Методическое пособие для детей раннего возраста своими руками

Автор: | 22.04.2018

Методическое пособие «Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками»

Таут Ирина Петровна

МАУ ДО «Сорокинский

центр развития ребенка — детский сад№1»

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно дети любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться. Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки для детей. Это и развивающие коврики, и мягкие книжки, сшитые пазлы или шнуровки. Однако интересную развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми.Работая с маленькими детьми, я отметила, что возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у меня появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы. В ход пошли самые различные предметы: крючки, пуговицы, шнурки, липучки и другой подручный материал, который найдётся в любом доме. Подыскивала различные варианты развивающих ковриков, модулей планшетов. В целом получились неплохие пособия с минимумом финансовых затрат.Большую помощь в изготовлении поделок, оказали родители моих воспитанников. Все вместе мы пришивали, клеили, прибивали, творили, изобретали.

Цель данных пособий: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, памяти, мышления, воображения, развивать моторику рук, тактильные ощущения.

Пособия содержат задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей ребёнка.

Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти.

Пособия легки в использовании, ими могут играть как один, так и несколько детей сразу в любом пространстве, как группы, так и на прогулке.

Сенсорный куб

Цель пособия: Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику. Формировать восприятие качества предметов, учить совместной игре и взаимодействовать в коллективе.

Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. В него могут играть одновременно несколько детей. Изготовлен куб из шести пластмассовых решёток для раковины, грани скрепляются изоляционной лентой. Внутри куба находится несколько цветных шариков разного диаметра. на верхней грани с внутренней стороны подвешен маленький колокольчик.

На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные предметы для развития сенсорных способностей детей. Это – ленточки для завязывания бантиков, верёвочки для плетения косичек, бусины — для тактильных ощущений, контейнеры от «киндер-сюрпризов» — с ароматическими наполнителями, небольшие игрушки, цветные прищепки для закрепления основных цветов.

Математический планшет «Геометрик»

Цель пособия: развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство с геометрическими фигурами. Пособие способствует развитию логики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости.
Пособие выполнено из деревянной доски размером 50х50см. оклеено самоклеющейся плёнкой. Вся поверхность разделена на четыре сектора: жёлтый, красный, синий, зелёный, при помощи силовых кнопок. Играть могут одновременно от 1 до 4 человек. Детям даются разноцветные канцелярские резиночки с помощью которых они изображают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Уникальная методика «рисования резиночками» даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости. Развивает внимание и усидчивость.

Модуль с замочками

Цель пособия:Увлекательная игра с замочками поможет ребенку развить мелкую моторику рук, узнать много нового об окружающем мире, Способствует развитию произвольности, познавательной активности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, игровой деятельности, памяти, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.
​ Открывая и закрывая замочки, ребенок сам может проверить, все ли правильно он делает. И если что-то не так, то сам сможет исправить свои действия. Выполнение этого принципа очень важно для развития самостоятельности ребенка и его желания учиться.
​ Каждая дверца имеет свой неповторимый замочек и цвет. Открывая дверцу ребёнок учится пользоваться закрывающим устройством (крючок, шпингалет ,щеколда) но и видит за ней картинку соответствующую цвету дверцы.
в нижней части пособия располагаются различные приспособления для развития детей (розетка, выключатель, калькулятор). Ребёнок узнаёт назначение предметов, учится ими манипулировать, расширяет свой кругозор.

Развивающий коврик

Цель пособия: развивать тактильные ощущения детей, речь, внимание, способствует выработке усидчивости при работе с данным ковриком.

Пособие выполнено из тканей разных по цвету и фактуре. В первом ряду представлены различные виды тканей. Дети на ощупь сравнивают ткани, какая гладкая, а какая шершавая, грубая.

А во втором ряду — искусственный мех, Сравниваем длину и цвет меха, какому животному принадлежит. Третий ряд представлен в виде набора геометрических фигур. Дети учатся называть фигуры, их цвет и отличительные качества друг от друга.

Развивающее пособие Гусеница

1 круг гусеницы – помогает детям сравнивать предметы по величине и цвету, сравнивать фактуру пуговиц. Развивая тем самым внимание, память, мышление.

2 круг — направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук. На нем располагаются несколько разноцветных замочков-молния, с помощью которых дети закрепляют знания цвета предметов и развивают моторику пальцев рук.

