Интернет реклама учебное пособие

Автор: | 28.10.2018

Интернет реклама учебное пособие

Интернет-реклама: Учебное пособие / А.А. Годин, А.М. Годин, В.М. Комаров. — 2-e изд. — М.: Дашков и К, 2012. — 168 с.: 60×84 1/16. (обложка) ISBN 978-5-394-00465-0, 1000 экз. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/337799

В учебном пособии рассмотрены основные аспекты интернет-рекламы, исследуются вопросы ее становления и развития в Российской Федерации и за рубежом, детально рассматривается динамика изменения аудитории средств интернет-рекламы, проводится сравнение ее с другими рекламными носителями. Для студентов экономических вузов.

Министерство образования и науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032401 – «Реклама»

Одобрено редакционно-издательским отделом ОрелГИЭТ

доктор экономических наук, профессор Орловского

государственного технического университета

Кандидат экономических наук, доцент Орловского

государственного института экономики и торговли

Б 701 Блок, М.А. Основы интернет-рекламы: учебное пособие / М.А. Блок – Орел:

Издательство ОрелГИЭТ, 2008 г – 84 с.

Учебное пособие дает систематизированное представление о построении рекламной стратегии в сети Интернет. В нем рассмотрены основные понятия и виды интернет-рекламы, ее стадии, модели ценообразования, инструменты работы с аудиторией, брендинг в сети Интернет. Пособие включает в себя глоссарий и тесты по курсу.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Реклама».

© Орел ГИЭТ , 2008

Тема 1 Интернет реклама в системе электронного бизнеса 6

1.1 Понятие электронного бизнеса 6

1.2 Интернет маркетинг 8

1.3 Особенности Интернет рекламы 9

Тема 2 Инфраструктура сети Интернет 12

2.1 Понятие и содержание сети Интернет 12

2.2 Структура сети Интернет 13

2.3 Службы Интернета 15

2.4 Аудитория сети Интернет 17

Тема 3 Особенности рекламной кампании в Интернет 24

3.1 Цели и задачи рекламной кампании в сети Интернет 24

3.2 Классификация интернет-рекламы 25

3.3 Выбор рекламных площадок 25

3.4 Стадии воздействия рекламы на пользователя 26

3.5 Виды ценообразования интернет-рекламы 27

3.6 Оценка эффективности интернет-рекламы 28

Тема 4 Внешняя Интернет реклама 37

4.2 Баннерообменные системы 39

4.3 Контекстная реклама 40

4.4 Реклама с использованием электронной почты 41

4.5 Реклама при помощи списков рассылки 41

4.6 Использование телеконференций, форумов и досок объявлений 42

4.7 Партнерские программы 43

Тема 5 Web-сайт в рекламе 51

5.1 Понятие и задачи сайта 51

5.2 Информационное содержание сайта 53

5.3 Работа с аудиторией 55

5.4 Выбор адреса и названия сайта 57

5.5 Регистрация сайта в каталогах 58

5.6 Регистрация сайта в поисковых системах 59

Тема 6 Брендинг в сети Интернет 64

6.1 Особенности построения бренда в сети Интернет. 64

6.2 Классификация брендов в сети Интернет 64

6.3 Продвижение бренда в сети Интернет. 65

6.4 Влияние брендинга в сети Интернет на деятельность компании 65

Список литературы 72

Приложение 1 Условия участия в баннерной сети Bannerz.ru …………………………………63

Приложение 2 Интернет-реклама с использованием электронной почты…………………….65

Приложение 3 Интернет-реклама с использованием списка рассылки………………………..66

Приложение 4 Прайс-лист компании «Subscribe.Ru» на ведение

Приложение 5 Условия размещения сообщений на интернет-сервисе «Бесплатная доска

Приложение 6 Партнерская программа интернет-магазина «СотМаркет»……………………70

Приложение 7 Карта сайта «Компьютерный мир»……………………………………………. 71

Приложение 8 Анкета регистрации почтового ящика на портале Mail.ru……………………..72

Приложение 9 Результаты исследования популярности русскоязычных сайтов в

Интернет реклама учебное пособие

В учебном пособии рассмотрены основные аспекты интернет-рекламы, исследуются вопросы ее становления и развития в Российской Федерации и за рубежом, детально рассматривается динамика изменения аудитории средств интернет-рекламы, проводится сравнение ее с другими рекламными носителями. Для студентов экономических вузов.

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 1

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по направлению: 0,262

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 4

‘> Тематическое направление: Media and communication

Основы интернет-рекламы

Что такое посещаемость сайта для его владельца? Ответ на этот вопрос зависит от того, для каких целей создавался веб-ресурс. Для одних количество посетителей – это реальный показатель популярности бренда, для других – увеличение доходности сайта, а для кого-то это просто повод гордиться своими успехами в инфобизнесе. Но как бы не оценивали владельцы веб-ресурсов этот показатель, увеличивать его нужно. А как это сделать? Способов море.

Что такое оценка эффективности сайта? Как оценить эффект, приносимый вашим веб-ресурсом? На что опираться при определении параметров эффективности интернет-маркетинга? Если вы не знаете ответов на эти вопросы, то велика вероятность быть обманутым ушлыми «специалистами», которые множатся в геометрической прогрессии. Давайте не будем подвергать себя риску, и разберемся с этими вещами.

Для того, чтобы появился рынок, достаточно двух слагаемых: спроса и предложения. Для интернет-рынка необходимо еще одно слагаемое: сам интернет. В этом уравнении известны все составные части, однако коммерческого успеха может добиться лишь тот, кто хорошо понимает специфику интернет-маркетинга. В чем его отличие от «оффлайн-бизнеса»?

Если заглянуть в историю интернет-рекламы, становится ясно, что её роль в качестве инструмента маркетинга возникла совсем недавно – каких-то 15 лет назад. Лишь в начале 90-х годов прошлого века, с появлением первых текстовых сообщений рекламного характера, интернет перестал быть только средством передачи информации.

Задачи, которые выполняет сайт, понятны: это информация о компании, реклама производимых компанией товаров или услуг, а также дополнительный (а иногда и единственный) способ их продажи. Но как сделать так, чтобы потенциальный потребитель узнал о существовании сайта, вышел на него и (ожидаемо) совершил покупку?

Контекстная реклама – один из современных и актуальных инструментов привлечения внимания потребителей, который активно используется многими компаниями, ориентирующимися в современных тенденциях. Однако зачастую, в погоне за экономией, руководству компании приходится выбирать: вести кампанию контекстной рекламы самостоятельно или обратиться к агентству?

Несмотря на то, что эффективность и «кликабельность» баннеров снижается, а пользователи Интернета начали болеть странной белезнью, называемой «баннерной слепотой», баннеры были, есть и, очевидно, всегда будут одним из самых популярных и дешевых способов рекламы в Сети.

Реклама. Интернет-реклама

1 Министерство Образования Российской Федерации Международный образовательный консорциум «Открытое образование» Московский государственный университет экономики, статистики и информатики АНО «Евразийский открытый институт» А.А. Романов Реклама. Интернет-реклама Учебное пособие Москва

2 УДК /.30 ББК З 562 Романов А.А. «Реклама. Интернет-реклама»: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М., с. ISBN Романов А.А., 2003 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,

3 Содержание Введение. 4 Глава 1. Сущность современной рекламы и рекламной деятельности Значение рекламы в современном мире Исторические этапы развития рекламы Развитие взглядов на рекламу и ее отличительные признаки Рекламные заповеди, функции, задачи и ее отличительные признаки Формы, виды, средства распространения, типы и отрасли современной рекламы Рекламная деятельность и аспекты ее исследования Международная рекламная деятельность Глава 2. Методологические аспекты рекламной деятельности Основные категории и понятия рекламной деятельности Рекламный процесс Социально-психологические аспекты рекламных коммуникаций Рекламная кампания Особенности и задачи рекламы на различных фазах жизненного цикла товара Проблемы определения группы целевого воздействия Особенности производства рекламных сообщений Глава 3. Формы рекламной деятельности Печатная реклама Реклама в прессе Аудиовизуальная реклама Радиореклама Телевизионная реклама Наружная реклама Рекламные сувениры Прямая почтовая реклама Рекламные мероприятия, связанные с проведением ярмарок и выставок Реклама и «public relations» Реклама и стимулирование продаж Устная реклама Глава 4. Интернет-реклама Особенности рекламы в Интернет Анализ потребителей Интернет-рекламы Основные виды рекламы в Интернет Направления размещения рекламы в Интернет Заключение Список литературы Приложение Руководство Практикум Тесты Программа курса

4 ВВЕДЕНИЕ Введение Понятие «реклама» стало в последние годы термином, вызывающим вполне определенный круг ассоциаций в экономическом, социокультурном и политическом смыслах. В экономическом смысле реклама чаще всего ассоциируется с производством, бизнесом, торговлей, коммерцией, товарами, услугами, занятостью; в социокультурном с зрелищными мероприятиями, путешествиями, модой, шоу, религиозными и благотворительными акциями, знакомствами; в политическом с политическими партиями, лидерами, выборами, лозунгами, листовками, акциями протеста, манифестациями и т.п. Реклама начинает играть значительную эстетическую роль, постепенно превращаясь в одну из форм искусства. Достаточно сказать, что в той или иной форме к рекламному творчеству в различные эпохи оказались причастны Альбрехт Дюрер, Даниэль Дефо, А. Тулуз-Лотрек, Э.-М. Ре-марк, Владимир Маяковский, А. Хичкок, Н. Пиросманишвили, Ж. Сименон, К. Лелюш. Все больше (но, к сожалению, далеко не большинство) современных рекламных «продуктов» выполняются со вкусом и мастерством и, по сути дела, являют собой изящные художественные произведения. Таким образом, диапазон воздействия рекламной информации распространяется практически на все основные формы человеческой жизнедеятельности, что позволяет говорить о некоем феномене рекламы, порожденным современным обществом и ставшим его непременным атрибутом. Под «рекламой», в частности, понимают: совокупность материалов для информирования людей с различными целями; материальные носители различной информации, предназначаемой для потребителей; объявления, сообщения, адресованные потребителю через СМИ; особый элемент и функцию маркетинга; коммуникацию между продавцом покупателем; совокупность особых мероприятий, способствующих реализации продукции, товаров или услуг; «двигатель торговли»; навязчивый коммерческий прессинг на потребителя; средство дифференциации продукции и товаров; особого рода пропаганду; отрасль предпринимательской деятельности; род и сферу деятельности сотрудников различных специализированных служб (прежде всего, рекламных агентств); поведение, имеющее целью показ собственной значимости, престижа; особый объект законодательства и др. Изучая рекламу, мы имеем дело с многоликим явлением, затрагивающим многие социально-экономические сферы. «Реклама это не просто рекламное объявление само по себе, это часть нашего общества, социальное явление, которое оказывает влияние на стиль нашей жизни и, в свою очередь, зависит от него» / Цит. по: 5; с.696 /. Реклама в исследованиях некоторых современных авторов иногда сравнивается с такими общественными и государственными институтами, как церковь и школа и даже называется «пятой властью». Этим подчеркивается значение рекламы в современной культуре, воспитании и политике. Актуальный характер исследований, посвященных анализу теории и практики зарубежной и отечественной рекламной деятельности, определяется не только этим. Во-первых, в современной России реклама начинает играть огромную роль не только в экономическом, коммерческом, но и социокультурном смысле, вовторых, отечественные исследования социально-психологических особенностей рекламы крайне немногочисленны, в-третьих, малоизученной остается нормативно-правовая база 4

5 ВВЕДЕНИЕ рекламной деятельности, в-четвертых, существенные изменения претерпевают традиционные формы рекламы и появляются новые (Интернет-реклама) и, наконец, развитие теории и практики рекламы в России существенно отличается от зарубежных аналогов. Абстрагируясь от реальной взаимосвязи множества социально-экономических факторов, обусловливающих ту или иную специфику рекламной деятельности, можно предположить, что изолированный коммерческий подход, прежде всего, заключается в последовательном анализе экономической целесообразности основных направлений рекламной деятельности. Социальный подход заключаются в приоритетном исследовании потенциальной восприимчивости потребителей к различным видам рекламного воздействия, возможностей различных способов мотивации рекламных сообщений для обеспечения эффективности их воздействия на различные социальные группы потребителей. Можно говорить и о правовом подходе к анализу рекламной деятельности. Он состоит в оценке: правовых аспектов деятельности по созданию и продвижению рекламы; соответствия содержания всех видов рекламной продукции (информации), материалов и мероприятий нормам отечественного и международного права; вопросов авторского права в рекламе. Все эти взаимосвязанные аспекты рекламной деятельности мы попытаемся осветить в настоящем пособии с целью удовлетворения потребностей и интересов научных и практических работников, экономистов и юристов, студентов различных специальностей и всех, кто в той или иной мере интересуется проблемами современной рекламы. 5

6 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 1. Сущность современной рекламы и рекламной деятельности 1.1. Значение рекламы в современном мире Явления нашей жизни многочисленны и многообразны и часто представляют собой разнообразные результаты действия природных сил, экономических и социальных законов, культурного развития, норм, правил, сложившихся традиций, особенностей жизнедеятельности социальных групп и их представителей, определенных социальных мотиваций, установок. Предпосылкой появления отдельных элементов рекламной деятельности явилось то, что «homo sapiens», самоутверждаясь в окружавшем его сложном мире, возымел желание обозначить свое место в социальной иерархии, тем или иным образом заявить не только о своем существовании, но и о своих достоинствах, способностях, умениях и профессионализме. С возникновением отношений производства и товарообмена возрастает значение информирования человека о себе как товаропроизводителе, о своем товаре, услугах, их качественных особенностях. Появляются и быстро развиваются экономические, коммерческие интересы людей, которые являются сильным стимулом развития различных, но пока еще примитивных форм рекламы. Развитие производительных сил, в первую очередь, рост промышленного, научно-технического потенциала и разнообразных средств коммуникации между людьми (от устного, рукописного и печатного слова до СМИ и компьютерных сетей) превращают рекламу в особую форму индустриальной деятельности, на которую человечество на заре третьего тысячелетия тратит астрономические суммы. Рекламная отрасль, объединяющая миллионы непосредственно занятых рекламной деятельностью работников, обеспечивает занятость еще большего количества людей, труд которых в той или иной мере или полностью зависит от рекламы. Сегодня она обеспечивает 75% доходов газет и журналов и практически 100% доходов телевидения. / 51; с.3 /. Темпы роста вложений в рекламу и прибыли от рекламного бизнеса значительно превышают темпы роста макроэкономических показателей валового национального продукта и инфляции. Мы сталкиваемся с понятием рекламного бума, окончание которого пока еще отчетливо не прослеживается, однако имеются прогнозы, что Россия, по объемам рекламной деятельности должна занять третье (после США и Китая) место в мире / Цит. по: 51; с.21 /. Феномен рекламы продолжает генерировать новые идеи в области теории рекламного бизнеса, культурологических и социальных концепций рекламной деятельности. Реклама становится объектом исследования экономистов, финансистов, статистиков, историков, социологов, психологов, юристов и искусствоведов. Конец двадцатого века характеризуется заметным ростом наименований и тиражей различных публикаций по проблемам рекламной теории и практики. Весьма актуальным направлением исследования становится международная рекламная деятельность. Российские ученые постепенно сходят с проторенных дорог зарубежной рекламной классики. Формируются различные самостоятельные направления развития отечественной теории и практики рекламы, у истоков которых стоят И. Викентьев, Л. Гермогенова, Н. Добробабенко, В. Евстафьев, И. Крылов, В. Музыкант, И. Рожков, Е. Ромат, Э. Уткин, В. Ученова, О. Феофанов и др. Сегодня можно говорить о зарождении различных рекламных школ: маркетинговой, социологической, психологической, историографической. Самостоятельное значение и развитие приобретают отдельные отрасли коммерческой и некоммерческой рекламы банковская, страховая, социальная, политическая, экологическая, спортивная реклама и др. 6

Читайте так же:  Бывшим заключенным пособие

7 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Во многих российских учебных заведениях ведется преподавание рекламных дисциплин: «Реклама», «Рекламная деятельность», «История рекламы», «Теория и правовое регулирование рекламной деятельности», «Международное и российское рекламное законодательство», «Политическая реклама», «Международная реклама», «Интернет-реклама» и др. для специалистов в области экономики, статистики, менеджмента, маркетинга, права, журналистики, прикладной информатики и других специальностей Исторические этапы развития рекламы Этапы развития теории и практики рекламы можно условно разбить на древний, средневековый, а также этап возникновения и развития рекламной индустрии. Древние формы рекламной деятельности Как уже отмечалось, рекламная практика восходит к временам молодости рода человеческого. Первой формой проторекламы, естественно, была устная реклама, зародившаяся еще до распространения письменности. В ходе общения люди передавали определенные сведения, которые могли выполнять и рекламные функции. Позже, в античные времена профессиональными распространителями таких сведений стали городские глашатаи, которые помимо оглашения административной, политической и деловой информации выполняли и роль распространителей сведений коммерческого и рекламного характера. Специфическим жанром устной рекламы можно считать рекламные песни, содержание одной из которых, предназначенной для древних жителей Афин, приводит Ф. Котлер: «Чтобы глаза сияли, чтобы алели щеки и, чтобы не увядала девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса». Практически параллельно с устной рекламой, развивалась и предметноизобразительная (наружная) реклама, берущая свое историческое начало от наскальных изображений, а также различных демонстрируемых предметов амулетов, оберегов, определенных композиций прообразов гербов и эмблем. В Древнем Египте, Греции и Древнем Риме имела место практика расписывания стен, резьбы по камню, дереву и кости рекламными сообщениями о зрелищных мероприятиях, достоинствах политических мужей и товаров. Авторы работы «История рекламы» / 62; с / проводят скрупулезный анализ развития вывесочной рекламы, ведущей начало от мраморных рельефов и их живописных аналогов. В результате археологических раскопок в Помпеях, погибших в 79 году до нашей эры, было обнаружено множество вывесок, включая вывески, выполненные красками по стенам и на специальных досках. Одним из самых древних образцов «профессиональной» рекламной продукции считается камень с рекламным обращением, относящемся примерно к III веку до нашей эры, найденный при раскопках древнеегипетского города Мемфиса и, хранящийся в археологическом музее Каира, на котором написано: «Я, Ринос, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». Прообразом современной печатной рекламы выступали наскальные надписи, древние варианты «граффити», папирусы и берестяные грамоты, подчас содержащие элементы коммерческой и политической рекламной информации. Анализ шумерской письменности (Вавилония), восходящей к IV веку до нашей эры, позволил немецкому исследователю Гансу Бухли говорить о шеститысячелетней практике рекламной деятельности и выпустить книгу «Шесть тысяч лет рекламы». У авторов античного периода Тацита и Сенеки имеются упоминания о традициях «album» (белый), состоящих в написании текстов краской по белой поверхности специальных стен, типа китайских дацзы-бао, содержащих сведения о решениях сената, о разводах и др. / 62; с /. На стенах Помпей были обнаружены также прототипы афиш. 7

8 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Еще одной разновидностью древней рекламы выступали прообразы современной торговой марки различного рода клейма, татуировки, тавро и печати, с помощью которых клеймили скот и рабов, ремесленники обозначали авторство на продукты своего труда, а также финикийские торговые марки, служившие свидетельством качества товаров. Естественным нам представляется предположение и о древних корнях такой формы рекламы как рекламные сувениры. Их роли, по-видимому первоначально играли различного рода сакральные предметы, преподнесение которых чаще всего выполняло культовые функции. Произведя данный краткий обзор можно констатировать, что к периоду античной рекламы относится начальное становление перечисленных форм рекламы, создаются первые предпосылки для появления профессиональной рекламной деятельности в области коммерческой, политической и социальной рекламы. Средневековый этап развития рекламы Для средневекового этапа развития рекламной практики (V ХVI века), прежде всего, характерно дальнейшее существенное развитие древних форм рекламы. Развитие устной рекламы осуществлялось по ряду направлений. Помимо городских глашатаев, в ХI-ХП веках в европейских странах появляются так называемые «герольды» (от нем. «herold» вестник, глашатай), которые при дворах королей и крупных феодалов выполняли функции доведения до подданных их указов, роль распорядителей на торжествах и рыцарских турнирах, а также занимались составлением родословия, летописных материалов и др. Своеобразной разновидностью престижной рекламы выступало, осуществляемое герольдами перед рыцарскими турнирами, так называемое блазонирование (от глагола «blasen» трубить в рог), которое означает оповещение публики о символике гербов, эмблем, точной идентификации родовой принадлежности рыцарей, степени их знатности и доблести. Оно, как правило, сопровождалось своеобразным «музыкальным» аккомпанементом, предшественником звукового лозунга звуками рога, трубы и т.п. К фольклорным разновидностям устной рекламы в средневековый период можно отнести / 62; с /: «Крики улиц» сообщения бродячих торговцев, ремесленников, фокусников, акробатов и др. о различных товарах и услугах. Сообщения зазывал кабатчиков, лавочников или приказчиков таверн, лавок, харчевен, лабазов, винных погребов, балаганов, а также ярмарочный фольклор. Из отечественной истории и литературы широко известна практика зазывал, которые исстари на праздниках, народных гуляниях ярмарках и базарах, с песнями, частушками и прибаутками расхваливали те или иные товары. В средние века получает значительное развитие предметно-изобразительная (наружная) реклама. Это, в первую очередь, связано с широким распространением геральдических атрибутов, а также торговой и цеховой эмблематики. Сильно активизируется конфессиальная (религиозная) реклама, что обусловлено существенным усилением и закреплением основных ветвей религии в различных странах мира. Появляются предшественники современного плакатного жанра в виде гравюры. Наконец, поистине революционным событием стало изобретение Иоганном Гутенбергом в 1445 г. печатного станка, которое подготовило предпосылки для возникновения различных видов печатной рекламы. Следует иметь в виду, что изобретенный в Китае наборный способ воспроизведения иероглифов известен с ХI века, однако он не произвел того взрывного эффекта, который произошел в Европе благодаря изобретению И. Гутенберга. 8

9 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рождение первой печатной рекламы датируется 1473 годом, когда в Англии (Лондон) Уильям Кокстон отпечатал и распространил листовку о продаже книги религиозного содержания. К концу ХV века в Европе работало около 200 типографий в 69 городах / 62; с.100 /. В этот же период появляются такие новые виды рекламной продукции, как печатное объявление, каталог, проспект, прейскурант, «летучий листок» и афиша. Культурологи считают, что появление печатного тиражирования информации предопределило третью информационную революцию (первая формирование речи, вторая изобретение письменности). Возникновение и развитие рекламной индустрии Основной чертой данного периода выступает возникновение и развитие множества новых, нетрадиционных форм рекламы, что, в первую очередь обусловлено промышленной революцией, существенным развитием рыночной экономики и серией крупнейших достижений научно-технического прогресса. Появлению первых газет предшествовало появление новых специфических профессий английских «newsmens», французских «нувеллистов», итальянских «новелланти» и «газеттанти», то есть сборщиков, переписчиков и разносчиков новостей. В ХVI веке в Венеции стоимость услуг профессионального переписчика новостей в виде «листков сообщений» оценивалось в одну мелкую серебряную монету «gazzetta». В обиходный язык слово «газета» вошло с 1631 года, когда Теофраст Ренодо ( ) создал французскую «La Gazette», переименованную в 1762 году в «Gazette de France», которая просуществовала до 1914 года. Таким образом, уже в ХVI веке были созданы серьезные предпосылки для быстрого развития прессовой рекламы, имеющей весьма существенное значение и в наши дни. В 1568 г. появляется первый прототип современной газеты баварская протогазета торговоростовщического дома Фуггеров, а в 20-х годах ХVП века первые английские газеты. Со временем они становятся средством распространения рекламной информации и, кроме того, возникают газетные издания с чисто рекламной и коммерческой направленностью в 1625 г. появляется первая реклама в английской газете, в 1704 г. первая рекламная газета «Бостон Ньюслеттер», в 1783 г. первая американская ежедневная рекламная газета и в 1887 г. первая журнальная реклама (США). С ХIХ века по настоящее время пресса становится главным источником рекламной информации практически во всех странах мира. Важнейший этап развития рекламной деятельности связан с промышленным переворотом, происходившим в разных странах с 60-х годов ХVIII века (Англия) до конца ХIХ века. Изобретение и внедрение в производство станков и машин стало фактором массового производства товаров и породило проблемы сбыта, разрешение которых было бы невозможным без реализации комплекса стимулирующих мероприятий, а, следовательно, и рекламы. Задачи реализации товаров приводят к развитию инфраструктуры строительству дорог, по которым перевозятся не только товары, но и рекламная информация о них, сети сбытовых организаций и торговых предприятий. Возникает профессия коммивояжера (фр. «commis-voyageur» странствующий служащий), которая имеет существенное значение и в современном рекламном бизнесе. Большое значение для развития печатной и прессовой рекламы имело изобретение французским художником Луи Дагером в 1839 году принципа дагеротипии, послужившего основой для развития фотографии. Использование фотографических снимков для иллюстрации рекламных сообщений коммерческого характера, политических листовок и плакатов 9

