Содержание:
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2018 г. № 14-1/ООГ-6309 О выплатах при увольнении сотрудников
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение, поступившее в Министерство , и по компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
1. В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, премия является частью заработной платы работника.
При увольнении по любому из оснований все суммы, причитающиеся работнику (в том числе зарплата за отработанный период), должны быть выплачены ему в день прекращения трудовых отношений (ч. 1 ст. 140 ТК РФ). В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а в случае совершения такого нарушения повторно, -по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Учитывая, что начисление и выплата заработной платы работнику после прекращения трудовой деятельности не предусмотрены, то вопрос о корректировке компенсации за неиспользованный отпуск в данном случае не регламентируется.
2. При сокращении внутреннего совместителя ему выплачивается заработная плата, а также компенсации за неиспользованный отпуск (статьи 84.1,127 ТК РФ).
Также выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (статья 178 ТК РФ). Порядок расчета среднего заработка совместителя не отличается от общего (статья 139 ТК РФ, пункт 19 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922). В расчет включаются выплаты, предусмотренные по должности внутреннего совместителя.
Однако средний заработок на период трудоустройства за совместителем не сохраняется, поскольку он является трудоустроенными по основному месту работы.
Обзор документа
Премия является частью зарплаты работника.
При увольнении все суммы, причитающиеся работнику (в том числе зарплата за отработанный период), должны быть выплачены ему в день прекращения трудовых отношений. В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Учитывая, что начисление и выплата зарплаты работнику после прекращения трудовой деятельности не предусмотрены, то вопрос о корректировке компенсации за неиспользованный отпуск в данном случае не регламентируется.
При сокращении внутреннего совместителя ему выплачивается зарплата, а также компенсации за неиспользованный отпуск.
Также выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Порядок расчета среднего заработка совместителя не отличается от общего. В расчет включаются выплаты, предусмотренные по должности внутреннего совместителя.
Однако средний заработок на период трудоустройства за совместителем не сохраняется, поскольку он трудоустроен по основному месту работы.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
С 1 июля минимальный размер оплаты труда составит 7500 рублей
С 1 июля 2016 года на 21% повышается минимальный размер оплаты труда. МРОТ составит 7500 рублей.
Пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда повысится заработная плата работников, получающих зарплату на уровне МРОТ. Повышение коснется около 1 млн работников, из них 87% –работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях, и 13% – работники негосударственного сектора экономики.
Как ранее заявлял Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, «повышение МРОТ не означает увеличения с 1 июля размера страховых взносов самозанятых, в том числе индивидуальных предпринимателей, на обязательное пенсионное и медицинское страхование». «Это связано с тем, что по закону в расчете размеров взносов используется МРОТ, установленный на начало финансового года», – пояснил он.
С 2000 года от МРОТ не зависят размеры штрафов и большинства социальных выплат (Федеральный закон от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).
В настоящее время МРОТ учитывается при расчете выплат по социальному страхованию (пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам) только лицам, не имеющим страхового стажа, а также взносов во внебюджетные фонды для самозанятой категории плательщиков.
Социальные пособия по оплате труда
3.6. СОСТАВ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВЫПЛАТ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Настоящий состав применяется для проведения федерального государственного статистического наблюдения по труду.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.
2. В состав выплат социального характера включаются компенсации и социальные льготы, предоставленные работникам, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без социальных пособий из государственных и негосударственных внебюджетных фондов).
3. При составлении статистической отчетности по труду показываются начисленные за отчетный период (с учетом налогов и других удержаний в соответствии с законодательством) денежные суммы независимо от источников их выплаты и статей смет в соответствии с платежными документами, по которым с работниками были произведены расчеты по заработной плате, премиям и т.д., независимо от срока их фактической выплаты.
4. Суммы,начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце.
Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца.
5. Данные о фонде заработной платы за соответствующий период прошлого года при составлении отчетов по труду показываются в методологии и в структуре отчетного периода текущего года.
6. При натуральной форме оплаты труда и предоставлении социальных выплат в отчеты по труду включаются суммы, исходя из расчета по рыночным ценам, сложившимся в данном регионе на момент начисления. Если товары или продукты предоставлялись по пониженным ценам, то включается разница между их полной стоимостью и суммой, уплаченной работниками.
II. ФОНД ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Включению в фонд заработной платы, в частности, подлежат:
7.Оплата за отработанное время
7.1. Заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время.
7.2. Заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг).
7.3. Стоимость продукции,выданной в порядке натуральной оплаты.
7.4. Премии и вознаграждения (включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты.
7.5. Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и т.п.).
7.6. Ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы (кроме сумм,указанных в пункте 9.2).
7.7. Компенсационные выплаты,связанные с режимом работы и условиями труда:
7.7.1. Выплаты,обусловленные районным регулированием оплаты труда: по районным коэффициентам; коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах; процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
7.7.2. Доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах.
7.7.3. Доплаты за работу в ночное время.
7.7.4. Оплата работы в выходные и праздничные дни.
7.7.5. Оплата сверхурочной работы.
7.7.6. Оплата работникам за дни отдыха (отгулы), предоставленные в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством.
7.7.7. Доплаты работникам,постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте (руднике) от ствола к месту работы и обратно.
7.8. Оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий и организаций,освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
7.9. Комиссионное вознаграждение, в частности, штатным страховым агентам, штатным брокерам.
7.10. Гонорар работникам, состоящим в списочном составе работников редакций газет, журналов и иных средств массовой информации.
7.11. Оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы.
7.12. Оплата специальных перерывов в работе.
7.13. Выплата разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы.
7.14. Выплата разницы в окладах при временном заместительстве.
7.15. Суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятии, согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы, например, военнослужащих) как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям.
7.16. Оплата труда лиц,принятых на работу по совместительству.
7.17. Оплата труда работников несписочного состава.
7.17.1. Оплата труда лиц, не состоящих в списочном составе работников предприятия (организации), за выполнение работ по гражданским договорам, если расчеты за выполненную работу производятся предприятием с физическими, а не с юридическими лицами. При этом размер средств на оплату труда этих физических лиц определяется, исходя из сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежных документов.
7.17.2. Оплата услуг(гонорар) работников несписочного состава (за переводы, консультации, чтение лекций, выступление по радио и телевидению и т.д.).
Указанные в пунктах 7.17.1 и 7.17.2 суммы в отчетности по труду не учитываются в фонде заработной платы работников списочного состава предприятия, учреждения, организации.
8. Оплата за неотработанное время
8.1. Оплата ежегодных и дополнительных отпусков(без денежной компенсации за неиспользованный отпуск).
8.2. Оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам.
8.3. Оплата льготных часов подростков.
8.4. Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях.
8.5. Оплата на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям.
8.6. Оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей.
8.7. Оплата,сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другие работы.
8.8. Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, за непроработанное время работникам, вынужденно работавшим неполное рабочее время по инициативе администрации.
8.9. Оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови.
8.10. Оплата простоев не по вине работника.
8.11. Оплата за время вынужденного прогула.
9. Единовременные поощрительные выплаты
9.1. Единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплаты.
9.2. Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы).
9.3. Материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников (кроме сумм, указанных в пункте 26).
9.4. Дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска (сверх нормальных отпускных сумм в соответствии с законодательством).
9.5. Денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
9.6. Стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций.
9.7. Другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков.
10. Выплаты на питание, жилье, топливо
10.1. Стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов (в соответствии с законодательством).
10.2. Оплата (полная или частичная) стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, предоставления его по льготным ценам или бесплатно (сверх предусмотренной законодательством).
10.3. Стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики (в соответствии с законодательством) жилья и коммунальных услуг или суммы денежной компенсации за непредоставление их бесплатно.
10.4. Средства на возмещение расходов работников по оплате жилья (сверх предусмотренных законодательством).
10.5. Стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива.
III. ВЫПЛАТЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
К выплатам социального характера,в частности,относятся:
11. Надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия.
12. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников, за счет средств предприятия.
13. Взносы на добровольное медицинское страхование работников за счет средств предприятия.
14. Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых работникам,за счет средств предприятия.
15. Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия за счет средств предприятия.
16. Оплата абонементов в группы здоровья, занятий в спортивных секциях, оплата расходов по протезированию и другие подобные расходы.
17. Возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях.
18. Компенсации женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий по социальному страхованию).
19. Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших.
20. Компенсация работникам морального вреда,определяемая судом.
21. Выходное пособие при прекращении трудового договора.
22. Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.
23. Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.
24. Стоимость льгот по проезду работников железнодорожного, авиа-, морского, речного, автомобильного транспорта, городского электротранспорта, транспортного строительства.
25. Оплата стоимости проезда работников и членов их семьи к месту отдыха и обратно (включая предприятия,расположенные в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях) и оплата стоимости багажа.
26. Материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д.
27. Стипендии работникам, состоящим в списочном составе и направленным предприятиями на обучение в учебные заведения, выплачиваемые за счет средств предприятия.
28. Выплаты (доплаты, компенсации, оплата путевок и т.п.) за счет средств бюджетов в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
29. Компенсация педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книг, учебников и другой издательской продукции.
30. Расходы по возмещению ценовой разницы на продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для общественного питания работников предприятия.
31. Расходы на погашение ссуд,выданных работникам предприятий.
32. Суммы, предоставленные работникам для первоначального взноса или на частичное (полное) погашение кредита, предоставленные на жилищное строительство.
IY.РАСХОДЫ, НЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К ФОНДУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВЫПЛАТАМ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
33. Доходы по акциям и другие доходы от участия работников в собственности предприятия, учреждения, организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.).
34. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации.
35. Взносы за счет средств предприятия в негосударственные пенсионные фонды.
36. Выплаты из внебюджетных (государственных и негосударственных) фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности,по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата труда (доплата) молодым работникам за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федерации, оплата санаторно-курортного лечения, семейного отдыха.
37.Выплаты по договорам личного, имущественного и иного страхования (кроме сумм, указанных в пункте 12).
38. Авторские вознаграждения, выплачиваемые по договорам на создание, издание и иное использование произведений науки, литературы, искусства, изобретений.
39. Стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам.
40. Стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и других моющих средств, обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещения затрат работникам за приобретенные ими спецодежду,спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в случае невыдачи их администрацией.
41. Командировочные расходы.
42. Расходы, выплаченные взамен суточных.
42.1. Надбавки к заработной плате, выплаченные работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы.
42.2. Полевое довольствие.
42.3. Надбавки за вахтовый метод работы, выплаченные при выполнении работ вахтовым методом за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы.
42.4. Надбавки работникам, направленным для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, выплаченные за каждый календарный день пребывания на месте производства работ.
43. Расходы при переводе работников на работу в другие местности.
44. Расходы на платное обучение работников в учебных заведениях, включая стипендии учашимся, не состоящим в списочном составе и направленным предприятием на обучение в учебные заведения (кроме сумм, указанных в пункте 27).
45. Стоимость жилья,переданного в собственность работникам.
46. Расходы на содержание жилья, учебных и дошкольных учреждений, медпунктов, профилакториев, столовых, домов отдыха, библиотек, спортивных сооружений и т.п., принадлежащих предприятию или содержащихся на условиях долевого участия (кроме сумм, указанных в разделах II и III).
47. Арендная плата за помещения для проведения учебных, культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий.
48. Расходы на проведение вечеров отдыха, дискотек, спектаклей, концертов, лекций, диспутов, встреч с деятелями науки и искусства, спортивных мероприятий.
49. Расходы на приобретение медикаментов для лечебно-профилактических учреждений ,находящихся на балансе предприятия или содержащихся на условиях долевого участия, театральных костюмов, спортивной формы, спортивного инвентаря или оплата за их прокат.
50. Расходы по организации кружков, курсов, студий, клубов, народных университетов, факультетов, выставок-продаж изделий самодеятельного творчества, ярмарок, игровых комнат для детей и т.п.
51. Расходы по обустройству садоводческих товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осушение и др.).
Настоящая Инструкция вводится в действие с 1 января 1996 года и в связи с этим утрачивает силу Инструкция о составе средств, направляемых на потребление, утвержденная Госкомстатом России 13.10.92 N6-3/124.
Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Особенности оплаты труда в учреждении с учетом нового МРОТ
Автор: С. Валова
Комментарий к Федеральному закону от 02.06.2016 № 164-ФЗ.
С 1 июля 2016 года Федеральным законом от 02.06.2016 № 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7 500 руб. в месяц. Отметим, что в 2016 году это уже второе повышение: с 1 января 2016 года МРОТ составлял 6 204 руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ).
МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ. Размер минимальной зарплаты, предусмотренный федеральным законом, в каждом субъекте РФ обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, – за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности;
- прочими работодателями – за счет собственных средств.
Напомним, что МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).
В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Гардеробщице казенного учреждения установлен должностной оклад в размере 6 500 руб. В июле 2016 года она полностью отработала норму часов. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору ей была произведена повышенная плата за уборку холла в размере 500 руб.
Рассчитаем зарплату работницы с 1 июля 2016 года.
В силу ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату.
При расширении зон обслуживания работнику производится доплата. Размер данной доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).
Как отметили арбитры в Апелляционном определении Смоленского областного суда от 10.04.2012 № 33-894, если на работника возлагаются дополнительные трудовые обязанности, доплату за их выполнение нужно производить свыше начисленной заработной платы, включающей МРОТ.
Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в меньшем размере, чем МРОТ, установленный федеральным законом, он должен произвести гардеробщице доплату в размере 1 000 руб. (7 500 — 6 500). Таким образом, ее заработная плата за июль 2016 года составит 8 000 руб. (7 500 + 500).
В то же время отметим: если работник трудится в режиме неполного рабочего времени, работает по совместительству или отработал не весь фонд рабочего времени, установленный на данный месяц, ТК РФ не гарантирует, что его месячная заработная плата будет не ниже минимальной. В таких случаях оплата труда производится пропорционально отработанному сотрудником времени, поэтому зарплата совместителей, работников, трудящихся в режиме неполного рабочего времени, должна быть не менее соответствующей доли МРОТ.
Уборщице служебных помещений, работающей по совместительству в казенном учреждении, установлен оклад в размере 6 500 руб. В июле 2016 года при норме рабочего времени, равной 168 часам при 40-часовой рабочей неделе, совместителем отработано 84 часа.
Заработная плата работницы за июль 2016 года составит 3 250 руб. (6 500 руб. / 168 ч x 84 ч). В связи с тем, что эта сотрудница полностью отработала норму рабочего времени, ее заработная плата не может быть меньше МРОТ – 3 750 руб. (7 500 руб. / 168 ч x 84 ч). Таким образом, работодатель должен произвести сотруднице доплату до МРОТ в размере 500 руб. (3 750 — 3 250) и начислить 3 750 руб.
Особое внимание следует уделить расчету заработной платы работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда указанных работников должна осуществляться с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате. Поэтому их нужно исчислить к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством МРОТ. Данный вывод содержится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014, а также в определениях ВС РФ от 17.05.2013 № 73-КГ13-1, от 21.12.2012 № 72-КГ12-6.
Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что казенное учреждение расположено на территории, где установлен районный коэффициент 1,2.
Таким образом, заработная плата работницы за июль 2016 года составит 9 600 руб. ((7 500 + 500) x 1,2).
Таким образом, поскольку с 1 июля 2016 года законодателем повышен МРОТ, в казенном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий его повышение. Следовательно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.
Что касается взаимосвязи размера социальных пособий и МРОТ, отметим следующее. В соответствии со ст. 6 и 8 Федерального закона № 255-ФЗ[1] пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством выплачиваются застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ.
В районах и местностях, где в определенном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, такие пособия выплачиваются в размере, не превышающем МРОТ, с учетом этих коэффициентов.
Кроме того, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также если средний заработок, определенный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
В казенное учреждение 1 июля 2016 устроился молодой специалист после окончания высшего учебного заведения. С 11.07.2016 по 15.07.2016 (5 календарных дней) он находился на больничном.
Рассчитаем пособие по временной нетрудоспособности.
Поскольку у работника отсутствует заработок за расчетный период, необходимо применить ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. Средний дневной заработок будет определяться исходя из МРОТ и составит 246,58 руб. (7 500 руб. x 24 мес. / 730 дн.). Сумма пособия по временной нетрудоспособности равна 739,74 руб. (246,58 руб. x 5 кал. дн. x 60%), где 60% – размер среднего заработка при расчете данного пособия застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ).
Однако не следует забывать, что при расчете пособий за счет средств ФСС применяется МРОТ, установленный на день наступления страхового случая, поэтому пособия, исчисленные до 1 июля 2016 года, не пересчитываются (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
[1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Компенсационные выплаты работникам: пять правил в помощь работодателю
Нередко компенсационную часть заработной платы путают с компенсациями работнику за использование личного транспорта в служебных целях и прочее возмещение понесенных им расходов. Несмотря на схожесть слов, это разные понятия.
Компенсационная часть заработной платы – это выплата работнику за труд, выполненный в определенных условиях. А вот выплата работнику компенсаций – это возмещение затрат, которые работник понес в служебных целях — такие выплаты ни при каких условиях нельзя считать заработной платой.
В этой статье разберем компенсационную часть заработной платы, то есть на выплаты, которые были начислены работнику за труд.
Научитесь выполнять расчеты в самых сложных ситуациях, с использованием любой автоматизированной системы или без нее. Без штрафов и претензий трудовой инспекции. Записывайтесь на онлайн-курс в Контур.Школе « Заработная плата. Средний заработок»
Правило 1. Правильно определяйте состав компенсационных выплат
Заработная плата состоит их нескольких частей (ст. 129 ТК РФ):
- Вознаграждение за выполненную работу — в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
- Компенсационные и стимулирующие выплаты — оплата этой части зарплаты вызывает у бухгалтеров наибольшие сложности.
Компенсационная часть заработной платы включает в себя:
- доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- доплаты и надбавки за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- иные доплаты и надбавки.
К доплатам и надбавкам, которые входят в компенсационную часть заработной платы, относят:
- оплату труда при выполнении работ различной квалификации;
- оплату труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
- оплату труда при временном заместительстве;
- оплату сверхурочной работы;
- оплату работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- оплату труда работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Итак, с составом выплат разобрались.
Правило 2. Компенсационные выплаты, являющиеся частью заработной платы, облагают НДФЛ
Согласно гл.23 НК РФ компенсационные выплаты являются доходом работника, соответственно с начисленной суммы следует удержать налог на доходы физических лиц.
Правило 3. Компенсационные выплаты, как составляющая зарплаты, включают в расходы по налогу на прибыль
Компенсационные выплаты можно включить в расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль (подп. 3 ст. 255 НК РФ). Обратите внимание, данные выплаты должны быть предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Правило 4. Компенсационные выплаты, являющиеся зарплатой, учитывают при расчете среднего заработка
Исходя из среднего заработка, оплачивается время нахождения работника в отпуске, в служебной командировке, на курсах повышения квалификации и в других случаях. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (п. 2 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922). Подпункт «л» п.2 Постановления №922 разрешает компенсационные выплаты включать в расчет среднего заработка. Условие: указанные выплаты должны быть предусмотрены локальными нормативными актами организации (например, Положением об оплате труда).
Правило 5. Компенсационные выплаты учитывают при расчете пособия по временной нетрудоспособности и детских пособий
В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ (п. 2 ст. 14 Закона от 29.12.2006 №255-ФЗ).
Так как компенсационные выплаты облагаются страховыми вносами, то их можно, не опасаясь нарушить действующее законодательство, включить в расчет указанных пособий.
Подведем итоги. Если выплата является компенсационной частью заработной платы, то:
- С начисленной суммы работодатель обязан удержать НДФЛ.
- Начисленную сумму работодатель обязан включить в базу для расчета страховых взносов.
- Начисленную сумму можно включить в расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль.
- Начисленную сумму работодатель обязан учитывать в составе выплат при расчете среднего заработка и социальных пособий.
- Компенсационные выплаты должны быть предусмотрены трудовым договором (соглашением) и (или) коллективным договором и (или) иными локальными нормативными актами.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Типовые вопросы в части оплаты труда и ответы к ним
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:
- педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение в 2012 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе.
- педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
- преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
- работникам учреждений культуры доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
- преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
- научным сотрудникам повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
- врачам и работникам медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Также предусмотрено повышение к 2018 году:
- социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
- младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
- среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г . № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В федеральных государственных учреждениях вопросы оплаты труда регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 и нормативным правовыми актами соответствующих федеральных ведомств, являющихся учредителями федеральных государственных учреждений.
Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников
- сферы здравоохранения открыта горячая линия на официальном сайте Минздрава России по адресу: http://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new
- сферы образования и науки на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила
- сферы культуры и искусства «Минкультуры России по адресу: http://mkrf.ru/internet-priemnaya/
Педагогические работники
Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).
Согласно статье 31 Закона, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам на базе создаваемых специализированных структурных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утвержденным организацией, осуществляющей обучение.
В соответствии со статьей 91 закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.
Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.
Научные сотрудники
Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью (статья 4, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Федеральный закон).
Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.
Для врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг), среднего и младшего медицинского (фармацевтического) персоналанеобходимо соответствие наименования должности работника Номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минздрава России по адресу: http://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new.
Работники учреждений культуры
Повышение оплаты труда работникам учреждений культуры, предусмотренное Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в первоочередном порядке осуществляется в отношении основного персонала учреждений культуры.
Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минкультуры России по адресу: http://mkrf.ru/internet-priemnaya/.
Социальные работники
К данной категории работников относятся работники, по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник» в соответствии со штатным расписанием учреждения.
Достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников по региону в целом.
Во всех субъектах Российской Федерации утверждены региональные планы мероприятий («дорожные карты») в сфере культуры, образования и науки, здравоохранения, социального обслуживания, которые устанавливают соотношения по категориям работников до 2018 года.
Целевые показатели для поэтапного повышения заработной платы категорий работников конкретных государственных (муниципальных) учреждений в 2013-2018 годах устанавливаются ведомственными планами мероприятий и планами мероприятий самих учреждений.
Данные показатели конкретизируются в зависимости от типа учреждений, сложности работ, в регионах с районными коэффициентами – от территории.
В отдельных субъектах Российской Федерации при определении средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, учитываются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
При этом в одном субъекте Российской Федерации могут быть различные районные коэффициенты по муниципальным образованиям, что впоследствии влияет на среднюю заработную плату отдельных категорий работников данного муниципального образования.
В зависимости от специфики деятельности учреждения его целевые показатели по учреждениям могут отличаться от показателей, установленных для субъекта Российской Федерации в целом.
Так, совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Таким образом, средняя заработная плата отдельной категорий работников может различаться по видам учреждений.
При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации, для соответствующей категории работников.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагается повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников — до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
К данной категории работников относятся работники по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник», в соответствии со штатным расписанием учреждения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим, осуществляют работу по подбору, подготовке, повышению квалификации работников указанных учреждений, устанавливают систему оплаты и стимулирования их труда, а также меры социальной поддержки — органы управления социальной защиты субъектов Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что Минтрудом России были направлены письма в субъекты Российской Федерации, в которых рекомендовано с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, в целях недопущения возможной социальной напряженности, диспропорций в оплате труда между специалистами внутри учреждения и отрасли, а также недопущения оттока квалифицированных кадров в рамках доведенных финансовых средств изыскать возможность повышения заработной платы, в том числе специалистам по социальной работе, руководителям структурных подразделений, обслуживающему персоналу учреждений сферы социального обслуживания населения (письма Минтруда России от 3 декабря 2012 г. № 12-3/10/2-3620, от 16 апреля 2013 г. № 12-3/10/2-2125).
Во всех субъектах Российской Федерации утверждены региональные планы мероприятий («дорожные карты») изменений в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности в сфере социального обслуживания населения, которые устанавливают целевые показатели соотношения средней заработной платы социальных работников в регионе к среднемесячной начисленной заработной плате («среднемесячному доходу от трудовой деятельности») по субъекту Российской Федерации до 2018 года.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом.
К обязательным условиям трудового договора относятся: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда и др. (ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Во исполнение подпункта «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы (далее — Программа).
В соответствии с Программой «эффективный контракт» – трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а так же меры социальной поддержки. Изменение условий оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внедрение эффективного контракта осуществляется согласно Программе в рамках введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждений и работников.
Минздравом России (приказ от 28 июня 2013 г. № 421), Минкультуры России (приказ от 28 июня 2013 г. № 920), Минтрудом России (приказ от 1 июля 2013 г. № 287) и Минобрнауки России (письмо от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02) были подготовлены и утверждены методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников.
С учетом вышеуказанных методических рекомендаций соответствующими органами власти и местного самоуправления утверждаются показатели эффективности деятельности учреждений и руководителей в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений.
Показатели эффективности актуализируются по мере утверждения и внедрения профессиональных стандартов, обучения работников, изменения систем оплаты труда
Таким образом, утверждение показателей эффективности работников должно осуществляться с учетом установленных критериев и показателей эффективности работы учреждений, рекомендаций.
При введении «эффективного контракта» в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, соответствующая «эффективному контракту», приведена в Приложении № 3 Программы.
Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 года № 167н. При этом, рекомендации носят не обязательный, а рекомендательный характер, что следует из самого понятия рекомендаций.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда» (далее — Закон № 272-ФЗ) внесена поправка в часть шестую статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В соответствии с действующей частью шестой статьи 136 Кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).
Закон № 272-ФЗ не меняет порядка выплаты заработной платы. Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца.
С учетом новой редакции статьи 136 Кодекса заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30(31) число текущего периода, за вторую половину — с 1 по 15 число следующего месяца.
Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющей заработной платы и выплачиваются за иные более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).
В силу части второй статьи 135 Кодекса системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей.
Таким образом, сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом. Так, если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например, за месяц осуществляется в месяце, следующем за отчетным или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год — в марте следующего года или также указана конкретная дата ее выплаты, то это не будет нарушением требований части шестой статьи 136 Кодекса в новой редакции.
В соответствии с частью 8 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации Кодекса при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Обращение в суд в случае задержки заработной платы
Срок обращения в суд — в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (в частности, о невыплате заработной платы), а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (статья 392 Кодекса).
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации заявление о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат; процентов за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, рассматривается в приказном судебном производстве мировым судьей.
Инициация работниками процедуры банкротства работодателя
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы) работники наделяются правом подать в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по оплате труда, а руководителю должника вменена обязанность подавать указанное заявление в случае непогашенной задолженности перед работниками свыше трех месяцев по причине недостаточности средств.
Административная ответственность
В соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение законодательства о труде и об охране труда, к которому относится также несвоевременная выплата заработной платы, влечет:
1.1 на должностных лиц организации:
наложение административного штрафа — в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. При повторном нарушении влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
1.2 на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
штраф — от одной тысячи до пяти тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении штраф — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
1.3 на юридических лиц:
штраф — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении штраф — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
1.4 Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
На основании ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 300 до 500 руб.;
- на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
Уголовная ответственность
В случае, если в результате проведенных надзорных мероприятий были выявлены нарушения, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьями, в частности, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов обязаны направить материалы проверки в следственные органы для рассмотрения в установленном законодательством порядке вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Также вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности может быть возбужден и по заявлению о преступлении работником организации, подаваемому в следственные органы в установленном порядке.
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена, если заработная плата не выплачивалась из корыстной или личной заинтересованности руководителя организации, работодателя-физического лица, руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения.
(ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»).
1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности
- наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей
- или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года,
- либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года,
- либо принудительными работами на срок до двух лет,
- либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двухмесяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности
- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
- или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,
- либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
- либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Если невыплата заработной платы повлекла тяжкие последствия
- наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей
- или штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет
- либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет
- или лишением свободы на срок от двух до пяти лет без лишения права заниматься определенной деятельностью.
Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В настоящее время трудовое законодательство Российской Федерации не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Правила индексации заработной платы определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций).
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июня 2010 г. № 913-О-О отмечено, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 1707-О отмечено, что предусматривая различный порядок осуществления данной государственной гарантии для работников государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных работодателей, федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно — через институт социального партнерства — гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных в статье 134 Кодекса правовых форм. Тем самым на основе принципов трудового законодательства, включая сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, достигается баланс интересов работников и работодателей (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П).
Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий ее предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Таким образом, порядок, размер, сроки индексации заработной платы работодатели, не финансируемые из бюджета, вправе выбирать самостоятельно, с учетом мнения представительного органа работников. Они могут соответствовать официально установленному индексу потребительских цен по стране или в отдельном регионе, который публикует на своем сайте Росстат, величине инфляции, указанной в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете или бюджете соответствующего региона, на территории которого работает организация, росту прожиточного минимума трудоспособного населения и иным показателям, отражающим рост цен на товары (продукцию) и услуги.
В случае нарушения работодателем обязанности проводить индексацию заработной платы, отсутствия порядка и условий индексации в локальных нормативных актах организации (положении об оплате труда) он может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в случае выявленного государственной инспекцией труда по месту нахождения работодателя или других уполномоченных государственных органов (прокуратура, суд) нарушения Трудового кодекса Российской Федерации работодателем и выданного ей предписания работодатель обязан устранить выявленное нарушение трудового законодательства.
Величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Согласно части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Однако введение данной нормы отложено статьей 421 Кодекса, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом.
Основной проблемой реализации норм статей 133 и 421 ТК РФ является то, что в случае доведения МРОТ до среднероссийского прожиточного минимума в ряде субъектов Российской Федерации минимальная заработная плата превысит региональные прожиточные минимумы на 29%-35%. Это потребует значительного увеличения расходов организаций реального сектора экономики, а также бюджетов всех уровней. При этом в других регионах минимальная заработная плата составила бы чуть больше половины от региональных прожиточных минимумов. Соответственно, МРОТ, установленный на уровне среднероссийского прожиточного минимума трудоспособного населения, не обеспечивает учет региональных различий.
Таким образом, целесообразно установить минимальный месячный уровень оплаты труда работников не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации. При этом уменьшится необходимость в мерах социальной поддержки, в частности оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам и выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Также следует отметить, что увеличение стоимости труда является стимулом для работодателей к повышению производительности труда своих организаций.
В связи с этим основным направлением станет «регионализация» МРОТ (установление одновременно на всей территории Российской Федерации единой величины МРОТ, выраженной в процентах от региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения)
В целях реализации статей 133 и 421 Кодекса Минтрудом России был подготовлен проект федерального закона о поэтапном доведении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения (далее – законопроект).
Законопроект был рассмотрен в июне 2015 года на заседании рабочей группы Минтруда России, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на заседании рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения, а также на «круглом столе» Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
В процессе обсуждения сохраняются концептуальные расхождения позиций сторон социального партнерства, связанные с определением минимального размера оплаты труда.
Таким образом, для согласования позиций сторон социального партнерства необходимо проведение дальнейших консультаций. В связи с этим, законопроект не мог быть внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в сроки, предусмотренные для подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год.
Консультации сторон социального партнерства по механизму повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения будут продолжены в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2016 года МРОТ установлен в сумме 6204 рубля в месяц (увеличение на 4%).
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральной службой по труду и занятости и её территориальными органами рассматриваются обращения граждан о нарушении их трудовых прав, включая право на безопасные условия труда.
При проведении проверок государственный инспектор труда выдаёт обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя федеральный государственный надзор в сфере труда, федеральная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В целях получения консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работники, работодатели, а также их представители, вправе направить в Федеральную службу по труду и занятости и её территориальные органы заявление в письменной форме или в форме электронного документа.
Обращения граждан, поступившие в федеральные органы исполнительной власти, в случае, если они содержат вопросы, связанные с нарушением трудовых прав, включая права на безопасные условия труда, предоставлением государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, а также обжалованием решений государственных инспекторов труда, в течение семи дней со дня регистрации направляются в Федеральную службу по труду и занятости, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 (далее — Положение), Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы — государственные инспекции труда.
В соответствии со статьёй 361 Трудового кодекса Российской Федерации решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 113 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. № 354н, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 марта 2013 г., регистрационный № 27533, жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности. Жалобы на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица в территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости рассматриваются руководителем территориального органа (его заместителем). Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Федеральной службы по труду и занятости (его заместителя) рассматриваются в Федеральной службе по труду и занятости должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб. Жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Федеральной службе по труду и занятости, рассматриваются её руководителем — главным государственным инспектором труда Российской Федерации. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы только в суде.