Содержание:
Українська альтернатива
громадська організація
- Євроінтеграція (26)
- Єдність країни (64)
- Банери (4)
- Відео (8)
- Вибори (15)
- Громадянське суспільство (167)
- Демократія (102)
- Державне управління (61)
- Досвід трансформацій (14)
- Екзистенція (59)
- Екологія (8)
- Економічні реформи (29)
- ЗМІ про нас (13)
- Місцеве самоврядування (10)
- Медіа (3)
- Наші акції (60)
- Некатегоризовано (35)
- Права людини (34)
- Проти корупції (16)
- Свобода слова (3)
- Славні традиції (28)
- Стоп бєспрєдєл (14)
Замена НДС на налог с оборота – источник стремительного роста экономики
ВІТАЛІЙ ІВАХОВ, «Українська альтернатива»
Откуда взялся НДС?
Нормально было бы платить налог только с прибыли. Заработал – отдай государству часть. Не заработал – можешь не отдавать. Но в реальности деньги – это не фиксированная величина , а непрерывный поток. А прибыль наступает эпизодически, дискретно. Надо было придумать способ брать налог «с денежного потока» , за цикличный период, за каждый месяц. Брать налог «до того» как рассчитана прибыль. Так родился НДС. Это очень элегантный налог, но он рождает массу лазеек для уклонений и хищений, потому, что он требует расчета, не является бесспорным. В той стране, где чиновники не думают о давлении на бизнес , боятся воровать из бюджета и идут на службу ради зарплаты, а не ради взяток – это отличный налог. Европа пришла к нему далеко не сразу.
Как уклоняются от НДС?
Если величина дохода – совершенно объективна (бесспорна) , то величину расходов, на достижение этого дохода можно учесть по-разному. Можно эти расходы признать или не признать. А значит «мутить» может и предприниматель , и налоговый инспектор. Само существование такой системы налогообложения демотивирует честного предпринимателя и мотивирует нечестного.
Пример: представьте, что инспектор ДАІ на дороге останавливал бы нарушителя и говорил, что тот ехал слишком быстро, но скорость он определял на слух, а не точно по радару. Вообще представьте, что разрешенная скорость не 60 или 90 км/час, а такая, которая будет установлена каждым отдельным инспектором в каждой отдельной области исходя из его представлений о безопасности. А дальше, он сам будет решать – кто из водителей нарушил правила. А не согласные – пожалуйста – в суд.Сможете вы победить взятки в таком случае?
Как же все-таки платят НДС?
Налоговый инспектор понимает, что предприниматель при такой системе имеет все возможности «оптимизировать» налоги. У налогового инспектора есть план по сборам, спущенный из Киева – действительно Государству нужен бюджет – Государство его запланировало. Налоговый инспектор «договаривается» , что бизнесмен будет платить налоги и обсуждают они совершенно объективную величину – так называемую налоговую нагрузку. Налоговая нагрузка – это процент от дохода (оборота) , процент с объективной величины, которую нельзя понять двояко. Каждый из них хорошо знает : в какой отрасли, какой процент предприниматель может оплатить, чтобы оставить себе на развитие и обеспечить пресловутый план.
Только есть одно большое «но». При такой системе каждый предприниматель все равно остается «на крючке». Сколько бы он не платил налогов – он , при наличии НДС, всегда может быть обвинен в оптимизации. Ему всегда можно «насчитать» дополнительные начисления. Да, да, даже если он святой и платит все «по-белому». При такой системе всегда есть возможность «договориться» о том, чтобы иметь меньшую официальную нагрузку, но «поддерживать» самого инспектора. При такой системе всегда будут существовать фиктивные фирмы, которых власть может «не заметить», если власти нужны деньги не в казну, а в карман. Например, на содержание партийного аппарата партии власти. Именно так много лет это и работало.
Это еще не все возможности воровства, которые создает НДС.
Огромные суммы – это возврат НДС экспортерам. Особенно – фиктивным. Представьте , насколько не сложно для людей близких к власти, что-то продать самому себе за границу по очень высокой цене (причем можно даже не отправлять эти фиктивные товары, а просто проштамповать бумаги) и пойти официально потребовать возврат НДС. Как вы думаете, кому будет легче всех его получить ? Правильно – тем, кто при власти.
Что же делать?
Налоги должны начисляться от объективной , однозначной, бесспорной, прозрачной величины (во всяком случае до тех пор, пока мы не сломаем хребет коррупции). Таковой не может быть ни прибыль, ни добавленная стоимость. Таковой может быть только доход (оборот).
Знаете историю про то как в студенческом городке, прежде чем асфальтировать дорожки, сначала засеяли их травой и подождали ,пока студенты протопчут самые оптимальные маршруты . А потом именно протоптанные дорожки и заасфальтировали.
В нашей стране уже давно «протоптана дорожка» как начислять и платить налоги: ведь фактически оплачивается не НДС, а налог с оборота. Его просто называют налоговой нагрузкой, а рассчитывают от оборота. Осталось только «заасфальтировать» эту дорожку.
Что будет если поменять НДС на дифференцированный, отличающийся для каждой отрасли, налог с оборота?
1.Предприниматели «выходят на свободу». Они больше не зависят от налогового инспектора. Они платят столько же денег как сегодня или даже больше , но теперь больше не «висят на крючке».
2.Закрываются конвертационные центры – нет смысла в фиктивных затратах. Сотни миллионов гривен дополнительно поступают в бюджет. Исчезает главный поток наполнения “черных” партийных касс.
3.Больше никто не стремится стать начальником налоговой инспекции – никаких дополнительных доходов это не дает. Исчезают предпосылки для взяток в налоговой.
4.Никто из бизнесменов не рискнет уклоняться от налогов – его настолько легко проконтролировать, что это сможет сделать любой конкурент. Сами участники рынка становятся теперь на сторону налоговой, сотрудничают с налоговой, чтобы не допустить преференций для кого-то. Предпринимателю становится очень рискованно уклоняться при такой системе. Попыток оптимизации станет в миллион раз меньше.
5.Чиновники не смогут украсть деньги из бюджета путем возврата фиктивного НДС. Это колоссальные суммы, которые останутся в бюджете.
6.Ведение бизнеса , в связи с понятными и прозрачными правилами, становится более привлекательным. В результате вырастет количество предпринимателей и появится новый поток инвестиций в экономику. В том числе из Европы и других стран. Не говоря о новых рабочих местах.
7.Главное. При переходе на прозрачное налогообложение решается главная проблема общества – повышение доверия к власти. НДС – это ,возможно, половина всех коррупционных денежных потоков в стране. Конечно, необходимо «вычистить» и остальные предпосылки для взяток и воровства бюджета. Но без атаки на НДС победить коррупцию невозможно.
Сколько ни модернизируй НДС – он всегда оставляет возможность для «оптимизации», для того, чтобы договориться с налоговой, а значит – вытащить из экономики столько денег, сколько понадобится. При Януковиче это делали централизованно – в один карман, при предыдущих правителях – не так организованно, но в подобных масштабах.
Переход от грабительского, сдерживающего рост бизнеса налога – НДС, к объективному, прозрачному и мотивирующему налоговому механизму (налог с оборота) – это мощный сигнал обществу о реальной трансформации страны. Это переворот в системе сбора налогов – от обогащения налоговых инспекторов и их покровителей к обогащению бюджета страны. Да еще и значительная ликвидация возможностей разграбления этого бюджета.
Борьба за отмену НДС – это не борьба среднего бизнеса с Государством. Это борьба каждого гражданина за то, чтобы бюджет принадлежал людям , а не власти.
И время для этой борьбы настало.
FAQ
1.1. Что останется только один налог?
Нет, должно быть три налога: ДНО – дифференцированный налог с оборота, НДФЛ – налог на доходы физических лиц и ЕСВ – единый социальный взнос. Но два других налога принципиально понятны ,поэтому основное объяснение – про замену НДС на дифференцированный по отраслям налог с оборота.
1.2. Это то же самое, что и 5.10 ?
Нет, это совершенно другая система, хотя концептуально она направлена на реализацию тех же задач : упрощение, прозрачность налогообложения и дерегуляцию в ведении бизнеса.
1.3. В Европе этот налог обязателен. Не менее 15%. Мы подписали Договор об Ассоциации. Что скажет Меркель?
Начну с последнего: нам надо думать о себе , а не о Меркель. Она не очень-то о нас думает. Кроме того, не у всех в Европе НДС по сути одинаков. Изложенную идею можно замаскировать под НДС и , тем самым, формально не нарушить требования ЕС. Но мы считаем, что вполне можем потребовать к себе этого особого отношения. В конце концов – целью является процветание страны, а средством – ассоциация с ЕС, но не наоборот.
Віталій ІВАХОВ, “Українська альтернатива”
Categories: Економічні реформи | Tags: Економіка, Реформи
Налог с оборота в Эстонии (НДС)
Территория Европейского союза – единая таможенная зона. В каждой отдельной стране ЕС принята своя ставка НСО – Налога с оборота или КМ (в других странах именуется НДС — Налог на добавленную стоимость). Чтобы не попасть под Налог с оборота в другой стране ЕС, у фирмы, зарегистрированной в Эстонии, должен быть KMKR номер или VAT номер— это идентификационный номер плательщика Налога с оборота. Он показывает, что фирма платит Налог с оборота на территории Эстонии.
Если компания имеет KMKR номер и, товар закупается в странах ЕС, ставка НСО — 0%.
Как только компания перепродает этот товар конечному потребителю в Эстонии или при собственном потреблении, она подпадает под Налог с оборота, принятый в Эстонии.
Для получения номера налогоплательщика НСО надо заполнить заявление в Налогово-Таможенном департаменте Эстонии.
Обязательными для подачи такого заявления является следующее:
оборот фирмы или продажа товаров или услуг частным и юридическим лицам в Эстонии и в странах ЕС, составляет более 16000 евро с начала одного календарного года. В течение трех рабочих дней с момента, когда вышеназванный оборот достиг 16000 евро, член правления компании обязан подать ходатайство о зачислении фирмы в реестр налогообязанных по НСО.
Если у фирмы нет оборота в объеме 16000 евро, она все равно имеет право на подачу заявления о регистрации налогоплательщиком НСО. На рассмотрение заявление отведено 3 рабочих дня со дня подачи. Но надо быть готовым представить доказательства Налоговому департаменту о ведении деятельность в Эстонии.
Доказательствами могут служить:
- Бизнес-план 1-3 года вперед
- Заключенные с покупателями и поставщиками договора
- Выписка из банка о движении средств
Как только получен KMKR номер, компания обязана добавлять НСО, осуществляя сделки по продаже товаров или услуг. Также необходимо к 20 числу каждого месяца подавать налоговые декларации по НСО и налоговую документацию по обороту со странами ЕС. С получением KMKR номера, фирма обязана декларировать заработную плату к 10 числу каждого месяца вне зависимости от того, выплачивалась она или нет.
При подаче нулевых деклараций в течении 3-х месяцев, фирма может привлечь к себе внимание Налогового департамента. Придется объяснять причину отсутствия оборота у компании, и представлять доказательства ведения деятельности в Эстонии. Если доказательства будут неубедительными, фирма может лишиться KMKR номера.
Если в течении трех-шести месяцев фирма игнорирует подачу деклараций, налоговый инспектор имеет право лишить компанию KMKR номера.
Когда компанию по какой-либо причине лишили KMKR номера, его можно восстановить, если есть доказательства оборота на территории Эстонии.
В момент превышения оборота в 10 000 евро в год, зарегистрированная в Эстонии фирма , не имеющая KMKR номера, но осуществляющая сделки по покупке товаров/услуг в ЕС, обязана зарегистрироваться в качестве Ограниченного Налогообязанного.
EORI (ECONOMIC OPERATORS REGISTRATION AND IDENTIFICATION SYSTEM)
Если сфера деятельности фирмы , имеющей VAT номер в других странах ЕС, затрагивает внешнюю торговлю, номер EORI для них обязателен. Указание номера EORI при осуществлении импорта или экспорта, транзитных перевозках и прочих процедурах, связанных с таможней, является обязательным.
Существует возможность получения номера EORI без обязательств по НСО (нет VAT номера).
Получить номер EORI можно, подав ходатайство на сайте Налогово-таможенного департамента.
Налог с оборота
36 лет назад было принято положение о налоге с оборота.
Впервые налог с оборота был введен в СССР с началом налоговой реформы 1930-1932 годов. В предшествующий реформе период НЭПа, о котором рассказывалось в этот день год назад , были восстановлены акцизная система налогообложения, промысловый налог и ряд других налогов. В 1930 году все указанные налоги были сведены в единый налог с оборота.
Налог с оборота исчислялся как разница между оптовой и розничной ценой и взимался преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления. За счет существовавшего в стране централизованного механизма определения структуры розничных цен налог с оборота наряду с отчислениями от прибыли составлял основную часть поступлений в бюджет.
К началу 80-х годов происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и превращались в нормативные отчисления. Этому способствовало принятие в 1975 году положения о налоге с оборота.
Налог с оборота являлся важнейшим источником доходов бюджета. Он более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами.
Данный налог платили все государственные предприятия, организации и производственные объединения (комбинаты), а также общественные, кооперативные и межхозяйственные организации (кроме колхозов), имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.
Налог с оборота платился независимо от того, произошла или нет фактическая реализация товара. Такой порядок не давал предприятиям возможности своевременно реагировать на изменение спроса.
Развитие рыночных отношений в России потребовало реорганизации исчисления и взимания налога с оборота.
С принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», с 1 января 1992 года в России вводились новые налоги, среди которых налог с оборота уже не был предусмотрен. Вместо него начал действовать налог на добавленную стоимость (НДС), который по определению является разновидностью налога с оборота. В настоящее время нормы об НДС содержатся в главе 21 Налогового кодекса РФ.
Какие налоги будут платить няни, репетиторы и уборщицы
Минэкономразвития провело совещание с представителями Минфина и Федеральной налоговой службы (ФНС) по вопросам налогообложения самозанятых, сообщил глава ведомства Максим Орешкин. Новый налоговый режим, параметры которого чиновники пока не раскрывают, может начать действовать с середины 2019 года.
Ранее замминистра финансов Илья Трунин заявлял, что няни, репетиторы и другие категорий самозанятых должны платить специальный налог, если их годовой доход достигает 10 млн рублей. Ставка налога может составить 3% для самозанятых, оказывающих услуги физлицам, и 6%, если услуги оказываются юрлицам.
Речь идет о налоге на профессиональный доход. «Это доход, который получает человек, не привлекая дополнительных работников», — рассказал чиновник. В пилотном режиме переход на налогообложение по предложенной схеме может начаться с 2019 года в нескольких регионах. Рассчитаться с государством люди смогут через мобильное приложение. По словам замглавы Минфина, документ с предложениями в общих чертах готов и будет опубликован на портале правовой информации в мае.
Это не первая попытка заставить платить налоги самозанятых граждан. Правительство уже внесло в Госдуму ряд законопроектов, регулирующих их работу.
Сейчас и в 2019 году для самозанятых россиян действуют налоговые каникулы. Они позволяют им не платить налог на доходы физлиц (НДФЛ), а работодатели-физлица, пользующиеся услугами самозанятых, не платят за них страховые взносы.
Кто такие самозанятые
Многие россияне зарабатывают тем, что оказывают другим гражданам различные услуги: помогают вести домашнее хозяйство, занимаются с детьми, присматривают за пожилыми родственниками, делают маникюр на дому, шьют платья для детских праздников, пекут торты на заказ.
Впрочем, нередко эти люди «могут где-то числиться и получать небольшую зарплату, но основную часть деятельности осуществлять в тени, не регистрируясь в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей (ИП)», рассказал заведующий Центром анализа социальных программ и рисков НИУ ВШЭ Сергей Смирнов.
Для многих самозанятых их бизнес вырос из хобби. «Человек шил одежду, она пользовалась спросом, и хобби становилось основным видом деятельности. А потом люди свои товары и услуги начинают продвигать в инстаграме и других соцсетях», — приводит типичный пример развития бизнеса самозанятых руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Олеся Сапа.
Как правило, доходы самозанятых не слишком велики. Первое время они зарабатывают 30 или 40 тыс. рублей в месяц и не могут при этом платить тысячи рублей налогов, иначе бизнес становится нерентабельным, он не покрывает расходы на материалы и продвижение, говорит эксперт.
Доход самозанятых, которые работают по совместительству, еще меньше — как правило, он не превышает 100 тыс. рублей в год, сообщила представитель «Опоры России»: «Это дополнительный заработок, маленькие деньги».
Есть еще сезонная занятость, отмечает Сергей Смирнов. В теплое время года многие люди зарабатывают сбором и продажей ягод и грибов, этим и живут. «Сезонные» самозанятые работают ограниченное время, хотя получают приличные деньги, не платят налогов и живут в своей экономической капсуле, говорит он.
При всем многообразии занятий, этих людей объединяет то, что работают они сами на себя, за свой труд получают деньги от физлиц и не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей.
Сам себе работодатель
Количество самозанятых в России исчисляется миллионами, но точной цифры не знает никто.
Так, Росстат фиксирует теневую занятость — это и ИП, и работающие без оформления, и получающие часть зарплаты в конверте, и самозанятые. Таких насчитывается около 20 млн человек.
Фонд обязательного медицинского страхования считает самозанятыми 15 млн человек. Это те люди, которые обращаются за медпомощью, утверждают, что имеют работу, но за них никто не отчисляет страховых взносов.
По оценкам «Опоры России», число именно самозанятых достигает 6 млн человек.
Между тем официально — по закону — самозанятыми в России являются три категории лиц: репетиторы, уборщики жилых помещений (сюда же относятся экономки, домработницы), а также те, кто занимается присмотром и уходом, — няни и сиделки. Сейчас они могут сообщить о себе в Федеральную налоговую службу (ФНС) и воспользоваться налоговыми каникулами, которые действуют с 2017 года. По данным на 1 апреля 2018 года, это сделали всего 1289 человек.
Предполагается, что по окончании каникул, которые правительство планирует продлить и на весь 2019 год, самозанятые должны прекратить заниматься своей деятельностью, стать индивидуальными предпринимателями или уплачивать НДФЛ по ставке 13% со своего дохода. Но большинство самозанятых — и статистика тому свидетель — не стремится показывать свои доходы, опасаясь, что со временем правила изменятся и фискальные платежи возрастут, пояснила Олеся Сапа.
Платить налог должно быть просто
Государство давно пытается найти способ заставить людей, работающих на себя, платить налоги.
Так, Минэкономразвития подготовило предложения по специальному налоговому режиму для самозанятых, сообщал глава ведомства Максим Орешкин.
Чиновники предполагают, что размер платежа мог бы составить 6%. «Есть упрощенная система налогообложения, есть уровень 6%. Вот на этот уровень нужно ориентироваться с точки зрения той ставки, которая могла бы быть», — считает Орешкин. Он подчеркнул, что налогообложение самозанятых должно быть максимально простым и прозрачным, а для этого должен применяться «единый платеж, который будет «расщепляться» на уровне налоговых органов».
Сейчас, по его оценке, эта модель успешно реализуется в сервисах типа «Яндекс.Такси», когда люди готовы отдавать 10–15% дохода, чтобы больше не беспокоиться о налогах и не получать в конце года требование заплатить «35 тыс. рублей или больше».
Список должен быть расширен
Перечень видов деятельности, которыми сейчас занимаются самозанятые, не полон, считают эксперты. «В список самозанятых надо добавить тех, кто имеет право на патент, — людей, оказывающих бытовые услуги, услуги по ремонту, пошиву, они тоже самозанятые», — считает Олеся Сапа. Иначе, ограничивая перечень профессий, государство само не пускает их в правовое поле, пояснила эксперт.
Заниматься бизнесом, купив патент, могут предприниматели, чья деятельность обозначена в статье 346.43 Налогового кодекса.
Там прописано 63 вида деятельности, но регионы могут увеличить этот список. Они же определяют стоимость патента.
Чем плох патент
Сейчас россияне, работающие сами на себя, могут зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН). При этом они смогут выбирать — платить 6% с дохода или 15% с оборота.
Обладатели патента каждый месяц отчисляют государству несколько тысяч рублей (сумма зависит от региона и вида деятельности).
«Проблема в том, что в эти платежи не включены страховые взносы, которые эти люди обязаны платить», — говорит Олеся Сапа. Получается, что ИП заработал 40 тыс. рублей в месяц, он должен заплатить 6 тыс. рублей налога и несколько тысяч рублей страховых взносов. Взносы на обязательное медицинское страхование составляют 5840 рублей в год, а на обязательное пенсионное страхование — 26 545 рублей в год. Если годовой доход ИП превысит 300 тыс. рублей, то ему придется перечислить 1% дохода на пенсстрах с суммы, превышающей этот лимит.
Вычесть страховые взносы из суммы налога могут лишь ИП, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Его размер устанавливают региональные власти. Но платить ЕНВД могут лишь коммерсанты, занимающиеся развозной розничной торговлей, размещением рекламы на транспорте и автоперевозками.
Помимо обязанности платить налоги и страховые взносы, самозанятым, зарегистрировавшимся ИП, придется соблюдать массу других требований: например, пользоваться онлайн-кассами, вести и сдавать отчетность. Заниматься этим они не хотят.
Обязанность платить страховые взносы останавливает самозанятых от регистрации в качестве ИП еще и потому, что для многих это не основной вид деятельности. Например, репетиторы, как правило, работают в школе или вузе, а после уроков и лекций проводят занятия за отдельную плату. За них страховые взносы уже платит работодатель, их пенсионные права формируются, и платить второй раз они не хотят.
«Россияне, работающие сами на себя, готовы платить налоги, но ставка должна быть невысокой, а процедура уплаты простой», — говорит Олеся Сапа. Предложенная Минэкономразвития ставка в 6% — это хороший вариант, «но в ней должны быть уже учтены страховые взносы; сам платеж должен быть единым», считает эксперт.
Пока законопроект Минфина не опубликован и не ясно, включены ли в предложенные к уплате ставки налога взносы во внебюджетные фонды.
Налог с оборота
Налог с оборота — доля финансовых накоплений в хозяйственной деятельности, которая жестко прописывается в цене товара и поступает в госбюджет страны.
Налог с оборота — один из видов налогообложения, объем которого пропорционален обороту компании. Задача такого налога — дать толчок к вертикальной интеграции. Применение налога делает производство товара внутри компании более выгодным, чем его покупку у поставщиков извне.
Налог с оборота — устаревший вид налогообложения, который действовал еще во времена СССР. С 1992 года в России вместо него введен налог на добавочную стоимость.
История и сущность налога с оборота
Впервые налоги с оборота стали взиматься при СССР, начиная с 1930 года. После реформы во времена НЭП советское правительство восстановило акцизную систему сборов, но после все равно вернулось к общему налогу с оборота.
Данный вид налога рассчитывался как разница между двумя показателями ценников, а именно оптовой и розничной ценой. В качестве субъектов налогообложения выступали представители различных отраслей промышленности. Действующий в те времена механизм позволял взимать большие объемы налогов с оборота, что составляло «львиную» часть бюджета страны.
По своей экономической структуре налог с оборота — нестандартный вид налогообложения. Его наименование больше вызвано формой уплаты, имеющей тесную связь с привычным налогом. По сути, это обязательство, которое имеет строгую регламентацию в виде сроков и форм внесения, связанное с объемами производства и продажами товаров.
Налог с оборота стал основой для формирования государственного бюджета, обеспечил стабильные и устойчивые вливания средств в казну страны. Главное преимущество этого налога — независимость от конечных финансовых результатов, а именно от дохода, полученного компанией, себестоимости товаров и так далее. Кроме этого, налог с оборота позволил регулировать и поддерживать на должном уровне рентабельность основной продукции и целых отраслей Советского Союза. В качестве исключения можно привести лишь продукцию тяжелой промышленности, с которой налог на оборот не взимался.
Основной точкой отсчета при установлении налога на прибыль являлась рентабельность продукции. Так, чем выше этот показатель, то больше вероятность введения налога на оборот. Если товар не востребован или его популярность снижается, то данный вид налогообложения может отменяться.
Налог на оборот не начисляется на основные товары потребления, к примеру, мясо, хлеб, молочные продукты (в том числе и молоко), овощи, консервы и так далее. Более того, для возмещения расходов на производство государство выделяло заводам-производителям названной выше продукции специальные средства.
Налог с оборота особенен и тем, что он выступает в качестве производной от стоимости продукции. На практике его введение не приводит к росту уровня цены на продукцию, что делает налог одним из наиболее предпочтительных среди всех косвенных видов налогов.
В роли плательщиков налога выступали различные государственные и частные структуры (организации, предприятия). Если сбыт товаров возлагался на оптово-сбытовые компании, то именно они должны были платить налоги с оборота.
Этот вид налогообложения являлся основным источником средств для местных бюджетов. Все налоги, собранные с продажи местной продукции, пополняли именно муниципальную казну. Как следствие, органы власти на местах были заинтересованы в развитии промышленности на территории своего региона.
Что касается остальной продукции, то собранные средства поступали в общий бюджет страны. В дальнейшем правительство СССР производило отчисления в бюджеты союзных республик. Как и в других видах налогообложения, здесь есть свои виды льгот и скидок. Так, в случае пересмотра (утверждения) ставок на вновь появившиеся товары производители обеспечивают дополнительную рентабельность в процессе изготовления продукции (как правило, ее уровень не меньше среднего показателя по всему предприятия).
Особый подход действует, если принимается решение о росте объемов выпуска продукции, относящейся к товарам народного потребления, за счет банковских кредитов. В этом случае производители могут направлять на погашение займа до 50% налога от оборота (из расчета дополнительного выпуска товаров).
Главный недостаток формы налогообложения — стягивание всегда, вне зависимости от того, был реализован товар фактически или нет. Этот факт негативным образом сказывался на развитие предприятий, ведь они не успевали среагировать на изменение спроса.
Во времена СССР от такого вида налогообложения освобождались некоторые предприятия (на срок до двух лет). Так, к исключениям относились структуры областного, районного, краевого и прочих видов подчинения, занимающиеся изготовлением продукции народного потребления. Главное условие — применение в качестве исходных материалов местного сырья и отходов.
Уже в начале 80-х годов прошлого века началось активное упрощение налоговой системы. При этом налоговые платежи шаг за шагом теряли свою многофункциональность. Если ранее они выступали в качестве мощного экономического инструмента, то в этот период они превратились в стандартные отчисления в бюджет.
В 1992 году после развала СССР в России были приняты новые законодательные нормы в отношении налогообложения. Появились новые налоги, среди которых налогу с оборота уже не нашлось место. Вместо него пришел новый вид налога — НДС. В сравнении со своим предшественником он имеет ряд преимуществ:
— эффективность. Данный налог захватывает оборот продукции на всех этапах, что позволяет на фоне расширения налогооблагаемой базы поднять поступления;
— возможность экономии для производителя. С момента появления НДС предприятию не нужно платить за весь оборот в целом;
— простота. Для всех налогоплательщиков в России устанавливается единая форма начисления налога, которая не подлежит изменению;
— защита от уклонения. НДС более привлекателен для государства, ведь от него сложного уклониться. Это, в свою очередь, повышает объем финансовых поступлений и увеличивает бюджет.
Налог с оборота: виды, особенности расчета
В большинстве стран мира налог с оборота уже давно принял форму НДС. По сути, эти две формы налогообложения можно приравнять друг к другу.
При этом к обороту товара можно отнести:
— отчуждение продукции или оказание определенных видов услуг в пределах бизнес-деятельности;
— потребление продукции (услуги) для личных нужд;
— доставку своего товара в другую страну без учета отчуждения для нужд бизнеса, который ведется на территории другой стороны.
Оборот условно подразделяется на два вида — облагаемый и необлагаемый налогом. В ряде стран проценты налога с оборота находятся на уровне — 0 -18%.
К объектам налогообложения относятся:
— внутренний оборот страны (кроме продукции, которая относится к исключениям и не подлежит обороту);
— импортируемая группа товаров (кроме импорта, который относится к необлагаемым налогом);
— оказание услуг;
— покупка той или иной продукции внутри сообщества и так далее.
К примеру, в Эстонии каждый субъект должен регистрироваться в качестве налогообязанного в том случае, если его годовой оборот превышает сумму в 250 тысяч крон. Регистрироваться не обязательно, если весь налогооблагаемый оборот подпадает под налог со ставкой 0%.
С момента регистрации субъект берет на себя обязательства:
— предоставить в налоговую инспекцию заявление о регистрации в роли налогообязанного;
— прибавить налог к своему обороту.
Регистрация налогоплательщиков, как правило, осуществляется в бюро налогово-таможенного центра.
Период начисления налога с оборота — один календарный месяц. При этом субъект должен предоставить декларацию до 20-го числа месяца, который идет за периодом стягивания налогов.
Важное значение — время реализации оборота. При его исчислении важно исходить из наиболее раннего момента. Оборот наступает в те рабочие сутки, когда было совершено одно из действий:
— частичное (полное) поступление платежей за услугу (товар);
— пересылка покупателю товара (оказание услуги);
— использование продукции для личных целей, ее передача или оказание услуги сотруднику.
Расчет налога с оборота выполняется по простому принципу. Он представляет собой начисленную за определенный период сумму налога за вычетом включенного налога с оборота за услуги или товары, купленные в этот же период у другого плательщика налогов. В дальнейшем продукция (услуги) применяются в собственной предпринимательской деятельности.
Формула для вычисления выглядит так:
Налог с оборота (для оплаты) = Налог с оборота (который был начислен) — Включенный налог с оборота.
К включенным можно отнести следующие налоги с оборота:
— подлежащие уплате с купленного у другого плательщика налогов товара (услуги);
— подлежащие уплате (купленные) с импортной продукции;
— начисленные с учетом налога облагаемой цены услуги, полученной от нерезидента страны;
— начисленные вместе с налогом облагаемой цены товара, купленного внутри сообщества.
Инструкция для начинающего ИП на упрощенке 6 %
Вместе с гордым званием «предприниматель», у вас появились новые обязанности в части уплаты налогов, сдачи отчетности и соблюдения прочих требований законодательства. Как не запутаться в законодательстве и не ошибиться? Эта инструкция, я надеюсь, поможет не растеряться и самоорганизоваться «юному» предпринимателю на начальном этапе. Рассмотрим ситуацию, когда:
- ИП трудится самостоятельно без привлечения работников;
- Оплата за услуги ИП поступает на счет ИП (ИП не принимает наличные денежные средства и ему не требуется применять ККТ);
- Обороты ИП далеки от предельного размера, превышение которого лишает ИП права применять УСН.
Если по итогам отчетного (налогового) периода «упрощенец» превысит лимит доходов 150 млн. руб., он лишится права применять УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
1. Какие налоги платит ИП
На самом деле УСН (налоговая база — доходы) представляется одной из самых простых систем налогообложения. От ИП требуется минимум усилий по ведению учета и расчета налогов.
ИП, выбравший УСН (налоговая база — доходы), уплачивает УСН по ставке 6% (субъект РФ может ее снизить для некоторых видов деятельности). При этом ИП освобождается от уплаты НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности, НДС и налога на имущество (за исключением объектов недвижимости, которые облагаются налогом на имущество в особом порядке, исходя из их кадастровой стоимости). ИП не ведет бухгалтерский учет.
Для того, чтобы рассчитать облагаемую сумму доходов, ИП обязаны вести учет доходов в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (ст. 346.24 НК РФ). Форма такой Книги утверждена Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н. Книга представляет собой реестр документов, на основании которых определяется сумма доходов. Также в книге фиксируется оплата страховых взносов, уменьшающая сумму налога. Основной источник данных для заполнения Книги нашего юного предпринимателя — это выписка по расчетному счету за соответствующий период.
КБК по УСН «доходы» 6% — 18210501011011000110.
Шаблон для заполнения платежного поручения можно сформировать с помощью сервиса на сайте nalog.ru: https://service.nalog.ru/payment/payment.html. Плательщику нужно выбрать вид платежа и сервис предложит КБК.
Кроме того, ИП должен уплачивать за себя суммы страховых взносов в ПФ РФ и ФФОМС РФ:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:
— в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
— в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта (26 545 * 8 = 212 360 руб.);
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Фиксированным платежом признается вся сумма: 26 545 + 1% от суммы превышения 300 000 + 5 840.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются ИП не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Сумму, которую следует заплатить до конца года, можно уплатить сразу всю или перечислять их частями. Например, раз в квартал в сумме, относящейся к текущему кварталу.
Сумма доходов (для того, чтобы рассчитать величину — 1% от суммы превышения 300 000 руб.) определяется по данным декларации — строка 113 раздела 2.1.1 декларации по УСН (налоговая база — доходы).
Если наш ИП зарегистрировался не с начала года, то ему нужно заплатить страховые взносы в меньшем размере, а именно — пропорционально дням с даты регистрации ИП до конца года.
Например, ИП зарегистрировался 20 февраля. Следовательно, период с даты регистрации до конца года составляет 10 месяцев и 9 дней. Сумма страхового взноса по сроку до 31 декабря составит:
Сумма за 10 месяцев = (26545 5840) *10/12 = 26 987,50 руб.
Сумма за 9 дней февраля = ((26545 5840)/12) * 9/28 = 867,46 руб.
Итого = 27 854,96 руб.
КБК фиксированного взноса на ОПС — 182 102 02140 06 1110 160.
КБК фиксированного взноса на ОМС — 182 102 02103 08 1013 160.
2. Как определить сумму доходов, которые включаются в налоговую базу
Для целей исчисления «упрощенного» налога доходы считаются полученными на дату, когда вы фактически получили деньги (например, на банковский счет). Такой метод признания доходов называется кассовым. Это означает, что суммы полученной предоплаты ИП включает в сумму облагаемых доходов. Если договор расторгается и нужно возвратить полученный аванс, то сумма возврата отражается в Книге учета доходов и расходов со знаком «-» в том периоде, когда произведен возврат.
Однако, по мнению Минфина РФ, если аванс (предоплата по договору) возвращается покупателю (заказчику) в налоговом периоде, в котором у «упрощенца» не было доходов, то налоговую базу на сумму аванса уменьшить невозможно (Письма Минфина России от 30.07.2012 N 03-11-11/224, от 06.07.2012 N 03-11-11/204). Т.е. по итогам года сумма доходов не может оказаться