Содержание:
Иммиграция в Испанию: евреям-сефардам будет предоставляться автоматическое гражданство
Иммиграция в Испанию: евреям-сефардам будет предоставляться автоматическое гражданство
Правительство Испании нацелено сегодня не только на борьбу с финансовым кризисом: немало внимания уделяется и общественной позиции по вопросам идеологической дискриминации, ксенофобии и расизма. Например, уже запланирована реализация крупномасштабных программ, направленных на упрощение процедур по иммиграции в Испанию евреев сефардского происхождения (субэтническая группа евреев, исторически сформировавшаяся на Пиренейском полуострове).
Сефарды смогут получить гражданство, минуя долголетнее ожидание
После волны антисемитских шуток, распространявшихся недавно во Франции, а также после неоднократных призывов испанской общины к внесению поправок в Уголовный кодекс королевства для регулирования межрасовых взаимоотношений в обществе правительство Испании подготовило ряд важных нововведений, позволяющих решить назревающую проблему. Наиболее значимой поправкой в Гражданском кодексе является упрощенная иммиграция в Испанию сефардов: они смогут автоматически получить гражданство, доказав свое происхождение.
Новая инструкция, регулирующая данный процесс, была представлена министром иностранных дел и министром юстиции Испании. Теперь потомки евреев, бежавших из королевства в конце 15-го века, смогут вернуться на историческую родину в любое время. По данным Министерства юстиции Испании, таких людей сегодня в мире насчитывается около 250 тыс. человек, и каждый может надеяться на толерантность испанского народа. Вопрос о том, как иммигрировать в Испанию, для этой группы населения больше не стоит. В качестве доказательства своего происхождения можно будет предоставить соответствующий сертификат, выданный Федерацией еврейских общин. После этого для получения гражданства останется лишь принести присягу Конституции и королю.
Иммиграция в Испанию: под защитой правительства
Для многих евреев-сефардов вопрос репатриации довольно актуален: кто-то мечтает вернуться на родину предков, а для кого-то принципиален сам факт восстановления справедливости. Ведь люди были вынуждены бежать из страны, отказавшись принять христианство, которое им навязывали. Те же, кто остался верен родине и религии, погибли. Иммиграция в Испанию для их потомков – это шанс начать все с чистого листа.
При этом потенциальные иммигранты еврейского происхождения могут быть уверены, что на проблему расовых преследований теперь никто не будет закрывать глаза: согласно обновленному Уголовному кодексу Испании, отрицание фактов преступлений против человечества, а также их фальсификация теперь будут приравниваться к проявлению насилия и разжиганию расовой и религиозной ненависти. Примечательно, что изменения в Уголовном и Гражданском кодексах страны совпадают по времени, что подтверждает решительный настрой правительства.
Новости Испании
Государственная испанская железнодорожная компания “Adif” и американская компания “Virgin Hyperloop One” в сентябре этого года подписали соглашение об открытии в Бобадилье (Малага) эксперементального центра по развитию проекта Hyperloop — создание высокоскоростного вакуумного поезда, способного развить скорость 1200 километров в час. В рамках данного соглашения в данный Центр будет инвестировано порядка 450 млн. евро.
Возвращение евреев в Испанию и Португалию
Возвращение евреев в Испанию — процесс возвращениям евреев в Испанию (где ныне живут 45−50 тысяч евреев) и Португалию (где ныне живёт около 5 тысяч евреев).
[править] Испания
В Испании согласно Библии евреи жили как минимум со времён царя Соломона (на самом деле ещё раньше), отправлявшего свои корабли в Таршиш — Южную Испанию, где израильтяне вместе с тирийцами подчинили себе «дочерей Таршиша» (ср. Исайя, 23:10), и колонизировали страну, из которой вывозили в Израильское царство серебро и прочие ценности (III Цар., 10:22, 22:49; II Хрон., 9:21). Многие города в Испании основали евреи (Толедо, Гранада, Лусена, Севилья и др.) и финикийцы (Кадис, Барселона, Картахена, Малага, Кордова и др.). Карфаген владел Испанией в течении многих веков. Между тем, нынешние испанцы — потомки вестготов, вандалов, римлян и т. д. — поселились в Испании на тысячу лет позже евреев. Римляне захватили эти территории у карфагенян силой в результате Второй Пунической войны.
В 1492 году евреи, исповедующие иудаизм, были изгнаны из Испании.
В XIX веке начался процесс возвращения евреев.
1 октября 2015 года был принят закон о возвращении сефардских евреев — Конгресс Испании принял закон, позволяющий потомкам евреев-сефардов получить гражданство в облегчённом режиме. Закон предусматривает те же права и привилегии при получении второго гражданства [1] .
2 октября 2015 года (?) испанское правительство сообщило, что гражданство получили 4302 еврея, преимущественно, из Марокко, Турции и Венесуэлы [2] .
Президент еврейской общины в Испании Исаак Керуб Каро заявил:
Это исторический, важный и эмоциональный день для сефардского мира в целом. Начинается новая эра в еврейском и испанском мире.
Был даже опубликован список из 5000 сефардских фамилий, носители которых могут запросить гражданство Испании.
[править] Португалия
Из Португалии евреев изгнали в 1496 году (см. также Евреи в Португалии).
30 января 2015 года правительство Португалии утвердило закон, позволяющий потомкам евреев, изгнанных из страны в 1496 году указом короля Мануэля Первого, получить португальское гражданство [3] .
Сообщается, что к 2017 году 400 британцев сефардского происхождения подали прошение о получении португальского гражданства [4]
В 2018 году численность евреев, решивших принять гражданство Португалии увеличилось в разы:
Около 1.800 сефардских евреев получили в минувшем году гражданство Португалии — в рамках принятого два года тому назад закона. Еще 12.000 человек подали заявку и ждут решения португальских властей. Таким образом в 2017 году соискателей португальского гражданства на основе нового закона оказалось в шесть раз больше, чем в предыдущем [5] .
[править] Демографический аспект
Сефардов, исповедующих иудаизм, в мире сейчас около 3,5 миллионов, в Израиле, например, не менее 725 тысяч человек. Израиль страна с очень высокой рождаемостью (фертильность у евреев в Израиле — почти 3 ребёнка на еврейку [6] ), в то время как в Испании население быстро сокращается (коэффициент фертильности 1,3 — почти в 2 раза ниже чем нужно для поддержания численности населения, в Португалии рождаемость чуть выше — 1,49 [7] , но всё равно меньше, чем нужно для воспроизводства нации).
В 2015 году коэффициент суммарной рождаемости в Испании составил 1,32 рождений на женщину, в Португалии — 1,23 рождений на женщину (трудно поверить в столь низкие цифры, но google ссылается на данные Всемирного банка).
Испания и Португалия могут послужить колониями для «излишка» населения Израиля, которое постоянно растёт.
[править] Испанцы и португальцы еврейского происхождения
В Испании и Португалии уже живут миллионы потомков евреев [8] . По приблизительным подсчётам, еврейско-финикийская Y-ДНК встречается у 25-30 % жителей в Эстремадуры и на юге Португалии, 15-20 % — в центральной Португалии, Андалузии и, возможно, в Кастилии-Ла-Манче, и около 10 % в большинстве других регионах страны [9] (тем не менее, как правило, не считающие себя евреями).
В XIV веке не менее 8 % населения Испании были евреями.
Ещё в XV веке епископ Лопе де Баррентос показал, что бо́льшая часть населения Испании имеет в числе своих предков евреев, значительное количество которых было обращено в христианство ещё при вестготах. Например, король Рекард в IV веке насильно крестил 90 тысяч евреев.
В декабре 2008 года были опубликованы генетическое исследование, согласно которым ДНК 19,8 % современных испанцев и португальцев имеют сефардское происхождение.
По данным статьи «Sefardí» Испанской Википедии 20 % испанцев имеют генетические маркеры сефардов, причём, например в Астурии потомков евреев оказалось 40 % [10] . В Астурии и на юге Португалии от 40 % до 50 % населения имеют еврейские корни. Аналогичные данные и в Русской Википедии в статье «Марраны»: «Согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведённым в 2008 году, 20 % современного населения Испании имеют еврейские корни по мужской линии»; любопытно, что говорится лишь о мужской линии — дело в том, что диаспора создавалась именно евреями-мужчинами, которые брали в жёны местных женщин.
Также очень интересно, что 33 % жителей испанского острова Ибица — потомки евреев [11] , а между тем, Ибица — самая древняя колония Карфагена, эти генетические данные доказывают, что Карфаген населяли евреи, и что из Карфагена происходили многие еврейские общины [12] .
По данным генетических исследований, 19,8 % населения Португалии имеет еврейское происхождение [13] [14] [15] [16] . Причём на юге Португалии 36,3 % населения имеют еврейское происхождение [17] .
Ещё примерно 10 % португальцев и испанцев — потомки североафриканцев, как известно исповедовавших ещё во время Тарика иудаизм.
Так, что скорее доля потомков евреев ещё выше (особенно по мужской линии), есть оценки, что 80 % португальцев — потомки евреев [18] .
Некоторые потомки евреев (см., например, Бельмонтские евреи, Чуэтас) хотят вернуться к иудаизму.
То, что некоторые испанцы желают вернуться в еврейство доказывается разными фактами. Например, «старинная и родовитая семья герцогов Альба, имеющая собственный архив, заявила о том, что их предки были евреями. Мэр города Альмерия, объявив себя евреем, репатриировался в Израиль. Владелец самого большого в Барселоне рыбного магазина повесил у себя в витрине огромную шестиконечную звезду и т. д.» [19]
[править] Входит ли страна Сефарад в Эрец-Исраэль?
Является ли страна Сефарад частью Эрец-Исраэль?
В Святой Торе, в главе «Масъэй», 34:5,6 сказано: «И повернёт рубеж от Ацмона к потоку Мицраима, и будут его исходы к морю. А рубеж западный, — будет вам Великое море и (его) предел. Это будет вам западным рубежом».
Великое море («Аям Агадоль») — это Средиземное море. Раши объясняет: «Стих следует понимать так: что до западной границы, — Великое море будет вам границей, и также его простор» [20] . Что значит «и (его) предел» («вэгвуль»)? Раши объясняет что острова в море тоже относятся к пределу.
По мнению же р. Йеhуды, надлежит протянуть две воображаемые линии с востока на запад – от Кефаларии (видимо, это гора Касиос на границе Сирии и Турции, она же Джебель аль-Акраа, она же гора Цафон Танаха и угаритских мифов) и от «потока Египетского» — до самого «моря Океанос», и всё, что будет лежать между этими двумя линиями (включая Крит, Кипр, Сицилию и т. д.), относится к Эрец-Исраэль.
Другими словами, всё Средиземное море, его острова — это часть Страны Израиля, а Испания является пределом этого моря, соответственно, Испания — рубежная часть Эрец-Исраэль.
Но возможно и другое толкование — Великое море — это не только Средиземное море, а весь Атлантический океан, и тем самым Тора предсказывает, что и Америка может быть частью Эрец-Исраэль..
Испания вернет гражданство евреям
В Испании был принят закон, согласно которому гражданство страны сможет получить любой потомок евреев-сефардов, изгнанных из Испании во времена инквизиции в 1492 году.
Для получения гражданства не будет иметь значения нынешнее подданство человека, а также его местонахождение. Кроме того, отказываться от нынешнего паспорта ему также не нужно.
С момента вступления в силу закона, потомкам евреев отводится два года на подачу просьбы об испанском гражданстве.
Специалисты социологических и исторических служб в Израиле уже провели предварительные оценки потенциала данной программы. По их словам, правом на получение испанского гражданства обладают 3,5 миллиона евреев из Израиля, Франции, США, стран Латинской Америки и России.
Для получения испанского гражданства претендент должен будет представить документ, подтверждающий его принадлежность к сефардской общине. Выдавать такие сертификаты будет Еврейская федерация Испании (Federación de Comunidades Judías de España). Такой сертификат может также выдать раввинат в другой стране, если он наделен необходимыми полномочиями.
Власти Испании также будут учитывать фамилии претендентов на гражданство, их родной язык и другие свидетельства принадлежности к сефардской общине. Помимо этого, претенденту придется доказать особую связь с культурой и обычаями Испании.
Испания одобрила возвращение гражданства евреям-сефардам
Как ожидается, гражданство могут получить до 90 тыс. потомков тех, кто был вынужден бежать из страны в средние века
Испанский Конгресс в четверг одобрил закон об упрошенной порядке возвращения гражданства потомкам евреев-сефардов, — сообщает El Pais. Как ожидается, закон начнет действовать с октября 2015 года.
«Это исторический день, важный и эмоциональный день надежды», — заявил перед началом заседания парламента Испании президент Испанской федерации еврейского сообщества Исаак Керуба.
Таким образом Испания намерена исправить «историческую ошибку». В конце XV века сефарды подвергались гонениям, а в 1492 году те, кто отказался креститься, были изгнаны с территории Испании и Португалии. Считается, что в Испании на тот момент проживало порядка 100 тысяч евреев. Большинство приняли новую веру, а остальные (от 20 до 30 тысяч ) покинули страну.
У сефардов сохранились испанские фамилии, особые традиции и культура. В некоторых семьях даже хранят в качестве семейной реликвии ключи от домов, некогда оставленных в Испании.
Ранее сефарды могли получить испанское гражданство на общих основаниях: им нужно было прожить в стране не менее двух лет, иметь жилье и работу. Новый закон предлагает возвращение гражданства в упрощенном порядке. Помимо предоставления доказательств своего еврейского происхождения (родословную надо подтвердить в еврейской организации) надо лишь пройти тест на знание испанского языка и испанской культуры и приехать в Испанию за свой счет.
Португалия приняла ранее аналогичный закон о сефардах, причем он относится к этой группе даже более либерально, чем испанский. Португалия в частности посчитала, что языковой тест сефардам проходить не нужно.
В наши дни численность сефардов, по разным данным, составляет от двух до трех с половиной миллионов человек, большинство (порядка 700 тысяч) живут в Израиле. По данным правительства Испании порядка 90 тысяч сефардов могут подать заявление на получение испанского гражданства.
История ничему не учит, даже(?) евреев.
Мой заголовок я скопировал из предпоследней фразы этого текста. Не согласен я со словом «даже».
По-моему, именно евреи две тысячи лет подряд натыкаются на одни и те же грабли. Поэтому слово «даже», совершенно неуместно.
Именно евреев история ничему не учит.
Паспорт в прошлое
Владимир Бейдер — о том, как израильтяне бросились искать испанские корни
Дело такое. Правительство Испании объявило о намерении предоставить гражданство потомкам испанских евреев, изгнанных из страны в соответствии с Альгамбрским эдиктом королевской четы — Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской — от 1492 года.
В Израиле — ажиотаж: население вовсю ищет испанские корни
Формально выходцев из Испании — сефардов — в Израиле около половины еврейского населения. До массовой репатриации из бывшего СССР в 1990-е было вообще большинство. Но тут все непросто.
Предки многих ашкеназов никогда не жили в Германии, а многих, если не большинства, сефардов — в Испании. Разница — в традициях, вариантах молитвенных текстов и ритуалов. По ним и определяют две ветви еврейского народа. Эти различия — результат разных путей рассеяния и ареалов обитания в изгнании. Находясь вне Святой Земли, евреи испытывали влияние окружающих народов, но и своих соплеменников тоже. Для восточных евреев доминирующей группой были евреи Испании, то есть сефарды. И сейчас всех, кто не относит себя к ашкеназам, называют сефардами.
Никому это особо не мешало. А тут, оказывается, надо еще доказывать, что ты не формально испанский, а натуральный. Почему надо? Потому что за это что-то дают, чего другим не положено. Вот — гражданство.
Записаться в испанцы
Как пишут, всего в мире 3,5 млн евреев, имеющих испанские корни. Их много в Латинской Америке, в США, во Франции. В основном сефарды составляли еврейские общины Южной Европы — бывшей Югославии, Болгарии, Греции, отчасти Италии.
Пусть испанское правительство волнует гипотетическая перспектива увеличения населения на 3,5 млн. У меня же вызывает интерес, если не сказать недоумение, ответный ажиотаж среди израильтян.
Легко было бы понять мотивы, которые могут возникнуть у исконных сефардов, скажем, иерусалимских, чьи предки поселились здесь более 400 лет назад. Они не только помнят, из какой общины Испании их род, но и хранят ключи от своих домов в Толедо или Кордове. Это особая группа, которая хранит тоску по своей испанской родине веками. Аристократы, белая кость. Ключи от домов — не образ, факт.
