Экспертиза следов транспортных средств

Автор: | 06.04.2018

§3. Следы транспортных средств

Следы транспортных средств могут быть образованы:
а) на дорожном покрытии и лежащих на дороге предметах— шинами, колесами гужевого
транспорта, гусеницами, полозьями саней, нижними частями автомашины, тягача, трактора, иными
частями транспортного средства при его переворачивании;
б) на различных предметах, в том числе другом транспортном средстве, — выступающими час
тями (бампером, облицовкой, фарами, крыльями, буксировочным устройством и др.).
Следы могут быть объемными, образующимися на грунте, снеге, и поверхностными (отслоения и наслоения). Последние делятся на позитивные, отображающие только выступающие части рисунка протектора, и негативные, образующиеся за счет наслоения грязи, застрявшей в углублениях протектора. Различаются также следы качения и следы динамические (скольжения). К последним относятся следы торможения при полной блокировке колес (следы юза).
К следам транспортных средств относятся также осколки стекла, отвалившиеся детали, отде
лившиеся частицы краски, пролившиеся жидкости (топливо, смазочные масла, тормозная и охлаж
дающая жидкости), части упавшего груза. . . ‘.’
. Объемные следы обнаруживаются легко. Увидеть поверхностные следы, образующиеся на твердом покрытии дороги (асфальте, бетоне), плоских предметах, лежащих на пути следования транспортного средства, одежде потерпевшего, значительно труднее.
Поверхностные позитивные следы хорошо видны на асфальте после того, как транспортное
средство проехало участок дороги, покрытый водой. .
. Поверхностные негативные следы видны хуже, иногда их можно обнаружить лишь при косо
падающем освещении или осмотре возможного»места расположения следов под острыми углами к
следовоспринимающей поверхности. .
196

Глава 11. Работа следователя со следами
При поиске следов транспортного средства, оставленных при столкновении на другом транспортном средстве, рекомендуется прежде всего осмотреть бампер, облицовку передней части автомашины, крылья, все иные выступающие части.
Обнаруженные следы транспортного средства фотографируются по правилам судебной фотосъемки. Так как следы колес имеют линейный характер, они фотографируются способом линейной панорамы с масштабом, а следы на крутых поворотах— способом круговой панорамы. Объемные следы фотографируются с дополнительной боковой подсветкой. Следы на снежном покрове фотографируются с желтым светофильтром. Отдельно фотографируются наиболее четкие участки следов.
Первостепенное значение при фиксации следов транспортных средств имеют измерения. При помощи измерений устанавливаются размеры и расположение следов по отношению к неподвижным ориентирам (нанесенной осевой линии, краям дороги, столбам на обочине и др.).»Рекомендуется измерить:
а) ширину колеи, оставленной колесами (гусеницами, полозьями), т.е. расстояние между сред
ними линиями или одноименными краями следовых полос;
б) ширину беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев);
в) базу автотранспортного средства (расстояние между передней и задней осью) — по следам на
месте разворота с применением заднего хода или вмятинам на стоянке;
г) длину окружности шины (колес) — по расстоянию между серединами двух последователь
ных отображений какой-либо особенности поверхности колеса (повреждения, внедрившегося ка
мешка и др.). По длине окружности шины (S) определяется ее наружный диаметр (Д) с использова
нием формулы: Д=Бх 1,1 : 3,14. Все измерения проводятся между центрами (средней линией
следов);
д) длину следов торможения (если они располагаются на участках с различным дорожным по
крытием, необходимо измерить длину следа на каждом из этих участков);
е) длину и ширину следов пролившейся жидкости, наслоения грязи или иного вещества.
Измерение и описание следа полного торможения (следа юза) или неполного (прерывистого)
торможения являются крайне важными, так как на основе этих данных и с учетом коэффициента сцепления шин с дорогой, а также некоторых иных данных специалист может установить скорость движения автомашины.
Описанию и масштабной фотосъемке подлежат и характерные особенности отпечатков шИны или ободков колес, образуемые трещинами, внедрившимися камешками и т.п. При этом необходимо иметь в виду, что следы передних колес обычно перекрываются следами задних, и раздельно следы колес хорошо отражаются лишь при совершении машиной поворота. .
В случае обнаружения последовательных отпечатков одной и той же особенности измеряется расстояние между ними, которое равно величине окружности шины.
По ряду признаков следов транспортных средств можно определить и направление движения:
а) при движении по сыпучему грунту по краям следа колеса образуется веер из частиц грунта,
острие которого направлено в сторону движения; .
б) при переезде через лужи и загрязненные участки дороги образующийся след сходит на нет в
сторону движения; .
в) капли жидкости, падающие из транспортного средства, имеют вытянутую форму, острый ко
нец которой направлен в сторону движения;
г) при движении по траве стебли ее наклоняются в сторону движения транспортного средства.
Часто важным является исследование следов торможения, позволяющее, в случае его осуществления на все четыре колеса, установить примерную скорость движения транспортного средства перед торможением.

Расчет ведется по формуле: V= у]254-s-s,, где V— скорость движения, s— коэффициент сцепления протекторов шин с поверхностью дороги, s, — длина следа торможения (тормозного пути).
Примерные коэффициенты сцепления: сухой асфальт— 0,6-0,45; мокрый асфальт, грунтовая дорога— 0,4-0,3; заснеженная дорога— 0,21-0,15; обледенелая дорога— 0,15-0,11. Указанные колебания показателей зависят от степени увлажнения, заснеженности, неровностей дороги и некоторых других факторов.
По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин и модели автомашин, мотоциклов, мопедов и мотороллеров, на которых такие шины устанавливаются.
В определенной мере такая констатация является условной, поскольку на машинах нередко устанавливаются шины, не предусмотренные для данной модели, например, на автомашины «Нива» для езды по городу часто устанавливают шины, предназначенные для «Волги».
197

Глава И. Работа следователя со следами
С целью дальнейшей идентификации транспортных средств участки их объемных следов на сыпучем веществе закрепляются с помощью лака для волос и затем копируются при помощи гипса аналогично тому, как это делается со следами ног. Аналогичным способом копируются объемные следы на мягком грунте (почве, глине).
Следы повреждений на транспортном средстве, возникшие в результате столкновения, наезда, опрокидывания, фиксируются путем детальной фотосъемки. Следы наслоений, возникшие на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на других объектах, изымаются по возможности вместе со следоносителем или отделяются от объекта и упаковываются.
Обнаруженные на месте происшествия предметы с отобразившимися на них следами транспортных средств, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла, частицы краски и др.), перечисляются в протоколе осмотра и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств. Упаковка данных предметов должна быть произведена с таким расчетом, чтобы не были повреждены находившиеся на них следы.
При наличии на месте происшествия следов горюче-смазочных веществ изымаются их пробы, по возможности с частью следоносителя.
Следы транспортных средств подробно описываются в протоколе осмотра, где указывается:
а) вид и состояние поверхности, на которой оставлены следы (мокрый или сухой асфальт, сухая
песчаная почва, глина, снег);
б) вид следа (объемный, поверхностный, позитивный, негативный, статический, динамический,
след торможения, разлившаяся жидкость, осыпавшаяся с нижней части транспортного средства
грязь и т.д.);
в) место расположения следа но отношению к неподвижным ориентирам;
г) ширина отображений протекторов колес (либо гусениц, полозьев), ширина колеи, база транс
портного средства, длина следа юза, ширина и длина следа пролившейся жидкости, осыпавшейся
грязи и т.д.;
д) расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекта покрышки);
е) признаки направления движения.
Место расположения обнаруженных следов транспортных средств отмечается на составляемом плане или схеме, которые прилагаются к протоколу.
При описании в протоколе осмотра следов столкновения, обнаруженных на транспортном средстве и иных объектах, указывается:
а) вид следа (вмятина, царапина, разрыв металла и т.д.);
б) место расположения следа, его размеры (наибольшие длина, ширина);
в) наличие на объекте наслоений краски или других частиц от детали, оставившей след;
г) признаки приложения силы, ее направление в момент столкновения;
д) иные особенности, характеризующие оставленный след.
В протоколе указывается, производилось ли фотографирование, делались ли зарисовки следов, отмечены ли они на плане, сделаны ли копии объемных следов или отпечатки поверхностных следов, приобщены ли они к протоколу. Объемные и поверхностные следы транспортных средств копируются так же, как следы ног.
Осмотр места автотранспортного происшествия лучше всего производить с участием специалиста-криминалиста и автотехника. Ими могут быть проведены предварительные исследования для выяснения перечисленных выше вопросов.
Возможности судебных экспертиз
На разрешение экспертиз следов транспортных средств могут быть поставлены следующие вопросы:

  1. не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного
    транспортного средства (колесами, шинами, полозьями, гусеницами, другими его деталями);
  1. к какому типу (виду, модели) относится транспортное средство, оставившее следы;
  1. к какой модели относятся шины автотранспортного средства, оставившие следы, каковы их
    особенности;
  1. в каком направлении двигалось транспортное средство;
  2. принимал ли водитель усилия к остановке транспортного средства;
  3. с какой скоростью двигалось транспортное средство.

При назначении экспертизы целесообразно выяснить у эксперта, какие сравнительные материалы ему понадобятся, а также какие еще вопросы, судя по обстановке места происшествия, могли бы быть перед ним поставлены.

Вопросы 1-4 решаются обычно в рамках криминалистической, а 5 и 6 — автотехнической экс
пертизы. Вопросы 2 и 3, при необходимости, могут решаться комплексной криминалистическо-
автотехниче! кой экспертизой. ,’ • .

Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств

1. Предмет и объекты экспертизы следов транспортных средств.

Вопросы разрешаемые криминалистической экспертизой транспортных средств.

2. Экспертиза следов колес.

Методика производства экспертизы и оформление материалов.

3. Идентификация транспортных средств по отделившимся деталям и частям.

Экспертиза осколков рассеивателей фар и указателей поворотов.

Методика производства экспертизы и оформление материалов.

Трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз. Ее содержание отличается своими особенностями, которые заключаются в том, что для трасологической экспертизы характерно исследование следов-отражений для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов.

Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов экспертизы.

Объектами трасологической экспертизы являются следы-отражения, то есть материально-фиксированные отражения единичных объектов — предметов, людей, животных.

Читайте так же:  Как оформит дачный дом в собственность

Объектами экспертизы транспортных средств являются:

— слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;

— фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии;

— предметы со следами (одежда, обувь) ;

— части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;

— человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).

Перед экспертом-трасологом ставятся вопросы в зависимости от объектов и предмета исследования, целей и задач исследования необходимых для разрешения трасологической экспертизой.

Рассмотрим три основные группы вопросов, которые могут быть поставлены эксперту трасологу.

Вопросы, относящиеся к установлению групповой принадлежности транспортных средств:

— каким видом транспорта оставлены следы?

— соответствуют ли форма, размеры и взаимное расположение следов соударению автомобилей (транспортных средств) определенных типов, видов, марок?

— какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия?

— мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?

Вопросы, относящиеся к установлению конкретного транспортного средства: — не данным ли транспортным средством оставлены следы?

— одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

— не данной ли шиной оставлены следы на месте происшествия?

Вопросы, относящиеся к установлению целого по частям: — не принадлежат ли обнаруженные на месте дорожного происшествия части деталей поломанным деталям данного транспортного средства?

— не составляли ли ранее единое целое осколки стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия и на транспортных средствах?

2. Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств как и всякой другой криминалистической экспертизы состоит из следующих стадий:

— оценка результатов исследования;

— оформление материалов экспертизы;

На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с поступившими материалами, изучает состояние упаковки и объектов, соответствие объектов указанных в постановлении о назначении экспертизы, при необходимости фотографирует упаковку, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные материалы.

Рассмотрим более подробно три последующие стадии исследования диагностической экспертизы, выясним их особенности.

Детальное исследование — это стадия более глубокого изучения объектов экспертизы.

Исследование вещественных доказательств, как правило, начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия.

При осмотре объектов экспертизы нужно придавать значение характеру следов, принимать во внимание, каким веществом образованы следы наслоения и на каком материале.

Во время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая часть протектора, в каком объеме и с какой степенью четкости в них отражена, достаточно ли имеющегося отражения, чтобы решить поставленный вопрос. Если исследуемый слепок с объемного следа, важно выяснить, на каком материале образован след, состояние материала, глубину следа, когда и каким способом изготовлен исследуемый слепок.

Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он находится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора.

Возможность определения модели шины по ее следу обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это, прежде всего, размеры шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов.

В следе, исследуемом в натуре и по фотоснимку, в первую очередь предстоит выявить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их сравнения со специальными справочными материалами.

Самой благоприятной ситуацией является, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины отражения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической, в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе.

Названных двух параметров — ширины беговой дорожки и рисунка протектора чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами.

При неполном отражении ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка протектора, которая отражена в следе. Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов рисунка, которые отражены в следе.

Подлежащие измерению параметры выбираются с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные выступы, например, измеряются по их продольным и поперечным диагоналям, зигзагообразные по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах.

В процессе сравнения и при оценке результатов необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать.

Это объясняется: — нечеткостью отражения протектора в следе и неизбежными при этом ошибками измерений; — деформацией протектора, его выступающий частей под действием нагрузки на шину; — износом протектора.

Выступы на беговой дорожке имеют в сечении форму трапеции, с меньшим основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов, соприкасающаяся с дорогой постепенно увеличивается, в зависимости от степени износа разница в длине и ширине может достигать 2-3 мм. При значительном износе протектора наиболее ценную информацию будут нести угловые величины фигур.

Общий вывод по результатам исследования может быть либо определенным, когда установлена одна конкретная модель шины, либо альтернативным с указанием двух или более равновероятных моделей и объяснением причин этого.

Далее рассмотрим стадию оформления материалов, исследовательская часть заключения начинается краткой характеристикой поступивших на исследование объектов, в частности предмета, на котором находится след, или объекта содержащего результаты фиксации следа.

Затем идет описание следа вместе с данными о его виде, размерах, качестве отражения протектора. При описании рисунка протектора сосредотачивается внимание на той части, которая отражена в следе: общий вид, форма и размеры основных элементов, степень выраженности.

После выполнения сравнительного исследования требуется изложить его результаты, приводятся источники, из которых использованы справочные материалы. Перечисляются обнаружившиеся в следе признаки, которые совпадают с особенностями той или иной модели шины, дается их криминалистическая оценка. Если модель шины почему-либо не установлена или эксперт не смог прийти к категорическому выводу об одной модели, надо указать причины, обусловившие такой результат, либо назвать вероятные модели.

