Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.
Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.
Мониторинг является отличным от диагностики понятием, поскольку при диагностике деятельность направлена на исследование уже известного явления, которое достаточно описано и позволяет диагносту сопоставить данные о нем с полученной информацией. К отличительным особенностям мониторинга относят следующие:
- Система отслеживания длится 1, 3, 5 лет;
- Это специальная целенаправленная система, она планомерна и осознанна на каждом этапе педагогического процесса.
Содержание:
Требования, аспекты и сущность мониторинга
Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная. Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность:
- за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию;
- можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали;
- негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены;
- развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать;
- полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования.
Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно-методических требований:
- Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени;
- Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования;
- Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер;
- Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован.
Получается что мониторинг это целостная система, которая реализует множество функций.
Аспектами мониторинга, по мнению Н.П. Тропниковой являются следующие:
- непрерывность (данные собираются постоянно);
- диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы);
- научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы);
- обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы).
Получение информации
В системе образования особое значение для проведения мониторинга имеет распространение информации. При этом важность различных инструментов влияния на принятие решений, к которым относят информирование социума, формирование общественного мнения, не отрицают, но и не называют основными для проведения мониторинга. При мониторинге также учитывают мнение образовательного учреждения и системы образования, его выражают руководители.
Этап получения данных исследования граничит с их анализом, а между ними находится этап обсуждения с администрацией результатов мониторинга. Этот «средний» этап нуждается в исполнении, поскольку существует требование к рассмотрению полученной информации в дальнейшем и ее использование на практике. Обсуждение не может называться научным способом добычи информации, но оно очень ценно для мониторинга.
При мониторинге в образовании следует предусматривать некую систему распространения информации, которая является сложной, но надежной. Связанно это с двумя группами способов проведения мониторинга:
- сбор информации, фиксация текущих данных;
- учет полученной информации, принятие управленческих решений, регуляция педагогического процесса.
Учитывая вышесказанное, можно выделить актуальность применения мониторинга в образовательном учреждении, это:
- Определение результативности и успешности того, как протекает образовательный процесс;
- Педагогов обучают самооценке и самоанализу своей деятельности в процессе образования;
- Качество состояния процесса образования управляется целесообразно;
- Прогнозируются перспективы развития объектов/субъектов процесса образования.
Мониторинг качества образования в ДОУ
Рассматривать определение педагогического мониторинга следует с качества образования, оно является характеристикой образования – совокупностью свойств, которые способствуют удовлетворению потребностей в образовании и отвечают интересам общества. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении имеет цель сформировать целостное представление о качестве всей системы образования. При этом качество образования рассматривается в виде обобщенной меры эффективности системы образования в ДОУ, она проявляется в способности предоставить комплекс услуг, которые бы отвечали запросам и ожиданиям потребителей и требованиям нормативных документов (законов).
При анализе информационной базы мониторинга качества образования были выявлены его специфические особенности, которые происходят на этапах сбора и оценивания информации. Изучают не всю доступную информацию, а лишь ту, которая поможет создать полную картину качества образования, которое обеспечивает дошкольное учреждение.
Этапами сбора информации являются:
- Выявить скрытые резервы и потенциальные возможности каждого педагога и всего коллектива;
- Выявить условия, при которых реализуются выбранные технологии и программы;
- Определить способности, интересы, уровень развития детей, педагогов, коллектива;
- Оказать помощь педагогам в освоении исследовательской деятельности;
- Способствовать творческому развитию личности, педагогам помочь овладеть самодиагностикой своей профессиональной деятельности.
Эффективность воспитания определяется выполнением следующего алгоритма:
- определить цели и задачи обучения;
- подобать критерии для определения результата;
- выбрать методику обучения;
- подготовить диагностический инструментарий;
- исследовать испытуемых;
- обработать результаты изучения и интерпретировать их;
- провести анализ, оценку результатов и обсудить их.
В педагогической науке диагностика эффективности деятельности ОУ считается достаточно новой областью, но уже существует множество диагностических методик.
Система мониторинга
Мониторинг качества образования в ДОУ проводится с применением системы, состоящей из 4 блоков:
- Качество процесса образования;
- Качество обеспечения ресурсами;
- Качество управления;
- Качество результатов работы.
