Ликвидация отдела в организации приказ

Автор: | 26.04.2018

Сокращение, ликвидация или увольнение по соглашению сторон?

Последствия кризиса заставляют работодателя уменьшать штат или ликвидировать организацию (филиал)? Какое основание проще и выгоднее для сторон трудового договора: увольнение по сокращению штата, в связи с ликвидацией организации (филиала) или по соглашению сторон? Рассмотрим плюсы, минусы, а также процедурные вопросы каждого основания.

Кризис, начавшийся в 2014 г., не отступает. На сокращение расходов пошли даже самые успешные и стабильные предприятия. Особо остро проблема встает, когда руководство организации решает сократить расходы на оплату труда. В некоторых случаях их можно немного уменьшить за счет ликвидации бонусов, премий. Но это, как правило, не дает существенного сокращения расходов и не избавляет от риска споров с работниками относительно правомерности одностороннего изменения составляющих заработной платы.

Многие работодатели вынужденно применяют и такую меру, как сокращение численности или штата работников организации, используя основание увольнения, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Но и эта мера иногда не помогает. Если заранее становится известно, что сокращение расходов на персонал не исправит финансовое положение организации, что она, увы, на грани разорения, то организация подлежит ликвидации.

В этом случае работодатели используют основание для увольнения, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, — в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем.

Процедура увольнения по любому из вышеназванных оснований:

  • трудоемка;
  • строго регламентирована законом;
  • занимает не менее двух месяцев;
  • требует предельной внимательности от кадровой службы и бухгалтерии;
  • находится в зоне особо повышенного риска оспаривания со стороны работников;
  • требует существенных финансовых затрат со стороны работодателя.

Уволить работника законно по инициативе работодателя в этом случае по другому основанию нельзя. Однако случаи «хитрого» подхода к решению проблемы увольнения работника без его согласия встречаются.

Например, работодатель сначала изменяет условия трудового договора в порядке ст. 74 ТК РФ (уменьшает нагрузку, заработную плату, меняет график работы и т. д.), затем тех, кто не согласен продолжать работать в новых (как правило, несправедливо кабальных) условиях, увольняет по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора). В этом случае работодатель «выигрывает»:

в сумме выходного пособия (равно 2-недельному среднему заработку (ч. 3 ст. 178 ТК РФ);

в отсутствии обязанности выплачивать работникам средний заработок за некоторый период их трудоустройства (поиск работы) после увольнения;

в процедурных вопросах (при увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ не требуется выполнять некоторые действия, предусмотренные в процедуре увольнения по пп. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Искусственное создание ситуации, в которой сохранить условия, определенные сторонами трудового договора, невозможно (как правило, при отсутствии причин, связанных с изменением организационных или технологических условий труда), всегда балансирует на грани законности. При использовании работодателями подобных уловок для расторжения трудовых договоров с работниками в целях экономии времени, сил и материальных затрат существует высокий риск:

  • возникновения судебных споров с работниками (с последующим их восстановлением на работе по решению суда);
  • проведения внеплановых проверок государственной инспекцией туда;
  • проведения внеплановой проверки органами прокуратуры и получения соответствующего предписания об устранении нарушений.

И все же при расторжения трудовых договоров с работниками в случае оптимизации расходов на персонал, в зависимости от ситуации, большинство работодателей выбирают одно из трех оснований:

  • по сокращению штата;
  • в связи с ликвидацией организации в целом или отдельных филиалов;
  • по соглашению сторон.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ИЛИ ШТАТА

Рассмотрим процедуру (этапы) увольнения работников по соответствующему основанию.

Шаг 1. Принять решение о сокращении численности или штата.

В разных организациях уполномоченным органом по принятию данного решения может быть: единственный учредитель, собрание или председатель Правления и пр. Однако полномочия по кадровой расстановке, как правило, закреплены за директором организации, который издает приказ о сокращении численности или штата, реализуя волю учредителей.

Шаг 2. Издать приказ о сокращении численности или штата.

В документе необходимо указать:

  • должности или число работников, которые подлежат сокращению;

К СВЕДЕНИЮ здесь

Специалисты выделяют сокращение численности и штата. В первом случае из штатного расписания исключается количество единиц по определенной должности, во втором — определенные должности. Например, при сокращении численности по должности «маркетолог» сокращаются три единицы из пяти, а при сокращении штата — должность «маркетолог» как таковая.

  • с какой даты производится сокращение и вносятся соответствующие изменения в штатное расписание;
  • сроки вручения уведомлений работникам и ответственных за это должностных лиц;
  • организационные вопросы процедуры сокращения: порядок и сроки определения лиц, не подлежащих увольнению (см. далее шаги 3 и 4).

Шаг 3. Определить лиц, не подлежащих увольнению по сокращению[1].

