Можно ли снимать административное правонарушение

Автор: | 22.02.2018

Можно ли снимать правонарушение на камеру?

Здравствуйте Семен Александрович, Я Активист движения «Лев против» Мы боремся с курильщиками в общественных местах, и распитие алкоголя конечно же, такой вопрос, можем ли мы фиксировать правонарушение на камеру?

вопрос задан 3 года назад

Ответы на вопросы

Здравствуйте. В случае, если по факту зафиксированному Вами на видеокамеру, будет оформлен соответствующий административный протокол, а это потенциально возможно, Вы можете выступать в административном производстве в качестве свидетеля.
Согласно КоАП РФ Главе 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
Статья 25.6 КоАП РФ:
1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ:
1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Следовательно, в случае если Вы будете выступать в качестве свидетеля административного правонарушения, Вы будете являться участником производства по делам об административных правонарушениях, который вправе предоставлять любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а к таким доказательствам может быть отнесена и видеосъемка, т.е. Вы можете фиксировать на камеру административное правонарушение, если имеете своей целью его фиксацию приобретая потенциальный фактический статус свидетеля этого события.

Как удалить из базы МВД информацию об административном правонарушении?

Чистопородная Дворняга

Уже лет 6 назад сын с компанией, будучи несовершеннолетними, отмечая день рождения подруги в парке были отловлены с бутылкой мартини. Сотрудникам полиции – палки, детям – статьи.
До сих пор при устройстве на работу при проверке службой СБ это правонарушение фигурирует. Сейчас в кризис при все увеличивающейся безработице, когда работодатели как в сору роются среди обилия кандидатов такое тавро очень мешает. К примеру, даже при устройстве в сетевые магазины на рядовую должность в анкете спрашивают: привлекались ли к уголовной/административной ответственности и согласны ли на проверку СБ.
Слышала, что по заявлению в какой-то орган погашенное и уже недействительное правонарушение можно убрать из базы (ну, или хотя бы оно не будет фигурировать при запросе проверки службой безопасности).
Если это так, то в какой орган надо обращаться. Если суд, то какой или в отдел УФМС?

Николай Елисеев

Не стоит забывать о возможности неофициального выяснения наличия фактов привлечения к адм. ответственности.

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
*
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В базе информация будет храниться если не вечно, то достаточно долго, и никакой суд её оттуда не уберёт. И не надо думать, что служба безопасности посылает официальный запрос и получает официальный ответ. Поскольку в руководстве подобных служб состоят, как правило, бывшие сотрудники (далеко не рядовые) правоохранительных органов, то они вполне могут, пользуясь сохранившимися связями с бывшими коллегами, получить интересующую их информацию неофициально

Чистопородная Дворняга

Спасибо за ответы. На все вопросы ответили, все ясно и понятно.

Когда сын пару лет назад на первую официальную (и пока единственную) работу с белой зарплатой устроился после колледжа, как раз по той профессии по которой продолжает обучение в заочном ВУЗе, служба безопасности его проверила, лично с ним побеседовала и укорила, что умолчал на счет «административки», посоветовав в следующий раз быть честным. Но на работу взяли. Через полтора года «власть сменилась», контракт не продлили, оказался «на улице».

По профессии вот уже сколько времени не получается найти работу. Решил на работника торгового зала сетевого магазина. Даже там на одну из самых низкооплачиваемых должностей без опыта работы и то анкета с проверкой СБ. Зато хоть зарплата белая.
Советовала ему, может, не указывать про «административку». Если действительно проверят, то сказать, что он и не знал ни о каком административном нарушении. Маленький был, несовершеннолетний. Ну привели в отделение один раз давно, уже забыл и знать не знает что это называется нарушением и куда-то то там в дело записано. (Между прочим это вполне вероятно, многие так живут и ни о каких законах знать не знают и не задумываются). Но сын решил в этот раз честно указать.
Хотя, с другой стороны, как интерпретировать вопрос про «административку». Если погашена и считается недействительной уже через год, то её, скорее всего, и не надо указывать. Только если на человеке «висит» свежее, действующее правонарушение. Тоже дело! Если СБ выявит, то так и ответить, мол, старое, детское, многолетнее и уже недействительное, потому и не указал.
Значит, вот такие мелькающие в интернете фразы ОБС: «можно убрать ее если написать заявление в суд по месту жительства и если суд сочтет нужным то информацию удалят» либо уже недействительны (законодательство поменялось), либо вообще неверны.

Как снять административное правонарушение

Меня не принимают на гос. службу, т.к. есть админ. Правонарушение, протокол составлен по ст. 5.35 КоАП РФ существует ли срок давности по административным правонарушениям и гасятся ли они как судимости по уголовным делам

13.10.2011, в суд меня не вызывали за это время и никаких штрафов я не платила.

2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

если вы не исполняли обязанностей родителя и вас оштрафовали, то либо оплатите штраф либо обжалуйте протокол. Напишите в органы опеки заявление чтобы проверили ваше исполнение обязанностей родителя и возьмите у них акт проверки. Приложите к заявлению о приеме на работу, что за вами правонарушений не числится. В случае отказа в приеме на работу, обжалуйте отказ в течении 3 месяцев.

Где можно снимать, а где нельзя

Где можно снимать, а где нельзя?

Знакомая каждому фотографу в России ситуация: стоит только начать снимать у правительственных и частных зданий или магазинов, очень быстро к вам подойдет сотрудник ФСО/охранник/человек в форме и потребует прекратить съемку. Работа у них такая — «запрещать».

Новая статья актуальная для 2019 года здесь.

Но в большинстве случаев эти запреты совершенно незаконны.

Здесь разобраны наиболее часто встречающиеся вопросы о правомерности запретов фотосъемки на территории различных объектов: магазинов, улиц, железных дорог, государственных учреждений, и т.п.

На наш взгляд эту подборку стоит прочитать всем, кто часто снимает или просто хочет знать о своих законных правах.

А лучше всего сразу распечатать весь текст и всегда иметь с собой.

Для этого Алексей Крылов подготовил удобную памятку, которую можно распечатать и носить с собой.

Где можно снимать, а где нельзя?

В общем случае ответ на этот вопрос выглядит так:

Снимать можно почти все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата (далее под «фотоаппаратом» будет пониматься и видеокамера, если прямо не указано иное).

Право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»:

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации

В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.

Это – базовые нормативные акты о сборе информации, далее мы будем рассматривать конкретные ситуации. (При этом мы не будем останавливаться на законодательстве о средствах массовой информации: оно гораздо лучше защищает права фотографа).

Читайте так же:  Открыла спор его закрыли

[…] – это частная собственность, а собственник может устанавливать на своей территории любые ограничения

Обычно на «право собственника» ссылаются тогда, когда необходимо обосновать запрет съемки на территории магазинов, кафе, и тому подобных организаций. При этом в качестве обоснования часто приводится статья 209 Гражданского кодекса, повествующая о содержании права собственности:

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Ссылающийся совершает фундаментальную ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» этим имуществом. Продолжая подобный ход мыслей, можно объявить «пользованием» вообще любой сбор информации, включая пристальное рассматривание.

Раньше «информация» была включена, отдельно от «вещей», в список «объектов гражданских прав» из статьи 128 ГК, однако, со вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса она была оттуда исключена. Таким образом, сейчас гражданское законодательство вообще не регулирует распространение информации, за исключением тех ее видов, которые отнесены к «интеллектуальной собственности».

В Гражданском кодексе есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе – это ст. 152.1, «Охрана изображения гражданина». Охраны «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает.

К тому же, как мы помним, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие «доступа» включает в себя не только «получение информации», но и «возможность ее использования», таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе.

Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник нарушает, в том числе, и статью 209 ГК, поскольку его действия нарушают «права и охраняемые законом интересы других лиц».

Если же речь идет об организациях, оказывающих услуги, то на них распространяется закон «О защите прав потребителей». Его восьмой статьей закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрабатывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается.

Кроме этого, статьей 16 данного закона закрепляется недействительность подобных условий договора:

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Правовые акты в этой области, в соответствии со ст.1 ЗоЗПП, принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно.

А поскольку «потребителем» считается гржданин, не только приобретающий что-то, но и «имеющий намерение» это сделать, то ЗоЗПП действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением.

Наиболее популярным документом в этой области являются «Правила продажи отдельных видов товаров», в которых подобных запретов не содержится. Не исключено, что они есть в других нормативных актах Правительства, регулирующих какие-то другие услуги, но автору данного сборника ничего о них не известно.

Пункт, позволяющий хоть как-то обосновать запрет на съемку, содержится только в «Правилах оказания услуг общественного питания»:

5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

Однако, ограничение на сбор информации противоречит Конституции и закону «Об информации…»

Любые запреты на фото — и видеосъемку могут вводиться только тогда, когда она перерастает в «нарушение общественного порядка» и начинает мешать другим посетителям.

Цены и внешний вид полок магазина – это коммерческая тайна, поэтому фотографировать их запрещено

Согласно закону «О коммерческой тайне» (ст. 3), к ней может быть причислена информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны».

То есть, для того, чтобы какая-то информация стала «тайной», к ней нужно прежде всего ограничить доступ. Предметы, находящиеся в общественном месте, ею быть не могут по определению.

Кроме этого, для ввода «режима коммерческой тайны» необходимо выполнить некоторые формальности, прежде всего – принять меры по охране конфиденциальности информации, описанные в ст.10 Закона:

1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.

…то есть, уже при отсутствии на носителе информации надписи «коммерческая тайна» можно говорить о несоблюдении соответствующего режима. Короче говоря, запрет на съемку со ссылкой на закон о КТ не выдерживает элементарной критики.

Внешний вид […] охраняется авторским правом, поэтому снимать его запрещено

Если произведение, охраняемое авторским правом, находится в месте, открытом для свободного посещения, то его фотосъемка разрешена статьей 1276 Гражданского кодекса.

С небольшими исключениями: запрещено снимать такое произведение так, чтобы оно являлось основным объектом съемки, а также запрещено использовать изображение «в коммерческих целях» (даже если оно – не «основной объект», а просто попало в кадр).

Но эти запреты действуют только в тех случаях, если съемка производится не «для себя». Если же фотографирование или видеосъемка осуществляются «в личных целях», действует уже статья 1273 ГК, разрешающая снимать что угодно. Единственное ограничение, имеющее отношение к съемкам – запрещено делать так называемые «экранные копии» фильмов (п. 1, п. 5).

Запрещено снимать страницы книг в библиотеке, поскольку это нарушает авторские права

Библиотекам статьей 1275 ГК предоставлено право осуществлять по заказу читателей так называемое «репродуцирование» отдельных статей и малообъемных произведений.

«Репродуцирование» – это изготовление «бумажных копий», простая фотосъемка к нему не относится:

Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

Если же вы принесли в библиотеку свой фотоаппарат, то закон (уже упомянутая статья 1273 ГК) разрешает снимать все, что угодно. Нарушить авторские права можно, только отсняв ноты или книгу целиком, а затем их распечатав: эта статья запрещает репродуцирование «книг (полностью) и нотных текстов».

Многочисленные запреты на пользование своей собственной техникой для снятия копий имеют под собой одно-единственное рациональное обоснование: таким образом библиотека вынуждает читателей пользоваться платным ксероксом. Такие действия называются «навязанной услугой» и противоречат статье 16 ЗоЗПП:

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Снимать запрещено, потому что в кадр может попасть товарный знак магазина

Не любое изображение товарного знака нарушает права его владельца.

Согласно статье 1484 ГК, под «использованием ТЗ» понимаются только такие действия, которые совершаются для индивидуализации товаров, работ или услуг, то есть, нанесение товарного знака на изделия, использование его в рекламе товаров, и т.п.

Простое фотографирование товарного знака не является его использованием в том смысле, который вкладывает в это понятие закон. Нарушить права владельца ТЗ на этапе фотосъемки невозможно.

Сфотографировав человека без его согласия, вы нарушаете его право на собственное изображение

Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.

Читайте так же:  Кто имеет право на получение субсидии 2018

Однако, из этого правила есть исключения: использовать чье-либо изображение можно, если оно используется «в государственных, общественных или иных публичных интересах», либо получено при съемке в общественном месте, и изображенное лицо не является его «основным объектом».

То есть, если кто-то случайно попал в угол кадра, он не имеет право запретить использовать этот снимок. Хотя, понятие «основного объекта» в законе не определено, и оставлено на усмотрение (возможного) суда (как и «государственные» и прочие «интересы»).

Сфотографировав человека без его согласия, вы нарушаете его право на неприкосновенность частной жизни

События, происходящие с человеком в общественном месте, в общем случае не могут составлять «тайну частной жизни», хотя возможны исключения. Однако, при фотографировании в общественных местах снимающий не знает и не может знать, что нарушает личную тайну кого-то, кто попал в кадр, а значит, и привлечь к ответственности за это невозможно.

По крайней мере, такого мнения придерживался суд в одном из первых в России дел о нарушении неприкосновенности частной жизни, иску участницы конкурса красоты к газете «Центр Азии», опубликовавшей ее фотографию во время курения:

В соответствии со ст. 151 ГК РФ взыскание компенсации за причиненный моральный вред может производиться при наличии вины нарушителя, степень которой принимается во внимание при определении размеров компенсации. В данном же случае вины редакции газеты «Центр Азии» нет, так как редакция не предполагала и не должна была предполагать, что курение Куулар А.О. в общественном месте может являться ее личной тайной.

Запрещено снимать железную дорогу, поскольку это – стратегический объект

Запрет на съемки железнодорожных объектов есть в «Положении о проведении теле-, видео-, кино-, и фотосъёмок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО „РЖД“», утвержденном Распоряжением ОАО РЖД №1693p от 12 марта 2004 г.

Однако, РЖД может устанавливать какие-то правила только для своих работников, поэтому нет никаких оснований заставлять выполнять этот документ посторонних лиц.

Вдобавок, это положение «не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров» (п. 3 Положения).

Регулирует оно только создание новостных сюжетов для СМИ и фильмов, съемки, результат которых будет использован «в коммерческих целях», и т.п. Обычную любительскую фотосъемку оно не запрещает.

Запрещена фотосъемка с борта самолета

Статья 11.17 КоАП устанавливает ответственность за «нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна».

Статья 75 Воздушного кодекса говорит о том, что «использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Однако, о самих этих правилах, утвержденных именно Правительством, ничего не известно. Есть основания полагать, что их просто нет, а значит, нарушить их невозможно.

Сейчас эта деятельность регулируется разделом VII (п.п. 7.12–7.20) Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП-128). Они были утверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года №128.

То, что описано в них, не имеет ничего общего с любительской фотосъемкой из окна самолета. Обычная съемка не является «дистанционным зондированием земли», под данным понятием традиционно понимается аэро- и спутниковая фотосъемка земной поверхности с помощью специальной аппаратуры.

В существующих Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» запрета на фотосъемку не содержится, более того – ими прямо разрешено провозить при себе фотоаппараты и видеокамеры (п. 135 Правил).

Существуют ограничения на пользование электронными приборами при взлете и посадке, связанные с безопасностью. Дополнительные запреты на съемку, установленные авиакомпанией для пассажиров, нарушают статью 16 ЗоЗПП, о которой уже говорилось выше.

Запрещено снимать стратегические объекты, поскольку эти сведения относятся к государственной тайне

«Закон о запрете съемки стратегических объектов» – это, пожалуй, второй по популярности аргумент за запрет фотосъемки, после «права собственника».

Разумеется, такого закона не существует.

Засекречивание каких-либо сведений регулирует закон «О государственной тайне». В нем (ст. 5) определен перечень сведений, которые составляют государственную тайну.

Также подобный перечень содержится в указе Президента, с перечислением органов власти, которые уполномочены засекречивать конкретные сведения.

Важно помнить, что перечни эти носят ориентирующий характер, поскольку представляют собой «совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством».

Проще говоря, не любая информация указанных категорий относится к ГТ, необходимо еще произвести «отнесение» такой информации к гостайне, и ее засекречивание.

Этот процесс регулируется третьим разделом закона о ГТ, он включает в себя экспертную оценку обоснованности такого отнесения и присвоение сведениям соответствующего грифа секретности.

На носители секретных сведений наносятся реквизиты, описанные в ст. 12 закона о ГТ, Если вы не видите таких реквизитов, то никакой «государственной тайны» нет. Секретные сведения вы без допуска не увидите, и конечно же, никто не сможет «засекретить» какой-нибудь мост, рядом с которым и по которому ежедневно проходят тысячи человек.

Метро – это стратегический объект, поэтому снимать там запрещено

Разумеется, услуга перевозки в метро – такая же услуга, как и любая другая. И на нее тоже действует статья 16 ЗоЗПП: любые ограничения при ее оказании должны устанавливаться только Правительством.

Так что запреты, записанные в «правилах пользования», по большей части незаконны, при условии, что фотосъемка не нарушает порядок, вспышка не слепит машинистов, и т.п.

В […] запрещена профессиональная съемка, то есть, съемка со штативом и вспышкой

Не совсем понятно, чем можно объяснить запрет «профессиональной съемки», скорее всего, это «калька» с зарубежного законодательства.

Если фотограф снимает не «для себя», а в связи с какими-то служебными потребностями или для использования изображений «в коммерческих целях», то в данной ситуации не действует закон «О защите прав потребителей», однако, применимы Конституция и закон «Об информации…»

Поэтому запрет на съемку незаконен, независимо от того, в каких целях она осуществляется.

В музеях администрация может запретить снимать или можно снимать, только купив право на фотосъемку

Статьей 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах.

Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории.

Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК.

Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом, и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако, сама по себе фотосъемка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.

Ограничения на доступ к музейным предметам могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съемку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.

Что же касается продажи музеями «права на съемку», то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение.

Еще с советских времен сохранился запрет на съемку […]

Советские нормативные акты, даже если они не отменены, зачастую фактически не действуют, поскольку после их принятия вступили в силу новые нормативные акты в этой же сфере.

При ссылке на советский закон необходимо разбираться в каждом конкретном случае, в какой части он фактически применяется.

К примеру, если речь идет об оказании услуг, то действует ЗоЗПП со статьей 16 и запретом ограничивать потребителя иначе, чем «правилами», принятыми Правительством.

Фотосъемка на Красной площади и у Кремля регламентируется приказом ФСО

Согласно закону «О государственной охране» (ст. 1), к «охраняемым объектам» относятся здания, в которых размещаются органы государственной власти, а также прилегающие к ним территории.

Указом Президента от 7 августа 2004 г. «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» (п. 11, п. 5), ФСО «организует и осуществляет проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда».

Правительством Москвы было принято постановление от 20 сентября 1994 г. №791 «О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве».

Читайте так же:  Логические требования к ответам

В него тремя постановлениями вносились изменения, однако, в открытых источниках опубликовано только последнее из них, содержащее список московских улиц, по которым проходят маршруты проезда объектов государственной охраны в г. Москве. Было ли опубликовано само постановление №791, неясно, да и сам его текст проблемно разыскать.

В моем распоряжении есть текст этого постановления до внесения в него изменений, в нем не содержится никаких запретов на съемку. Оно представляет собой набор поручений различным городским службам по контролю и надзору за состоянием проезжей части, размещением различных сооружений в маршрутах проезда. (Возможно, моя редакция неактуальна и какие-то запреты были внесены двумя неопубликованными постановлениями).

В первом приложении к нему содержится инструкция «О порядке проведения охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве», возможно, какие-то запреты содержатся именно там. Второе приложение содержит список улиц с маршрутами проезда, оно, как уже сказано, было опубликовано.

Кроме этого, по сообщению «Новой газеты», в Санкт-Петербурге принят похожий документ, приказ губернатора №22-п от 22.03.99 «О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в Санкт-Петербурге». Разумеется, текст его тоже трудно найти. Возможно, подобные постановления существуют в других городах.

Порядок съемок на территории Кремля определен в приказе ФСО №336 от 18 октября 2001 г.

Раньше в нем были определены размеры фотоаппаратов, на фотосъемку которыми требовалось разрешение (длина более 25 см., либо высота корпуса более 14 см., или со сменными объективами диаметром более 70 мм.) Кроме того, разрешение ФСО требовалось на съемку внутри охраняемых зданий.

Изменениями, внесенными приказом ФСО от 26 февраля 2010 года эти ограничения были отменены.

Сейчас разрешение требуется в двух случаях: на съемку в период подготовки и проведения охранных мероприятий, а также съемки, связанные с созданием тиражируемой кино-, фото- и видеопродукции. Заявка на такое разрешение подается в ФСО, установлен трехдневный срок ее рассмотрения.

Однако, теоретически есть возможность ограничить пронос фото и видеокамер на территорию Кремля, некрополя и в Мавзолей — если они попадают под определение «громоздких предметов».

До изменений от 26 февраля 2010 г. камеры были разрешены к проносу наряду с детскими колясками, даже если они «громоздкие». Однако, найти громоздкую камеру сейчас затруднительно, а съемка в Мавзолее и так запрещена.

Разрешена ли съемка на избирательных участках в период выборов?

В законодательстве о выборах имеется неоднозначность в этом вопросе.

С одной стороны, представителям СМИ снимать прямо разрешено в п. 11 ст. 30 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». С другой стороны — закон не содержит больше запретов на съемку для других категорий граждан. Из этого можно сделать вывод, что снимать можно всем.

Это подтверждено Центризбиркомом в ответах (rtf) на вопросы избиркома г. Екатеринбурга на семинаре «Муниципальные выборы, местные референдумы и иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления» (8–11 сентября 2009 года, г. Москва) (вопрос. 4).

Но «ответы» эти не являются нормативным документом и не имеют обязательной силы. Так что ссылаться на них, а также на отсутствие запрета, можно, но какой будет результат — неясно

Может ли владелец квартиры в многоквартирном доме запретить снимать с лестничной клетки, чердака, и т.п.?

Запретить снимать он не может, но может ограничить возможность пребывания в здании.

Помещения многоквартирного дома, предназначенные для обслуживания жилых помещений (подвалы, лестничные площадки, и т.п.), в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексом, являются общей долевой собственностью жильцов дома, которые владеют, пользуются и распоряжаются ими. Однако, вопрос о допуске на них посторонних законодательством не урегулирован.

По общему правилу, для доступа в такие помещения достаточно разрешения кого-то из жильцов подъезда, либо отсутствия явного запрета.

Запрещено снимать работников силовых ведомств, находящихся при исполнении своих обязанностей

Подобных запретов законодательство не содержит. Наоборот, Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

Где же все-таки действительно запрещена фотосъемка?

Прежде всего – это съемка в зданиях судов и исправительных учреждений.

Такие запреты устанавливаются соответствующими процессуальными кодексами, имеющими силу федеральных законов:

Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7) и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241, ч. 5) съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи;

Гражданским процессуальным кодексом (ст. 10, ч. 7) – с разрешения суда;

Кодексом об административных правонарушениях (статья 24.3, ч. 3) – с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении;

Уголовно-исполнительным кодексом (ст. 24, ч. 4) съемка осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, осуществляется с письменного согласия самих осужденных. Съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (ст. 24, ч. 5).

Под такими «объектами» можно понимать даже стены исправительного учреждения, так что у его администрации есть формальное основание запретить съемку этого учреждения снаружи.

Однако, по смыслу статьи 24, которая называется «Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания», запрет распространяется только на лиц, посетивших учреждение, т.е., на действует только на внутренней его территории.

В ст. 7 закона «О частной детективной и охранной деятельности» (п. 4) частным детективам запрещено осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц.

Остальные нормативные акты, содержащие запрет на съемку, регламентируют, как правило, пропускной режим на территориях государственных учреждений.

Приказом Госстроя РФ от 3 ноября 1999 г. N 105 «Об обеспечении пропускного и внутриобъектового режима и охраны здания Госстроя России» (п. 2.9) внос в здание Госстроя России съемочной аппаратуры для личного пользования запрещается, внос аппаратуры для других целей осуществляется по разрешению.

Приказом ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 «Об утверждении Правил пограничного режима» (п. 1.9.8, пп. «б») лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 сентября 2006 г. N ВС-297фс «Об утверждении Порядка организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» (п. 3.13) запрещается без специального разрешения руководства Ространснадзора вносить в его административные здания съемочную и звукозаписывающую аппаратуру.

Оригинальный текст: Павел Протасов
Дополнения и оформление: Антон Мартынов

Сними, но удали: как снять и использовать любительское видео, не нарушая закон

Сегодня технические средства с функцией видеозаписи может купить себе любой желающий. Выбор огромен: мобильный телефон, автомобильный видеорегистратор или система видеонаблюдения в подъезде, на дачном участке. И многое, многое другое. Снимают все и всё. Выкладывают в Интернет видео как самих себя, так и окружающих. Такое массовое «видео сумасшествие». Средство получили, а как пользоваться правильно, задумываемся не всегда. Можно и обжечься. Ведь в видеозаписи зачастую присутствуют другие люди. У них есть свои собственные законные интересы и права, которые можно по незнанию нарушить. И придется возмещать ущерб, удалять размещенный неправомерно в СМИ или Интернете контент. Ну а разве нельзя использовать видео для защиты собственных прав, собственной безопасности? Как всё сделать правильно?

Игорь Заплахов, юрист

Если видеосъемка производится в местах, открытых для свободного посещения (улица, общие коридоры, торговые залы и т.п.) или на публичных мероприятиях (собрания, съезды, конференции, концерты, представления, спортивные соревнования и т.д.), то у граждан не возникает права на запрет получения своего изображения.

Во всех других местах, т.е. местах ограниченного доступа, требуется согласие тех, кто этот доступ ограничивает.

Госавтоинспекция МВД РФ на своём официальном сайте рекомендует водителям транспортных средств использовать современные средства аудио и видеозаписи в салоне автомобиля для повышения собственной безопасности и избежания возможных спорных ситуаций на дороге.

Указываем марку и модель видеорегистратора, серийный номер цифрового носителя (флэш-карты), на которой содержится видеозапись, а также дату и время, когда данная запись производилась.

Автор: Игорь Заплахов

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 7 (37) 2014 С. 8-9