Нулевое гражданство это

Автор: | 10.05.2018

Политолог: «нулевой» вариант гражданства – это утопия 3

Проект государственного бюджета на следующий год отошел на второй план, поскольку все политики сегодня заняты обсуждением акции по сбору подписей за поправки к Конституции о придании русскому языку статуса второго государственного.

Политолог Ивар Иябс считает, что межэтнические проблемы всегда эффективный способ отвлечь общество от главных – экономических и социальных – вопросов.

Между тем, в интервью программе «Разворот» на радио Baltkom 93,9 Иябс отметил, что нулевой вариант гражданства, как решение проблемы противостояния двух общин, в Латвии невозможен.

«Именно из-за того, что приход новых граждан может повлиять на экономическую и внешнеполитическую ситуацию в стране – это и является серьезной угрозой для нынешней элиты. В Latvijas avīze была статья про Нила Муйжниекса, который предложил предоставить негражданам право выбирать самоуправления, посмотрите какая была жесткая реакция на это заявление. А ведь это нормальная практика во многих странах, в том числе в Эстонии. Так что нулевой вариант гражданства – это абсолютная утопия», – сказал Иябс.

Как отмечает политолог, активность граждан в процессе сбора подписей особенно проявилась после того, как мэр столицы Нил Ушаков сам подписался за русский язык.

«Нулевое чтение» законопроекта о гражданстве РФ для соотечественников прошло в ОП РФ

Поправки направлены на упрощение приема в гражданство носителей русского языка

18 мая в Общественной палате РФ прошло «нулевое чтение» проектов федеральных законов № 105115-7, № 69201-7, № 149737-7, внесенных в Государственную думу РФ.

Председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина пояснила, что в законопроекте № 105115-7 говорится о создании упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом несовершеннолетним, один из родителей или усыновителей которого приобретает гражданство Российской Федерации или уже является гражданином Российской Федерации.

Так, в новом законе предусматривается возможность принятия в российское гражданство ребенка посредством одностороннего волеизъявления родителя-соотечественника — гражданина России без согласия родителя-иностранца.

«Положения законопроекта № 69201-7 направлены на упрощение приема в гражданство носителей русского языка, в том числе путем уточнения существующего определения понятия „носитель русского языка“, а также исключения в ряде случаев обязанности для иностранных граждан представлять в уполномоченные органы заявления об отказе от иного гражданства и других нововведений, — рассказала член ОП РФ. — Суть изменений, предлагаемых в законопроекте № 149737-7, сводится к исключению таких оснований для отказа в предоставлении политического убежища, как прибытие из стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека, а также прибытие из стран, с которыми в Российской Федерации заключены соглашения о безвизовом пересечении границ».

Елена Сутормина заявила, что Общественная палата РФ поддерживает концепцию законопроектов в целом, но делает замечания по некоторым конкретным моментам.

Так, наибольшую дискуссию среди общественных экспертов вызвал законопроект № 105115-7.

«Несмотря на актуальность концепции законопроекта и способность обеспечить защиту несовершеннолетних граждан Российской Федерации при наличии внутрисемейного конфликта с одним из родителей — иностранным гражданином, общественные эксперты усматривают несоответствие положений законопроекта статье 61 Семейного кодекса Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей», — рассказала член ОП РФ.

В связи с этим общественные эксперты предлагают изучить возможность поиска механизмов правового компромисса, в том числе посредством международных договоров с отдельными государствами, а также обратить внимание на правоприменение в части обеспечения защиты и интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации посредством обеспечения юридической, консультационной помощи и поддержки со стороны общественных и государственных структур.

В свою очередь, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин выразил огромную благодарность автору законопроекта об упрощении получения гражданства носителями русского языка депутату Госдумы Константину Затулину, подчеркнув важность его безотлагательного принятия.

«Существующее положение дел кардинально расходится с доминантой общественного мнения. Это вызов к тому патриотическому подъему, в рамках которого вопрос о гражданстве для носителей русского языка воспринимается особо обостренно», — пояснил Иосиф Дискин.

Елена Сутормина заверила, что по результатам «нулевого чтения» будет подготовлено и выставлено на голосование заключение Общественной палаты Российской Федерации, учитывающее представленные в процессе слушаний предложения к указанному законопроекту.

Юрий Алексеев: нулевое гражданство или 250 тыс. граждан РФ?

Национально ориентированное руководство Латвии не хочет позволить жителям Латвии в заявительном порядке получать гражданство своей страны лишь из политических соображений – это может подорвать власть латышских партий. Однако отказ от нулевой модели гражданства может привести к последствиям, которые правящими партиями будут восприняты с еще большими опасениями, нежели новые нелояльные им избиратели. Об этом рассказал в интервью порталу RuBALTIC.Ru один из инициаторов Конгресса неграждан, редактор портала IMHOclub.lv Юрий АЛЕКСЕЕВ:

— Юрий Георгиевич, Вы являетесь одним из инициаторов Конгресса неграждан. Скажите, пожалуйста, почему организация сформировалась именно сейчас?

— Тому была совершенно конкретная причина. Дело в том, что в прошлом году проводилась подготовка к референдуму по введению нулевого варианта гражданства. В принципе, ситуация назрела, натурализация практически остановилась: в год менее 2 тысяч человек принимает латвийское гражданство, для примера — российское гражданство принимает около 6 тысяч человек, в три раза больше, чем латвийское. Поэтому если по 2 тысячи человек принимают гражданство, а неграждан 300 тысяч, то это на 150 лет растянется. Поэтому и возникла инициатива провести референдум для того, чтобы предоставить гражданство оставшимся по нулевому варианту, то есть в заявительном порядке, как в свое время сделали литовцы.

Процедура инициирования референдума такая: сначала собирается 10 тыс. нотариально заверенных подписей от инициаторов, после этого подписи должны быть проверены на достоверность, и Центральная избирательная комиссия назначает большой сбор подписей – 154 тыс. подписей за счет государства. Когда эти подписи собраны – назначается всенародный референдум.

Необходимые 10 тыс. подписей инициативной группой были собраны, а Центральная избирательная комиссия поддалась давлению правящей коалиции в Сейме и приостановила процедуру инициирования референдума, объяснив совершенно незаконным образом, что это нарушает какие-то конституционные нормы. Сейчас идут вялотекущие суды.

То есть что фактически произошло: понятно, что неграждане 22 года не имеют права голоса, но в данном случае правящая коалиция запретила даже полноправным гражданам высказаться по поводу неграждан. Это было последней каплей.

Раз так, то давайте неграждане будут делать свою общественную организацию.

— Вызывает ли внимание и интерес работа Конгресса среди русских граждан Латвии? Не воспринимается ли в обществе данное движение как «русская Атмода»?

— Так оно и есть. Например, что касается меня, то я гражданин. Более того, я наполовину латыш, причем я не натурализован, я получил гражданство автоматом, и я являюсь одним из инициаторов Конгресса. Кстати, в инициативной группе русскоязычных граждан больше, чем неграждан.

Я считаю, что это объяснимо, потому что за права должны бороться все в стране те, кого волнует, что страна расколота на две части. Меня это волнует как гражданина, и многих это волнует. Есть и латыши среди инициаторов Конгресса, например, Эйнарс Грудиньш.

