Льготы социальным работникам

Автор: | 28.10.2018

Социальные льготы: кому положены и как оформить. Формы социальной защиты населения

Социальные льготы — это преимущество граждан определенных категорий, выделенных по соответствующим признакам, которые обеспечивают их дополнительной социальной защитой. Соответствующие признаки — это достижение человеком определенного возраста, какая-либо болезнь или инвалидность, нетрудоспособность, отсутствие обоих родителей, многодетность и другие обстоятельства жизни.

Основания для льгот

Существует всего два основания для введения социальных льгот:

  1. Низкий доход. Сюда относятся многодетные семьи, пенсионеры, семьи, где содержатся инвалиды детства и др. По этому основанию социальные льготы и их объем зачастую устанавливается с учетом заслуг граждан, например, участникам или инвалидам войны и др.
  2. Особые заслуги. Сюда относятся льготы Героям РФ, Советского Союза и Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы и Трудовой Славы.

В чем заключается льгота?

Система социальных льгот заключается в предоставлении материальной скидки. Это может быть освобождение от выплаты за оказание определенной социальной услуги или снижение этой оплаты, например:

  • бесплатный проезд на каком-либо виде транспорта;
  • снижение оплаты за коммунальные услуги;
  • получение бесплатной путевки в дом-отдыха или санаторий и т.п.

Кроме того, социальные льготы могут быть и нематериального характера. К таким льготам относятся:

  • приобретение жилья в обход очереди;
  • внеочередное бытовое обслуживание;
  • право поступления в различные учебные заведения без конкурса;
  • внеочередное обслуживание в билетных кассах, торговых точках и т.п.

Дифференциация льгот

Как правило, виды социальных льгот дифференцируются по контингентам граждан, которые имеют на них право. В обществе всегда существуют люди, которые в силу различных не зависящих от них причин не имеют возможности приобретать для себя средства для существования в полном объеме. К таким гражданам прежде всего относятся дети, старики и инвалиды различных категорий. В российском законодательстве для них предусматривается широкий спектр льгот на социальное обеспечение. Льготы право получить имеют:

  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • семьи, где воспитываются дети-инвалиды;
  • узники концентрационных лагерей в прошлом;
  • жертвы политических репрессий;
  • Герои России и СССР и т.д.

Льготы для многодетных семей

Эти льготы предоставляются в соответствии с категорией детей, воспитываемых в семьях. К ним относят:

  • Предоставление бесплатного отпуска молочной продукции детского питания по рецептам педиатров для детей до 7 лет.
  • Бесплатные лекарственные средства для лечения детей до 6 лет.
  • Бесплатные транспортные услуги на внутригородской транспорт, а также межрайонный для детей и одного из родителей.
  • В учебные заведения прием детей ведется вне очереди.
  • Бесплатное питание детям в школьных столовых и профессиональных учебных заведениях.
  • Школьная и спортивная форма на весь период обучения предоставляется бесплатно.
  • Один раз в месяц можно бесплатно посещать выставки, галереи, музеи.
  • На все коммунальные услуги (отопление, вода, газ, электричество) предусмотрена 30% скидка.
  • При рождении третьего и последующего ребенка предусмотрены выплаты до достижения 3-летнего возраста этих детей ежемесячно.
  • Предоставление бесплатного земельного надела для строительства жилого дома или садово-огороднического участка.
  • Если семья желает заниматься фермерским хозяйством, она может получить беспроцентную ссуду или безвозмездную материальную помощь на его развитие.
  • Льгота на земельный налог.
  • Многодетная семья имеет право на предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд и дотаций на строительство жилья и приобретение строительных материалов.
  • Многодетной семье, владеющей личным автотранспортом, предоставляется льгота по уплате транспортного налога.
  • Многодетным матерям предоставляется льготная пенсия. Пенсионный возраст для таких женщин наступает в 50 лет.
  • С 2008 года нашим правительством предусмотрена государственная награда — Орден Родительской Славы. Кандидатом на ее получение могут стать родители, воспитывающие 7 и более детей. Награда сопровождается выплатой в размере 100 тыс. рублей.
  • При трудоустройстве многодетных родителей они имеют право на неполную неделю или работу по гибкому графику, а также на неполный рабочий день.

Льготы для многодетных семей предоставляются в соответствии с указом президента РФ и могут немного отличаться в каждом конкретном регионе.

Льготы для социальных работников

Для работников, которые выполняют социальное обслуживание в муниципальном и государственном секторах, предусмотрены некоторые преимущества. Льготы социальным работникам заключаются в следующем:

  1. Бесплатное обеспечение спецодеждой и инвентарем или выплаты компенсационного характера на их приобретение.
  2. При исполнении обязанностей по службе социальные работники имеют право на обслуживание вне очереди в отделениях Сбербанка, юридических конторах, предприятиях бытового обслуживания, связи, общепита и т.п.
  3. Установка квартирных телефонов вне очереди.
  4. Социальные льготы и выплаты компенсирующего характера за проезд на общественном транспорте.
  5. При использовании личного автомобиля для оказания социальных услуг работники имеют право на компенсацию за его эксплуатацию.

Налоговые льготы

Понятие «налоговая социальная льгота» заключается в предоставлении отдельным категориям граждан освобождения от налогов или права уплаты их в меньшем размере по сравнению с другими налогоплательщиками. К ним относятся следующие льготы:

  • По НДФЛ (налог на доходы физических лиц).
  • Для физических лиц на имущество.
  • На земельный налог.
  • На транспортный налог и др.

У родителей есть право получить вычет по налогам на НДФЛ. Им могут воспользоваться усыновители, опекуны и попечители приемных детей. Вычет этот заключается в том, что начиная с месяца рождения ребенка ежемесячно часть получаемого дохода не будет облагаться налогом, т.е. НДФЛ платиться будет с меньшей суммы. Чтобы получить данный вид вычета, получаемый доход должен облагаться НДФЛ по ставке 13%, например, это может быть заработная плата в государственном учреждении.

Это право распространяется на обоих родителей. Кроме того, родители, не состоящие в браке или разведенные, которые выплачивают на ребенка алименты или иным методом поддерживают его материально, также могут получить этот налоговый вычет.

В соответствии со ст. 218 НК РФ п. 1 на каждого ребенка положен вычет по налогам. Он зависит от количества детей, воспитываемых в семье:

  1. На первого ребенка — 1400 рублей.
  2. На второго — 1400 рублей.
  3. На 3-го и каждого последующего — 3000 рублей.
  4. Для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, этот вычет равен 3000 рублей, независимо от того, в какой очередности он появился.

Этот вычет осуществляется до достижения ребенком 18 лет. А при обучении его по очной форме, т.е. ребенок является студентом, курсантом, аспирантом, интерном или ординатором, этот вычет продлевается до достижения 24 лет ребенком.

Кроме того, если ребенка воспитывает единственный родитель (опекун, усыновитель), то эта налоговая льгота может быть удвоена. Такой вычет удваивается, если второй родитель безвестно отсутствует, умер или в свидетельстве о рождении не указан (записан только один родитель).

Налоговый вычет по НДФЛ. Как получить?

Чтобы получить социальные льготы по НДФЛ на ребенка, необходимо написать заявление и с ним обратиться к работодателю. К заявлению нужно приложить документы:

  • Свидетельство о браке.
  • Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка.
  • Если ребенок является инвалидом, то понадобится справка об этом.
  • Если ребенку исполнилось 18 лет и он обучается по очной форме в учебном заведении, необходима об этом справка.
  • Если родитель разведен и выплачивает алименты, необходимо постановление суда или исполнительный лист о перечислении этих выплат на ребенка.
  • Если родители не состоят в браке или разведены и второй родитель претендует на льготу по НДФЛ, то необходима расписка от первого родителя о том, что второй участвует в материальном обеспечении ребенка.

Льготы на земельный налог

Кто имеет социальные льготы по уплате налога на земельный надел? Согласно п. 5 закона НК РФ № 391, необлагаемая налоговая база по отношению земельного участка, который находится в собственности (бессрочном пользовании) налогоплательщика, уменьшается на сумму равную 10 тыс. рублей для следующих категорий граждан:

  • Герои РФ или СССР.
  • Полные кавалеры Ордена Славы.
  • Инвалиды, которые имеют 3-ю степень ограничения трудовой деятельности.
  • Граждане с 1-й и 2-й группой инвалидности, установленной до 01.01.2004.
  • Инвалиды детства.
  • Инвалиды и ветераны ВОВ и боевых действий.
  • Чернобыльцы и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию при аварии на производстве «Маяк» в 1957 году.
  • Граждане, которые стали инвалидами или перенесли лучевую болезнь при учениях или испытаниях любых видов ядерных установок, в том числе космических установок и ядерного оружия.

Транспортный налог. Льготы

В 2014 году почти все субъекты РФ отменили льготы на транспортный налог большинству категорий граждан. Это стало следствием того, что автомобили большой мощности оформлялись на пенсионеров с целью уйти от налогообложения, а также в связи с нехваткой бюджетных средств.

Читайте так же:  Экспертиза определение в законодательстве

В настоящее время льготами на транспортный налог могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • Ветераны ВОВ.
  • Герои РФ, СССР и Социалистического Труда.
  • Граждане, принимавшие участие в устранении последствий при аварии на Чернобыльской АС.
  • Инвалиды 1 и 2 групп.
  • Ветераны, принимавшие участие в боевых действиях.

Эти льготы могут быть предоставлены только на один автомобиль. Если у граждан перечисленных категорий в собственности имеется большее количество автомобилей, то на остальные авто налоговые льготы не предоставляются.

Льготы на имущественный налог

Производится налогообложение следующего недвижимого имущества: квартиры, комнаты, дома, дачи и иные строения. Имущественный налог — это местный налог, он поступает в местные бюджетные образования.

Освобождаются от уплаты подобного налога:

  • Военнослужащие и уволенные с военной службы граждане, а также члены семей (родители, супруги) военнослужащих, которые потеряли кормильца.
  • Пенсионеры.
  • Лица, на участках которых расположены строения, имеющие площадь менее 50 кв. м.

В органы налогообложения граждане, имеющие льготы на имущественный налог, предоставляют справки лично. Если в течение календарного года ранее такой льготы не имелось, а с определенного месяца появилась, то с этого месяца производится перерасчет.

Как оформить льготы?

Социальные льготы и гарантии имеют разные категории граждан. Чтобы ими воспользоваться, необходимо выяснить, к какой из этих категорий вы относитесь, и собрать все необходимые документы. Некоторые из этих документов имеют весьма ограниченный срок действия, поэтому начать сбор необходимых бумаг следует с тех, у которых этот срок наиболее длительный. Оформить положенные льготы можно в отделении МФЦ по месту жительства.

Если вы не имеете представления, какие именно бумаги необходимы для предоставления той или иной льготы, обратитесь в МФЦ, консультанты дадут полный список этих документов.

Поднимется ли зарплата соцработникам в 2018 году

Все знают, что работа в бюджетной области у работников соцсферы одна из нелегких, но при этом самая низкооплачиваемая. Согласно статистическим данным, в 2018 году зарплата у соцработников составляет 16 тысяч рублей, однако в реальности эта цифра является еще меньшей. Сам собой напрашивается вопрос: чем социальные работники заслужили подобные выплаты? Ведь их работа в настоящие дни самая важная и востребованная в России, а потому оплачиваться она должна по достоинству. Многие граждане страны задаются вопросом: будет ли повышение зарплаты работникам социальной сферы в 2018 году?

Система социального обслуживания в России требует особого внимания – Медведев

Известно, что 27 марта 2015 года прошло заседание Всероссийского форума соцработников, в котором участвовал глава правительства Дмитрий Медведев.

На заседании были рассмотрены следующие основные вопросы:

  1. Социальное обслуживание как отдельная отрасль.
  2. Поднимутся ли зарплаты социальным работникам в 2018 году?
  3. Сегодняшнее состояние социальных учреждений.

В своем выступлении премьер сказал, что система социального обслуживания в Российской Федерации постепенно стала отдельной отраслью, в которой работает более 600 000 человек. Они каждый день берут на себя проблемы, заботы и беды совершенно незнакомых им людей. Как отметил премьер, делать такую работу очень нелегко.

Необходимо сделать все, чтобы система помощи страны соответствовала современным стандартам и отвечала запросам граждан, ведь около 35 млн. человек нуждаются в регулярных социальных услугах. Большинство из них живет в очень стесненных, скромных условиях, и адресная поддержка им остро необходима.

Согласно Конституции, Россия – социальное государство. Этот факт является руководящим при внесении правительством страны поправок в госбюджет. Медведев подчеркнул, что были приложены усилия для того, чтобы обязательства социального характера сохранить в их полном объеме. В разделе соцполитики абсолютные цифры не меняются, а даже растут.

Кризис не помешает поднять зарплаты социальным работникам в 2018 году

Председатель правительства в своей речи также отметил необходимость внимания со стороны государства и самим работникам социальной сферы обслуживания. По имеющимся данным, за 2016 — 2017 год их оклады удалось увеличить практически в два раза. При этом, несмотря на кризис экономики страны, в Кабинете министров помнят и стараются двигаться в поставленном Путиным ориентире – повышении заработной платы работников данной отрасли до уровня средней по региону на 2018 год.

Медведев представил ряд официальных показателей, которые демонстрируют полную картину влияния работы сотрудников соцсферы на жизнь граждан РФ:

  • размер средней зарплаты педагогических работников (дошкольное образование) на 2017 год составляет 15 000 рублей;
  • соотношение данной среднемесячной заработной платы к выплатам работникам сферы общего образования составляет 94,3%;
  • проведение антитабачной программы помогло снизить степень потребления табака: в 2008 году курящее взрослое население составляло 33,7%, а в 2013 году этот показатель снизился до 28,3%;
  • понизился показатель среднедушевого потребления алкоголя: в 2008 году на душу населения приходилось 16,2 литра, в 2013 году данный показатель упал до 11,6 литра;
  • уменьшился уровень смертности от случайных отравлений алкогольной продукцией: в 2013 году он составлял 9,7 на 100 000 человек, в 2014 году – 8,9.

Премьер также имеет намерения вернуть в бюджет страны средства, направленные для поддержки социально ориентированных НКО. В качестве дополнительной помощи для них станут налоговые льготы, то есть возможность применять нулевую ставку по налогу на прибыль.

На форуме также затронули тему состояния соцучреждений. Серия трагических случаев, произошедших в домах престарелых, вынесла проблему их благоустройства на государственный уровень. Очень часто условия в таких учреждениях являются крайне неудовлетворительными. Данные гласят, что на сегодняшний день около 9,5 тыс. человек вынуждены жить в домах социального обслуживания, находящихся в аварийном состоянии. На «Единой России» и главах регионов лежит обязанность контроля таких интернатов. Также премьер получил жалобы на то, что иногда нуждающиеся семьи отказываются от социальной помощи, однако эти услуги необходимы детям.

Льготы социальным работникам

“…пока мы будем ратовать за социальные права, их обеспечение и соблюдение, говорить об обязанностях государства, социальный работник останется в положении слуги, получающего тумаки от обоих хозяев. Если же отказаться от патерналистской роли государства, признать за ним лишь координационные и контрольные функции в этой сфере, согласиться с необходимостью большего участия неправительственного сектора в социальной защите, признать, что часть российского населения подвергается дискриминации, — социальный работник, хотя и останется слугой двух господ, но будет скорее обласкан обоими хозяевами”.

Социальный работник — «слуга двух господ»?

Утверждение о том, что социальный работник является связующим звеном между государством и человеком, уже стало общим местом. Однако если использовать метафору, то социальный работник скорее находится в положении слуги двух господ, получающего тумаки от обоих хозяев.

Это является следствием того, что правовой статус социального работника никак не закреплен, а сам социальный работник никак не защищен законодательно. Между тем представители других социальных, гуманитарных профессий защищены законом. Права журналистов закреплены в законе «О средствах массовой информации», деятельность адвокатов регулируется законом «Об адвокатуре» (не говоря уже о работниках правоохранительных органов); существуют нормы, регламентирующие работу преподавателей и медиков. А как же социальные работники?

В Законе «Об основах социального обслуживания населения в российской Федерации» говорится: «Гарантии и льготы работникам государственной системы, (курсив мой. — М.Л.) социальных служб определяются органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями» (ч. 2 ст. 25). В законе предусматриваются льготы для медицинских работников государственной системы социальных служб, непосредственно занятых социально-медицинским обслуживанием, установленные законодательством РФ для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения (ч. 3 ст. 25).

Полагаются льготы работникам государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних (ч. 4 ст. 25). Выделенное слово «государственный» в данном контексте означает, что права на льготы не имеют социальные работники муниципальных социальных служб, а также социальных служб других форм собственности.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» также содержит несколько статей, закрепляющих права социального работника. Так, в нем есть важное положение, более или менее защищающее социального работника. «Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому» (ч. 4 ст. 15). Данное положение стоит прокомментировать. По существу, здесь речь идет о праве социального работника в четко определенных случаях отказать в предоставлении социального обслуживания, но только на дому. Однако положение сформулировано не как защищающее именно социального работника, а лишь как ограничение права граждан пожилого возраста и инвалидов.

Наиболее последовательно права социальных работников закреплены в ст. 36 закона. Здесь речь уже идет о правах работающих как в государственном, так и в муниципальном секторах социального обслуживания. Что же представляют собой права социального работника? Социальный работник имеет право на:

  • работу на условиях трудового договора (контракта);
  • бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранение за счет соответствующих бюджетных ассигнований;
  • защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;
  • получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;
  • повышение квалификации за счет работодателя;
  • бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если он проживает в сельской местности или поселке городского типа, в порядке, установленном законодательством РФ;
  • обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом правительством РФ;
  • внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;
  • первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом правительством РФ;
  • бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;
  • компенсацию за эксплуатацию личного транспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом правительством РФ.
Читайте так же:  Гражданство рф по упрощенной схеме 2018

Могут быть также установлены дополнительные льготы как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов РФ.

Казалось бы, такой пространный перечень прав можно только приветствовать. Но присмотримся к нему пристальней. По существу, речь идет о льготах социальным работникам и обеспечении некоторых гарантий, необходимых для осуществления их профессиональных обязанностей. Однако все льготы и так называемые права социальных работников несопоставимы с той ответственностью, которую возлагают на них государство и клиенты. Все права клиентов социальных служб, людей, относимых к уязвимым категориям населения, так щедро закрепленные законодателем, приводят (и не могут не приводить) государство к соответствующим обязательствам по обеспечению этих прав. Не надо доказывать, что гарантии этих прав, реальные возможности их практической реализации являются крайне низкими. Между тем лежит непосильная (в наших условиях и при нашем законодательстве) ноша по обеспечению всех этих прав, «дарованных» государством, лежит именно на социальных работниках.

При этом каждый закон, регулирующий отношения в сфере социальной защиты, содержит норму, в соответствии с которой нарушения прав граждан в сфере социального обслуживания (социальной защиты) могут быть обжалованы в суд. И здесь (пока только теоретически) социальный работник может быть привлечен к суду, например, за вторжение в частную, семейную жизнь, за нарушение права родителей на воспитание своего ребенка, за нарушение права частной собственности и многое, многое другое. Пока этого не случается из-за правовой безграмотности клиентов социальных служб. Однако отметим, что и социальные работники в основном не знают ни о своих профессиональных правах, ни об общих правах человека и гражданина. Не хочется быть Кассандрой, но долго это продолжаться не сможет. Например, врачам уже предъявляют иски; та же судьба может постигнуть социальных работников. Переведем вопрос в прагматическую плоскость: кто несет ответственность и кто будет платить за ущерб, за причинение морального вреда клиенту? Социальный работник или служба, к которой он прикреплен? На эти вопросы нет ответа. Не урегулированы вопросы профессиональной тайны, право на которую, без всякого сомнения, имеют социальные работники (как, например, медики, священники, журналисты и др.).

Особенности положения социального работника, как и представителей других гуманитарных профессий, предполагающих взаимодействие «человек—человек», заключается в том, чтобы обеспечить помощь и защиту обездоленным людям. Однако для этого сам социальный работник должен быть защищен. Закрепление в нормативном акте одних только льгот и социальных прав не может обеспечить его защищенности.

Как уже было сказано, социальный работник действует в ситуации «слуги двух господ». Государство (как собирательный образ) видит в нем попрошайку, поскольку социальный работник пытается добиться от него всего того, что положено его подопечным. Клиент же социальных служб видит в социальном работнике представителя жадного, злого, далекого и непонятного монстра-государства, которое ему (человеку) ничего не дает, а если и дает, то ничтожно мало. В результате социальный работник оказывается между двумя жерновами: с одной стороны — государство («я обещаю»), с другой — клиент («государство мне должно, дай, дай»). Сам же социальный работник вынужден действовать в правовом смысле наощупь, на свой страх и риск.

Такое положение связано с тем, что продекларированное Конституцией РФ социальное государство является прямым наследником, преемником социалистического государства. Государство полной мере сохраняет патернализм в отношениях с наиболее обе доленной частью своих граждан, порождая у них во многом иждивенческие настроения и ожидания. Это положение надежно обеспечивается, сохраняется и охраняется всей системой социальных прав, социальной защиты и действующего социального законодательства.

Постоянно речь идет о социальных правах. Но что это значит?

А то, что государство берет на себя определенные обязательства (в нашем случае весьма значительные). Не надо быть провидцем, чтобы понять, что обеспечение всех социальных прав, закрепленных в законодательстве, невозможно и в более богатом государстве, чем наше. Поэтому в последние годы (1997-1999) были приняты законы, которые позволяют распределять скудную государственную социальную помощь только среди наиболее нуждающихся (законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О внесении изменения в ст. 16 Федерального Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Так можно ли говорить о том, что осуществляются гражданские (личные) и политические права лиц, относящихся к уязвимым категориям населения? Например, отсутствие беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для инвалидов — это нарушение социального права или личного? Соответствующее право предусмотрено ст. 15 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая должна была вступить в силу в течение 1995-1999 гг. Вместе с ней должны были вступить в силу положения, предусматривающие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации (ст. 14) и ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (ст. 16). Излишне говорить о том, что указанные статьи так и не вступили в силу. Отсутствие этих важнейших прав разрушает всю систему социальной защиты инвалидов. По существу, закрепляется дискриминация, т.е. нарушение принципа равноправия, закрепленного и в международных документах о правах человека, и в Конституции РФ.

Вопрос о правах граждан, принадлежащих к уязвимым группам населения, пора перевести в плоскость дискриминации, ущемления их гражданских и политических прав. Социальные права государство может дать, а может и взять, или дать без возможности реализовать (что и происходит в действительности). Государство продолжает осуществлять патерналистскую опеку как во времена социализма. Однако реальность изменилась.

Принцип запрета дискриминации позволяет поставить проблему по-другому. Например, если инвалид не имеет доступа к объектам социальной инфраструктуры, то он (она) подвергается дискриминации, поскольку не имеет таких же возможностей, как и здоровые люди. Если мать-одиночку (или многодетную) не принимают на работу по этой причине, она также подвергается дискриминации. Можно привести много других примеров, но в этом нет необходимости. Фактически речь идет не о социальных, а о гражданских и политических правах, которых лишены клиенты социальных служб, поскольку не могут реализовать их.

Вместе с тем следует снять и непосильную ношу с плеч государства. Социальная функция государства должна сводиться к распределению обязанностей между субъектами общественных отношений, ее нужно переложить на неправительственный сектор, органы местного самоуправления. Конечно, не государство должно устанавливать пандусы у магазинов, театров, судов, музеев, школ, отделений милиции и т.п. Сами органы, учреждения, организации, компании должны заботиться о том, чтобы установить пандусы или иные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов, иначе они будут обвинены в дискриминации инвалидов. Не государство должно обеспечивать занятость инвалидов, матерей-одиночек, подростков. Об этом должны заботиться работодатели, иначе их обвинят в дискриминации. Государство же должно обеспечить систему и процедуры рассмотрения споров, возникающих в этой сфере, создать руководства по законодательству как для социальных служб, так и для тех, кто обеспечивает доступ к товарам, услугам, обеспечивает занятость и т.д.

Основополагающий правовой принцип запрета дискриминации будет работать прежде всего на новую модель социальной работы. При его реализации клиент социальной службы из объекта становится субъектом отношений, возникающих и существующих в сфере социальной защиты. Запрет дискриминации стимулирует клиента к активной жизни. Тем самым обеспечивается переход от административной модели социальной работы к концепции «независимой жизни».

Кроме того, данный принцип ставит различные категории уязвимых групп в равное, а следовательно, и правовое положение. В настоящее время получение социальных льгот и прав зависит главным образом от того, кто сильнее надавит на государство в конкретный момент, у кого из просящих длиннее протянутая рука, кто окажется терпеливее и настырнее. Обращение к принципу запрета дискриминации прекращает эту постыдную практику. Он также переводит государство из позиции «дающего» («дарующего») в позицию «координатора».

Читайте так же:  Страховка на старые иномарки

Принцип запрета дискриминации имеет множество достоинств и только один существенный недостаток: его содержание не сформулировано ни в отечественном законодательстве, ни в отечественной практике.

Конституция гарантирует «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места, жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (ч. 2 ст. 19).

В Уголовном кодексе предусматриваются санкции за нарушение равноправия граждан по перечисленным признакам в случае причинения вреда правам и законным интересам граждан (ст. 136). При этом в Уголовном кодексе не упоминаются «другие обстоятельства», т.е. «дух и буква» Конституции РФ сужаются и ограничиваются.

Понятие «дискриминация» раскрывается в многочисленных международных документах. Дискриминация означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на одном или, возможно, нескольких вышеперечисленных признаках. Из приведенного определения становится ясно, что акты дискриминации весьма распространены и трудно доказуемы. Особенно в том случае, когда из-за юридической неразработанности оно практически не применяется в судебной практике и законодательстве. Стоит ли вообще отказываться от применения принципа запрета дискриминации по причине традиционно существующей ситуации?

На первый взгляд, мы далеко ушли от проблем социального работника, его статуса и защиты. Однако при такой постановке вопроса социальный работник действительно займет свое место между государством и человеком.

На самом деле, пока мы будем ратовать за социальные права, их обеспечение и соблюдение, говорить об обязанностях государства, социальный работник останется в положении слуги, получающего тумаки от обоих хозяев. Если же отказаться от патерналистской роли государства, признать за ним лишь координационные и контрольные функции в этой сфере, согласиться с необходимостью большего участия неправительственного сектора в социальной защите, признать, что часть российского населения подвергается дискриминации, — социальный работник, хотя и останется слугой двух господ, но будет скорее обласкан обоими хозяевами.

Меры государственной поддержки работников социальной сферы

Меры государственной поддержки работников социальной сферы предусмотрены для того, чтобы стимулировать граждан осваивать эту нелегкую, но весьма почетную профессию. Для социальных работников предусмотрены льготы и компенсации, а также гарантии по предоставлению бесплатного проезда, получению дополнительного образования в данной сфере и прочие преференции.

Всероссийский конкурс на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания-2017»

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1.03.2011 £ № 121 «О единовременном денежном поощрении лучших работников системы социального обслуживания» ежегодно, начиная с 2011 года, выплачивается единовременное денежное поощрение лучшим работникам системы социального обслуживания по результатам Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания», проводимого по номинациям по перечню согласно приложению.

Призерам Всероссийского конкурс на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания» в каждой номинации денежное поощрение выплачивается в следующих размерах:

  • 500 тыс. рублей — призерам конкурса, занявшим первые места;
  • 300 тыс. рублей — призерам конкурса, занявшим вторые места;
  • 200 тыс. рублей — призерам конкурса, занявшим третьи места.

Организация проведения конкурса «Лучший социальный работник-2017» и осуществление выплаты денежного поощрения призерам возложены на Министерство труда и социальной защиты РФ. Утвержден следующий перечень номинаций, по которым проводится Всероссийский конкурс на звание «Лучший социальный работник»:

  • Лучший директор стационарного учреждения социального обслуживания.
  • Лучший директор центра (комплексного центра) социального обслуживания.
  • Лучший заведующий отделением учреждения социального обслуживания.
  • Лучший специалист по социальной работе учреждения социального обслуживания.
  • Лучший социальный работник учреждения социального обслуживания.
  • Лучший врач учреждения социального обслуживания.
  • Лучший социальный педагог учреждения социального обслуживания.
  • Лучший психолог учреждения социального обслуживания.
  • Лучший воспитатель учреждения социального обслуживания.
  • Лучший специалист по реабилитации инвалидов учреждения социального обслуживания.
  • Лучшая медицинская сестра учреждения социального обслуживания.
  • Лучшая медицинская сестра учреждения социального обслуживания детей-инвалидов.
  • Лучшая санитарка учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
  • Лучшая санитарка учреждения социального обслуживания детей-инвалидов.
  • Лучший инструктор по труду учреждения социального обслуживания.
  • Лучшая медицинская сестра отделения милосердия.
  • Специальная премия «За творчество в работе».
  • Специальная премия «Лучший молодой специалист социальной службы».
  • Специальная премия «За долголетие в социальной работе».
  • Специальная премия «За работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации».

Льготы, гарантии и компенсации социальным работникам

В нормативно-правовых актах субъектов РФ социальной поддержке работников системы социального обслуживания уделено особое внимание. Так, согласно ст. 27 закона Ростовской области от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» социальные работники организаций социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организаций социального обслуживания пользуются следующими льготами и гарантиями:

  • обеспечение спецодеждой, обувью и инвентарем за счет средств, предусмотренных в планах финансово-хозяйственной деятельности, бюджетных сметах организаций социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организаций социального обслуживания в соответствии с правовыми актами уполномоченного органа Ростовской области в сфере социального обслуживания.
  • В соответствии с законом о социальной поддержке социальным работникам полагается профилактический медицинский осмотр один раз в год и обследование при поступлении на работу за счет средств, предусмотренных в планах финансово-хозяйственной деятельности, бюджетных сметах организаций социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организаций социального обслуживания;
  • получение дополнительного профессионального образования за счет средств работодателя.
  • В качестве компенсации социальным работникам предоставляется бесплатный проезд на всех видах общественного внутригородского (внутрирайонного) транспорта, пригородного автомобильного транспорта (кроме такси) в случаях, когда их профессиональная деятельность связана с разъездами, в порядке, определяемом правительством Ростовской области.

В соответствии со ст. 39-40 закона г. Москвы от 9.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в г. Москве» профессиональная деятельность по социальному обслуживанию осуществляется работниками организаций социального обслуживания и иными специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, при наличии оснований, условий и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством города Москвы в соответствии с профессиональными стандартами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания. Для определения уровня профессиональной подготовки работников организаций социального обслуживания города Москвы и выдачи им квалификационных аттестатов проводится аттестация. Сведения о работниках, получивших квалификационный аттестат, заносятся в соответствующий реестр в порядке, установленном уполномоченным органом.

В качестве гарантий и компенсаций социальным работникам, занятым в организациях социального обслуживания города Москвы:

  • предоставляются специальная одежда, обувь и инвентарь, либо производится выплата денежной компенсации на их приобретение, которая подлежит ежегодной индексации.
  • Ещё одна мера материальной поддержки социальных работников – выплата денежной компенсации расходов на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) при исполнении служебных обязанностей, которая подлежит ежегодной индексации, при условии, если им в установленном порядке не предоставляются льготы на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта по другим основаниям.
  • Также в качестве материальной помощи социальным работникам выплачивается денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи на территории города Москвы;
  • обеспечивается повышение квалификации за счет работодателя один раз в пять лет;
  • обеспечивается право при исполнении служебных обязанностей на внеочередное обслуживание лечебно-профилактическими и фармацевтическими предприятиями, едиными информационно-расчетными центрами, учреждениями Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, учреждениями медико-социальной экспертизы, предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями Сберегательного банка РФ, учреждениями, оказывающими юридические услуги.
  • Ещё одна мера социальной поддержки работникам социальной сферы Москвы – бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу, бесплатное диспансерное наблюдение в государственных медицинских организациях.

Заведующим отделениями и специалистам по социальной работе центров социального обслуживания и территориальных центров социального обслуживания выплачивается денежная компенсация расходов на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) при исполнении служебных обязанностей в размере, устанавливаемом правительством Москвы, которая подлежит ежегодной индексации, при условии, если им в установленном порядке не предоставляются льготы на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта по другим основаниям.

Работникам организаций стационарного социального обслуживания города Москвы, проживающим в Московской области и других прилегающих к ней областях, выплачивается денежная компенсация на проезд пригородным железнодорожным транспортом.

Медицинским работникам организаций социального обслуживания города Москвы меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством города Москвы для медицинских работников государственных медицинских организаций.

Педагогические работники организаций социального обслуживания города Москвы, состоящие в трудовых отношениях с данными организациями, имеют право на меры социальной поддержки соц-работников в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством города Москвы для педагогических работников государственных образовательных организаций.