и приеме его в гражданство Грузии.
Какие органы, и каким образом должны рассмотреть заявление Барбакадзе?
Гражданка России Петрова вышла замуж за гражданина Италии и уехала к нему на родину. Согласно законодательству этого государства супруга гражданина Итальянской Республики автоматически приобретает итальянское гражданство. Но вскоре Петрова свой брак расторгла и решила вернуться в Россию. Изменилось ли в данном случае ее гражданство?
Гражданин Семенюк, проживал с родителями на Украине до 20 лет, там же он получил паспорт. В 1994 году он переехал к бабушке в Россию и вскоре женился на российской гражданке.
Каким способом может приобрести гражданство Российской Федерации, Семенюк и в какие органы он должен обратиться для получения российского гражданства?
Гражданин СССР Фельдман в 1982 году уехал с семьей на постоянное жительство в Израиль. В 1995 году сын Фельдмана Борис, которому исполнилось 19 лет, решил вернуться в Россию.
В каком порядке он сможет получить российское гражданство?
Семья Ереминых в 1986 году усыновила трехлетнего Сашу. Через 10 лет супруги оформили развод, и бывший муж уехал на постоянное жительство в США. Через год Еремин потребовал отдать ему Сашу, гарантировав ребенку получение в дальнейшем американского гражданства. Как в соответствии с российским законодательством может быть разрешен данный вопрос?
Международным договором, заключенным между Российской Федерацией и одним из государств Восточной Европы в 1991 году, предусмотрена выдача преступника, являющегося гражданином России, в случае угона им самолета, принадлежащего данному государству, для предания его суду по законам этого государства. Этот договор противоречит ст. 61 Конституции России. Положения, какого нормативного акта будут применяться в случае угона иностранного самолета российским гражданином?
Понятие юридическую конструкции и содержание конституционного положения человека и гражданина.
Конституционные права (их виды), свободы и обязанности человека и гражданина.
Понятие российского гражданства. Принципы российского гражданства, способы приобретения гражданства, основания прекращения гражданства.
Конституционно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев.
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской Федерации»
Федеральный закон от 19.02.1993 г. № 4528-1 (ред. от 01.07.2011 г.)» О беженцах»
Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 (ред. от 18.07.2006 г.) «О вынужденных переселенцах»
Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. № 746 (ред. от 27.07.2007 г.) «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»
Указ Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325 (ред. от 19.10.2011 г.) «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 22.04.2011 г. № 508 «Об утверждении состава Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 21.12.1996 г. № 1752 (с изм. от 22.10.2009 г.) «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской федерации»
Указ Президента РФ от 13.03.1997 г. № 232 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 (ред. от 20.12.2006 г.) «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 г. №794 (ред. от 23.01.2007 г.) «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство»
Приказ МИД России от 12.02.2004 г. № 1833 «Об утверждении правил оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства»
Приказ МВД России от 19.02.2004 г. № 104 (ред. от 02.02.2007 г.) «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации»
Пчелинцев, С. В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. – М., 2006
Туманов, В. А. Европейский Суд по правам человека. – М., 2001
Эбзеев, Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М., 2007
Кудненко Л.А. Конституционное право России: учебник– М.: Юрайт, 2014. – 610 с.
(находится в электронной библиотечной системе Znanium.com (http://znanium.com))
Авакьян С. А.Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1.: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 864 с.:
Баглай М. В.Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями 2008 и 2014 гг. Федеральные конституционные законы «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации»/ авт. историко-правового комментария М. В. Баглай. — 5-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. — 160 с.
Витрук Н. В.Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие / Н.В.Витрук; Российская академия правосудия. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012 -592 с.:
Куракин Р. С.Конституционное право. Общая теория государства: Монография / Л. Дюги; Сост. Р.С. Куракин, А.Н. Барков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 427 с.:
Страшун Б. А.Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием / [авт. историко-правового комментария Б. А. Страшун]. — 5-е изд., изм. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. — 160 с.
Конституционное право РФ. Практикум: Учебное пособие. – М.: РИОР. 2012. – 146 с.
Конституционное право России в схемах. Практикум. – М.: Юрайт, 2014. – 192 с.
Гражданин рф костин во время пребывания на стажировке
1. Понятие конституционного статуса личности в РФ и его элементы…. 5
2. Понятие и общая характеристика гражданства России………………….8
3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы…………………………………………. 22
Одной из важнейших проблем, волновавшей на протяжении нескольких веков умы многих философов, религиозных и политических деятелей, учёных-правоведов, является проблема прав человека, взаимоотношений гражданина и государства.
Особую роль в закреплении свободы личности, прав и свобод человека и гражданина, в определении положения его в обществе и государстве играет отрасль конституционного права.
Конституционное право закрепляет и регулирует конституционно-правовой статус человека и гражданина, который включает все институты, характеризующие взаимоотношения человека и гражданина с обществом и государством, что позволяет определить названный статус как комплексный конституционно-правовой институт. Предпосылки для такой характеристики содержит сама Конституция РФ, закрепляя не только права, свободы, обязанности человека и гражданина и их гарантии, но и посвящая внимание институтам гражданства, правоспособности граждан, формулируя принципы взаимоотношений человека и государства.
В современных демократических правовых государствах в качестве концептуальной основы развития общества и государства и положения в нём личности всё больше утверждается идея о том, что права человека являются наивысшей ценностью. Охрана, защита прав и свобод человека составляет главный смысл демократического, правового, социального государства. Реальное правовое положение личности зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей политического режима конкретного государства. Поэтому во многих странах по-прежнему актуальной является проблема гарантий прав и свобод человека.
Изучение опыта конституционного регулирования прав и свобод в зарубежных странах будет способствовать лучшему пониманию особенностей правового положения личности в Российской Федерации.
Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства – “основные права и свободы человека и гражданина” и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации, т.к. данная тема актуальна в настоящее время.
При написании контрольной работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие конституционного статуса личности РФ и его элементы;
2. Дать общую характеристику гражданства России;
3. Проанализировать гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
4. Решить задачу.
1. Понятие конституционного статуса личности в РФ и его элементы.
Положение личности в обществе, урегулированное нормами всех отраслей права, в том числе конституционного, называется её конституционно-правовым статусом. Это, прежде всего, права, свободы, обязанности и законные интересы личности, меры её ответственности перед обществом и государством, а также перед другими личностями. Иначе говоря, между личностью и обществом существует двусторонняя правовая связь, характеризующаяся взаимными правами и ответственностью. Таким образом, правовой статус личности – совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Конституционно-правовой статус личности по своему содержанию уже, чем социальный, ибо устанавливается только одним видом социальных норм — юридическими. Наиболее важные, существенные связи между обществом и личностью регулируются конституционным правом. Следовательно, по своему содержанию конституционный статус личности — более узкая категория, чем конституционно-правовой статус, и является его ядром, основой.
Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. [1]
Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.
Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений – обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.
Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:
1) имеют всеобщий характер;
2) не зависят от конкретного правового статуса лица;
3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.
К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие – только на гражданина Российской Федерации.
В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования – ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.
Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия.
Таким образом, основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.
Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).
Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур [2] .
Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.
Таким образом, механизм реализации прав и свобод личности призван охватывать все сферы деятельности по закреплению и обеспечению использования прав и свобод и все ее направления.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что категорию «конституционный статус личности» следует рассматривать, с одной стороны, как определенные общественные отношения, связанные с положением личности в государстве, с другой стороны — как конституционный институт, имеющий особый предмет регулирования.
2. Понятие и общая характеристика гражданства России.
Объём прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объём возлагаемых на него этим государством обязанностей находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона России от 31 мая 2002 г . «О гражданстве России» гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обуславливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях.
Этим определением выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство:
1. Правовой характер связи человека с государством; гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения ( в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве РФ; путем выбора гражданства (оптация), по другим основаниям, предусмотренным Федеральным Законом РФ от 31 мая 2002 г . «О гражданстве Российской Федерации» ) и прекращения гражданства ( вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приеме в гражданство; путем выбора гражданства(оптация), по другим основаниям, предусмотренным Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» ), порядок решения этих вопросов.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
2. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.
3. Определение в Законе гражданства, как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение ной концепции взаимоотношений личности и государства. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью [3] .
На основе сказанного можно сформулировать понятие гражданства как правового состояния (в субъективном смысле) – это длящееся правовое двустороннее отношение между личностью и государством.
Закон о гражданстве устанавливает ряд оснований приобретения гражданства России:
1. По рождению; Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Оно осуществляется на основе двух принципов — права крови и права почвы. В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения родителей, а во втором ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей. Чаще всего оба принципа в той или иной мере сочетаются.
2. В результате приёма в гражданство России. Прием в гражданство иностранца по его заявлению называется натурализацией. Нередко в качестве условий натурализации государство требует определенный стаж проживания в стране, владение языком, наличие средств к существованию. Иногда круг прав натурализованных граждан несколько уже, чем у прирожденных (в США президентом может быть только прирожденный гражданин США).
3. В результате восстановления в гражданстве России характерно только для лиц, которые состояли в гражданстве данного государства. От натурализации восстановление в гражданстве отличается упрощенным порядком решения вопроса.
В определенных случаях государство может отказать некоторым лицам в натурализации. Отклоняются заявления о приеме в гражданство России и о восстановлении в ее гражданстве, поданные лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности РФ (являлся субъектом такого преступления как шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к насильственному изменению Конституционного строя, диверсия, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) [4] ;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлением о приеме или восстановлении в гражданстве, выдворялись за пределы РФ в соответствии с Федеральным законом (например, «О правовом положении иностранных граждан», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»);
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения. Факт недостоверности заявлений или сведений устанавливается компетентными органами РФ, непосредственно принимающими заявления о приеме в российское гражданство. Если такой недостоверности не было обнаружено при подаче заявления, но она проявилась позже, на определенном этапе решения вопроса, производство по делу о приеме в гражданство РФ приостанавливается. Вместе с принятым по существу решением документы возвращаются органу, принявшему заявление о приеме в гражданство. Заявитель при этом имеет право обжаловать отклонение заявления в вышестоящий орган либо в суд;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Если сотрудник таких органов желает приобрести российское гражданство, то, по логике закона о гражданстве, он должен уволиться из армии или спецслужбы, переехать в Россию, получить в ней вид на жительство и затем подавать заявление о приеме в гражданство. Российская армия переживает процесс реформирования, перехода на контрактную основу, нуждается в высококвалифицированных кадрах, и закрепление в законе о гражданстве определенного, может быть, даже упрощенного порядка его приобретения было бы полезным для решения некоторых проблем;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральными законами (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания). Последние три основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство вполне оправданны, государство осторожно относится к людям, совершившим преступления и желающим приобрести российское гражданство;
з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории России (если для них не установлен иной срок). О том, какие документы необходимы для доказательства обладания источником средств к существованию, мы уже говорили. Что же касается нормы закона, устанавливающей наличие средств к существованию на день обращения и в течение установленного периода времени, то иностранные граждане (те, которые просят принять их в гражданство РФ) должны предоставлять доказательства возможности содержать себя и членов семьи в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства. Исключение составляют случаи признания нетрудоспособности с начала своего проживания на территории России. Отсутствие таких доказательств может явиться основанием для отказа (либо аннулирования) разрешения на временное проживание или вида на жительство. Отсутствие же вида на жительство означает невозможность подачи заявления о приеме в российское гражданство, так как именно с этим разрешением на постоянное проживание закон связывает начало исчисления срока, необходимого для приема в гражданство РФ [5] .
4. По иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором России [6] .
Выбор гражданства (оптация) — имеет место в случае, когда какая-то территория переходит от одного государства к другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право оптировать гражданство того или другого государства, то есть сохранить прежнее или получить новое.
В соответствии со ст.6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишён права изменить гражданство Российской Федерации. Федеральный закон о гражданстве конкретизирует основания прекращения российского гражданства. Ими являются:
1) отказ от гражданства — по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства;
2) утрата гражданства — обычно носит автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий, например, — поступление на иностранную государственную службу, а также в том случае, если при вступлении в брак законодательство предусматривает утрату гражданства;
3) лишение гражданства — санкция государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно эта мера применяется к натурализованным гражданам, и то в течение небольшого времени после натурализации.
Федеральный закон устанавливает основания, по которым может быть отказано в выходе из российского гражданства. Выход не допускается, если гражданин Российской Федерации:
1) Имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, установленные федеральным законом;
2) Привлечён компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
3) Не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения.
Характеризуя основания приобретения и прекращения российского гражданства, следует отметить, что Федеральным законом о гражданстве предусмотрена возможность отмены решений по вопросам гражданства. Поводом для этого является установленный в судебном порядке факт принятия решения о гражданстве на основе представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.
Отмена решений осуществляется Президентом РФ (если они приняты в общем порядке) или органами, принявшими решение в упрощённом порядке. В случае отмены решения оно считается недействительным со дня его принятия.
3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Под гарантиями следует понимать условия и средства, реально обеспечивающие человеку и гражданину возможность пользоваться правами и свободами и неукоснительно исполнять возложенные на него обязанности.
Условия — это политико-правовой режим, в котором осуществляются основные права, свободы и обязанности [7] .
К таким условиям относятся:
— экономические — обеспечивающие всем свободу экономической деятельности в едином экономическом пространстве, поддержку конкуренции (ст. 8 Конституции РФ);
— социальные — политика государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому, свободное развитие человека, социальную защищенность тем, кто в ней нуждается;
— политические — полновластие многонационального народа, возможность народа лично и через избранные представительные органы государства и органы местного самоуправления осуществлять свою власть, оказывать влияние на деятельность органов государства и органов самоуправления, в том числе в области защиты прав и свобод человека.
Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие гражданам реальную возможность пользоваться основными правами и свободами и исполнять возложенные на них обязанности.
Условия и средства должны действовать синхронно.
Гарантии прав и свобод могут быть условно разбиты на две группы:
1. общие гарантии прав и свобод человека и гражданина обеспечиваются активной деятельность государства; самозащитой прав и свобод гражданами; международной защитой; возмещением вреда и неотменяемостью прав и свобод.
2. Гарантии правосудия — это гарантии подсудности; право на юридическую помощь, презумпция невиновности; запрет повторного осуждения; недействительность незаконно полученных доказательств; право на пересмотр приговора; гарантии от самообвинения; права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью и запрет обратной силы закона.
Гарантиям прав и свобод присущ системный характер. В самом общем виде гарантии могут быть систематизированы на экономические, политические, социально-нравственные и юридические гарантии.
Под экономическими гарантиями следует понимать закрепленные Конституцией формы собственности и основанную на их базе систему хозяйствования, которые призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворить его разумные материальные и духовные потребности. Экономические гарантии государство реализует за счет налогов, задержка поступления которых приводит к несвоевременной выплате зарплаты, пенсий, пособий, вносит дезорганизацию в выполнение многих государственных программ.
Под политическими гарантиями следует понимать всю систему органов государства и общественно-политических организаций, которые создаются и действуют таким образом, чтобы разумно привлекать граждан к управлению государством и обществом. Политическая система создает необходимые условия для широкого привлечения граждан к управлению делами государства и общества. Это и непосредственная демократия, и демократия, осуществляемая через органы государства и через органы местного самоуправления, о чем уже говорилось.
Социально-нравственные гарантии — это социальная справедливость и совесть, благодаря которым граждане правильно понимают права, свободы и обязанности, правильно ими пользуются и правильно их исполняют.
Социальная справедливость — эталон нравственности государства и общества. Социальное государство берет на себя обязательство неукоснительно соблюдать социальную справедливость, быть противником неравноправия и привилегий, ее нарушающих.
Совесть — это эталон нравственности человека. Совесть — это чувство моральной ответственности человека за свое поведение. К сожалению, совесть у нас не в большом почете. А ведь совестливый человек — это справедливый человек.
Поскольку темой нашей работы являются конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из принципов на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность — как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.
Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами. “Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием” [8] . Положения этой статьи указывают на то, что любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55 — не нарушая права и свободы других людей) является правомерным и не требует наличия специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные акты не нужны — более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов – например, ст. 36, в которой провозглашается право частной собственности на землю – ч. 3 этой статьи гласит о том, что “условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона” [9] .
Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! – “В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина” [10] ), гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов.
Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.
Важное значение в обеспечении реальности прав и свобод имеют юридические гарантии. Все они выражены в законодательстве.
Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права и обеспечение их всей правоохранительной деятельностью государства.
Юридические гарантии как условия — это политико-правовой режим, обстановка, в которой осуществляются права и свободы, они закреплены всем содержанием Конституции РФ.
Юридические гарантии как способы и методы — это правовой механизм, при помощи которого человек, гражданин или государственный орган обеспечивает реализацию того или иного права, либо его защиту (обращение в суд, жалоба, представление прокурора и др.).
Государственная юридическая защита прав и свобод человека и гражданина определяется положением, закрепленным в статье 45 в совокупности со всеми статьями Конституции РФ. Право каждого защищать свои права и свободы установлено ст.ст. 31, 33, 35, 36, 46, 47 — 54, для чего могут быть использованы все виды обжалования, обращения в суд, к общественности, использование средств массовой информации, создание комитетов в свою защиту и др.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46 Конституции РФ).
Это означает, что закрепленные в Конституции права и свободы имеют двойной механизм защиты, поскольку Россия приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций о защите прав и ликвидации всех форм дискриминации. Другими словами, наряду с внутригосударственной защитой возможна и международно-правовая защита прав и свобод человека.
Подводя итог проделанной работы, необходимо еще раз подчеркнуть, что правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения.
Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы – главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, – оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.
Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни.
Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто верит, так как высокие идеи и суровая действительность расходятся. Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить. В этом особенность сложившейся ситуации.
Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политический акт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишь декларированы, но не гарантированы. Плохо работает закрепленный в Конституции тезис о том, что права человека являются «непосредственно действующими» (ст. 18).
Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием.
Я считаю, что при написании данной контрольной работы поставленные задачи, были мною выполнены.