3 круг гусеницы — оформлен спиралью из бусин разного цвета и формы (колечки, звёздочки, ракушки, шарики) играя ими, дети закрепляют знания цвета развивают тактильные ощущения.

4 круг — оформлен в виде домиков с крышей. Половинки домиков соединяются при помощи крючков и пуговиц. Открывая дверцы детей, ждёт сюрприз (жители домиков), Игра направлена на развитие умения детей манипулировать различными видами застёжек (крючки, пуговицы, липучки).

Список литературы:

1.Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга­низации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.

2.Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. — №12. – 2006.

3.Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.

4.Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.

5. Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/

6.Интернет ресурсы: 1september.ru

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Игры и пособия для детей раннего возраста своими руками

Наталья Белоусова
Игры и пособия для детей раннего возраста своими руками

Хочу предложить пособие для развития речевого дыхания «Волшебный телевизор».

Для изготовления пособия можно использовать любую коробку среднего размера. Я взяла картонную коробку размером 25 х 25 х 25 см. Прорезала «окно — экран», под крышку приклеела атласные ленточки, шириной 1 см. (можно использовать бумажные полоски).

В крышке сделала прорезь для карточек с предметными картинками. Ребенок дует на экран, раздувая шторки, видит картинку. Я сделала «экран с двух сторон»телевизора» для того, чтобы внести элемент соревнования. Это позволит сразу двум детям пользоваться этим пособием.

«Волшебный телевизор» можно использовать для автоматизации звуков, для пополнения словарного запаса, для работы над грамматической и лексической стороной речи ребенка.

И еще одно пособие «Аквариум с рыбками».

Дидактическое пособие сделано из картонной коробки. Рассчитано как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми. Данное пособие способствует развитию памяти, внимания, воображения, наблюдательности, изучению и закреплению названий пород аквариумных рыбок. В процессе игры с пособием дети условно учатся заботиться о рыбках, срисовывают и лепят обитателей аквариума, развивая творческие способности.

Читайте так же:  Пособие по беременности и родам это страховая выплата

Дидактическая игра своими руками для детей раннего и младшего дошкольного возраста «Волшебная коробочка» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами идеей изготовления дидактической игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры своими руками для детей дошкольного возраста Игра «Моталочки». Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительной, тактильной памяти, творческого воображения, элементарной.

Дидактические игры своими руками (для детей раннего возраста) «Занимательные фишки» Цель: Формирование у детей представлений об основных цветах. Задачи: Способствовать развитию умения группировать фишки.

Дидактические игры своими руками «Культура поведения детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное детство — период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Для воспитания детей культурными необходимо использовать.

Игровые пособия для развития мелкой моторики пальцев рук своими руками Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику.

Методическая разработка «Игры «из ничего», развивающие пособия, сделанные своими руками» Введение. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей.

Пособия сделанного своими руками I.Дидактическая игра: «Чудо лепестки». Изготовление этой игры использовала картон, порезала их овальной форме, как лепестки. Напечатала.

Пособия своими руками Многофункциональные пособия можно сделать своими руками даже тем, у кого нет особых талантов и практических навыков. Так, для игр и занятий.

Развивающие игры для детей своими руками «Судоку» для детей Цель игры: развитие внимания, памяти, логического мышления; закрепление знания цветов; закрепление знания геометрических.

Пособия, изготовленные своими руками, для развития дыхания Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает.

Дидактическое пособие по трудовому воспитанию для дошкольников своими руками

Дидактическое пособие «Развесим бельё» поможет не только укрепить детям пальчики, развить моторику, но также выучить цвета и названия предметов одежды. Кроме того, это прекрасное пособие для трудового воспитания маминых помощников.
Предлагаю для игры стихи собственного сочинения:
Мы одежду постирали,
На верёвку вешать стали.
Чтоб помочь любимой маме,
Подберём прищепки сами.

Синие, зелёные,
Жёлтые и красные —
Для цветных прищепок
Все одёжки разные.

Нужно очень постараться,
Чтобы в этом разобраться!

Методические пособия своими руками

Ольга Магницкая
Методические пособия своими руками

«С какого дерева листок?»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: закреплять знания о деревьях, о форме листьев на них. Дети по форме листьев определяют какому дереву они принадлежат.

«Лото»

Цель: развивать умение сравнивать, обобщать, формировать сообразительность, развивать умение отгадывать загадки, выделяя основные признаки предмета. Воспитатель читает загадку, написанную на карточке, отдает её ребёнку, у которого на большой карточке нарисована отгадка.

«Что сначала, что потом?»

Цель: развивать у детей логическое мышление.

Дети должны разложить карточки в логической последовательности.

» Дорисуй узор».

Цель: развивать умение рисовать элементы дымковской росписи, вызывать желание закончить узор.

На одной половине листа нарисован узор из элементов дымковской росписи. Дети дорисовывают его на второй половине листа по аналогии.

«Подбери пару».

Цель: закреплять и углублять знания детей об изделиях народных промыслов — дымковской, филимоновской, каргопольской игрушке, хохломских и гжельских изделиях, матрешках.

Дети раскладывают предметы парами по видам народно — прикладного искусства.

» Найди силуэту пару».

Цель: развивать у детей чувство формы, глазомер, расширять знания о дымковской игрушке.

Дети должны разложить парами игрушку и соответствующий сиулэт.

«Изучаем эмоции».

Цель: учить детей подражать эмоционально- тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером, способствовать уменьшению обидчивости у детей, учить эмоционально откликаться на содержание стихотворения.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг.

«Крестьянское подворье»

Цель: закрепить названия домашних животных, познакомить детей с укладом небольшого фермерского хозяйства.

Дети узнают, кто даёт человеку шерсть, молоко, сколько труда требует хозяйство, которое принято называть «натуральным». Усвоенные в процессе деятельности знания обогащают словарный запас ребенка, расширяют его представления об окружающем мире.

Макет » Крестьянская изба».

Цель: знакомить детей с жизнью в деревне, воспитывать в детях патриотические чувства, приобщать их к истокам русской народной культуры.

Развивающий коврик

Цель: развивать мелкую моторику, речь детей.

Дидактические игры и пособия для занятий своими руками Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста Эти игры были сделаны для итогового.

Дидактические пособия своими руками для сенсорного развития детей Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В каждом возрасте перед сенсорным.

Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые,.

Развивающие пособия своими руками Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных.

Пособия по развитию мелкой моторики своими руками В. А. Сухомлинский:Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В шесть -семь лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой.

Пособия, сделанные своими руками. Хочу показать вам пособия для детей, которые я сделала сама. Эти пособия я, конечно, выписывала, но собирала и делала всё сама. Первым я.

Пособия своими руками для развития мелкой моторики Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием.

Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики Миронова Елена Николаевна Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики. Когда разговор идет о «мелкой моторике», подразумевается.

Творчество без границ. Дидактические пособия своими руками Дидактическое панно по мотивам русских народных сказок «РЕПКА», «КОЛОБОК», «ТЕРЕМОК», «КУРОЧКА РЯБА». Основная цель дидактического панно:.

Визитная карточка пособия «Дед и Баба». Куклы своими руками Разрешите представить вашему вниманию моих кукол Деда и Бабу. Недавно в нашем детском саду проходил конкурс «Кукла в народных костюмах».

Методическое пособие по познавательному и речевому развитию своими руками

Ирина Федоренко
Методическое пособие по познавательному и речевому развитию своими руками

Пояснительная записка.

Требования, по Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования раскрывают новые направления и возможности в организации всестороннего развития детей дошкольного возраста. Основная задача любого воспитателя — всестороннее развитие детей. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального умения и навыка, логического мышления и речи малыша, готовности к школе.

ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:

Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность.

Речевое развитие – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.

Таким образом, эти два процесса тесно связанны между собой. В настоящее время перед педагогами стоит важнейшая задача: всестороннего развития детей. Задача состоит в том, чтобы создать условия для успешного всестороннего развития дошкольника.

Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. Необходимо уметь ориентироваться в многообразии интерактивных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий.

Инновационные технологии — это система методов и приемов обучения, направленных на достижения позитивных результатов за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях. В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянного решения проблем. Важно помнить, что ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предлагается

В настоящее время познавательно- речевое развитие ложится на плече дошкольных учреждений. Познавательно – исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и ее явления. Он знакомится с речевым понятием предметов и явлений.

Читайте так же:  Дорожно-транспортная экспертиза

Речь великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. На появление и становление речи природа отводит – дошкольный возраст. В период дошкольного развития все внимание уделяется развитию всех компонентов устной речи. Процесс обучения речи и развития мышления составляет одно неразрывное начало дошкольника. Очевидно, чтобы связно рассказать о чем-то, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Одно из условий познавательно- речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта. Насыщая групповое пространство, важно помнить, что обогащенная развивающая среда – это единство предметных и социальных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важная задача – вовлекать в этот процесс родителей воспитанников. Педагогика давно ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, педагогика создает все новые и новые подходы к воспитанию. Мы в первую очередь обращаем внимание на их эффективность. Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть высокоэффективными. Поэтому мы, стремимся повысить качество обучения и воспитания. Именно поэтому появилась идея создания многофункционального пособия – развивающего куба «Любознайка». Это пособие привлекает и заинтересовывает детей.

Цель:

развитие сенсорных способностей, речи, внимания, мелкой моторики, коммуникативных способностей.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность дошкольника.

2. Формировать умение передавать информацию через слово.

3. Обогащать эмоционально-чувственный опыт дошкольника.

4. Расширять знания о мире, формировать представления о его целостности.

5. Создавать условия для проявления самостоятельной познавательной активности дошкольника.

6. Развитие мелкой моторике рук.

7. Создавать условия для развития познавательных интересов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.

Адресат: дети 3 — 7 лет.

Формы работы: организованная образовательная деятельность, свободная деятельность детей. Ожидаемые результаты:

— формирование навыка количественного и порядкового счета;

— развитие внимания, памяти, мышления;

— развитие у ребенка зрительного и слухового внимания;

— развитие у него умения ориентироваться в пространстве;

— развитие мелкой моторике;

— пополнение и расширение словарного запаса у ребенка;

— формирование связной речи;

Дидактические игры по познавательному развитию:

«Посчитай и ответь»

«Отложи столько же»

«Когда это бывает»

«Посчитай и запомни»

Дидактические игры по речевому развитию:

«У меня зазвонил телефон»

«Расскажи о своем настроении»

«Угадай, о ком говорю»

«На пороге гость»

«Учимся отвечать на вопросы»

«Расскажи, что ты делаешь»

«Умеешь сам – научи друга»

«ДА, нет – не говорить»

Методические рекомендации:

Педагог является непосредственным активным участником в работе с пособием — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие, задает образцы выполнения действий.

Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае дети будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

В процессе практической работы допустимо внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям можно предложить участвовать в занятиях, полезно порекомендовать им дома поиграть и закреплять с ребенком тот же материал.

Надеемся, что предложенные в программе советы, упражнения и игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей.

«Веселый огород». Дидактическое пособие своими руками Хочу представить вам свое пособие, которое я сделала для детей своей группы. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с такими понятиями.

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево «Времена года» идактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево «Времена года». Автор: Шимчишина Юлия Сергеевна, воспитатель, МБДОУ «Зыковский.

Дидактическое пособие «Фланелеграф» своими руками для детей 2–3 лет Дидактическое пособие «Фланелеграф» своими руками для детей 2 — 3 лет. Разработала Трусова Елена Сергеевна: воспитатель МБОУ «Металлплощадская.

«Симпатичный башмачок». Развивающая игрушка — пособие своими руками Игровое пособие “Симпатичный башмачок” Цель использования: сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста (развитие восприятия.

Математическое пособие своими руками Планшет «Геометрик» – это настольная игра, которая дает возможность исследовательской деятельности для ребенка. Начинать можно с 2-х лет,.

Пособие для дыхательной гимнастики своими руками При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной.

Пособие для логопедических занятий своими руками Практически все педагоги делают пособия для работы с детьми своими руками. Учителя-логопеды не исключение, многие пособия и дидактические.

Пособие своими руками «Разноцветные прищепки» Пособие своими руками. Выполнили: воспитатели МБДОУ «ЦРР-детский сад №168» Вельгорецкая Е. Н. Смоловая Е. В. Дидактическая игра «Разноцветные.

Пособие своими руками для развития мелкой моторики ребёнка с 1–3 лет Хочу представить вам поделки изготовленные своими руками для развития у детей мелкой моторики. Использую для этого различный материал: ткань,.

Пособие по шитью развивающей книжки своими руками «Веселое детство» КНИГИ СВОИМИ РУКАМИ В наше непростое время трудно купить новую игрушку, а вот сделать её своими руками возможно. Изготовив, своими руками,.

Методическое пособие для детей раннего возраста своими руками

Электронный журнал «РОНО»

Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой

«Раннее детство уникально и несет в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть не только признана, востребована, но и реализована педагогической практикой…»

Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И каждый, конечно, хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, чему способствует получение образования. Но часто период раннего детства недооценивают, а работу воспитателей в группах раннего возраста считают «работой с горшками». Думаю, это точка зрения не самых компетентных людей. Ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж опыта, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека.

В последнее время мы все чаще слышим понятие «успешный человек». Что подразумевают под ним? Конечно, совокупность определенных знаний и умений немаловажна, но это не главное. Наверное, под успешностью понимают умение принимать нестандартные решения, находить выход из трудных ситуаций, быть предприимчивым и уверенным в своих силах. Первоисточником успешности можно считать тот уровень развития, которого ребенок сможет достичь в первые годы жизни, научившись взаимодействовать с окружающим миром и понимать его закономерности. То, чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. И особая роль в этом отводится нам, педагогам дошкольных учреждений.

Психологи и педагоги отмечают, что на этапе первых трех лет жизни ребенка сенсомоторное развитие имеет приоритетное значение. Именно оно является базисом интеллектуального развития. Сенсомоторная потребность, то есть потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, проявляется уже в первые три месяца жизни. Удовлетворение этой потребности вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

На третьем году жизни более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом, использование кнопок, молний, пуговиц на игровых пособиях. То есть развивается мелкая моторика — координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни, в том числе мелкая моторика отражает то, как развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Читайте так же:  154 трудовой кодекс

Очевидно, что невозможно нарисовать желтое солнышко или «нарядить» новогоднюю елку на панно, повесив на пуговицы красные, желтые, синие шарики, без активной помощи пальчиков. Также сложно себе представить любую игру детей раннего возраста без «включения» их общей двигательной активности. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в движении в большой мере определяет прогресс развития функций мозга ребенка. Понятия «сенсорное развитие» и «моторное развитие» тесно связаны друг с другом, поэтому я говорю именно осенсомоторном развитии ребенка. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Думаю, с уверенностью можно сказать, что ранний возраст – это «золотая пора» сенсомоторного воспитания.

Конечно, в магазинах существуют разнообразные дидактические пособия и игры для сенсомоторного развития детей раннего возраста, и мы с коллегой тоже приобретаем некоторые из них. Но мне кажется то, что сделано своими руками, особенно любимо малышами. Пригодится все: оставшиеся от предыдущих «творений» клубки и клубочки ниток, тесьма и ленточки «допотопных» времен, «бабушкина» вата, залежавшиеся кусочки ткани, кнопки всевозможных размеров, «ненужные» и нужные пуговицы. Вспоминаю и благодарю родителей, с помощью которых я собирала и копила это «богатство», из которого «рождаются» необычные игрушки, панно, пособия. Они наполнены нашим теплом, вниманием, заботой; глубоко и ясно выражают идею, которую мы хотим донести детям.

Изготавливая свои пособия, я стараюсь создавать условия для интенсивного накопления детьми разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре и, одновременно, развития мелкой моторики. Включая в наши игры элементы двигательной активности, мы способствуем и физическому, и умственному развитию детей.

Как показывает практика работы с детьми раннего возраста, малышей часто знакомят всего с тремя-четырьмя цветами или формами и требуют обязательного их называния. Я полностью согласна с мнением Л.А. Венгера, Л.Н. Павловой: «Такая практика мало способствует сенсорному развитию детей, не соответствует их психофизиологическим возможностям». Ведь окружающий мир многообразен, многоцветен, и тем восхитителен и заманчив. Мы не можем и не вправе изолировать детей от этого многообразия, сужать их представления о мире только потому, что наши дети – раннего возраста.

Создавая панно или какое-то иное дидактическое пособие, я стараюсь сделать его так, чтобы оно привлекало внимание детей, заинтересовывало, вызывало яркие эмоции. Таким образом, те игры на сенсомоторное развитие, которые я предлагаю детям, помимо своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие детскую эмоциональную сферу в целом.

Каждый день, каждую минуту мир расширяет перед детьми свои горизонты. Накапливая впечатления об окружающем, вместе с малышами мы ежедневно отправляемся в увлекательное и полезное путешествие в мир природы (наши прогулки), с которым их необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться. Ежедневно мы с детьми наблюдаем за изменениями природы. А в группе ребята с удовольствием вспоминают о проведенной прогулке, о том, что им больше всего понравилось, что запомнилось. На красочных панно малыши с удовольствием отображают те изменения в природе, которые они заметили на улице: изменилась окраска листьев на деревьях или листики совсем опали; увидели ли они цветущие деревья или на них уже созрели яблочки (на территории нашего детского сада, действительно, «живут» любимые воспитателями и детьми яблоньки). Ярко ли светило солнышко, а, может, шел дождь? Видели ли мы на небе облака, и какого они были цвета, формы? После зимней прогулки, мы с удовольствием вспоминаем, что снег был мокрый, и мы весело лепили снеговика. А потом, в группе, с интересом пытаемся «слепить» снеговика на панно, сравнивая и подбирая «снежные комы» нужного размера.

Летом вместе с детьми мы наблюдаем и восхищаемся красотой цветов, уточняя их цвет и размер; с помощью наших пальчиков «высаживаем» их на «зеленую полянку». А потом все вместе любуемся результатом своего творчества, отмечая как бережно надо относиться к природе, не рвать и не мять траву, цветы… Накапливая представления о цвете, мы восхищаемся таким природным явлением, как радуга и отображаем его на красочной ширме. Рассматривая и играя в группе с сороконожкой из обыкновенных пуговиц, подобрав к ее цветным ножкам тапочки нужного цвета или прикрепив на крылышки божьей коровки красивые яркие пятна (отмечаем форму пятен и цвет), мы решаем не только задачи сенсомоторного развития. Одновременно дети понимают, что не надо бояться насекомых, наоборот, ими нужно любоваться, оберегать; но… не брать в руки. «Хотите лучше рассмотреть – приближайтесь очень осторожно, потихоньку, не обижая и не мешая маленькому существу». А познакомиться поближе мы можем в группе, рассматривая жучка, бабочку, гусеницу на нашем игровом панно.

В зависимости от возраста малышей, особенностей их развития, настроения я стараюсь корректировать содержание наших игр. Это позволяет не только осуществлять индивидуальный подход к малышам, но и вносит дополнительную новизну, интерес в наше общение.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…»

Вместе с нашими малышами мы любуемся красотой природы; играя, создаем красоту; радуемся тому, что мы видим и можем создать. Иными словами, творим и вместе развиваемся. Именно вместе, потому что и я многому научилась и продолжаю учиться у моих малышей. Ведь это они подтолкнули меня к тому, чтобы мое увлечение рукоделием превратилось в наше совместное творчество. Сам процесс изготовления пособий, панно, игрушек от размышления над идеей до пришивания последней бусинки, доставляет мне колоссальное удовольствие. Конечно, это занимает много времени и требует большого труда, определенных умений. Но, я думаю, результат стоит того. Наблюдая за каждым из моих малышей, я стараюсь придумать такие «игрушки», предлагать им такие игры-задания, которые могли бы вызвать у них радость, восхищение, удивление; заинтересовать их, а это, конечно, и есть главное условие успешности нашей с ними деятельности.

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность»

Каких результатов мы достигли? Наверное, самое главное – это эмоциональный отклик на нашу деятельность, который мы видим и со стороны детей, и со стороны родителей, и наш собственный. И через этот отклик мы развиваемся и развиваем наших детей, в том числе их сенсомоторные способности — определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира.

Надеюсь, что тот багаж опыта, который накоплен моими малышами за время нашей совместной деятельности, будет служить им прочной основой для их дальнейшего развития в детском саду, дома, в школе. А ведь это и есть наша конечная и самая главная задача – всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

«Все солнца Вселенной,

Сложим в едином

Принесем на ладонях

К подножию детской судьбы»

1. Афанасьева И.П. «Маленькими шагами в большой мир знаний». Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. — Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2005. – 128с.

2. Широкова Г.А. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». Диагностика. Игры. Упражнения. Серия «Школа развития». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. – 256с.

3. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие». Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2000. – 152с.

4. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1983. – 96с.

5. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» — Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2007. – 32с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2005. – 208с.

7. Демина Е.С. сост. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»: Учебно-методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.

8. Павлова Л.Н. «Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста»: Практическое пособие — Москва: Айрис-пресс, 2006. – 208с.