Имеет ли право быть директором без образования

Автор: | 25.10.2018

Можно ли назначить начальником человека без высшего образования?

Вопрос-ответ по теме

Генеральный директор нашей компании решил назначить на должность начальника участка человека без высшего образования и соответствующего опыта работы. Я ничего не имею против, но раньше у нас всегда занимали эту должность люди с высшим образованием. Подскажите, пожалуйста, не нарушим ли мы законодательство, если примем того человека, которого решил назначить гендиректор. И можно ли в таком случае в должностных обязанностях нового начальника предусмотреть ответственность за охрану труда?

Ответ на первую часть вашего вопроса – не нарушите ли Вы законодательство – зависит от того, а требуется ли для этой должности высшее образование. Если закон или иной нормативно-правовой акт не предписывает этого, то, конечно, можете. Более того, если Вы в таком случае попросите у сотрудника документ, подтверждающий наличие высшего образования, то это может расцениваться как попытка дискриминации. Ведь документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний сотрудник предъявляет, когда поступает на работу (ст. 65 ТК РФ) и только при условии, что эта работа требует специальных знаний или подготовки.

Может ли такой сотрудник отвечать за охрану труда? В статье 217 Трудового кодекса говорится, чтоспециалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Что это значит, поясняется в пункте 17 «Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (утверждены постановлением Минтрудсоцразвития от 8 февраля 2000 г. № 14). В частности, там говорится, что на такую должность назначаются лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты с высшим профессиональным (техническим) образованием, либо со средним профобразованием (техническим) и стажем работы в должности техника первой категории не менее трех лет. Допускается и работа на других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, сроком не менее пяти лет. Все эти лица должны пройти специальное обучение по охране труда. Судя по тому, что Вы указали, принимаемый на работу специалист не соответствует требованиям. Следовательно, отвечать за охрану труда он не может.

Можно ли стать руководителем, если не имеешь высшего образования?

Если вы имеете в виду частный бизнес, то да, возможно занять высокую должность без вышки. Сегодня университетское образование настолько отстает от реалий бизнеса, что работодателям выгоднее оценивать ваш реальный опыт и компетенции, а не наличие корочки из вуза.

• В США уже есть сервисы, которые проводят анонимные тесты, где есть вопросы только про компетенции, а не про оконченные курсы. Когда-нибудь такое придет и в Россию.

• В России можно начать карьеру со стартапа (небольшой молодой компании), где требования к сотрудникам небольшие (могут взять без опыта). Правда, зарплата, скорее всего, тоже будет небольшая. Зато вам дадут как можно больше задач, где можно будет себя проявить и много чему научиться. Если вы будете быстро схватывать, вас могут заметить и «схантить» в другую компанию. Правда, в этом случае нужно владеть навыками самопрезентации.

• Некоторым компаниям нужны очень узкие компетенции, которые можно почерпнуть, например, из курсов на Coursera.

• На рынке нехватка хороших программистов. Берут самоучек. Можно начать со штатного программиста и со временем вырасти до продакт-менеджера и руководителя отдела.

Намного легче без высшего образования стать предпринимателем. Здесь просто никто не будет оценивать, вы сам себе работодатель. Миллиардеры Ричард Бренсон и Дэвид Мердок не окончили даже школу.

Я брала интервью у некоторых гендиректоров крупных компаний. Кто-то говорит, что обязательно смотрит на диплом, другие — что университет неважен.

В общем и целом, если хотите стать руководителем, не имея «корочки»:
— вы в любом случае должны быть легкообучамым, сообразительным, дисциплинированным
— нужно не бояться начинать с малого, браться за «черную» (низкоквалифицированную) работу
— нужно владеть навыками самопрезентации (приходит с опытом)

Как мне сейчас понятно, фундаментальное образование, конечно, помогает в карьерном росте и в бизнесе. Мне в жизни повезло в том, что, имея среднее специальное образование, я смог реализовать свои мечты и жизненные планы.

В период моей работы в одном из крупнейших банков России отдел кадров мое образование интересовало мало. Для молодого растущего банка самым важным были результаты, и главным критерием оценки являлась эффективность работы.

Результаты были достаточно высокими, что признавалось и моими коллегами, и теми многими организациями, которые награждали меня почетными грамотами, званиями, премиями и иными статусами.

