Прошение протоиерею

Автор: | 02.08.2018

Указ № У-02/192 от 19 ноября 2018 года // протоиерею Андрею Румянцеву

Протоиерей Андрей Румянцев, клирик храма свт. Николая Мирликийского (Св. Духа Сошествия) в Толмачах г. Москвы, освобождается от должности штатного священника прихода и приписных к нему храмов, окормления участников ветеранского объединения «Инвалиды войны» и работы в Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви, согласно поданному прошению и почисляется за штат, с сохранением права участия в богослужениях по согласованию с настоятелем храма. Приходу по возможности оказывать материальную помощь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Белорусский священник после беседы с Патриархом отказался от намерения выдвигать свою кандидатуру в парламент республики

МИНСК. Глава Координационного совета внешних связей Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви протоиерей Федор Повный забрал заявление о намерении избираться в Совет Республики (верхюю палату парламента Белоруссии), сообщил секретарь Центризбиркома страны Николай Лозовик.

«Сегодня отец Федор (Федор Петрович Повный) принес заявление в Центризбирком, что снимает свою кандидатуру. В телефонном разговоре он мне пояснил, что такое решение он принял после поездки в Москву, где у него состоялась встреча с главой Русской Православной Церкви Алексием II», — рассказал Н.Лозовик.

Секретарь ЦИК уточнил, что, по словам отца Федора, Святейший Патриарх Алексий II положительно воспринял информацию о выдвижении этого священника в члены Совета республики, отметив, что это свидетельствует об уважении к служителям Церкви.

«Вместе с тем Патриарх отметил проблему, которая стоит перед Православной Церковью, — сохранение единства Церкви, исключение раскола, который возможен из-за того, что некоторые священнослужители слишком активно включаются в политическую деятельность. Это отец Федор воспринял как намек, что политика для священнослужителя должна быть вторична», — сказал Н.Лозовик.

Церковно-каноническая комиссия Нижегородской митрополии

C 1 августа 2012 года

Церковно-каноническая комиссия Нижегородской митрополии осуществляет прием граждан, имеющих регистрацию по месту жительства ТОЛЬКО на территории районов Нижегородской области, входящих в состав Нижегородской епархии.

Граждане, проживающие за пределами Нижегородской епархии, должны обращаться в канонические комиссии по месту жительства. Административные границы Выксунской, Городецкой и Лысковской епархий можно узнать здесь.

Адрес: 603058, г.Н. Новгород, ул. Суздальская, 58, двухэтажное зеленое здание на территории Карповской церкви.

Телефон: 8(831) 259-58-14.

Приёмные дни: понедельник, среда, пятница.

Время работы: 9.00 до 15.00.

Церковно-каноническая комиссия по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия занимается рассмотрением вопросов на основании прошений просителей о расторжении церковного брака и об отпевании людей, покончивших жизнь самоубийством.

Также рассматриваются вопросы о близком и дальнем родстве, препятствующие церковному браку и ситуации супругов, которые явились по незнанию крестными родителями одного ребенка.

В состав церковно-канонической комиссии входят:

  • протоиерей Александр Михайлов
  • протоиерей Владимир Соловьев
  • протоиерей Олег Бугров
  • протоиерей Илия Антонов
  • протоиерей Андрей Зобов
  • протоиерей Николай Горбатовский
  • протоиерей Сергий Закунов
  • протоиерей Александр Зуев

Церковно-каноническая комиссия Нижегородской митрополии сообщает, что для рассмотрения прошений о расторжении церковного брака или об отпевании лиц, покончивших жизнь самоубийством, просителю необходимо приехать лично на беседу с дежурным священником в каноническую комиссию.

Приёмные дни: понедельник, среда, пятница.

Время работы: 9.00 до 15.00.

Перечень документов, необходимых для рассмотрения прошения о подтверждении факта распада брачного союза, освященного Церковью:

  • Прошение;
  • Паспорт;
  • Свидетельство о Венчании;
  • Свидетельство о расторжении брака (ЗАГС);
  • Свидетельство о заключении второго брака (ЗАГС);
  • Справка из ЗАГСа о планируемом бракосочетании;
  • Справка о прохождении катехизации перед Венчанием.

Ответ просители получают по почте. Срок рассмотрения прошений о расторжении церковного брака и об отпевании лиц, покончивших жизнь самоубийством, составляет 2 месяца.

Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об отпевании лиц, покончивших с собой:

  • Прошение;
  • Паспорт просителя;
  • Справка (свидетельство) о смерти;
  • Документ, подтверждающий наличие психического заболевания;
  • Показания свидетелей;
  • Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ответ просители получают по почте. Срок рассмотрения прошений о расторжении церковного брака и об отпевании лиц, покончивших жизнь самоубийством, составляет 2 месяца.

Архангельская епархия

Формы документов, прошений, обращений в Архангельское епархиальное управление

1.Формы прошений

Для письменного обращения к управляющему Архангельской епархией епископу Архангельскому и Холмогорскому Тихону используется следующая форма:

Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Тихону,
епископу Архангельскому и
Холмогорскому
. (кого, адрес)

Прошение.

Ваше Преосвященство!

Прошу Вашего благословения . (текст обращения).

Для письменного обращения к секретарю Архангельской епархии протоиерею Вадиму Антипину используется следующая форма:

Его Высокопреподобию
протоиерею Вадиму Антипину,
секретарю Архангельской епархии
. (от кого, адрес)

Прошение.

Ваше Высокопреподобие!

Прошу Вашего благословения . (текст обращения).

2.Официальные обращения к духовенству

Прошение протоиерею

Образец 1 (на отпуск настоятеля)

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ

ЮВЕНАЛИЮ

МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

настоятеля Никольского храма

села Николаевка Воскресенского района

протоиерея Сергия Булгакова

ПРОШЕНИЕ

Ваше Высокопреосвященство, почтительно испрашиваю благословение на отпуск с 27 июля по 14 августа сего года.

15 марта 2016 г.

Вашего Высокопреосвященства
недостойный послушник
священническая подпись без сокращений: священник/протоиерей/игумен .

Образец 2 (на отпуск клириков)

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ

ЮВЕНАЛИЮ

МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

настоятеля Никольского храма города Воскресенска

протоиерея Сергия Булгакова

ПРОШЕНИЕ

Ваше Высокопреосвященство, почтительно испрашиваю благословение на отпуск клириков Никольского храма г. Воскресенска: протоиерея Димитрия Смирнова с 6 по 15 июня 2016 года; священника Ильи Данилова с 12 по 25 июля 2016 года.сего года.

15 марта 2016 г.

Вашего Высокопреосвященства
недостойный послушник
священническая подпись без сокращений: священник/протоиерей/игумен .

Образец 3 (на настоятеля и клирика)

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ

ЮВЕНАЛИЮ

МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

настоятеля Никольского храма

села Николаевка Воскресенского района

протоиерея Сергия Булгакова

ПРОШЕНИЕ

Ваше Высокопреосвященство, почтительно испрашиваю благословение на отпуск с 27 июля по 14 августа сего года.
Также испрашиваю благословение на отпуск клирика Никольского храма села Николаевка священника Димитрия Медведева с 20 июня по 15 июля сего года.

15 марта 2016 г.

Вашего Высокопреосвященства
недостойный послушник
священническая подпись без сокращений: священник/протоиерей/игумен .


ВНИМАНИЕ!

За исключением крайних случаев никто не может пребывать вне места своего служения в следующие дни и периоды года:

Читайте так же:  Транспортный налог расчет налоговая ставка

— Период святок (с 7 по 19 января);
— Первая и Страстная седмицы Великого Поста;
— Светлое Христово Воскресение – ПАСХА;
— День Святой Троицы (Пятидесятницы);
— День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия («День славянской письменности и культуры») – 24 мая;
— Успение Пресвятой Богородицы (престольный праздник Патриаршего Успенского собора Московского Кремля) – 28 августа;
— Воздвижение Креста Господня – 27 сентября;
— Празднование Казанской иконе Божией Матери («День народного единства») – 4 ноября;
— Годичное собрание духовенства Московской епархии

Протоиерей Владимир Диваков: В 75 лет я подал прошение об освобождении от занимаемых должностей

Внесенные на Архиерейском Соборе 2013 году поправки в Устав Русской православной церкви предписывают священникам, занимающим административные посты — настоятеля храма или в епархиальном управлении — подать прошения о снятии с этих постов по достижении ими 75 лет. Решение вопроса о времени удовлетворения такого прошения оставляется на благоусмотрение епархиального архиерея, а в отношении игумена (игумении) или наместника монастыря — на благоусмотрение Священного Синода по представлению епархиального архиерея.

Означает ли это, что все священники преклонного возраста останутся не у дел и смогут рассчитывать лишь доход с редкого совершения треб и помощь прихожан?

Отвечает благочинный Центрального округа Москвы, заведующий канцелярией Московской Патриархии, настоятель храма Вознесения Господня, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков:

— Уже несколько лет все архиереи Русской Православной Церкви, достигшие 75-летнего возраста, подают прошение об освобождении от занимаемой должности. Священный Синод решает, продолжить ли архиерею служение на своей должности, но подать прошение он обязан.

На последнем Архиерейском Соборе в Устав Русской Православной Церкви были внесены изменения, и теперь в этом возрасте такое же прошение обязаны подавать и священники, занимающие руководящие должности.

В главе «О пенсионном обеспечении и об освобождении от должности по возрасту» написано:

«По достижении 75-летнего возраста каждый клирик, занимающий в канонических подразделениях или органах епархии должность игумена (игумении) или наместника монастыря, настоятеля прихода, председателя приходского совета, благочинного, секретаря епархиального совета, председателя или заместителя председателя епархиального отдела или комиссии, председателя, секретаря или члена епархиального суда, обязан подать прошение на имя своего епархиального архиерея об освобождении его от соответствующих должностных обязанностей. Решение вопроса о времени удовлетворения такого прошения оставляется на благоусмотрение епархиального архиерея, а в отношении игумена (игумении) или наместника монастыря — на благоусмотрение Священного Синода по представлению епархиального архиерея. Епархиальный архиерей имеет попечение о достойных условиях для продолжения литургического и пастырского служения клириков, освобожденных по возрасту от несения должностных обязанностей».

Рядовых клириков это не касается, речь идет только о начальствующих.

Например, настоятель храма может стать почетным настоятелем или старшим священником, а настоятелем назначат священника помоложе, но тоже опытного. В Московской епархии – у митрополита Ювеналия – это давно практикуется, теперь и нам в Москве придется привыкать к новому положению.

Это не значит, что всех священников от 75 и старше сразу освободят от настоятельства и любого другого руководства.

Мне, например, в прошлом году исполнилось 75 лет, и я после Архиерейского Собора подал прошение об освобождении от занимаемых должностей, но Святейший Патриарх ответил, что благословляет меня продолжить служение в этих должностях. Но подать прошение я был обязан – не имеет права священник не подчиниться решению Архиерейского Собора.

Правила церковного этикета

Правила церковного этикета

Как правильно обращаться к священнику, к митрополиту. Как правильно написать письмо владыке? Как вести себя за столом, который возглавляет епископ или. Святейший Патриарх?
Об этом и о многом другом – замечательная книга епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол».
М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007.

С полезными фрагментами этой книги хочу познакомить и вас.


Епископ Марк (Головков)

Как правильно обращаться к духовному лицу?

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;
к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»;
к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.
Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

Сами священнослужители не должны именовать себя отцами. При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д. Неуместно, когда священник представляется: отец Павел. Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество».

Вы решили написать письмо епископу (архиепископу, митрополиту)

Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему (имя),
Архиепископу (название кафедры),
Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
Его Высокопреподобию (Преподобию)
Протоиерею (или иерею) (имя, фамилия) (Должность).

При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.
Адрес-титул — это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например: «+ Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский». Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.

Читайте так же:  Документом подтверждающим полномочия страхового агента который вправе потребовать клиент является

Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко можно проиллюстрировать так:

Иеродиакон, Диакон, Протодиакон, Архидиакон — отец (имя);

Иеромонах, Иерей — Ваше Преподобие, отец (имя);

Игумен Архимандрит, Протоиерей, Протопресвитер — Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Игумения — Досточтимая матушка(имя);

Монах, монахиня — Честной брат/сестра (имя);

Епископ — Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка (имя);

Архиепископ, Митрополит — Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка (имя);

Патриарх — Ваше Святейшество, Святейший Владыка (имя)

Примеры адрес-титула в письмах, заявлениях, прошениях:

Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат! Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!
Дорогой и глубокочтимый Владыко!
Дорогой и досточтимый Владыко!
Дорогой и сердечночтимый Владыко!
Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!
Многоуважаемый батюшка, отец.
Возлюбленный о Господе брат!
Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!
Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!
Достопочтеннейшая о Господе. Досточтимая Матушка, Ваше Боголюбие! Благожелательно о Господе приветствую мать игумению.

Примеры комплимента:
Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим
Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю
Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю
С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник
Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся
Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник
С братской любовью о Христе
Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю
Благословение и милость Господня да пребудет с Вами
С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный
Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный
Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный
Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный
Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный
Вашего Преосвященства недостойный послушник
Вашего Преосвященства смиренный послушник
Вашего Преосвященства нижайший послушник

Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми. Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею — комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

Церковные приемы, обеды, банкеты

В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.
Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.
Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример — праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.
Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.
Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.
Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение.

Прибывающие на прием гости — как светские люди, так и священнослужители, — подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от Церкви, может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.
В отношении рассадки классическое требование светского этикета — чередовать дам и мужчин — не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший Патриарх, а в его отсутствие — старейший по хиротонии архиерей. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены высшим иерархам Русской Православной Церкви. Соответственно, дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного Синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы. В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего Патриарха. В этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако опять же в иерархическом порядке. Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П». В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Святейшего Патриарха не принято.
Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.

Читайте так же:  Образец приказа на очередной отпуск генеральному директору

Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны в этот момент из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.
На дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества. В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце. Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес Святейшего Патриарха, то его также принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»). Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку Предстоятелю Церкви. Последний тост на приеме обычно произносится самим Святейшим Патриархом, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве. Этот тост является своего рода сигналом к завершению трапезы.
Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться тех требований этикета, которые являются универсальными.
Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой – более серьезный промах, чем опоздание на фуршет. В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично.

Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.

Если рядом находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято. Также не принято раньше времени вставать и выходить из-за стола на званом обеде.
Полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно оставляется на столе. В некоторых странах считают, что, если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к этому столу, что является нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах. Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы, ею не следует вытирать лицо и руки, а можно лишь промокнуть губы.
Столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы. С левой стороны ставится еще одна небольшая тарелочка для хлеба. Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки — с левой стороны. При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем. Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по размерам меньше других. Нож и вилка для рыбного блюда также отличаются внешним видом: нож имеет тупое лезвие, а вилка шире обычной, предназначенной для мяса. Десертные нож, вилка и ложка, имеющие небольшие размеры, как правило, кладутся отдельно за тарелкой, перпендикулярно остальным приборам.
Нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на край стола. Недопустимо есть во время произнесения тостов, а также поглощать содержимое бокала или стакана слишком быстро, залпом. На фуршете не следует ходить с тарелкой, одновременно поглощая с нее
пищу, нельзя набрасываться на еду. Крайне тягостное впечатление производят те, кто сооружает на своей тарелке гору из закусок, так, что они едва не вываливаются через край.
Хлеб можно брать только рукой, его следует отламывать небольшими кусочками. Фрукты, подаваемые на десерт, также аккуратно нарезаются дольками, а не откусываются.
Нельзя есть с ножа или брать ложкой то, для чего используется вилка. Брать на вилку надо столько, сколько может на нее поместиться. Если столовый прибор упал на пол, не следует заниматься его поисками, а тем более привлекать к этому окружающих: нужно просто попросить у официанта новый прибор.

Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.
Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.

Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой — это требование относится, главным образом, к посещению храма.
Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.