Содержание:
Пенсии в странах Европы
История начала пенсионной политики в Германии
Первая пенсия была выдана немцам по приказу канцлера Бисмарка. Дата начала этих выплат — 1889 год. Предназначались они государственным служащим и рабочим, которые дожили до 70 лет. Однако в этом заключалась политическая хитрость. Дело в том, что во второй половине XIX века средняя продолжительность жизни среднестатистического немца составляла 45 лет. А возраст выхода на пенсию — 70 лет. Таким образом, получали ее лишь единицы.
Жители Германии иронизировали по этому поводу, назвав пенсии «суммами для покойников». Но, даже несмотря на это, пенсионным указом никто не мог пренебречь, и выплаты осуществлялись регулярно.
Государство шло еще на одну хитрость: выход на пенсию для тогдашних немцев начинался с 70 лет, а так как многие не доживали до этого возраста, то все деньги, предназначенные для пенсий, оставались в государственной казне.
Рейтинг пенсий в мире
Как начислялись средства? Рабочие и служащие платили процент от своей заработной платы в пенсионную казну. Считается, что данная реформа в Германии была связана с тогдашней демографической проблемой. Выходит, что государство пыталось таким образом поднять рождаемость и сохранить нацию.
Когда к власти пришел Адольф Гитлер, он не внес каких-либо существенных изменений в данную реформу.
Политическая реформа в Германии в ХХ веке
Пенсионная система, которую заложил канцлер Бисмарк, работала более столетия. Однако в ХХ веке произошли значительные изменения. В 1953 году к власти пришел канцлер Аденауэр. Он снизил возраст выхода на пенсию на 5 лет. То есть люди могли претендовать на государственное пособие, когда их возраст достигал 65 лет.
А также Аденауэр разработал так называемый солидарный договор поколений. Согласно данному договору, в пользу стариков и детей регулярно отчислялся процент от заработной платы рабочих. Во многих европейских странах данная пенсионная система действует до сих пор.
Какие пропорции отчислений в пенсионную казну Германии действуют в 2018 году? С предпринимателей, как и со служащих, взимается 50 %.
Средняя пенсия в современной Германии составляет 1270 евро. Максимальный размер данного пособия — 2200 евро. А также государство берет на себя ответственность за оплату коммунальных платежей пенсионеров.
Мировая пенсионная политика
Правительство многих развивающихся европейских стран заинтересовано в том, чтобы люди преклонного возраста получали сумму пенсии, достаточную для удовлетворения их потребностей. Главное направление многих европейских пенсионных реформ — это увеличение пенсионного возраста. В этом есть рациональное зерно, ведь многие старики, несмотря на свой возраст, имеют работу, а, следовательно, и постоянный источник дохода.
Многие работодатели предпочитают держать в штате пенсионеров, а не молодых сотрудников, так как они имеют огромный рабочий опыт и отточенные годами трудовые навыки.
Какие параметры определяют благосостояние стариков?
- Минимальный размер социального пособия для людей преклонного возраста.
- Индексация пенсий с учетом инфляции в стране.
- Пенсионные льготы.
- Пенсионный возраст в государстве, который зависит от средней продолжительности жизни, уровня жизни населения, а также размера потребительской корзины.
Выход на пенсию в других странах
Страны, в которых данные показатели считаются приоритетными в плане реформирования жизни стариков, считаются развитыми. В таких странах жизнь людей преклонного возраста благополучная.
В каких странах у пенсионеров высокий уровень жизни?
Есть перечень, в котором представлены 6 государств, где пенсионную систему можно назвать развитой.
- Дания. Данию многие называют Меккой для людей преклонного возраста. Жители многих европейских стран желают иметь работу в Дании, так как это предоставит им возможность стать получателем больших государственных выплат, точнее, около 2800 долларов в месяц. Получать данные пенсии могут люди, достигшие возраста 65 лет.
- Финляндия. Максимальный размер пенсии для стариков в Финляндии не установлен, однако их средний размер — 1900 долларов. Сумма пенсии зависит от трудового стажа человека, а также от его заработной платы. Если гражданин Финляндии не дотянул до минимума, то государство доплатит ему недостающую сумму. Получать данные выплаты могут люди, достигшие возраста 65 лет.
- Норвегия. Здесь установлен самый высокий возраст выхода человека на пенсию, а именно 67 лет. Но размер пенсии стоит того, чтобы норвежские рабочие ожидали его. Уровень жизни в Норвегии довольно высокий, даже несмотря на высокие налоги, которые платят рабочие и предприниматели.
- Чехия. Люди могут рассчитывать на государственные выплаты с 58 лет. Их размер также довольно большой, что позволяет старикам не бедствовать. Средний размер пенсии для людей преклонного возраста в Чехии составляет 1000 долларов.
5 худших и лучших стран для пенсии
На высокие выплаты могут также претендовать пенсионеры таких европейских стран, как Италия, Португалия, Словения, Австрия, Финляндия, Люксембург, Испания и так далее.
Особенности социальных выплат старикам в других странах Европы
- Польша. Это государство уже многие годы имеет социальные стандарты, соответствующие европейским. Человек, получающий среднюю пенсию, может рассчитывать на довольно высокий уровень жизни даже в столице Польши Варшаве. Однако не стоит думать, будто можно будет ни в чем себе не отказывать, просто жизнь неработающего старика в Польше будет безбедной.
- Венгрия. В Венгрии старикам не выплачивают огромные пособия, однако они не находятся за чертой бедности. Жизнь венгерских пенсионеров скромная, но в то же время они совсем не голодают. Многие из них имеют возможность получать дополнительный доход, например, работая в музее или библиотеке.
Средний размер пенсии в разных странах мира, $/мес.
Таблица: пенсии в разных странах Европы
Для женщин – 591 евро
В каких странах Европы пенсионеры живут бедно?
В рейтинг таких стран входят следующие:
- Россия. Средний размер выплат — менее 100 евро.
- Болгария — 125 евро.
- Румыния — 175 евро.
- Литва — 222 евро.
- Эстония — 232 евро.
- Латвия — 304 евро.
Недавние пенсионные реформы в России мало изменили жизнь людей преклонного возраста. У многих из них не хватает средств на то, чтобы покрыть минимальные расходы на питание и оплату жилищно-коммунальных услуг.
На сегодняшний день Россия занимает 18 место в мире среди стран, которые платят старикам социальные пособия.
У российских пенсионеров нет шанса путешествовать по миру, как, например, у немецких или чешских «коллег».
Пенсионеры во многих странах Европы на протяжении долгих лет откладывают определенные суммы, которые потом тратят на путешествия. Это распространенная практика в развитых и развивающихся странах.
Комментарии по пенсиям в России очень сложно сочинить. Российский старик входит в клуб самых бедных пенсионеров Европы. Страна подарила огромные суммы нефте-, газодолларов в экономики наших недругов. А теперь Трамп просто издевается над нами, без утайки голосит о заморозке наших средств в своих банках. Кудрин, а как Вы считали степень увеличения прибыли от вложений в банки США и Европы наших средств?
Необходимость пенсионной реформы для меня очевидна по следующим параметрам.
Во всех странах работающие кормят пенсионеров. При этом важно соотношение работающих к количеству пенсионеров. Не надо путать число работоспособного населения, экономически активного и реально отчисляющих в пенсионный фонд, эти цифры разнятся. Ясно, что не все могущие работать имеют работу, а те, кто работают, не все отчисляют в пенсионный фонд, поскольку неофициально устроены или находятся в теневом секторе экономики и т.д. А всякие Делягины и Навальные одни цифры заменяют другими, подтасовывают эти цифры. А реально так, пенсионные отчисления в настоящее время производятся примерно за 53 млн. работающих граждан. А получают пенсии, сформированные из этих отчислений, 43,5 млн. человек. При этом количество пенсионеров на самом деле еще больше — свыше 46 млн. (пенсии военнослужащим и ряду других категорий формируются по иным правилам).
Итак, на 53 млн. официально работающих приходится 43,5 млн. пенсионеров. Это и есть соотношение 1,2:1. Соотношение верно лишь на определенный период и с каждым годом уменьшается. Если оперировать круглыми цифрами, то на шесть человек, перечисляющих пенсии, приходится пять человек, получающих пенсии. Еще грубее: 6 кормят 11, считая себя самих, но не считая собственные семьи. А если подсчитать иждивенцев в собственных семьях, детей, неработающих женщин?
Вопрос на засыпку, какие могут пенсии при таком раскладе, если один с сошкой, а семеро с ложкой? Нарастить с работающего пенсионные выплаты? Нет. Он не потянет. Нужно увеличить количество работающих. А это значит увеличить пенсионный возраст. Мы можем, конечно, не верить правительству, я лично не доверяю ему, но мои собственные расчеты подтверждают их доводы, что пенсии не повысить без повышения пенсионного возраста. Без этого не обойтись. То же самое творится во всем мире. Весь мир давно повысил пенсионный возраст, мы как-то до сих пор избежали.
Хорошо, наверное, бездумно оперировать цифирками? Два вопроса «на засыпку»: 1. Человек проработал 20 — 30 лет. С его заработка ежемесячно отчислялось (принудительно) почти треть в некий инвестиционный фонд, назывемый «пенсионным». Куда делись эти деньги и какое отношение имеет соотношение разновозрастных граждан к деньгам конкретного человека (повторюсь, человек всю жизнь отчислял треть доходов СЕБЕ на пенсию)? 2. Почему гипотетический человек из предыдущего примера должен зарабатывать еще и на кучу льготников, которые итак всю жизнь жили за его счет (бюджет ведь тоже с его отчислений наполнялся), а теперь получают повышенную пенсию и пенсионный возраст у них остается неизменным (40 — 45 лет)?
Уважаемый, Владимир! Что-то вы легко жонглируете цифрами, зачем? В ПФР отчисляется не треть (33%), а всего пятая часть (22 %). Когда Ваши родители вышли на пенсию (в 55 и 60 лет), они начали получать деньги, которые поступали и с Вашей зарплаты, и от других Вашего возраста работников. Про какую кучу льготников Вы вещаете? Если про военных пенсионеров, то их всего около 5% от всех пенсионеров (2,5 млн. от 46 млн.). Да, военные не создают нац. продукта, не знаю, отчисляют ли с их зарплаты в ПФР, но их служба не идет в сравнении ни с какой профессией (пожалуй, кроме шахтеров). Так что их 40-45 лет стоят 55-60 лет гражданского стажа.
Уважаемый Вячеслав!
В РФ я был работодателем и знаю реальные суммы налогов, которыми облагается фонд оплаты труда предприятия.
Кроме военных пенсионеров есть еще огромное количество всякого рода силовых структур, государственных чиновников высшего ранга и прочих депутатов. По «неизвестной» причине эту прорву народа «пенсионная реформа» не касается.
В своей жизни мне приходилось работать в разных местах, например на Семипалатинском ядерном полигоне. Там (и не только) пришлось очень близко наблюдать быт и трудозатраты военных. Уверяю вас, что имеется огромное количество профессий предполагающих гораздо более напряженный график и большую ответственность. Мы на этом полигоне, к примеру, зарабатывали для страны деньги. А служивые обеспечивали охрану объектов. Жили в одном городке и на одних объектах в одинаковых общежитиях. Только им государство предоставляло квартиры с мебелью, а нам приходилось ее покупать. Им выдавали форменную одежду, а мы были вынуждены покупать цивильные костюмы. Им на объектах обеспечивали питание, а мы его покупали за свои деньги. Мы не могли покинуть объект, если шли испытания, а они сменяли друг друга строго по графику. И т.д. … Вот только им стаж шел год за два, а то и за три. А мне (и другим) государство выдвинуло массу невыполнимых требований для оформления досрочной пенсии за работу во вредных условиях (ядерный реактор). Так что, уж извините, но рассказывайте байки о «тяжелой службе» тем, кто знает оную по фильмам и «патриотической» литературе.
Если говорить о моих родителях, то они заработали пенсию еще в СССР. Каждый проработал более 40 лет получая нищенскую зарплату. Я думаю, что как и миллионы других их сверстников, они вложили в бюджет страны гораздо больше, чем в последствии получили в виде не менее нищенской пенсии. Но вместо этого чиновники ПФР получают огромные оклады, понастроили себе дворцов для комфортного проведения рабочего времени, оснастили кабинеты современной бытовой техникой (объясните пожалуйста, зачем на рабочем месте клерку нужен телевизор?), усадили задницы своего руководства в лимузины (наверное, чтобы не стыдно было ехать на встречу с чиновниками, бездарно руководящими госкорпорациями и покрывающими свою бестолковость средствами ПФР — т.е., пенсионеров) т.д. и т.п.
Самая большая беда таится в недрах нашей современной истории России, что мы очень усердно разрушали собственную экономику. Страна потеряла половину своего трудового потенциала. Надо быть слепым, чтобы не увидеть уничтожение российских деревень, заброшенных миллионов гектаров плодородных земель. Власти наивно полагали, что российское крестьянство набросится пахать, сеять, работать без устали на свое благополучие — не получилось. Государство не подхватило контроль за монополистами — торговцами техники, ГСМ и других услуг крестьянству.
Да… наивно полагали. Имея право на земельные наделы после формальной ликвидации колхозов-совхозов, крестьяне не захотели воспользоваться возможностью продолжать пахать и сеять. Вместо этого все распродали. Ну не Китайцы мы, не можем работать без указаний сверху. А когда начинают указывать, мы противимся диктату. А что вы хотели после ликвидации активной части населения в первые десятилетия Советский власти? Остались только батраки.
У нас в России принято сравнивать с Западом, когда это выгодно правительству. Ну что ж, давайте сравним. Пенсии у нас ниже, чем на Западе, в 3-5 раз. А теперь сравните уровень жизни у них и у нас.
Вы правы. Им уровень жизни и пенсий на блюдечке с голубой каемочкой поднесли с первых дней. До 53 года в той же Германии возраст выхода на пенсию был 70 лет, установленный еще при Бисмарке, при средней продолжительности жизни 45 лет. И только после был снижен на пять лет при Аденауре, и по сей день был 65 лет. Теперь там опять поднимают возраст выхода на пенсию по демографической причине. Да и в пенсионный фонд там гораздо более высокие платежи.
Какая-то странная у Вас арифметика… При чем здесь уровень жизни? Ведь пенсия формируется за счет работающего населения. Значит, нам нужно отчислять в пенсионный фонд больше, чтобы потом получать больше, но на это мало кто соглашается — иначе сами стали бы откладывать со своих зарплат себе на старость. Причем же здесь государство?
22 процента от «белой» зарплаты сотрудника только работодатель перечисляет в Пенсионный фонд. 6 процентов идут на фиксированную выплату, которую в составе пенсии получает каждый пенсионер. 10 процентов перечисляются на страховую часть пенсии, которая с 1 января 2015 года стала отдельным видом пенсии. И так в среднем 30-40 лет… Какой процент населения проживает после выхода на пенсию 30 лет? Затем работающий пенсионер продолжает проводить отчисления в пенсионный фонд, тем самым практически спонсируя сам себя. Может, следуя этой арифметике, следует не повышать пенсионный возраст, а исключить криминальную составляющую из работы налоговых служб?
Так сколько работающих в Америке и Европе на одного пенсионера?
Но 70% немцев, не имея свое жилье, снимают его, что не скажешь о наших стариках, практически у всех есть свой уголок.
Пенсия в современном мире
Современные инструменты накопления пенсионных капиталов становятся все более универсальными. Сегодня это уже неотъемлемая часть глобальной финансовой системы. В то время как объем пенсионных прав граждан, схемы и методики пенсионных расчетов, в целом устройство систем социальной защиты — это уникальный опыт каждого государства, накопленный всем ходом его истории, национальными и культурными традициями.
Уровень развития пенсионной системы каждой страны принято считать наиболее объективным показателем зрелости ее экономики и общества в целом.
Процесс зарождения пенсий как социального института в мировой истории еще далеко не изучен. По формальным признакам, наиболее древние обычаи предоставления социальных гарантий датируются эпохой Древнего Рима, начиная с VI века до нашей эры. А именно с закатом античного периода Римской республики и приходом к власти императоров-полководцев.
В период расширения границ Великой Римской империи самыми нужными людьми в государстве были легионеры. Соответственно, для них были предусмотрены особые привилегии: в знак поощрения боевых подвигов и для обеспечения благополучной старости римским воинам передавались во владение участки земли, захваченной в результате очередного похода римского императора.
Само понятие «пенсия» так же заимствовано у древних римлян: pensio на все европейские языки переводится с латыни как «платеж». Но любопытно, что у однокоренного латинского глагола pendere было много других смысловых оттенков: не только «платить», но и «считать». А также «взвешивать» и «оценивать». Что, по сути, и есть основные рабочие механизмы назначения «пенсии» в самом широком смысле этого слова.
«Пенсия» в значении специальных денежных выплат впервые упоминается в документах Парижской счетной палаты во второй половине XV века, во времена царствования Людовика XI. Pension — именно так по-французски назывались некие отчисления из королевской казны, которые Людовик XI (с прозвищем Осторожный), ежегодно посылал приближенным английского короля Эдуарда IV, и в частности — его первому камергеру Уильяму Гастингсу. Таким образом, первый опыт «пенсионных отчислений» во Франции с точки зрения современных оценок — не что иное, как инструмент дипломатического подкупа.
Отсчет новой истории пенсий как инструментов социальной защиты начинается только на рубеже ХVIII-XIX веков. В это время в ведущих государствах Европы пенсии как институт привилегированных выплат (как правило, узкому кругу государственных чиновников и военнослужащих) постепенно трансформировались в системы социальной защиты трудящихся, а также больных и малоимущих граждан всех сословий.
Основоположниками современных полномасштабных пенсионных систем по праву считаются страны Западной Европы, где впервые в мировой истории были внедрены гарантии социального обеспечения по старости и инвалидности.
Наиболее радикальные социальные реформы в Европе происходили в годы правления германского канцлера Отто Бисмарка в конце XIX века.
Так, в 1881 году в Германии было введено всеобщее социальное страхование рабочих на случай болезни. Затем, в 1883 году, власти приступили к организации пенсионного страхования на случай потери трудоспособности. В том числе по старости и инвалидности. Наконец, в 1896 году правительство Бисмарка приняло так называемое «Германское гражданское уложение», где впервые в европейской и общемировой практике декларировались принципы социальной справедливости. Также по новому закону, на территории Германии впервые вводилось повсеместное рабочее страхование.
Впрочем, новая пенсионная система Германии была «новой» лишь отчасти. В основном пенсионные реформы опиралась на предшествующий опыт создания добровольных фондов взаимопомощи, которые создавались по инициативе профессиональных гильдий рабочих и были достаточно развитой формой социальной защиты уже в середине XIX века. Именно в этот период немецкий опыт рабочих пенсионных касс начал внедряться в России.
Вслед за Германией полномасштабные (то есть, всеобщие) пенсионные системы последовательно стали вводить другие европейские государства, в том числе Дания (в 1891 году), Великобритания (в 1908-ом), Франция (в 1910-ом ), Швеция (в 1913 году). Позже всех из передовых стран Европы — только в 1919 году — пенсионное обеспечение начали вводить Италия и Нидерланды.
При этом далеко не все европейские страны, создавая свои пенсионные системы, пошли по германскому пути. Например, Великобритания и страны Северной Европы (Нидерланды, Швеция) в большей степени унаследовали опыт Дании и Новой Зеландии — единственной не европейской страны, где пенсионное обеспечение было внедрено уже в 1898 году.
Таким образом, уже в начале XX века сформировались две основные разновидности системы всеобщего социального страхования, которые войдут в историю как германская и англосаксонская пенсионные модели .
Эти системы решали принципиально разные задачи. Германская модель пенсионного страхования была ориентирована на сохранение уровня жизни работающего после выхода на пенсию. В то время как англосаксонская (по сути — датская модель, впоследствии введенная в Англии) была направлена на борьбу с бедностью, и предполагала в первую очередь адресную социальную помощь наименее защищенным гражданам.
Другие развитые государства мира придут к полномасштабной пенсионной системе гораздо позже. Например, в США принципы всеобщих пенсионных гарантий будут введены только в 1935 году — после принятия Закона о социальном страховании. Это был один из переломных моментов так называемого «нового курса» президента Рузвельта, направленного на борьбу с последствиями Великой депрессии, и в первую очередь — на восстановление потребительского спроса, на чем традиционно держатся национальные устои экономики США.
Таким образом, американские реформы 30-х годов ХХ века привнесли в мировую историю еще один уникальный опыт. Когда массовые меры социальной защиты населения сыграли роль детонатора экономического роста — после затяжного и тяжелейшего кризиса за всю историю Соединенных Штатов.
В результате многовековой практики, в буквальном смысле методом «проб и ошибок», большинство развитых стран остановили выбор на комбинированных схемах пенсионного обеспечения. Это значит, что наиболее устойчивыми и эффективными оказались государственные гарантии социальной защиты, которые в различных пропорциях взаимодействуют с дополнительными источниками пенсионных выплат — частными и государственными страховыми фондами.
Основная причина упадка распределительной пенсионной системы — значительные демографические сдвиги, которые произошли в мире за последнее столетие. Так, на рубеже XIX — XX веков продолжительность жизни в развитых странах составляла в среднем 40-50 лет. Но уже к началу XXI века средний возраст достиг 70 — 80 лет.
Сегодня доля пенсионеров (лиц старше 60 лет) составляет около 10 % населения в экономически развитых регионах планеты. По прогнозам, до 2030 года пенсионная нагрузка на работающее население увеличится в два раза.
Уже через 100 лет количество пенсионеров в мире будет превышать численность людей трудоспособного возраста. Поэтому в долгосрочной перспективе социальную политику крупнейших государств, а также общемировые тенденции развития пенсионного дела будут определять прежде всего демографические факторы.
Несмотря на универсальность современных инвестиционных механизмов, условия накопления пенсий и в целом правила предоставления социальной помощи в каждой стране неизменно сохраняют свою национальную специфику.
В Германии , где впервые в европейской истории было внедрено всеобщее социальное страхование рабочих, уровень пенсий сегодня один из самых высоких в Евросоюзе и составляет около 950 евро. Или порядка 70 % среднего заработка. Важнейшим условием начисления пенсии является продолжительность трудового стажа: от 15 до 35 лет, в зависимости от причин выхода на пенсию.
Пенсионная система Германии традиционно признается самой прагматичной и наиболее эффективной из пенсионных моделей развитых стран. Именно в Германии принят один из самых высоких в мире пределов трудоспособного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Причем начиная с 2012 года пенсионный возраст для мужчин повышен до 67 лет.
Кроме того, правительство Германии продолжает следовать жестким нормам социальной справедливости, заложенным еще при Бисмарке. Так, например, размер ставок пенсионных отчислений, которые у немецких налогоплательщиков и без того одни из самых высоких в Европе, за последние годы постепенно выросли с 18 до 20% и выше (для отдельных категорий работников с высокими доходами).
В Великобритании сформировалась не менее прагматичная, чем в Германии, но в целом более демократичная пенсионная система. Возраст выхода на пенсию для мужчин — 65 лет, для женщин — 60 лет. При этом обязательные взносы в пенсионные фонды выплачиваются с доходов, не выше 24 тысяч фунтов в год. Логика королевской власти очевидна: для граждан с более высоким достатком нет необходимости делать обязательные отчисления на социальную пенсию. Они управляют своим капиталом и, следовательно, планируют свое будущее по собственному усмотрению.
Во Франции пенсионный возраст наступает в 60 лет как для мужчин, так и для женщин. Примерно равны и ставки пенсионных отчислений — на уровне 16 % для всех работающих французов. Но за наемных работников половину суммы ежемесячных взносов платит работодатель. Размер французских пенсий составляет в среднем 50% от заработка и зависит от фактических доходов работающих за последние 10 лет. Средний годовой доход рядового пенсионера во Франции может составлять около 6 тысяч евро.
В странах Северной Европы т радиции пенсионного обеспечения существенно отличаются от западноевропейских. Например, в Дании, Швеции и Норвегии установлен так называемый «подвижный пенсионный возраст». При такой модели назначения пенсий работник сам устанавливает срок выхода на пенсию, руководствуясь формулой: чем больше трудовой стаж, тем выше будет пенсия. Верхних ограничений трудоспособного возраста не существует.
В случае раннего выхода на пенсию (а «рано» для скандинавских стран означает возраст 61 год), размер пенсии составляет 70% от максимального дохода тех, кто вышел на пенсию после 65 лет.
Такие нормы введены так же не случайно. Это отличительная черта социально-экономического уклада северо-европейских стран: здесь все государственные настройки нацелены на то, чтобы как можно дольше поддерживать трудоспособный возраст, чтобы даже в преклонном возрасте каждый гражданин имел право быть полезным обществу.
В Нидерландах пенсионный возраст составляет 65 лет — для мужчин и для женщин. На государственную базовую пенсию в Нидерландах имеет право любой гражданин, достигший пенсионного возраста, включая неработающих. Размер базовой пенсии не зависит от трудового стажа и от суммы уплаченных взносов в государственный пенсионный фонд. Уровень обязательных пенсий регулируется только по одному признаку: одинокие пенсионеры получают более высокие пенсии, чем супружеские пары. Например, если размер пенсии для одинокого пенсионера составляет около 70% заработка в течение последних лет работы, то в семье пенсионеров каждый из супругов может рассчитывать лишь на 50 % прежнего уровня доходов.
В США система социального обеспечения одна из самых развитых в мире: порядка 90 % американцев наряду с обязательными страховыми пенсиями получают дополнительные государственные пособия. Для тех, кто не имеет трудового стажа и, соответственно, не может получать страховую пенсию, предусмотрена выплата государственного пособия — около 300 долларов в месяц. Что соответствует половине среднестатистической трудовой пенсии, которая составляет около 700 долларов.
Здесь также созданы наиболее благоприятные условия для страхования жизни и здоровья военнослужащих. В настоящее время в США, наряду с пенсионными фондами, действует около сотни специализированных частных страховых компаний, которые реализуют программы добровольного и обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
Система страховой помощи ветеранам в США стала активно развиваться с началом войны во Вьетнаме.
В числе первых, в 1965 году, была открыта Программа страхования жизни военнослужащих — Servicemembers’ Group Life Insurance (сокращенное название страховки — SGLI).
Это первый опыт правительства США, а также один из первых в новейшей истории пенсий крупномасштабный проект по внедрению персонального страхования военнослужащих совместно с частными страховыми компаниями. Выплаты по полисам SGLI (порядка 10 тысяч долларов) продолжаются до сих пор. Средний возраст застрахованных ветеранов вьетнамской войны сегодня составляет около 80 лет. Эволюция механизмов социального обеспечения в крупнейших странах мира — это бесценный опыт для развития пенсионного дела в государствах с развивающейся экономикой. Во многом этот опыт заимствуется в новом пенсионном законодательстве России и государств СНГ.
Пенсии в странах Европы
История начала пенсионной политики в Германии
Первая пенсия была выдана немцам по приказу канцлера Бисмарка. Дата начала этих выплат — 1889 год. Предназначались они государственным служащим и рабочим, которые дожили до 70 лет. Однако в этом заключалась политическая хитрость. Дело в том, что во второй половине XIX века средняя продолжительность жизни среднестатистического немца составляла 45 лет. А возраст выхода на пенсию — 70 лет. Таким образом, получали ее лишь единицы.
Жители Германии иронизировали по этому поводу, назвав пенсии «суммами для покойников». Но, даже несмотря на это, пенсионным указом никто не мог пренебречь, и выплаты осуществлялись регулярно.
Государство шло еще на одну хитрость: выход на пенсию для тогдашних немцев начинался с 70 лет, а так как многие не доживали до этого возраста, то все деньги, предназначенные для пенсий, оставались в государственной казне.
Рейтинг пенсий в мире
Как начислялись средства? Рабочие и служащие платили процент от своей заработной платы в пенсионную казну. Считается, что данная реформа в Германии была связана с тогдашней демографической проблемой. Выходит, что государство пыталось таким образом поднять рождаемость и сохранить нацию.
Когда к власти пришел Адольф Гитлер, он не внес каких-либо существенных изменений в данную реформу.
Политическая реформа в Германии в ХХ веке
Пенсионная система, которую заложил канцлер Бисмарк, работала более столетия. Однако в ХХ веке произошли значительные изменения. В 1953 году к власти пришел канцлер Аденауэр. Он снизил возраст выхода на пенсию на 5 лет. То есть люди могли претендовать на государственное пособие, когда их возраст достигал 65 лет.
А также Аденауэр разработал так называемый солидарный договор поколений. Согласно данному договору, в пользу стариков и детей регулярно отчислялся процент от заработной платы рабочих. Во многих европейских странах данная пенсионная система действует до сих пор.
Какие пропорции отчислений в пенсионную казну Германии действуют в 2018 году? С предпринимателей, как и со служащих, взимается 50 %.
Средняя пенсия в современной Германии составляет 1270 евро. Максимальный размер данного пособия — 2200 евро. А также государство берет на себя ответственность за оплату коммунальных платежей пенсионеров.
Мировая пенсионная политика
Правительство многих развивающихся европейских стран заинтересовано в том, чтобы люди преклонного возраста получали сумму пенсии, достаточную для удовлетворения их потребностей. Главное направление многих европейских пенсионных реформ — это увеличение пенсионного возраста. В этом есть рациональное зерно, ведь многие старики, несмотря на свой возраст, имеют работу, а, следовательно, и постоянный источник дохода.
Какие параметры определяют благосостояние стариков?
- Минимальный размер социального пособия для людей преклонного возраста.
- Индексация пенсий с учетом инфляции в стране.
- Пенсионные льготы.
- Пенсионный возраст в государстве, который зависит от средней продолжительности жизни, уровня жизни населения, а также размера потребительской корзины.
Выход на пенсию в других странах
Страны, в которых данные показатели считаются приоритетными в плане реформирования жизни стариков, считаются развитыми. В таких странах жизнь людей преклонного возраста благополучная.
В каких странах у пенсионеров высокий уровень жизни?
Есть перечень, в котором представлены 6 государств, где пенсионную систему можно назвать развитой.
- Дания. Данию многие называют Меккой для людей преклонного возраста. Жители многих европейских стран желают иметь работу в Дании, так как это предоставит им возможность стать получателем больших государственных выплат, точнее, около 2800 долларов в месяц. Получать данные пенсии могут люди, достигшие возраста 65 лет.
- Финляндия. Максимальный размер пенсии для стариков в Финляндии не установлен, однако их средний размер — 1900 долларов. Сумма пенсии зависит от трудового стажа человека, а также от его заработной платы. Если гражданин Финляндии не дотянул до минимума, то государство доплатит ему недостающую сумму. Получать данные выплаты могут люди, достигшие возраста 65 лет.
- Норвегия. Здесь установлен самый высокий возраст выхода человека на пенсию, а именно 67 лет. Но размер пенсии стоит того, чтобы норвежские рабочие ожидали его. Уровень жизни в Норвегии довольно высокий, даже несмотря на высокие налоги, которые платят рабочие и предприниматели.
- Чехия. Люди могут рассчитывать на государственные выплаты с 58 лет. Их размер также довольно большой, что позволяет старикам не бедствовать. Средний размер пенсии для людей преклонного возраста в Чехии составляет 1000 долларов.
5 худших и лучших стран для пенсии
На высокие выплаты могут также претендовать пенсионеры таких европейских стран, как Италия, Португалия, Словения, Австрия, Финляндия, Люксембург, Испания и так далее.
Особенности социальных выплат старикам в других странах Европы
- Польша. Это государство уже многие годы имеет социальные стандарты, соответствующие европейским. Человек, получающий среднюю пенсию, может рассчитывать на довольно высокий уровень жизни даже в столице Польши Варшаве. Однако не стоит думать, будто можно будет ни в чем себе не отказывать, просто жизнь неработающего старика в Польше будет безбедной.
- Венгрия. В Венгрии старикам не выплачивают огромные пособия, однако они не находятся за чертой бедности. Жизнь венгерских пенсионеров скромная, но в то же время они совсем не голодают. Многие из них имеют возможность получать дополнительный доход, например, работая в музее или библиотеке.
Средний размер пенсии в разных странах мира, $/мес.
Таблица: пенсии в разных странах Европы
Для женщин – 591 евро
В каких странах Европы пенсионеры живут бедно?
В рейтинг таких стран входят следующие:
- Россия. Средний размер выплат — менее 100 евро.
- Болгария — 125 евро.
- Румыния — 175 евро.
- Литва — 222 евро.
- Эстония — 232 евро.
- Латвия — 304 евро.
Недавние пенсионные реформы в России мало изменили жизнь людей преклонного возраста. У многих из них не хватает средств на то, чтобы покрыть минимальные расходы на питание и оплату жилищно-коммунальных услуг.
На сегодняшний день Россия занимает 18 место в мире среди стран, которые платят старикам социальные пособия.
У российских пенсионеров нет шанса путешествовать по миру, как, например, у немецких или чешских «коллег».
Комментарии по пенсиям в России очень сложно сочинить. Российский старик входит в клуб самых бедных пенсионеров Европы. Страна подарила огромные суммы нефте-, газодолларов в экономики наших недругов. А теперь Трамп просто издевается над нами, без утайки голосит о заморозке наших средств в своих банках. Кудрин, а как Вы считали степень увеличения прибыли от вложений в банки США и Европы наших средств?
Необходимость пенсионной реформы для меня очевидна по следующим параметрам.
Во всех странах работающие кормят пенсионеров. При этом важно соотношение работающих к количеству пенсионеров. Не надо путать число работоспособного населения, экономически активного и реально отчисляющих в пенсионный фонд, эти цифры разнятся. Ясно, что не все могущие работать имеют работу, а те, кто работают, не все отчисляют в пенсионный фонд, поскольку неофициально устроены или находятся в теневом секторе экономики и т.д. А всякие Делягины и Навальные одни цифры заменяют другими, подтасовывают эти цифры. А реально так, пенсионные отчисления в настоящее время производятся примерно за 53 млн. работающих граждан. А получают пенсии, сформированные из этих отчислений, 43,5 млн. человек. При этом количество пенсионеров на самом деле еще больше — свыше 46 млн. (пенсии военнослужащим и ряду других категорий формируются по иным правилам).
Итак, на 53 млн. официально работающих приходится 43,5 млн. пенсионеров. Это и есть соотношение 1,2:1. Соотношение верно лишь на определенный период и с каждым годом уменьшается. Если оперировать круглыми цифрами, то на шесть человек, перечисляющих пенсии, приходится пять человек, получающих пенсии. Еще грубее: 6 кормят 11, считая себя самих, но не считая собственные семьи. А если подсчитать иждивенцев в собственных семьях, детей, неработающих женщин?
Вопрос на засыпку, какие могут пенсии при таком раскладе, если один с сошкой, а семеро с ложкой? Нарастить с работающего пенсионные выплаты? Нет. Он не потянет. Нужно увеличить количество работающих. А это значит увеличить пенсионный возраст. Мы можем, конечно, не верить правительству, я лично не доверяю ему, но мои собственные расчеты подтверждают их доводы, что пенсии не повысить без повышения пенсионного возраста. Без этого не обойтись. То же самое творится во всем мире. Весь мир давно повысил пенсионный возраст, мы как-то до сих пор избежали.
Хорошо, наверное, бездумно оперировать цифирками? Два вопроса «на засыпку»: 1. Человек проработал 20 — 30 лет. С его заработка ежемесячно отчислялось (принудительно) почти треть в некий инвестиционный фонд, назывемый «пенсионным». Куда делись эти деньги и какое отношение имеет соотношение разновозрастных граждан к деньгам конкретного человека (повторюсь, человек всю жизнь отчислял треть доходов СЕБЕ на пенсию)? 2. Почему гипотетический человек из предыдущего примера должен зарабатывать еще и на кучу льготников, которые итак всю жизнь жили за его счет (бюджет ведь тоже с его отчислений наполнялся), а теперь получают повышенную пенсию и пенсионный возраст у них остается неизменным (40 — 45 лет)?
Уважаемый, Владимир! Что-то вы легко жонглируете цифрами, зачем? В ПФР отчисляется не треть (33%), а всего пятая часть (22 %). Когда Ваши родители вышли на пенсию (в 55 и 60 лет), они начали получать деньги, которые поступали и с Вашей зарплаты, и от других Вашего возраста работников. Про какую кучу льготников Вы вещаете? Если про военных пенсионеров, то их всего около 5% от всех пенсионеров (2,5 млн. от 46 млн.). Да, военные не создают нац. продукта, не знаю, отчисляют ли с их зарплаты в ПФР, но их служба не идет в сравнении ни с какой профессией (пожалуй, кроме шахтеров). Так что их 40-45 лет стоят 55-60 лет гражданского стажа.
Уважаемый Вячеслав!
В РФ я был работодателем и знаю реальные суммы налогов, которыми облагается фонд оплаты труда предприятия.
Кроме военных пенсионеров есть еще огромное количество всякого рода силовых структур, государственных чиновников высшего ранга и прочих депутатов. По «неизвестной» причине эту прорву народа «пенсионная реформа» не касается.
В своей жизни мне приходилось работать в разных местах, например на Семипалатинском ядерном полигоне. Там (и не только) пришлось очень близко наблюдать быт и трудозатраты военных. Уверяю вас, что имеется огромное количество профессий предполагающих гораздо более напряженный график и большую ответственность. Мы на этом полигоне, к примеру, зарабатывали для страны деньги. А служивые обеспечивали охрану объектов. Жили в одном городке и на одних объектах в одинаковых общежитиях. Только им государство предоставляло квартиры с мебелью, а нам приходилось ее покупать. Им выдавали форменную одежду, а мы были вынуждены покупать цивильные костюмы. Им на объектах обеспечивали питание, а мы его покупали за свои деньги. Мы не могли покинуть объект, если шли испытания, а они сменяли друг друга строго по графику. И т.д. … Вот только им стаж шел год за два, а то и за три. А мне (и другим) государство выдвинуло массу невыполнимых требований для оформления досрочной пенсии за работу во вредных условиях (ядерный реактор). Так что, уж извините, но рассказывайте байки о «тяжелой службе» тем, кто знает оную по фильмам и «патриотической» литературе.
Если говорить о моих родителях, то они заработали пенсию еще в СССР. Каждый проработал более 40 лет получая нищенскую зарплату. Я думаю, что как и миллионы других их сверстников, они вложили в бюджет страны гораздо больше, чем в последствии получили в виде не менее нищенской пенсии. Но вместо этого чиновники ПФР получают огромные оклады, понастроили себе дворцов для комфортного проведения рабочего времени, оснастили кабинеты современной бытовой техникой (объясните пожалуйста, зачем на рабочем месте клерку нужен телевизор?), усадили задницы своего руководства в лимузины (наверное, чтобы не стыдно было ехать на встречу с чиновниками, бездарно руководящими госкорпорациями и покрывающими свою бестолковость средствами ПФР — т.е., пенсионеров) т.д. и т.п.
Самая большая беда таится в недрах нашей современной истории России, что мы очень усердно разрушали собственную экономику. Страна потеряла половину своего трудового потенциала. Надо быть слепым, чтобы не увидеть уничтожение российских деревень, заброшенных миллионов гектаров плодородных земель. Власти наивно полагали, что российское крестьянство набросится пахать, сеять, работать без устали на свое благополучие — не получилось. Государство не подхватило контроль за монополистами — торговцами техники, ГСМ и других услуг крестьянству.
Да… наивно полагали. Имея право на земельные наделы после формальной ликвидации колхозов-совхозов, крестьяне не захотели воспользоваться возможностью продолжать пахать и сеять. Вместо этого все распродали. Ну не Китайцы мы, не можем работать без указаний сверху. А когда начинают указывать, мы противимся диктату. А что вы хотели после ликвидации активной части населения в первые десятилетия Советский власти? Остались только батраки.
У нас в России принято сравнивать с Западом, когда это выгодно правительству. Ну что ж, давайте сравним. Пенсии у нас ниже, чем на Западе, в 3-5 раз. А теперь сравните уровень жизни у них и у нас.
Вы правы. Им уровень жизни и пенсий на блюдечке с голубой каемочкой поднесли с первых дней. До 53 года в той же Германии возраст выхода на пенсию был 70 лет, установленный еще при Бисмарке, при средней продолжительности жизни 45 лет. И только после был снижен на пять лет при Аденауре, и по сей день был 65 лет. Теперь там опять поднимают возраст выхода на пенсию по демографической причине. Да и в пенсионный фонд там гораздо более высокие платежи.
Какая-то странная у Вас арифметика… При чем здесь уровень жизни? Ведь пенсия формируется за счет работающего населения. Значит, нам нужно отчислять в пенсионный фонд больше, чтобы потом получать больше, но на это мало кто соглашается — иначе сами стали бы откладывать со своих зарплат себе на старость. Причем же здесь государство?
22 процента от «белой» зарплаты сотрудника только работодатель перечисляет в Пенсионный фонд. 6 процентов идут на фиксированную выплату, которую в составе пенсии получает каждый пенсионер. 10 процентов перечисляются на страховую часть пенсии, которая с 1 января 2015 года стала отдельным видом пенсии. И так в среднем 30-40 лет… Какой процент населения проживает после выхода на пенсию 30 лет? Затем работающий пенсионер продолжает проводить отчисления в пенсионный фонд, тем самым практически спонсируя сам себя. Может, следуя этой арифметике, следует не повышать пенсионный возраст, а исключить криминальную составляющую из работы налоговых служб?
Так сколько работающих в Америке и Европе на одного пенсионера?
Но 70% немцев, не имея свое жилье, снимают его, что не скажешь о наших стариках, практически у всех есть свой уголок.