Как-то интервьюировал одного из них — бывшего президента Израиля Ицхака Навона, известного драматурга, автора первого израильского мюзикла, не сходящего со сцены третий десяток лет,— «Испанский сад», главу совета по развитию ладино — испанского еврейского языка. Когда заговорили об Испании, у него загорелись глаза. Видел потом его фильм о еврейских местах Испании — не оторваться. Он и без гражданства связан с Испанией. Связь с ней у иерусалимских сефардов в крови.
Могу понять и частные случаи. Скажем, бывший российский медиамагнат и гражданин Израиля Владимир Гусинский, однажды посидев в испанской тюрьме по требованию России, в 2007-м получил испанское гражданство — тоже как потомок сефардов: его адвокат доказал, что мать Гусинского имеет испанские корни.
Понятен мне и чисто генеалогический интерес. Писательница Дина Рубина не раз в своих произведениях упоминала, что есть у нее с испанской землей генетическая связь. Как-то в разговоре пытался пошутить на эту тему — мол, красивая легенда, откуда «испанская грусть» у чисто ашкеназской Дины. Она едва не обиделась: все так и есть — выяснила, нашла. Но, уверен, ей и в голову не придет сейчас бежать за испанским гражданством.
А вот проснувшееся после сообщения об открывшейся возможности получить испанский паспорт стремление многих моих нынешних соотечественников обязательно найти связь с этой страной несколько обескураживает.
Сложностей у них на этом пути немало. Легко тем, у кого явно говорящие фамилии, распространенные в Израиле: Толедано, Абутбуль, Каспи, Перец или Перес (кстати, у президента Израиля фамилия от фамилии Перский), Лопес, Мануэль, Лурье и даже Раппопорт. Другие менее красноречивы. В Сети уже появился список из 5520 фамилий, который испанцы вроде бы готовы считать еврейскими. Ищи — не хочу. Но за 500 лет даже с исконными испанскими фамилиями могли произойти всякие изменения.
Но возник ажиотаж: люди принялись копаться в родословных.
С одной стороны, плохо верится в то, что неожиданно открывшиеся «испанцы» тут же побегут в посольство за новым паспортом и валом повалят обратно на забытую родину. Что их там ждет? Не Америка, чай. Медом не намазано. Кто нормально устроен в Израиле, тому нечего искать в Испании. Кто не устроен, того и там не особо приветят. В Испании безработица около 28 процентов — впятеро выше израильской.
Но, с другой стороны, как не брать, когда можно взять? Больше всего израильтяне боятся оказаться фраерами — здесь это синоним лоха. Только лох откажется от неожиданно свалившейся привилегии.
Однако в этом случае израильтянам, евреям вообще, следовало быть бы поразборчивее. Со всеми прежними родинами у них незакрытые счеты, но роман с Испанией — особенный.
В Средневековой Испании еврейская диаспора достигла высшего расцвета, какой был у евреев в истории рассеяния, после чего ее постигло самое горькое разочарование. Можно сказать и иначе: ни на одну страну еврейская диаспора и своим существованием, и своим исчезновением не повлияла так, как на Испанию.
Евреи появились на Пиренейском полуострове в I веке н.э., по некоторым данным, даже раньше. Крестьянствовали, держали рабов, торговали, бороздили моря. Проблемы у них начались с насаждением христианства. Сначала властями Рима, потом вестготами, завоевавшими полуостров в V веке. Почти через 200 лет, едва сами познав «истинную веру», те стали силком загонять туда же евреев. Отказавшихся убивали.
И поэтому, когда в 711 году в Испанию вторглись мусульманские завоеватели, евреи им только обрадовались. Мусульмане доверяли евреям охранять захваченные у вестготов города, а сами двигались дальше. Вскоре почти весь полуостров, за исключением отдельных анклавов на севере, был у них в руках.
Вопреки сегодняшнему представлению о воинах ислама их средневековые предшественники проявляли образцовую веротерпимость, несли культуру и прогресс. Евреи (впрочем, как и христиане) в исламских странах находились в статусе зимми — подчиненных, но пользующихся покровительством властей иноверцев. Насильственное обращение в ислам не практиковалось.
При мусульманском владычестве Испания стала оазисом Запада — центром культуры, науки, искусства, философии и литературы, в то время как остальная Европа еще толком не освоила грамоту и не научилась умываться. Экономика процветала, развивались наука, искусство, ремесла и торговля.
Во всем этом принимали активнейшее участие евреи. Многие из них занимали ключевое положение при дворах мусульманских правителей — были первыми министрами и командующими.
«Золотой век» мавританской Испании продолжался до христианского реванша — до Реконкисты. Лев Поляков, автор фундаментальной «Истории антисемитизма», характеризует Реконкисту как «постоянный крестовый поход продолжительностью в восемь веков. который достиг всех своих целей — в отличие от крестовых походов на Восток».
В своем стремительном походе на Пиренейский полуостров мавры оставили нетронутыми северные территории, где выжили карликовые христианские королевства. Завоеватели их презирали, считая дикарями вроде суданских негров или берберских племен — жалко на них силы тратить, себе дороже потом усмирять и содержать.
Но они не учли, что по ту сторону Пиренеев с этими варварами граничит христианская Европа, такая же дикая, но еще и воинственная. Там у христианских фундаменталистов уже вызревала идея, которая через тысячу лет обуяет фундаменталистов исламских,— подчинить истинной вере мир. Они уже бросали взоры на исламский восток, и мусульманская Испания здесь, за горой, в Европе, была как бельмо в глазу.
Христианские проповедники зачастили в северные земли Испании поднимать народ на освобождение от ига нехристей. Не все из этих божьих агнцев — монахов и священников — могли прочесть Библию, зато мечом они владели умело. В 1045 году началась освободительная война — на два века.
Мавры легко завоевали Испанию малочисленным войском — в 7 тысяч сабель. Удержать оказалось труднее. Они призвали на помощь единоверцев из Северной Африки — кочевников-туарегов — альморавидов и горных берберов — альмохадов. Последние были не только дикими (давним утонченным завоевателям не чета), но и фанатичными. Они принялись обращать в ислам всех, кто попал под их власть, а евреев с особым рвением и жестокостью.
Евреи стали искать убежища в христианских областях Испании. По той же причине, которая поставила их в VIII веке на сторону завоевателей-мусульман, они пришли в лагерь их противников-христиан. И тем тоже пришлись ко двору. Почему? Да потому что, вырвав из рук мусульман богатую, просвещенную, хорошо организованную Испанию, неотесанные христианские правители не знали, что с ней делать. А евреи знали. Они ведь ее и отлаживали при власти мавров.
Новые правители испанских земель нуждались в евреях куда больше, чем их предшественники-мусульмане во времена просвещенных халифов. По замечанию Л. Полякова, «их роль можно сравнить с функциями европейских экспертов в слаборазвитых странах». В социальной иерархии евреи занимали верхние позиции, сразу после королей и высших сеньоров. Они главенствовали в торговле и ремеслах, добыче золота и серебра, виноделии и виноградарстве, были самыми умелыми и влиятельными чиновниками, короли опирались на них в финансовых делах и дипломатии, дарили им дворцы, обширные земли, пастбища. Они шикарно одевались, носили оружие и умели им владеть, ездили верхом и участвовали в военных походах.
Евреи и христиане жили в дружбе и согласии. Вместе отмечали праздники — свои и соседские. Евреев часто звали в крестные отцы и матери, а они, в свою очередь, приглашали христиан на обрезание своих сыновей, совместные молитвы и походы на проповеди не были редкостью. Длилось все это до тех пор, пока шла война с маврами и христианским королям нужны были на нее еврейские деньги. К XIV веку почти вся Испания, за исключением Гранады, была освобождена, христианская администрация окрепла, а духовенство, многие представители которого пришли из Франции, где с евреями давно не церемонились, приобрело большое влияние.
С этого периода начались гонения. В конце века вспыхнула народная антиеврейская война. Она началась в Севилье — самом крупном и богатом городе Испании, который стал таковым во многом благодаря евреям. Пламя погромов перекинулось на другие города Андалусии и Кастилии, Арагона и Каталонии. «Жадное желание грабить евреев,— отмечал современник,— росло с каждым днем». Соседи и друзья стали безжалостными врагами. Некоторые аристократы давали убежище евреям в своих замках — но за огромную плату.
Был один способ спастись — крещением. Многие предпочитали мученическую смерть, кончали самоубийством. Но большинство испанских евреев шло на вероотступничество. В Западной Европе их соплеменники вели себя иначе, но богатые и образованные испанские евреи были менее религиозны. Считали, что строгие законы иудаизма обязательны для простолюдинов, а им, просвещенным и независимым европейцам, можно быть не такими уж ревностными евреями.
Мне трудно удержаться от аналогий: так же спустя века рассуждали евреи Германии, стремясь быть большими немцами, чем немцы. А в Средневековой Испании для этого требовалось всего лишь сменить веру. Еврейская знать легче других переходила под сень креста.
После лавины крещений в 1413-1414 годах еврейский историк Ибн Верга записал: «Уцелело не более одного еврея на каждую тысячу пришедших из Иерусалима в Испанию». То есть лишь малая часть испанских евреев сохранила открытую принадлежность к своей религии (их называли «публичными евреями», некоторые муниципалитеты приравняли их по статусу к публичным женщинам). Остальные были «перешедшими» — «конверсо». Они, в свою очередь, делились на тех, кто действительно сменил веру и стал ревностным католиком, и тех, кто, крестившись, сохранил приверженность иудаизму,— марранов. Досталось и тем, и другим.
Испанцы не верили «новым христианам»: оскорбления хуже, чем «еврей», в стране не было. «Жид крещеный — что вор прощеный» — разве он исправится, если осенится крестом? Наверняка бога нашего не любит, обманывает церковь и людей. Надо только разоблачить. Этим и занялась испанская инквизиция, учрежденная в 1480 году.
Любопытно, что как особый церковный суд — инквизиция возникла еще в XIII веке, но Испания без нее вполне обходилась. Почему же вдруг теперь в ней появилась нужда? А потому что в 1469-м случилось важное событие: король Арагона Фердинанд и королева Кастилии Изабелла сочетались браком. Этот брак через несколько лет привел к династической унии, а попросту говоря, к объединению всей христианской Испании под властью одной семьи. Единственным на полуострове мусульманским анклавом оставалась Гранада. Ее и предстояло отвоевать. А для этого нужны были деньги. На предыдущие войны деньги доставали евреи. Теперь публичных евреев осталось мало, значит, следует выявить скрытых — под личиной «новых христиан». Этим и займется инквизиция.
Еретикам, а в испанской версии — скрытым евреям, предлагалось сначала признаться самим. Если придут с повинной и назовут всех известных им тайных приверженцев иудаизма — их избавят от пыток и тюрьмы и накажут несильно: публичное бичевание, ношение позорного колпака — «санбенито», пожизненный запрет на почетные профессии, частичная конфискация имущества. В целом гуманно.
Ну а если сами не придут, их арестуют по доносу — тогда, конечно, хуже. Жестокие пытки, пока не раскаются во всех грехах, не назовут все имена для новых арестов, тюремное заключение, вплоть до пожизненного, а то и публичное сожжение на костре. И, конечно, полная конфискация имущества, а также пожизненный запрет на почетные профессии и должности не только изобличенному, но и его потомкам.
Христианам вменялось в обязанность выдать инквизиции всех подозрительных из своего окружения, даже если это отец и мать. Был издан список из 37 признаков скрытого еврея-еретика. Жаришь мясо на масле, а не на сале — еврей. Нарядно оделся в субботу — еврей. Невнятно произнес молитву. Эпидемия доносительства охватила Испанию. Все стучали на всех.
В испанских архивах до сих пор хранятся тома доносов. Меня впечатлил один. Женщина пишет: когда ее муж был ребенком и играл с другими детьми на улице, еврей вынес им пирог, он тоже взял кусочек. Добрая христианка сообщает об этом святой инквизиции, потому что муж отказался сделать это сам.
2 января 1492 года Фердинанд и Изабелла вступили в покоренную Гранаду, последний оплот мавров. Донорская и объединительная миссия испанских евреев была выполнена. Больше нужды в них не было, оставался последний грабеж. 31 марта их католические величества подписали указ об изгнании всех евреев из Испании.
В течение четырех месяцев им предписывалось продать все свое имущество (вывозить с собой деньги и драгоценности было запрещено) — и убираться. Евреи по своему обыкновению пытались откупиться. Рассказывают, что, соблазнившись огромной суммой, обещанной королевской семье, Изабелла уже готова была согласиться на отсрочку трансфера. Тогда к ней ворвался возмущенный великий инквизитор Томас Торквемада (о еврейском происхождении которого ходили упорные слухи), швырнул на стол королеве распятие и сказал: «Если вашему величеству так нужны деньги, продайте еще и Его».
150 тысяч евреев — огромное по меркам того времени количество — отправились в изгнание. Они покидали землю своего величия, оболганные и нищие (дом продавали за осла, виноградник — за отрез ткани), но не сломленные. Всех детей старше 12 лет переженили, чтобы никто не оказался на чужбине одиноким. Раввины приказали юношам и девушкам петь, играть на флейтах и барабанах, чтобы было ясно и изгнанникам, и гонителям: уходили не отщепенцы — народ. Как когда-то народ уходил из Египта.
Это было 31 июля 1492 года. Через два дня от берегов Испании отправились две каравеллы под водительством потомка крещеных евреев Христофора Колумба, который станет открывателем Америки. Хлынувшее в результате этого открытия золото для короны позволит Испании на время забыть о том, что она потеряла в результате изгнания евреев. Лишь много позже, уже в новые времена, станет ясно, что именно это событие навсегда превратило самую передовую страну Европы в одну из самых отсталых.
Испанская инквизиция, добившись своего — избавления от евреев,— уже не могла остановиться. Эпидемия доносительства, пыток и расправ продолжалась. Искали остатки приверженности иудаизму в «новых христианах», в их потомках, потом — наличие еврейской крови в потомственных католиках. Простолюдины очутились в более выгодном положении — они не имели родословных. А почти все отпрыски знатных испанских родов, включая церковных иерархов, оказывались или могли оказаться под подозрением. Пока остальная Европа развивалась, в Испании шла необъявленная гражданская война, сохранялись всесилие католической тайной полиции и непрерывная охота на ведьм.
. А испанские евреи в это время преображали остальной мир. Они основали процветающие общины в Северной Африке, на Балканах, создали первые еврейские общины в Новом Свете, привели к расцвету европейскую провинцию, бывшую испанскую — Голландию, подняли экономику и оборонную мощь Османской империи.
В течение нескольких веков сефарды занимали ведущие позиции в еврейском мире настолько, что даже стеснялись своих ашкеназских соплеменников, всячески отмежевывались от них и объясняли своим европейским соседям разницу между ними и остальными евреями.
Из них — основоположники западноевропейской философии Барух Спиноза и классической политэкономии Давид Рикардо, премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли. Когда в палате лордов его попрекнули еврейством, он ответил: «Да, я еврей. Когда предки моего уважаемого оппонента были дикарями на никому не известном острове, мои предки были священниками в Иерусалимском храме».
В момент изгнания из Испании раввины поклялись, что ни один еврей не ступит на эту землю еще 500 лет.
Срок вышел. Как они могли предвидеть, что их потомки станут искать основания для возвращения гражданства изгнавшей их страны, вопреки логике и национальной памяти? Но стали же евреи добиваться гражданства, например Германии, не переждав и полувека после холокоста? Есть вещи дороже памяти. История ничему не учит, даже евреев. А вот переэкзаменовки устраивает постоянно.
ИСПА́НИЯ (на иврите סְפָרַד , Сфарад ; в раввинистической литературе אַסְפַּמְיָא , Аспамья ; см. также Сфарад), государство на юго-западе Европы. Надгробные и другие надписи свидетельствуют о присутствии евреев в Испании, возможно, уже в 1 в. н. э. или ранее того.
Распространение христианства среди жителей Пиренейского полуострова повлекло за собой сегрегацию евреев: церковный собор в Эльвире (примерно 305 г.) запретил христианам жить в домах евреев, есть с ними за одним столом и т. п. Вестготы, завоевавшие страну в 412 г., стали притеснять еврейское население Испании вскоре после того, как король Рекаред I принял католичество (586). III Толедский церковный собор (589) постановил крестить детей от смешанных еврейско-христианских браков. Евреи были сильно ограничены в правах, а при короле Сизебуте (612–621) тысячи евреев, отказавшихся принять христианство, были изгнаны из страны (613). В правление более либерального преемника Сизебута, Свинтилы (621–631), разрешившего изгнанникам возвратиться в Испанию, большинство принявших крещение вернулись к своей вере.
В эти годы сложилась официальная позиция церкви, касающаяся обращения в христианство и ратифицированная в 633 г. IV Толедским собором: насильственное крещение евреев было запрещено, однако евреи, обращенные в христианство при Сизебуте и вновь перешедшие в иудаизм при Свинтиле, должны были вернуться в лоно церкви. Евреям и «лицам еврейского происхождения» постановлением собора запрещалось занимать должности, которые предоставляли бы им юрисдикцию над христианами.
При короле Хинтиле (636/38–639/42) гонения возобновились: под давлением короля VI Толедский собор (638) постановил, что лишь католики могут жить в Испании. Многие евреи приняли христианство, другие предпочли покинуть страну. В правление преемника Хинтилы, Хиндасвинта (642–649), этот закон фактически не применялся, но король Реккесвинт (649–672) обратился к VIII Толедскому собору (653) с жалобой на присутствие в королевстве евреев (по-видимому, частью вернувшихся из изгнания, частью — крещеных, но вновь начавших исповедовать иудаизм). Король распорядился вернуть крещеных евреев в лоно церкви, если необходимо — силой. Они должны были подписать обязательство быть добропорядочными католиками и оставить все еврейские обычаи; однако таким «новообращенным» разрешалось не есть свинину. Тех, кто попытается вернуться к прежней вере, предписывалось казнить.
Евреев, не принявших ранее христианство, не обращали насильственно, но им было запрещено праздновать субботу и еврейские праздники и делать обрезание. Однако многие феодалы поддерживали и защищали евреев, видя в них союзников в борьбе с неограниченной королевской властью, так что антиеврейские законы практически почти не соблюдались.
При следующем короле, Вамбе (672–680), евреи были изгнаны из Нарбонна и, по-видимому, также из Септимании (область на юге Франции; до 759 г. входила в состав испанских владений). При короле Эрвике (680–687) были вновь предприняты попытки насильственного крещения; при его преемнике Эгике (687–702) евреям было запрещено владеть землей, заниматься судоходством и внешней торговлей, а также торговать с христианами. Евреев, лишенных средств существования, обвинили в подготовке восстания; король объявил всех евреев королевства — за исключением живших на границе Испании и Франции и защищавших страну от набегов франков и бургундов — рабами и распорядился отдать их детей на воспитание христианам.
Когда в Испанию вторглись арабы (711), открыто исповедующих иудаизм общин в стране уже не было, но предание о том, что тайные евреи активно содействовали арабам, а последние поручали им охрану завоеванных городов, было впоследствии использовано для обвинения всех евреев в пособничестве мусульманам. После разгрома вестготов арабы предоставили евреям свободу вероисповедания и судебную автономию. Еврейские самоуправляемые общины, а также еврейские кварталы назывались алджама (на испанском алхама).
Получив возможность заниматься любыми видами деятельности, евреи быстро выдвинулись в торговле, ремеслах, земледелии, медицине и других областях. Еврейская культура процветала бок о бок с арабской и испытывала влияние последней. Вавилонские гаоны вели переписку с испанскими раввинами Лусены (Алисаны) и Барселоны. Иешива в Лусене, достигшая расцвета в 12 в., упоминается уже в 9 в.; арабские географы называют Лусену, Гранаду и Таррагону еврейскими городами. В 10 в. начинается эпоха высочайшего расцвета еврейской культуры в Испании. Культурным (арабским и еврейским) центром мусульманской Испании становится Кордова, бывшая резиденцией омейядских халифов. Придворный врач и дипломат Хисдай Ибн Шапрут, которого халиф сделал главой испанского еврейства, покровительствовал еврейским ученым, мыслителям и поэтам, в частности двум виднейшим еврейским филологам Дунашу бен Лабрату и Менахему Ибн Саруку. Ибн Шапрут назначил прибывшего из Италии выдающегося раввина Моше бен Ханоха (умер, по-видимому, в 965 г.) главным раввином и главой иешивы в Кордове, что уменьшило зависимость испанского еврейства от авторитета вавилонских гаонов. Сын Моше бен Ханоха, Ханох бен Моше (умер в 1014 г.), занимал должность раввина Кордовы с 965 г., но фактически был верховным раввином всего еврейства Испании. В его время прославился как талмудист и литургический поэт Иосеф бен Ицхак Ибн Авитор (вторая половина 10 в.).
В начале 11 в. Кордовский халифат распался на несколько мелких арабских и берберских государств, правители которых, как правило, терпимо относились к евреям, охотно прибегали к услугам еврейских финансистов, политических и экономических советников и зачастую покровительствовали еврейским ученым и писателям. Для высших слоев еврейского общества в эту эпоху было характерно активное участие в политической деятельности, гармоничное сочетание религиозной и светской культуры и владение как ивритом, так и арабским языком. Одной из наиболее ярких личностей того времени был ученик Ханоха бен Моше Шмуэль х а-Нагид, поэт, галахист (см. Галаха) и политический деятель, который, бежав из Кордовы в Гранаду, стал там визирем и командующим армией, будучи в то же время главой местной еврейской общины. Его преемником в 1056 г. стал его сын Иосеф х а-Нагид (1035–66). Современником последнего был галахист и литургический поэт, глава лусенской иешивы Ицхак бен Ие х уда Ибн Гайят (Гиат; 1038–89), в числе учеников которого был Моше Ибн Эзра.
Рост влияния евреев в Гранаде вызвал враждебность со стороны некоторых групп мусульман, учинивших в 1066 г. погром, в ходе которого погибла почти вся еврейская община города (в том числе Иосеф х а-Нагид), и лишь немногим удалось бежать. Процветающие еврейские общины существовали в этот период в Севилье, Лусене, ставшей в 11 в. благодаря усилиям Ицхака Алфаси центром еврейской учености, и Сарагосе, где жили и работали филолог Иона Ибн Джанах, поэт и философ Шломо Ибн Габирол и философ-моралист Бахья Ибн Пакуда. Значительная еврейская (четыре тысячи человек), а также караимская община (см. Караимы) были и в Толедо, захваченном в 1085 г. христианами. В христианской Барселоне в эти годы жили и творили талмудист и литургический поэт рабби Ицхак бен Реувен ал-Баргелони (то есть Барселонский; родился в 1043 г.), философ, математик и астроном Авра х ам бар Хия х а-Наси (умер, по-видимому в 1136 г.) и выдающийся галахист рабби Ие х уда бен Барзиллай ал-Барджелони (конец 11 в. – начало 12 в.).
В 1147–72 гг. почти вся мусульманская Испания была захвачена фанатичными Альмохадами, религиозные гонения которых положили конец процветанию еврейских общин Андалусии. Центр еврейства переместился с мусульманского юга на христианский север. Оставшиеся на юге тайные евреи в 1162 г. активно участвовали в восстании против халифа. В середине 13 в. единственной областью страны, еще находившейся в руках арабов, был Гранадский эмират.
Переход под власть христианских правителей на первых порах не оказал заметного влияния на культурную жизнь еврейской общины Испании, ставшей проводником арабского культурного влияния. В христианской Испании евреи продолжали заниматься науками, в частности медициной и астрономией, например, врачи Иона бен Ицхак Ибн Биклариш (конец 11 в.), семья Бенвенисти: Шешет бен Ицхак (1131–1209), Ицхак бен Иосеф (умер, вероятно, в 1224 г.) и Шмуэль (умер в 60-х гг. 14 в.), и самый крупный еврейский медик средневековья Маймонид, а также астрономы Ицхак бен Иосеф Исраэли (первая половина 14 в.) и Авра х ам бен Шмуэль Закуто. Члены видных еврейские фамилий зачастую получали то же образование, что и испанская знать.
В центре научных интересов еврейских ученых Испании стояли исследования иврита, Библии и Талмуда, а также развитие и обогащение стиля религиозной и светской поэзии на иврите. В творчестве Ие х уды х а-Леви, Моше Ибн Эзры, Иосефа Ибн Цаддика и Шломо Ибн Габирола еврейско-испанская поэзия (см. Еврейско-испанская литература) достигает своего совершенства. Ие х уда бен Шломо Алхаризи перенес в еврейскую литературу арабскую стихотворную форму макама. Интерес к поэзии оказал стимулирующее воздействие на развитие грамматики иврита, виднейшими исследователями которой, наряду с Менахемом Ибн Саруком и Дунашем бен Лабратом, были Ие х уда бен Давид Хаюдж, разработавший концепцию трехбуквенного корня ивритских глаголов (см. Иврит язык), Иона Ибн Джанах, Моше бен Шмуэль Гикатила (11 в.) и Авра х ам Ибн Эзра. Теории еврейских грамматиков, работавших в мусульманских землях Испании, стали известны и были приняты евреями христианских стран.
Продолжателем методов галахического исследования Ицхака бен Я‘акова Алфаси был его наиболее значительный ученик Иосеф бен Меир х а-Леви Ибн Мигаш (1077–1141). Однако самым сильным стимулом к талмудическим исследованиям послужили труды Маймонида, который в качестве мыслителя сформировался в Испании и поэтому может рассматриваться как еврейско-испанский ученый. С 13 в. франко-германские тосафисты (см. Тосафот) стали заметно влиять на методы талмудических исследований в Испании; Шломо Адрет, Ашер бен Иехиэль, Ниссим бен Реувен Геронди, Нахманид и другие внесли значительный вклад в развитие талмудической учености. В 13–15 вв. на религиозно-философские темы писали также Шломо Ибн Габирол, Ие х уда х а-Леви, Бахья Ибн Пакуда и другие. Семья Грациан (Хен), члены которой жили главным образом в Барселоне, дала Испании несколько раввинов и ученых. Ее видными представителями были врач, философ, гебраист и автор комментариев к Притчей Соломоновых книге и к Иову, Зрахия бен Ицхак бен Шеалтиэль (умер в 1292 г.), талмудист Шломо бен Моше бен Шеалтиэль (умер в 1307 г.), подписавший вместе с Шломо Адретом и другими херем 1305 г. (см. ниже), и раввин городов Фрага, Алкала (с 1369 г.), Барселона (с 1375 г.) Шеалтиэль бен Шломо.
В отвоеванных у мусульман городах христианские правители предоставляли евреям свободу вероисповедания и разрешали оставаться в своих кварталах (алхамах, см. выше; также худерия), где они сохраняли административную и судебную автономию под весьма поверхностным наблюдением королевского чиновника, получив также право обращаться в королевский суд. Евреи считались собственностью короля, в казну которого они платили налоги и под защитой которого находились. Стремясь привлечь поселенцев, короли зачастую даровали земли евреям, что привело к значительному распространению еврейского земледелия и увеличению числа евреев, владевших недвижимым имуществом (по некоторым оценочным данным, в 11–12 вв. около 1/3 угодий Испании принадлежали евреям). Однако расширение еврейской торговли вызывало сопротивление городов, стремившихся к тому же распространить на евреев свою юрисдикцию. В случае тяжб с христианами евреи были обязаны приносить особую присягу (см. Клятва).
Христианские правители охотно привлекали евреев на придворную службу, поскольку те не могли стать участниками антикоролевских коалиций дворянства или духовенства. К услугам еврейских специалистов в разных областях прибегали и вельможи. Такие придворные евреи (служба которых иногда становилась наследственной), разбогатев на службе у королей и грандов, приобретали большое влияние в своих общинах.
Церковь, опасаясь влияния иудаизма, стремилась изолировать христиан от евреев и постепенно добилась ряда постановлений в этой области, в частности обязательного ношения евреями отличительного знака (с начала 13 в.). В начале 13 в. в Арагонском королевстве, по примеру Франции, началась широкая кампания по обращению евреев в христианство. Первый в Испании кровавый навет в Сарагосе (1250) породил злобную антиеврейскую пропаганду. В 1263 г. в королевском дворце в Барселоне состоялся великий диспут, в центре которого стоял вопрос о природе Мессии. Еврейскую сторону представлял Нахманид, бесстрашно отстаивавший принципы еврейского учения. Один из участников диспута, доминиканец Раймон Мартини, написал сочинение «Пугио фидеи» («Меч веры», 1280?), ставшее на долгие годы теоретическим обоснованием антиеврейских кампаний.
Внутриобщинная жизнь евреев Испании в 12–15 вв. отличалась небывало широкой для стран галута автономией, первоосновы которой восходят к периоду власти арабов. Общины Испании, полное объединение которой началось лишь в 1474 г., не имели координационного центра. Чаще всего короли утверждали уставы общин и содействовали их соблюдению. Еврейский сановник при дворе (раб де ла корте), должность которого стала постоянной лишь в Кастилии, ведал только разверсткой налогов по общинам и разбором апелляций на решения общинных судов. В Кастилии имелся также наси, то есть президент евреев, функция которого неясна. Только в 1432 г. в Вальядолиде собрались ме‘айним (`смотрители`), входившие, видимо, в «замкнутый совет» из представителей знатных семейств, сосредоточивших в своих руках управление еврейством Кастилии, и выработали единые установления для ее общин, возглавляемых мукаддамин (`предводителями`). В какой-то мере организационным центром общинной жизни региона можно считать руководство самой крупной общины в коллекте (податном округе), на которое власти возлагали взимание налогов с окрестных общин. Временами оно брало на себя и функцию контроля над их решениями.
Принцип управления общиной восходил к древнему институту шив‘а товей х а-‘ир (семеро нотаблей города), но по примеру христианского городского управления руководство общины было расширено до рамок совета, который включал равное число представителей от основных классов еврейского населения (так называемых больших, средних и мелких), что, впрочем, не устраняло олигархический характер руководства общиной. В Арагоне совет общины (Совет тридцати) возглавляли нееманим (поверенные), аналогичные мукаддамин в Кастилии, но, например, в Барселоне с 1386 г. их было трое, и каждый из них стоял во главе группы членов совета, представлявшей свой класс населения. Нееманим назначали судей, контролеров, габбаев благотворительных учреждений, устанавливали порядок взимания налогов и принятия общинных постановлений и т. п., раз в три года вместе с даянами избирали членов совета, но сами получали назначение на должность от этого же Совета тридцати. Нееманим входили также в Малый совет с равным представительством от всех трех классов. В Жероне на платную должность сборщика налогов избирался представитель класса «мелких», а помимо двух советов из 20 и 16 членов действовал Совет двадцати трех, в котором два члена представляли коллекту. Типично для общин Каталонии учреждение берурей-‘аверот (буквально `расследование грехов`), следившее за моралью подопечных и привлекавшее к суду провинившихся. Берурей-тви‘от (буквально `расследование исков`) рассматривало имущественные претензии еще до суда. Ученость и личный авторитет определяли важную роль раввина в жизни общины. Славившиеся по всей диаспоре раввины Испании вместе с даянами создали систему бет-дина, в юрисдикцию которого входили, с согласия королей, и уголовные дела.
При общинах существовал ряд благотворительных обществ, братств (хавурот) взаимопомощи и молитвенных объединений, например: биккур-холим, обеспечивающих нуждающихся в одежде, «ревнителей благодеяния», ночных молельщиков о восстановлении Иерусалимского храма (в Сарагосе), братство могильщиков (в Уэске) и другие не менее экзотические.
13 в. характеризуется тенденцией ограничить влияние придворных евреев, превратившихся в элитарную группу, и борьбой с контролем влиятельных богатых семейств над общинными советами. К концу 13 в. власть олигархии в общинах несколько ослабевает в результате введения ежегодных выборов даянов и ротации остальных членов советов. Два последующих столетия характеризуются дальнейшей демократизацией общинной жизни, и хотя власть остается в руках знатных членов общины, последние теряют свое могущество. Несмотря на усиливающиеся антиеврейские настроения и гонения, евреи Испании в значительной степени сохраняют свои экономические позиции; так, в конце 13 в. 22% налоговых поступлений Кастилии выплачивались ее еврейскими подданными. Возрастающее социальное напряжение и беззащитность перед лицом гонений и преследований создали почву для быстрого распространения среди испанского еврейства каббалы, которой много занимался Нахманид и основное произведение которой — книга Зо х ар — появилось между 1270 г. и 1300 г. Почти одновременно переведенные с арабского членами семейств Тиббонидов и Кимхи сочинения виднейших представителей еврейско-испанской философии получают распространение за пределами Испании, в первую очередь в Провансе.
В целом труд евреев-переводчиков сыграл важную роль во включении в культурный обиход стран Запада многих сочинений еврейских и арабских философов, астрономов, математиков, медиков, поэтов, а также тех памятников древнегреческой культуры, которые сохранились лишь в переводе на арабский язык. Уже в 11 в. значительное число евреев и арабов в Толедо (а также в Барселоне) занималось переводами на латынь главным образом философских трудов. В 13–14 вв. переводы на латынь большей частью делались с ивритских переводов. Вспыхнувшая в конце 12 в. полемика вокруг теологического и философского учения Маймонида, инициатором которой следует считать одного из наиболее видных талмудистов Кастилии Меира бен Тодроса Абул‘афию (1170–1244), достигает к началу 14 в. такой остроты, что Шломо Адрет был вынужден внести ряд изменений, смягчающих текст херема, провозглашенного в 1305 г. учеными Франции и Испании против занимающихся изучением светских наук и философии Маймонида.
В первой половине 14 в. вновь усиливается работа по кодификации Закона: труд Я‘акова бен Ашера «Арба‘а турим», опубликованный около 1340 г. и соединивший в себе сефардскую и ашкеназскую традиции (см. Сефарды; Ашкеназы), послужил через примерно 200 лет основанием для всеобъемлющих трудов Бет Иосеф и Шулхан арух Иосефа Каро; авторами менее крупных и менее значительных произведений того времени являются Шмуэль бен Мешуллам из Жероны, Иерухам бен Мешуллам из Толедо (первая половина 14 в.), Давид бен Иосеф Абудархам из Севильи (14 в.) и Менахем бен А х арон Ибн Зерах из Наварры (родился, по-видимому, в 1310 г. – умер в 1385 г.).
Преследования и гонения христианских правителей и церкви неблагоприятно отражались на развитии духовной жизни евреев; постепенно начинается эрозия еврейско-арабской культурной традиции и исчезают условия, приведшие к расцвету еврейской науки.
В правление Педро I Жестокого (1350–69) на должность казначея был назначен Шмуэль бен Меир х а-Леви Абул‘афия, который получил разрешение на постройку в Толедо великолепной синагоги (1357). Однако борьба за власть в 1360-х гг. между королем и его сводным братом Энрике Трастамарским, которому оказывали отчаянное сопротивление верные трону еврейские общины и служившие в королевской армии евреи, привела к упадку еврейских общин Кастилии. Но особый ущерб евреям Испании нанесли воззвания Энрике, впервые призвавшие избавить Испанию от «закабаления ее евреями». И хотя, заняв трон, он по необходимости назначал евреев на государственные должности, его воззвания, а также расправы с целыми общинами роковым образом сказались на судьбах всего испанского еврейства.
К концу 14 в. положение евреев резко ухудшилось: после смерти Хуана I Кастильского (1390) трон перешел к его малолетнему сыну, который не смог ограничить яростную антиеврейскую кампанию Ферранта Мартинеса, архидьякона Эсихи, после смерти архиепископа ставшего фактическим главой епархии. 4 июня 1391 г. в Севилье начались антиеврейские беспорядки, еврейский квартал был разгромлен, многие евреи убиты, другие подверглись насильственному крещению, многие еврейские женщины и дети были проданы в рабство мусульманам, синагоги были превращены в церкви, а еврейские кварталы заселены христианами. Беспорядки перекинулись в Андалусию, евреи подвергались нападениям в Толедо, Мадриде, Валенсии, Бургосе, Кордове, Жероне и других городах. Королевская администрация не делала никаких попыток защитить евреев от беснующейся черни. В июле бесчинства вспыхнули в Арагоне и арагонские еврейские общины были разгромлены. Погромщики расхищали еврейское имущество и сжигали находившиеся в руках евреев долговые обязательства. Однако основным мотивом погромов была религиозная вражда, и как только евреи принимали христианство, нападения на них прекращались. Остатки арагонского еврейства спас один из наиболее авторитетных еврейские ученых своего времени, философ Хасдай Крескас, который собрал значительную денежную сумму, «убедившую» короля сжалиться над евреями, и обратился за помощью к римскому папе.
В 1413 г. по инициативе Херонимо де Санта Фе (Ие х ошуа Лорки) в Тортосе был проведен еврейско-христианский диспут; еврейскую сторону, среди прочих, представляли Зрахия бен Ицхак х а-Леви и Иосеф Альбо. Еврейские ученые фактически были лишены возможности защищать свою позицию; диспут, как и ожидалось, закончился триумфом христиан и повлек за собой волну обращений.
В конце 14 в. – начале 15 в. начинает обнаруживаться тенденция к упадку еврейско-испанской культуры, хотя испанское еврейство и продолжает выдвигать выдающихся ученых и писателей, как, например, Хасдай Крескас, Иосеф Альбо, Профиат Дуран, Ицхак Або х ав I, Ицхак Або х ав II и др. Во второй половине 15 в. в Испании зародилось книгопечатание.
В начале 15 в. в Кастилии насчитывалось около тридцати тысяч еврейских семей, а также весьма значительное число марранов, положение которых становилось все тяжелее. Христиане недоверчиво относились к марранам, догадываясь, что многие из них были христианами лишь номинально и втайне продолжали соблюдать предписания иудаизма. В 1449 г. толедские бунтовщики, опираясь на постановления IV Толедского церковного собора (см. выше), выпустили прокламацию, объявлявшую всех обращенных евреев бесчестными и призывавшую запретить им занимать любые должности в Толедо и зависимых от него землях.
После брака Фердинанда и Изабеллы (1469) начались преследования марранов в объединенном королевстве Кастилии и Арагона. Королевская пара видела в новых христианах угрозу национальному единству страны, для предотвращения которой в 1477 г. обратилась к папе с просьбой установить в Испании инквизицию (прежние правители, опасаясь чрезмерного могущества инквизиции, не были заинтересованы в распространении ее деятельности на Испанию). Первый трибунал инквизиции был учрежден в 1481 г. в Севилье, где в том же году несколько марранов были осуждены на сожжение. С осени 1483 г., когда испанскую инквизицию возглавил духовник королевы Томас де Торквемада, ее деятельность приобрела необычайно жестокий характер, особенно в преследовании марранов.
Падение Гранады (1492), последнего оплота ислама на Пиренейском полуострове, вновь обострило проблему национально-религиозной консолидации страны, и 31 марта 1492 г. был подписан эдикт об изгнании евреев из Испании и ее владений, согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну. Эдикт основывался на версии, что евреи совращают христиан в иудаизм, а новые христиане не могут из-за влияния евреев стать честными католиками. Попытки придворных евреев, в частности Ицхака Абраванеля и Авра х ама Сениора (1412?–1493?) добиться отмены эдикта оказались безуспешными, и подавляющее большинство евреев покинуло Испанию. Необходимость спешно ликвидировать имущество заставила евреев продавать его за бесценок; лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу; общинное имущество конфисковывалось властями и большей частью передавалось муниципалитетам, иногда использовалось для постройки церквей или монастырей; кладбища были превращены в выгоны, а надгробия снесены. По оценке историков, число изгнанников достигло 200 тыс. человек, огромное количество по демографическим понятиям того времени.
Большая часть евреев (около 120 тыс.) нашла временный приют в Португалии, где в 1497 г. они были насильственно крещены; около 50 тыс. направились в Северную Африку, многие нашли убежище в Турции, единственной крупной державе, открывшей доступ изгнанникам, небольшое число переселилось во французское графство Наварра или в Авиньон и папские владения в Италии. Изгнание 1492 г. запечатлелось в сознании еврейского народа как одна из величайших национальных катастроф, положило конец развитию еврейской культуры на территории Испании и привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Испанские евреи перенесли свою интеллектуальную активность, как и свой язык (см. Еврейско-испанский язык), в принявшие их страны, обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин. Исследованием творчества еврейских поэтов и мыслителей средневековой Испании активно занимаются многие университеты и научно-исследовательские институты, в том числе и в Израиле.