Закон не устанавливает, в каком порядке это должно производиться: путем создания комиссии или ответственным кадровым работником.

Отметим, что в спорных ситуациях, ориентируясь на жизненный опыт, здравый смысл и судебную практику, необходимо принимать соломоново решение. Чаще всего это случается, когда нужно сократить разведенную женщину, которая фактически одна воспитывает ребенка (детей). Под категорию «одинокая мать, воспитывающая ребенка до 14 лет и не подлежащая увольнению по сокращению», она не подпадает. На деле часто оказывается, что отец ребенка алименты не платит и фактически не участвует в его содержании.

Ориентируясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1, данные в п. 28 Постановления «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», и позиции судов в судебных спорах с такой категории работников[2], осторожный работодатель должен и эту категорию работниц отнести к лицам, не подлежащим увольнению по сокращению.

Шаг 4. Рассмотреть преимущественное право работников на оставление на работе (из числа тех, кто подпадает под сокращение), то есть выполнить требования ст. 179 ТК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 179 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Частью 2 ст. 179 ТК РФ предусмотрены предпочтения в оставлении на работе при равной производительности труда и квалификации. Фактически эта норма актуальна для случаев сокращения численности, а не штата, поскольку в последнем случае сокращению подлежит определенная штатная должность.

Законом не установлены требования к процедуре оценки наличия или отсутствия преимущественного права работников на оставление на работе. Как правило, руководитель оставляет это на усмотрение начальников структурных подразделений (при обязательном согласовании с юридическим отделом и кадровой службой в части соответствия выбора требованиям закона).

При массовом сокращении численности работников в целях недопущения ошибок при принятии решений целесообразно создать комиссию по определению преимущественного права с обязательным включением в ее состав представителей юридического отдела и отдела кадров.

Шаг 5. Составить форму уведомления работников о предстоящем увольнении, издать документы в адрес конкретных работников.

Унифицированной формы уведомления о предстоящем увольнении не существует, поэтому каждый работодатель разрабатывает ее самостоятельно.

Зачастую возникает вопрос: указывать ли предполагаемую дату увольнения? Многие практики сходятся во мнении, что указывать целесообразно, потому что именно на нее стороны будут ориентироваться при возможном досрочном увольнении в соответствии с правилами ч. 3 ст. 180 ТК РФ. Наличие даты даст работодателю возможность предупредить работников об увольнении более чем за два месяца. При отсутствии указания на дату увольнения отсчет 2-месячного срока уведомления начнется со дня вручения его работнику под роспись, что также дает возможность реализовать все необходимые действия.

Шаг 6. Вручить уведомления работникам под роспись с проставлением ими даты вручения.

Работник должен лично получить уведомление. Получение документа и проставление в нем подписи другим лицом (доверенное лицо, родственник, начальник отдела) недопустимо. При отказе в получении и проставлении подписи необходимо составить соответствующий акт[3].

Некоторые работники на законных основаниях могут быть уведомлены менее чем за два месяца до предполагаемой даты увольнения:

Категория работников

Срок уведомления о предстоящем увольнении по сокращению

Работающие по срочному договору, заключенному на срок менее двух месяцев

Не менее чем за три календарных дня (ч. 2 ст. 292 ТК РФ)

Занятые на сезонных работах

Не менее чем за семь календарных дней (ч. 2 ст. 296 ТК РФ)

Шаг 7. Предложить работникам имеющиеся в организации вакансии.

Эта обязанность предусмотрена ч. 1 ст. 180 ТК РФ. Необходимо предлагать работу, соответствующую квалификации работника, либо вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Предлагать необходимо не единожды, а каждый раз при появлении свободной вакансии за период с момента предупреждения работника об увольнении до фактического увольнения. Если вакансий нет, работнику также необходимо об этом сообщить.

Форма уведомления о вакансиях законом не установлена, поэтому каждый работодатель применяет свою. Как правило, сведения об имеющихся (отсутствующих) вакансиях включают в текст уведомления о предстоящем увольнении.

Отметим, что в большинстве случаев сокращения (или ликвидации работодателя) в современных кризисных условиях на момент начала процедуры сокращения (ликвидации) в штатном расписании свободных вакансий не остается вообще.

Шаг 8. Уведомить службу занятости о предстоящем высвобождении работников.

Это обязан сделать каждый работодатель, запланировавший увольнение работников по сокращению численности или штата или в случае ликвидации организации независимо от количества работников, подлежащих высвобождению. Данная обязанность установлена п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2016). Сроки уведомления:

  • для организации-работодателя — не позднее чем за два месяца до предстоящего высвобождения работников;
  • ИП — не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий;
  • при угрозе массовых увольнений работников — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных тарифных соглашениях (ст. 82 ТК РФ).
Читайте так же:  Развивающие игрушки и пособия купить

Многие работодатели ошибочно полагают, что обязанность по уведомлению службы занятости возникает только в случае увольнения группы работников. На самом деле уведомлять необходимо даже в том случае, если сокращению подлежит всего один работник.

В уведомлении указываются должность, профессия, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Форма уведомления утверждается на федеральном или региональном уровне. На федеральном уровне она утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» (в ред. от 24.12.2014). Однако, поскольку региональным центрам занятости предоставлено право разрабатывать собственные формы уведомлений, каждому работодателю, начавшему процедуру сокращения штата или ликвидацию, целесообразно уточнить информацию о нужной форме в центре занятости по месту своего нахождения (в регионе своего присутствия).

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

На сайте каждого органа имеется принимаемая им форма.

Шаг 9. Сообщить о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками выборному органу первичной профсоюзной организации (при его наличии).

Эта обязанность установлена ч. 1 ст. 82 ТК РФ. Форма уведомления законом не установлена, необходимо лишь соблюдение письменной формы. Срок сообщения — не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае возникновения угрозы массового характера увольнений — не позднее чем за три месяца.

Шаг 10. Издать приказ об увольнении и ознакомить с ним работника.

Приказ издается по форме, принятой в конкретной организации (локальный альбом унифицированных форм). В случае досрочного увольнения в соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ датой увольнения будет являться согласованная сторонами дата, отличная от той, которую определил работодатель как предполагаемую в своем уведомлении о предстоящем увольнении. Если приказ о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе производится соответствующая запись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Шаг 11. Заполнить трудовую книжку.

Запись об увольнении производится в точном соответствии с формулировкой основания увольнения в приказе об увольнении, с правилами, установленными Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (далее — Инструкция), и Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (в ред. от 25.03.2013).

Шаг 12. При увольнении работника провести с ним окончательный расчет.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ст. 140 ТК РФ).

Шаг 13. Выдать работнику под роспись трудовую книжку и все необходимые справки.

Выдача трудовой книжки производится под роспись в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним (предусмотрена Инструкцией).

ПРОЦЕДУРА УВОЛЬНЕНИЯ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Практически такие же действия должен предпринять работодатель и при увольнении работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации (филиала)). В этом случае шаги 3 и 4 выполнять не требуется, поскольку по этому основанию увольнению подлежат все категории работников, в т. ч. особо защищенные[4], так как применяется технология увольнения в связи с ликвидацией организации (ч. 4 ст. 81 ТК РФ).

УВОЛЬНЕНИЕ ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН — АЛЬТЕРНАТИВА?

Часто перед увольнением по одному из вышеназванных оснований работодатели предлагают работникам расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон. И как правило, в качестве компенсации за расторжение трудового договора — выплату 2-месячного заработка работника. Сумма компенсации может быть различной и зависеть:

  • от должности работника — чем выше должность, тем выше компенсация (вплоть до годового заработка);
  • быстроты расторжения (чем быстрее работник соглашается на расторжение трудового договора, тем выше компенсация).

Предложение о расторжении трудового договора по соглашению сторон работник может получить как до начала процедуры сокращения численности или штата (ликвидации организации или ее филиала), так и в процессе уже начатой процедуры. Причины, по которым работодатели стремятся убедить работников расторгнуть трудовой договор по этому основанию, очевидны:

  1. Финансовые соображения — работнику выплачивается лишь компенсация в соответствии с условиями самого соглашения (обычно 2-месячный заработок), а не три средних месячных заработка (в порядке, установленном чч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ).
  2. Минимизация риска оспаривания увольнения в суде — для работника оспаривание увольнения по соглашению сторон имеет практически нулевые шансы на успех.
  3. Упрощенная процедура увольнения — для увольнения по соглашению сторон необходимо только составить и подписать с работником соглашение, на основании которого издать приказ.
  4. Увольнение по соглашению сторон допустимо и в период отпуска работника (имеет важное значение при расторжении трудовых договоров с работниками, находящимися в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, в ученическом отпуске и прочих длительных отпусках), а также в период нетрудоспособности (особенно в случаях расторжения трудовых договоров с работниками, длительно отсутствующими на работе по болезни, находящимися в стационарах, в период восстановления после операций, травм в результате несчастного случая на производстве и т. д.).

Многие работники охотно соглашаются на увольнение по соглашению сторон. Конечно, встречаются и случаи принуждения работников со стороны работодателя к подписанию соответствующего соглашения. Но на практике таким работникам практически никогда не удается доказать этот факт[5].

Оспаривание увольнения по соглашению сторон может быть успешным только в случае выявления у работницы особого статуса в связи с ее беременностью и появлением у нее права на гарантии, установленные ст. 261 ТК РФ, с одновременным наличием от нее заявления, содержащего отказ от исполнения ранее подписанного соглашения о расторжении трудового договора по соглашению сторон. Суды считают, что гарантия в виде запрета увольнения беременной женщины по инициативе работодателя, предусмотренная ч. 1 ст. 261 ТК РФ, подлежит применению и к отношениям, возникающим при расторжении трудового договора по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ)[6].

Если не рассматривать вариант принуждения к подписанию соглашения, можно отметить следующие причины, по которым работники склоняются к выбору именно этого основания увольнения:

  1. Наличие потенциальной работы в другой организации, где работодатель уже согласовал прием работника на работу и ожидает прекращения трудового договора с его нынешним работодателем (не каждый работодатель готов ждать работника более двух недель, данных последнему ст. 80 ТК РФ на предупреждение работодателя об увольнении). В случае увольнения по соглашению сторон предлагаемая компенсация (обычно в размере 2-месячного заработка работника) — это приятный бонус к увольнению, которое и так запланировано работником в связи с появлением предложения будущего работодателя.
  2. Наличие тяжелого финансового положения в организации. Согласие работника на увольнение по соглашению сторон с одновременной выплатой компенсации в размере двух окладов может быть продиктовано здравым расчетом — к моменту выплаты выходных пособий при сокращении/ликвидации финансовое состояние станет настолько плохим, что работодатель не сможет выплатить положенные денежные суммы всем работникам. А в ситуациях, когда работодатель фактически на грани или уже на одной из стадий банкротства, даже судебная тяжба и решение суда о взыскании с него денежных сумм в пользу работника могут не принести положительного результата.
  3. При увольнении в связи с ликвидацией всей организации работник может не успеть получить средний заработок за второй и особенно третий месяц поиска работы.
  1. В условиях кризиса многие работодатели вынуждены сокращать свои расходы непопулярным среди работников способом — путем уменьшения штата, а в особо кризисных ситуациях и вовсе вынуждены ликвидироваться и увольнять всех работников.
  2. Процедуры увольнения по сокращению штата и по ликвидации организации подробно регламентированы и сложны, имеют много нюансов и важных деталей. Данные основания увольнения характеризуются высоким риском оспаривания их в суде.
  3. Большинство работодателей предлагают работникам прекращение трудового договора по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Многие работники на это соглашаются и даже видят выгоду для себя (особенно если о предстоящей процедуре сокращения штата или ликвидации организации было известно задолго до официального ее начала и работники успели найти себе новую работу).
  4. Замена основания увольнения с п. 1 или 2 (в зависимости от ситуации) ч. 1 ст. 81 ТК РФ на п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по соглашению сторон) на деле бывает выгодной для обеих сторон трудового договора. Использование альтернативы для прекращения трудового договора вполне законно, если отвечает интересам и работника, и работодателя.

[1] Категории работников указаны в ст. 261 ТК РФ.

[2] Апелляционное определение Московского городского суда от 04.09.2014 по делу № 33-30170.

Ликвидация отдела предприятия

Составить стоящий формуляр стоит больших затрат. Потому что это очень серьезная услуга. В жизни документ это отражение сущности заявителя. Помощник бессознательно начинает иметь эмоции о подписавшемся, что написал собственные причины, воспринимая документ и его смысл. Это случается критично важнымв ситуациях, когда ответ формируется от умственного решения.

Многие предприятия попадают в ситуации, когда требуется провести меры по его реструктуризации для того, чтобы устранить лишний «груз» с целью повышения эффективности работы компании. Реструктуризация путем расформирования или ликвидации отделов предприятия можно назвать дезорганизацией предприятия. Но эта дезорганизация имеет достаточно жесткий порядок.

Для принятия решения о ликвидации отдела предприятия его руководство должно иметь четкие обоснования необходимости проведения реструктуризации. Кроме того, необходимо собрать данные о состоянии всех отделов и департаментов компании, на основании которых будут определяться нерентабельные и расходные отделы.

Читайте так же:  Пенсия инвалидам 1группы

Таким образом, процесс расформирования, как правило, не касается основных отделов предприятия, таких как финансовый, производственный отделы, отдел сбыта и т.д. Другие мелкие отделы как бы просеиваются через «сито» финансовой, производственной, технической значимости для предприятия. Надо отметить, что не всегда ликвидация отдела предприятия приносит фирме успех.

Наряду с упразднением отделов, департаментов идет сокращение штатных единиц. Руководству приходится решать проблемы увольнения работников. А это целая процедура, требующая не только работы с документами, договорами, приказами и т.п., но и ответственность с обязанностью причитающихся выплат уволенным работникам, льгот и компенсаций. Целый ряд законов и правовых актов регулируют взаимоотношения и действия работодателей с сотрудниками при необходимости их сокращения.

Так, при ликвидации отдела руководство предприятия должно действовать по отношению к сотрудникам этого отдела согласно Трудовому кодексу РФ.

Действуя в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса РФ, при ликвидации отдела либо департамента работодатель обязан предложить сотрудникам ликвидируемой структуры предприятия вакантные должности в компании, которые имеются в той же местности.

Если число вакантных мест в компании меньше количества сотрудников ликвидируемых отделов, то предпочтение при приеме на вакантные должности руководство должно отдавать так называемым льготникам, например, беременным женщинам, матерям малолетних детей, поскольку по закону их нельзя сокращать и увольнять.

При наличии вакантных мест работодатель пользуется принципом преимущества работников при назначении на вакантные должности. Среди сотрудников с большим преимуществом идут семейные, имеющие двух и более детей несовершеннолетнего возраста; работники, являющиеся единственными кормильцами семьи; работники, которым был причинен вред здоровью во время работы на предприятии; инвалиды Великой Отечественной Войны и других боевых действий, направленных на защиту отечества, а также других лиц, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

Когда происходит расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия либо сокращении штата, увольняемый сотрудник имеет право получать выходное пособие суммой равной среднему месячному заработку. Также ему должен выплачиваться ежемесячный средний заработок в период, пока он числится безработным.

Ликвидация отдела предприятия

Многие предприятия попадают в ситуации, когда требуется провести меры по его реструктуризации для того, чтобы устранить лишний «груз» с целью повышения эффективности работы компании. Реструктуризация путем расформирования или ликвидации отделов предприятия можно назвать дезорганизацией предприятия. Но эта дезорганизация имеет достаточно жесткий порядок.

Для принятия решения о ликвидации отдела предприятия его руководство должно иметь четкие обоснования необходимости проведения реструктуризации. Кроме того, необходимо собрать данные о состоянии всех отделов и департаментов компании, на основании которых будут определяться нерентабельные и расходные отделы.

Таким образом, процесс расформирования, как правило, не касается основных отделов предприятия, таких как финансовый, производственный отделы, отдел сбыта и т.д. Другие мелкие отделы как бы просеиваются через «сито» финансовой, производственной, технической значимости для предприятия. Надо отметить, что не всегда ликвидация отдела предприятия приносит фирме успех.

Наряду с упразднением отделов, департаментов идет сокращение штатных единиц. Руководству приходится решать проблемы увольнения работников. А это целая процедура, требующая не только работы с документами, договорами, приказами и т.п. но и ответственность с обязанностью причитающихся выплат уволенным работникам, льгот и компенсаций. Целый ряд законов и правовых актов регулируют взаимоотношения и действия работодателей с сотрудниками при необходимости их сокращения.

Так, при ликвидации отдела руководство предприятия должно действовать по отношению к сотрудникам этого отдела согласно Трудовому кодексу РФ.

Действуя в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса РФ, при ликвидации отдела либо департамента работодатель обязан предложить сотрудникам ликвидируемой структуры предприятия вакантные должности в компании, которые имеются в той же местности.

Если число вакантных мест в компании меньше количества сотрудников ликвидируемых отделов, то предпочтение при приеме на вакантные должности руководство должно отдавать так называемым льготникам, например, беременным женщинам, матерям малолетних детей, поскольку по закону их нельзя сокращать и увольнять.

При наличии вакантных мест работодатель пользуется принципом преимущества работников при назначении на вакантные должности. Среди сотрудников с большим преимуществом идут семейные, имеющие двух и более детей несовершеннолетнего возраста; работники, являющиеся единственными кормильцами семьи; работники, которым был причинен вред здоровью во время работы на предприятии; инвалиды Великой Отечественной Войны и других боевых действий, направленных на защиту отечества, а также других лиц, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

Когда происходит расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия либо сокращении штата, увольняемый сотрудник имеет право получать выходное пособие суммой равной среднему месячному заработку. Также ему должен выплачиваться ежемесячный средний заработок в период, пока он числится безработным.

Ликвидация предприятия: оформление приказа и другие необходимые процедуры

Ликвидация предприятия: возможные основания

Ликвидация предприятия и увольнение сотрудников в соответствии с действующим законодательством – достаточно сложная процедура, которую необходимо исполнить в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. В противном случае регистрирующим органом может быть отказано в подтверждении факта ликвидации, что повлечет за собой необходимость для руководителя организации повторно провести некоторые процедуры: сформировать ликвидационный баланс, подписать приказы о ликвидации предприятия и увольнении сотрудников. Это, в свою очередь, потребует дополнительного времени и финансовых средств.

