Спор понтия

Автор: | 05.10.2018

Содержание:

Иешуа и Пилат спор об истине — спор о человеке (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

В ершалаимских сценах романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» два главных героя — пятый прокуратор Иудеи, римский всадник Понтии Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, не помнящий своих родителей. Между собой они ведут спор об истине. Иешуа утверждает, что все люди — добрые. Дабы опровергнуть это утверждение, Пилат демонстрирует ему злого человека — кентуриона Марка Крысобоя, который избивает подследственного. Однако Га-Ноцри все равно остается при своем прежнем убеждении. Когда прокуратор вновь спрашивает Иешуа: «А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?» — Иешуа спокойно отвечает: «Всех. злых людей нет на свете». И Крысобоя он тоже считает добрым, добавляя при этом: «. Он, правда, несчастливый человек. С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств».
Пилату Иешуа признается, что толпе на ершалаимском базаре «говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Прокуратор, страдающий жуткой головной болью, раздраженно возражает: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?» И слышит в ответ опять спокойный, ровный голос: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».
Здесь Иешуа как бы предрекает последующие муки совести, которые после казни будет испытывать прокуратор. Пока же чудо исцеления, которое продемонстрировал Га-Ноцри, заставляет Пилата по-другому отнестись к безвестному бродяге-проповеднику. Он приказывает развязать арестованному руки и начинает с ним вместо допроса обыкновенный разговор двух интересующихся друг другом людей Прокуратор уже склонен доверять заявлению Иешуа, что тот не призывал толпу разрушить ершалаимский храм, но просит его поклясться, что таких призывов действительно не было- « — Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? — спросил, очень оживившись, развязанный.
— Ну, хотя бы жизнью твоею, — ответил прокуратор, — ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это
— Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? — спросил арестант — Если это так, ты очень ошибаешься. Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
— Я хочу перерезать этот волосок.
— И в этом ты ошибаешься, — светло улыбаясь и заслоняясь рукой о г солнца, возразил арестант, — согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»
Понтий Пилат признает красноречие своего собеседника. И уже надеется, что не придется брать греха на душу, поскольку обвинение против симпатичного прокуратору Иешуа Га-Ноцри рассыпалось и можно с чистой совестью выносить оправдательный приговор. Но вдруг выясняется, и об этом с сожалением говорит тоже успевший проникнуться симпатией к арестанту секретарь, что над подследственным нависло еще одно, гораздо более страшное обвинение в нарушении «закона об оскорблении величества», за что полагалась смертная казнь. И Иешуа с готовностью подтверждает, что действительно говорил крамольные речи, заключающие, по его убеждению, истину, поскольку «правду говорить легко и приятно»: «В числе прочего я говорил. что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Прокуратор, после повторного, в ответ на вопрос, уже в беседе один на один, утверждения Га-Ноцри, что царство истины все-таки настанет, кричит, стараясь самого себя, а не подследственного, убедить этим криком: «Оно никогда не настанет’» Тем самым он пытается хоть немного оправдать ту несправедливость, которую собирается свершить, утвердив смертный приговор невиновному. Раз в мире принципиально недостижимо царство справедливости, раз все равно нет в мире правды, собственный грех может показаться на первый взгляд не таким уж значительным, даже если цена ему — жизнь человека. К тому же прокуратор тешит себя надеждой, что удастся добиться от первосвященника Иосифа Каифы помилования для Иешуа. Но в глубине души Пилат должен понимать, что надежда эта неосновательна. Ведь прокуратор успел понять, что ловушку для Га-Ноцри с помощью предателя Иуды из Кириафа устроил сам Кайфа. Пилат просто оправдывает свою трусость, давая совести обманчивую надежду, что казни не будет. И неслучайно Иешуа перед казнью, как передал прокуратору начальник тайной стражи Афраний, заявил, что худшим из человеческих пороков считает трусость. Напрасно Пилат уже после казни пытается убедить являющеюся ему во сне Иешуа, что объем его, прокураторской, власти ограничен и явно недостаточен для того, чтобы воспрепятствовать осуществлению несправедливой казни. Себя же самого прокуратор безуспешно уверяет, что казни не было, но, проснувшись, отчетливо сознает, что она была, что философа, проповедовавшею, будто все люди добрые, не вернешь, И доспорить с ним никогда не удастся. Чтобы утешить свою совесть, а заодно и опровергнуть доводы Иешуа, Пилат организует убийство Иуды. Но убийство — это, по учению Га-Ноцри, безусловное зло, какими бы благими целями оно ни оправдывалось и каких бы преступлении ни совершил убитый прежде. И смерть предателя из Кириафа не успокоила совесть Пилата. Прошение же прокуратор заслуживает только в финале романа, когда признает трусость худшим из пороков, выражает в душе готовность любой ценой воспрепятствовать несправедливой казни, пожертвовать не только карьерой, ко и самой жизнью, и, главное, принимает этическую сторону учения об абсолютном добре. И встреча-ется наконец с Иешуа Га-Ноцри, идущим по лунному лучу
Человеческая слабость не позволила Понтию Пилату свершить добро и освободить Иешуа. Все его доводы в споре с Га-Ноцри в конечном счете служат целям самооправдания. Пилат стремится доказать невозможность изменить существующий не-справедливый порядок вещей и тем самым успокоить отягощенную казнью невинного совесть. Однако избавления от душевных мук так и не находит. Его может дать только следование провозглашенному Иешуа этическому идеалу, который разделял и сам Михаил Булгаков.

70044 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова «Мастер и Маргарита»)

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Иешуа и Пилат спор об истине — спор о человеке (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Смотрите также по произведению «Мастер и Маргарита»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Урок литературы в 11-м классе «Понтий Пилат и Иешуа» (анализ новозаветных глав)

Разделы: Литература

Цель урока.

  • Комментируя содержание 2, 16, 25, 26 глав романа М.А. Булгакова, показать, как строятся взаимоотношения героев.
  • Развивать монологическую речь, умение делать выводы, работать с текстом.
  • Нравственное воспитание.

Эпиграф к уроку (гл.26).

«Мы теперь всегда будем вместе. Раз один, то значит тут же и другой! Помянут меня, сейчас же помянут и тебя! Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя — сына короля-звездочёта и дочери мельника, красавицы Пилы.

— Да, уж ты не забудь, помяни меня:»

Основные вопросы урока(записаны на доске).

1. Место «новозаветных» глав в романе М.Булгакова.

2. Пятый прокуратор Иудеи — Понтий Пилат.

3. Бродячий философ Иешуа Га-Ноцри.

4. Поединок между Понтием Пилатом и Иешуа.

На доске записаны заповеди Иешуа.

«Будет новый храм истины: не вера, а истина».

«Все люди добры: не зло, а добро».

«Любая власть есть насилие: не власть, а свобода».

Ход урока

1. События какого времени описывает Булгаков, рассказывая историю жизни Мастера и Маргариты?

(Вывод о московских и новозаветных главах).

2. О каком библейском герое ведётся спор на страницах романа Булгакова?

Вывод: но главный герой новозаветных глав — Понтий Пилат.

3. Обозначить тему и зачитать эпиграф.

Образ Понтия Пилата.

Историческая справка.

В отличие от других героев это достоверная историческая личность. Место действия «новозаветных» глав — Иудея I века нашей эры. За Ершалаимом легко угадываются очертания исторического Иерусалима — центра Иудеи в эпоху римского императора Тиберия (14 — 37г. н.э.). Синедрион осуществлял местную власть, в то время как верховная власть принадлежала наместнику императора — прокуратору. Пилат — точное историческое имя римского прокуратора, Пилата Понтийского, управлявшего Иудеей (Палестиной) как частью Римской провинции Сирии. Это был пятый правитель Иудеи. Согласно христианской традиции, ко времени его правления относятся главные евангельские события.

Читайте так же:  Закон 24 фз о воинской обязанности и военной службе

Индивидуальное задание. «Образ Понтия Пилата».

1. Как Понтий Пилат исполняет свои обязанности.(2 гл.)

2. Подтвердите текстом, что он образованный человек (2 гл.).

3. Что о нём думают его подчинённые?

Образ Понтия Пилата.

Комментарий учителя. Понтий Пилат, моральный суд над которым как будто заранее предрешён, рассмотрен Булгаковым изнутри как сложная и в своём разе драматическая фигура. Он не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Ему явно не хочется губить попусту жизнь Иешуа. Бродячий философ нравится ему, он готов спасти его от фанатизма своих соотечественников. Но решение Понтия Пилата резко меняется, как только речь Иешуа касается власти, верховной власти, которой всесильный прокуратор боится. Трусость — главная беда Понтия Пилата. Она привела прокуратора к жестокости и предательству.

Комментирование цитаты из книги Э.Ренана «Жизнь Иисуса».

«Играя предательскую роль в голгофской казни, государство нанесло себе самый тяжёлый удар. Полная неуважения к власти легенда одержала верх и обошла мир. В этой легенде власти играют гнусную роль, обвиняемый прав, а судьи и полиция соединяются вместе против правды».

«Библейская легенда о распятии Христа и её интерпретация в романе М.Булгакова».

1. Пересказать сюжет библейской легенды о распятии Иисуса Христа.

2. Как Булгаков изменил этот сюжет (проследить по главам 2, 16, 25, 26).

Учитель. :Давно разошлась толпа любопытных, солдаты истомились от жары и скуки, солнце спускалось над Лысой горой, а на столбе, распятый и сжигаемый солнцем, доживает последние свои минуты Иешуа Га-Ноцри, так безрассудно веривший в добро. Бессильно свесив набок голову в размотавшейся чалме, мучимый слепнями, умирает не всесильный и наутро воскресший Бог, но смертный, немощный человек, пошедший за свои убеждения, принявший за них крестную муку и тем придавший им непобедимую силу. Содержание этого образа всё растёт, поднимается в своём значении, и за той позорной казнью в Ершалаиме мы различаем в тумане двух тысячелетий взошедшего на костёр Джордано Бруно, и казнённую Жанну д,Арк, и пять теней повешенных декабристов, и длинный ряд жертв, принесённых человечеством на его пути к справедливости и истине. Эти люди хотели остаться верными себе и своей идее, которая казалась их современникам слишком новой, дерзкой или опасной, и они должны были заплатить за неё своей жизнью и тем обеспечить своему делу посмертную славу.

Поединок между Понтием Пилатом и Иешуа (комментированное чтение второй главы) и обращение к заповедям Иешуа.

1. Почему поставлен вопрос о поединке вообще? (Перед нами совершенно разные люди (уже представлены) с разными взглядами и общественным положением).

2. Какой поединок? (Словесный).

3. Рекомендации для чтения по ролям.

4. Какое обращение к себе не принимает прокуратор, почему?

5. Почему, по-мнению Иешуа, «злых людей нет на свете». Отчего люди становятся таковыми? Как поведением Пилата Булгаков показывает зарождающийся интерес прокуратора к бродячему философу? (Сначала глаза закрыты, потом открывает один, другой, появляется улыбка).

6. О каком храме «старой веры» и «новой истины» говорит Иешуа?

7. Как вы понимаете слово «истина»? (Посмотреть по словарю, показать картину Н.Н.Ге «Что такое истина?» Вывод: от философского понятия к конкретной ситуации).

8. Почему у Понтия Пилата создаётся впечатление, что Иешуа Га-Ноцри — великий человек?

9. Что помогает Понтию Пилату избавиться от смертельной головной боли (человеческое участие, сострадание) избавляет от страдания?

10. Что должно было последовать на слова Иешуа о том, что прокуратор потерял веру в людей ?(Гнев, а Понтий Пилат приказывает развязать руки).

11. Какое решение принимает иегемон по поводу дела Иешуа?

12. Почему решение изменилось? (зависим, несвободен).

13. Что думает Иешуа о власти? (стр.24).

14. Какую последнюю попытку предпринимает Понтий Пилат, чтобы спасти Иешуа?(освободить в честь Пасхи).

15. Почему Понтию Пилату непонятно решение Синадриона и его президента первосвященника Иосифа Каифы об освобождении преступника — убийцы Варраванна, а не бродячего философа Га-Ноцри?

16. Вынося приговор Иешуа, Понтий Пилат произносит фразы: «Погиб», потом «Погибли». Что он имел ввиду?

17. Кто является победителем в этом поединке?

Индивидуальное задание. Образ Иешуа Га-Ноцри.

  • Пересказ «Казнь Иешуа» (гл.16).
  • Кому были обращены последние слова Иешуа: «В числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
  • Что происходит в природе во время казни Иешуа? .

Беседа по тексту глав 16, 25, 26.

Вопрос: «Как решается судьба Понтия Пилата в романе Мастера?»

1. Отчего так страдает Левий Матвей? Почему хочет убить Иешуа?

2. В чём Понтий Пилат упрекает ученика Иешуа ?

3. Почему Понтий Пилат решает «спасти» Иуду из Кариафа?

4. Какие думы, мысли не дают покоя великому прокуратору даже во сне? («Сон Пилата»)

Связь содержания «московских» и «новозаветных» глав.

1. Что делает Мастер, отпуская на свободу своего героя? (прощает грехи, человек прощает человека). Устами Мастера говорит бродячий философ Иешуа Га-Ноцри.

2. Как тема милосердия, сострадания из «новозаветных» глав продолжена в «московских» (индивидуальное задание «Маргарита и Фрида»).

Выводы в конце урока.

1. Какие философские вопросы («вечные») предлагает для обсуждения Булгаков, повествуя о трагической судьбе пятого иудейского прокуратора и бессмертии Иешуа Га-Ноцри? (философские: что есть истина, какова цена жизни).

2. Почему в современном мире возникла потребность в изучении нравственных библейских заповедей, истории жизни Иисуса Христа.

3. В чём ценность «новозаветных» глав романа?

4. Почему критики говорят, что в новозаветных главах показан «спор о человеке»?

В чём суть спора Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»?

В «Мастере и Маргарите» совмещены два романа. Га-Ноцри и Пилат— главные герои так называемого «античного» романа, созданного Мастером. «Античный» роман описывает один день из жизни римского прокуратора, который накануне праздника Пасхи должен решить судьбу нищего философа Га-Ноцри.

«Античный» роман состоит из четырёх глав. В первой («Понтий Пилат») происходит спор между прокуратором и Иешуа по важнейшим философским вопросам, касающимся морали. Поводом для спора становится фраза из судебного обвинения, предъявляемого бродячему проповеднику: он говорил людям на базаре, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. И вот прокуратор задаёт «вечный» философский вопрос: «Что такое истина?». В ответ Га-Ноцри излагает свою философскую систему, которая основана на идее, что человек изначально добр, алогическим продолжением учения о «добром человеке» является рассуждение о природе власти: «. всякая класть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» (1, 2), а люди будут жить по «доброй воле», которая представляет собой высший философско-религиозный закон.

Понтий Пилат, как человек, живущий в реальном мире, не согласен с такой философией и наглядно доказывает Иешуа, что тот ошибается. Прокуратор указывает на римского легионера Марка Крысобоя, который, не имея личной вражды к философу, готов по приказу забить его плёткой до смерти. Кроме того, в ходе допроса выясняется, что «добрый человек» Иуда из Кириафа предал Га-Ноцри за тридцать тетрадрахм, которые уже получил от первосвященника Каифы. «Добрый человек» Кайфа хотел расправиться с нищим проповедником, так как считал его проповедь о человеке и справедливости опасной для власти иудейских священников.

Сам «добрый человек» Понтий Пилат оказался трусом. После разговора с Иешуа прокуратор был вполне уверен, что арестованный философ — честный, умный человек, хотя и наивный мечтатель. Иешуа совершенно непохож на страшного подстрекателя народного бунта, как охарактеризовал его Кайфа. Однако Пилата напугали рассуждения Иешуа о власти и свободе человека: волосок жизни «может перерезать лишь тот, кто подвесил» (1, 2). Иными словами, человек свободен от людского произвола, над ним властен только Бог. В этих словах явное отрицание власти кесарей и, следовательно, оскорбление величества римского императора, которое является тяжким преступлением. Чтобы его самого не заподозрили в сочувствии идеям нищего философа, прокуратор громко выкрикнул хвалу здравствующему императору Тиберию и при этом с ненавистью поглядел на секретаря и конвой, боясь доноса с их стороны. И плат утверждает смертный приговор Синедриона, вынесенный нищему философу, так как испугался угроз Каифы и неприятностей по службе.

Таким образом, Иешуа предстаёт перед читателем пустым мечтателем, который не знает жизни и людей. Он твердит о «добром человеке» и царстве истины и не желает признавать, что вокруг него жестокие люди (Марк Крысобой), предатели (Иуда), властолюбцы (Кайфа) и трусы (Понтий Пилат). На первый взгляд в споре о «добром человеке» верх одерживает реалист Пилат, но роман Мастера на этом не кончается.

Далее автор показывает, что Иешуа был не совсем наивным мечтателем кое в чём он был прав. Прокуратора начинает мучить совесть за то, что, струсив, он подписал смертный приговор беззащитному философу. Он чувствует раскаяние, поэтому приказывает палачу (глава «Казнь») убить философа на кресте, чтобы он долго не мучился. Потом Пилат приказывает Афранию (глава «Как Понтий Пилат пытался спасти Иуду из Кириафа») убить Иуду. Но справедливое вроде бы возмездие предателю не успокаивает совести прокуратора. Нищий философ оказался прав: не новое убийство, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. Прокуратор хочет помочь Левию Матвею— ученику Га-Ноцри. Римлянин предлагает Левию (глава «Погребение») поселиться у него в резиденции и написать книгу об Иешуа. Но ученик не соглашается, потому что хочет странствовать по миру, как Иешуа, и проповедовать его гуманистическую философию среди людей. Левий Матвей, ненавидя прокуратора как убийцу своего учителя, смягчается, видя, что римлянин искренно переживает смерть Иешуа, и соглашается принять пергамент от Пилата. Таким образом, Булгаков показывает, что идея о «добром человеке» не является пустой и смешной выдумкой наивного философа. Добрые качества, действительно, присутствуют практически в каждом человеке, даже в таком жестоком честолюбце, как Понтий Пилат. Иными словами, философская идея о «добром человеке» получает конкретное жизненное подтверждение.

Читайте так же:  Заявление в детский сад куда подать

Подводя итог, следует отметить, что Булгаков подробно описывает философский спор между двумя главными героями «античного» романа — нищим проповедником и всесильным наместником Рима в Иудее. Суть спора — в отношении к человеку. Чего заслуживает человек — уважения, доверия или презрения, ненависти? Иешуа верит в великую силу человеческого духа; Пилат же уверен, что все люди злы и царство истины никогда не настанет. Поэтому Иешуа, признающий природную доброту людей, предстаёт перед читателем прекрасным человеком, а Понтий Пилат, видящий в людях только низменные мысли и чувства, изображается вполне трезвым, но заурядным чиновником.

Между прочим, идею Иешуа отом, что «доброму человеку» не нужно государство, совершенно серьёзно разрабатывали философы-утописты нового времени. Они доказывали реальность царства свободы при условии высокого уровня развития гражданского общества и сознания самих граждан. Иными словами, с одной стороны, рассуждения Иешуа о всеобщей любви и терпимости кажутся наивными и вызывают улыбку. С другой стороны, рассказывая о событиях после казни философа, Булгаков подтверждает правоту своего героя-мечтателя. Действительно, с Иешуа можно согласиться: несмотря на то, что люди из века в век воюют, предают, обманывают друг друга, потомки ценят и с благодарностью вспоминают главным образом благодетелей человечества — людей, подаривших миру высокую идею, придумавших лекарство от тяжёлой болезни, написавших умную книгу и т.п. Великие злодеи обычно остаются в памяти нормальных людей пугалами, вызывающими страх и негодование.

Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Школьное сочинение

Главам, посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой. Это всего четыре главы, но они как раз являются той осью, вокруг которой вращается все остальное повествование.

Рассказ о Пилате и Иешуа стоит, если говорить о первоначальном восприятии, в стороне от остальных глав. Но на самом деле весь роман, включая сюда и «древние» главы, — единое гармоничное целое.

Рассказ о встрече Пилата с Иешуа принадлежит перу Мастера, который появляется в книге не с самого начала, а в тот момент, когда читатель уже составил мнение о его творении. Мастер создал героев, и все же они живут независимо от него. Сначала читатель вообще не подозревает о связи между Москвой тридцатых годов и древним Ершалаимом.

Сразу во второй главе автор, как в ледяную воду, «бросает» читателя в события почти двухтысячелетней давности. Только что на Патриарших прудах мирно беседовали два вполне заурядных человека и странный профессор с разными глазами, и вдруг «в белом плаще с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Это имя знакомо, конечно, каждому. Не нужно долго гадать, что это за человек. А вот имя Иешуа — загадочно, оно не на слуху у людей. Хотя ассоциация с Христом возникает еще до того, как мы узнаем имя задержанного, которого привели на суд к Пилату. Булгаков намеренно избегает проводить явные параллели Иешуа с Христом, как то: факты биографии, родители, возраст. Однако прототип Иешуа Га-Ноцри не вызывает сомнения.

Для прокуратора поначалу Га-Ноцри — обычный приговоренный. Странный арестант называет прокуратора «добрым человеком». Еще никто не позволял себе такого! И Пилат с каким-то наслаждением говорит, что, напротив, его считают свирепым чудовищем. Это не пугает и не удивляет арестанта, его, кажется, ничем невозможно удивить. Далее происходят еще более необычные вещи — заключенный помогает Пилату справиться с нестерпимой головной болью. Вернее, не помогает, но предсказывает, что она пройдет, и та действительно происходит. С этого момента пробуждается интерес Пилата к необычному заключенному.

Иешуа начинает говорить. В его уста автор вложил свои сокровенные мысли. Ведь роман «Мастер и Маргарита» провозглашает обычные, но утерянные многими человеческие ценности — справедливость, нравственность, добродетельность. Иешуа говорит простые вещи: все люди добры, нужно любить их, доверять им. Говорит и о том, что человеческая жизнь неподвластна другому человеку.

Иешуа угадал, что прокуратор недоверчивый, замкнутый в себе, одинокий человек. Пилату лучше всех известно это. Желая скрыть свое удивление и растерянность, прокуратор напоминает Га-Ноцри, в чьих руках его жизнь. Странно, но того это совсем не пугает: «перерезать волосок» жизни может только тот, кто его «подвесил». Пилат смеется над этим, но верит ли сам в свой смех? Хотя чисто по-человечески Иешуа боится боли, боится будущей казни и просит отпустить его. И все же преимущество прокуратора перед ним иллюзорно, скорее, узник имеет власть над своим судьей.

Беседа с Га-Ноцри переворачивает всю душу Пилата. От равнодушия не осталось и следа, он чувствует правоту собеседника в их споре и уже хочет спасти его — ведь это в силах прокуратора. Надежда на спасение остается даже после того, как узнику предъявляют обвинение в оскорблении кесаря. Увы, заключенный не хочет отрекаться от своих слов, а Пилат из трусости, из боязни разрушить карьеру (которая не приносит ему радости), но более всего из страха перед императором не может помочь Иешуа. Казнь неизбежна.

Но закончен ли спор Пилата с Иешуа? Закончены ли мучения прокуратора (ведь он сам мучается вынесенным приговором)? Иешуа умер, а Пилата всюду, всегда преследуют слова о том, что один из главных человеческих пороков — трусость. Прокуратор знает, что это — правда, и слова были сказаны для него. Сказав это, Иешуа все же простил Пилата перед смертью, но тот сам себя не может простить.

Пилат видит только один способ искупить свою вину — убийство Иуды, предателя. Он в самом деле совершает убийство, но и это не приносит облегчения. Эта попытка искупить преступление, совершенное из трусости, запоздала. Главной ошибки не исправить никогда.

Пилат знает: Иешуа был ни в чем и никогда не повинен, он был прав во всем. Из его уст звучала истина. Прокуратору нет покоя ни днем ни ночью. Девятнадцать веков он ждет прощения. И он будет прощен однажды «в ночь на воскресенье», ибо Бог прощает всех. Снова подтверждается библейская истина: «Раскаянием — очистимся».

Спор Иешуа с Пилатом, по большому счету, не был противостоянием. Прокуратор верил заключенному. Иешуа знал истину, любил людей, философия его была проста и незамысловата. За это он принял свой крест. А что же прокуратор, погрязший в трупах, не знавший жалости и пощады? Он поверил Иешуа и тоже был распят (только сам собой), и крест его был еще тяжелее. Пилат ведь наказан не за то, что послал осужденного на казнь, а за то, что совершил поступок, идущий вразрез с его совестью. Долг повелевал сделать совсем другое. Малодушный поступок был совершен вопреки собственной воле и желаниям, из одной только трусости.

Роман «Мастер и Маргарита», безусловно, является сатирой, но сатирой совсем особого сорта — нравственно-философской. Булгаков судит своих героев по счету человеческой нравственности. Для него неизменен закон справедливости, по которому зло неизбежно подлежит возмездию, а искреннее раскаяние — наказанию. В этом истина.

Мастер и Маргарита Спор Понтий Пилат и иешуа в романе м. а. Булгакова Мастер и Маргарита

Раскрытию смысла поединка помогают несколько
лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде.
В самом начале у Пилата предчувствие плохого
дня, мучащая головная боль, из-за которой он не двигает
головой и выглядит каменным.
Затем-весть о том, что смертный приговор для
подследственного должен утверждть именно он.
Это ещё одна мука для Пилата.
И всё же в начале эпизода Пилат спокоен, уверен, говорит
негромко, хотя автор и называет его голос»тусклым, больным».

Следующий лейтмотив-секретарь, фиксирующий допрос.
Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает
их смысл.
Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот
почувствует расположение к избавителю от боли, помимо
своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном
секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой,
чтобы остаться с Иешуа без свидетелей.

Ещё один образ-символ-солнце, которое заслонял своей
грубой и мрачной фигурой Крысобой.
Солнце-раздражающий символ тепла и света, и от
тепла и света всё время пытается спрятаться
мучающийся Пилат.
Газа Пилата сначала мутные, а после откровений Иешуа
всё больше и больше блестят прежними искрами.
В какой-то момент начинает казаться, что Иешуа
судит Пилата.
Он избавляет прокуратора от головной боли, советует
ему отвлечься от дел и погулять (словно врач),
журит за потерю веры в людей и скудность его жизни,
затем утверждает, что лишь Бог даёт и отбирает жизнь,
а не властители, убеждает Пилата, что «злых людей нет
на свете».

Интересна роль влетающей на колоннаду и вылетающей
из неё ласточки. Ласточка-символ жизни, не зависимой
от власти кесаря, не спрашивающей у прокуратора,
где ей вить, а где не вить гнездо.
Ласточка, как и солнце, — союзник Иешуа.
Иешуа спокоен и уверен, а Пилат тревожен,
раздражён от мучительного раздвоения.
Он всё время ищет повод оставить в живых симпатичного
ему Иешуа: то думает заключить его в крепость,
то поместить в сумасшедший дом, хотя сам говорит,
что тот не сумасшедший, то взглядами, жестами, намёками,
недоговорённостью подсказывает арестанту нужные для
спасения слова.
Наконец, после приступа ярости, когда Пилат понял,
что Иешуа абсолютно бескомпромиссен, он в бессилии
спрашивает у арестанта:» Жены нет?» — словно надеясь,
что она бы смогла помочь «вправить мозги» этому наивному
и чистому человеку.
«Ненавистный город» — резюме Пилата, свидетельство его
отчаяния от того, что, верно служа власти кесаря и веря
в неё,именно он вынужден утверждать смертный приговор
человеку, который невиновен.
Непреклонность Иешуа приводит Пилата в бешенство.
В этот момент, перед самым утверждением казни,
прокуратор «бешеным взором проводил ласточку,
опять впорхнувшую на балкон».
Пилат принял решение, но продолжает мучиться.
Его охватывает необъяснимая тоска, ему кажется,
что он
«чего-то не договорил с осуждённым, а может быть,
чего-то не дослушал». Его мучает «гнев бессилия».

Читайте так же:  Трудовой договор образец 2018 рк

Сочинение Понтий Пилат и Иешуа (встреча, разговор,спор, диалог) в романе Мастер и Маргарита

В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова не так уж много строк, посвященных событиям связанных с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Но именно эти несколько глав становятся основой, на которой держится все повествование книги.

Главы, описывающие Иешуа, являются частью рукописи Мастера, персонажа который появляется в романе только после того, как читатель уже прочитал значительную долю его творения. Загадочный незнакомец, неожиданно окунает двух литературных деятелей, мирно беседующих под сенью лип Патриарших прудов, в атмосферу древнего города Ершалаима.

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, безусловно, знаком невольным слушателям повести, а вот Иешуа, сперва, малоизвестный и таинственный персонаж. Однако, на протяжении диалога Понтия Пилата и Иешуа, несмотря на то, что автор избегает прямых параллелей с Иисусом, возникает понимание, кем на самом деле является несчастный подследственный. Прокуратора терзает нестерпимая головная боль, и необходимость решать вопросы, связанные с чудаковатым арестантом, который упорно называет его «добрым человеком», только раздражает Пилата. Но чем дальше течет разговор этих двух измученных жизнью людей, тем больше проникает в душу прокуратора неподдельный интерес к Иешуа.

Кажется, что странный оборванец говорит простые и банальные вещи. О том, что все вокруг добры, что если делают зло или клевещут, значит, просто запутались или неправильно поняли, что необходимо любить и доверять людям. В тот момент, когда речь бродяги касается внутреннего состояния самого прокуратора, а также маленького чуда, предсказанного обвиняемым — головной боли переставшей мучить свою жертву, Понтий Пилат уже не в состоянии скрыть своей растерянности. Видя перед собой живого человека, боящегося и боли, и гнева, игемон понимает, что этот юродивый может спасти его не только от обычной мигрени, но и от невыносимого одиночества и внутренней щемящей пустоты.

Встреча с Иешуа переворачивает душу холодного прокуратора. Пилат проникается правдой и мыслями своего невольного собеседника. У него появляется страстное желание спасти несчастного Га-Ноцри. В голове игемона роятся всевозможные варианты спасения обвиняемого, но все надежды оставить в живых Иешуа, разбиваются об обвинение в оскорблении великого кесаря. Страх перед властью императора, вынуждает прокуратора вынести приказ о казни Га-Ноцри.

Спор Иешуа и сурового игемона не стал противостоянием добра и зла, так как Пилат искренне поверил арестанту, который постиг великую истину, имел свою философию и бескорыстно делился знаниями со всеми добрыми людьми.

Но разговор не прекратился со смертью одного из собеседников. И после казни загадочного бродяги, прокуратор оказался обречен на вечное продолжение диалога, в своем воспаленном и измученном совестью разуме.

Сочинение Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри встречаются при весьма затруднительных обстоятельствах для прокуратора Иудеи и трагических для бедного философа.

Присланный императором Рима управлять беспокойной окраиной империи Понтий Пилат свою должность, мягко говоря, не любит. Здесь в Иудее ему противно всё: ужасный климат, пустынная, каменистая земля, а, главное, непонятное, беспокойное, население, которое вечно устраивает смуты и бунты. И особо не по душе прокуратору первосвященники иудейские, которые так же ненавидят захватчиков и могут подстрекать население на неповиновение римским властям. Вдобавок ко всему префекта Иудеи мучают приступы ужасной мигрени.

Вот в такой момент, когда от сильнейшей боли у Пилата раскалывается голова, приводят к нему на суд нищего философа Га-Ноцри. Понятно, что при таких обстоятельствах никакой симпатии к оборванцу прокуратор не испытывает, а только ещё больше раздражается от того, что ему приходится тратить время на какую-то ерунду, с которой иудейские судьи могли справиться сами. Но, Иешуа удаётся каким-то образом избавить Пилата от головной боли, и тот уже по другому начинает смотреть на философа, ему любопытны идеи Га-Ноцри и, хотя они кажутся прокуратору бредовыми, он не видит в них ничего плохого.

Очевидно, что эти два человека очень разные. Жестокий, суровый, скорый на расправу правитель Иудеи, богатый и могущественный Понтий Пилат и нищий бродяга, не знающий своих родителей, беззащитный, арестованный по доносу, надеющийся на спасение. Беседуя с арестованным Понтий Пилат понимает, что перед ним стоит очень неглупый интересный собеседник. И, хотя идеи его о всеобщем равенстве, о жизни людей без притеснения, по справедливости нереальны, а в этом опытный и прагматичный правитель убеждён, он не видит в этой философии никакой опасности. Ему хочется спасти Иешуа от гибели, поселить его во дворце, вести беседы с этим немного странным человеком, спорить с ним, ведь у прокуратора свой взгляд на устройство жизни. Возможно им вдвоём удастся найти истину, которую хотят найти и не находят философы всех времён и народов!

Но замыслу Пилата сбыться не суждено. Первосвященники не хотят оставить жить философа в речах которого видят опасность для себя, так как его слова о разрушении храма воспринимают как угрозу своему могуществу. Им важнее оставить в живых разбойника, который убивал римских солдат. Понтий Пилат, конечно, с этим не согласен, он не хочет смерти Га-Ноцри и, вдобавок, ему очень хочется досадить первосвященникам, но те обещают написать донос императору, и префект Иудеи могущественный Понтий Пилат струсил, испугался гнева императора. Воин, когда-то храбро воевавший под знамёнами Римской империи, всадник «Золотое копьё» не смеет противостоять иудейским первосвященникам из-за элементарного страха. Он подписывает Иешуа смертный приговор. Га-Ноцри принимает свою участь без возмущения. Он не просит пощады, держится достойно, никого в своей смерти не обвиняет. В отличие от прокуратора, Иешуа не трус.

Понтия Пилата после казни философа мучают угрызения совести и осознание того, что он нерешительный, трусливый человек ещё больше усугубляют его страдания. Он пытается оправдаться перед мёртвым Иешуа тем, что приказывает убить его предателя Иуду, но это не приносит ему утешения. И уж совсем невыносимо ему узнать, что в своих последних словах перед казнью Иешуа сказал, что самым главным человеческим пороком он считает трусость. Жить с этой болью придётся прокуратору до самого конца, но и смерть не избавит его от раскаяния. И в вечности будет сокрушаться он о безвинно погибшем бедном философе, пока по просьбе Иешуа его не освобождает Мастер от страшного одиночества.

И уже вместе Пилат и Га-Ноцри пойдут по дороге вечности, предавший и простивший.

Понтий Пилат и Иешуа

Несколько интересных сочинений

Практически всю свою писательскую деятельность, у Лермонтова происходит развитие темы демонизма. Она восходит ещё к библейским писаниям о падшем ангеле, восставшем против создателя и ставшим злым духом.

Существуют люди, которые делятся на два типа, те которые, думают, что все жизненные испытания им предначертаны судьбой и что бы ни делали, будет так, как суждено.

Размышляя над темой сочинения, ловишь себя на мысли, что без мечты жизнь была бы скучна и предсказуема. Именно такую огромную роль, я отвожу для мечты в своей жизни. Постараюсь объяснить, почему я так считаю.

На мой взгляд, чистота – это первое и самое главное, что должно быть в каждом доме/квартире. Некоторые из нас дома проводят большую часть времени, они занимаются личными делами, принимают пищу

Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек

Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Главная / Сочинения по русской литературе / Булгаков М.А. / Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)

В романе «Мастер и Маргарита» всего лишь несколько глав уделено рассказам о Понтии Пилате и Иешуа. Но, их история является весьма значимой, вокруг нее вертятся остальные события грандиозного произведения.

С древней историей читатель знакомится не сразу. Иешуа и Пилат были героями романа Мастера, но, существовали совершенно отдельно от своего создателя. Начало булгаковского романа повествует нам обычную историю, но, вторая глава словно перебрасывает нас на сотни лет назад, в древний Ершалаим. Образ Понтия Пилата знаком всем, а вот кто такой Иешуа – сразу не догадаться.

С развитием событий читатель понимает, что это сам Христос в облике обычного мужчины с синяком под глазом и разбитой губой. Первые минуты их встречи не были особенными. Но, в процессе общения, Иешуа избавляет Пилата от нетерпимой головной боли, и прокуратор понимает, что перед ним особенный человек.

Иешуа, словно от имени Булгакова, начинает готовить о наивысших человеческих ценностях – о доброте, о надежде, о любви. Заключенный угадывает и тот факт, что Понтий Пилат безумно одинокий человек. На это прокуратор пытается запугать странника расправой, но, Иешуа совершенно не боится смерти.

Беседа двух мужчин просто переворачиваем мировоззрение Понтия Пилата. Он хочет помочь заключенному, освободить его и избавить от смертной казни. Но, боязнь потерять свои карьерные достижения сделала из Пилата заложника совести и он не смог помочь Иешуа. Казнь состоялась. Теперь, после смерти странника, Пилат мучается угрызениями совести. Он знает о том, что одним из человеческих пороков является трусость. Именно он подвергся ее влиянию и не спас невинного человека. Чтобы хоть как-то искупить вину, Пилат убивает предателя Иуду. Но, это не помогает. Ведь той глобальной ошибки, которую он совершил, уже никогда не исправить. Прокуратор испытывает страдания сутками на пролет. Он обрек на смерть совершенно невинного, чистого человека, который говорил правду, который доносил до людей истину. Эти мучения проносятся сквозь века и однажды, Пилат будет прощен, ведь Господь Бог всех милует.

Спор Понтия Пилата и Иешуа лучше назвать разговором. Ведь один из них слушал, а другой проповедовал. Не было между ними возражения. По мнению М. Булгакова, справедливость всегда торжествует и зло наказывает виновных.