Эдикт 1492 г., запрещавший также проживание евреев на территории Испании, был фактически отменен конституцией 1869 г., признавшей, впервые в истории христианской Испании, принцип веротерпимости и право существования в пределах страны некатолических общин (официально все запреты эдикта 1492 г. были отменены только в 1968 г.). Однако с конца 19 в. небольшим группам евреев из разных стран разрешалось жить в Испании как частным лицам, не имеющим права организовываться в общины. В 1917 г. евреям Мадрида было разрешено снять квартиру под первую в современной Испании синагогу. Указ Альфонса XIII, изданный в 1924 г., о предоставлении испанского гражданства евреям испанского происхождения (в частности, проживавшим в Салониках и Александрии) помог в годы Второй мировой войны многим евреям Европы спастись от гибели в Катастрофе.
При республиканском режиме (1931–36) в Испанию прибыли многие беженцы-евреи из Германии. Во время гражданской войны (1936–39) многие евреи-антифашисты сражались на стороне республиканцев. В Интернациональных бригадах (всего около 40 тыс. человек) было свыше восьми тысяч евреев, в том числе 300 человек из подмандатной Палестины. Был создан еврейский батальон (175 бойцов, в их числе и неевреи), названный именем казненного польского коммуниста Н. Ботвина (1905–25). Среди советников республиканского правительства от Коминтерна и Советского Союза были М. Залка, Э. Герё, М. Кольцов, А. Орлов (Л. Фельдбин, 1895–1973), Я. Смушкевич, Г. Штерн. Тем не менее, республиканские власти отказали еврейской общине Мадрида в устройстве собственного кладбища, не вели борьбу с антисемитскими акциями (ограбление одной из мадридских синагог и осквернение свитков Торы). Почти все еврейское население столицы вынуждено было бежать (осталось лишь 12 семей).
Генерал Ф. Франко, потомок марранов, дружелюбно относился к еврейскому населению, и оно приветствовало занятие его частями Тетуана, Сеуты и Барселоны, а некоторое число евреев из Северной Африки служили в его войсках. В период Второй мировой войны в Испании нашли убежище евреи, бежавшие из стран Балканского полуострова; по ходатайству испанского правительства были освобождены евреи испанского происхождения, заключенные в концентрационных лагерях Франции; многие беженцы-евреи из Франции, Нидерландов и Бельгии осели в Испании, другие эмигрировали после войны.
Во второй половине 1950-х гг. – начале 1999 г. в Испанию эмигрировало определенное число евреев из Латинской Америки. Большая часть еврейского населения сконцентрирована в Мадриде — три тысячи человек, Барселоне — три тысячи, Малаге — 1200. В городах на территории Марокко, находящихся под управлением Испании, — Сеуте, Мелилье — живут 1500 евреев. Небольшие общины существуют в Аликанте, Бенидорме, Кадисе, Гранаде, Марбелле, на острове Мальорка, Торремолиносе, Севилье, на Канарских островах, Валенсии. Синагоги функционируют в Барселоне, в здании общинного центра: сефардская и ашкеназская. Современные синагоги функционируют в Мадриде (открыта в декабре 1968 г.), Малаге, Марбелле, Севилье, Торремолиносе, Валенсии и на Канарских островах. Раввины есть в Барселоне, Мадриде, Малаге. В Испании действуют три еврейские средние школы: сефардский лицей в Барселоне, основанный в 1971 г., Колледж имени Эстреллы Толедано в Мадриде, в котором более 30% учеников не являются евреями, и школа в Малаге. В Мелилье действует талмуд-тора.
В 2000 г. еврейское население Испании насчитывало около двенадцати тысяч человек (из которых 90% — выходцы из Марокко, Алжира и Туниса). После Шестидневной войны в Испанию прибыли беженцы-евреи из Египта. Определенное число евреев Испании репатриировалось в Израиль: в 1948–51 гг. — 80 человек; в 1952–60 гг. — 169 человек; в 1961–64 гг. — 220 человек; в 1965–71 гг. — 184 человека; в 1972–79 гг. — 327 человек; в 1980–89 гг. — 321 человек; в 1990–99 гг. — 242 человека; в 2000 г. — 17 человек; в 2001 г. — 10 человек; в 2002 г. — 8 человек; в январе-июле 2003 г. прибыло 17 человек.
Старейшие в Испании кафедры гебраистики (временно не действуют), основанные в 14 в. при университете в Саламанке и примерно в 1509 г. при университете в Алькала-де-Энарес (с 1836 г. Мадридский университет), в годы Первой мировой войны пополнились второй кафедрой (еврейской истории, языка иврит и литературы на нем) при Мадридском университете, а позднее аналогичными при университетах в Барселоне и Гранаде. Открытый в 1941 г. в Мадриде Институт имени Бенито Ариас Монтано занимается главным образом изучением исторического и культурного прошлого евреев в Испании, а также исследованиями в области иудаистики и Ближнего Востока; с 1941 г. издает сборник «Сфарад» (в последнее десятилетие раз в два года). В 1964 г. по инициативе профессора Еврейского университета в Иерусалиме Х. Бейнарта в Толедо в здании построенной Шмуэлем бен Меиром Абул‘афией синагоги (1357 г., с 1494 г. — церковь, ныне известна как Эль Трансито) устроен Сефардский музей (музей истории испанского еврейства). В Жероне в 1995 г. на территории старого еврейского квартала был открыт Музей истории евреев Каталонии. Экспозиция рассказывает о жизни, традиции и культуре евреев Каталонии до изгнания 1492 г.
Еврейские общины страны объединены в Федерацию еврейских общин Испании с центром в Мадриде. Община выпускает ежемесячник « Х а-Кешер». Действуют общинные центры в Мадриде и Барселоне, тесно связанные с синагогами. Иммигранты из Латинской Америки создали светские еврейские организации: группу «Круг размышления», Центр Б. Спинозы, выпускают журнал «Райсес». Действуют разные еврейские организации: ВИЦО, Бней-Брит, Испанский совет еврейских женщин, Комитет поддержки дискриминируемых евреев.
Испания нередко поддерживала антиизраильские выступления в ООН. С установлением демократической монархии (1975) началось сближение обеих стран. Их экономические отношения с 1960-х гг. постепенно расширялись. Экспорт товаров из Израиля в 1984 г. составлял 29,5 млн. долларов, а импорт из Испании — 84,2 млн. долларов. В 1990 г. экспорт из Израиля в Испанию вырос до 169,9 млн. долларов, импорт из Испании в Израиль — до 154,1 млн. долларов. В 2000 г. положение изменилось: экспорт из Израиля составлял 436,1 млн. долларов, импорт из Испании — 685,3 млн. долларов.
В январе 1986 г. израильская делегация во главе с премьер-министром Ш. Пересом и испанская делегация во главе с Ф. Гонсалесом договорились об установлении дипломатических отношений между двумя странами. В конце октября 1993 г. король Испании Хуан-Карлос и королева София посетили Израиль с официальным визитом. В феврале 1994 г. Испанию посетил премьер-министр И. Рабин. Во время визита в Иерусалим премьер-министра Испании Х. М. Аснара в июле 1999 г. премьер-министр Израиля Э. Барак подчеркнул большую роль, которую играет Испания в установлении мира на Ближнем Востоке.
В 1992 г. в 500-ю годовщину изгнания евреев правительство Испании официально отменило указ об изгнании. Король поддержал решение парламента. На встрече с представителями еврейских организаций король Хуан-Карлос заявил, что он сожалеет об изгнании евреев в 1492 г. и приветствует их присутствие в современной Испании.
В Испании с начала 2000-х годов наблюдается сближение неофашистских группировок, таких как «Европейская альтернатива», «Сопротивление» и других, создавших в середине 2000 г. социальное республиканское движение, с радикальными испанскими движениями на почве антиизраилизма и антиамериканизма. Так, после взрыва здания Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке в Испании состоялись демонстрации под лозунгами «Палестина победит», «Против американской террористической войны» и прочими. Особенно напряженное положение сложилось осенью 2001 г. на марокканских территориях, находящихся под управлением Испании. 23 сентября были осквернены могилы на еврейском кладбище в Мелилье. Когда глава местной еврейской общины вместе с журналистами приехал на кладбище, то они были встречены арабской молодежью, которая выкрикивала лозунги, оскорблявшие евреев и прославлявшие У. бин Ладена. Синагогу забросали камнями и бутылками, а на стенах близлежащих домов появились надписи «Смерть евреям!».
Многие представители интеллектуальных кругов Испании осуждают Израиль за политику, проводимую на контролируемых территориях. Так, в одной из самых популярных газет «Эль-Паис» 23 мая 2001 г. появилась карикатура, сравнивающая А. Шарона с А. Гитлером.