Вывод по экспертизе фиксируется в виде ответа на поставленный вопрос. Если при исследовании следов выявлены броские особенности шины, эксперт указывает о них в своем выводе, такие данные важны для организации розыска шины.

В качестве иллюстрации к заключению об установлении модели шины прилагаются фотоснимок общего вида объекта экспертизы и отдельно более крупным планом фото снимок следа. Помещать фотоснимок рисунка протектора из справочных материалов не всегда целесообразно, однако в отдельных случаях использование таких снимков необходимо, когда след нечетко отражает небольшую часть протектора или когда использовались другие справочные материалы.

Другой вид экспертизы по следам транспортных средств — это идентификационная экспертиза, то есть установление конкретной шины, оставившей след на месте происшествия. Как и в других идентификационных экспертизах, исследованию подвергаются разные виды объектов: следы, если они изъяты вместе с предметом, или результаты их фиксации (слепки, оттиски, фотоснимки), а так же шина или несколько шин.

Направление на экспертизу вместо проверяемой шины ее экспериментальных следов нельзя считать правильным. Не изучив непосредственно шину и используя только экспериментальные следы, невозможно определить идентификационную значимость деталей строения протектора, отличить групповые признаки от единичных, определить устойчивость их отображения.

При осмотре следов особое внимание уделяется физическим свойствам поверхности, на которой образован след, поскольку от них зависят полнота и качество отражения протектора в следе.

Если представлен сам объект с поверхностным следом, то ложные детали должны быть выявлены при предварительном осмотре.

Предварительным исследованием шины определяются ее конструктивные данные и маркировочные обозначения; тип и модель, общие размеры, ширина беговой дорожки и рисунок протектора, серийный и гаражный номера.

Выясняется, не заменялся ли протектор покрышки, основным признаком замены является кольцевой выступ на боковине, образуемый краем нового протектора. Учитывается и общее состояние шины:

-степень изношенности протектора,

-наличие или отсутствие хорошо выраженных дефектов и признаков местного ремонта.

На стадии детального исследования объекты изучаются и сравниваются по общим и частным признакам. Поскольку некоторые общие признаки внешнего строения шины одновременно характеризуют и ее конструктивные особенности.

Первоначально определяют модель шины, оставившей след и полученные данные сопоставляют с моделью проверяемой шины. Различие моделей служит основанием для бесспорного вывода об отсутствие тождества, совпадение требует продолжение исследования по другим общим признакам — как производственным, так и эксплуатационным. Существенные различия этих признаков тоже могут служить основанием для отрицательного вывода.

В том случае, если результаты сравнения общих признаков не позволяют исключить проверяемую шину, необходимо перейти ко второму этапу детального исследования — изучению и сравнению объектов экспертизы по их частным признакам и деталям. Частные признаки по происхождению делятся на производственные и эксплуатационные.

К первой группе относятся:

— раковины различных форм и размеров,

— срывы (выкрошенность) отдельных краев участков выступающих частей.

Ко второй группе признаков относятся:

— пробоины или проколы (сквозные или несквозные),

— трещины или порезы,

— выкрошенность и срезание отдельных частей рисунка,

— местный износ протектора,

— наличие заплат и пластырей.

При изучении следа необходимо выделить в нем наиболее четкие и крупные отражения деталей, определить их форму, размер, расположение относительно друг друга, а так же относительно краев беговой дорожки и плоскостей выступающих элементов рисунка протектора.

Читайте так же:  Страховая пенсия 2010

При исследовании шин устанавливают, нет ли на их поверхности вулканизационных швов, заплат, случайно застрявших в углублениях протектора мелких камней, внедрившихся в резину острых металлических предметов и т. П., кроме того выясняют, не устанавливались ли на шинах средства противоскольжения. Указанные признаки наряду с особенностями самой шины могут использоваться для идентификации.

Признаки, отобразившиеся в следах и контактные поверхности шин с характерными неровностями фиксируются путем их фотографирования в одном масштабе и описываются в заключении. Сравниваться они могут или непосредственно или путем сопоставления фотоснимков.

В целях определения устойчивости отображения признаков в следах и получения равноценного объекта для сравнительного исследования экспериментальные следы оставляются контактными поверхностями шин.

Если сравнению подлежат объемные следы, то в большинстве случаев сопоставляют между собой гипсовый слепок следа и слепок экспериментального следа. Если исследованию подлежат поверхностные следы, то перед экспериментом выступающие элементы окрашиваются сходным по цвету веществом и экспериментальные следы воспроизводят на листах бумаги, кусках обоев.

Заключительная часть детального исследования состоит в сравнении результатов анализа следа и участка беговой дорожки проверяемой шины, одноименные детали сопоставляют по форме, размерам и относительному расположению, чтобы уточнить расположение деталей принимают во внимание их размещение на плоскости выступов с этими деталями в системе других элементов рисунка. С той же целью измеряю расстояния между деталями и величины углов, которые образуются линиями, соединяющими не менее трех деталей.

При исследовании небольших по площади следов или их отдельных участков могут быть использованы координатные сетки, целесообразно так же практиковать совмещение одномасштабных фотоснимков. Независимо от способа сравнения необходимо всегда учитывать возможные различия, возникающие из-за деформации шины и иных условиях следообразования.

Общий вывод по экспертизе основывается на идентификационной ценности совпадающих признаков и на объяснении наблюдающихся различий.

Оформление материалов при проведении идентификационной экспертизы заключается в следующем:

— в водной части заключения излагаются обстоятельства дела и данные о следах, кроме того, излагаются данные о поверяемой шине.

— в исследовательской части заключения должны быть представлены результаты осмотра и первоначального исследования, данные по модели шины, которой образован след, ее особенности. При описании результатов сравнения необходимо дать перечень совпадающих и различающихся признаков, указать их идентификационную значимость.

От результатов исследования и формы выводов зависит содержание фототаблицы, прилагаемой к заключению эксперта. При установлении шины на фотоснимках показывают общий вид шины, основные детали, совпадение которых послужило основанием для вывода. Детали по сравнению с беговой дорожкой, как правило, незначительны по размеру, поэтому на фототаблице показывают часть беговой дорожки, обозначив участок по которому проводилось сравнение, а затем на отдельных увеличенных фотоснимках выявленные детали то есть частные признаки и отметить особенности их внешнего строения.

3. Экспертизы осколков разбитых фарных рассеивателей и подфарников так же как и экспертизы следов шин делятся на диагностические и идентификационные, то есть установление групповых свойств фарного рассеивателя способствует определению модели автомобиля, на который они ставятся, установление факта, что осколки, изъятые с места происшествия и обнаруженные в фаре конкретного автомобиля ранее составляли единый рассеиватель.

Трасологическое исследование в целях установления взаимной принадлежности осколков основывается на изучении признаков идентификационной значимости, различающихся по происхождению:

— производственные признаки, возникающие при изготовлении фарных рассеивателей;

— признаки, возникающие во время их эксплуатиции;

— признаки, возникающие в процессе разрушения стекла;

Для того, чтобы уяснить идентификационную значимость производственных признаков необходимо знать основные этапы технологии производства фарных рассеивателей. Рассеиватели изготавливаются под давлением на пневматическом автомате, состоящем из вращающихся в горизонтальной плоскости матриц и вертикально перемещающегося пуансона с ограничительным кольцом.

Расплавленная стекломасса по ограничительному кольцу подается из печи в одну из матриц. Опускаясь в матрицу, пуансон формует рассеиватель. Когда пуансон поднимается, под него подается вторая матрица со стекломассой и операция повторяется вновь. После снятия в специальных печах внутренних напряжений производственный цикл заканчивается.

Внешние признаки рассеивателей возникают в самом начале процесса: при выдавливании стекломассы через отверстие на расплавленной капле от его краев образуются неровности в виде параллельных углубленных полос. Они частично исчезают при сжатии массы в пресс-форме, но в виду быстрой теплоотдачи полосность в той или иной форме сохраняется. Чаще всего этот признак можно обнаружить со стороны действия матрицы, то есть со стороны внешней поверхности рассеивателя.

Полосность как трасологический признак имеет высокую идентификационную значимость. Хотя этот признак формируется краями одного и того же ограничительного кольца, взаиморасположение и протяженность отдельных полос в рассеивателях различна, так как их формирование определяется случайными изменениями теплового, давящего, вибрационного и других режимов работы автомата.

Значительная протяженность отдельных полос, последовательность их чередования и достаточная выраженность позволяют использовать этот признак для идентификации целого по частям даже при отсутствии общей линии разделения.

При растекании стекломассы по матрице в результате значительной теплоотдачи с поверхностного слоя капли на ее поверхности образуются наплывы в виде полос дугообразной формы (кованость), которые, как и полосность частично сохраняются на готовом изделии. Этот признак также индивидуален для каждого рассеивателя и может быть использован для идентификации целого по частям. Идентификационная значимость этого признака ниже чем полосности, так как при отсутствии общей линии разделения использование этого признака затруднено из-за веерообразного расположения и слабой выраженности наплывов.

Групповые признаки, возникающие в результате ремонта матрицы и пуансона рассматривать как групповые.

После того как фарный рассеиватель установлен на автомобиле, на нем возникают эксплуатационные признаки, которые впоследствии могут быть использованы для установления осколков одному рассеивателю. Так, при нахождении рассеивателя в фаре на его буртике могут отпечатываться контуры края рефлектора, уплотнительного резинового кольца или удерживающего металлического кольца. В них обычно не отражаются индивидуальные признаки, но по наличию этих отпечатков, их величине и конфигурации можно определить краевые осколки рассеивателя.

В процессе эксплуатации на рассеивателях возникают случайные следы: наслоения и мазки краски, грязи, царапины и раковины. В силу случайности своего происхождения они имеют высокую идентификационную значимость.

Наиболее ценными признаками для установления принадлежности стеклянных осколков единому целому являются признаки, возникающие в процессе разрушения стекла то есть следы разлома. Поверхности разлома имеют трехмерное измерение, здесь сравнительному исследованию подлежит объемная конфигурация следов.

Если рассеиватель разрушается вследствие непосредственного удара о его поверхность твердого тела, этому может предшествовать образование пробоины в стекле или откол части стекла с поверхности рассеивателя. Образующаяся при этом раковина находится на поверхности разделенных осколков и имеет важное идентификационное значение при установлении принадлежности их одному рассеивателю.

И. И. Пророков Криминалистическая экспертиза следов

Криминалистическая экспертиза. Выпуск 8.

Судебно-трасологическая экспертиза. Выпуск 3.

Судебная транспортно-трасологическая экспертиза.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь!

Назначение экспертизы следов транспортных средств

При совершении преступлений в ряде случаев возникает необходимость установления автотранспортного средства, которое находилось на месте происшествия (ДТП, убийства, разбойного нападения, кражи, изнасилования и др.). Одним из важнейших источников информации о транспортном средстве являются следы-отображения различных частей транспортного средства. Чаще других это отпечатки колес (шин), при проведении экспертизы которых может быть получена важная розыскная и доказательственная информация.

Основные задачи экспертизы следов транспортных средств:

  • определение групповой принадлежности транспортных средств (тип, вид, модель);
  • установление отдельных обстоятельств использования транспорта (скорость, торможение, места остановок, направление движения, взаимное положение в момент столкновения и др.);
  • отождествление транспортного средства (его частей) по оставленным следам.

В качестве объектов на экспертизу могут быть представлены:

  • предметы вещной обстановки места происшествия со следами транспортных средств (одежда потерпевших, труп, куски бумаги и т.п.);
  • копии следов с места происшествия (слепки, фотоснимки);
  • транспортное средство;
  • экспериментальные поверхностные следы колес проверяемого транспортного средства (полоса резины, рулон бумаги с экспериментальными следами и т.п.);
  • слепки экспериментальных объемных следов шин;
  • масштабные фотоснимки экспериментальных следов шин;
  • материалы уголовного дела – по согласованию с экспертом (протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств, дополнения к ним; сведения об отдельных обстоятельствах, влияющих на следообразование).

На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

Особенности подготовки материалов для проведения экспертизы. Проведение экспертизы следов транспортных средств значительно объективизируется, если сведения о механизме и условиях происшествия зафиксированы полно и точно (наличие протоколов и схем ДТП с отражением соответствующих размерных характеристик, указанием местонахождения транспортных средств, преград, их взаимного расположения, положения относительно различных элементов дороги, разметки и т.п.).

На контактирующих объектах (например, одежде потерпевшего) могут быть обнаружены следы ЛКП транспортного средства, а на последнем – частицы одежды. В таких случаях, для исследования краски, горюче-смазочных материалов (ГСМ), почвы, микроволокон и др. необходимо привлекать экспертов соответствующих специальностей.

Подлежащие исследованию объекты (транспортные средства, одежда и др.) должны быть представлены на экспертизу в том состоянии, в каком они находились после происшествия. Чтобы эксперт мог правильно оценить информацию, полученную при исследовании представленных объектов, следователь обязан сообщить соответствующие сведения (о факте и виде ремонта, о замене деталей, о возникновении каких-либо следов, не связанных с происшествием, и т.п.).

Следователю нужно иметь в виду, что следы транспортных средств имеют комплексный характер. Схематично их можно подразделить на три группы:

  • следы колес и выступающих частей (фары, бампера, декоративные решетки и др.);
  • части деталей, материалов и веществ, отделившиеся от транспортного средства;
  • части материалов и веществ, отделившиеся от преград, с которыми контактировало транспортное средство (краска другого транспортного средства, волокна одежды потерпевшего, почва и др.).

Следы шин, обнаруженные на отдельных предметах (газета, одежда, доска и т.д.) после фотосъемки изымаются и направляются на экспертизу вместе с данными предметами. Следы выступающих частей также целесообразно направлять на экспертизу вместе с предметами (их частью). Например, необходимо вырезать часть забора, ствола дерева и т.п. При отсутствии такой возможности после фотосъемки со следов изготавливаются слепки с помощью полимерных слепочных материалов (паста «К», «СКТН», зуботехнические слепочные массы и др.). Следы значительных размеров копируются с помощью гипса (след бампера, фары и т.д.).

Читайте так же:  Аттестация сотрудников следственного комитета

При совершении ДТП одежду потерпевшего следует обязательно направлять для экспертного исследования, даже если в процессе предварительного осмотра каких-либо следов обнаружить не удалось. С одеждой надо обращаться аккуратно, нельзя подвергать ее чистке, вытряхиванию и т.п. До назначения экспертизы одежду рекомендуется хранить, не перегибая, не производя скатывания. При упаковке одежда аккуратно выворачивается внешней стороной во внутрь. При увлажненном состоянии одежды и обуви, являющихся объектами экспертизы, их нужно просушить, не герметизируя, при комнатной температуре. Предметы одежды должны быть упакованы каждый в отдельности в чистую, гладкую бумагу наружной стороной во внутрь. При этом желательно проводить как можно меньше операций, чтобы обеспечить сохранность микрообъектов.

Гипсовые слепки перекладываются бумагой и упаковываются в картонные коробки.

При назначении экспертизы по исследованию ЛКП требуется соблюдать ряд правил:

  • изымать максимальное количество частиц ЛКП;
  • обнаруженные частицы следует хранить в бумажной или полиэтиленовой упаковке. Нельзя использовать для фиксации частиц липкую ленту, т.к. компоненты липкого слоя проникают в вещество ЛКП;
  • следы ЛКП, обнаруженные на одежде, целесообразно обшить куском ткани;
  • необходимо обеспечить целостность частиц для сохранения их идентификационных признаков;
  • к соскобам краски можно прибегать только в случае невозможности изъятия предмета-следоносителя или его части.

При обнаружении на месте происшествия ГСМ их изъятие следует осуществлять с учетом следующих рекомендаций:

  • при относительно большом количестве на месте происшествия бензина, масла, дизтоплива, его помещают в стеклянный сосуд с герметической пробкой;
  • при небольших количествах ГСМ изымаются на ватный (марлевый) тампон и герметически упаковываются в стеклянную посуду;
  • следы ГСМ на грунте изымаются вместе с его частицами;
  • следы ГСМ на одежде, по возможности, вырезаются;
  • следы на небольших объектах изымаются вместе с ними.

Все объекты со следами ГСМ герметически упаковываются в стеклянную посуду и немедленно отправляются в экспертное учреждение.

На месте ДТП могут быть обнаружены объекты биологического происхождения (кровь, эпидермис, мышечная ткань, частицы внутренних органов, волосы и т.п.). Следователь при направлении таких объектов для проведения экспертизы должен учитывать ряд рекомендаций:

  • объекты необходимо изымать вместе с предметом-следоносителем;
  • если изъятие вместе с предметом невозможно, целесообразно изымать следы путем соскоба вещества или с помощью тампона из увлажненной марли или ваты. После изъятия тампоны просушиваются;
  • при изъятии волос их упаковывают в бумажные пакеты, предохраняя от механических повреждений.

Обнаружив частицы грунта и иных загрязнений, отделившиеся от транспортного средства в момент столкновения, их следует изымать, упаковывая в бумажные пакеты (конверты).

Источник: глава из учебного пособия

Кобзарь С.И. Организация назначения криминалистических экспертиз и использования их результатов в расследовании преступлений: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. – Луганск: РИО ЛГУВД, 2007. – 256 с. – Библиогр.: С. 249 – 251.

9. Следы транспортных средств

Установление взаимного расположения транспортного средства и пешехода в момент наезда.
Процесс образования следов в результате столкновения, наезда или переезда.
Последовательность образования повреждений.
Каков механизм транспортного происшествия в целом?
Имеются ли на представленных объектах (одежде потерпевшего и т. п.)
следы транспортных средств?
Каким видом транспорта оставлены следы на месте происшествия? Какой моделью или типом автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора) оставлены следы?
Какой частью транспортного средства оставлены следы? Какой моделью шины оставлены следы? Каким колесом транспортного средства оставлены следы? Одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы? Не оставлены ли следы на месте происшествия данным автомобилем (мотоциклом, трактором, велосипедом)?

• Не составляет ли обломок кронштейна (осколки стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия) единого целого с частью кронштейна (осколками фар, лакокрасочным покрытием транспортного средства), представленного на экспертизу?
• Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде или одежде потерпевшего), частью другого транспортного средства?
На представленных объектах (например, одежде потерпевшего) могут быть обнаружены следы краски транспортного средства, а на транспортном средстве — частицы одежды потерпевшего. В этих случаях, кроме трасологов, для производства комплексной экспертизы привлекаются специалисты в области криминалистической экспертизы материалов и веществ и изделий из них.
Объекты экспертизы и необходимые для ее производства материалы.
Следы, возникающие при транспортном происшествии, делятся на следы столкновения, наезда, переезда, качения. Следы, образующиеся на столкнувшихся транспортных средствах, соответствуют друг другу по взаиморасположению, высоте нахождения относительно дорожного покрытия, а часто и по форме.
Следы столкновения имеют вид вмятин, разломов, системы трасс, наслоений и отслоений; размеры их зависят от направления и величины приложенных сил, материала следообразующих и следовоспринимающих частей транспортных средств.
Следы наезда образуются при наезде транспортного средства на пешехода, какие-либо предметы (столб, бордюрный камень и т. д.). В результате наезда на пешехода на транспортном средстве возникают линейные следы, следы в виде вмятин, отпечатков структуры ткани одежды потерпевшего. Располагаются они преимущественно на передних частях транспортного средства (например, на капоте, облицовке радиатора, крыльях автомобиля). На одежде потерпевшего образуются разрывы, размятия, разрезы, отпечатки контактных частей транспортного средства (бампера, облицовки радиатора и др.), остаются следы в виде наслоений краски, смазки^ загрязнений. При наезде транспортного средства на преграду возникают следы, характеризующиеся соответствующим взаиморасположением и одинаковой удаленностью от дорожного покрытия. Они могут иметь характер вдавлений, со-скобов, царапин, системы трасс, наслоений или отслоения вещества. У транспортных средств на резиновом ходу иногда образуются проколы, разрывы шин от удара о преграду (на преграде в этом случае могут быть обнаружены частицы резины).
Следы переезда возникают в виде деформаций, вдавлений, разломов при переезде препятствия колесами (гусеницами, полозьями) транспортного средства; на нижней поверхности препятствия могут остаться следы в виде царапин, трасс, соскобов, наслоений и др.
Следы качения образуются от беговых поверхностей транспортного средства. В них отражаются ширина и рельеф беговых поверхностей, длина окружности колеса и другие его признаки.

На месте происшествия обнаруживают отдельные части и детали транспортных средств (кронштейн, зеркало, ободок фары, гайка, осколки фар-ных и «лобовых» стекол и др.), по которым в ряде случаев удается определить вид транспортного средства, его модель, а при наличии транспортного средства — конкретное тождество по его частям.
Проведение экспертизы по следам транспортных средств значительно облегчается, если все необходимые сведения о механизме и месте происшествия зафиксированы полно и точно: составлены протоколы и схемы дорож-но-транспортного происшествия, произведены необходимые замеры, определены местонахождение транспортных средств, их положение относительно осевой линии дороги и друг друга.

Если на месте происшествия обнаружены следы протектора транспортного средства, следует сфотографировать их по правилам масштабной фотографии, а затем с вдавленных следов изготовить гипсовые или полимерные слепки.
Необходимо, чтобы подлежащие исследованию транспортные средства были представлены эксперту в том состоянии, в каком они были в момент происшествия (например, вмятины не должны быть выправлены, следы скольжения закрашены и т. д.), поскольку в противном случае производство экспертизы будет затруднено или не приведет к решению экспертной задачи.
К объектам транспортно-трасологической экспертизы относятся:
— транспортное средство или его часть. Эксперт может обнаружить на них следы, описать их и зафиксировать, изучить последовательность механизма образования. Если в происшествии участвовали два транспортных средства, оба они должны быть представлены на экспертизу. Это позволит эксперту выявить парные следы, возникшие при столкновении, сопоставить их, определить механизм и последовательность образования и, таким образом, восстановить механизм происшествия. Когда доставка транспортного средства нецелесообразна вследствие единичного, локального характера повреждения, на экспертизу представляются соответствующая его часть или деталь;
— детали транспортного средства (гайки, болты, поломанные кронштейны, фарные ободки, осколки фар, защитных стекол, частицы краски), обнаруженные при осмотре на месте происшествия;
— одежда потерпевшего (если имел место наезд на пешехода), поскольку на ней могут быть обнаружены следы-отображения контактных поверхностей транспортного средства (бампера, облицовки радиатора, беговой поверхности шины и т. д.), части его красочного покрытия, осколки фар, защитных стекол, следы смазочных веществ и др. Необходимо принимать меры к тому, чтобы имеющиеся на одежде следы не были повреждены в процессе транспортировки;
— слепки из гипса или полимерных масс с вдавленных следов транспортных средств, обнаруженных на месте происшествия;
— фотографические снимки: ориентирующие, панорамные, на которых зафиксирована общая обстановка места происшествия; обзорные, показывающие положение и состояние каждого транспортного средства или иного объекта, участвовавшего в происшествии; узловые, где представлены отдель-

ные группы повреждений на транспортных средствах; детальные с изображением отдельных повреждений и следов беговых поверхностей протектора.
На экспертизу должны быть представлены: материалы уголовного дела: протоколы осмотра места происшествия, транспортного средства, его частей, деталей, схемы дорожно-транспортного происшествия и другие документы (например, в случае наезда на пешехода — акт судебно-медицинского исследования трупа или освидетельствования потерпевшего, если ранее были проведены экспертизы — заключения экспертов).
В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:
— колеса или шины либо экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или текстильной ткани;
— осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся детали и части, изъятые при осмотре транспортных средств, если аналогичные части найдены на месте происшествия. При обнаружении на месте происшествия частиц краски — транспортное средство или его части со сколами краски;
— образцы смазки и других горюче-смазочных материалов в тех случаях, когда на месте происшествия изъяты следы соответствующих веществ и предполагается их сравнительное исследование при проведении комплексных экспертиз.
Чтобы эксперт мог правильно наметить порядок исследования и оценить полученные результаты, ему обязательно должно быть сообщено: не ремонтировалось ли транспортное средство после дорожного происшествия; не подвергались ли выправлению имеющиеся на нем повреждения; не производилась ли его окраска; не заменялись ли на нем детали (кронштейны, крылья, колеса, покрышки и т. п.); не возникли ли на нем какие-либо новые следы при хранении, перевозке [2, 10].