Очистные сооружения приказ

Автор: | 13.10.2018

Требования к созданию локальных очистных сооружений

7 декабря 2011 г. Президентом Российской Федерации был подписан «многострадальный» Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ), который является первым в истории законодательства Российской Федерации отраслевым законом в сфере водоснабжения и водоотведения. Данный нормативно-правовой акт предъявляет серьезные требования к предприятиям, осуществляющим сброс в канализацию сточных вод. Одним из таких требований согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 416-ФЗ является обязательное наличие локальных очистных сооружений (далее — ЛОС) у абонентов, которым установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС).

Ранее необходимость очистки сточных вод на очистных сооружениях была условием получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод , типовая форма которого утверждена Приказом Минприроды России от 14.03.2007 № 56 (в ред. от 26.06.2009) (см. подп. 8, 14 п. 2.3 Приложения 1 к типовой форме). Теперь очищать сточные воды до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) в целях соблюдения установленных НДС должны будут и отдельные абоненты ЦСВ с использованием принадлежащих им сооружений и устройств, предназначенных для этих целей, т.е. ЛОС.

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются НДС, а также лимиты на сбросы.

Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» (далее — Постановление № 230) к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения , единый договор холодного водоснабжения и водоотведения , осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

На основании ч. 8 ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ НДС указанных абонентов и лимиты на сбросы для объектов таких абонентов должны быть установлены до 1 января 2015 г. До этого дня данные абоненты должны также обеспечить ввод в эксплуатацию ЛОС и (или) разработать планы снижения сбросов в соответствии с Положением о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317 (далее — Положение о плане снижения сбросов), и утвердить такие планы (ч. 9 ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ).

Однако стоит отметить, что в соответствии с п. 116 действующих на сегодняшний момент Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 30.12.2013; далее — Правила ХВиВ), абоненты ЦСВ обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать ЛОС и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в ЦСВ, в случаях:

  • если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются НДС (см. Постановление № 230);
  • если на объектах абонентов осуществляются производственные процессы, указанные в приложении № 4 к Правилам ХВиВ:

В соответствии с п. 116 Правил ХВиВ абоненты, указанные в данном пункте, не имеющие ЛОС, обязаны обеспечить их строительство (создание) в течение 2 лет после вступления в силу указанных Правил, если иной срок не предусмотрен планом снижения сбросов сточных вод на объектах такого абонента, который разрабатывается и утверждается абонентом по согласованию с территориальным органом Росприроднадзора на срок до 7 лет (пп. 4, 7 Положения о плане снижения сбросов). Таким образом, указанный пункт Правил ХВиВ не только существенно расширяет круг природопользователей, обязанных иметь ЛОС, но и устанавливает другие временные границы исполнения вышеуказанных условий — до 14.08.2015 (Правила ХВиВ вступили в силу 14.08.2013).

Согласно п. 108 Правил ХВиВ отведение (прием) в ЦСВ сточных вод абонентов, обязанных в соответствии с п. 116 данных Правил использовать ЛОС, допускается только при условии обеспечения такими абонентами очистки сточных вод до их отведения в ЦСВ с использованием принадлежащих абонентам ЛОС.

Требование о наличии у абонентов ЛОС содержится также в типовом договоре водоотведения и едином типовом договоре холодного водоснабжения и водоотведения , формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645:

А согласно пп. 36 и, соответственно, 39 данных договоров при отсутствии у абонента устройств по усреднению сточных вод и (или) ЛОС (или при их неэффективной работе) значения фактических концентраций и фактические свойства сточных вод в составе декларации о составе и свойствах сточных вод[1] определяются абонентом в интервале от среднего до максимального значения (но не ниже среднего), при этом в обязательном порядке:

а) учитываются результаты, полученные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод[2], проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

б) исключаются значения любого залпового или запрещенного сброса загрязняющих веществ;

в) исключаются результаты определений состава и свойств сточных вод в пределах установленных абоненту НДС и требований к составу и свойствам сточных вод.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ отсутствие у абонента ЛОС или плана снижения сбросов в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27 данного Федерального закона, либо неисполнение абонентом плана снижения сбросов может стать основанием для прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод. А согласно подп. «в» п. 9 Правил осуществления контроля состава и сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525, обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения ЛОС либо работы ЛОС с нарушением условий их эксплуатации является основанием для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод.

Отметим, что произошедшие в законодательстве изменения предусматривают не только обязательное наличие ЛОС в ряде случаев, а также финансовые, правовые или иные последствия их отсутствия, но и возможность зачета потраченных на строительство (создание) ЛОС средств в счет платы за НВОС. Так, Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 № 347 (далее — Правила уменьшения платы), устанавливают порядок уменьшения платы за НВОС в случае проведения абонентами организаций, осуществляющих водоотведение, природоохранных мероприятий, в т.ч. по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений.

На основании п. 6 Правил уменьшения платы расчет платы за НВОС с учетом фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий представляется абонентами в Росприроднадзор с приложением следующих документов:

  • копия плана снижения сбросов;
  • копии договоров о выполнении работ по строительству, реконструкции и модернизации ЛОС и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты работ за период с начала реализации плана снижения сбросов;
  • копии документов, подтверждающих выполнение работ по строительству, реконструкции и модернизации ЛОС, в т.ч. копии актов ввода указанных объектов в эксплуатацию и актов сдачи-приемки таких работ;
  • пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию природоохранных мероприятий, принимаемых к зачету в счет платы за НВОС;
  • данные анализов отводимых сточных вод (по каждому веществу, по которому производится расчет платы за НВОС), осуществленных лабораториями, аккредитованными в установленном порядке.

В заключение отметим, что на сегодняшний момент в сети Интернет представлен достаточно широкий выбор поставщиков и производителей ЛОС, в которых применяются разнообразные методы очистки сточных вод[3].

[1] См. разд. VIII Правил ХВиВ.

[2] Подробнее об этом см.: Севрюгина В.В. Контроль за качеством сточных вод // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 36–42.

[3] О биологической очистке сточных вод см.:

Большаков Н.Ю. Математическое моделирование и внедрение эффективных биотехнологий очистки сточных вод от азота и фосфора на действующих очистных сооружениях канализации // Справочник эколога. 2013. № 7. С. 81–89;

Харькин С.В. Канализационные очистные сооружения: вопросы эксплуатации, экономики, реконструкции // Справочник эколога. 2013. № 8. С. 87–96;

Куликов Н.И., Куликова Е.Н., Ножевникова А.Н., Приходько Л.Н. Биотехнология очистки городских сточных вод сообществами прикрепленных микроорганизмов (биоценоз анаммокс) // Справочник эколога. 2013. № 9. С. 71–75;

Большаков Н.Ю. Глубокая биологическая очистка городских сточных вод от фосфора // Справочник эколога. 2013. № 10. С. 14–19;

Харькин С.В. Базовые подходы к разработке технологического регламента эксплуатации канализационных очистных сооружений // Справочник эколога. 2013. № 10. С. 82–96;

Большаков Н.Ю. Обеспечение эффективного биологического удаления биогенных элементов на городских очистных сооружениях // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 92–96.

О.Н. Лаврухина, специалист по экологии и охране труда

Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74
«Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»

(Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2018 N 50598)

В соответствии с подпунктом 5.2.42 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2016, N 2, ст. 325; N 25, ст. 3811; N 28, ст. 4741; N 29, ст. 4816; N 38, ст. 5564; N 39, ст. 5658; N 49, ст. 6904; 2017, N 42, ст. 6163), приказываю:

Читайте так же:  Санитарные требования к передающим

1. Утвердить требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1.

2. Утвердить порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению 2.

к приказу Минприроды России

от 28.02.2018 N 74

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Программа производственного экологического контроля (далее — Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

2. Программа должна содержать разделы:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3. Раздел «Общие положения» должен содержать:

наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;

наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта ;

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 11, ст. 1164; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3887; N 27, ст. 4187, ст. 4286, ст. 4291; 2017, N 31, ст. 4829; 2018 N 1, ст. 47, ст. 87).

наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице;

дату утверждения Программы.

4. Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

5. Раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать:

сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект , в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

В соответствии с порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2009 г., регистрационный N 14603), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 13 апреля 2012 г. N 105 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области водных отношений» (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2012 г., регистрационный N 24346), приказом Минприроды России от 19 марта 2013 г. N 92 «О внесении изменения в Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2013 г. N 28590).

6. Раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» должен содержать:

сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов ;

Федеральный классификационный каталог отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313).

сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов ;

Государственный реестр объектов размещения отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792.

сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 г. «О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19685);

сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов .

В соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.

7. Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:

наименование подразделений, их полномочия;

численность сотрудников подразделений;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.

8. Раздел «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» должен содержать:

наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

9. Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать:

подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»;

подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»;

подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».

9.1. Подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать:

план-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений ;

Для объектов, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4059; 2014, N 30, ст. 4220; 2015, N 1, ст. 11, N 29, ст. 4359).

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

Читайте так же:  Приставы заводского района г кемерово

9.1.2. В План — график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

9.1.3. Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;

выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

9.1.4. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

9.1.5. План-график наблюдений должен содержать:

адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;

перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;

методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

9.2. Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» должен содержать:

мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205;

программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205;

план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;

программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Минприроды России от 14 марта 2007 г. N 56 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 г., регистрационный N 9317), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 26 июня 2009 г. N 169 «О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56» (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2009 г., регистрационный N 14561), приказом Минприроды России от 8 августа 2014 г. N 356 «О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56» (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2014 г., регистрационный N 34359);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

9.2.1. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим пункта 9.2 настоящих требований, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

9.2.2. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал.

9.2.3. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно Перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, утвержденному приказом Минприроды России от 7 декабря 2012 г. N 425 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27026), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 5 июля 2016 г. N 384 «О внесении изменений в приказ Минприроды России от 07.12.2012 N 425 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений» (зарегистрирован Минюстом России 1 августа 2016 г., регистрационный N 43050) и законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категории, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.

9.2.4. Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год.

9.2.5. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, предусмотренная абзацем пятым пункта 9.2 настоящих требований, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

9.3. Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами» должен содержать:

программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную в соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 10 июня 2016 г., регистрационный N 42512) ;

Для собственников, владельцев объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации такого объекта, или лиц, в пользовании, эксплуатации которых находится объект размещения отходов.

сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами .

Учет в области обращения с отходами ведется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2011 г., регистрационный N 22050), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 25 июня 2014 г. N 284 «О внесении изменений в Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721» (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2014 г., регистрационный N 33658).

к приказу Минприроды России

от 28.02.2018 N 74

ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

3. Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

4. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3390; 2016, N 1, ст. 65; N 26, ст. 3889).

5. Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2014 г. № 232н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения» (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:

Читайте так же:  Льготы для пенсионеров прокуратуры

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2014 г.

См. справку о профессиональных стандартах

Профессиональный стандарт
Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2014 г. № 232н)

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, которые содержит профессиональный стандарт (функциональная карта вида трудовой деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.1.4. Трудовая функция

3.1.5. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

3.2.4. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

*(1) Общероссийский классификатор занятий

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

*(3) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован в Минюсте России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменением, внесенным приказом Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970)

*(4) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

*(5) Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Обзор документа

Разработан профессиональный стандарт специалиста по эксплуатации очистных сооружений водоотведения.

Он включает в себя описание трудовых функций, требования к уровню образования, опыту работы. Перечислены возможные наименования должностей. Предусмотрены особые условия допуска к работе.

Цель профессиональной деятельности — организация сбора, очистки и отвода сточных вод городов и населенных мест в водные объекты через системы водоотведения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Госстроя РФ от 30.12.99 N 168 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ И СООРУЖЕНИЙ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ»
  • «Бюллетень строительной техники», N 2, 2000
  • «Нормирование в строительстве и ЖКХ», N 2, 2000
  • Госстрой РФ, М., 2000

2.7. Очистные сооружения и установки. Общие положения

2.7.1. Основной задачей служб эксплуатации очистных сооружений водопровода (ОС) является производство воды питьевого качества, удовлетворяющего требованиям [20] и обеспечение на должном уровне технологической и санитарно — гигиенической надежности работы всего комплекса сооружений и отдельных установок.

2.7.2. Важным условием эксплуатации ОС является их равномерная работа в течение суток и года по количеству обрабатываемой на них воды.

2.7.3. В дополнение к перечню необходимых документов согласно требованиям п. 1.6.6 настоящих ПТЭ на очистных сооружениях должна храниться следующая документация:

а) схема зон санитарной охраны источника водоснабжения и очистных сооружений;

б) генеральный план и высотная схема очистных сооружений с нанесением всех коммуникаций;

в) оперативная технологическая схема очистных сооружений;

г) схема автоматизации и телемеханизации;

д) рабочая программа качества воды.

2.7.4. Перед пуском в пробную эксплуатацию очистные сооружения и коммуникации должны быть промыты и подвергнуты дезинфекционной обработке растворами обеззараживающих реагентов, разрешенных к использованию в питьевом водоснабжении. Дезинфекцию сооружений следует производить раствором с концентрацией активного хлора 75 — 100 мг/л с контактом в течение 5 — 6 ч или 40 — 50 мг/л с контактом в течение не менее 24 ч. Качество дезинфекции сооружений должно быть подтверждено актом, составленным с участием представителя Госсанэпиднадзора. До проведения дезинфекции сооружений должен быть решен и согласован с местным органом управления использованием и охраной водного фонда вопрос о месте, порядке и режиме выпуска хлорной воды или других дезинфицирующих растворов в водный объект или на прилегающие территории. При невозможности отвода в водный объект или на прилегающие территории обеззараживающие растворы должны быть предварительно нейтрализованы.

2.7.5. Контроль качества воды в производственных условиях осуществлять на основании рабочей программы производственного контроля качества воды, согласованной с Госсанэпиднадзором и утвержденной органом местного самоуправления [20, 22].

2.7.6. Отбор, консервацию, хранение и транспортирование проб воды для анализа должны выполнять согласно стандарту [22].

2.7.7. Контроль качества воды по физико — химическим, микробиологическим, паразитологическим, радиологическим и органолептическим показателям должен проводиться лабораторией в местах водозаборов в процессе ее обработки перед поступлением в сеть, а также в самой сети.

2.7.8. Контроль качества воды осуществляется по утвержденному графику.

2.7.9. Для контроля качества воды на всех этапах ее обработки необходимо устанавливать пробоотборные краны с непрерывным поступлением воды непосредственно в лабораторию или в удобные для отбора проб места.

2.7.10. Качество исходной воды при отсутствии коагулирования определяют:

а) один раз в смену — на мутность и цветность;

б) один раз в сутки — на запах, pH, общее число бактерий в 1 мл и коли — индекс, общее железо (для подземных вод);

в) один раз в месяц — на полный химический анализ.

2.7.11. Качество исходной воды при ее коагулировании определяют:

а) один раз в два часа — на мутность, цветность и щелочность;

б) один раз в смену — на температуру, запах;

в) один раз в сутки — на окисляемость, общее железо, pH, общее число бактерий в 1 мл и коли — индекс;

г) один раз в месяц — на полный химический анализ.

2.7.12. При обезжелезивании воды фильтрованием дополнительно производят анализы воды с поверхности каждого фильтра (после обогащения кислородом) на содержание общего и окисного железа и растворенного кислорода — один раз в сутки. Кроме того, в пробе воды с поверхности фильтра периодически определяют содержание свободной углекислоты.

2.7.13. После смесителя количество введенных реагентов контролируют: при постоянных дозах — ежечасно, при переменных дозах — через каждые полчаса.

2.7.14. В отдельно стоящих камерах хлопьеобразования контроль доз вводимых реагентов контролируют ежечасно.

2.7.15. Качество осветленной воды после отстойников или осветлителей с взвешенным осадком контролируют один раз в смену; при этом определяют мутность, цветность и остаточный хлор (при предварительном хлорировании); один раз в сутки — запах.

2.7.16. Из общего коллектора осветленной воды, поступающей на фильтровальные сооружения, берут пробы для анализа: один раз в сутки — на остаточные реагенты (при предварительном коагулировании и флокулировании).

2.7.17. После фильтровальных сооружений качество воды контролируют на мутность, цветность и остаточный хлор (при предварительном хлорировании), железо (при обезжелезивании), на общее число бактерий, общие колиформные бактерии и термотолерантные бактерии каждые 10 суток.

2.7.18. В общем коллекторе фильтрованной воды каждые 2 часа при коагулировании и каждые 4 часа при отсутствии коагулирования определяют мутность и цветность, содержание железа (при обезжелезивании воды); один раз в смену — запах и остаточный хлор (при предварительном хлорировании); один раз в сутки — окисляемость, остаточные концентрации реагентов (при введении перед фильтровальными сооружениями), общее число бактерий, общие колиформные бактерии и термотолерантные бактерии.

2.7.19. Питьевая вода, подаваемая в сеть (после резервуаров чистой воды), должна контролироваться в соответствии с рабочей программой [20].

Примечание. Отступление от данных правил по периодичности контроля качества воды на этапах водоподготовки допускается при согласовании графика проведения контроля качества с органами Госсанэпиднадзора.

2.7.20. Организация ВКХ должна проводить все виды окончательного контроля и испытаний питьевой воды в соответствии с рабочей программой с целью получения доказательства соответствия готовой продукции установленным требованиям [20].

Результаты окончательного контроля и испытаний вводят в банк данных с указанием контролирующего подразделения, в том числе аккредитованной лаборатории (в тех случаях, когда проводились дополнительные внешние испытания воды).

2.7.21. Производственный контроль должен быть организован на всех этапах и стадиях обработки воды. Систематический анализ результатов производственного контроля должен быть направлен на своевременное обнаружение нарушений в технологии очистки воды, предупреждение поступления в РЧВ воды, не отвечающей по своим показателям требованиям [20] и интенсификацию работы водоочистной станции в целом.

2.7.22. В зависимости от производительности очистных сооружений и степени сложности применяемой технологии обработки воды для производственного контроля должны быть созданы физико — химическая, бактериологическая, паразитологическая, радиологическая, гидробиологическая, технологическая и другие лаборатории, а также отдел КИПиА.

При невозможности организации производственного контроля по радиологическим показателям исследования проводятся на договорной основе в аккредитованных лабораториях.

2.7.23. Объем и график работы производственного контроля определяются с учетом местных условий и утверждаются руководителем организации ВКХ по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

2.7.24. При организации производственного контроля следует руководствоваться указаниями, изложенными в [22].

2.7.25. Производственный контроль проводят с применением средств измерений на основе методик и определений, регламентируемых соответствующими ГОСТами, по рабочей программе.

2.7.26. Приборами должны регистрироваться:

а) поступающей на станцию и отводимой со станции в целом;

б) на каждом отстойнике, осветлителе со взвешенным осадком, фильтре и контактном осветлителе при групповом регулировании — на группе фильтров;

в) на технологические нужды станции (на промывку сооружений, на приготовление растворов реагентов и др.);

д) поступающей на хозяйственно — бытовые нужды станции.

2. Потери напора:

а) в фильтрах, при групповом регулировании — на группе фильтров;

б) в контактных осветлителях.

а) воды — в очистных сооружениях, промывных баках и резервуарах чистой воды;

б) растворов химических реагентов — в растворных и расходных баках.

2.7.27. Все контрольное, измерительное и испытательное оборудование (приборы) следует использовать таким образом, чтобы была уверенность в том, что погрешность измерения известна и адекватна назначению требуемых измерений. Все приборы должны быть проверены в сроки, указанные в их технической характеристике организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности.