Содержание:
Льготы почетным работникам общего образования в 2018-2019 году
В образовании, как и в других отраслях, работникам присуждаются за многолетний труд или особые достижения в профессии почетные звания. Наряду с нематериальными формами поощрения, в виде грамот и значков, они предусматривают и иные формы общественного признания.
Рассмотрим, какие предусмотрены льготы почетным работникам общего образования в Российской Федерации.
Кому присваиваются такие звания
С октября 2016 г., педагогам основного и дополнительного образования в Российской Федерации присваивается звание «Почетный работник сферы образования».
Получить его можно за многолетнюю добросовестную работу с детьми (не менее 12 лет подряд) или за значительные заслуги перед отраслью.
Подтверждением служит нагрудный знак особого образца. В дальнейшем обладатели этого звания могут получить и более высокое: «Заслуженный учитель».
Для этого потребуется не только отраслевая награда, но и 20 и более лет педагогического стажа, а также личный вклад:
- в получение образования высокого качества;
- в раскрытие способностей и потенциала учащихся;
- в подготовку победителей предметных олимпиад от регионального до международного уровня;
- в создании авторских образовательных программ и методик, научных и методических материалов.
Дополнительные выплаты почетным и заслуженным работникам
Заработная плата учителей и работников дополнительного профессионального образования зависит от таких параметров, как должность, стаж, уровень квалификации (разряд и категория), объем нагрузки, образование.
Почетные отраслевые звания Российской Федерации дают заслуженным учителям России право на денежную надбавку.
Конкретный ее размер устанавливается локальными актами самого учреждения:
- Коллективным договором;
- Положением об оплате труда;
- трудовым договором с педагогом.
Минимальные размеры доплат устанавливаются в регионах. На сегодняшний день в большинстве из них педагоги, имеющие отраслевые награды или звания могут рассчитывать на следующие прибавки, установленные от оплаты ставки в 18 ч:
К сожалению, практически никаких дополнительных льгот, кроме увеличения заработной платы, законодательство Российской Федерации для почетных и заслуженных работников образовательной сферы не предусматривает. Но они могут быть установлены на региональном или локальном уровне. Например, в виде дополнительных дней отпуска или иных привилегий.
В ряде случаев, почетные звания и другие награды вместе с отработанным в сфере образования стажем дают основания претендовать на звание «Ветеран труда» и все связанные с ним льготы.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Льготы почетный работник спо
Из первых рук
Об упорядочении представления документов на награждение государственными и отраслевыми наградами работников сферы образования
В прошедшем году в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации из образовательных и других учреждений министерства поступило 4218 представлений на награждение государственными наградами работников сферы образования, в том числе 640 — на награждение орденами и медалями Российской Федерации и 3578 — на присвоение почетных званий.
Указами Президента Российской Федерации награждено 3473 лучших представителей педагогической общественности сферы образования России, в том числе 434 человека — орденами и медалями. При этом отклонено 56 представлений, остальные находятся на рассмотрении.
Значительное количество работников образования награждено ведомственными наградами.
Медалью К.Д.Ушинского награждено 30 работников образовательных учреждений и организаций, внесших значительный вклад в решение проблем педагогики, психологии, воспитания. Среди награжденных представители Российской академии образования, научно-педагогические работники педагогических институтов и университетов.
Нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования России» награждено 1288 человек. Вызывает некоторое сожаление, что среди награжденных процент научных сотрудников и обслуживающего персонала, работающих в высших учебных заведениях, незначителен (6,7%). Вместе с тем статус указанного нагрудного знака предусматривает награждение им любого сотрудника вуза, естественно, при наличии определенных успехов и достижений в выполнении своих обязанностей.
В прошедшем году широко использовались для морального поощрения работников сферы образования и другие отраслевые награды — нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования России», Почетная грамота Минобразования России.
В то же время следует отметить, что увеличилось количество необоснованных представлений к награждению государственными и отраслевыми наградами. Имеют место случаи представления характеристик кандидатов на награждение, не раскрывающих существа и степени их заслуг перед государством, не соответствующих статутам орденов, положений о медалях и почетных званиях, не отражающих конкретный личный вклад представляемого к награде в развитие образования, науки, экономики и т.д. Нередки случаи представления к награждению руководителей и работников учреждений и организаций системы образования, не выполняющих обязательств перед государством в части подготовки специалистов высокой квалификации, уплаты федеральных налогов, выплаты заработной платы сотрудникам и стипендий студентам.
Анализ наградных материалов, поступивших в Минобразование России, показывает, что увеличилось число представлений к награждению в «пожарном порядке», особенно много подобных представлений к памятным датам и юбилеям. Материалы поступают недопустимо поздно, не содержат должного описания конкретных заслуг представленных к награде, что в отдельных случаях не позволяет принять обоснованное решение по существу вопроса.
Органы управления образованием и образовательные учреждения представляют наградные материалы без сопровождения информации на магнитных носителях, что создает дополнительные трудности при обработке материалов и увеличивает сроки прохождения документов.
В связи с изложенным обращаем внимание на следующие обстоятельства:
1. При представлении материалов к государственным наградам Российской Федерации:
строго руководствоваться Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 06.01.99 # 19, и методическими указаниями (приложение # 1 к настоящему инструктивному письму);
в материалах о награждении руководителей образовательных и других учреждений должны присутствовать справка налоговой инспекции о финансовом положении организации системы образования, которой руководит представляемый к награде, и справка о выплате стипендии студентам (учащимся) и заработной платы работникам;
наградные материалы должны сопровождаться информацией на магнитных носителях в соответствии с программой, разработанной в Минобразовании России, что является необходимым условием Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам и Минобразования России;
представления к наградам оформляются на наградных листах по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 25.11.94 # 2119, в 2 экземплярах, согласовываются в необходимых инстанциях и направляются в орган управления образованием по подчиненности учреждения;
в характеристике на лиц, представляемых к награде (п. 12 наградного листа), необходимо указывать конкретные личные заслуги и достижения кандидата в трудовой деятельности.
2. При представлении материалов к отраслевым наградам Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации:
строго руководствоваться Положением об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, утвержденным приказом от 13.01.99 # 44, и методическими указаниями (приложение 2 к настоящему инструктивному письму).
в характеристике на лиц, представляемых к награде (п. 12 наградного листа), необходимо указывать конкретные личные заслуги и достижения кандидата в трудовой деятельности.
Напоминаем, что в соответствии с письмом Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации от 29.12.93 # А 24-16 юбилейными датами для коллективов учреждений и организаций принято считать 50 лет, 100 лет и далее каждые 50 лет, для граждан — 50, 60, 70, 75 и далее каждые 5 лет. Празднование других торжеств, не связанных с юбилейными датами, проводится на основании решения совета образовательного учреждения. При этом не допускается обращение в вышестоящие организации по вопросам дополнительного финансирования указанных мероприятий и не может являться основанием для награждения работников образовательных учреждений.
Материалы на награждение государственными наградами в связи с юбилеем образовательного учреждения представляются в Минобразование России за 4-5 месяцев до юбилейной даты, при этом наличие архивной справки об образовании учреждения обязательно.
Материалы на награждение государственной наградой отдельного работника в связи с его юбилеем представляются в Минобразование России за 3-4 месяца до юбилейной даты.
Материалы на награждение отраслевыми наградами в связи с юбилеем учреждения или отдельного работника представляются в Минобразование России не позднее двух месяцев до юбилейной даты.
Наградные материалы, поступившие с нарушением указанных требований или сроков представления, будут отправляться на доработку или рассматриваться в порядке их поступления.
# 93ин/18-02 от 14.04.99 года
Методические указания по оформлению наградных документов при представлении к награждению государственными наградами
1. Общие положения
1.1. Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством.
1.2. Государственными наградами Российской Федерации (далее именуются — государственные награды) являются:
звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;
почетные звания Российской Федерации.
1.3. Представления к государственным наградам оформляются на наградных листах по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 25.11.94 # 2119, в 2 экземплярах, согласовываются в необходимых инстанциях и направляются в орган управления образованием по подчиненности учреждения.
1.4. Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
1.5. Повторное награждение государственной наградой за новые заслуги возможно не ранее чем через три года после предыдущего награждения государственной наградой, за исключением награждения за совершения геройского подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу.
Повторное награждение одноименными государственными наградами не производится, кроме награждения государственными наградами, имеющими степени, и награждения за проявленные мужество, смелость и отвагу.
1.6. Порядок вручения государственных наград определен Положением о государственных наградах Российской Федерации.
2. Дополнительные материалы, необходимые при представлении к присвоению отдельных почетных званий
2.1. Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»
2.1.1. Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» присваивается выдающимся ученым, имеющим ученую степень доктора наук, за заслуги в разработке приоритетных направлений науки и техники, создании научных школ, воспитании и подготовке научных кадров.
2.1.2. Исходя из статута почетного звания заслуги кандидата должны отвечать следующим критериям:
разработка приоритетного (нового) направления в науке и технике характеризуется:
— наличием открытия, патента(ов), авторских свидетельств на изобретение (не менее 7, в том числе 2-3 имеющих практическое использование в различных сферах деятельности);
— развитием существующих общепризнанных (созданием новых) теорий, технологий, оригинальных методов исследований в промышленности, образовании, информатизации, гуманитарных, психолого-педагогических и других областях науки (подтверждается 6-8 отзывами научной общественности институтов Российской академии наук, головных отраслевых научно-исследовательских институтов, ведущих вузов и т.д.);
— участием в работе российских и международных конференций, симпозиумов, научных семинаров и т.д., имеющих общепризнанный авторитет в научном сообществе (приводятся наименование докладов, дата и место проведения ).
— создание научных школ — характеризуется:
развитием научного направления в вузах, научно-исследовательских и других организациях (в том числе и зарубежных) под руководством претендента или его воспитанников (наличие соответствующих отзывов ведущих ученых данной области);
— ссылками на труды ученого (индекс цитирования) в монографиях, статьях, научных трудах;
— образованием соответствующих структур (кафедр, лабораторий, отделов и т.д.) в рамках разрабатываемого претендентом научного направления;
— общественным признанием научной школы претендента.
воспитание и подготовка научных кадров — характеризуются:
— подготовкой кандидатов наук (8-10 чел.) и консультированием докторов наук (2-3 чел.);
— участием в работе советов по присуждению ученых степеней доктора или кандидата наук (1-2 совета);
— изданием (переизданием) монографий (1-2 монографии за последние 5 лет), учебников и учебных пособий с грифом государственных органов печати (1-2 учебника за последние 5 лет), сборников научных трудов и т.д.
2.1.3. При представлении на соискание почетного звания необходимо направлять в адрес Минобразования России следующие документы:
— наградной лист (2 экз.);
— справку о научно-педагогической деятельности кандидата;
— список печатных трудов, в котором особо должны быть выделены монографии, учебники и учебные пособия;
— отзывы учреждений и организаций;
— копии диплома доктора наук и аттестата профессора.
2.1.4. При оформлении наградного листа п.12 не должен дублировать п.11.
2.2. Почетные звания
«Заслуженный изобретатель Российской Федерации» и «Заслуженный рационализатор Российской Федерации»
2.2.1. Характеристика на кандидата к присвоению указанных почетных званий (п. 12 наградного листа) должна отражать его конкретные заслуги и нести следующую информацию:
— основное направление изобретательской (рационализаторской) деятельности и какое значение оно имеет для отрасли(лей);
— общее количество полученных патентов, авторских свидетельств, удостоверений на рационализаторские предложения;
— как долго занимается изобретательством (рационализацией);
— общий экономический эффект и доля в нем автора (в ценах такого-го года), народно-хозяйственный эффект, социальная значимость;
— что сделано в области изобретательства и рационализации за последние 2-3 года;
— какие награды и поощрения за изобретательскую (рационализаторскую) деятельность имеет;
— другие направления деятельности, отражающие заслуги и достижения представляемого к награде.
2.2.2. При представлении на соискание почетного звания необходимо направлять в адрес Минобразования России следующие документы:
— наградной лист (2 экз.);
— основные сведения об использованных изобретениях (рационализаторских предложениях) по форме # 1;
— решение регионального совета ВОИР.
2.2.3. При оформлении наградного листа п.12 не должен дублировать п.11.
2.3. К присвоению почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», представляются высококвалифицированные, высокопрофессиональные педагогические работники образовательных учреждений, имеющие педагогический стаж не менее 15 лет и высшую квалификационную категорию по оплате труда.
2.4. При представлении к почетному званию «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации» необходимо ходатайство республиканского, краевого или областного органа управления физической культурой и туризмом.
2.5. При представлении к почетному званию «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» необходимо заключение республиканского, краевого или областного органа управления по культуре.
2.6. При представлении к почетному званию «Заслуженный архитектор Российской Федерации» необходимо заключение Союза архитекторов Российской Федерации.
2.7. При представлении к почетным званиям «Народный художник Российской Федерации» и «Заслуженный художник Российской Федерации» необходимо заключение Союза художников Российской Федерации.
Методические указания по оформлению наградных документов при представлении к награждению отраслевыми наградами
I. Общие положения
1.1. Отраслевые награды Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (далее — отраслевые награды) являются формой поощрения и стимулирования труда работников учреждений сферы образования за заслуги и достижения в воспитании, образовании, науке, педагогике, экономике и иных областях деятельности, а также за многолетнюю добросовестную и плодотворную деятельность.
1.2. Ходатайство о представлении к награждению отраслевой наградой возбуждается коллегиальным органом учреждения (советом учреждения, ученым советом, педагогическим советом, коллегией) по месту основной работы кандидата к награждению.
1.3. При возбуждении ходатайства на все виды отраслевых наград (кроме благодарности Минобразования России) оформляется наградной лист установленного образца (форма # 2).
1.4. Образовательные и другие учреждения, непосредственно подчиненные Минобразованию России, материалы для награждения направляют в адрес министерства.
1.5. Образовательные и другие учреждения, подведомственные Минобразованию России, материалы для награждения направляют в органы управления образованием по подчиненности.
1.6. Образовательные и другие учреждения, не подведомственные Минобразованию России, материалы для награждения направляют в министерства (ведомства) по подчиненности, которые представляют их в Минобразование России с соответствующим решением.
1.7. Работники негосударственных образовательных учреждений могут представляться к награждению отраслевыми наградами в том случае, если указанное учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности, аттестовано и аккредитовано государственным органом управления образованием. При этом к наградным документам прилагаются копии лицензии, свидетельства об аттестации и аккредитации образовательного учреждения.
1.8. Лица, удостоенные отраслевой награды, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
1.9. Отраслевые награды Минобразования России (исключая благодарность) относятся к ведомственным знакам отличия в труде и дают право на установление награжденному звания «Ветеран труда» при достижении последним трудового стажа, дающего право на пенсию по старости или за выслугу лет (ст. 7 Федерального закона от 12.01.95 # 5-ФЗ «О ветеранах»).
1.10.Повторное награждение одноименной отраслевой наградой не допускается.
1.11.В случае утраты отраслевой награды или документов к ней при обстоятельствах, когда не было возможности предотвратить утрату, по согласованию с Минобразованием России награжденным могут быть выданы дубликаты. Порядок выдачи дубликата определен Положением об отраслевых наградах Минобразования России.
II. Порядок оформления документов для награждения медалью К.Д.Ушинского
2.1. При представлении к награждению медалью К.Д.Ушинского оформляются следующие докумены:
— наградной лист установленного образца (форма # 2) — печатается на пишущей машинке либо на ПЭВМ в любом текстовом редакторе на каждого кандидата отдельно;
— список печатных трудов (форма # 3);
— заключение президиума Российской академии образования;
— сопроводительный документ на бланке выдвигающего учреждения за подписью руководителя ( направляется с указанными документами в адрес Минобразования России). В случае представления нескольких кандидатов из одного учреждения сопроводительный документ может быть один.
2.2. В случае отсутствия заключения президиума Российской академии образования наградные документы направляются Минобразованием России на согласование в РАО.
2.3. Порядок рассмотрения наградных документов определен Положением об отраслевых наградах Минобразования России (раздел 2).
2.4. Наградные материалы в обязательном порядке сопровождаются информацией на магнитных носителях (дискетах), оформленной в соответствии с программой «Отраслевые награды» (учетная карточка представленного к награждению и проект приказа (форма # 4).
III. Порядок оформления документов для награждения нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
3.1. При представлении к награждению нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» оформляются следующие документы:
— наградной лист установленного образца (форма # 2) — печатается на пишущей машинке либо на ПЭВМ в любом текстовом редакторе на каждого кандидата отдельно ;
— сопроводительный документ на бланке выдвигающего учреждения за подписью руководителя (направляется совместно с наградным листом в орган управления образованием по подчиненности). В случае представления нескольких кандидатов из одного учреждения сопроводительный документ может быть один.
3.2. Характеристика (п. 12 наградного листа) должна быть конкретной и объективной и отражать личные заслуги и достижения кандидата в трудовой деятельности.
3.3. Порядок рассмотрения наградных документов определен Положением об отраслевых наградах Минобразования России (раздел 3).
3.4. Управления образования субъектов Российской Федерации в сроки, установленные графиком (приложение # 3), в обязательном порядке представляют в Минобразование России решение Коллегии и информацию на магнитных носителях (дискетах), оформленную в соответствии с программой «Отраслевые награды» (учетную карточку представленного к награждению и проект приказа (форма # 5).
IV. Порядок оформления документов для награждения нагрудным знаком «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»
4.1. При представлении к награждению нагрудным знаком «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации» оформляются следующие документы:
— наградной лист установленного образца (форма # 2) — печатается на пишущей машинке либо на ПЭВМ в любом текстовом редакторе на каждого кандидата отдельно ;
— сопроводительный документ на бланке выдвигающего учреждения за подписью руководителя (направляется совместно с наградным листом в орган управления образованием по подчиненности). В случае представления нескольких кандидатов из одного учреждения сопроводительный документ может быть один.
4.2. Характеристика (п. 12 наградного листа) должна быть конкретной и объективной и отражать личные заслуги и достижения кандидата в трудовой деятельности.
4.3. Порядок рассмотрения наградных документов определен Положением об отраслевых наградах Минобразования России (раздел 4).
4.4. Управления образования (начального профессионального образования) субъектов Российской Федерации в сроки, установленные графиком (приложение # 3), в обязательном порядке представляют в Минобразование России решение коллегии и информацию на магнитных носителях (дискетах), оформленную в соответствии с программой «Отраслевые награды» (учетную карточку представленного к награждению и проект приказа (форма # 6).
V. Порядок оформления документов для награждения нагрудным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»
5.1. При представлении к награждению нагрудным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации» оформляются следующие документы:
— наградной лист установленного образца (форма # 2) печатается на пишущей машинке либо на ПЭВМ в любом текстовом редакторе на каждого кандидата отдельно;
— сопроводительный документ на бланке выдвигающего учреждения за подписью руководителя (направляется совместно с наградным листом в орган управления образованием по подчиненности). В случае представления нескольких кандидатов из одного учреждения сопроводительный документ может быть один.
5.2. Характеристика (п. 12 наградного листа) должна быть конкретной и объективной и отражать личные заслуги и достижения кандидата в трудовой деятельности.
5.3. Порядок рассмотрения наградных документов определен Положением об отраслевых наградах Минобразования России (раздел 5).
5.4. Образовательные учреждения среднего профессионального образования в обязательном порядке представляют в Минобразование России (для неподведомственных Минобразованию России учреждений — в орган управления образованием по подчиненности) информацию на магнитных носителях (дискетах), оформленную в соответствии с программой «Отраслевые награды» (учетную карточку представленного к награждению и проект приказа (форма # 7).
VI. Порядок оформления документов для награждения нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»
6.1. При представлении к награждению нагрудным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации» оформляются следующие документы:
— наградной лист установленного образца (форма # 2) печатается на пишущей машинке либо на ПЭВМ в любом текстовом редакторе на каждого кандидата отдельно;
— сопроводительный документ на бланке выдвигающего учреждения за подписью руководителя (направляется совместно с наградным листом в орган управления образованием по подчиненности). В случае представления нескольких кандидатов из одного учреждения сопроводительный документ может быть один.
6.2. Характеристика (п. 12 наградного листа) должна быть конкретной и объективной и отражать личные заслуги и достижения кандидата в трудовой деятельности.
6.3. Порядок рассмотрения наградных документов определен Положением об отраслевых наградах Минобразования России (раздел 6).
6.4. Образовательные учреждения высшего профессионального образования в обязательном порядке представляют в Минобразование России (для неподведомственных Минобразованию России учреждений — в орган управления образованием по подчиненности) информацию на магнитных носителях (дискетах), оформленную в соответствии с программой «Отраслевые награды» (учетную карточку представленного к награждению и проект приказа (форма # 8).
VII. Порядок оформления документов для награждения Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации»
7.1. При представлении к награждению Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации оформляются следующие документы:
— наградной лист установленного образца (форма # 2) печатается на пишущей машинке либо на ПЭВМ в любом текстовом редакторе на каждого кандидата отдельно;
— сопроводительный документ на бланке выдвигающего учреждения за подписью руководителя (направляется совместно с наградным листом в орган управления образованием по подчиненности). В случае представления нескольких кандидатов из одного учреждения сопроводительный документ может быть один.
7.2. Характеристика на представляемого к награде должна быть конкретной и объективной и отражать личные заслуги и достижения кандидата в трудовой деятельности.
7.3. Управления образования (начального профессионального образования) субъектов Российской Федерации в сроки, установленные графиком (приложение # 3), в обязательном порядке представляют в Минобразование России решение коллегии и информацию на магнитных носителях (дискетах), оформленную в соответствии с программой «Отраслевые награды» (учетную карточку представленного к награждению и проект приказа (форма ## 5, 6).
7.4. Порядок рассмотрения наградных документов определен Положением об отраслевых наградах Минобразования России (раздел 7).
VIII. Порядок оформления документов для объявления благодарности Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
8.1. Для объявления благодарности Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в адрес органа управления образованием по подчиненности учреждения на бланке за подписью руководителя направляется ходатайство, в котором отражаются личные успехи и достижения в труде кандидата(ов), его (их) непосредственный вклад в организацию и проведение конкретного мероприятия.
8.2. Управления образования (начального профессионального образования) субъектов Российской Федерации и образовательные учреждения федерального подчинения материалы об объявлении благодарности (проект приказа) представляют непосредственно в Минобразование России.
Поощрения за труд в сфере общего образования
Признание значимости и важности педагогической деятельности, публичное одобрение ее результатов выражаются в виде поощрения. В профессиональной деятельности поощрение – это один из важнейших элементов дисциплины труда, оно играет большую роль в активизации деятельности педагога и представляет собой совокупность мер позитивного воздействия на учителя, способствует развитию моральных и материальных стимулов к труду.
Трудовое законодательство (ст. 191 ТК РФ) устанавливает следующие виды поощрений работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности:
– объявление благодарности;
– выдача премии;
– награждение почетной грамотой;
– представление к званию лучшего по профессии.
Разделяя меры поощрения на материальные и моральные, Трудовой кодекс не исключает одновременного применения к работнику нескольких мер поощрения.
Данный перечень мер поощрения работодателем лучших работников не является исчерпывающим. Так, ч. 2 ст. 191 ТК РФ определяет, что за особые заслуги работники могут быть представлены к государственным наградам.
В РФ система поощрения педагогических работников представлена двумя типами: отраслевые награды Министерства образования России и государственные награды в сфере образования. В свою очередь каждый тип поощрения может быть представлен в виде премии (которые могут быть выражены как в денежном эквиваленте, так и ценным подарком) либо награды. К последним указ Президента РФ «О государственных наградах РФ» от 02.03.1994 № 442 (ред. 21.12.2000) относит почетные звания и ордена, медали, знаки отличия РФ.
В настоящее время поощрение работников отраслевыми наградами регулируется приказом Министерства образования России от 13.01.1999 № 44, утвердившим Положение об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования РФ («Вестник образования», 1999, № 6).
Отраслевые награды как форма поощрения и стимулирования работников сферы образования за заслуги и достижения в воспитании, образовании, науке, экономике представлены следующими видами наград:
– медаль К.Д.Ушинского;
– нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»;
– нагрудный знак «Почетный работник начального профессионального образования РФ»;
– нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования РФ»;
– нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»;
– нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
– Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ;
– Благодарность Министерства общего и профессионального образования РФ.
Из указанных видов наград особые требования к стажу работы и квалификации работника предъявляются в случае награждения учителей:
– нагрудным знаком «Почетный работник общего образования» (не менее 12 лет стажа работы в образовательных учреждениях и высшая либо первая квалификационная категория);
– Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ (не менее 5 лет стажа работы в системе учреждений Минобразования России);
– нагрудным знаком «За милосердие и благотворительность» (не менее 12 лет работы в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, специальных – коррекционных – учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждениях дополнительного образования детей).
Помимо отраслевых наград в системе поощрения учителей предусмотрены государственные награды и премии РФ в сфере образования. Эта высшая форма поощрения граждан предусмотрена для морального и материального стимулирования труда работников за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, просвещении и иные заслуги перед государством
Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 (ред. 23.12.2001) «Об установлении почетных званий РФ, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям РФ» («Собрание законодательства РФ» от 25.03.1996, № 13, ст. 1302) установлены почетные звания «Заслуженный учитель РФ» и «Народный учитель РФ».
Почетное звание «Заслуженный учитель РФ» присваивается высокопрофессиональным учителям, преподавателям и воспитателям за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работающим по специальности 15 и более лет.
Письмо Минобразования России от 14.04.1999 № 93 ин/18-02 «Об упорядочении представления документов на награждение государственными и отраслевыми наградами работников сферы образования» («Вестник образования», 1999, № 7) уточняет порядок присвоения данного почетного звания требованием наличия у претендента на награду помимо педагогического стажа еще и высшей квалификационной категории по оплате труда.
Порядок присвоения почетного звания «Народный учитель РФ» определяется указом Президента РФ от 02.03.2000 № 463 «О внесении дополнения в указ Президента РФ от 20.12.1995 № 1341 РФ» («Собрание законодательства РФ» от 06.03.2000, № 10, ст. 1116). Почетное звание «Народный учитель РФ» присваивается не ранее, чем через пять лет после присвоения почетного звания «Заслуженный учитель РФ», работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в отечественное образование и получили широкое общественное признание. И хотя документ не уточняет других требований к претендентам, из процедуры представления к наградам следует, что работник, выдвинутый к награждению данным почетным званием, должен иметь педагогический стаж не менее 20 лет и высшую квалификационную категорию по оплате труда.
Системой государственного поощрения работников в сфере образования предусмотрены премии Президента РФ и премии Правительства РФ.
Премии Президента РФ в области образования регулируются указом Президента РФ от 18.03.1996 № 388 «Об утверждении Положения о премиях Президента РФ в области образования и порядка представления работ на соискание премий Президента РФ в области образования» («Собрание законодательства РФ» от 25.03.1996, № 13, ст. 1302).
Премию Президента присуждают не только за внедрение инновационных разработок в сфере образования, за создание эффективных технологий обучения, но и за участие в конкурсе «Учитель года России». Согласно указу Президента Российской Федерации от 6 июня 1994 г. № 1144 «О премиях работникам образования – лауреатам конкурса “Учитель года России” и обучающимся в общеобразовательных учреждениях – победителям международных олимпиад по учебным предметам» (ред. 2001 г.) («Собрание законодательства РФ», 1994, № 7, ст. 686; 08.10.2001, № 41, ст. 3937), 15 лауреатов конкурса получают премии Президента РФ.
Премии Правительства РФ в области образования регулируются постановлением Правительства РФ от 12.12.1995 № 1221 (ред. от 07.05.2001) «Об учреждении премий Правительства РФ в области образования» («Собрание законодательства РФ» от 18.12.1995, № 51, ст. 5068).
Каким образом все вышеуказанные формы поощрения труда учителя влияют на его социальное обеспечение? К примеру, лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», устанавливается ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 20% включительно от должностного оклада за счет средств образовательного учреждения (п. 3.11 «Положения об отраслевых наградах Минобразования РФ»).
Специалистам и руководителям образовательных учреждений, имеющим почетные звания «Народный учитель» и «Заслуженный учитель», устанавливается оплата труда на один разряд выше, согласно Постановлению Минтруда РФ от 22.11.1995 № 65 «О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ, а также согласно письму Минобразования РФ и профсоюза работников народного образования и науки № 20-58-196/20-5/7 от 16.01.2001 “О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений”» («Официальные документы в образовании». № 5/01.)
Лицам, награжденным ведомственными наградами, в том числе награжденным до 1995 г. согласно «Отраслевому тарификационному соглашению по учреждениям образования РФ на 2001–2003 гг.» («Официальные документы в образовании». № 8/01), могут быть установлены надбавки к ставкам заработной платы (должностным окладам) исходя из средств образовательного учреждения, что должно быть зафиксировано в коллективном договоре. Это право корреспондируется с положением ст. 32 закона РФ «Об образовании», где отмечено, что в компетенции образовательного учреждения лежит право устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работников данного учреждения, определять порядок и размер их премирования.
Лауреаты премий Президента и Правительства в области образования, а также лауреаты конкурса «Учитель года России» имеют право при получении пенсии, ежемесячного пожизненного содержания на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Оно назначается в соответствии с федеральным законом РФ № 21 ФЗ от 06.02.2002 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ» по заявлению лица, обратившегося за указанным обеспечением. Размер дополнительного материального обеспечения составляет 330% размера базовой части трудовой пенсии по старости. Выплата производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии.
В целом лица, удостоенные как государственных, так и отраслевых наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законом РФ. Так, в соответствии со ст. 7 закона РФ «О ветеранах» для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо иметь какую-либо награду, звание СССР или РФ либо ведомственный знак отличия труда. При этом в письме Минтруда РФ от 7.10.1998 № 5635 КС приводится обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Здесь же приводится перечень почетных званий, нагрудных знаков, значков, почетных грамот, похвальных грамот, дипломов, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».
Кроме рассмотренных нами наград и премий при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются также звания «Заслуженный педагог», «Отличник народного просвещения», нагрудный значок ЦС ВПО
им. Ленина «За активную работу с пионерами», почетные грамоты Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюзных работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР «За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся».
В этом письме Министерство труда РФ сообщает, что приведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным. При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются нагрудные знаки министерств и ведомств за многолетнюю и плодотворную работу в системе данных министерств и ведомств. Однако награды, учрежденные и выданные предприятиями (учреждениями, организациями), войсковыми частями, общественными организациями, а также медали ВДНХ (ВСХВ) не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда».
В процедуре поощрения за труд следует отметить еще один важный момент. Все поощрения за труд, применяемые по отношению к учителю, оформляются изданием соответствующего приказа (распоряжения) директора (за какие конкретные успехи в труде поощряется работник) с указанием конкретного вида поощрения. Приказ доводится до сведения коллектива образовательного учреждения.
Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант Плюс»