Но вопрос-то не в этом. Средний возраст негражданина сейчас за 55 лет, поколение предпенсионное или пенсионное. С точки зрения шкурной, гражданство дает только одну возможность – легально работать на территории Европейского союза. Но поскольку люди старше 55 уже не ищут работы за границей, им гражданства особо и не надо. Зато у негражданина есть замечательная возможность ездить в Россию и в страны шенгена без виз, от Владивостока до Лиссабона можно кататься без всяких виз.

— То есть у инициаторов Конгресса неграждан принципиальная позиция, что негражданства как института быть в Латвии не должно?

— Это с одной стороны. С другой – это восстановление исторической справедливости. Неграждане были лишены прав 15 октября 1991 г.

Во времена латышской Атмоды, «песенных революций» обещали же, что все жители, которые имеют постоянное место жительства в Латвии, станут гражданами. В итоге даже 380 тыс. русских, которые прошли процедуру натурализации, и те считают себя обманутыми, потому что у них отняли обещанное.

Если бы нам в 1991 г. было сказано, что в результате обретения Латвией независимости страна будет расколота на две части, латыши получат гражданство, нелатыши ни черта не получат, я думаю против таких решений и распада Союза было бы гораздо больше людей. В 1991 г. здесь стояла отдельная Советская Армия, правоохранительные органы милиции были по большей части русскоязычными, то есть силовые структуры не стали бы выступать против русских. Я думаю, не так просто бы было латышам продавить независимость и продавить эти законы. То есть нас все-таки обманули, поэтому есть желание восстановить историческую справедливость.

— Получается, Конгресс объединяет прежде всего сознательных неграждан, которые принципиально не желают получать гражданство, и смягчение процесса натурализации здесь неприемлемо. При этом политическое руководство Латвии и в лице спикера Сейма, и в лице президента заявили, что нулевого гражданства не будет в любом случае. Не создается ли таким образом тупиковая ситуация?

— Руководство страны против нулевого гражданства совершенно из-за шкурных интересов. Дело в том, что в Рижской думе лидирует партия Центр согласия, представляющая интересы и нелатышского населения, но им не хватает электората для критической массы в 51% голосов. При этом половина рижан-нелатышей не имеет гражданства. Если нулевой вариант будет принят, то пусть не 300 тысяч, но 200 тысяч все же примут гражданство Латвии, но в таком случае в Риге будет править партия, представляющая интересы нелатышей.

Сейчас Нил Ушаков и Центр согласия правят в Риге, но, боюсь, это ненадолго, потому что на прошлых выборах была партия, которая вступила с ЦС в коалицию, а сейчас среди тех, кто пройдет в Рижскую думу, такой партии нет. Если появится большое количество новых избирателей, то позиция национально озабоченных партий, тем более в Рижском муниципалитете, сильно покачнется.

Совершенно понятно для чего статус неграждан был введен.

Первое – для дележа собственности, потому что первые 7 лет неграждане не имели право приватизировать землю, крупные активы, негражданам давали ваучеров очень мало.

Вначале еще был введен ценз на натурализацию, так называемые окна натурализации, то есть не всем еще разрешалось получать гражданство: в этом году можно только тем, кто приехал до 1960 г., в следующем году могут подавать на гражданство те, кто приехал до 1962 г. и т.д. В 1998 г. это было отменено, но опять-таки имелась практическая причина, потому что к 1998 г. земля и крупная собственность были приватизированы, и открыли шлюзы для натурализации, чтобы кому-то эту собственность можно было продавать, если кто-то из латышей не хотел владеть какими-то активами. Здесь нет никакой высокой политики.

— Уже есть реакция и руководства Латвии и латвийских СМИ на создание Конгресса неграждан. Удовлетворены ли Вы этой реакцией?

— Было предсказуемо, что латышские партии воспримут это в штыки. Здесь должна быть упорная, серьезная политическая борьба за права на всех уровнях: внутри страны, в европейских структурах.

Видите ли, здесь еще какая нелепость: у неграждан нет представительства в европейских структурах вообще, и когда встает вопрос в Европарламенте, в Еврокомиссии о латвийских негражданах, то за них выступают депутаты Европарламента от националистических партий.

Поэтому мы хотим, чтобы была легитимная представительная организация, имеющая вес, имеющая свое мнение. Ведь здесь все перемешано. В Латвии очень много смешанных браков, где один супруг латыш-гражданин, второй – негражданин. Таких ситуаций масса. В конце концов, если будет общественная организация со сформированным мнением, то будет в определенном смысле давление на всех уровнях, начиная с семьи, заканчивая Европарламентом. Нужно бороться за свои права, никто на блюдечке их не принесет.

Не надо надеяться, что друзья из России, «московский обком», «брюссельский обком», «вашингтонский обком» надавят на наших национально озабоченных — иллюзий нет.

— Вашу организацию уже обвинили традиционно в связях с Москвой. Насколько в действительности важны для Конгресса неграждан внимание и поддержка со стороны России?

— Конечно, важны. Первого июня мы готовимся избрать Парламент непредставленных, будут свои избранные депутаты. Я думаю, что, если Россия будет их принимать на достаточно серьезном уровне, это будет поддержка. Ну, а то, что нас обвиняют в связях с Москвой – это традиционная песня: русские танки и прочее.

Я недавно выступал на радио, спорил с одним национально ориентированным товарищем и объяснял: сейчас 6 тыс. человек в год принимает в Латвии российское гражданство. Возможно, этот процесс еще ускорится: принимать российское гражданство жителям Латвии сейчас довольно выгодно, особенно пенсионерам, потому что в Латвии индексация пенсий заморожена уже как 5 лет, в России она индексируется.

Если в результате такой политики России сейчас начнется повальный переход в российское гражданство латвийских неграждан, то через какое-то время в Латвии будет жить 250 тыс. российских граждан (сейчас таких 50 тыс.). «Вы этого хотите?» — вопрос национальным ребятам.

Тут как раз у России и появится рычаг давления – почему это, мол, наших граждан лишают каких-то прав, угнетают и т.д.

— Не воспринимается ли в Латвии Конгресс неграждан как нелегитимный механизм давления на власть?

— Это общественная организация, как она может быть нелегитимной, если она зарегистрирована в соответствии со всеми латвийскими законами? В определенном смысле все общественные организации такие – это всегда самозванцы. Легитимность начинает оспариваться, когда появляется конкуренция организаций, добивающихся одной цели.

Но поскольку под эгидой Конгресса неграждан собрались практически все нелатышские общественные организации и все партии, отстаивающие интересы нелатышей, никто не оспаривает легитимность Конгресса.

Здесь нет никаких подводных камней. Общественная организация может отстаивать хоть интересы хомяков.

Призрак нулевого гражданства

«Эстония достаточно сильна, чтобы ввести нулевой вариант гражданства», – с таким неожиданным заявлением выступил в студии Postimees член Свободной партии, директор Центра европейских инициатив Евгений Криштафович.

«Слова не мальчика, но мужа!» – отреагировал на это другой участник дискуссии, журналист Николай Караев. И тут же поинтересовался: «Почему эти слова не прозвучали двадцать лет назад? Готовы ли вы продвигать свою инициативу внутри партии, выходить с ней на уровне парламента и искать союзников?»

Читайте так же:  Приказ 161 08042011

Без всяких условий

Политик Криштафович и журналист Караев размышляли о том, что же такое патриотизм и в какой степени русскоязычные жители Эстонии являются патриотами.

«Прошло уже 25 лет после восстановления независимости, скоро Эстонской Республике исполнится сто лет. Я считаю, что можно было бы всем постоянным жителям Эстонии, прожившим в стране не менее 25 лет, предоставить эстонское гражданство, – сказал Криштафович. – Это было бы мудрым и зрелым шагом навстречу русскоязычному меньшинству, способствовало бы политической интеграции: тем самым государство дало бы сигнал, что воспринимает постоянных жителей как своих граждан. Сегодня нет предпосылок для того, чтобы опасаться негативного политического влияния данного шага».

«Я могу только поаплодировать!» – поддержал оппонента Караев. На его ремарку о том, что подобные заявления могут себе позволить лишь оппозиционные политики, в данном случае – из достаточно малочисленной парламентской партии, Криштафович возразил: «Слушайте, да меня за такое предложение скоро выгонят из партии. Неужели вы думаете, что бывший «Исамаалийт» захочет дать эстонские паспорта всем желающим?»

«И все же, – настаивал Караев, – насколько вы готовы продвигать эту инициативу? С учетом того, что вашими союзниками в таком случае будут центристы, которых вы очень не любите!» Криштафович признал, что действительно не любит центристов, и не преминул добавить, что за многие годы те не сделали ничего для решения проблемы массового безгражданства: «Выйти с этой идеей на следующие парламентские выборы – долг любой партии, думающей о будущем Эстонии. Если мы сегодня готовы разрешить гей-браки, то завтра можем и гражданство раздать!»

А вот союзников придется искать. «Для того чтобы провести поправки в Закон о гражданстве, необходима поддержка эстонского большинства. Двадцать лет назад эстонцев в важности подобного шага убедить было невозможно», – напомнил Криштафович. Потом еще был 2007-й…

Русских любят всё больше

Сейчас, по словам Криштафовича, стало намного проще: «Русских любят всё больше!». Караеву ситуация кажется несколько иной: «Судя по заявлениям в СМИ и выступлениям политиков, деление все еще происходит. Слово muulased («инородцы») в последние год-два стало реже употребляться, но не забыто». Журналисту непонятно, почему в Эстонии не следуют простой логике: местные русские будут тем патриотичнее, чем лучше к ним будет относиться власть, чем меньше будет деления на своих, не очень своих и чужих.

«Власти подчеркивают ценности единого общества всеми возможными риторическими способами», – уверен Криштафович. Другой вопрос – насколько власти убедительны? Об этом можно спорить: «Согласен с тем, что чем больше народ чувствует себя единым целым, тем больше безопасности в обществе и невозможности крымских сценариев».

«Крымский сценарий не осуществляется на Северо-Востоке исключительно благодаря долготерпению людей, – заметил Караев. – Дело не только в аховой экономической ситуации, но и в том, что государство относится к русскоязычным не совсем так, как к эстоноязычным. Серые паспорта – один из таких примеров. Люди чувствуют себя отторгнутыми, что не рождает особой любви к государству. Власти поступают крайне непатриотично, поскольку не стремятся вмешиваться в ситуацию с массовыми сокращениями в Ида-Вирумаа».

«В начале 1990-х ожидали, что как минимум военнослужащие и сотрудники КГБ покинут Эстонию. На сегодня у нас уже нет таких социальных групп, на отъезд которых можно было бы рассчитывать, все интегрированы в общество и экономику», – констатировал Криштафович. Караев снова не согласился: «Вероятно, на отъезд не рассчитывают, но многие молодые люди уезжают».

Ратас поддерживает нулевой вариант гражданства

Премьер-министр Юри Ратас в интервью «Радио Свобода» сообщил, что выдача эстонского гражданства без дополнительных требований всем людям, прожившим в Эстонии 25 лет и больше, станет основной темой следующих парламентских выборов.

Вот выдержки из интервью:

РС: Есть большая важная тема – русскоязычные избиратели, и вообще русскоязычное население, часть которого не имеет гражданства. Центристская партия представляла и их интересы. Будет ли новое правительство расширять право на русскоязычное образование, отменит ли пресловутую пропорцию 60 на 40 процентов?

Юри Ратас: Во-первых, все жители Эстонии очень важны для нашей партии, неважно, говорят ли они на русском или на эстонском языке. Мне очень хорошо известно, что существует и проблема гражданства, многие люди здесь, в Эстонии, имеют так называемый серый паспорт. Мы считаем, что это ненормальная ситуация, когда жители страны не имеют гражданства, и один из пунктов нашей программы гласит, что все люди, прожившие здесь 25 лет и больше, получат эстонский паспорт. Но мы все знаем, что сейчас в коалицию входят три партнера, и этого пока невозможно достичь. Это будет конкретной целью на следующих парламентских выборах. А сейчас мы с новой коалицией делаем небольшие шаги. Например, в семье, в которой родители имеют два разных паспорта, – серый и другой страны, дети смогут получить эстонский паспорт.

Второй вопрос – образование, 40 процентов и так далее. (Билингвальная модельс пропорцией 60 процентов предметов на эстонском и 40 процентов на русском распространяется только на гимназии с русским языком обучения, то есть на 10–12-й классы. – РС). Здесь очень большое изменение: например, две или три школы в Таллине и одна в Нарве хотят, чтобы язык обучения был более гибким. Городское собрание делает предложение правительству, и оно решает дать им такую возможность. Что это значит? Мы хотим, чтобы уровень владения эстонским языком стал выше. Государство также поможет, и эта школа получит финансы. Я думаю, это очень важно.

РС: В предвыборной программе вашей партии говорилось об улучшении взаимоотношений с Россией. Теперь вы внешнюю политику Эстонии решили оставить без изменений. Как будете строить сейчас отношения с Россией?

Юри Ратас: Наверное, все партнеры по коалиции хотят строить эти отношения. Россия – наш сосед, как Латвия или Финляндия. Но мы все знаем нынешнюю ситуацию между Европейским союзом и Россией. А Эстония – член Европейского союза.

РС: Будет ли Эстония голосовать против санкций?

Юри Ратас: Как я сказал, Эстония – очень стабильный партнер для Европейского союза.

РС: То есть лодку раскачивать не будете, проголосуете за санкции?

Юри Ратас: Если мы хотим, чтобы Европейский союз в будущем продолжал существовать, то да. Сейчас в нем 27 стран, и невозможно, чтобы одна из них делала что-то на 100 процентов противоположное по сравнению с остальными.

РС: То есть школа, которая отказывается от билингвальной пропорции, сможет получить финансирование специально на обучение эстонскому языку? И школьники в таких школах будут сдавать экзамен на более высокую категорию знания?

Юри Ратас: Да. Невозможно вести преподавание только на русском языке, если мы хотим повысить уровень владения эстонским. Это нелогично. Это уже вопрос к директору школы, как он намерен организовать систему, но он должен знать, что уровень владения эстонским должен быть выше, чем сейчас.

РС: В вашей партии, как мне рассказали, назревает раскол, и какая-то ее часть ведет политику, на которую влияет Кремль. Вот, например, недавно Яна Тоом ездила в Сирию уже не первый раз. Влияет ли Кремль на теперь уже правительственную партию через «своих» депутатов?

Юри Ратас: Конечно, нет. Я думаю, что все они хотят, чтобы Эстония была сильна и становилась с каждым годом все лучше. Яна Тоом – член нашей партии, очень сильный политик. Мой ответ – Кремль на нашу партию не влияет. Влияет наша программа, то, что люди здесь в Эстонии думают.

РС: Вы не считаете, что какие-то члены вашей партии могут испытывать симпатии к Кремлю?

Юри Ратас: Нет таких людей.

Граждане без гражданства: как отстоять право на российское гражданство

Марьяна Торочешникова: Граждане без гражданства. Кто остался за бортом после развала Советского Союза и законодательных преобразований в России? Как отстоять право на российское гражданство? Нужно ли доказывать факт наличия российского гражданства? На чьей стороне закон? На чьей стороне суды?

В студии Радио Свобода консультант по правовым вопросам сети « Миграция и право » Маргарита Петросян и правозащитник Артур Корковидов .

Вообще, я начала сегодняшнюю передачу с такой странной довольно формулировки – граждане без гражданства. Звучит довольно абсурдно, как это так – если гражданин, значит, и гражданство есть. Либо нет. Но, тем не менее, выясняется, что сейчас довольно много людей, которые считают себя гражданами в России в нашем случае, но чиновники их таковыми не считают или представители правоохранительных органов вдруг заявляют о том, что «на самом деле вы не имеете российского гражданства», и отбирают паспорта. Или же люди, которые остались после развала Советского Союза жить в странах СНГ и Прибалтики, не успели или не захотели принять гражданство тех стран, все так же остаются гражданами Советского Союза, хотя такой страны не существует, и что с этими людьми? Обладают ли они правом на российское гражданство? Могут ли они считаться гражданами России?

Я бы хотела начать наш разговор как раз с этой группы людей, с тех, кто живет за пределами Российской Федерации, не на территории России, кто не имеет гражданства, скажем, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана или Литвы, Латвии, то, не менее, не может по каким-то причинам получить российское гражданство. Много ли таких людей? И что они могут предпринять в данном случае, Маргарита Ефремовна?

Маргарита Петросян: Прежде всего я хотела бы внести мелкую, но важную поправку в вашу формулировку о том, что люди считают себя гражданами. Считать – это мнение, это, если хотите, эмоция. Правильнее, наверное, было бы сказать: люди, которые по праву, по духу права что ли (не всегда по букве закона), по логике права имеют право быть гражданами. Но это право за ними отрицается, и гражданство они получить не могут.

Марьяна Торочешникова: Но что это за люди, например. Давайте, просто чтобы было понятно, о чем речь, какой-то конкретный пример приведем.

Маргарита Петросян: Пожалуйста. Я назвала бы в первую очередь две группы людей. Это люди, которые, скажем, родились на российской территории, потом уехали работать или по каким-то другим причинам в другие республики Советского Союза, прожили там, там родились их дети. Они либо не приняли гражданство, либо гражданство они получили, не отказываясь от гражданства теперь уже государства своего рождения, поскольку тогда, как вы помните, гражданство получали часто автоматически, просто по принципу проживания. И теперь они вернулись сюда и не могут получить российское гражданство. Это первая категория, это так называемые «лица Российской Федерации по рождению». И вторая, очень большая группа – это граждане бывшего СССР, то есть обладатели паспортов СССР образца 1974 года, иногда, кстати, потерявшие эти паспорта: что очень осложняет их положение, которые живут здесь годами, с 1993 года, с 1994 года.

Марьяна Торочешникова: Здесь – в России?

Маргарита Петросян: Да, в России, и которые оказываются в подвешенном положении. Практически им тоже весьма трудно. Вот они действительно чувствуют себя гражданами, они живут в этой стране 10, 12 и так далее лет, но за ними не признают возможности получить гражданство.

Марьяна Торочешникова: Я знаю, что Артур Константинович более радикально настроен. И насколько я помню из наших разговоров по прошлым передачам, вы считаете, что с точки зрения юридической, если уже переходить даже немножко к казуистике, то, в принципе, все бывшие граждане Советского Союза, не принявшие гражданство других стран, являются гражданами России, поскольку Россия – преемник Советского Союза. Правильно?

Артур Корковидов: Все правильно.

Марьяна Торочешникова: А скажите, пожалуйста, вот эта позиция ваша, такая более радикальная, она находит подтверждение, в частности, в судах? Можно ли доказать каким-то образом свое право на российское гражданство?

Артур Корковидов: Нет, пока в судебной практике невозможно, потому что наши суды не руководствуются международными договорами Российской Федерации, по которым Российская Федерация является правопреемником, продолжателем СССР, по международным договорам. Всеобщая декларация прав человека, статья 15, которая была ратифицирована СССР, и в настоящее время Российская Федерация ее выполняет, предусматривает, что никто не может быть лишен гражданства или права его изменить. Поскольку Российская Федерация является правопреемником СССР, по международным договорам, Российская Федерация обязана обеспечить гражданством всем гражданам бывшего СССР, которые по тем или иным причинам оказались лицами без гражданства. А таких достаточно большое количество, не меньше… только на территории Российской Федерации около миллиона, и в других республиках – в Прибалтике и так далее.

Вы затронули вопрос о том, что есть значительная часть граждан, которые чувствуют себя, считают себя гражданами. Они не просто считают себя гражданами, они имеют документы, российский паспорт, подтверждающий принадлежность их гражданства Российской Федерации. Эта часть граждан бывшего СССР прибыли на территорию России после 6 февраля 1992 года, прописались здесь, кто где, у знакомых или приобрели жилье, прописались, будучи с советскими паспортами. И когда они обменивали их, в тот период не только на федеральном уровне, а в районных отделениях вообще никто не понимал ничего в законе о гражданстве, и их всех прописали, затем поменяли паспорта на новые российские. В 2003 году в постановление правительства 828 от 8 июля 1997 года был внесен пункт 7, который предоставлял право органам внутренних дел изымать паспорта, выданные с нарушением установленного порядка или оформленные на похищенном или утраченном бланке паспорта, они подлежали изъятию. В результате сейчас, когда граждане достигают определенного возраста – 45 лет, им надо обменять паспорт, или нам надо получить вкладыш на детей, или по другим основаниям они обращаются, работники милиции требуют выписку из домовой книги и обнаруживают, что он прописался на территории Российской Федерации после 6 февраля 1992 года. Они заявляют: «Вам был ошибочно выдан паспорт. Вы не являетесь гражданином Российской Федерации, вы должны сдать паспорт и обратиться за получением российского гражданства».

Марьяна Торочешникова: То есть получается, что люди, которые благополучно жили все это время в России и были гражданами Российской Федерации, участвовали в выборах, исполняли какие-то обязанности, платили налоги как граждане Российской Федерации, а потом оказывается, что все это они делали неправильно, потому что таковыми они не являются. Мы попозже остановимся подробно на этой категории людей. Просто давайте, раз уж мы, в принципе, обозначили категории тех людей, которые столкнулись с этими проблемами, сейчас попробуем по каждой из них поговорить отдельно, что этим людям можно конкретно делать для того, чтобы получить документ, в конце концов, если уж такими категориями мы будем рассуждать, который подтверждает их гражданство.

Читайте так же:  Приказ о приеме на работу не соответствует трудовому договору

И теперь, когда мы уже определились с группами людей, которые вот в таком подвешенном состоянии оказываются, давайте попробуем как-то им помочь, во всяком случае, рассказать им, каким образом они могут действовать, для того чтобы доказать свое гражданство и стать действительно гражданами. Начнем с тех людей, которые сейчас живут в странах СНГ, за пределами России, но которые чувствуют себя гражданами России и считают, что у них есть право на российское гражданство. Маргарита Ефремовна, пожалуйста, что делать этим людям?

Маргарита Петросян: Тем людям, которые живут не на территории Российской Федерации, в этом случае поступить как раз проще, потому что, в соответствии с 14-ой статьей закона о гражданстве – это статья, которая предусматривает упрощенный порядок получения гражданства для лиц, граждан бывшего СССР, как они именуются в законе, – они могут обратиться, если они не получали гражданство того государства, бывшей республики, в которой проживают, в соответствии с частью 1-ой, пунктом «А» этой первой части статьи 14-ой, они могут обратиться в посольство и подать документы, подтвердив, что у них нет другого гражданства, могут подать документы. И ждать, когда им в течение какого-то времени…

Марьяна Торочешникова: А сколько времени может занять это ожидание?

Маргарита Петросян: Теоретически или практически?

Марьяна Торочешникова: Ну, и теоретически предусматривает ли закон какие-то сроки…

Маргарита Петросян: По закону – 9 месяцев.

Марьяна Торочешникова: А на самом деле как происходит?

Маргарита Петросян: Я не могу вам сказать. Дело в том, что от людей, которые обращаются к нам, мне известно, что когда они приходят… Во-первых, там люди, к сожалению, еще менее информированы о содержании законодательства, чем в России. Это естественно, потому что в России они хоть могут прийти проконсультироваться, скажем, в нашу организацию, есть и другие организации.

Марьяна Торочешникова: У тех же правозащитников.

Маргарита Петросян: Да. А там нет информации. Так вот, когда все-таки кто-то получает представление о том, что у него есть такое право, и приходит в консульство, то ему, как правило, говорят: «Да что вы, езжайте туда, езжайте в Россию и там решайте этот вопрос». Но человек приезжает в Россию – и ситуация меняется кардинально. По подзаконному акту, утвержденному указом президента положению о порядке рассмотрения вопросов гражданство, ему надо с другими документами при подаче документов представить вид на жительство.

Марьяна Торочешникова: То есть получается, что проблем у человека становится больше.

Маргарита Петросян: Не только больше! Проблема становится практически неразрешимой.

Марьяна Торочешникова: Почему? Так сложно получить вид на жительство в России?

Маргарита Петросян: Конечно. Все это не совсем, может быть, точно тема нашей сегодняшней беседы, но я не могу не сказать, что эта проблема и масса других проблем – это проблемы несостыковки двух этих законов – закона о правовом положении иностранных граждан и закона о гражданстве. Не будем говорить об этом подробно, это самостоятельная тема, но в результате этой несостыковки получается так, что люди, которые как бы могут получить российское гражданство, не могут практически этого сделать, потому что закон о правовом положении иностранных граждан создает для них проблему с их легальным нахождением на российской территории.

Марьяна Торочешникова: На территории Российской Федерации.

Маргарита Петросян: Да.

Марьяна Торочешникова: То есть получается, что здесь мы должны дать какой-то универсальный совет людям, которые все-таки желают получить российское гражданство: лучше обращаться в консульство Российской Федерации в той стране, где человек сейчас живет, и пробовать получить гражданство таким образом, но не ехать в Россию.

Маргарита Петросян: Вы понимаете, в чем дело, вот эта самая 14-ая статья «Об упрощенном порядке приобретения гражданства для граждан бывшего СССР», в ней шесть статей. Практически действует — я сужу по обращениям — вернее, практически функционирует, и по ней, как правило, пытаются получить гражданство, часть 4-ая. Эта часть 4-ая – временного действия. В соответствии с этой частью, российское гражданство могут получить иностранные граждане, в том числе лица без гражданства, которые живут на российской территории и зарегистрированы по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года, или те, которые получили разрешение на временное проживание. Вот если человек приезжает из другой бывшей республики СССР, ему удается получить разрешение на временное проживание – он тут же может подать документы на гражданство. Но это, повторяю, временная статья, она действовала до 2006 года, сейчас ее продлили до 1 января 2008 года. А если ее не продлят, то вопрос о получении российского гражданства…

Марьяна Торочешникова: … таким образом, он уже…

Маргарита Петросян: Нет, просто этот наиболее популярный способ уже себя исчерпает, и будут действовать эти самые часть 1-ая, часть 2-ая и так далее.

Марьяна Торочешникова: Здесь очень важный момент, я хочу обратить на него внимание. Если вернуться к попытке получить гражданство через консульство Российской Федерации, вы говорили, что человек может подать заявление на получение российского гражданства в случае, если он не имеет другого гражданства, гражданства этой страны. Я так услышала.

Маргарита Петросян: В том случае, если он остается лицом без гражданства.

Марьяна Торочешникова: Да, но опять же в самом начале передачи вы сказали, что многие граждане получали гражданство по так называемому нулевому варианту. То есть вот Союз распался, человек жил в Молдавии, меня паспорта – и ему дали молдавский паспорт, его сделали гражданином Молдавии. И все, у этого человека больше нет права претендовать на российское гражданство?

Маргарита Петросян: Увы, нет. Это вытекает из, в общем-то, в свое время очень прогрессивного решения Конституционного суда, в 1996 году было такое уже многим известное так называемое «дело Смирнова», где было сказано, что человек, который родился на территории РСФСР, потом уехал в пределах бывшего СССР в другое государство, не принял его гражданство и потом вернулся в Российскую Федерацию, он признается, будучи гражданином Российской Федерации по рождению, ему не нужно приобретать гражданство, он признается гражданином Российской Федерации. Но только в том случае, если он не принимал другого гражданства.

Марьяна Торочешникова: А если принял, то все, поезд ушел?

Маргарита Петросян: Поезд ушел.

Марьяна Торочешникова: И на какое российское гражданство рассчитывать нельзя?

Маргарита Петросян: Да. Хотя надо сказать, что, с моей точки зрения, новый закон о гражданстве дает возможности для того, чтобы Конституционный суд снял вот эту последнюю оговорку о непринятии другого гражданства. Потому что, в отличие от закона о гражданстве 1991 года, в законе 2002 года сказано не только о том, что проживание за пределами Российской Федерации не ведет к утрате гражданства, но и сказано там, что приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не означает утраты им гражданства Российской Федерации. А по мнению Конституционного суда, лицо, которое родилось на территории Российской Федерации и является гражданином Российской Федерации по рождению, является гражданином с момента рождения. То есть он уже гражданин и перестает быть гражданином, только если он по свободному волеизъявлению…

Марьяна Торочешникова: … от этого гражданства отказался.

Маргарита Петросян: Да, и принял другое гражданство. То есть, таким образом, в этом законе акцент перенесен, с моей точки зрения, с получения другого гражданства на выход из российского гражданства. Но Конституционный суд, к сожалению, не хочет менять вот это самое свое постановление 1996 года.

Марьяна Торочешникова: Пока ожидает чего-то?

Маргарита Петросян: Я думаю, что он ничего не ожидает.

Марьяна Торочешникова: Олег из Петербурга дозвонился на Радио Свобода. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Артур Константинович, пару лет назад Верховный суд рассматривал ваше обращение по поводу срока действия паспортов образца 1974 года, и там этот Верховный суд, в общем-то, признал, что эти паспорта не имеют ограничительного срока действия. Скажите, пожалуйста, это определение кассационной коллегии Верховного суда по вашему делу, оно исполняется? То есть органы Федеральной миграционной службы признают действительность паспортов 1974 года? И вы по другим вопросам намереваетесь обращаться, например, в Верховный суд или в Конституционный суд?

Марьяна Торочешникова: Спасибо, Олег. Артур Константинович, пожалуйста, по поводу ФМС.

Артур Корковидов: По поводу признания Верховным судом Российской Федерации действительности паспорта СССР образца 1974 года для граждан Российской Федерации, признаюсь, хотя на местах и устраивают всякие козни, но вот в февральском номере 2007 года «Бюллетеня Верховного суда», на странице 4 также напечатано определение судебной коллегии Верховного суда и указано, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации является действительным до даты фактической замены его на паспорт гражданина Российской Федерации. То есть, пока сам гражданин его не пойдет и не обменяет, он является действительным, и поэтому все нарушения, связанные с наличием паспорта, можете обжаловать смело в районные суды.

Марьяна Торочешникова: Давайте послушаем Вячеслава Михайловича из Петербурга. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Я хочу не вопрос задать, а сказать. Люди добрый, кто собирается везти своих стариков, выполняя сыновний и дочерний долг, не делайте этого. У меня теща, 83 года, родилась в Самаре, в России, сейчас перевезли ее с Украины. Поверьте мне, это хождение по мукам уже 9 месяцев! В октябре перевезли, и представляете, 83 года, инвалид – никому она не нужна, мы мучаемся. И временное получили – и все равно этот ужас. Поэтому я хочу через мою радиостанцию предупредить: не делайте этого.

Марьяна Торочешникова: Вячеслав Михайлович, спасибо за предупреждение. Я просто сразу же хочу обратиться с вопросом к Маргарите Ефремовне. Насколько я понимаю, вы говорили, что люди, согласно постановлению Конституционного суда от 1996 года…

Маргарита Петросян: Нет, здесь дело не в этом. Она получила разрешение на временное проживание, и она сразу может подать документы на получение гражданства.

Марьяна Торочешникова: Но вот 9 месяцев ждут – и ничего не происходит.

Маргарита Петросян: Нет, я так поняла, что 9 месяцев ждали для того, чтобы она, наконец, получила разрешение на временное проживание. Сейчас для тех, кто приезжает, — это уже поправка к закону «О правовом положении иностранных граждан» — этот срок сведен до 2 месяцев для получения разрешения на временное проживание, для лиц, которые приезжают из государств – бывших республики. Но вообще это была ужасная совершенно история с этими самыми стариками. У меня были такие дела, когда это тянулось 9 месяцев, 10 месяцев, год. Я знаю дело, когда, правда, мы судились очень основательно, и прошел года, пока эта очень пожилая женщина после инсульта получила разрешение на временное проживание, тоже нетрудоспособная мать вполне дееспособных детей, граждан Российской Федерации.

Марьяна Торочешникова: А на ваш взгляд, вообще, следует ли руководствоваться советом нашего слушателя и отказываться от этой затеи раз и навсегда по причине волокиты, длительных сроков ожидания. И уж тогда не трогать стариков. Во всяком случае, не добиваться гражданства.

Маргарита Петросян: Тут речь шла не о гражданстве, насколько я понимаю, а о фактическом положении, обо всей этой волоките, о том, что все это в подвешенном состоянии. А почему так добиваются люди гражданства российского и не могут, скажем, удовлетвориться, как очень многие в других странах, просто видом на жительство? Потому что при общей незащищенности наших людей, граждан я имею в виду, лицо, которое не имеет гражданства, является еще менее защищенным. То есть максимальную из возможной, недостаточной, с моей точки зрения, социальной и прочей защиты лицо может получить только после того, как приобретет гражданство. Я знаю многих людей, которые живут, я не знаю, в Канаде, в США на основании вида на жительство, и разница между ними и гражданами состоит только в том, что они не голосуют, во всяком случае, на федеральных или…

Марьяна Торочешникова: А все остальные социальные услуги они могут получать на тех же основаниях и так же, как все остальные люди.

Маргарита Петросян: Практически да. Я понимаю человека, который позвонил. В нем говорит, конечно, горечь, потому что это все наша бюрократическая… Вы понимаете, дело же не только в законе. Дело в том, что чиновник, если ему надо встать и перейти в комнату и позвонить, не будет этого делать, если он может переложить, скажем, получение какого-то запроса или справки на самого обращающегося. Наши чиновники, я не имею в виду конкретно каждого, но вот основная масса, насколько я могу судить, чиновники низшего уровня…

Марьяна Торочешникова: … не заинтересованы в том, чтобы помогать.

Маргарита Петросян: Дело не в том. Они, во-первых, очень тешатся своей властью, во-вторых, они безумно ленивы, они не любят лишних движений. И кроме того, к сожалению, они просто не образованны и некомпетентны очень часто.

Марьяна Торочешникова: Надежда Владимировна из Москвы дозвонилась на Радио Свобода. Пожалуйста.

Слушатель: Здравствуйте. У меня два коротеньких вопросика. Если с гражданином России заключен брак, ну, с Украины или не важно откуда, является ли жена или муж, которые сюда приехали, уже гражданами России? Потому что не секрет, что очень многие заключают фиктивные браки. Будут ли они сразу же являться гражданами? Это первый вопрос. И второе, здесь была передача, на вашей же волне, и там задавали такой вопрос люди: «Мы проживаем, не являясь гражданами России…» И семьи сюда перетянули они, отовсюду – и с Молдавии, и с Кавказа. «Очень много нас народу, — говорят, — и мы живем по 12 лет. Нам не нужны ни деньги, ни квартиры. Можем ли мы, не имея никаких документов, просто здесь проживая 12 лет нелегально, быть сейчас гражданами России, легализоваться?»

Марьяна Торочешникова: Надежда Владимировна, я очень хорошо помню этот вопрос, у нас тогда был представитель Федеральной миграционной службы, и мы рассказывали о новой программе добровольного переселения. Позвонил человек, он совершенно легально здесь живет, он просто не имеет российского гражданства, и говорит, что хотелось бы его получить: «Мне ничего от России не надо, но просто хочется уже гражданство, чтобы как-то участвовать в жизни страны». Это отдельная история. А на первый вопрос позвольте мне ответить, просто чтобы нам далеко не уходить. Нет, не будет автоматически супруг или супруга – гражданин другой страны не станет гражданином Российской Федерации. Да, Артур Константинович, вы хотите что-то добавить?

Читайте так же:  Приказ 1551

Маргарита Петросян: Прошу прощения, но может получить разрешение на временное проживание вне квоты.

Марьяна Торочешникова: Да, то есть и без очереди, и неограниченное во времени, правильно?

Маргарита Петросян: Нет, на три года. Разрешение дается на три года. По истечении одного года можно подать заявление о получении вида на жительство. А право на получение гражданства супруг приобретает только по истечении трех лет брака, но при этом он должен легально находиться на российской территории, то есть обязательно иметь разрешение на временное проживание.

Артур Корковидов: Я хотел затронуть самую такую угнетенную категорию граждан, которые лишены вообще всех прав на территории России. Это граждане бывшего СССР, их сотни тысяч, в основном русских, русскоязычных, которые из Средней Азии, из Казахстана приехали, они более 10 лет, по 15 лет находятся на территории Российской Федерации, не приобрели никакого гражданства и являются лицами без гражданства. Они абсолютно не защищены государством. Больше того, их еще и лишают всего, штрафуют, якобы, они незаконно находятся. И вот в отношении этой категории граждан специально в новом законе норма есть, которая предоставляет им право в упрощенном порядке, независимо от места постоянного проживания на территории бывшего СССР приобрести гражданство без соблюдения условий. Не требуется законом предоставлять вид на жительство. А вот указ президента как-то и не дает возможности им (указ этот, сразу скажу, противоречит закону) прибрести гражданство. Я, вообще, рассматриваю это как государственный геноцид. Эти люди лишены всех прав. Их что, на вымирание бросили?

Марьяна Торочешникова: А кто-нибудь предпринимал попытки оспорить в суде вот это противоречие?

Артур Корковидов: Да, мы недавно совершенно оспорили этот абзац «Положения о порядке рассмотрения вопроса» указа президента 1325, но пока Верховный суд разъяснил нам, что, мол, этот упрощенный порядок для этих лиц заключается только в ограничении срока проживания. Хотя там прямо сказано, что «без соблюдения всех условий, предусмотренных статьей 13-ой, частью 1-ой», а именно – наличие законности проживания, срока проживания с момента получения вида на жительство, независимо от того, в какой республике он живет, в том числе на территории Российской Федерации. Им не надо никаких видов на жительство, не требуется этим законом. А Верховный суд пока отказал, сейчас идем в кассационную инстанцию.

Марьяна Торочешникова: То есть вы продолжаете бороться.

Артур Корковидов: Да, чтобы снять это требование о предоставлении вида на жительство, который невозможно получить, не имея жилья. То есть право получения гражданства непосредственно связано с наличием индивидуального жилья.

Марьяна Торочешникова: То есть если собственник…

Маргарита Петросян: Это то, о чем я говорила в начале, это 14-ая статья, 1-ая часть, пункт «А». То есть когда вы подаете за границей, как будто бы вы без всяких препятствий получаете российское гражданство, но как только вы въезжаете, не в соответствии с законом, а именно в соответствии с этим самым подзаконным актом, с положением, вы почему-то должны предоставлять вид на жительство.

Марьяна Торочешникова: Иван из Москвы дозвонился на Радио Свобода. Здравствуйте.

Слушатель: Всем присутствующим большое спасибо за очень интересную передачу, всегда с удовольствием ее слушаю, постоянный радиослушатель. У меня вопрос ко всем. Меня интересует общее положение, когда Российская Федерация приняла на себя обязательства Советского Союза в выполнении всех актов, распоряжений и так далее. Как это называется правильно и от какого это числа?

Марьяна Торочешникова: Да, Иван, спасибо за вопрос. Вы, правда, нас немножко уводите в сторону от темы…

Артур Корковидов: Это федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». Там есть нормы, которые Российская Федерация признает и является продолжателем СССР по всем международным договорам СССР.

Марьяна Торочешникова: А вы можете назвать номер этого документа, и где его можно посмотреть?

Артур Корковидов: У меня нет с собой, не знаю. Закон называется «О международных договорах Российской Федерации».

Марьяна Торочешникова: Я бы хотела вернуться к разговору о группах граждан, которые сейчас оказались в таком подвешенном состоянии, что им можно делать. Мы поговорили о жителях СНГ, которые хотят получить российское гражданство, как они это могут сделать, в консульстве или не в консульстве. Но есть же люди, вы об этом говорили, Маргарите Ефремовна, которые сами являются гражданами Российской Федерации, но их дети родились за пределами Российской Федерации. Эти дети обладают правом на российское гражданство?

Маргарита Петросян: Да. Я говорила о позиции Конституционного суда, выражала сожаление, что он не хочет расширять свою позицию, выраженную в этом самом решении по «делу Смирнов» 1996 года, но маленький прорыв в этой части Конституционный суд все-таки сделал. Он принял такое определение, не решение, и определением обычно отказываются в рассмотрении жалобы, но иногда в определениях Конституционный суд помещает весьма важные, имеющие правовые последствия какие-то такие замечания. Было такое определение по делу гражданки Даминовой, которая является дочерью лиц, являющихся гражданами Российской Федерации по рождению, которые, в соответствии со схемой «дела Смирнова», вернулись, они не принимали гражданство той республики, в которой они жили, они получили признание своего российского гражданства по рождению. А дочь их родилась… по-моему, в Узбекистане все это происходило, и дочь их родилась в Узбекистане, причем дочь уже давно совершеннолетняя. И вот, рассматривая это дело, Конституционный суд вынес весьма важное решение, что если родители или единственный родитель человека, гражданин Российской Федерации по рождению, не получил гражданство той республики, в которой он проживал, вернулся, был признан, в порядке признания стал гражданином, официально это называется – получил гражданство в порядке признания. Ссылаясь прямо на принцип крови (есть два принципа гражданства – принцип почвы и принцип крови), Конституционный суд пришел к выводу, что дети таких граждан Российской Федерации по рождению тоже должны признаваться гражданами Российской Федерации, независимо от места рождения и независимо от того, достигли ли они совершеннолетия. Последняя оговорка важна в том смысле, что пока лицо несовершеннолетнее, оно автоматически получает гражданство, так сказать, по заявлению родителей. А когда уже человеку 18 лет исполнилось, он должен самостоятельно принимать гражданство. Так вот, такие дети, даже уже весьма взрослые, они также признаются гражданами Российской Федерации.

Марьяна Торочешникова: Именно признаются, то есть…

Маргарита Петросян: Признаются, признаются…

Марьяна Торочешникова: Это очень важно.

Маргарита Петросян: Это важно, потому что недавно приходили ко мне люди, которые дошли до Верховного суда, примерно такая же ситуация, но они не знали об этом определении, и суды, видимо, не знали об этом определении. И они дошли, в общем, до Верховного суда с требованием о признании сына такого вот гражданина Российской Федерации по рождению также гражданином, и везде получили отказ. Вот сейчас мы пытаемся как-то это дело перерешить.

Марьяна Торочешникова: Леонид из Москвы дозвонился на Радио Свобода. Пожалуйста, говорите.

Слушатель: Здравствуйте. Я хотел бы узнать, вернее, надо как-то уточнить, когда мы говорим о русских или русскоязычных – это же разница большая. Вот, например, мой племянник в Узбекистане вместе с другом окончили институт, пошли попросить гражданство российское в посольство – его друг уже давно гражданин России, а мой племянник армянского происхождения, но русскоязычный, и ему говорят: «Идите в армянское посольство». А он ни одной буквы, ни одного слова не знает, он русскоязычный человек от рождения. Что же делать в этом случае?

Марьяна Торочешникова: Артур Константинович ответит на ваш вопрос. Спасибо, Леонид.

Артур Корковидов: К русскоязычным относятся все, для кого русский язык является родным, в том числе ваш племянник.

Марьяна Торочешникова: А вообще, имеет какое-то принципиальное значение, если мы говорим о признании за человеком гражданства, какой язык для него является родным? И может случиться так, как в этой ситуации, что родители признаны гражданами Российской Федерации, а их ребенок, который родился на территории другой республики, предположим гипотетически, совершенно не говорит по-русски, но он же будет при этом гражданином признаваться или нет?

Артур Корковидов: Нет, русскоязычный – это вообще не юридический термин, это обиходный. А необходимость при получении гражданства знать русский язык – это предусмотрено законом о гражданстве. Надо знать русский язык тем, кто обращается за приобретением гражданства.

Марьяна Торочешникова: Я так и поняла, что делать этому племяннику теперь?

Маргарита Петросян: Что делать? Жаловаться, естественно. Только непонятно, куда он будет жаловаться там. Но это прекрасная практическая иллюстрация того, как обращаются с людьми в наших российских консульствах.

Марьяна Торочешникова: Можно попробовать связаться с правозащитниками.

Маргарита Петросян: Пожалуйста. Я могу предложить следующее. Нужно написать, он может обратиться, скажем… Ну, наша сеть находится только на территории Российской Федерации. Я бы хотела получить подробное письмо в подробным изложением, но не только, так сказать, с голыми словами. желательно, конечно, получить письменный отказ.

Марьяна Торочешникова: Адрес назовите, пожалуйста.

Маргарита Петросян: Не помню индекса, к сожалению. Москва, улица Долгоруковская, дом 33, строение 6, «Гражданское содействие». Это наша московская приемная.

Марьяна Торочешникова: Если Долгоруковская, то индекс – 127006. Я знаю это почтовое отделение.

Артур Корковидов: Я хотел коснуться той категории граждан, которые в настоящее время имеют российские паспорта, которые органы Федеральной миграционной службы не признают и пытаются их изъять. Так вот, вообще, эта норма предусмотрена 7-м пунктом постановления правительства, она явно незаконна, потому что федеральным законодательством запрещено изымать паспорта.

Марьяна Торочешникова: Это мы говорим уже о тех людях, которые случайно выяснили, что они, оказывается, не граждане.

Артур Корковидов: Этот вопрос был обжалован в Верховном суде по делу Кириллова, и Верховный суд установил, что изъятие паспорта по этим основаниям, что якобы он выдан незаконно, в нарушение установленного порядка, выяснив такой факт, не может расцениваться как лишение гражданства гражданина Российской Федерации. Раз они изымают этот документ, который, по их мнению, является выданным с нарушением установленного порядка, он же не куплен, а выдан органами внутренних дел, значит, они должны выдать взамен другой паспорт гражданина Российской Федерации. Более того, первым законом о гражданстве Российской Федерации отмена решения по вопросам гражданства допускалась только в течение пяти лет. В соответствии с ныне действующим законом о гражданстве отмена решения по вопросам гражданства допускается только в судебном порядке и в случае, если будет доказано, что сам гражданин предоставил при получении гражданства…

Марьяна Торочешникова: … недостоверные сведения.

Артур Корковидов: … ложные сведения, заведомо ложные, недостоверные сведения или подложные сведения, только в судебном порядке. Следовательно изъятие паспорта по тем основаниям, что он позже прописался на территории России, после 6 февраля, как это повсеместно делается, не является основанием для лишения гражданства.

Марьяна Торочешникова: Артур Константинович, вы меня немножко опередили, я хотела как раз на закуску оставить эту вашу судебную победу, а вас просить сообщить контактные координаты, как можно с вами связаться. Вот люди спрашивали.

Артур Корковидов: По вопросам помощи, вот этот армянин, для которого русский язык родной, как и для меня, армянина, — 738-06-66. Пожалуйста, звони, разберемся.

Марьяна Торочешникова: Это телефон в Москве.

Артур Корковидов: Мой, да.

Марьяна Торочешникова: 495 – код Москвы. Лука из Петербурга дозвонился на Радио Свобода. Пожалуйста, говорите.

Слушатель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Те ограничения по получению гражданства, в том числе факты нарушения законодательства, факты наличия противоречий в законодательстве, вот эта ситуация, когда она создавалась, это имело какую-то цель для законодательных органов, правительства? Или это делалось без цели? То есть у меня просьба ответить прямым текстом, за этим стоит какая-то тенденция или органы законодательные и правительство действуют вообще без всякой цели, наобум? Спасибо.

Марьяна Торочешникова: Спасибо, Лука, за ваш вопрос. Я думаю, он просто адресован немножко не тем людям.

Артур Корковидов: Да нет, я объясню, объясню. Дело в том, что по первому закону о гражданстве Российской Федерации все граждане, любой гражданин бывшего СССР мог спокойно до 1 января 2001 года в порядке регистрации получить без всяких проблем гражданство Российской Федерации. Но просто люди не знали об этом многие и оказались в результате вообще без гражданства. А теперь, естественно, это цель, это не просто так ограничивают. Для чего? Для того чтобы предоставить возможность получения гражданства, но проживания в том регионе, в котором вам будет указано. Сибирь, Урал, Дальний Восток – пожалуйста, обращайтесь, вам дадут гражданство с обязательством прожить определенное количество лет там.

Марьяна Торочешникова: Это было мнение Артура Константиновича Корковидова. Маргарите Ефремовна, ваше мнение?

Маргарита Петросян: Поскольку я слежу, естественно, за этим законодательством и за тем, как оно принимается, я прекрасно помню, как принятие теперешнего закона о гражданстве 2002 года проходило в Думе под вопли: «Россия не проходной двор! Все, кто хотел получить российское гражданство, уже смог это сделать», что, разумеется, не соответствует истине. Таким образом, это была, как это принято называть, политическая воля.

Марьяна Торочешникова: Спланированная акция?

Артур Корковидов: Целевая.

Маргарита Петросян: Ну, умонастроения нашего депутатского корпуса, и не только депутатского корпуса. Менее чем через год обнаружилось, что закон слишком жесткий. И то, что мы имеем сейчас, это все-таки уже закон, в частности, 14-я статья, с учетом изменений, которые были внесены в 2003 году. Это, так сказать, вопрос о политической направленности этого закона. Но, кроме всего прочего, чрезвычайно важную негативную роль играет некомпетентность и… воздержусь от более резких слов.

Артур Корковидов: Да просто безграмотность!

Марьяна Торочешникова: Людей, которые должны этот закон применять.

Маргарита Петросян: Там масса противоречий. Анализ, скажем, 14-ой статьи, всех ее частей это подтверждает.

Марьяна Торочешникова: Тем не менее, как показывает практика, побороться все-таки можно. К сожалению, наша передача подошла к концу. Как всегда, времени не хватает на то, чтобы обсудить все вопросы…