Предварительная экспертиза инновационного проекта

Автор: | 08.11.2018

Экспертиза инновационных проектов

Экспертиза инновационных проектов — процедура комплексной проверки и контроля:

а) качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента;
б) профессионализма руководителя проекта и его команды;
в) научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности проекта и организации;
г) достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта;
д) качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

По кругу выполняемых задач экспертизу инновационных проектов можно сравнить с сертификацией. По дорогам инновационным проектам, направленным на решение крупных экологических, информационных, гуманитарных проблем, имеющим международное или национальное значение, считается правомерным проводить не экспертизу, а сертификацию, и только после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием.

Объем и глубина проверяемых при экспертизе вопросов определяется генеральным заказчиком в зависимости от вида и особенностей инновационного проекта.

В соответствии с Рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) экспертизу инновационных проектов следует проводить на основе следующих принципов:

1) наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих;
2) при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;

3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
4) методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, рекомендованных ОЭСР, необходимо дополнить следующими:

1. экспертная группа должна быть численностью не менее чем из 7 специалистов в данной области, работающих на контрактной основе;
2) работа экспертной группы должна быть организована на принципах независимости, объективности, профессионализма, комплексности, системности, мотивации конечных результатов труда;
3) основной задачей экспертной группы должна быть проверка соблюдения инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.

Важнейшим условием достижения высокого качества инновационного проекта, организованности и результативности работы экспертной группы является обеспечение высокого качества нормативно-методических документов по инновационному менеджменту и функционированию любой структуры.

Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:

а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения — международное сообщество, страна, регион, город, село, фирма;
б) правовой статус документа — обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т.п.),
в) содержание документа — технические (инвестиционные проекты, конструсторско-технологическая документация, методики и т. п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т. п.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т. п.).

Обязательные атрибуты документов фирмы — цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Документы предлагается оценивать по следующим критериям качества:

1) комплексность документа, т. е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправленность документа;
2) степень соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и другим вопросам;
3) степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;
4) количество примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.);
5) количество примененных при разработке документа современных методов (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы рекомендуется применять при разработке объекта, то такое требование должно быть зафиксировано четко в документе;
6) экономическая обоснованность управленческих решений:
7) повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения;
8) степень апробированности документа в научных кругах, федеральных и региональных органах, управления, на практике;
9) имидж организаций — разработчиков документа и квалификация его разработчиков;
10) органы, согласовавшие и утвердившие документ;
11) степень соблюдения стандартов на оформление документа, однозначность понятий, четкость, доступность изложения, наглядность.

Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров, фирм, страны.

Методика проведения экспертизы инновационных проектов основывается на методах и приемах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения.

Наиболее распространенными методами экспертизы являются:

а) методы сравнения показателей, заложенных в инновационный проект или полученных в результате экспертных (сертификационных) испытаний, с международными и национальными требованиями по экологичности, эргономичности, безопасности применения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаменяемости, другом параметрам с мировыми достижениями;
б) экспертный;
в) индексный;
г) балансовый;
д) графический и другие методы и приемы.

Эти методы не являются альтернативными, они дополняют друг друга. Для одного компонента (раздела, проблемы) применяется один метод, для другого — другой. При применении любого метода не обойтись без изучения научных подходов и методов инновационного менеджмента.

В России для реализации федеральных научно-технических программ государственными заказчиками заключаются государственные контракты с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу проектов в области гуманитарные и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;
4 — проект заслуживает поддержки;
3 — проект может быть поддержан;
2 — проект не заслуживает поддержки;
1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной оценке учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).

При анализе научного содержания проекта учитываются:

1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);
2) четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);
5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнения работы).

Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы:

— Подготовлены ли программы исследований
— Подготовлены ли анкеты для опроса
— Проведено ли пилотажное исследование
РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

— отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;
— составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;
— определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимается решение о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле

где R — общий рейтинг проекта; г1— коэффициент, учитывающий научную ценность проекта; г2 — коэффициент, учитывающий реальность выполнения проекта в срок; г3— коэффициент коррекции суммарной оценки, г3 и г3 R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент г1, оценивает вероятность того, что выполнение проекта может: привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области. Например, при г1= 2 — достаточная полезность проекта, 5 — заявка на выдающийся результат.

Коэффициент г2 учитывает: научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом экономических исследований и образования, созданным в 1995 г. Фондом «Евразия», Фондом Форда, Институтом «Открытое общество» Фонда Сороса, Благотворительными трастами «Пью» и Всемирным банком.

Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере экономики путем создания инфраструктуры для проведения НИОКР, а также содействие реформе экономического образования на территории СНГ.

Фонд «Евразия» — американская некоммерческая организация, предоставляющая гранты на поддержку инновационных и других проектов в области экономической и демократической реформы в СНГ.

Фонд Форда — частная благотворительная организация, основанная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процессам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.

Всемирный банк — международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и процесса стабилизации по всему миру.

Институт «Открытое общество» Фонда Сороса работает на правах благотворительного фонда, поддерживает проекты в различных областях и является инициатором многих проектов.

Благотворительные трасты «Пью» — американская благотворительная организация, предоставляющая финансовую поддержку в форме грантов.

Российская программа, экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода.

Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам в целях:

— поддержки и распространения новых научных методов и идей;
— поощрения прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;
— развития исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов;
— содействия укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России.

2. Нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального) либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и другие Федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах и т. д. Но документы нижестоящего уровня, ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.

Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:

• нормативные акты и стандарты;
• методики, положения, инструкции и т. п.

В свою очередь, стандарты могут быть следующих видов:

— международный стандарт (М С);
— европейский стандарт (EN);
— государственный стандарт стран СНГ-(ГОСТ);
— государственный стандарт России (ГОСТ Р);
— региональный стандарт (например, РСТ);
— отраслевой стандарт (ОСТ);
• стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т. п. (СТП).

После аббревиатуры указываются шифры системы стандартов, региона, отрасли, организации и т. д., потом — порядковый номер стандарта и через тире — год утверждения стандарта. Например, ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации государственных стандартов России. Регистрация систем качества. Общие положения».

Каждый стандарт действует на уровне иерархии, утвердившей его. Например, государственные стандарты России действуют на всей территории РФ, во всех организациях, учреждениях, предприятиях независимо от форм собственности. А стандарты предприятий обязательны для исполнения только на данном предприятии.

Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает этот вопрос, и так до уровня фирмы.

Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и т. д. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.

Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, система измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, система безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и т. д. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.

Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы менеджмента, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества жизни.

Монархия
Оценка предприятий
Теория организации
Оценочная деятельность
Теории мотивации

Назад | | Вверх

Экспертиза инновационных проектов

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, формы и методы контроля за их исполнением существуют во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы кон-троля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:

сравнение положений «до» и «после»;

Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть — рассмотрение потенциального воздействия результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг.

Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.

Основным недостатком метода является невозможность корректно сопоставить два и более альтернативных вариантов.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование, с теми, кто его не получает. Этот метод применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.

В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта. Но он также имеет недостатки, в частности, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Достоинства и недостатки различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих, и методам контроля.

При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная.

Необходимы предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.

Следует увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

В ряде стран, например во Франции, экспертная оценка проектов и контроль за их исполнением проводятся теми организациями, которые осуществляют их финансирование. Обязательными параметрами являются сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. Поэтому сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований здесь составляют от 8 до 15 лет.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.

К каждой экспертной группе может быть подключен представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.

Деятельность экспертов не ограничивается только оценкой проектов. Она может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз, которые содержат не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.

Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта: 5 — проект заслуживает безусловной поддержки; 4 — проект заслуживает поддержки; 3 — проект может быть поддержан; 2 — проект не заслуживает поддержки; 1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной анкете учитывается наличие или отсутствие обстоятельств, затрудняющих объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов», когда не со-впадают научные интересы эксперта и содержания проекта; когда эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).

При анализе изложения замысла проекта учитываются:

изложение замысла проекта (четко, нечетко);

определение цели и методов исследования (четко, нечетко);

качественные характеристики проекта (проект имеет фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);

научный задел (имеются существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы, публикации по заданной теме; научно-методи-ческая проработка решения проблемы отсутствует);

новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа содержания проекта (автор, участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли, новизну поставленной проблемы, перспективы развития проекта, качественный состав участников и обосновать оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований предусматриваются ответы на следующие вопросы:

подготовлены ли программы исследований;

подготовлены ли анкеты для опроса;

проведено ли пилотное исследование.

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Экспертиза предусматривает три уровня.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

отбор проектов для участия во втором уровне экспер-тизы;

составление мотивированных заключений по отклонен-ным проектам;

назначение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту и принимаются решения о финансировании.

R может принимать значения от 2 до 13.

Показатель т1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

Показатель т2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.

Например, в тг оценка «2» может означать достаточную полезность проекта, оценка «5» — заявку на выдающийся результат.

Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Рассмотрим методы отбора инновационных проектов для реализации.

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта инвестором. Проекты должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных натуральных показателей по вариантам, сопоставимость представленных про-ектов определяются:

по объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т. п.);

по качественным параметрам инноваций;

по фактору времени;

по уровню цен, тарифов;

по условиям оплаты труда.

Стоимостные показатели по вариантам определяются с учетом инфляционного фактора. Варианты инновационных проектов должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, подход к оценке риска инновационных вложений и нео-пределенности исходной информации.

Сопоставимость вариантов, расчет по исходной информации обеспечиваются путем приведения к одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту, к одним срокам, уровню качества.

Обеспечение многовариантности мероприятий является одним из важнейших принципов менеджмента.

Без анализа зарубежного опыта, непосредственных конкурентов нельзя тратить денежные средства. Следует напомнить соотношение 1 : 10 : 100 : 1000, где 1 — один доллар «экономии» на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10, 100, 1000 — потери на последующих стадиях жизненного цикла решения.

При оценке эффективности любого проекта, в том числе и инновационного, государственными органами применяются следующие критерии:

коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов;

народнохозяйственная (экономическая) эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающим требуемую норму доходности, и рассчитывается для проекта в целом и для отдельных участников с учетом их вклада. При этом в качестве эффекта на конкретном шаге выступает п о т о к р е а л ь н ы х д е н е г, который представляет собой разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки, является б ю д ж е т н ы й э ф ф е к т .

Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как превышение интегральных доходов бюджета над интеграль-ными расходами.

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Феде-рации), отраслей, организаций.

При расчетах показателей народнохозяйственной экономической эффективности в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями — участниками проекта). Сюда же относится выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретений, ноу-хау, программ для ПК и т. п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

социальные и экономические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия результатов деятельности всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

прямые финансовые результаты;

кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т. п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные изменением доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, затратами на консервацию и ликвидацию производственных мощностей, потерей природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эф-фективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.

Выбирая инновации, инвесторы стремятся обеспечить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но и получения дохода. Важным фактором при принятии решений о финансировании инноваций являются период, в течение которого будут возмещены понесенные расходы, время, необходимое для получения расчетной прибыли.

Одним из самых простых и широко распространенных методов оценки является метод определения срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погаше-ны за счет получаемого дохода.

Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за который суммарные чистые денежные поступления (кумулятивный доход) превысят величину инвестиций.

Метод расчета срока окупаемости наиболее прост с точки зрения применяемых расчетов и приемлем для ранжирования инвестиционных проектов с разными сроками окупаемости. Например, при высокой степени риска инвестиций, когда предприятие заинтересовано вернуть вложенные средства в кратчайшие сроки, при быстрых технологических переменах в отрасли или при наличии у предприятия проблем с ликвидностью основным параметром, принимаемым во внимание при оценке и выборе инвестиционных проектов, является как раз срок окупаемости инвестиций.

Однако этот метод имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам; во-вторых, не учитывает доходов после погашения суммы инвестиций.

Другим достаточно простым методом оценки инвестиционных проектов является метод расчета коэффициента эффективности инвестиций (бухгалтерской рентабельности инвестиций). Данный коэффициент определяется путем деления среднегодовой прибыли на среднюю величину инвестиций. В расчет принимается среднегодовая чистая прибыль. Средняя величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два.

Если по истечении срока анализируемого проекта предполагается наличие остаточной стоимости (срок проекта меньше срока амортизации оборудования, т. е. не вся стоимость оборудования списана в течение срока проекта), то она должна быть исключена.

Полученный коэффициент эффективности инвестиций целесообразно сравнить с коэффициентом эффективности всего предприятия.

Преимуществами данного метода являются простота и наглядность расчета, возможность сравнения альтернативных проектов по одному показателю.

Недостаток метода заключается в том, что он не учитывает временной составляющей прибыли. Так, не проводится различие между проектами с одинаковой, но в действительности изменяющейся по годам величиной среднегодовой прибыли, между проектами, приносящими одинаковую среднегодовую прибыль, но в течение разного числа лет.

В определенной степени недостатки этих методов сокращают возможность использования методов, основанных на принципах дисконтирования денежных потоков.

В мировой практике существует несколько подобных методов. Их суть сводится к сопоставлению величины инвестиций с общей суммой дисконтированных будущих поступлений.

Разность между общей накопленной величиной дисконтированных доходов и первоначальными инвестициями со-ставляет чистую текущую стоимость (чистый приведенный эффект):

Таким образом, если чистая текущая стоимость положительна (величина больше 0), то инвестиционный проект сле-дует принять, если отрицательна — отвергнуть. В случае, если чистая текущая стоимость равна нулю, проект нельзя оценить ни как прибыльный, ни как убыточный, необходимо использование других методов сравнения. При сравнении нескольких альтернативных проектов предпочтение отдается тому, который характеризуется высокой чистой текущей стоимостью.

Применение метода чистой текущей стоимости, несмотря на трудности его расчета, более предпочтительно, нежели применение методов оценки срока окупаемости и эффективности инвестиций, поскольку он учитывает временные составляющие денежных потоков. Этот метод позволяет рассчитывать и сравнивать не только абсолютные, но и относительные показатели, к которым относится рентабельность инвестиций.

Очевидно, что если рентабельность больше единицы, то проект следует принять, если меньше единицы — отвергнуть.

Величина рентабельности инвестиций очень удобна при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения чистой текущей стоимости инвестиций, либо при комплектовании портфеля инвестиций, т. е. выборе нескольких вариантов одновременного инвестирования денежных средств, дающих чистую текущую стоимость.

Использование метода чистой текущей стоимости инвестиций позволяет учитывать при прогнозных расчетах факторы инфляции и риска, в разной степени присущие разным проектам. Очевидно, что учет этих факторов приведет к увеличению желаемого процента, по которому возвращаются инвестиции.

Внутренняя норма рентабельности представляет собой предельную ставку дисконта, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю. Расчет ее представляет собой математически сложные процедуры, поэтому подробно не рассматривается.

Многие крупные проекты могут иметь задержку в их реализации, что может привести к увеличению стоимости работ, которая превысит первоначальную стоимость проекта. Поэтому важная роль здесь принадлежит страхованию рисков, которое означает передачу определенных рисков страховой компании.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении проекта.

При резервировании средств на покрытие непредвиденных расходов учитывается точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов. Оценка непредвиденных расходов позволяет свести к минимуму перерасходование средств.

Структура резерва на покрытие непредвиденных расходов определяется двумя методами:

резерв делится на общий и специальный;

определяются непредвиденные расходы по видам затрат (заработная плата, материалы и др.).

О б щ и й р е з е р в покрывает изменения в смете и др.

С п е ц и а л ь н ы й р е з е р в включает надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по позициям, оплату исков по контрактам. Это особенно важно в условиях инфляции.

Дифференциация резерва п о в и д а м затрат позволяет определить степень риска, связанного с каждым видом резерва, который можно в дальнейшем распространить на отдель-ные этапы проекта.

Для уточнения размеров непредвиденных расходов устанавливается взаимосвязь с элементами структуры разделения работ на разных уровнях. Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных кор-ректировки непредвиденных расходов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету, и не должен использоваться для компенсации затрат, являющихся следствием неудовлетворительной работы.

План финансирования проекта должен учитывать:

риск нежизнеспособности проекта;

риск незавершения проекта.

Инвесторы должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности, обеспечения окупаемости капиталовложений.

На микроуровне основное внимание уделяется коммерческой эффективности проекта, которая определяется как соотношение финансовых затрат и результатов.

При рассмотрении альтернативных проектов на практике в ходе анализа сравниваются:

средняя годовая рентабельность проектов со средней ставкой банковского кредита;

проекты с точки зрения страхования от инфляционных потерь;

периоды окупаемости инвестиций;

потребность в инвестициях;

стабильность поступления инвестиций;

рентабельность инвестиций в целом за весь срок осуществления проекта;

рентабельность инвестиций в целом с учетом дисконтирования.

При этом исходят из следующих критериев принятия решений:

отсутствие более выгодных альтернатив;

минимизация риска потерь от инфляции;

краткость срока окупаемости;

относительная дешевизна проекта;

обеспечение стабильности поступлений;

высокая рентабельность с учетом дисконтирования.

Таким образом, экспертиза инновационных проектов позволяет оценить их с точки зрения инвестиционной привлекательности. 1.

Читайте так же:  3 группа инвалидности соцпакет