Переходя в один из крупнейших частных банков Балтии – в латвийский банк Rietumu, мне было необходимо в том числе обосновать местному регулятору, что являюсь уникальным специалистом в своей сфере, которого нельзя найти на рынке этой страны. Rietumu важно было получить в моем лице именно такого специалиста, и банк мою кандидатуру поддержал.

Тогда мне помогли как раз мои многочисленные звания, дипломы и грамоты, а также высокий статус национальной премии в области медиа-бизнеса «Медиа-менеджер России», которая не раз отмечала мои заслуги в профессиональном сообществе.

И вот я уже в течение семи лет плодотворно работаю в банке Rietumu, который за это время прочно утвердился в «топе» крупнейших и наиболее эффективных банков региона, развил новые перспективные направления деятельности, получил ряд престижных международных наград. Например, в России Rietumu отмечен уже несколькими авторитетными премиями за достижения в индустрии частного банковского обслуживания, в управлении капиталами и в смежных отраслях – SPEARʼS Russia Wealth Management Awards – как «Лучший банк в странах СНГ и Балтии», предоставляющий услуги частного банковского обслуживания и управления капиталами для российских клиентов.

Может ли директором дома культуры стать человек без высшего образования

Вопрос-ответ по теме

Может ли директором дома культуры стать человек без высшего образования?

Требования к квалификации руководителя учреждения культуры сформулированы в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н (разд. II).

Читайте так же:  193 коап рф судебная практика

Руководитель (директор, заведующий, начальник) учреждения культуры должен иметь высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

  • возможность скачивать шаблоны документов
  • доступ к просмотру видеотренингов ведущих экспертов
  • доступ к журналам для главного врача и его заместителей

Активировать доступ

Проверь свои знания и приобрети новые

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

© 2006–2018 ООО «МЦФЭР»

Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» –
практический журнал для руководителя учреждения культуры.

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Справочник руководителя учреждения культуры».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64198 от 25.12.2015

Может ли ИП без специального образования открыть аптеку?

В принципе, аптека — это «магазин», у котором продаются лекарства.
Для магазина, как такового, ИП — не помеха.
А вот для продажи там некоторых товаров, нужна лицензия (разрешение)

Обратимся к первоисточнику — Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (в ред. от 29.11.2010) «Об обращении лекарственных средств». Читаем:

Статья 52. Осуществление фармацевтической деятельности

1. Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

2. Физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
.
Статья 55. Порядок розничной торговли лекарственными препаратами

1. Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Итак, выводы:
1) для физического лица, каковым является ИП, нужно специальное образование.
2) ИП может торговать лекарствами в розницу, если у него есть лицензия на фармацевтическую деятельность.

О лицензировании смотрим другой первоисточник — Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (в ред. от 04.10.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности». Читаем:

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
.
47) фармацевтическая деятельность;

Читаем дальше, «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. № 416 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2010 № 903):

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);
.
к) наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций) — соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами для медицинского применения, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением:
— для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств — для медицинского применения — высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;
— для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения — высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста;

л) наличие у индивидуального предпринимателя — соискателя лицензии (лицензиата):
— для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения — высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста;
— для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения — высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста;

м) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами для медицинского применения, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, имеющих:
— для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) — высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;
— для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций — документ о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения;
— для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения — высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование и сертификат специалиста;

н) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим, медицинским или ветеринарным образованием не реже 1 раза в 5 лет.
.
6. Для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также копии:
.
б) документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования помещений и оборудования для осуществления лицензируемой деятельности (за исключением медицинских организаций);

в) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил (за исключением медицинских организаций), выданного в установленном порядке;

Читайте так же:  Заявление о зачислении на социальное обслуживание на дому

г) документов о высшем или среднем фармацевтическом образовании и сертификата специалиста — для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций);
д) документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения — для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций;

е) документов о высшем или среднем фармацевтическом либо высшем или среднем ветеринарном образовании и сертификата специалиста — для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

Итак, делаем окончательный вывод .
ИП не может продавать лекарства (открыть аптеку) без специального образования.

Значит, выход один — создавать ООО, нанимать директора (руководителя) с необходимым образованием и стажем работы и таких же сотрудников. А уже они, получив соответствующую лицензию, будут торговать лекарствами.
А Вы будете, как учредитель, наблюдать за ними и периодически получать дивиденды.
Ну, может быть, еще и оказывать им, как ИП, какие-нибудь услуги.

Имею ли я право преподавать без высшего профильного образования?

Здравствуйте. У меня вот такая проблема. Я работаю преподавателем технических специальностей в техникуме. У меня среднее-специальное техническое образование и высшее педагогическое, не по профилю читаемых предметов, в прошлом году мне присвоена высшая квалификационная категория как преподавателю. Позавчера меня вызвала директор и заявила, что я не могу преподавать, так как у меня нет высшего профильного образования. Я оперировал к закону об образовании ст. 46. Она заявила, что стандарт важнее. Как быть? Права она или нет? Имею ли я право с моим образованием преподавать?

Ответы юристов (2)

Да вы имеете право преподавать так как у вас есть высшее педагогическое образование, так же вы можете пройти дополнительные курсы по определенному предмету

А по поводу стандартов, это лично их стандарты но и не нужно им переступать закон

Коллега, а почему Вы решили, что «это лично их стандарты»!?

ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46)право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Таким образом, не всегда достаточно высшего педагогического образования.

В соответствии с Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования“:

во-первых, п. 2 приказа:

Установить, что профессиональный стандарт „Педагог профессионального
обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования“ применяется работодателями при формировании кадровой политики
и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников,
заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года
.

Во- вторых, Сергей, требования к образованию и обучению преподавателя (п. 3.1 профстандарта) — среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).Если у Вас есть соответствие .

Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки
специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). Если у Вас нет соответствия .

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Здесь у Вас все в порядке, поскольку у Вас педагогическое образование.

Таким образом, Сергей, если Ваше среднее профессиональное образование соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), то переподготовка Вам не требуется. Требования администрации о высшем образовании противоречат не только закону, но и профстандарту.

Если Ваше СПО не соответствует . то необходима профессиональная переподготовка.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Контракт заключат не с каждым. Как стать директором школы?

Педагогическое образование кандидата не является обязательным.

Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, — разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов. — Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) — собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Читайте так же:  Когда можно написать заявление на материальную помощь

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, — отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. — Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим ­обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация — одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, — не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов. — Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, — вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. — В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно — будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей — 56 не прошли тестирование, 42 — собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, — подытоживает Алексей Рытов. — И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

Может ли быть директор без отраслевого образования?

Вопрос-ответ по теме

Подскажите генеральный директор медицинского центра без медицинского образования какие документы имеет право подписывать?имеет ли право подписывать документы (приказы) по наркотикам и иные медицинские договора?

Рассмотрев ваш вопрос можно сказать следующее, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»есть пункт:

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются:
в) наличие:
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Таким образом, полагаем, что генеральный директор, не имеющий медицинского образования не может оказывать медицинскую помощь. Однако, это не говорит об ограничении прав генерального директора, не имеющего медицинского образования, на право подписывать документы, в том числе и договоры на оказание медицинских услуг..

Аналогично решен и вопрос с оборотом наркотических веществ. Для получения лицензии необходимо иметь в штате лиц, имеющих надлежащее образование в сфере оборота наркотических средств (Положение о лицензировании, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085). Но тем не менее допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами осуществляется руководителями организаций, учреждений и предприятий независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются — организации) или лицами, их замещающими (Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 892).

Следует иметь в виду, что наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования.

Возможность иметь немедицинское образование у директора медицинской организации отсутствует в квалификационных требованиях к должностям руководителей (главный врач, директор, начальник) федеральных бюджетных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также должности директора больницы (дома) сестринского ухода и хосписа.

Квалификационные требования предъявляются и к директору, который может и не иметь медицинского образования: высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Если какие-либо ограничения в отношении директора и могут быть, то они должны быть закреплены в уставе и/или трудовом договоре с директором.

В существующей судебной практике нам не удалось найти судебных решений, которыми бы признавались недействительными договоры, заключенные директором медицинской организации при отсутствии у него медицинского образования.

При этом есть примеры судебной практики, когда формальное отсутствие у директора медицинской организации медицинского образования признается грубым нарушением лицензионных требований с привлечением организации к административной ответственности (не зависимо от того, подписывал такой директор какие-либо документы или нет): см. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.03.2015 N Ф03-213/2015 по делу N А04-5808/2014 http://budget.1kadry.ru/#/document/98/1371600/?step=6

Коллизия между ЕКС в сфере здравоохранения и Положением о лицензировании мед. деятельности существует, и, как видно из судебного решения, суды склоняются к возможности применения более жестких требований к директору мед. организации (Положение о лицензировании).

Подробности в материалах Системы Кадры: