Полномочия правительства рф в сфере финансового контроля

Автор: | 25.05.2018

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции

Органы исполнительной государственной власти общей ком­петенции — Правительство Российской Федерации, правительст­ва, администрации субъектов Федерации направляют контроль­ную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа­нии Конституции России (ст. 114) и Федерального конституцион­ного закона «О Правительстве Российской Федерации»* контроли­рует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осущест­вляет валютный контроль.

* СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руко­водство и контроль за деятельностью в области финансов федераль­ных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подот­четны ему.

Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному зако­нодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осу­ществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Это относится как к отраслевым орга­нам государственного управления, так и действующим в сфере фи­нансов. Так, Правительством РФ утверждены Положение о Ми­нистерстве финансов РФ (постановление от 6 марта 1998 г.), Поло­жение о федеральном казначействе РФ (постановление от 27 августа 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финан­совому контролю.

Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие ор­ганы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот;* Федеральная комиссия по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от при­ватизации;** Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета)***

* СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 947.

** СЗ РФ. 1997. 5. Ст. 658.

*** СЗ РФ. 1999. №16. Ст. 1991.

Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом. Так, Федеральным законом «О федераль­ном бюджете на 1999 год» (ст. 129) Правительству РФ предписано создать специальную комиссию в составе представителей Прави­тельства РФ и Государственной Думы, уполномоченную контроли­ровать погашение задолженностей по возвратным бюджетным ин­вестиционным ассигнованиям.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразде­лениями и органами, а также Министерство РФ по налогам и сбо­рам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

На уровне субъектов РФ такой контроль проводят министерст­ва финансов или финансовые управления администраций, в муниципальных образованиях — финансовые отделы или управления администраций, формируются соответствующие казначейства и налоговые службы.

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рам­ках его компетенции государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с госу­дарственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием и хранени­ем драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и кон­троль за обеспечением платежеспособности страховщиков; кон­троль за качеством аудиторских проверок; за доходами от проведе­ния лотерей, зарегистрированных в РФ.*

* См.: Положение о Министерстве финансов РФ//СЗРФ. 1998. №11. Ст. 1288.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводит документальные ревизии и про­верки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям право­охранительных органов. По обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Минфин России организует ревизии и финансовые проверки соответствую­щих организаций.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по ре­зультатам контроля — при установлении фактов нецелевого ис­пользования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Мин­фин России уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Следует обратить внимание на то, что закрепленные ныне кон­трольные полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только феде­рального уровня. И в тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его кон­трольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой под­ход обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправ­ления в установленных законодательством пределах, их ответст­венностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

Подобно Минфину России в Российской Федерации функции контроля осуществляют финансовые органы, субъектов Федерации в отношении соответствующих бюджетов и внебюджетных фон­дов, а также финансовые органы в системе местного самоуправле­ния — относительно местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Важной стороной в деятельности в данной области Министерст­ва финансов РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля: осуществление методологи­ческого руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, ут­верждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осу­ществление лицензирования и т.п.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подраз­деления Министерства финансов РФ соответственно их компетен­ции. Однако Министерство финансов РФ имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для про­ведения финансового контроля или надзора: Департамент государ­ственного финансового контроля и аудита, Департамент страхово­го надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.

Полномочия правительства рф в сфере финансового контроля

Результат поиска по запросу: Контроль Правительства РФ
Контроль Правительства РФ

осуществление высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации (Правительством РФ) в пределах своих полномочий контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации Конституции РФ, законов, указов, международных договоров РФ и принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнит, власти. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, Заместителей Председателя и федеральных министров. Правительство РФ утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнит. власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнит. власти, прогнозирует социально-экономич. развитие РФ, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономич., финанс. и инвестиц. сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом, принимает меры по защите интересов отечеств. производителей товаров, обеспечивает функционирование оборонного комплекса, разрабатывает и представляет Государственной Думе (см. Контроль Федерального Собрания РФ) проект федерального бюджета на очередной финанс. год и обеспечивает после утверждения Госдумой его исполнение, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске гос. займов, об изменении финанс. обязательств гос-ва, а также на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. При выполнении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента РФ, и Президенту РФ (см. Контроль Президента РФ). Правительство РФ выполняет функции государственного финансового контроля — разрабатывает, реализует и контролирует в пределах своих полномочий налоговую, финансовую, кредитную и денежную политику, принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг (см. Министерство финансов РФ). Контролем за исполнением Федерального бюджета ведает Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ (см. Федеральное казначейство РФ). Организация контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, возлагается на Аппарат Правительства РФ. Он взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания РФ. Аппарат Правительства РФ возглавляет федеральный министр. Официальный печатный орган Правительства РФ — «Российская газета».

Читайте так же:  Приказ от 17 июня 2018 г n 378н

Полномочия Министерства финансов в осуществлении финансового контроля

Главная > Реферат >Финансы

Задачи и функции Министерства финансов России……………… 5

Руководство и структура Минфина РФ……………………………. 9

Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля………………………………………………………….…………… 13

В любом государстве распределение и перераспределение национального дохода происходит в денежной форме. Понятие «финансы» происходит от фр. finance — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме. Для выполнения своих разнообразных и многосложных задач государство нуждается в массе материальных средств, и ему приходится вести весьма сложное хозяйство. Для успешного ведения последнего государству необходима обширная и хорошая организация финансового управления. Являясь субъектом финансового верховенства, государство имеет известную власть, состоящую вправе издавать финансовые законы, устанавливать налоги, заключать государственные займы, принимать принудительные меры в отношении к нарушителям или не исполнителям финансовых норм.

Для проявления своей деятельности по части финансового управления государство нуждается в целом ряде центральных и местных финансовых органов. Систему финансовых органов Российской Федерации возглавляет Министерство финансов РФ. Все национально-территориалъные образования и административно-территориальные образования имеют в составе своих правительств или администраций управления, соответствующие республиканские министерства финансов, или другие органы финансового управления.

Учитывая, что основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Министерством финансов, рассмотрим далее его компетенцию более подробно.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время бюджетная политика правительства строится для скорейшего достижения таких целей, как создание условий более быстрого роста экономики, завершение ее структурных преобразований, повышение эффективности государственных расходов, обеспечение социальной стабильности в обществе и продолжение роста реальных доходов населения.

Задачи и функции Министерства финансов России

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) – федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и отчётности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма 1 .

Министерство финансов Российской Федерации располагается по адресу: Москва, ул. Ильинка, д. 9.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание Министерства финансов Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Министерство финансов Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации 2 .

Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:

совершенствование бюджетной системы РФ;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля 3 .

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

принимает участие в определении ценовой политики;

принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;

разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативно-правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;

обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств.

Руководство и структура Минфина РФ

Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. В настоящее время Министром финансов в РФ является Кудрин Алексей Леонидович. Министр имеет заместителей: Нестеренко Татьяну Геннадьевну, Новак Александра Валентиновича, Панкина Дмитрия Владимировича и др., назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации 4 .

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ 5 .

Читайте так же:  Как оформить визу в молдову

Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются: Департамент управления делами и контроля; Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; Департамент бюджетной политики в отраслях экономики; Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки; Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной и муниципальной службы; Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; Департамент финансовой политики; Департамент межбюджетных отношений; Правовой департамент; Административный департамент; Департамент долгосрочного финансового планирования; Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета.

Департамент управления делами и контроля организует функционирование системы документационного обеспечения управления в Министерстве, в том числе с документами ограниченного пользования, соблюдение установленного порядка работы со сведениями, составляющими государственную тайну, методическое руководство работой режимно-секретных органов Министерства, федеральных служб и организаций, находящихся в ведении Министерства, организационное обеспечение деятельности коллегии Министерства, взаимодействие Министерства с органами законодательной (представительной) власти, общественными организациями и средствами массовой информации 6 .

Департамент бюджетной политики обеспечивает осуществление функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере, в сфере финансового обеспечения федеральной государственной гражданской службы, а также в отдельных вопросах налоговой сферы. Департамент подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента 7 .

50. Финансовый контроль Правительства РФ

50. Финансовый контроль Правительства РФ

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.

Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами. В Совет входит председатель Центрального банка, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и проводит финансовую политику страны, а также контролирует ее осуществление органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Министерства финансов в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; проводит валютный контроль; контроль направления и использования государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения обнаруженных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций, которые осуществляют незаконное расходование средств и не предоставляют соответствующую отчетность, а также взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет утвержденное Минфином Методическое руководство по организации бухгалтерского учета в стране, а также осуществление аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности (кроме аудита банков).

Необходимо отметить, что контрольные полномочия Минфина распространяются на финансовые средства только на федеральном уровне.

Бюджетное законодательство предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.

4.4. Полномочия Правительства РФ в области управления финансами

Правительство РФ – это коллегиальный орган государственной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти в России [5] . Правительство РФ в пределах своих полномочий выполняет следующие функции:

1) осуществляет регулирование в социально‑экономической сфере;

2) формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

3) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы;

4) осуществляет регулирование в сфере экономики по направлениям: обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирование социально‑экономического развития РФ, осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики; выработка государственной структурной и инвестиционной политики и принятие мер по ее реализации; осуществление управления федеральной собственностью; разработка и реализация государственной политики в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществление общего руководства таможенным делом; принятие мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирование мобилизационного плана экономики РФ; обеспечение функционирования оборонного производства РФ;

5) производит регулирование бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики по направлениям: обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики; разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета; разработка и реализация налоговой политики; обеспечение совершенствования бюджетной системы; принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг; осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществление валютного регулирования и валютного контроля; руководство валютно‑финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами; разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен;

6) ведет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы по тарифам, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы.

Федеральная антимонопольная служба [6] осуществляет функции: по принятию нормативных правовых актов; контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, по защите конкуренции на рынке финансовых услуг; контролю деятельности субъектов естественных монополий, рекламы; контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. Федеральная служба по финансовым рынкам [7] осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Федеральная служба по тарифам [8] осуществляет:

1) правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ;

2) контроль их применения (за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти).

Федеральная служба государственной статистики [9] осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом положении страны, а также функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности. Федеральная таможенная служба [10] осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Полномочия правительства рф в сфере финансового контроля

50. Финансовый контроль Правительства РФ

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.

Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами. В Совет входит председатель Центрального банка, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и проводит финансовую политику страны, а также контролирует ее осуществление органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Министерства финансов в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; проводит валютный контроль; контроль направления и использования государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Читайте так же:  Минимальные требования линейдж 2

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения обнаруженных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций, которые осуществляют незаконное расходование средств и не предоставляют соответствующую отчетность, а также взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет утвержденное Минфином Методическое руководство по организации бухгалтерского учета в стране, а также осуществление аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности (кроме аудита банков).

Необходимо отметить, что контрольные полномочия Минфина распространяются на финансовые средства только на федеральном уровне.

Бюджетное законодательство предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

* разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

* обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

* обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

* осуществляет управление федеральной собственностью;

* осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

* осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

* осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Перечисляя основные направления деятельности Правительства РФ, Конституция РФ указывает, что Правительство РФ:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В этой связи Правительством РФ:

утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти;

устанавливается предельная численность работников аппаратов федеральных органов исполнительной власти и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

устанавливается порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

назначаются на должность и освобождаются от должности заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, утверждаются члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов, а также учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ полномочия данного высшего органа исполнительной власти подразделены на несколько категорий:

полномочия в сфере экономики;

полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;

полномочия в социальной сфере;

полномочия в сфере науки, культуры, образования;

полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;

Правительство РФ в пределах своих общих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации,

В сфере экономики Правительство РФ: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

В социальной сфере Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования,

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации Правительство РФ: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ: осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств.