Содержание:
Налог на лошадиные силы
Налоги – это почти всегда причина негатива у граждан любой страны. Обязательство, которое зачастую непонятно, приходится выполнять. Особенно сильный негатив вызывает рост налогового бремени. Рассматриваемый нами случай – хрестоматийный, потому что мы говорим о налоге на лошадиные силы или транспортном налоге. Год от года он неизменно возрастает. Логично заинтересоваться, как можно уменьшить его сумму законным путем или вовсе освободиться от бремени.
Налог на лошадиные силы – суть
Обозначим главное – налог складывается под влиянием 2 факторов:
- мощность двигателя транспортного средства;
- место расположения учреждения, где вы поставили авто на учет.
В части мощности транспортного средства обычно все понятно. Однако не всегда понятны причины, по которым та или иная сумма взимается по признаку регистрации в определенном регионе. Более того, Федеральный закон РФ подразумевает, что субъекты Федерации могут изменять ставку налогового сбора на транспорт.
Налог уплачивают совершеннолетние владельцы авто. Например, если машина является собственностью тинэйджера 17 лет, то платить налог будут его отец и мать.
Порядок льготирования по налогу на машину по лошадиным силам 2018 года также устанавливается каждым регионом самостоятельно. Обычно льготы получают герои войны, многодетные семьи, семьи с небольшим доходом.
Существуют также отдельные виды транспорта, которые не облагаются налогом. Сюда относят лодки мощностью менее 5 л.с., инвалидные авто, лодки на мускульной тяге, с/х техника и тому подобное.
Размер налога на лошадиные силы
Для удобства восприятия мы подготовили для вас наглядный пример того, насколько по-разному выглядят ставки в зависимости от региона. Ниже приведены ставки по ЦФО (включая Москву) в табличной форме.
Сколько налог с лошадиной силы в москве
Власти решили предпринять еще один шаг на пути превращения автомобиля из средства передвижения в недоступную роскошь. Уже со следующего года транспортный налог на мощные легковые машины предлагают увеличить сразу в два раза.
Соответствующее предложение на прошлой неделе выдвинул Минфин, разместив на своем официальном сайте проект федерального закона. Согласно документу, с первого января 2013 года минимальная ставка транспортного налога для автомобилей, мощность которых больше 410 л.с., может вырасти в два раза – до 300 рублей за каждую «лошадку». Сейчас базовая ставка составляет 150 рублей.
Если закон будет принят, то собственнику Porsche Cayenne 4.5 V8 мощностью в 450 л.с., к примеру, помимо других расходов и налогов придется выкладывать порядка 135 000 руб. в год в виде транспортного налога. За Mercedes-Benz S500 мощностью в 435 л.с. владелец заплатит около 130 000 рублей. За BMW 760Li, мощность которого составляет 544 л.с., — более 163 000 рублей.
Впрочем, владельцы мощных ретро-автомобилей могут спать спокойно: согласно законопроекту, повышенные ставки затронут исключительно машины, произведенные после 1 января 2000 года. Кроме того, в отдельном пункте предлагается освободить спортивные автомобили и мотоциклы, участвующие в соревнованиях. А вот владельцам мощных мотоциклов, предназначенных для дорог общего пользования, придется раскошелиться: средние ставки предлагают увеличить в пять раз для мотоциклов с двигателями мощностью свыше 150 л.с. и гидроциклов — свыше 150 л.с.
Этот вопрос в минувший четверг отчасти затронули и депутаты Госдумы. В частности, представители ЛДПР предложили освободить от налоговых выплат за весь календарный год владельцев сезонных транспортных средств.
«Снегоходы или мотосани, например, используются только зимой, а гидроциклы или моторные лодки — только летом. Тем не менее, владельцы этих транспортных средств обязаны уплачивать налог в таких размерах, словно они используют их постоянно», — передает слова авторов предложения РИА «Новости».
По информации «Российской газеты», проект Минфина также предусматривает существенное увеличение ставок в отдельных регионах. Так, в крупных городах за единицу мощности собственника могут и вовсе заставить платить в 10 раз больше.
Обязать владельцев мощных автомобилей платить транспортный налог больше, чем все остальные, предложили еще в декабре прошлого года. Об этом сообщил Владимир Путин, а спустя несколько месяцев появилась информация, что налог на роскошь может взиматься за счет повышения коэффициента транспортного налога с автомобилей, у которых большой объем двигателя.
В марте сообщалось, что налог на роскошь может быть введен для всех машин мощностью более 250 л.с. Причем, их год выпуска и стоимость в расчет принимать не планировали. Таким образом, в «расстрельный список» попадали не только популярные в Москве Porsche Cayenne и Range Rover стоимостью 8 миллионов рублей, но и автомобили более массовых брендов, стоимость которых зачастую не превышает полутора миллионов рублей.
В начале мая заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов перечислил марки автомобилей, владельцы которых будут платить повышенную ставку транспортного налога, то есть, по сути, налог на роскошь. По его словам, это Bentley, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Porsche, Aston Martin, Roll-Royce, Chevrolet Corvette, а также 6-литровый Mercedes и BMW 7-й серии. Шаталов также добавил, что правительство решило отказаться от идеи введения отдельного налога на роскошь.
Транспортный налог на лодки и катера 2017: по субъектам и объектам
Что такое транспортный налог
Это региональный налог, который платят владельцы транспортных средств указанных в п. 1 ст. 358 Налогового Кодекса РФ.
Если речь идет о водном транспорте, объектами налогообложения являются моторные лодки, катера, гидроциклы, яхты и парусно-моторные суда (358·1 НК РФ).
Из «маломерного флота» не являются объектом налогообложения весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л.с. включительно (358·2·1 НК РФ).
Уплатить транспортный налог (ТН) нужно не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом. Т.е. за 2017 год транспортный налог нужно уплатить до 1 декабря 2018 г.
Размер транспортного налога
Налоговой базой транспортного налога в отношении водных транспортных средств, имеющих двигатели является мощность двигателя в лошадиных силах (359·1·1 НК РФ).
Данная статья содержит ставки транспортного налога за 2017 год (платим не позднее 01.12.2018 г.).
Ставки транспортного налога за 2018 год на лодки и катера приведены здесь (платим не позднее 01.12.2019 г).
Налоговой базой транспортного налога в отношении водных транспортных средств, не имеющих двигатели является единица транспортного средства (359·1·3 НК РФ). Таким образом, если ваша лодка зарегистрирована как моторная, но мотора на ней нет, транспортный налог всё равно будет начисляться (на единицу транспортного средства). Ставки на «безмоторные моторки» по субъектам РФ за 2017 год приведены здесь.
Ставки транспортного налога устанавливаются субъектами РФ. Если субъект не принял соответствующий закон и, таким образом, не установил размер ставок, то ТН рассчитываются по базовым ставкам, установленным в Статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации .
Базовые ставки транспортного налога на водный транспорт, имеющий двигатели, на 2016-2017 гг
Как видно из таблицы, ставки налога дифференцированные и прогрессирующие: налог на 1 л.с. возрастает в два раза для двигателей мощностью более 100 л.с.
Базовая ставка ТН на другие водные транспортные средства, не имеющие двигателей, составляет 200 руб. с единицы транспортного средства.
В общем и целом базовые ставки ТН приемлемы, и не отягощают бюджет домашних хозяйств. Но транспортный налог в подавляющем большинстве регионов РФ намного выше базовых. Субъект РФ законом о транспортном налоге может повышать или понижать базовые ставки ТН из приведенной выше таблицы. Уменьшать или увеличивать размер базовых ставок можно не более чем в 10 раз.
Таким образом, как несложно догадаться, ставка транспортного налога на лодки, катера и прочую водную технику в разных регионах нашей необъятной Родины могут сильно отличаться. И, конечно же, они отличаются. Причём порой очень значительно.
Ставки транспортного налога на моторные лодки и катера в субъектах РФ
Большинство регионов РФ придерживаются двух ставок ТН на маломерные суда, указанных в 361 ст. НК РФ: для двигателей мощностью до 100 л.с. (включительно) и двигателей мощностью свыше 100 л.с. Одиннадцать регионов пошли своим путём, и имеют дополнительную дифференциацию ставок транспортного налога на маломерные суда. Ставки для этих регионов указаны в отдельной таблице.
Таблица №1. Ставки ТН на лодки и катера в регионах РФ (без доп. дифференциации ставок) на 2017 г.
Таблица №2. Ставки ТН на лодки и катера в регионах РФ (с доп. дифференциацией ставок) на 2017 г.
79Еврейская авт.обл.до 50 л.с включительно — 6 руб.;
свыше 50 до 100 л.с. включительно — 27 руб.;
свыше 100 л.с. — 60 руб.
Повторюсь, ставки на зарегистрированный водный транспорт без моторов по регионам РФ см. здесь.
Опять немного скучной теории
Поговорим подробнее об объектах ТН и его плательщиках. Для этого обратимся к двум статьям Налогового кодекса РФ.
Статья 357 определяет плательщиков налога:
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения…
Ст. 358 определяет объекты налогообложения:
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Т.е. обязанность платить налог за маломерные суда возникает после их регистрации в установленном порядке, т.е. в ГИМС МЧС РФ. Незарегистрированное судно не является объектом транспортного налога. И это рождает проблемы в виде ухода части граждан, из малосознательных, от обязанности платить налог за свои плавсредства. Речь идет именно об отдельных гражданах, т.к. у юрлиц такой трюк не пройдёт.
Дело в том, что желающих прокатиться на незарегистрированном автомобиле найдётся мало: это гарантированные приличные финансовые и временные потери, связанные со штрафами и задержанием авто с помещением его на штрафстоянку. Иное дело с лодками катерами.
Эксплуатация маломерного судна, снятого с учета в ГИМС влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (Ст. 11.8 КоАП РФ). Причем оштрафовать недобросовестного судовладельца за данное нарушение инспектор не может чаще, чем 1 раз в 24 часа. Если владелец докажет, что ему требуется времени более, чем 24 часа, чтобы привести судно на место постоянной стоянки, этот срок продлевается соответственно.
А теперь, посмотрев на таблицу со ставками налога на мощные моторы, несложно представить себе экономические расчёты некоторых малосознательных граждан.
Правда есть ещё нюансы ответственности за эксплуатацию незарегистрированных лодок и катеров, в том числе, предусматривающие помещение судна на штрафстоянку, но это тема отдельной статьи.
Итак, ясно, что в отношении ТН на маломерные суда система даёт сбой. Почему? Давайте разберем как «это работает».
Владелец маломерного судна обязан после приобретения зарегистрировать его (если оно подлежит регистрации) в отделении ГИМС МЧС по месту прописки (регистрации) владельца. ГИМС передает в налоговую инспекцию сведения обо всех регистрационных действиях с маломерными судами, с указанием мощности двигательной установки МС. Далее налоговая инспекция начисляет налог, исходя из действующих в регионе налоговых ставок ТН.
Таким образом система построена на том, что 100% судовладельцев зарегистрирует свою технику, если она того требует по закону. Однако на деле всё не совсем так, и нет этих 100%. Причины этого явления:
- Отсутствие у ГИМС ресурсов для эффективного контроля за соблюдением судоводителями требования об обязательной государственной регистрации эксплуатируемых маломерных судов.
- Штраф за нарушение требования государственной регистрации водной техники по КоАП в несколько раз (а то и порядков, — в зависимости от мощности двигателя) меньше суммы транспортного налога.
Указанные причины, наложенные на несознательность некоторых граждан, и определяют проблему.
Решения и перспективы
Многие «эксперты» в качестве основной мотивации ухода от обязанности платить транспортный налог указывают высокие ставки, особенно, для маломерных судов с мощностью свыше 100 л.с.
Действительно, на данный момент 7 регионов (г. Москва, Амурская область, Белгородская область, Владимирская область, Московская область, Смоленская область, Тамбовская область) на 2017 год имеют максимально повышенные от базовых (т.е. в 10 раз) ставки ТН. Но 7 регионов — это не вся Россия, а явление ухода от транспортного налога на маломерные суда (особенно дорогие и мощные маломерные суда) отдельных граждан распространено везде.
Что ни говори, а всё сводится к тем же двум причинам: отсутствие должного контроля и довольно лёгкая ответственность за использование по прямому назначению незарегистрированных лодок и катеров.
По поводу контроля на стадии регистрационных действий нововведения есть: теперь лодку с учета не снимешь просто так, по желанию: нужно документально подтвержденное основание для исключения из Реестра маломерных судов. Здесь всё теперь встало на свои места. Но это правило действует лишь с января 2017 г.
А что делать с толпой, которая поснимала с учета свои лодочки и катерища до 2017 (когда для этого было достаточно желания владельца) и спокойно рассекает водную гладь с «погашенными» судовыми билетами?
Сборы от транспортного налога полностью остаются в субъекте РФ. А бюджеты регионов нуждаются в средствах, поэтому, конечно, будут проводиться мероприятия со строны ГИМС, направленные на «одомашнивание» нерегистрантов, из года в год вольно пасущихся на водных просторах. На тотальные проверки не хватит экипажей и бензина, хотя ясно, что такие действия в плановом порядке будут проводиться обязательно. Скорее всего, решение будет проще и эффективней: замена старых судовых билетов и бортовых номеров на новые. Естественно не за один год, но тем не менее.
Касательно налоговых ставок ТН, не думаю, что кто-то будет их снижать, но ведь перегибы-то очевидны. Поэтому не исключено, что некоторые регионы в следующие годы просто не будут поднимать ставки транспортного налога, чтобы со временем они не выглядели столь завышенными.
Налог лошадиной силы
Скоро на рассмотрение Мосгордумы поступит законопроект правительства Москвы, согласно которому тарифы на автомобили мощностью свыше 100 лошадиных сил вырастут на 50 процентов. Для тех, кто владеет менее мощными автомобилями, ставки останутся прежними — 7 рублей за одну лошадиную силу.
Согласно новому варианту столичного закона «О транспортном налоге» владельцы автомобилей мощностью от 100 до 150 л.с. будут платить вместо нынешних 20 рублей 30 рублей за одну лошадь. Если под капотом у вас от 150 до 200 л.с., то вместо сегодняшних 30 рублей придется заплатить 45 рублей за одну л.с. Если же вы — обладатель более мощного автомобиля — от 200 до 250 л.с., то это удовольствие обойдется вам в 75 рублей за одну лошадь вместо привычных 50 рублей, сообщило агентство «Прайм-ТАСС».
Больше других повышение коснется владельцев автомобилей, по классу близких к рыночным или спортивным. Сейчас они платят по 100 рублей за одну л.с., и теперь эта сумма вырастет до 150 рублей.
Московские власти также собираются увеличить ставку налога на мотоциклы. В этой категории транспортных средств минимум налога составит 7 рублей для каждой лошадиной силы, максимум — 150 рублей. На грузовые автомобили ставка налога тоже вырастет. Для грузовиков мощностью от 100 до 150 л.с. размер налоговой ставки составит 25 рублей, мощностью от 150 до 200 л.с. — 40 рублей, от 200 до 250 л.с. — 55 рублей, свыше 250 л.с. — 70 рублей.
Мысль о необходимости повышения транспортного налога посещает столичные власти не впервые, говорит Елена Антонова, консультант по праву отдела консалтинга «ФинЭкспертиза». Аналогичная попытка была предпринята летом 2007 года. Законопроект, увеличивающий транспортный налог с 1 января 2008 года, поступил на рассмотрение в Мосгордуму, но был отозван полномочным представителем мэра на доработку из-за протестов автомобильной общественности. Автомобилисты и депутаты критиковали предложенную шкалу индексирования ставок для расчета налога. Действительно, если исходить из того, что владельцы старой «Волги» мощностью 130 л.с. будут платить 3900 рублей, по 30 рублей за 1 лошадиную силу, то, значит, они заплатят столько же, сколько и владельцы иномарок. Очевидно, такое повышение может существенно «ударить по карману» пенсионеров, других низкообеспеченных слоев населения, говорит Елена Антонова. К тому же это более чем в 4 раза превышает базовую ставку — 7 рублей, установленную в Налоговом кодексе для автомобилей с мощностью двигателя 100-150 л.с. (напомним, каждый регион устанавливает свою ставку, которая может быть увеличена по сравнению с базовой не более чем в 5 раз). В то же время владельцы автомобиля 90 лошадиных сил, к примеру, будут платить 630 рублей, а владельцы 110 «лошадок» — 3300 рублей, разница — более чем в 5 раз. В то же время разрыв в базовой ставке, установленной в федеральном законе, незначителен: для авто с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно — 5 рублей с каждой л.с., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно — 7 рублей на каждую л.с. Еще большая разница — в налоговых ставках для автомобилей с мощностью двигателя более 250 л.с. — 150 рублей за 1 лошадиную силу (против 75 рублей для владельцев авто свыше 200 до 250 л.с. включительно). Исходя из озвученной информации о ставках, конкретных изменений, позволявших говорить о справедливости распределения бремени налога между различными категориями, в законопроект не внесено. Возникает ощущение, что принятие закона просто оттянулось на время, пока «страсти не поулягутся», говорит эксперт. Как указывало само правительство Москвы, эта мера направлена на стимулирование приобретения малолитражных автомобилей, использование которых благоприятно сказывается на экологической ситуации. Однако, на взгляд Елены Антоновой, повышение транспортного налога на более дорогие иностранные автомобили не заставит их владельцев пересесть на «малолитражки». В таком случае логичнее было бы предусмотреть программу стимулирования владельцев малолитражных автомобилей и автомобилей, работающих на более экологичном, альтернативном виде топлива, со смешанным двигателем, говорят эксперты.
Для недовольства автомобилистов есть основания, ведь многие проблемы пока не решаются — пробки, загазованность, состояние дорог. Повышение налога, суть которого — финансирование строительства и ремонта автодорог, — должно быть подкреплено конкретными ответными мерами правительства, направленными на улучшение автотранспортной ситуации и экологии. По оценкам экспертов, нынешнее увеличение, если оно будет одобрено депутатами, принесет в бюджет города порядка 2,5-3 миллиардов рублей. В год же в бюджете столицы на эти нужды закладывается порядка 70 миллиардов рублей. Увеличение налога этот расклад не изменит.
Защитники прав автомобилистов уже выступили против необоснованного роста налога. Сбор таких гигантских сумм с автомобилистов ничем не оправдан, считает депутат Госдумы четвертого созыва Виктор Похмелкин. Из денег, которые автомобилисты ежегодно перечисляют в бюджеты регионов, на дорожные нужды идет не более 9 процентов, говорит он.
Транспортный налог отменят
Российским автомобилистам облегчат (или осложнят?) фискальное бремя. В правительстве созрела инициатива упразднить транспортный налог. Но ездить по дорогам бесплатно не удастся — вместо отмененного собираются ввести экологический сбор. Такую возможность нынче рассматривают в Министерстве транспорта.
Информброшюры в ФНС РФ по городу Белгороду. Фото: Антон Вергун/ТАСС
Обоснование закономерности такого изменения ведомство подготовит до конца текущего года. Работа по данному вопросу идет в соответствии с Транспортной стратегией на период до 2030 г., рассказали «Известиям» источники в Минтрансе.
Сумма экологического налога, в отличие от действующего транспортного, не будет зависеть от региона и технических характеристик машины. А для ее расчета достаточно будет ввести конструктивные параметры автомобиля по выбросам углекислого газа, указанные в паспорте транспортного средства (ПТС).
Пока же размер налога определяется для каждого транспортного средства индивидуально. При его расчете учитывается количество лошадиных сил и место регистрации автомобиля, ведь у каждого региона свой размер налоговой ставки.
При этом также учитываются мощность двигателя, марка и модель автомобиля, год его выпуска и время владения транспортным средством. А точную сумму можно узнать, введя все перечисленные данные на сайте Федеральной налоговой службы.
К примеру, в Москве за легковой автомобиль мощностью двигателя более 250 л.с. транспортный сбор за одну лошадиную силу составляет 150 рублей. А в Иваново ставка равна 120 рублям. Компания может зарегистрировать юридическое лицо в регионе с пониженной ставкой, работая при этом совершенно в другом, и так экономит на разнице.
Граждане платят транспортный налог один раз в год, юрлица — ежеквартально.
То, что обсуждение предложения о замене транспортного налога на экологический проходит, подтвердили в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича.
В Министерстве экономического развития с предложением Минтранса еще не ознакомились.
При этом, по словам источника в руководстве ведомства, вместе с изменением системы налогообложения обсуждается регламентация времени работы двигателей транспортных средств на холостом ходу, что поможет снизить расход топлива и вредные выбросы автомашин на стоянках, остановках, при прогреве двигателя в холодное время года и при вынужденных простоях.
А глава Минтранса Максим Соколов заявил, что вопрос о замене транспортного налога для автомобилей на экологический сбор пока обсуждается только на уровне экспертов. И конкретная позиция его ведомства еще не сформирована, цитирует РИА «Новости».
Налог на дорогие и новые машины в Москве и других крупных городах «может быть ниже существующего из-за более высокого экологического класса», отметила преподаватель Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Елена Пилевина. А для многих владельцев старых автомобилей в регионах сбор, напротив, может увеличиться, добавила она. Зато после замены налога поступления в бюджет могут возрасти, допустила эксперт.
На 1 июля 2017 г. в России, по данным аналитического агентства «Автостат», насчитывалось почти 50 млн автомобилей. Около 60% от их общего числа — иномарки, из которых только 40% соответствуют экологическим стандартам не ниже «Евро-4», введенным ЕС в 2005 году. В 2015 — 2016 гг. в Евросоюзе перешли на «Евро-6». Когда он будет внедрен в России, неизвестно.
«Евро» — серия экологических стандартов, которые регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей и спецтехники. После введения нового стандарта производители топлива должны его соблюдать, а автопром обязан выпускать соответствующие ему автомобили.
О полной отмене транспортного налога разные ведомства и политические партии заговорили несколько лет назад. Предложенный ЛДПР законопроект даже дошел до рассмотрения в Государственной думе. Однако правительство не поддержало эту инициативу, так как ее внедрение могло привести к падению доходов бюджета более чем на 140 млрд рублей.
Транспортный налог в Подмосковье за 2016 год: ставки, льготы и срок уплаты
Как и все регионы нашей страны, Московская область транспортный налог за 2016 год платит на основании своих отдельных законов. Разберемся в их особенностях и на что обратить внимание.
2 ключевых закона
На территориях Московской области транспортный налог за 2016 год регламентирует принятый Мособлдумой одноименный Закон от 16 ноября 2002 года № 129/2002-ОЗ. Он устанавливает:
C 2015-го года изменений в него не было, поэтому действуют прежние правила. Это значит, что для подмосковных автовладельцев – фирм и физических лиц – действуют прежние правила. Под этот закон подпадают как юридические лица, так и обычные владельцы транспорта, а также ИП.
В отличие от Москвы, льготы транспортного налога в Московской области за 2016 год регулирует отдельный Закон – от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области». Причем он посвящен не только налогу на транспорт, а региональным налогам в целом, а также налогу на прибыль.
Актуальные ставки транспортного налога В Московской области за 2016 год
Для Московской области ставки транспортного налога за 2016 год приведены в статье 1 подмосковного закона. Приведем ставки из нее в отношении наиболее распространенных транспортных объектов, владение которыми обязывает отчислять налог (см. таблицу).
Транспортный налог — ставки в 2018 году
Каждое юридическое и физическое лицо, владеющее на законных основаниях каким-либо зарегистрированным транспортным средством и не имеющее соответствующих льгот, должно платить транспортный налог. Эта обязанность установлена Налоговым кодексом Российской Федерации. С вопросом, кто должен платить транспортный налог, в деталях мы разберемся в этом обзоре.
Также в рекомендованном материале будет предоставлена актуальная информация по поводу того, надо ли в 2018 платить налог владельцам транспортных средств физическим лицам, и от чего зависит цена транспортного налога для юр. лиц на машину.
Одной из проблем автовладельцев является то, что они не умеют рассчитывать новый транспортный налог на использование в России автомобиля. Чтобы верно определить конечную сумму физическим лицам рекомендовано выполнить следующую последовательность действий.
Шаг первый. Определите, являетесь ли вы плательщиком транспортного налога.
Вы являетесь плательщиком автоналога в 2018 году, если на вас зарегистрировано следующее транспортное средство: автомобиль, мотоцикл, мотороллер, снегоход, водный или иной транспорт, перечисленный в ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).
Обратите внимание! При продаже личного автомобиля по доверенности машина по-прежнему остается зарегистрированной на вас, а вы все еще являетесь плательщиком налога на ТС по этому имуществу.
Шаг второй. Получите уведомление из налоговой инспекции с расчетом транспортного налога.
Транспортный налог для физических лиц по законодательно определенным нормам рассчитывают сотрудники налоговой, откуда вам отправят уведомление с информацией о размере налога и данными, которые являются базой для выполненных операций (п. 1 ст. 362, п. 3 ст. 363 НК РФ).
Всю актуальную информацию о транспортном средстве, его характеристиках, владельце в налоговую инспекцию представляет орган, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию ТС. Например, регистрация автомототранспорта осуществляется подразделениями ГИБДД, которые передают сведения об этом в налоговые органы (п. 4 ст. 85 НК РФ). Так что автовладельцы в состоянии быстро сориентироваться, где найти транспортный налог на автомобиль и имущество. Также для них отпадает необходимость искать места, где можно распечатать транспортный налог на легковой автомобиль.
Расчет транспортного налога
В 2018 году налог на пользование автомобильными дорогами в России рассчитывается по каждому транспортному средству, исходя из пяти основных составляющих.
- Налоговая база -это величина, установленная для расчета налога. Она зависит от вида транспортного средства (лошадиные силы). Эти характеристики указываются в технических документах на транспорт, в ПТС и в СОР.
- Доля в праве собственности на транспортное средство. Когда собственник один, тогда доля в праве принимается за базовую единицу. Если же собственников несколько, для конкретного налогоплательщика берется часть, напрямую зависящая от количества совладельцев (1/2, 1/3 и т.п.).
- Налоговая ставка. Порядок исчисления суммы годового налога на автомобиль для физических лиц в 2018 году устанавливается законами субъектов РФ в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя. (Ст. 361 НК РФ). Ставку транспортного налога всегда можно найти в актуальном законе того субъекта РФ, где поставлен на учет ваш автомобиль. В случае отсутствия в регионе самого закона или информации в нем о действительных на текущий момент ставках, то автоматически применяются базовые данные, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ.
- Период, за который рассчитан налог. По умолчанию — это предшествующий календарный год. При регистрации транспортного средства на весь год величина автоматом приравнивается к единице. Если же только какая-то часть года, то нужный для расчетов период определяют в виде отношения числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на вас, к числу календарных месяцев в данном году. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с учета принимаются за полные месяцы. Дату постановки транспортного средства на учет законодательно принято указывать в свидетельстве о регистрации (п. 1 ст. 360, п. 3 ст. 362 НК РФ).
- Повышающий коэффициент. Исчисление суммы налога должно быть произведено при учете величины повышающего коэффициента в отношении легковых автомобилей, стоимость которых превышает 3 млн руб. с соответствующим годом выпуска. Так, например, в отношении этого типа транспортных средств, имеющих стоимость, варьирующуюся в диапазоне 3-5 млн руб. включительно, повышающий коэффициент составит (п. 2 ст. 362 НК РФ):
— 1,1 — если с года выпуска автомобиля прошло от двух до трех лет;
— 1,3 — если с года выпуска автомобиля прошло от года до двух лет;
— 1,5 — если с года выпуска автомобиля прошло не более года.
Перечень легковых автомобилей, имеющих среднюю стоимость от 3 млн. руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается каждый год не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга.
Как исчисляется транспортный налог на автомобиль? Его размер рассчитывается как произведение вышеуказанных пяти фундаментальных составляющих. Непосредственно в самом налоговом уведомлении, которое направляется инспекцией, указаны все актуальные на текущий момент величины, которые необходимы для расчета, а также итоговая сумма налога.
Шаг третий. Проверьте правильность расчета транспортного налога.
Для проверки, насколько верно был выполнен расчет суммы транспортного налога, рекомендуется сравнить данные из налогового уведомления с аналогичной информацией из регистрационных, технических и правоподтверждающих документов на транспортное средство (ПТС, СОР, СТС и др.).
Так, во внутриведомственных документах налоговых органов указано:
что если есть расхождения в сведениях, переданных государственным органом, который регистрирует транспортные средства, с данными технической документации на транспортное средство, то в расчет будут приниматься данные технической документации (п. 22 Методических рекомендаций, утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).
Налоговая ставка сравнивается с установленной законом субъекта РФ ставкой. Эти составляющие перемножаются, и результат сверяют с величиной транспортного налога, указанной в налоговом уведомлении.
Мы разобрались с вопросом, как берется транспортный налог с автомобиля, и для полного осознания приведем следующий пример.
Рассчитаем налог на принадлежащий гражданину автомобиль, который зарегистрирован в ГИБДД г. Москвы.
- Мощность двигателя — 140 л. с.
- Собственник — один.
- Налоговая ставка — 35 руб/л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33).
- Поставлен на учет в октябре 2015 г. (значит, был зарегистрирован три полных месяца из 12).
- Автомобиль выпущен в 2015 г., его стоимость — 4 млн руб., включен в перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.
Формула расчета транспортного налога за 2015 г.: 140 x 1 x 35 x 3/12 x 1,5 = 1838 руб.
Если в пришедшем из налоговой уведомлении неверно указанны данные или нет абсолютного совпадения результатов проверочного расчета с начислениями, выполненными в налоговой инспекции, вам следует об этом несоответствии сообщить в письменном виде. Такое заявление подается в налоговую инспекцию.
Как начисляется новый транспортный налог на автомобиль в 2018 году в Санкт-Петербурге
Стоит отметить, что в 2018 году ставка транспортного налога на авто в СПб устанавливается ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 г. №487-53. Ниже приведена актуальная на сегодняшний день таблица с налоговыми ставками, которые действительны с 1 января 2015 года.