Эти блоки вместе с множеством элементов, которые входят в их состав, это носители качества образования. В его структуре выделяют интегральные свойства характеризующие качество в виде целостности его простых и составных элементов. К ним относят: системность, адаптивность, ориентацию на личность и деятельность, направленность на гуманитарию и культурологию, надежность, непрерывность, эффективность, оптимальность, функциональность. Кроме того, структура качества образования включает в себя качество дидактической направленности деятельности детей (конструирование, игры), качество форм организации жизнедеятельности (развлечения, занятия), качество самостоятельной деятельности.
Чтобы изучить и оценить качество образования, используют группу показателей, они ограниченны в количестве, но их совокупность позволяет исследовать в полной мере объект мониторинга. Показатель рассматривают как характеристику определенного аспекта свойства качества.
Методическая работа на основе диагностики
Чтобы оптимизировать управление ДОУ, необходимо повышать эффективность методической работы с педагогами. Когда данный вид работы основан на диагностике, то появляется возможность оптимизировать педагогический процесс, поскольку такая основа предполагает детальное изучение потребностей и детей, и родителей, возможностей каждого воспитателя и всего коллектива, а это позволяет определить самый эффективный комплекс форм, приемов и методов методической работы, которые повышают педагогическое мастерство, профессиональную квалификацию, стимулируют творчество педагогов.
Низкий уровень качества образования может иметь несколько причин: недочеты в подготовке воспитателей, отсутствие взаимодействия с родителями, устаревшая программа образования, методики и технологии работы с детьми, или бессистемный набор новаций, и т.д. Главным направлением методической работы является выявление этих причин, консультации и конкретные рекомендации воспитателям, разработка плана реализации повышения качества образовательных услуг ДОУ.
Изучая педагогическую деятельность воспитателя, необходимо оценить его умения организовать и проводить разные виды деятельности детей (трудовую, игровую, художественную и театральную), умения развивать речь, качества и умения для общения с дошкольниками.
Повышению квалификации воспитателей способствует информация о научно-теоретических знаниях. Воспитатель должен понимать, что диагностика педагога это теоретический фундамент для реализации практической деятельности. Диагностика развития дошкольников должна подвергаться корректировки методиста, а воспитатель должен иметь представления о диагностике педагогического процесса. Творчество и свобода воспитателей должна как поощряться, так и корректироваться.
Современные воспитатели должны овладеть методами психологической и педагогической диагностики развития, изучения педагогической культуры родителей, самодиагностики своей профессиональной и психологической деятельности; умениями оценить условия, в которых пребывают дошкольники.
Мониторинг в детском саду.
Элла Серебрякова
Мониторинг в детском саду.
Что такое «мониторинг в детском саду»? Наверное, все педагоги дошкольного образования не раз задумывались над этим словом. Более понятно слово «педагогическая диагностика». Давайте разберемся. Понятие «мониторинг» относительно новое в системе дошкольного образования. Бабаева Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Михайлова З. А. (Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб., 2010.) определили образовательный мониторинг как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование развития.
Механизмами мониторинга являются:
1) условия, обеспечивающие качество педагогического процесса (кадры ДОУ, предметно-развивающая среда);
2) соответствующие диагностические методики;
3) методы, применение которых позволит получить необходимый объем информации в определенные сроки (низко формализованные, высоко формализованные).
В 2010 году вышли «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые чётко определили мониторинговые системы как её обязательный компонент. В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» говорится, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей». В Федеральных государственных требованиях указывается, что содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Это означает, что образовательные программы должны иметь свою разработанную комплексную систему мониторинга. И это очень важно. Образовательный процесс в ДОУ строится по 10 образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,
«Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». И каждая образовательная программа определяет по всем образовательным областям свои задачи освоения детьми программы, знания, которые должен получить ребёнок, планируемые результаты и интегративные качества дошкольника. После выхода Примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования стала выходить и литература по мониторингу. С одной стороны – это облегчило работу педагогов, с другой – затруднило. Вышла масса методик диагностирования по каждой программе. Возьмите программу «Детство». Хорошая программа, современная, содержательная. Вышла книга «Мониторинг в детском саду» (авторы Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А.) к этой программе. Методики диагностирования расписаны по всем образовательным областям. Но их так много. И все их провести педагог не в состоянии. Встал вопрос в ДОУ о выборе определённых дигностических методик из «Мониторинга в детском саду», и создании диагностических карт. Нами разработаны диагностические карты по всем образовательным областям и по каждому возрасту.
Очень важно, педагогу, не просто провести диагностику, но и сделать выводы по ее результатам: что достигнуто детьми, чего нужно дос-тичь, какая работа поможет решить проблемы и поддержать достижения детей.
По окончании мониторинга очень важно собрать все результаты воедино, где можно проследить развитие не только одного ребёнка, но и всей группы в целом. Для этого нами были разработаны общие таблицы мониторинга по каждой возрастной группе.
Для старшего воспитателя очень важно иметь полную картину результатов мониторинга по детскому саду. И для этого была создана таблица общего мониторинга по детскому саду, что позволило проследить результаты освоения основной программы по каждой возрастной группе и в целом по детскому саду.
Система мониторинга образовательного процесса В нашем детском саду переходят на новые стандарты. Стали разрабатывать мониторинг (диагностика). Что такое образовательный мониторинг?Это.
Тематический план ДОУ на год Первая младшая группа (2-3 года) «Детский сад» 3 – 7 сентября «Золотая осень» 3– 28 сентября «Я в мире человек» 1 – 12 октября «Мой дом».
Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС
- отследить и проанализировать динамику развития и детей, их образовательные достижения;
- систематически отслеживать результативность педагогической системы, планируя ее работу и прогнозируя результаты;
- ставить оперативные и перспективные цели, определяя связи между участниками образовательного процесса.
Мониторинг является регулярной и систематической процедурой сбора информации и оценки качества оказания образовательных услуг в детском саду.
- промежуточное оценивание степени освоения программы — опирается на особенности развития интегративных качеств;
- итоговое оценивание, осуществляемое при завершении этапа дошкольного образования и переходе в школу.
Система мониторинга в старшей группе или младшей предполагает анализ полученных промежуточных и итоговых результатов с последующей оценкой динамики развития дошколят.
СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:
Мониторинг позволяет диагностировать личностные, интеллектуальные и физические качества воспитанников посредством экспертных оценок, наблюдений, бесед, использования тестирования и методик нетестового типа. К ключевым методам диагностики педагогического процесса в ДОУ по ФГОС относят игровые задания и создание проблемных ситуаций, социометрию, наблюдение и опросы (интервью), экспериментирование (лабораторное, психолого-педагогическое и естественное), анализ результатов детского труда, проектирование, собеседования с родителями воспитанников и педагогами, контрольно-оценочные занятия, анкетирования.
Новые возможности для карьерного роста
За прохождение курса — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Сочетание всех типов используемых методов диагностики обеспечивают максимальную объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг образовательного процесса в детском саду
Система мониторинга в ДОУ прошла непростой путь становления. Понятие мониторинга прочно вошло в педагогическую практику только после внедрения федеральных государственных требований в состав образовательной программы, закрепивших потребность в диагностике в младших, средних, старших и подготовительных группах. Но и на этом этапе педагоги столкнулись с отсутствием разработанной методологии и инструментария мониторинговых процедур. К счастью, в достаточно сжатые сроки были представлены действенные методики мониторинга освоения образовательной программы и оценки личностных качеств авторства:
- Афонькина Ю.А;
- Веракса Н.Е. и Веракса А.Н.;
- Верещагина Н.В.;
- Калачева Л.Д. и прочих.
- определение и обоснование объектов мониторинга;
- поиск подходящих методов оценки;
- планирование и реализация мониторинговых процедур;
- анализ, систематизация и структурирование собранных сведений;
- оценка и интерпретация данных;
- соотнесение с результатами прошлых исследования;
- прогнозирование возможных изменений;
- принятие управленческих решений.
Как разработать образовательную программу дошкольного образования
- заведующий ДОУ — руководит оценочными процедурами, проводит социологический мониторинг, контролирует кадровое обеспечение процесса, собирает данные для формирования госзаказа;
- заместитель по АХЧ — проводит оценку материально-технического оснащения;
- заместитель по воспитательно-методической работе — курирует педагогическую диагностику, соотносит результаты образовательного процесса федеральным требованиям;
- медицинская сестра — выполняет медико-валеологический контроль, проверяя состояние здоровья детей и их основных функциональных систем, уровень физического развития;
- педагог-психолог — ответственен за социально-психологический мониторинг, оценивая личностное и когнитивное развитие воспитанников, отслеживает характер взаимоотношений между дошкольниками.
Цели и задачи мониторинга в ДОУ
Педагогическая диагностика или мониторинг в ДОУ необходимы для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми и лежим в основе перспективного планирования. Мониторинг сводится к диагностике индивидуальных достижений воспитанников в процессе освоения программы. Такие показатели гуманистической образовательной модели, как умения, знания, навыки и способы творческой деятельности рассматриваются с позиции средств, которые способствуют развитию личностных качеств и ценностных ориентаций ребенка.
- определение и анализ уровня достижений в художественно-эстетическом, познавательно-речевом, социально-личностном и физическом развитии в соответствии с нормативными показателями;
- контроль динамики развития личностных качеств и последующего психолого-педагогического сопровождения детей.
- определение уровня развития интегративных качеств воспитанников детского сада, актуальных на момент диагностики на каждом возрастном этапе;
- оценка степени освоения образовательной программы и стартовой готовности к школьному обучению (для воспитанников подготовительных групп);
- обозначение личностные достижения дошколят и на основании их разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
- образовательной деятельности — то, как дети осваивают образовательную программу, какие достижения и качества демонстрируют, насколько они готовы к школе и в какой мере родители воспитанников удовлетворены качеством оказываемых в детском саду услуг;
- учебного процесса — как в учреждении организована образовательная и самостоятельная деятельность, налажено взаимодействие с родителями;
- условий в ДОУ — как в детском саду обустроена развивающая среда, каков кадровый потенциал.
Периодичность проведения мониторинга в детском саду
Дошкольные учреждения самостоятельно определяют сроки проведения мониторинговых процедур. Мониторинг «От рождения до школы» по ФГОС, как и диагностика степени освоения других программ проводится дважды в год (чаще всего в августе и мае), что позволяет оценить динамику развития воспитанников и их личностных достижений.
- в младших группах параллельно с педагогической диагностикой проводить мониторинг нервно-психического развития детей, предложенную Пантюхиной Г.В. и Печорой К.Л.;
- в средних группах целесообразнее проводить диагностику не один-два раза в год, а после освоения каждой темы, благодаря чему удастся не просто констатировать итоговый результат, но и проанализировать процесс освоения программы детьми на каждом ее этапе;
- мониторинг в подготовительной группе проводится ежегодно при выпуске воспитанников, включая оценку интегративных свойств детей. Воспитатель составляет портрет выпускника детского сада, опираясь на основную образовательную программу, особенности образовательного процесса в учреждении, кадровое обеспечение.
Использование результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС
Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Наличие математической обработки результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого дошкольника.
Образцы таблиц мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС представлены в Приложениях.
Отчет по мониторингу в ДОУ включает оценку интегративных качеств воспитанников, отражая их физически и культурно-гигиенические навыки, эмоциональную отзывчивость, активность и любознательность, коммуникабельность, способность планировать и управлять своим поведением, умение решать личностные и интеллектуальные задачи, владение предпосылками универсальных учебных действий, первичными представлениями о мире, государстве, природе.
По итогам мониторинга для каждого дошкольника можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, определить цели и задачи реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ по формированию интегративных качеств, умений и навыков дошкольника по тем разделам ООП, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. При осуществлении повторного мониторинга образовательного процесса в конце учебного года заполняется последняя графа, описываются достижения дошкольника в отслеживаемый период времени в результате проводимой с детьми педагогической работы.
В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Структурированное и формализованное представление результатов позволяет корректировать направления работы с дошкольниками и максимально эффективно планировать использование всех имеющихся в ДОУ ресурсы.
Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»
Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.
Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!
2 младшая группа
(инструментарий и таблицы)
(инструментарий и таблицы)
(инструментарий и таблицы)
(инструментарий и таблицы)
1.1 Актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении
Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.
Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.
Педагогический мониторинг тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.
Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):
В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.
Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.
Диагностика – есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.
По-мнению Л.С.Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.
Отличительные особенности мониторинга:
· Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет.
· Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.
· При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.
В ряде исследований А.Талых выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга:
1. Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;
2. Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их;
3. Предупреждение негативных тенденций в системе образования;
4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;
5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:
· Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;
· Показатели должны по-возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;
· Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;
· Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.
Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.
В работе Тропниковой Н.П. выделяется ряд аспектов мониторинга:
1. Непрерывность (постоянный сбор данных);
2. Диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);
3. Информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);
4. Научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);
5. Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).
В работах Н.Калининой и Л.Егоровой отмечается, что особое значение для мониторинга в образовании имеют вопросы распространения информации. Не отрицая важности таких инструментов влияния на принятие решений как формирование общественного мнения, информирование социума, нельзя признать их основными для мониторинга в образовании.
Мониторинг в образовании будет неполным без учета мнения самого образовательного учреждения или образовательной системы, которое выражают руководители.
Вообще между этапом получения данных обследования и их анализом необходимо предусмотреть еще один этап. Им должно стать обсуждение результатов мониторинга с администрацией. Необходимость такого диктуется и еще одним требованием – дальнейшим рассмотрением полученной информации и ее использованием в практике. Само по себе обсуждение нельзя назвать научным способом получения информации, однако, для мониторинга его ценность представляется достаточно очевидной.
Действительно, мониторинг в образовании должен предусматривать определенную систему распространения информации, достаточно сложную и вместе с тем надежную.
Это связано с тем, что выделяют только две группы способов осуществления мониторинга:
1. Способ сбора информации и регистрации текущей информации;
2. Способ учета полученных данных, принятие управленческих решений и регуляции педагогического процесса.
Таким образом, актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении заключается в:
1. определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;
2. обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
3. осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;
4. прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.
1.2 Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении
А.Талых рассматривает определение педагогического мониторинга в совокупности. Автор считает, что начать его рассматривать необходимо с определения качества образования, которое рассматривается как характеристика образования, определяемая как совокупность свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.
Целью мониторинга качества образования в ДОУ является формирование целостного представления о качестве всей образовательной системы.
Качество образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающий как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.
Анализ информационной базы мониторинга качества образования показывает, что он обладает специфическими особенностями на этапе сбора и оценки информации. Изучается далеко не вся доступная для получения и систематизации информация, а только та, которая позволяет создать целостную картину качества образования, обеспечиваемого дошкольным учреждением.
Можно выделить следующие этапы сбора информации:
1. Выявление скрытых резервов, потенциальных возможностей личности каждого педагога и коллектива в целом;
2. Выявление условий реализации выбранных программ и технологий;
3. Определение интересов, способностей и уровня развития детей, коллектива, педагогов;
4. Помочь педагогам овладеть элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта;
5. Способствование творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой.
Е.Н.Степанов предлагает алгоритм изучения эффективности воспитания:
· Определение цели и задач изучения;
· Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;
· Выбор методик изучения;
· Подготовка диагностического инструментария;
· Обработка и интерпретация результатов исследования;
· Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения;
Диагностика эффективности деятельности образовательного учреждения является новой областью педагогической науки. Уже накоплено значительное количество диагностических методик. Более сорока методик, которые можно использовать с этой целью, представлены в книге Е.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации».
В мониторинговом исследовании используются различные способы и каналы получения информации для оценки качества образования: наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, детьми, анкетирование; анализ статистических данных; анализ документации и др.
О.А.Сафоновой разработана система мониторинга качества образования, реализуемого дошкольным учреждением. Автором определен общий вид мониторинга качества образования, который предполагает:
1. выработку комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам (нормам).
2. сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных;
3. принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации.
О.А.Сафоновой разработана система мониторинга качества образования в дошкольном учреждении представленная в виде четырех блоков:
1. Качество образовательного процесса (основной процесс в ДОУ).
2. Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).
3. Качество управления.
4. Качество результатов работы образовательной системы дошкольного учреждения.
В свою очередь каждый из компонентов выделенных блоков состоит из ряда взаимосвязанных элементов, в совокупности наиболее полно характеризующих его (см. таблицу 1).
Представленные блоки и входящие в их состав элементы являются субстрактными носителями качества образования.
В структуре качества образования можно выделить два вида свойств: интегральных, характеризующих качество как целостность, и простых, соответствующих его составным элементам. Так, к интегральным свойствам, определяющим качество образования в дошкольном учреждении, следует отнести адаптивность, системность, гуманитарно-культурологическую направленность, личностно-деятельностную ориентацию, непрерывность, надежность, функциональность, оптимальность, эффективность и др.
К простым свойствам, к примеру характеризующим качество содержания образовательного процесса, можно отнести полноту его состава, целостность, вариативность, обобщенность, цикличность и др.
Также в структуре качества дошкольного образования можно выделить качество дидактической системы развития детской деятельности (игра, конструирование и другие виды деятельности дошкольника), качество различных форм организации жизнедеятельности детей (занятия, игр, развлечения и др.), качество самостоятельной детской деятельности.
Для изучения и оценки качества образования используется группа показателей, ограниченных по количеству, но в своей совокупности позволяющих исследовать объект мониторинга в полном объеме.
При этом показатель рассматривается как характеристика какого-либо аспекта свойства качества.
Таким образом, проблема поиска путей обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной системы становится особо актуальной.
Решение проблемы качества образования на уровне дошкольного учреждения связано с проектированием и внедрением системы управления качеством образовательного процесса. Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.
1.3 Организация методической работы на диагностической основе
Важное место в оптимизации управления ДОУ занимает проблема повышения эффективности методической работы с педагогическими кадрами. Управление методической работой в ДОУ на диагностической основе позволяет оптимизировать педагогический процесс, так как предполагает подробное изучение потребностей детей и родителей, возможностей педагогического коллектива и каждого воспитателя, что позволяет определить наиболее эффективный комплекс форм, методов, приемов методической работы, повышающих профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и стимулирующих творчество педагогов.
Педагогическая диагностика имеет двусторонний характер. С одной стороны, она направлена не на развитие детей, а на улучшение условий образования, его эффективности, а с другой стороны – на развитие и самосовершенствование самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенности (достоинства и недостатки) своей собственной деятельности.
Таким образом, в современном понимании педагогическая диагностика – это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения.
Педагогическая диагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. Ее главное предназначение – анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.
Причинами низкого качества образовательных услуг могут быть конкретные просчеты в профессиональной подготовке воспитателей, устаревшие образовательные программы и педагогические технологии и методики работы с детьми, бессистемный набор новаций, отсутствие взаимодействия с родителями, просчеты в организации материальной развивающей среды в дошкольном учреждении и многие другие причины.
Выявить их, оказать воспитателю консультативную помощь, дать конкретные рекомендации по совершенствованию работы с детьми и родителями воспитанников, разработать план реализации управленческого решения по повышению качества образовательных услуг дошкольного учреждения – главное направление методической работы.
В процессе изучения педагогической деятельности воспитателя оцениваются его профессиональные умения руководить разными видами деятельности дошкольников (игровой, театрально-художественной, трудовой и т.д.); профессиональные умения по руководству развитием речи; профессиональные умения и качества, необходимые для общения с детьми.
Для данного изучения педагогической деятельности воспитателя И.А.Комарова, Р.Л.Непомнящая предлагают оценочные шкалы.
Этими же авторами разработана оценочная шкала для изучения педагогического мастерства педагогов: проявление профессиональных качеств воспитателя, организационно-методических умений, личностных особенностей, внешние проявления.
Основной задачей для руководителя в координации педпроцесса остается контроль над работой воспитателя, а ключевым разделом работы выступает прогнозирование.
Педагогическая диагностика позволяет в интегрированном виде решить следующие задачи:
· Научное обоснование планирования и организация содержательной стороны педагогического процесса;
· Критическое апробирование и применение той или иной педагогической технологии;
· Достижение результативности и эффективности педпроцесса;
· Возможности прогнозирования развития личности дошкольника.
Владение педагогической диагностикой позволяет усилить профессиональную направленность работы каждого воспитателя и руководителя, повысить заинтересованность в научно-методическом осмыслении своей работы.
Разделы повышения квалификации воспитателей в данном направлении:
1. Сообщение научно-теоретических знаний. Необходимо добиться понимания, что педагогическая диагностика – это не перечень диагностических методик и процедур, а теоретический фундамент практической деятельности, как и вся методика. Критерии, которые позволяют дать оценку качеству диагностического измерения:
2. Корректировка проводимой диагностики развития детей дошкольного возраста.
3. Формирование представлений о диагностике педпроцесса.
Диагностика не исключает педагогический контроль. Некоторые научные работники (Багаутдинова С.Ф.) рекомендуют попробовать привлечь воспитателей к преобразованию системы существующего педагогического контроля посредством использования в нем диагностики. А именно: отказаться от регламентированного контроля, придерживаться принципа доверия, возможно, перейти на самоконтроль и взаимный контроль, соотнести контрольные этапы с диагностическими компонентами, особенно с анализом и прогнозированием. Таким образом построить модель педагогического контроля.
Следующий этап работы – выбор эффективной технологии диагностирования, включающей комплекс эффективных и рациональных методов анализа и создание условий для их использования, определение формы, способа регистрации результатов и показателей.
Проблема педагогического контроля и педагогической диагностики актуальна и для руководителей ДОУ.
С одной стороны, необходимо стимулировать творчество и свободу педагогов, а с другой – регулировать и корректировать этот процесс.
Создание модели педагогической диагностики позволит решать вопросы прогнозирования работы в ДОУ, аттестации ДОУ и педколлектива, выявление соответствия деятельности дошкольного учреждения государственному образовательному стандарту.
В настоящее время педагог дошкольного учреждения должен обладать компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу.
Под культурой практической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога, направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. Она характеризуется следующими чертами:
· Новизна в постановке целей и задач;
· Оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
· Разработка новых концепций, содержания, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса.
· Способность сознательно изменять и развивать себя, вносить свой вклад в профессию.
Освоение специалистами ДОУ методики педагогической диагностики является важнейшим условием профессиональной компетенции. В настоящее время многие педагоги понимают значение педагогической диагностики и связывают необходимость овладения ею с результативностью педагогического процесса.
Педагогам необходимо овладеть:
· Методами психолого-педагогической диагностики развития детей;
· Методами изучения особенностей педагогической культуры родителей;
· Методами психолого-педагогической самодиагностики;
· Умением оценивать материальную среду и медико-социальные условия пребывания детей в детском саду;
· Способами анализа и обобщения материалов диагностики педагогического процесса.
Алгоритм аналитической справки:
1. Цель и задачи мониторинга
2. Участники мониторинга (кто проводит)
3. Объект мониторинга (кого обследуют)
4. Методы мониторинга
5. Факты, полученные в результате мониторинга
6. Выводы (могут совпадать с фактами), сравнение за 2 — 3 года. В выводах четко указать %, выделить их жирным шрифтом.
7. Рекомендации для дальнейшей работы
Вариант аналитической справки по результатам усвоения воспитанниками программы
Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками ____________________________________ группы программного материала
по разделам:_______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
в___________200__г
Программа по разделу «_______________________________» усвоена детьми данной группы на _____________________ уровне (_______%):
по итогам контрольных срезов (тестирования и т.д.) __________% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (__________%) детей показали высокий уровень усвоения программного материала, __________% — средний уровень). Однако в группе имеются _________% детей, показавших по итогам контрольных срезов низкий уровень усвоения программного материала (перечислить пофамильно и указать предполагаемую причину данного явления)
______________________________________________________________________
Анализ качества усвоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:
Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам:
_________________________________________________________-__________%
_________________________________________________________-__________%
_________________________________________________________-__________%
Несколько ниже результаты по подразделам:
_________________________________________________________-__________%
_________________________________________________________-__________%
_________________________________________________________-__________%
Наиболее низкие результаты по подразделам:
_________________________________________________________-__________%
_________________________________________________________-__________%
Предполагаемая причина низкого качества усвоения программного материала детьми по данному подразделу ___________________________________________________
Анализ качества усвоения детьми данной группы отдельных тем раздела программы показывает, что наиболее высокие результаты показаны детьми по теме _____________________________________________________-__________%
Низкий уровень усвоения материала по теме
_________________________________________________________-__________%
Предполагаемая причина _______________________________________________