10 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ существенно повысили эффективность рекламной продукции. Это, в первую очередь, связано с тем, что фотографические изображения рекламируемых товаров вызывают значительно больше доверия потребителей, нежели рисунки. Изобретение телеграфа в 1844 году не сыграло значительной роли для развития рекламной практики, однако выступало как первоначальный этап дальнейшего развития телексной и факсимильной связи. На основе открытий и изобретений американского физика Ч. Пейджа (1837), французского механика Ш. Бурселя (1854), немецкого изобретателя Ф. Рейса (1861), американских физиков Э. Грея и А.Г. Белла (1876) и Д. Юза (1878) появился прототип современной телефонной связи, который в дальнейшем позволил развивать такую разновидность устной рекламы, как реклама по телефону, а также использовать телефон в качестве одного из компонентов некоторых видов аудиовизуальной рекламы. Изобретение фонографа Т. Эдисоном в США (1877) предшественника граммофона и других приборов механической звукозаписи сделало еще один значительный вклад в развитие аудиовизуальной рекламы. Новая форма рекламы радиореклама была интернациональным детищем и возникла в связи с изобретениями русского ученого А.С. Попова (1895), итальянца Г. Маркони (1897), немецкого исследователя К.Ф. Брауна (1901), англичанина Дж. Флеминга (1904) американцев Р. Фессендера и О. Шлемильха (1905) и других ученых, занимавшихся усовершенствованием принципов радиосвязи. В начале 20-х годов в ряде стран стал осуществляться массовый выпуск радиоприемников, а в 1926 появляется первая коммерческая радиостанция в США. С концом ХIХ века (1871) связано и возникновение первого рекламного агентства в США и получившего широкую известность филадельфийского рекламного агентства «Айер и сын» (1890). Современная численность рекламных агентств в различных странах сегодня уже близка к стотысячной отметке. ХХ век привнес ряд серьезных изобретений и событий, существенно ускоривших развитие рекламной теории и практики. В 1917 году была сформирована американская ассоциация рекламы. «Дядя Сэм» впервые появился на рекламных плакатах, призывающих новобранцев в армию США (плакат по замыслу похожий на отечественный плакат 1919 года «А ты записался в добровольцы?»). К 1920 году можно отнести начало исследований психологических аспектов рекламы, впервые предпринятых Стенли и Элен Резор (США). В конце ХIХ века, в 1895 г. изобретаются киноаппараты братьев Люмьер (Франция), М. Складановского (Германия), в 1886 г. Р. Поула (Англия), А. Самарского (Россия) и в 1987 г. Ф. Дженкинса (США), появляется сначала немое, а в 20-х годах ХХ века звуковое кино. Довольно быстро развивалась радиореклама, со второй половины 20-х годов начинает развиваться практическое телевидение и к середине 40-х годов оно приобретает массовый характер. В 1947 году в США создается первое коммерческое телевидение. Реклама «завоевывает» канал СМИ, который до нынешнего времени выступает как самый массовый и, одновременно, самый дорогостоящий. Дальнейшие годы характеризуются быстрым развитием профессиональной и бытовой аудио- и видеотехники. Важнейшим фактором, связанным с появлением самой молодой формы компьютеризованной рекламы стало изобретение компьютера, широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности. Появившаяся в начале 90-х годов ХХ века сеть «Интернет» стала быстроразвивающейся средой для коммерческих, маркетинговых и рекламных коммуникаций. 10

Читайте так же:  Возврат по претензии 10 дней

11 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Реклама в России О развитии рекламы в России имеются несколько отрывочные сведения, по которым трудно воссоздать ее полную картину. Существуют две точки зрения по этому вопросу. Некоторые исследователи рекламы считают, что в дореволюционной России, а также в Советской России периода НЭПа рекламное дело процветало, другие исследователи дают иную характеристику этим этапам. Так, известный ученый и практик в области рекламы И.Я. Рожков, признавая факт заметного развития рекламной деятельности в России в указанные периоды, все-таки высказывает мнение, что в России «никогда не было подлинного осознания важности и необходимости радикального совершенствования рекламного дела для развития коммерции и укрепления экономики» 1. Становление товарного хозяйства, являющегося объективной основой развития рыночных отношений, а вместе с ними и необходимых информационных потоков, произошло в России значительно позже, чем в европейских странах. Соответственно и коммерческая реклама, как и другие источники информирования населения, появилась в России также позже. Более того, информационный процесс в России XVI XVII вв. носил крайне специфический характер. В то время как в странах Запада набирали темп развитие производства и коммуникативные, в том числе рекламные средства, способствовавшие такому процессу, в России даже привилегированные слои населения почти не обладали информацией о том, что происходит в экономической жизни страны и в мире. Говорить о рекламировании среди населения производимых в стране товаров в такой ситуации информационного вакуума, естественно, было весьма проблематично. Так, почти одновременно с европейскими странами в 1621 г. в России появилась первая газета под названием «Вестовые письма, или Куранты». Эта «газета» по своему назначению выполняла скорее роль «информационного бюллетеня». Кроме того, по своей форме она была не печатной, а рукописной. Газета сообщала новости о жизни при иностранных дворах, о войне и разнообразные «были и небылицы», например о том, как живут люди за морем и океаном и какие чудеса там творятся. Однако эта газета не доходила даже до узкого круга читателей из знати. Ее тираж составлял всего два экземпляра: один для царя Михаила Федоровича, а другой для боярской Думы. В период царствования ряда последующих царей (вторая половина XVII-XVIII в.) начался информационный прорыв в российском обществе. Потоки информации шли из зарубежных стран. Развитие отечественного производства в годы царствования Петра I, а затем Екатерины II, развитие культуры все эти факторы способствовали и началу рекламной деятельности в стране. Она, естественно, не реализовывалась в форме широких рекламных кампаний, но уже наблюдалось появление различных форм и видов рекламы для сравнительно широких слоев населения. Некоторые из них приобрели сразу специфический характер, позволивший говорить об определенном, русском стиле рекламы. Первой формой рекламы, вошедшей в быт русского народа, стали «потешные» листы, получившие в России название «лубки». Они представляли собой гравюры на бумаге с жанровыми сценами, посвященными разнообразным темам: политическим, религиозным, развлекательным (потешные). Лубками они назывались потому, что их изготавливали методом ксилографии: вначале изображение вырезалось на деревянной доске (лубке), а затем штамповалось на бумаге. Лубки получили очень широкое распространение в народе. Почти 1 Рожков И.Я. Реклама. М., С

12 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во всех деревенских избах висели на стенах лубочные жанровые картины, представлявшие собой элементы крестьянской культуры. Лубки распространились и на литературу того периода. Народные сказки нашли свое отражение также в лубковой живописи. Лубки можно рассматривать как модификацию первой печатной рекламы в России. Выпускалось множество лубков, являвшихся по существу рекламой каких-нибудь товаров российского или «заморского» происхождения. Помимо картинок на таком лубке располагался короткий текст, сообщавший о товаре и его полезных качествах. Например, выпускались лубки, рекламировавшие табак, сахар, медовые и фруктовые напитки и многие другие продукты, а также предметы домашнего обихода. Создавались лубки и по указу царской службы, когда дело касалось пользы государства и его населения. Так, при Екатерине II был выпущен лубок о пользе прививок против оспы с повелением распространить его в народе. На лубке-рекламе изображалась привитая «девка бела» и не привитая, заболевшая «девка ряба». Распространилась на Руси и устная уличная реклама. Коробейники и менялы ходили по деревням и селам, громко зазывая народ купить товары. Скоморохи, уличные циркачи и другие бродячие люди тоже появлялись в селах и маленьких городках и своими театрализованными костюмами и действиями привлекали народ на зрелища. Яркость костюмов, жесты, мимика, пронзительные голоса и непременный юмор в призывах комедиантов и торговцев, несомненно, были отличными рекламными приемами, хорошо отработанными и проверенными в течение многих лет. Яркие рисунки, громкие крики всякого рода зазывал являются характерной чертой российской ярмарочно-балаганной рекламы. Характерным образцом такой фольклорной рекламы был изобретенный в народе раек, который представлял собой зрелищную шарманку, внутри которой двигалась лента соединенных лубков или фигурок. Игра на шарманке сопровождалась одновременным показом действа помещенных внутрь фигурок. Появился даже особый вид стиха раешный, сочетавший в себе звук, ритм, рифму и особую манеру ярмарочного исполнения. Русская ярмарка, таким образом, носила совершенно специфический характер. Она представляла собой единство праздника и дела, развлечения и коммерции. И трудно было, на первый взгляд, различить, что для чего существует: широкие увеселения для поддержки торговли или торговля служит для поддержки народных гуляний. Однако, что бы ни лежало в ее основе, ярмарка сама по себе являлась очень яркой рекламой и рекламировала саму себя. В этом, вероятно, и скрывается тайна русских народных ярмарок и их славы, распространившейся за рубежом. Ярмарка была не мероприятием, проводившимся с какой-то внешней по отношению к ней целью, а событием, цель которого заключена в нем самом. Очень заметным явлением в истории русской городской рекламы является наглядная наружная реклама, в первую очередь «вывеска». Современники отмечали, что самым примечательным элементом городского пейзажа были вывески. Об этом свидетельствуют и фотографии городов XIX начала XX века. Глядя на них, удивляешься огромному количеству вывесок, размещенных в несколько рядов на фасадах домов. Вначале в качестве таких вывесок служили предметы сбыта товара или услуг мастера-ремесленника: пук соломы на воротах означал постоялый двор, обруч сообщал об услугах бондаря, кожа теленка о ремесле сыромятника или шорника. Затем, по мере развития ремесла и торговли, предметные вывески стали вытесняться более удобными и броскими живописными. Вырабатывались даже специальные приемы искусства создания вывесок. Не случайно известный русский поэт Максимилиан Волошин считал, что именно вывески как нельзя лучше определяют «физиономию» улицы уже потому, что они постоянно висят на своих местах. 12

13 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Многие русские художники, писавшие городские пейзажи, отражали этот элемент внешней рекламы в своих картинах, например, Борис Кустодиев, Михаил Ларионов, Кузьма Петров-Водкин. Последний уделял этому аспекту рекламного творчества в России особое внимание и даже считал вывески «школой первой ступени» для художника. Многие вывески в дореволюционной России действительно выглядели настоящими шедеврами по своим изобразительным качествам и, что было более важно, искусно представленному предмету рекламирования. Оба эти фактора имели первостепенное значение для «направления спроса» в условиях многоязычия и подавляющей неграмотности людей, пришедших из деревень в города. Кончался XIX в., наступало первое десятилетие нового, XX столетия. Это были годы экономического и промышленного подъема, в то же время начали проявляться признаки будущих тяжелых потрясений: первой мировой войны, революций. Реклама XIX в., носившая национальный, фольклорный характер, мало связанная с политикой и большим бизнесом, должна была уступить место новым ее формам, с новым содержанием, а новыми экономическими целями. Необходимо было приблизить ее к реальным экономическим и производственным процессам в стране, сделать ее рекламой массового товара для массового потребителя. И если в Америке и странах Западной Европы такой процесс экспансии рекламного бизнеса во все сферы жизни общества набирал все более высокие темпы, России, вероятно, не хватило для этого времени. Кроме того, специфика российского менталитета часто предполагала глубокое, вплоть до философского, осмысливание происходящего. Можно назвать ряд отечественных публикаций, в которых достаточно детально исследовались вопросы: «служит ли реклама благому делу или она безнравственна». Возможно, были и другие причины, задержавшие в эти годы развитие рекламы. Наступающие тяжелые времена уже ограничивали старые, фольклорные формы ее проявления. Время же новой, товарно-рыночной, коммерческой рекламы еще не пришло. Реклама в СССР. Сразу после свершения революции в октябре 1917 г. появился декрет Правительства о введении государственной монополии на рекламные объявления. С этих пор реклама по существу прекратила свое существование в России, а затем и в образованном в 1920 г. Советском Союзе. Несколько коротких лет НЭПа в стране (середина 20-х начало 30-х годов) можно рассматривать как короткий всплеск развития рекламы. В 1921 г. был издан правительственный декрет о разрешении помещать в газетах объявления от государственных организаций, кооперативов и частных лиц. Правительство также санкционировало создание рекламных агентств, в основном государственных. Реклама была официально объявлена важным средством пропаганды среди населения отличительных качеств советского образа жизни, в основу ее темы была положена идея прекрасного будущего. Особенно красочно оформлялись плакаты с лозунгами борьбы за это будущее. При этом реклама приобрела характер орудия государства в борьбе между социалистическим и частным секторами экономики. Многие художники и поэты были причастны в этот период к созданию и распространению рекламы. Всем известна деятельность В. Маяковского в «Окнах РОСТА». Он написал более 100 стихотворных рекламных текстов, проиллюстрированных художником А.М. Родченко, которые были удостоены серебряной медали на международной художественно-промышленной выставке в Париже в 1925 году. Получили широкую известность самобытные рекламные картины вывески Н. Пиросманишвили. Известные советские художники того времени разрабатывали специальный дизайн рекламных объявлений и госзнаков. По качеству выполнения, профессиональному использованию красок и дизайна реклама 30-х годов может рассматриваться как образец рекламного искусства в Советской 13

14 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ России. Однако, несмотря на всю красочность и пользу, которую принесла официальная реклама в эти годы, следует отметить, что она по существу не выполняла своей главной функции быть посредником между производителем и потребителем. В стране не было серьезной конкуренции между производителями, поскольку НЭП не означала подъема и развития мощных частных промышленных предприятий и ограничивалась мелкими частными структурами. Большого рынка товаров в стране не было, и реклама частных мелких предпринимателей не могла сравниться с развившейся за рубежом в этот период индустрией рекламного дела. С отменой НЭПа и целенаправленным развитием социалистической экономики в СССР реклама вновь, как и после революции 1917 г., исчезла как полноценный инструмент экономического развития. Перестала существовать не только частная реклама для частных лиц, но и утратила свое значение также и реклама, производимая и контролируемая самим государством. На протяжении пятидесяти лет доперестроечного периода реклама в СССР развивалась очень слабо и в наиболее существенной степени была ориентирована на внешнеэкономическую деятельности государства. Реклама в постсоциалистической России. Реклама, обращенная к массовому потребителю, появилась впервые в СССР в 80-е годы, в годы перестройки. Она начала свое развитие с объявлений в средствах массовой информации о зарубежных товарах; при этом, естественно, иностранные фирмы платили за ее размещение значительные суммы денег. Затем было разрешено часть газетных площадей отдавать под рекламу отечественных предприятий. Вторая половина 80-х первая половина 90-х годов это период «внедрения» нового, незнакомого явления «рекламы» в жизнь начинавшего изменяться общества постсоциалистической России и других республик бывшего СССР. Современный период конец 90-х годов можно назвать бумом в российской рекламной деятельности. Если рассматривать качественный аспект изменений в экономиках других бывших социалистических республик, можно также говорить если не о буме, то о начале распространения рекламного бизнеса и в этих республиках. В России развивается целая индустрия рекламного бизнеса. Об этом свидетельствуют четыре таких очевидных показателя: быстро растут суммарные объемы вложений в рекламу; происходит неуклонный рост числа рекламных агентств (по состоянию на конец прошлого века удельный вес, производимой ими рекламной продукции достиг 40%); большую роль в качестве рекламопроизводителей играют СМИ, дающие около трети объема всей рекламной продукции, что не свойственно ни одной современной экономически развитой стране; быстро растет количество людей, занимающихся рекламой как своей основной специальностью. Не менее важным показателем развития рекламного бизнеса в России, а также в других странах СНГ является характер восприятия рекламы населением этих стран. Если в первое «перестроечное» время реклама рассматривалась как абсолютно чужеродное явление и по многим причинам отвергалась значительным числом людей, то в настоящее время временами проявляется тенденция к несколько большей терпимости в оценке рекламы в жизни общества и стабильно негативным продолжает оставаться лишь отношение к самой навязчивой телевизионной рекламе. 14

Читайте так же:  Справка об открытых расчетных счетах образец заявления в налоговую

15 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.3. Развитие взглядов на рекламу и ее отличительные признаки Началом теоретического осмысления многовековой рекламной практики стал ХIХ век, когда во многих странах стали появляться первые издания, в которых осуществлялись попытки помочь рекламодателям советами в области качественного производства и рационального размещения рекламной информации. В 1802 году в Веймаре (Германия) выходит учебное пособие «Как писать рекламные объявления», в Англии, в 1846 году выходит «Справочник газет» Чарльза Митчелла, а в 1874 году работа Генри Сэмпсона по истории всемирной рекламы. Американец Натаниэль Фаулер издает в конце 80-х годов работу «Реклама и пресса», а в 1892 году фундаментальный труд «Осуществление бизнеса», посвященный, в частности, достаточно глубокому анализу проблем рекламной деятельности. Большую известность получили также работа его соотечественника Чарльза Бейтса «Good Advertising» (1896) и несколько позже изданная шеститомная энциклопедия «Искусство и литература в работе на бизнес». В России в 1894 году появляется работа Н. Плиского «Реклама. Ее происхождение и история», а в 1898 году работа А. Веригина «Русская реклама». Единичные определения и оценки рекламы, существовавшие до ХIХ века, в условиях издания многочисленных печатных работ становятся массовыми, и характерно то, что первые из них чаще носили негативный характер. Английский писатель Сэмюэл Джонсон еще в 1761 году отмечал, что душа рекламы большие обещания. Немецкий социалист Фердинанд Лассаль, возглавивший в 1863 году движение недовольства рекламными приемами, вероятно, был одним из самых известных пионеров интерпретации рекламы как орудия господствующего класса, обогащающего богатых и ущемляющего бедных. Довольно авторитетный экономист Густав Шмоллер в начале ХХ века писал, что «наука о рекламе скрытое обучение тому, как воздействовать на легковерие и глупость по большей части посредством лжи, похожей на правду». Его поддерживал еще один известный немецкий экономист Вернер Зомбарт, считавший: «Реклама это явление современной культуры, в котором при всем желании ничего, кроме суетности, не найти. Она во всех своих видах и проявлениях способна вызвать только отвращение любого человека со вкусом» / Цит. по: 62; с.208 /. Стюард Чейз (США) в 1925 году считал, что «в нормальном обществе 90% людей, вовлеченных в рекламную деятельность, могли бы заниматься более полезным делом» / Цит. по: 5; с.696 /. В противовес этому мнению можно привести слоган Международной рекламной ассоциации, опубликованный в журнале «Newsweek»: «Когда реклама делает свою работу, миллионы людей сохраняют свою» / 65; с.18 /. Со временем менялись и российские оценки рекламы. Достаточно вспомнить весьма характерное высказывание ХIХ века: «многие из русских полагают, «реклама» (в каком бы виде она не появилась) не более, как одно из орудий «надувательной» системы и, поэтому безусловно вредна» / 44 /. Несколько позднее (1898 год) появляются уже менее жесткие оценки: «В зависимости от того, что именно несет реклама, к чему возбуждает внимание, что именно проповедует и может решиться вопрос о ее пользе и вреде. В одном случае она может явиться благодеянием, в другом бедствием, как и всякое другое средство цивилизации» / 8; с.4 /. В начале ХХ века издатель журнала «Комиссионер» Э.Ж. Завадский в одной из своих статей отметил, что «давно уже признано, что всеобщее осведомление, рекламирование единственный верный и прочный залог успеха и процветания всякого дела». А держатель первой российской конторы объявлений созданного в 1878 году прообраза современного рекламного агентства мелкий предприниматель Людвиг Метцль был автором фразы: «объявление есть двигатель торговли», модификация которой «реклама двигатель торговли» стала общеизвестной. 15

16 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Традиционный американский оптимизм по отношению к рекламе один из известных американских социологов Дэниэл Бурстин остроумно объясняет тем, что несмотря на бездарность рекламной кампании по привлечению поселенцев в Америку, которая проводилась с лживыми обещаниями обилия золота, серебра и оленины, Америку все же населили люди, поверившие рекламе таков был естественный отбор приехавших. В настоящее время накопилось множество определений рекламы, которые можно расклассифицировать на три многочисленные группы в соответствии с тремя основными концепциями, которые условно можно разделить на маркетинг-коммерческую, социально-психологическую (в большей мере отвечающую современной концепции социального маркетинга), и универсальную. При этом, естественно, имеется в виду, что «внемаркетинговой» концепции рекламы не может существовать, так как она, в первую очередь является его функцией и элементом. Маркетинг-коммерческая концепция рекламы Большинство классических определений рекламы в рамках данной концепции относятся к рекламе в средствах массовой информации СМИ и соответствует английскому термину «Advertising», произошедшему от возникшего примерно в 1655 году слова «Advertisement», которое использовалось в библии для обозначения пришедших свыше извещений или предупреждений. Альберт Д. Ласкер определял рекламу как «торговлю в печатном виде». Арманд Дейан / 18; с.6,9 / считает ее одним из видов передачи информации в торговле и одним из четырех главных компонентов маркетинга (товар, цена, сбыт, реклама) и определяет рекламу как платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через СМИ и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы. Таким образом, подчеркиваются как коммерческий характер, так и следующие основные признаки рекламы: платность (основывается на выделении средств рекламодателем или спонсором за передачу сообщения) и ее однонаправленность (воздействие на потребителя идет от рекламодателя с надеждой на соответствующую реакцию, например, покупку). Не личность обращения отличает факт рекламного контакта от факта продажи и, наконец, опосредованность рекламы состоит в том, что чаще всего передача сообщения совершается через ряд посредников СМИ, почта, выставки и т.д. Позднее мы попытаемся показать, что не бывает правил без исключений. Явно коммерческий характер рекламы отмечается и в работе Когана А.Ф. и Шапошниковой Н.Н. / 28; с.8 /, где отмечается, что под рекламой авторы понимают «любое мероприятие или систему мероприятий, направленных на привлечение внимания покупателя к фирме (реклама престижа) или к реализуемому товару». Л.Н. Хромов определяет рекламу как «целенаправленное стремление оказать воздействие на продажу или покупку товаров (услуг)» / 68; с.10 /. Аналогичное мнение высказывает В. Перепелица, считающий, что «реклама существует ради того, чтобы привлечь к товару или услуге столько потребителей, сколько нужно, чтобы этот товар или услугу было выгодно производить» / 43; с.10 /. Коммерческо-пропагандистский характер рекламной деятельности отмечал Россер Ривс. Реклама, по его мнению, есть искусство внедрения уникального торгового предложения в сознание наибольшего числа людей при наименьших затратах / 49; с. 168 /. В одном из отечественных справочников по маркетингу реклама определяется как формирование производителем (рекламодателем) у покупателя определенного положительного представления о потребительских свойствах товара. Реклама, таким образом, это коммерческая пропаганда. / 33; с.163 /. 16

17 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Социально-психологическая концепция рекламы Данная концепция представлена, в первую очередь, определениями, в которых подчеркивается значение коммуникационной роли рекламы и ее социальная специфика. В.Е. Архипов определяет рекламу как мысль, которую нужно довести до потребителя / 2 /. К.Т. Фридлендер / 67; с.6 / считал, что конечной целью всякой рекламы является воздействие на сознание человека в такой степени, чтобы побудить его к совершению известного поступка, чаще всего заключающегося в покупке данного товара. Действительно, для того, чтобы превратить человека сначала в потенциального потребителя, а затем и в покупателя, необходимо такое воздействие на сознание, которое сформировало бы убеждение, что предмет рекламы отвечает его запросам. И только после этого можно ожидать того или иного рекламного эффекта. Профессор маркетинга Северо-Западного университета США Ф. Котлер склонен считать, что реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования / 29; с.511 /. Авторы весьма популярной в России практически первой капитальной переводной работы в области рекламы «Реклама: теория и практика» Сэндидж Ч., Фрайбургер В. и Ротцолл К. / 58; с.54 / рассматривают рекламу как «форму коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя». Подчеркивая роль коммуникационной функции рекламы немецкий исследователь Вальтер Шёнерт отмечает, что коммерческие результаты вторичны и выступают лишь как следствие эффективных коммуникативных связей / 69; с /. Социальный аспект определения рекламы наглядно представлен в определении канадского социолога Маршалла Маклюэна, который отмечал, что реклама это спрессованный образ современности, аккумулирующий в себе чувства и опыт всего общества. Из современных отечественных исследователей весьма отчетливую социальнопсихологическую трактовку рекламы дают авторы работы «История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа» В.В. Ученова и Н.В. Старых, которые определяют ее как «ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужным рекламодателю выбору и поступку» / 62; с.9 /. Можно заметить, что некоторые определения коммерческой направленности и определения, акцентирующие внимание на коммуникационной функции рекламы, противоречат друг другу. В частности, коммуникация может быть прямой (не опосредованной) и личной, она часто предполагает наличие обратной связи между коммуникатором (передатчиком сообщения) и реципиентом (получателем сообщения), что противоречит жесткости принципа «однонаправленности» рекламы. Наличие выраженной обратной связи мы можем, наблюдать, к примеру, в устной рекламе и рекламе в сети Интернет. Концепция универсальности рекламы Данная концепция приковывает к себе все большее внимание представителей различных наук. Это связано с тем, что такой объект исследования как рекламная деятельность, предполагает детальное исследование ее самых различных аспектов в процессе производства, продвижения и потребления различного рода рекламной информации, участие в этом процессе широкого и весьма неоднородного круга лиц, обладающих большим спектром интересов. Согласно данной концепции рекламная деятельность не замыкается на коммерческих интересах, использовании СМИ и социально-психологических оттенках коммуникационного процесса. Отсюда возникает обоснованность расширительной трактовки рекламы. 17

18 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Американская маркетинговая ассоциация (АМА) считает, что это любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора. В новом энциклопедическом словаре 2000 года издания / 37; с.1017 / есть элемент определенного расширения функций рекламы. Она определяется как «информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусства и др.». Французский специалист в области создания рекламных имиджей Ж. Сегал / 18 / считал, что «реклама давно уже не просто слово в торговле. Это слово в политике, слово в общественных отношениях, слово в морали». Известный российский специалист в области теории и практики рекламы И.Я. Рожков дает следующее определение. «Реклама это вид деятельности, либо произведенная в ее результате информационная продукция, реализующае сбытовые или иные цели промышленных и сервисных предприятий, общественных организаций или отдельных лиц путем распространения оплаченной ими и идентифицирующей их информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное направленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание с целью вызвать определенную реакцию выбранной аудитории» / 51; с.24 /. В данном определении подчеркивается, что реклама охватывает весьма широкий круг рекламодателей и предназначена для реализации самых разнообразных целей. По сути дела, универсальную трактовку рекламы дает и Закон Российской Федерации «О рекламе» ( 108 ФЗ от ), в котором отмечается: «Реклама распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний» / 74 /. Такой трактовки рекламы придерживаются и авторы учебника «Рекламная деятельность» Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К. и др. / 42 с. 8 /. Анализируя разобранные концепции, следует подчеркнуть естественное наличие различных аспектов рассмотрения рекламы, каждый из которых связан с конкретными задачами исследователей. Актуальным представляется углубленное изучение экономических, социальных и правовых аспектов теории и практики рекламы Рекламные заповеди, функции, задачи и роли рекламы Сущность и логика рекламного процесса во многом зависит от первоначальных исходных позиций, априори установленных принципов или заповедей. Авторы учебных и научных публикаций называют и трактуют их по-разному. Попробуем присоединиться к тем из них, которые называют эти исходные позиции рекламными заповедями и перечислить главные из них. Десять рекламных заповедей: 1. Сформировать у потенциального потребителя образ фирмы, товара (его производителя или продавца), лица или явления 1, перейти от полного отсутствия информации, незнания к ОСВЕДОМЛЕННОСТИ об их существовании. 2. Преодолеть барьер недоверия к предмету рекламы и сформировать у потребителя определенные ЗНАНИЯ о рекламируемом товаре (фирме). 1 В дальнейшем для простоты изложения будем говорить о товаре (фирме). 18