Именно поэтому некоторые руководители компаний, столкнувшиеся с необходимостью зарегистрировать факт прекращения данным предприятием своей деятельности и уволить сотрудников, обращаются для этого в специализированные агентства, которые берут на себя оформление всех необходимых этапов этой юридической процедуры. Вместе с тем, внимательное изучение действующего законодательства и образцов всех необходимых документов может позволить руководителю такой компании или уполномоченным им лицам самостоятельно организовать все необходимые для этого действия, сэкономив значительные финансовые средства.

Порядок ликвидации юридических лиц, в процесс которой производится увольнение сотрудников, в Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом и другими нормативно-правовыми актами. В частности, статья 61ГК РФ указывает, что в результате ликвидации компании ее права и обязанности прекращают свое действие одновременного с ней, не переходя к какому-либо другому юридическому или физическому лицу. Эта же статья предусматривает два ключевых основания для ликвидации организации: ее работа может быть прекращена по решению суда при наличии у судебного органа оснований для вынесения такого вердикта, либо по решению ее учредителя или учредителей.

Порядок прекращения деятельности компании по решению учредителей

Подробная последовательность действий, которая должна быть предпринята учредителем или всеми учредителями, принявшими решение о прекращении деятельности организованной ими компании, описывается в статьях 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данных статьях фиксируется перечень основных шагов, которые должны предпринять лица, участвующие в процессе ликвидации и увольнении сотрудников.

К числу таких лиц согласно действующему законодательству относятся два основных типа субъектов: учредитель или учредители компании, то есть лицо или лица, организовавшие ее, а затем принявшие решение о прекращении ее деятельности, и специально назначенная ликвидационная комиссия, на которую возлагается основной объем обязанностей, связанных с процедурой регистрации факта остановки работы организации.

Первый шаг в направлении такой регистрации должны предпринять именно учредители. В ходе собрания, в котором принимают участие все организаторы компании, должно быть принято коллегиальное решение о прекращении компанией своей деятельности.

Решение о ликвидации следует зафиксировать в соответствующем документе – приказе о ликвидации предприятия.

Этот документ фактически является отправной точкой этого процесса, а кроме того, содержит в себе некоторые существенные сведения и характеристики, оказывающие влияние на его реализацию, и потому должен быть рассмотрен более подробно.

Приказ о ликвидации предприятия

Приказ о ликвидации предприятия, на основании которого можно прекратить его работу и уволить сотрудников, должен содержать в себе несколько основных типовых блоков. Их содержание не регламентируется действующим законодательством, однако в сложившейся практике существуют в достаточной степени устоявшиеся образцы и бланки подобных приказов, которые широко используются в современной России. Так, подобный типовой образец в “шапке” должен содержать название документа – “Приказ о ликвидации организации”, а также наименование самой организации, выпустившей данный приказ, которое должно совпадать с наименованием организации, прекращающей свое действие. Кроме того, приказ должен содержать порядковый номер, фиксируемый в реестре внутренней документации компании.

Основной блок приказа обычно содержит указание на причину, повлекшую за собой ликвидацию предприятия и увольнение сотрудников, а затем – перечисление основных процедурных следствий прекращения ее деятельности. Например, содержание этого блока может выглядеть следующим образом: “В связи с завершением работы по строительству завода по производству сборного железобетона приказываю осуществить следующие мероприятия”.

Перечисление процедурных последствий решения об остановке работы должно включать в себя приказ о прекращении работы компании и срок, в течение которого такой приказ должен быть осуществлен. Примером содержания этого раздела может быть, например, следующий вариант: “Ликвидировать Общество с ограниченной ответственностью “А”. Срок ликвидации – 30 рабочих дней”.

Другим процедурным следствием приказа об остановке работы компании должно стать назначение ликвидационной комиссии, которая будет заниматься реализацией всех необходимых юридических процедур, сопровождающих этот процесс. Здесь необходимо перечислить поименно всех членов ликвидационной комиссии, которыми могут быть сотрудники ликвидируемого предприятия, которые впоследствии будут уволены. В этом случае необходимо зафиксировать их должность, фамилию и инициалы. Кроме того, потребуется обозначить лицо, на которого будут возложены функции председателя комиссии, и указать его фамилию, инициалы и должность.

В результате этот блок приказа может выглядеть следующим образом: “Сформировать ликвидационную комиссию в составе: начальник транспортного отдела Иванов И.И. – председатель комиссии, начальник отдела продаж Петров П.П. начальник отдела маркетинга Кузнецов К.К. начальник отдела информационной безопасности Сидоров С.С. главный бухгалтер Стрельцова С.С.”.

Читайте так же:  Судебные приставы по орджоникидзевскому району гекатеринбурга

Следующий блок должен содержать указание на функции председателя ликвидационной комиссии. в частности, он предписывает последнему сформировать и представить учредителям компании на утверждение акт, подготовленный участниками комиссии. Примером содержания этого блока может быть следующий вариант: “Председателю ликвидационной комиссии Иванову И.И. в срок до 15 ноября 2017 года представить на утверждение акт ликвидационной комиссии”.

Сформированное распоряжение должно быть подписано руководителем организации, содержать расшифровку этой подписи и дату составления документа, которая будет необходима для исчисления сроков, если они указаны в приказе в относительном формате. Так, в приведенном выше примере на ликвидацию компании и увольнение сотрудников в соответствии с приказом отпущено 30 дней: таким образом, данный период времени будет отсчитываться с того дня, когда был подписан соответствующий приказ.

Остановка работы компании: действия учредителей

С момента создания комиссии, которая должна будет осуществлять все необходимые действия, связанные с процессом остановки деятельности предприятия, в соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации к ней переходят все полномочия по осуществлению управления деятельностью предприятия в этом временном периоде. Функция учредителя в данный отрезок времени заключается лишь в том, чтобы письменно уведомить орган государственной регистрации согласно территориальной принадлежности предприятия о том, что организация остановила свою работу, и ведутся процедуры, связанные с этим процессом.

Получив такое уведомление, органы государственной регистрации должны будут внести запись об изменении статуса учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Однако нужно понимать, что эта запись пока не будет свидетельством того, что прекращение работы уже завершилось: компания лишь перейдет в статус учреждений, находящихся в процессе ликвидации, включающей увольнение сотрудников. Такой статус позволяет не принимать в расчет данную организацию в статистических и других операциях.

Порядок работы ликвидационной комиссии

Основная часть работы, связанной с прекращением деятельности предприятия, будет возложена на ликвидационную комиссию. С момента приобретения ею своих полномочий ей придется осуществить большое количество различных процедур. Первым шагом в ее деятельности должна стать публикация сведений об остановке работы предприятия в органах печати, соответствующих требованиям действующего законодательства. Так, согласно приказу Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/[email protected] от 16 июня 2006 года “Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации” в качестве такого органа должен быть использован журнал “Вестник государственной регистрации”.

Такая публикация необходима для того, чтобы проинформировать широкий круг потенциально заинтересованных в этих сведениях лиц о данном факте. Речь идет о возможных контрагентах компании, которые имеют к ней какие-либо материальные или другие претензии. Кроме того, в соответствии со сложившейся практикой ликвидационной комиссии надлежит письменно уведомить кредиторов, о наличии долговых обязательств, перед которыми доподлинно известно о начале процесса оформления прекращения работы предприятия. Следует также уведомить работников о предстоящем увольнении.

Пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что срок принятия претензий со стороны таких контрагентов устанавливается завершающей свою работу компанией самостоятельно. Сведения о выбранном сроке предъявления претензий должны быть опубликованы в сообщении в “Вестнике государственной регистрации” и донесены в письменных сообщениях, направленных в адрес кредиторов, о существовании долговых обязательств перед которыми доподлинно известно. Вместе с тем, тот же раздел законодательства устанавливает, что срок, отведенный контрагентам для предъявления претензий, не может составлять менее двух месяцев.

После завершения отведенного на эти цели срока сформированная комиссия должна будет составить ликвидационный баланс учреждения, в котором зафиксирует все имеющиеся у него на данный момент активы, которые могут быть использованы для погашения требований кредиторов, и претензии, предъявленные с их стороны. Данный баланс подлежит утверждению учредителями предприятия. Затем комиссия должна соотнести активы учреждения с объемом обязательств, подлежащих погашению, и произвести расчеты с кредиторами согласно их принадлежности к очередям, установленным статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Завершив финансовые расчеты с контрагентами и удовлетворив все их материальные и имущественные претензии, комиссия, работающая в организации, должна будет составить новый ликвидационный баланс, отражающий финансовое положение компании после осуществления всех необходимых выплат кредиторам и сотрудникам, которые будут уволены. Данный документ аналогично предыдущему должен быть утвержден всеми учредителями компании, а также налоговыми органами.

Пакет документов, предоставляемый для государственной регистрации факта прекращения работы организации

Такой документ со всеми необходимыми подписями, отметками и согласованиями должен будет стать частью пакета бумаг, представляемых в орган государственной регистрации для завершения процесса прекращения деятельности компании. Наряду с балансом в регистрирующий орган согласно территориальной принадлежности учреждения потребуется представить следующие бумаги:

  • заявление, подписанное учредителем или всеми учредителями предприятия, о ликвидации компании;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины за оформление юридической процедуры. Действующим законодательством в настоящее время предусмотрено, что размер государственной пошлины за процедуру оформления факта прекращения деятельности компании составляет 20% соответствующей пошлины за процедуру оформления факта ее государственной регистрации. Таким образом, размер платежа, подлежащего уплате в каждом конкретном случае, будет зависеть от организационно-правовой формы предприятия, о котором идет речь. Например, если пошлина при регистрации общества с ограниченной ответственностью в настоящий момент составляет 4 тысячи рублей, то пошлина при остановке его деятельности составит 800 рублей;
  • учредительные документы предприятия. Их перечень будет несколько различаться в зависимости от того, какова организационно-правовая форма данного предприятия, однако в большинстве случаев регистрирующие органы потребуют предоставить свидетельство о государственной регистрации и выписку из ЕГРЮЛ, устав учреждения, свидетельство о постановке на учет в налоговых органах и различных фондах, таких как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и других.

    Кроме перечисленных, органы государственной регистрации вправе потребовать предоставления других документов. После принятия заявления со всеми приложениями регистрирующие органы рассмотрят их и в положенный законом срок вынесут решение о прекращении работы компании. Оно, в свою очередь, должно сопровождаться внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ, которая в соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ является обязательным признания предприятия ликвидированным.

    Поделитесь полезной статьей:

    Ликвидация отдела ЗАО

    На данный момент я являюсь руководителем структурного подразделения ЗАО. 20 декабря 2013 года внутри компании вышел приказ «Об изменении структуры управления и штатного расписания». Ознакомят нас с этим приказом за подписью сотрудников — 24-25 декабря 2013 года. В соответствии с этим приказом до 25 февраля 2014 года будет ликвидирован мой отдел + еще несколько сотрудников компании (в отделе кадров сказали, что в части нашего отдела формулировка — ликвидация, а не сокращение штата). В связи с этим, у меня несколько вопросов:

    1. Чем отличается ликвидация от сокращения штата? Увольнение в данном случае имеет одну и ту же процедуру? В трудовой будет прописана одна и та же статья, если я отработаю 2 месяца и не буду уходить по соглашению сторон?

    2. Компания должна предупредить работников о сокращении за 2 месяца, что она и делает посредством этого приказа. Вопрос — с какой даты отсчитывается 2 месяца, если дата выхода приказа 20 декабря 2013, а дата письменного уведомления 24-25 декабря 2013 года? Какие календарные или рабочие дни имеются ввиду (уведомление за 2 месяца)?

    3. Также 24-25 декабря 2013 года при письменном уведомлении, компания мне предлагает на выбор имеющиеся свободные вакансии. Если эти вакансии не соответствуют моим компетенция и опыту, что в таком случае я должен делать? И если я выбираю какую-либо вакансию, уровень дохода за мной остаётся или он будет соответствовать предложенной вакансии?

    4. Может ли компания проводить такие действия в преддверии новогодних праздников? Ведь за оставшуюся неделю сотрудникам не найти работу и январь тоже вылетает, по факту остаётся только один месяц — февраль (Я знаю про биржу труда, но не хотелось бы получать статус безработного, становясь на биржу).

    5. Если я единственный кормилец в семье, двое детей дошкольного возраста (6 месяцев и 3 года) и жена в декрете (состоит в трудовых отношениях с работодателем), мы в браке, дети не являются инвалидами — могут ли меня сокращать (про льготы я знаю)?

    6. Если я 24-25 декабря 2013 года решу увольняться по соглашению сторон то по закону я минимум должен получить 3 средних ЗП + ЗП за декабрь 2013 года и + выплаты за неотгуленный отпуск? Когда речь идет про компенсации и льготы, имеется ввиду средняя ЗП сотрудника или только оклад без надбавок и процентов?

    7. После увольнения, я встаю на биржу и в случае, если не нахожу работу, компания в течение 2 месяцев выплачивает мне среднюю ЗП или в случае с ликвидацией, она мне платит, пока я не найду работу?

    8. В приказе сказано, что функциональные задачи моего отдела необходимо возложить на группу (но такой группы реально нет, нет еще приказа о создании этой группы). Вопрос — с какой даты считается, что функции возложены на группу, точнее сняты с моего отдела? Должен ли я выполнять в течение оставшихся двух месяцев свои обязанности или это уже головная боль этой «группы»? Если эта «группа» будет создана в течение двух месяцев с 24-25 декабря 2014 года, то компания должна мне предложить эти должности, как свободные?

    9. В течение этих двух месяцев, я должен буду искать новую работу, а значит ездить по собеседованиям, не предъявит ли мне работодатель в связи с этим прогулы и не уволит ли меня по причине этих прогулов?

    27 Декабря 2013, 11:07, вопрос №332809 Евгений. г. Москва

    Поделиться вопросом с друзьями в социальных сетях: