Приказ мвд 364 дсп 2018

Автор: | 20.03.2018

ответы ТСП РЯД / ответы по теме 3 / 15. Понятия и виды ЧО И ЧС

Понятие чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.

В приказе МВД России от 24 марта 2015 года № 363дсп «Об организации деятельности территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельствах» данным приказом утверждено наставление по планированию и подготовке сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Дополнительно приказ МВД России от 24 марта 2015 года № 364дсп «О некоторых вопросах обеспечения готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельствах».

Чрезвычайные обстоятельства (обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ).

Причиной возникновения ЧО являются чрезвычайные ситуации (ЧС) и чрезвычайные происшествия (ЧП).

Чрезвычайная ситуация обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайное происшествие — происшествие или преступление криминального характера.

В целях ликвидации последствий ЧО может вводится чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение – вводимый, в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ на территории РФ или в ее отдельных местностях, особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно – правовых форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а так же возложение на них дополнительных обязанностей.

Обстановка, сложившаяся в результате возникновения ЧО, введения ЧП, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории ДР и ТГ, угрозы применения или применения ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органной государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материальных ценностей, определяется как особые условия.

Для решения задач, связанных с возникновением ЧО и наступлением особых условий, проводятся специальные операции, которые являются одним из организационно – тактических способов экстренного массированного реагирования ОВД, ВВ МВД РФ и сил других ведомств на указанные процессы и явления.

19. Жаглин А.В. Система управления органов внутренних дел: общая характеристика // Вестник Воронежского института МВД России. № 1, 2012 г. С.1-7.

21. Пашин В.М. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в свете изменений кадровой политики МВД России / Труды ВИПК МВД России. Составители: М.А. Акимова, Г.Е. Волгина, выпуск 44: актуальные проблемы профессиональной подготовки сотрудников ОВД: материалы межвузовской научно- практической конференции. 2014 г.

22. Сердюк Н.В Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел. Монография. М.: АУ МВД РФ, 2008.

23. Труды Академии управления МВД России: научно-практическое издание для руководителей и специалистов правоохранительных органов. М., 2008.

24. Тулупова М.Ю., Медведева О.В. Документационное обеспечение управления органов внутренних дел // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки . № 7,том 99, 2011. С.1-3

25. Ульянов А.Д., Жаглин А.В. Содержание механизма управления в органах внутренних дел. // Вестник Воронежского института МВД России. № 2, 2010. С. 2-10

1. История становления и развития организационно-аналитических (штабных) аппаратов органов внутренних дел

Штабная функция ‒ объективно необходимая категория сферы управления присущая любой системе. Ее осуществление всегда направлено на обеспечение наиболее эффективного функционирования основных служб и всей системы в целом. Крупный русский ученый П.М. Керженцев еще в середине прошлого века сформулировал роль штаба: «Всякий штаб, в чистом виде, ‒ есть, так сказать, мозг организации, то есть тот центр, который детально изучает происходящую работу и обдумывает все методы, по каким работа должна совершаться в будущем» [1] .

Содержание штабной функции в сфере государственного управления П.М. Керженцев видел в выработке стратегии учреждения, организации, в решении вопросов организационного характера, анализе результатов работы, учете и контроле, инструктировании отдельных служб и координации их деятельности.

Федеральный закон «О полиции» предусматривает принципиально новый подход к организации деятельности полиции современной России.

Важная роль в создании такого надежного механизма управления органами внутренних дел, способного обеспечить решение комплексных, общесистемных, межотраслевых задач, принадлежит организационно-аналитическим (штабным) аппаратам ОВД.

На ведомственном уровне было определено, что штабы ОВД являются основными органами управления службами и подразделениями ОВД, призванными по поручению начальника соответствующего ОВД, или по собственной инициативе в пределах своих полномочий обеспечить деятельность ОВД по решению общесистемных, межрегиональных, межотраслевых либо комплексных задач, координировать деятельность служб и подразделений, организовывать взаимодействие между ними в целях наиболее качественного выполнения возложенных на ОВД задач, вырабатывать и реализовывать управленческие решения начальника ОВД [2] .

На протяжении всей истории создания и деятельности отечественных ОВД в их структуре находились подразделения, выполнявшие организационно-аналитические (штабные) функции. Они обеспечивали выработку и реализацию управленческих решений, совершенствование форм и методов работы, координировали деятельность всех служб и подразделений ОВД.

Со дня образования Министерства внутренних дел (8 сентября 1802) штабные функции в его структуре выполняла канцелярия, а с 1819 года ‒ Особая канцелярия министра. 1 июля 1836 г ода создается отдельный корпус жандармов, в структуре которого образуется штаб. В 1842 г оду создано в структуре Департамента полиции МВД отделение для обозрения присутственных мест министерства, выполнявшего штабные функции, среди которых одной из главных являлся контроль за деятельностью органов государственного управления.

После Октябрьской революции приказом НКВД РСФСР от 7 октября 1918 года создается Главное управление советской рабоче-крестьянской милиции, в структуру которого входили инструкторский и информационный отделы, которые явились прообразом тех штабных подразделений, которые функционировали в системе МВД СССР и функционируют сейчас в органах внутренних дел России.

Дальнейшее развитие организаторской работы в центре и на местах повлекло создание в январе 1929 года , наряду с инспекцией, административно-организационного отдела, который, в частности, осуществлял функции правового регулирования деятельности милиции, организационно-штабной и кадровой работы, информационного обеспечения. В разработанной административно-организационным отделом инструкции по информационной работе подчеркивалось, что «на основе анализа конкретных данных базируется предвидение, самостоятельности и инициатива». В инструкции дан подробный перечень вопросов, которые должны были освещать информаторы: деятельность местных органов по выполнению приказов, директив, выявление проблем, требовавших их решения в наркомате, систематическое изучение практики применения законодательства, новых форм и методов труда, обобщение передового опыта, руководство аналитической работой, выполнение организационно-инструкторской функции, обеспечение информацией оперативных аппаратов и т. п.

Второй этап формирования штабных подразделений ОВД приходится на тридцатые годы. Так, в начале 1931 г ода была учреждена Главная инспекция ОГПУ по милиции. На нее были возложены такие штабные функции, как изучение динамики и структуры преступности, инспектирование и оперативное управление деятельностью милиции и уголовного розыска, разработка их структуры, штатов и положений, иная нормотворческая работа.

Со второй половины шестидесятых годов начинается интенсивный поиск новых организационных форм охраны порядка и борьбы с преступностью. В 1966 году впервые наряду с другими главными управлениями и управлениями МООП СССР создается самостоятельное структурное штабное подразделение ‒ контрольно-инспекторский отдел (КИО) с подчинением его непосредственно министру. В 1968 году, в связи с переименованием МООП СССР в МВД СССР, это подразделение вошло в его состав в качестве самостоятельного отдела. В его обязанности были вменены контроль и инспектирование служб и подразделений, укрепление исполнительной дисциплины, совершенствование управления. В феврале 1969 года на его базе создается качественно новый, полнокровный штабной аппарат ‒ Организационно-инспекторское управление (ОИУ).

Читайте так же:  Не дают место в садик компенсация

В 1971 г оду ОИУ был переименован в Штаб МВД СССР, в оперативное подчинение которого были переданы Главный научно-исследовательский центр управления и информации и организационно-методический центр по передовому опыту. В декабре 1972 года утверждено первое Положение о штабе МВД СССР, которым определены роль и место штаба в системе служб и ОВД, его основные задачи, формы взаимодействия с отраслевыми службами МВД СССР.

На протяжении последующего десятилетия в центре и на местах совершенствовалась структура штабных аппаратов, усложнялись задачи, дополнялись и видоизменялись отдельные функции. Но оставалось неизменным основное назначение штабов как органов межотраслевого оперативного управления. Но в марте 1983 года штаб центрального аппарата и штабы МВД, ГУВД, УВД, УТ МВД России были упразднены, а вместо них образованы инспекторские аппараты, которые практически занимались лишь контролем, инспектированием и планированием работы ОВД. И лишь в 1986 году инспекторские управления были преобразованы в организационно-инспекторские. В их структуру возвращены дежурные части, подразделения информации и анализа, обобщения передового опыта.

Преобразованное в январе 1990 г ода Министерство внутренних дел РСФСР дало толчок процессу развития штабных подразделений страны. В феврале 1992 года в МВД России вновь создан штаб в составе трех управлений: информационно-аналитического; организационно-планового; оперативного (с включением в его состав дежурной части МВД России).

2. Правовое положение, система и структура организационно-аналитических (штабных) аппаратов Министерства внутренних дел Российской Федерации

Принятие федерального закона «О полиции» стало новой вехой в истории российских органов внутренних дел, призванной обеспечить дальнейшее поступательное движение российских правоохранительных органов по пути модернизации. Наращивание противодействия криминогенной активности на современном этапе требует улучшения оперативной осведомленности ОВД. Повышением эффективности управления службами и подразделениями министерства внутренних дел занимаются штабные аппараты на уровне МВД, УМВД субъектов Российской Федерации, а также управлений на транспорте МВД России.

Организационно-аналитические (штабные) аппараты органов внутренних дел в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, в том числе подзаконными нормативными правовыми актами министра внутренних дел.

Система организационно-аналитических (штабных) аппаратов ОВД министерства внутренних дел условно представлена пятью уровнями управленческих аппаратов.

Первый уровень управленческих аппаратов Организационно-аналитический департамент МВД России самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата министерства.

Второй уровень управленческих аппаратов – на окружном уровне – штаб главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, а также штабы управлений на транспорте МВД России по федеральным округам.

Условно можно выделить третий уровень управленческих аппаратов на межрегиональном уровне штабы линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном, воздушном транспорте.

Четвертый уровень управленческих аппаратов на региональном уровне ‒ штабы главных управлений, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации.

Пятый уровень управленческих аппаратов на районном уровне – соответствующие подразделения в отделах, отделениях полиции [3] .

Согласно Положению об Организационно-аналитическом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации [4] , Департамент является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции министерства по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области определения общей стратегии в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, выработки комплексных управленческих решений в органах внутренних дел, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, и контроля за их исполнением.

Работа Департамента организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Департамент в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

Департамент имеет печать с изображением геральдического знака эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности департамента.

Основными задачами департамента являются:

1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел и в сфере миграции на основе анализа и прогнозирования состояния преступности и результатов борьбы с ней, в определении основных направлений деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России, разработке мер по ее совершенствованию.

2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования управленческой деятельности в сфере внутренних дел.

3. Определение приоритетных направлений в сфере внутренних дел и стратегического развития Министерства.

4. Комплексный анализ и планирование оперативно-служебной деятельности Министерства, координация деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по решению общесистемных задач борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Разработка на этой основе проектов управленческих решений министра.

5. Направление информационных материалов о состоянии общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью в федеральные органы государственной власти.

6. Организация и обеспечение по поручению министра контроля за выполнением органами, организациями и подразделениями системы МВД России требований законов, иных нормативных правовых актов, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решений Совета Безопасности Российской Федерации, а также возложенных на них задач и функций.

7. Организация проведения общеминистерских мероприятий.

8. Совершенствование форм и методов управления в системе МВД России.

9. Организация взаимодействия с ФМС России.

10. Организационно-методическое обеспечение управленческой деятельности в системе МВД России.

Департамент для осуществления своих задач имеет право:

1. Создавать рабочие группы и комиссии.

2. Запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности департамента.

3. По согласованию с курирующим заместителем министра привлекать в установленном порядке образовательные организации, научно-исследовательские и иные учреждения системы МВД России, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

4. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности департамента.

5. Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства, органов, организаций и подразделений системы МВД России для решения задач, возложенных на департамент.

6. Проводить совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары.

7. Использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций, средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым департамент является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.

9. Осуществлять иные полномочия, предоставленные департаменту нормативными правовыми актами МВД России.

Вышеизложенные полномочия свидетельствуют о том, что именно Организационно-аналитический департамент МВД России является управляющим органом, выполняющим координирующую функцию между службами и подразделениями ОВД при разрешении общесистемных, межотраслевых, региональных задач борьбы с преступностью, охране общественного порядка и общественной безопасности, призванным организационно обеспечивать выработку и реализацию управленческих решений министра внутренних дел, совершенствовать формы и методы управления органами внутренних дел, укреплять исполнительскую дисциплину в аппарате МВД, управлениях МВД и подчиненных органах и учреждениях внутренних дел.

В соответствии с приказом МВД от 30 апреля 2011 года № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» в структуру указанных аппаратов входят:

‒ на окружном уровне: отдел (отделение, группа) анализа, планирования и контроля; отдел (отделение, группа) учетно-регистрационной дисциплины; информационный центр;

‒ на межрегиональном уровне: отдел (отделение, группа) анализа, планирования и контроля; отдел (отделение, группа) информационного обеспечения;

Читайте так же:  Сниться адвокат

‒ на региональном уровне: отдел (отделение, группа) анализа, планирования и контроля; отдел (отделение, группа) контроля учетно-регистрационной дисциплины; отделение (группа) обеспечения участия территориальных органов МВД России в деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов; информационный центр;

‒ на районном уровне: отдел (отделение, группа) анализа, планирования и контроля; отдел (отделение, группа) информационного обеспечения.

3. Организация работы штабных аппаратов органов внутренних дел

Начальник ОВД управляет подчиненными подразделениями и службами лично и через штаб. Он обязан проявлять постоянную заботу о подготовке штаба, своевременно ставить ему задачи, требовать инициативного и творческого их выполнения. В своей деятельности по руководству подразделениями и службами он заслушивает предложения начальника штаба, посвящает его в свои намерения и обозначает основные направления подготовки управленческих решений, информирует об отданных им приказах и распоряжениях.

Штабы ОВД и линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от нее приказом начальника территориального органа МВД России, линейного органа внутренних дел по согласованию с начальником штаба вышестоящего органа внутренних дел.

Начальник штаба несет ответственность за организацию деятельности штаба и его подразделений, состояние работы с кадрами, соблюдение личным составом исполнительской, служебной дисциплины и законности, состояние финансово-хозяйственной деятельности штаба. Он самостоятельно принимает решения по выполнению задач, отнесенных к компетенции штаба, организации работы штаба в целом, контролирует и направляет деятельность всех руководителей и сотрудников штаба.

Для своевременного, правильного и эффективного принятия управленческого решения начальник штаба также обязан владеть оперативной обстановкой, предвидеть возможные ее изменения и быть готовым доложить начальнику органа внутренних дел свои выводы и предложения по изменению оперативной обстановки с целью оперативного реагирования и организовать контроль за надлежащим выполнением управленческих решений.

Современная система функциональной и организационной структуры штабных подразделений определяется нормативными актами МВД России, в которых раскрывается структура и определены поставленные перед штабными подразделениями задачи.

Приказом МВД России от 12 февраля 1997 г ода № 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел» на штабы возлагается ряд задач, основными из которых являются:

1. Обеспечение оперативно-служебной и мобилизационной готовности ОВД.

2. Непрерывный сбор, анализ и оценка оперативной обстановки и организация реагирования на ее изменения.

3. Организация действий ОВД и его подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций.

4. Подготовка управленческих решений для начальника ОВД.

5. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение управленческих решений начальника ОВД.

6. Подготовка проектов и организация реализации комплексных программ, планов и иных управленческих решений начальника ОВД путем координации усилий всех подразделений, служб и организация взаимодействия между ними.

7. Своевременное доведение до подразделений и служб задач, приказов и распоряжений.

8. Контроль за выполнением подразделениями и службами поставленных задач и оказание им практической и методической помощи.

9. Организация всех видов связи, средств автоматизации и вычислительной техники.

10. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта служебной и служебно-боевой деятельности.

11. Организация и совершенствование системы управления органами внутренних дел, обеспечение ее бесперебойной работы, охраны, маскировки, защиты от радиоэлектронного подавления.

12. Организация изучения общественного мнения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности ОВД.

На штаб возложена также задача обеспечения хранения и содержания знамени органа внутренних дел.

На основе перечисленных задач определяются и функции штабных аппаратов. В целях выполнения возложенных задач штаб осуществляет многочисленные функции, к наиболее важным из которых относятся:

‒ обеспечение комплексного анализа в сфере правопорядка;

‒ координация деятельности подразделений органа внутренних дел в осуществлении комплексных правоохранительных задач;

– обеспечение контроля и проверка состояния оперативно-служебной и управленческой деятельности;

‒ осуществление учетно-регистрационной и статистической работы, контроль за соблюдением подразделениями органа внутренних дел учетно-регистрационной дисциплины;

‒ подготовка органа внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

‒ организационно-методическое обеспечение деятельности штабов нижестоящих органов внутренних дел;

‒ выявление, распространение и внедрение положительного отечественного и зарубежного опыта оперативно-служебной и управленческой деятельности.

Из функций управления наиболее сложная организаторская работа, которая обеспечивает планирование служебной деятельности ОВД и комплексных командировок сотрудников.

Организаторская работа штаба включает [5] :

‒ разработку во взаимодействии с другими подразделениями ОВД планов основных организационных мероприятий (планов служебной деятельности), планов работы коллегии, оперативного совещания, инспекторских, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов в подчиненные органы, подразделения и учреждения внутренних дел, контроль за их выполнением;

‒ организационное обеспечение и непосредственное участие совместно с другими подразделениями ОВД, органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и общественными объединениями в разработке федеральных, региональных и местных программ и планов социальной профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка, совершенствования деятельности ОВД, совместных мероприятий правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью, предупреждению и пресечению отдельных видов преступлений и правонарушений, осуществлению неотложных мер реагирования на негативные проявления и тенденции, кризисные ситуации, конфликты, чрезвычайные происшествия и контроль за их выполнением в части, касающейся ОВД; изучение и обобщение практики организации планирования служебной деятельности ОВД и эффективности выездов в командировки в подчиненные органы, подразделения и учреждения, разработку предложений по совершенствованию этих видов деятельности;

‒ контроль за организацией выездов сотрудников ОВД в служебные командировки и их эффективностью;

‒ организационное обеспечение заседаний коллегии и оперативного совещания при начальнике ОВД, комплексных мероприятий, проводимых в масштабах ОВД, а также деятельности начальника ОВД в осуществлении функций старшего оперативного начальника;

‒ обеспечение профессиональной подготовки руководящих кадров ОВД.

Информационно-аналитическая деятельность штаба предназначена для обеспечения выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений начальника ОВД в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также при реализации других функций ОВД.

Информационно-аналитическая работа штабов включает в себя:

‒ накопление, обобщение и анализ поступающей из ОВД, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, других источников информации о происходящих на обслуживаемой территории социально-политических, экономических, демографических, межнациональных и иных процессах, влияющих на криминогенную обстановку;

‒ комплексный анализ информации по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

– организацию проведения социологических и криминологических исследований, прогнозирования тенденций и процессов в криминальной сфере;

‒ подготовку для начальника ОВД или для направления в инстанции информационно-аналитических и справочных материалов, тезисов докладов и выступлений начальника, данных об основных результатах работы ОВД, оценок оперативной обстановки на обслуживаемой территории, проблемных записок, предложений по повышению эффективности деятельности ОВД и иных информационно-аналитических и оперативно-справочных документов;

‒ формирование справочно-информационного фонда для нужд подразделений ОВД.

Развитие органа внутренних дел на перспективу планируется на основе прогнозирования; текущее ‒ базируется на оценке оперативной обстановки, планах возможных экстремальных ситуаций и сочетается с имеющимися силами и средствами. Все это ‒ элементы реализации планирования, недостатки которого обусловлены нередко нежеланием прогнозировать ситуации.

Основной задачей комплексного анализа, осуществляемого штабом, является получение полного и объективного представления о состоянии правопорядка и борьбы с преступностью, причинах изменений в криминальной ситуации, а также выявление наиболее характерных недостатков в организации и практике оперативно-служебной и управленческой деятельности органа внутренних дел с целью выработки и осуществления адекватных мер по совершенствованию его работы.

Штаб осуществляет следующие основные виды комплексного анализа:

‒ текущий анализ (за сутки, неделю, месяц), который должен обеспечивать потребности оперативного управления, повседневной организации работы личного состава органа внутренних дел;

‒ анализ нарастающим итогом за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год), при котором выявляются возникающие в оперативной обстановке отклонения от сложившихся тенденций в состоянии правопорядка, динамике и структуре преступности, исследуются причины произошедших изменений во взаимосвязи с эффективностью работы органа внутренних дел;

‒ анализ за длительный период (более года), основное назначение которого выявить тенденции, характерные для состояния преступности на обслуживаемой территории и эффективности деятельности органа внутренних дел, с целью использования полученных выводов при разработке комплексных и целевых программ борьбы с преступностью;

‒ внеочередной анализ, представляющий собой разновидность анализа за отчетный период, осуществляемый по итогам нескольких месяцев при резком осложнении оперативной обстановки либо в случае возникновения необходимости проведения заседания коллегии, совещания и других организационных мероприятий;

‒ проблемный анализ, предназначенный для изучения отдельных проблем и вопросов организации борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, в качестве которых могут быть причины низкой раскрываемости тех или иных преступлений, роста уличной, рецидивной либо подростковой преступности, существенного снижения темпов прироста или сокращения числа зарегистрированных преступных посягательств конкретного вида, распространенности преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, совершенных с применением огнестрельного оружия, и т. п.;

Читайте так же:  Какой договор подписан в марте 1992 года

‒ сравнительный анализ, проводимый в целях выявления причин существенных различий в конечных результатах оперативно-служебной деятельности двух и более ОВД, работающих в схожих условиях.

Также штаб организуют через соответствующие научно-исследовательские учреждения и образовательные организации МВД России, другие аналогичные учреждения Российской Федерации проведение социологических и криминологических исследований, изучение общественного мнения населения о состоянии правопорядка и деятельности органа внутренних дел, подготовку прогнозов развития криминогенной обстановки (криминологических прогнозов) на обслуживаемой территории.

Непрерывное слежение за оперативной обстановкой со стороны штаба включает в себя:

‒ круглосуточный сбор, обработку и анализ оперативной информации о чрезвычайных происшествиях и общественно-политических акциях;

‒ постоянное отслеживание ситуации в регионах, на территориях со сложной оперативной обстановкой;

‒ контроль за выполнением подразделениями и должностными лицами ОВД указаний начальника органа внутренних дел по взятым на особый учет чрезвычайным происшествиям и тяжким преступлениям;

‒ подготовку суточных оперативных сводок и иных информационных материалов руководству органа внутренних дел, его подразделениям, другим правоохранительным органам и соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления.

В целях подготовки работы органа внутренних дел в чрезвычайных ситуациях штаб:

‒ заблаговременно разрабатывает нормативную базу, типовые оперативные планы и методические документы по организации действий органа внутренних дел в чрезвычайных ситуациях, организует картографическое обеспечение этой работы;

‒ накапливает, систематизирует и анализирует поступающую из подразделений органа внутренних дел и других правоохранительных органов, иных органов государственной власти информацию о факторах и условиях, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций, вызванных межнациональными и этническими конфликтами, природными и техногенными бедствиями, а также осложнениями криминального характера;

‒ производит моделирование и оценку возможных ситуаций и совместно с другими заинтересованными подразделениями и органами планирует организацию управления деятельностью органа внутренних дел в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, взаимодействие с другими правоохранительными и иными государственными органами, органами местного самоуправления, с общественными объединениями;

‒ разрабатывает совместный приказ начальника органа внутренних дел и руководителей взаимодействующих правоохранительных органов, начальников воинских гарнизонов и территориальных подразделений МЧС России о создании совместного оперативного штаба по руководству действиями всех сил и средств, привлекаемых к выполнению задач в условиях чрезвычайных обстоятельств (ситуаций).

Работа штаба по обеспечению контроля и оказанию помощи включает в себя:

‒ проведение контрольных и целевых проверок деятельности;

‒ текущий зональный и линейный контроль за фактическим положением дел в органах внутренних дел;

‒ общий контроль за выполнением обязательств, вытекающих для органа внутренних дел из международно-правовых договоров Российской Федерации;

‒ подготовку и организацию проведения заслушиваний руководителей органа внутренних дел;

‒ организацию с участием других подразделений органов внутренних дел комплексных выездов для оказания практической помощи в борьбе с преступностью, обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности;

‒ выявление и распространение положительного опыта.

Содержание работы штаба по поддержанию мобилизационной готовности заключается в том, что он:

‒ разрабатывает и систематически уточняет планы боевой, мобилизационной готовности и гражданской обороны органа внутренних дел и его подразделений, а также осуществляет организационное и методическое руководство этой работой в подчиненных органах внутренних дел;

‒ организует разработку планов и выполнение мероприятий по развертыванию специальных формирований, предприятий и организаций, имеющих задания по плану расчетного года;

‒ реализует мероприятия по созданию запасов материальных средств и мобилизационного резерва для обеспечения стабильного функционирования органа внутренних дел в условиях военного времени;

‒ участвует в организации обучения лиц руководящего и начальствующего состава органа внутренних дел, отвечающих за мобилизационную готовность;

‒ проводит командно-штабные учения (командно-штабные мобилизационные учения) и штабные тренировки сотрудников органа внутренних дел и органов управления по приведению последних в различные степени боевой готовности;

‒ осуществляет работу по созданию и поддержанию в постоянной готовности загородных (запасных) пунктов управления органа внутренних дел;

‒ контролирует состояние мобилизационной готовности органа внутренних дел, организует проведение мероприятий по ее совершенствованию.

Организационно-штатная работа штаба заключает в том, что он осуществляет:

‒ обобщение и анализ изменений в оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел и подготовку предложений по приведению его организационно-штатной структуры в соответствие с объемом выполняемых задач;

‒ выработку предложений руководству органа внутренних дел по наиболее рациональному и эффективному использованию имеющихся сил и средств, распределению и перераспределению имеющейся и дополнительно выделенной штатной численности;

‒ текущее и перспективное планирование необходимой штатной численности, содержащейся за счет средств федерального и местного бюджетов;

‒ разработку структуры и формирование штатов органа внутренних дел и подчиненных ему подразделений;

‒ внесение изменений и дополнений в действующие штаты во исполнение приказов и указаний начальника органа внутренних дел;

‒ учет и анализ штатной численности органа внутренних дел по категориям, подразделениям, источникам содержания;

‒ расчет нагрузки на сотрудников службы, осуществляющей оперативно-розыскную деятельность, полиции по охране общественного порядка, следствия, дознания и других подразделений;

‒ методическую помощь руководителям нижестоящих органов внутренних дел в организационно-штатной работе;

‒ проверку соблюдения штатной дисциплины.

Работа штаба по организации правового обеспечения деятельности органа внутренних дел включает:

‒ определение целей и задач правовой политики органа внутренних дел и на этой основе организацию разработки нормативных актов по направлениям его деятельности, обеспечение участия сотрудников заинтересованных подразделений в правотворческом процессе соответствующих государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также в нормотворческой работе органов местного самоуправления;

‒ осуществление контроля за соответствием проектов разрабатываемых органом внутренних дел нормативных правовых актов действующим законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе нормативным документам МВД России, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, нормативным актам органов местного самоуправления;

‒ систематизированный учет нормативных правовых актов и информирование личного состава органа внутренних дел по вопросам, связанным с исполнением им служебных обязанностей; пропаганду действующего законодательства.

В области работы по обеспечению функционирования систем связи и автоматизации штаб обеспечивает:

‒ устойчивую связь начальника органа внутренних дел и подразделений в процессе решения ими повседневных и внезапно возникающих задач, вызванных изменением оперативной обстановки;

‒ своевременный прием и передачу информации с учетом приоритетов пользователей независимо от условий оперативной обстановки;

‒ скрытое управление силами и средствами органа внутренних дел и защиту информации от несанкционированного доступа в системы и средства связи и автоматизации;

‒ контроль правильности и эффективности использования систем связи и автоматизации;

‒ самостоятельно или совместно с другими подразделениями разработку и доклад начальнику органа внутренних дел предложений по развитию систем связи и автоматизации.

Штаб на основе соответствующих нормативных правовых актов организует и обеспечивает взаимодействие систем связи между органами внутренних дел, с аналогичными системами связи других правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с приказом МВД России от 12 февраля 1997 года № 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел» штабы ОВД (полиции) проводят также работу и по иным направлениям деятельности. Штабы не только активно участвуют в подготовке плановых мероприятий, но и контролируют надлежащее их исполнение, вносят корректировки для своевременного и качественного их исполнения.

Итак, вся деятельность штабов направлена на укрепление в органах внутренних дел и подразделениях исполнительской дисциплины, наиболее эффективное и комплексное использование сил и средств по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, совершенствование стиля работы, форм и методов управления.

Штабы ОВД являются основными органами управления службами и подразделениями органа внутренних дел, призванными по поручению начальника соответствующего органа внутренних дел или по собственной инициативе в пределах своих полномочий обеспечить деятельность органа внутренних дел по решению общесистемных, межрегиональных, межотраслевых либо комплексных задач, координировать деятельность служб и подразделений, организовывать взаимодействие между ними в целях наиболее качественного выполнения возложенных на орган внутренних дел задач, вырабатывать и реализовать управленческие решения начальника органа внутренних дел.

Штаб должен отличаться высокой слаженностью и быть способным обеспечивать твердое, непрерывное, гибкое и скрытое управление органами внутренних дел в любых условиях оперативной обстановки. Это достигается:

— постоянной служебной боевой готовностью штаба;

— четкой организацией работы и рациональным распределением задач;

— с огласованной работой со штабами подчиненных, взаимодействующих органов внутренних дел, а также управленческими структурами других правоохранительных органов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры административной деятельности ОВД. Протокол № 16 от 10 апреля 2018 г.