Срок действия полномочий

Автор: | 20.04.2018

Срок полномочий генерального директора

Подборка наиболее важных документов по запросу Срок полномочий генерального директора (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Срок полномочий генерального директора

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Срок полномочий генерального директора

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Срок полномочий по уставу истек. Правомерны ли сделки такого директора

Существует заблуждение, что если срок полномочий директора в соответствии с уставом истек, то они автоматически прекращаются и директор больше не правомочен заключать сделки от имени компании. Если он все-таки подпишет договоры, то они могут быть признаны недействительными в судебном порядке как заключенные неуполномоченным лицом (ст. 168 ГК РФ). Но, как показывает практика, это не совсем верное понимание ситуации.

Да, действительно, раньше суды в большинстве своем считали, что, если срок полномочий директора прекратился, он не имеет права представлять интересы компании. Но сейчас ситуация изменилась: арбитражная практика складывается в пользу правомочности действий таких руководителей. Это значит, что, пока общее собрание участников (акционеров) или совет директоров не назначит нового директора, все функции будет выполнять действующий единоличный исполнительный орган.

Прекращаются ли полномочия директора, если истек срок, на который он был избран

Единоличный исполнительный орган избирается общим собранием участников (акционеров) или советом директоров (если это предусмотрено уставом) на срок, оговоренный в уставе. Это положение закреплено в пункте 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – закон № 14-ФЗ) и пункте 3 статьи 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – закон № 208-ФЗ). Однако в законе ничего не сказано о том, в какой момент прекращаются эти полномочия.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. На общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью был избран директор сроком на один год. Он же являлся владельцем 50 процентов доли в уставном капитале этой компании. По истечении срока, на который он был избран, другой участник обратился в суд с иском к генеральному директору о прекращении его полномочий. Он ссылался на то, что полномочия директора истекли и теперь он злоупотребляет своим правом и уклоняется от проведения общего собрания участников для выбора нового директора. Суды трех инстанций отказали в иске, поскольку закон № 14-ФЗ не устанавливает каких-либо определенных юридических последствий, связанных с истечением срока полномочий. Это значит, что истечение срока, на который был избран руководитель компании, не влечет прекращения его полномочий (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.03.11 по делу № А21- 5345/2010).

Казалось бы, если директор избирается на определенный срок, то и прекращаться его полномочия должны с истечением этого срока. Но в силу того что общество не может существовать без единоличного исполнительного органа, признать такую дату прекращения полномочий директора невозможно. Необходимо сначала назначить нового руководителя. Поэтому обычно дата прекращения полномочий директора закрепляется в протоколе общего собрания участников (акционеров) и совпадает с датой назначения нового единоличного исполнительного органа.

В судебной практике подобный подход находил поддержку не всегда. Имеются решения, где суд полагал, что поскольку срок полномочий генерального директора истек и на общем собрании участников решение о продлении полномочий не принималось, то полномочия генерального директора следует тоже считать прекратившимися (постановления ФАС Московского округа от 16.10.06 по делу № А41-К1-26333/05, от 23.10.06, 30.10.06 по делу № А41-К1-9510/05).

Но сейчас эти выводы в судебной практике не встречаются. Теперь суды считают, что истечение срока полномочий генерального директора не означает прекращения его полномочий. Поэтому руководитель должен и дальше выполнять функции единоличного исполнительного органа, пока не будет назначен новый директор (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.04.11 по делу № А42-3733./2010, Волго-Вятского округа от 15.08.11 по делу № А39-3836/2010).

Последствия деятельности директора за пределами срока полномочий

Отсутствие в законе указания на правовые последствия, которые наступают по истечении срока полномочий директора, дает последнему возможность злоупотреблять своими правами.

Так, он может продолжать заключать сделки от имени компании, вступать в обязательства, приобретать и отчуждать имущество. Эти сделки признать недействительными не получится, поскольку директор в данном случае действует в рамках предоставленных ему полномочий.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Продавец и покупатель заключили договор купли-продажи части здания. Но участник компании-продавца, владеющий 50 процентами доли в уставном капитале, решил оспорить эту сделку (у второго участника, который одновременно являлся директором, тоже было 50 процентов доли). Он посчитал, что договор купли-продажи заключен неуполномоченным лицом, поскольку срок полномочий директора истек. Но суды отказались признать недействительной эту сделку, посчитав, что, если ее заключил директор, у которого истек срок полномочий, предусмотренный уставом, это еще не значит, что он не должен осуществлять свои функции, пока не будет избран новый руководитель (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.06.11 по делу № А60-31812/2010-С4).

Помимо этого, могут возникнуть проблемы с контрагентами. В частности, в целях соблюдения должной осмотрительности контрагенты требуют предъявить устав, протокол общего собрания участников (акционеров) о назначении генерального директора. Но в этих документах они увидят, что срок,на который был избран директор, уже закончился. В результате они могут отказаться от подписания договора. А аргументы компании о том, что полномочия директора продолжают действовать, могут быть для контрагента неубедительны. Тогда выгодная сделка окажется под
угрозой срыва.

Или другой пример: в одном из дел рассматривался иск компании к банку, который отказался исполнить поручения по перечислению денег с расчетного счета компании. Такой отказ был обусловлен тем, что отсутствовали документы, подтверждающие продление полномочий генерального директора. Суды первой и апелляционной инстанций отказали компании в иске. В кассации тоже последовал отказ, но уже из-за того, что компания выбрала неправильный способ зашиты. Но главное, суд кассационной инстанции заявил, что компания не должна была представлять доказательства продления полномочий директора, поскольку и после истечения этого срока он обязан был исполнять функции единоличного исполни- тельного органа до того момента, пока не будет избран новый генеральный директор либо продлены полномочия действующего руководителя (постановление ФАС Московского округа от 11.07.11 по делу № А40-95909/10-29-822).

Какие действия нужно предпринять, если истек срок полномочий директора

Чтобы не возникло проблем с контрагентами и не пришлось оспаривать сделки, заключенные директором, лучше тщательно следить за тем, когда у генерального директора заканчивается срок, на который он был избран. Когда этот срок на исходе, юриста компании могут ожидать следующие варианты развития событий.

Планируется продлить полномочия директора. Тогда общее собрание участников (акционеров) или совет директоров принимает соответствующее решение о продлении полномочий, которое оформляется протоколом или решением.

Планируется назначить директором другое лицо. В этом случае принимается решение о прекращении полномочий действующего руководителя и назначении нового руководителя. После принятия такого решения полномочия бывшего руководителя прекратятся. Обратите внимание: в одном и том же протоколе нужно прекратить полномочия прежнего директора и назначить нового. Возможность существования общества без единоличного исполнительного органа (директора) действующим законодательством не предусмотрена (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.07.10 по делу № А67-5899/2008).

С истечением срока полномочий директора трудовой договор с ним не прекращается

Как правило, с руководителем компании заключается трудовой договор на конкретный срок. Это объясняется тем, что единоличный исполнительный орган избирается на срок, определенный в уставе (п. 1 ст. 40 закона № 14-ФЗ, п. 3 ст. 69 закона № 208-ФЗ). В Трудовом кодексе указано, что если заключается срочный трудовой договор с руководителем, то такой срок устанавливается уставом или в соглашении сторон (ст. 275 ТК РФ). Когда этот срок истечет, трудовой договор должен прекратиться (ст. 79 ТК РФ). Но в этом правиле есть одно исключение: если по истечении срока трудового договора ни одна из сторон не потребовала его расторжения и директор продолжает работу, то условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ). Поэтому для прекращения трудовых отношений с директором, согласно пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса, требуется принятие решения о прекращении трудового договора на общем собрании участников (акционеров), если это не относится к компетенции совета директоров компании.

Срок полномочий директора ооо

  1. Правовая неопределённость
  2. Как быть?
  3. Срок полномочий гендира истёк – что дальше?
  4. Основные рекомендации

Директор ООО или ЗАО – очень своеобразное должностное лицо. Если в случае с управленцами среднего звена сроки полномочий вполне ясны и определены, то с генеральным всё не так просто. Впрочем, и сложности возникают только в особо запущенных ситуациях.

Правовая неопределённость

Главная проблема заключается в том, что законодатель не регулирует ясно и конкретно порядок определения и установления сроков полномочий директора. В Федеральных законах об открытых и закрытых акционерных обществах содержатся лишь общие формулировки. Из всех положений этих актов можно сделать лишь два конкретных вывода:

  • сроки полномочий гендира обязательно должны быть прописаны в Уставе компании;
  • ту же информацию необходимо продублировать в трудовом договоре.

В Федеральном законе об АО упоминается, что срок может быть обозначен и в других внутренних документах организации – например, в решении о назначении на должность. Поскольку в трудовом договоре срок полномочий определяется на основе именно данного решения (теоретически), лучше не пренебрегать этой возможностью.

Решение о назначении на должность, в свою очередь, основывается на Уставе. Вот такая запутанная нормативная взаимосвязь.

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

Итак, по закону сроки полномочий директора ООО или АО (НАО) должны быть зафиксированы сразу в двух документах – Уставе и трудовом договоре. Необходимо запомнить и учитывать этот нюанс. Формулировки вроде «полномочия устанавливаются на неопределённый срок» недопустимы – в гражданском и трудовом законодательстве не бывает неопределённого срока, это некорректное определение. Есть несколько других вариантов, более приемлемых с точки зрения закона.

  1. Проще всего указать в Уставе определённое количество лет, в течение которых гендир будет руководить фирмой. Например, вы можете избрать директора на 5 лет и прописать именно этот срок.
  2. Можно обозначить конкретное событие, вплоть до наступления которого директор будет занимать свой пост. Это событие не может быть гипотетическим, оно должно совершиться обязательно – например, достижение генеральным пенсионного возраста.

Еще можно указать конкретную дату, до наступления которой директор будет облечён соответствующими полномочиями – например, до 1 июля 2016 года. А некоторые учредители пишут в Уставе, что директор будет директором в течение такого-то года (например, того же 2016-го). Оба этих варианта допустимы, но не очень удобны на практике. Когда указанный период закончится, придётся корректировать Устав, чтобы внести в него данные о новом периоде полномочий. Процедура изменения Устава, как мы помним, довольно продолжительна и муторна, так что лучше не создавать себе отсроченные проблемы.

Срок, установленный в трудовом договоре, должен соответствовать тому, который обозначен в Уставе. Кстати, в договоре нельзя указывать период продолжительностью более 5 лет (соответственно, учитывайте это и при составлении Устава).

Что же делать, если срок полномочий директора не указан в Уставе? В идеале – внести в этот акт соответствующее изменение. На практике предприниматели часто пренебрегают этой обязанностью. Однако далеко не всегда такое «подвешенное» положение дел остаётся без последствий. Если у директора возникнут какие-либо проблемы с гос. органами, всё может закончиться довольно печально как для генерального, так и для всех учредителей общества (если их несколько).

Срок полномочий гендира истёк – что дальше?

В момент истечения срока (указанного в Уставе и трудовом договоре) полномочия директора не прекращаются в обязательном порядке. Директор может и должен по-прежнему исполнять свои обязанности до того момента, как не будет переизбран на этой должности или сменён другим руководителем. Это логично – в противном случае хозяйственная деятельность компании сразу бы остановилась.

Читайте так же:  О внесении изменений в приказ в связи с кадровыми изменениями

Однако учредители общества вправе наложить на руководителя обязанность немедленно «сдать дела».

Для этого нужно изначально (ещё на этапе открытия фирмы) прописать соответствующее положение в Уставе. Или же можно ограничиться определёнными запретами – например, на совершение сделок от имени компании. Фактически срок полномочий директора НАО или другого общества в таких случаях завершится, но «не совсем».

Случается, что участники долго не могут прийти к согласию по вопросу об избрании нового исполнительного органа. Это тоже не повод для окончательного прекращения полномочий бывшего руководителя. Однако в судебной практике встречаются случаи, когда суд признаёт истечение срока достаточным основанием для полного и незамедлительного прекращения полномочий.

Их следует считать исключительными, но они возможны.

И всё же не всё так просто. Дело в том, что факт истечения срока полномочий может причинить массу неудобств при взаимодействии с гос. органами, контрагентами и прочими официальными лицами. Налоговые инспекторы, например, могут отказаться вести переговоры с «просроченным» генеральным. Нотариус почти наверняка не согласится заверить его подпись на копиях документов и других актах. Соответственно, могут возникнуть сложности с государственной регистрацией каких-либо прав, деловым взаимодействием с контрагентами и т.д.

Иными словами, отсутствие решение об избрании нового директора не является прямым нарушением закона, но может затруднить деятельность компании.

Основные рекомендации

  • обязательно нужно установить сроки полномочий директора в Уставе (не забывая при этом, что бессрочными полномочия быть не могут);
  • лучший способ осуществить это – указать количество лет, в течение которых будет «править» гендир;
  • подыскивать другого директора лучше заранее, чтобы не возникли проблемы с чиновниками, юристами и контрагентами.

И не забывайте, что уволить директора можно и до истечения срока его полномочий (по уважительным причинам). Правда, после этого придётся вносить изменения по поводу смены руководства в устав.

Л.М. Рябцева

Старший специалист по корпоративным процедурам

Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления», №7, июль 2010

О некоторых проблемах, возникающих при прекращении трудовых отношений с руководителями акционерных обществ.

В правоприменительной практике нередко возникают вопросы полномочий и регулирования трудовых отношений между акционерным обществом и руководителем (генеральным директором или директором). Достаточно распространены судебные споры, касающиеся прекращения полномочий руководителя общества в связи с истечением срока его полномочий. В чем же кроются истоки этой проблемы?

Обозначенные вопросы возникают в связи с тем, что в Федеральном законе от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ «Об АО») отсутствуют нормы, регулирующие срок полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора или директора), а также не установлены последствия истечения срока, на который единоличный исполнительный орган избран. При этом относительно единоличного исполнительного органа общее собрание акционеров может принять лишь одно из двух следующих решений, предусмотренных ФЗ «Об АО»:

  1. Образование единоличного исполнительного органа.
  2. Досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа.

Исходя из нормы п.3 ст.48 ФЗ «Об АО»[1] общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по таким вопросам, как:

  • продление полномочий единоличного исполнительного органа;
  • продление полномочий единоличного исполнительного органа на новый срок;
  • прекращение полномочий единоличного исполнительного органа в связи с истечением срока трудового договора и т. д.

Перечисленные вопросы нельзя включить в повестку дня общего собрания акционеров, так как они не предусмотрены ФЗ «Об АО».

Следует ли из вышеизложенного, что в акционерном обществе единоличный исполнительный орган может быть избран только на неопределенный срок? Что это: осознанная позиция законодателя или пробел в законодательстве? Возможно ли ограничить срок полномочий единоличного исполнительного органа? Как поступить, если срок полномочий уже истек?

Отвечая на поставленные вопросы, следует обратить внимание, что согласно ст.69 ФЗ «Об АО» на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества распространяется действие законодательства РФ о труде в части, не противоречащей положениям ФЗ «Об АО».

Возможность ограничения срока полномочий единоличного исполнительного органа и последствия его истечения предусмотрены в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ). Единоличный исполнительный орган акционерного общества подпадает под понятие «руководитель организации», содержащееся в ст.273 ТК РФ. С руководителем организации, согласно ст.59 ТК РФ, может заключаться срочный трудовой договор. При этом срок такого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон (ст.275 ТК РФ).

Последствием истечения данного срока будет прекращение трудового договора (ст.79 ТК РФ) в том случае, если одна из сторон трудового договора выступила инициатором его прекращения[2]. Поэтому, если трудовой договор прекращен, уполномоченному органу управления общества необходимо принять решение по вопросу об образовании единоличного исполнительного органа, а решение о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа в связи с истечением срока трудового договора приниматься не должно, так как это не предусмотрено ФЗ «Об АО» (о чем автор уже упоминал в настоящей статье).

Однако иногда встречается мнение (сотрудников регистрирующих органов, банков, нотариусов), согласно которому отсутствие решения общего собрания акционеров (решения совета директоров) о прекращении полномочий директора означает, что его полномочия не прекращены. Как правило, соответствующие специалисты основываются на положениях п.3 ст.69 ФЗ «Об АО» и пп.3 п.1 ст.103 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако необходимо учитывать, что перечисленные нормы регулируют порядок принятия решения именно о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и не распространяются на случай, когда полномочия прекращаются не досрочно, а в связи с истечением срока действия трудового договора.

Еще один момент, на который следует обратить внимание, – это коллизия действующего законодательства РФ, возникающая при регулировании процедуры по прекращению полномочий директора[3] трудовым законодательством – с одной стороны, а с другой – корпоративным законодательством.

В случае если руководитель акционерного общества назначается общим собранием акционеров, то при поступлении от него заявления с намерением прекратить трудовые отношения в связи с завершением срока действия трудового договора обществу потребуется подготовить и провести внеочередное общее собрание акционеров с соблюдением сроков, предусмотренных законодательством.

А за какой срок руководитель вправе сообщить о намерении расторгнуть трудовой договор с работодателем в связи с истечением срока трудового договора?

К сожалению, ст.79 ТК РФ, регулирующая прекращение срочного трудового договора, обязывает только работодателя в трехдневный срок уведомить работника о прекращении трудового договора в связи с истечением его срока. А чем следует руководствоваться работнику при желании расторгнуть трудовой договор в связи с истечением его срока? В какой форме необходимо уведомить работодателя, и какие сроки при этом должны быть соблюдены? Или руководителю достаточно отработать последний рабочий день, издать приказ об увольнении, получить все причитающиеся суммы и фактически не продолжать работу после истечения срока действия трудового договора? Но в таком случае возможно возникновение ситуации, когда в обществе полномочия одного директора прекратились, а времени для соблюдения корпоративных процедур по образованию единоличного исполнительного органа недостаточно.

Как же найти компромисс между правами руководителя как работника и интересами акционерного общества как работодателя?

Предлагаем попытаться сторонам урегулировать сроки представления уведомления о намерении расторгнуть трудовой договор в связи с истечением его срока в тексте такого трудового договора.

Риск несоблюдения требований корпоративного законодательства также снизится, если вопрос образования единоличного исполнительного органа будет отнесен уставом общества к компетенции совета директоров, так как срок созыва совета директоров согласно ФЗ «Об АО» устанавливается уставом общества и может быть значительно короче срока созыва общего собрания акционеров.

Следует учитывать, что, если по истечении срока трудового договора ни одна из сторон не потребовала его расторжения и работник продолжает исполнять свои обязанности, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу, и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст.58 ТК РФ). При расторжении трудового договора, заключенного на неопределенный срок, представляется необходимым руководствоваться нормами, регулирующими порядок досрочного расторжения трудового договора, а именно:

    если инициатором досрочного прекращения полномочий выступает руководитель, он должен предупредить об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее, чем за один месяц (ст.280 ТК РФ) Предупредить работодателя об увольнении работник может не только в период работы, но и в период нахождения в отпуске, а также в период временной нетрудоспособности.

При этом дата предполагаемого увольнения может приходиться также на указанные периоды[4]. Подобный вывод содержится, в частности, в письме Роструда от 05.09.2006г. №1551-6;

  • если инициатором досрочного расторжения трудового договора выступает работодатель (собственник имущества организации, его представитель), необходимо соблюсти требования п.2 ст.278 ТК РФ, предусматривающие выплату компенсации руководителю в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя. Следует учитывать, что не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности работника, а также в период его пребывания в отпуске, за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (ст.81 ТК РФ).
  • С одной стороны, нормы трудового законодательства позволяют в некоторой степени ограничить произвол собственника, предоставляют определенные гарантии руководителю, добросовестно исполнявшему свои обязанности. С другой стороны, существенным пробелом в механизме реализации трудовых прав руководителя является отсутствие в законодательстве разумного срока для реализации процедуры предупреждения о досрочном расторжении договора со стороны работодателя.

    Как видно из приведенных примеров, в трудовых отношениях руководителей и работодателей действуют специальные нормы права, которые все-таки в большей степени защищают интересы хозяйственного общества и собственника его имущества, при этом тесно переплетаются с нормами корпоративного законодательства. С учетом имеющихся правовых пробелов рекомендуем регулировать отношения между обществом (работодателем) и его руководителем внутренними документами общества и трудовым договором.

    Следование предложенным рекомендациям не решит всех проблем, но поможет снизить для субъектов указанных правоотношений неблагоприятные последствия в случае возникновения судебных споров.

    Вернуться к списку

    Срок полномочий директора

    Вопрос срока полномочий директора является спорным и уже на протяжении длительного времени вызывает разногласия между ведущими отечественными юристами. Подобное происходит, поскольку действующее законодательство не закрепляет ни длительность этого срока, ни последствия его окончания.

    Нормы закона

    Вопрос длительности полномочий директора затрагивается в ст. 40 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 69 Закона «Об акционерных обществах», а также ст. 58 Трудового Кодекса и ст. 190 Гражданского Кодекса. Однако здесь присутствует достаточно размытое описание данного термина и указывается, что период занятия должности, равно как и обязанности и права единоличного исполнительного органа и порядок его деятельности оговаривается уставом и иными внутренними документами общества, а также «прочими правовыми актами Российской Федерации».

    Как это следует трактовать?

    В уставе не может быть указан неопределенный срок полномочий директора – это противоречит законодательству. При этом данный пункт не может и вовсе отсутствовать.

    Следовательно, определение срока может осуществляться одним из следующих способов:

    • указанием точного срока пребывания на должности (к примеру, трех лет);
    • указанием события, до наступления которого генеральный директор будет занимать свой пост (чаще всего в таком случае упоминается достижение пенсионного возраста);
    • указанием точной даты (например, до 20 января 2018 года);
    • указанием периода избрания ЕИО (всего 2015 года). Данный вариант чаще всего выбирают, чтобы не проводит выборы одного и того же человека по истечению определенного времени.

    Также стоит отметить, что с конкретными сроками полномочий в уставе следует обращаться осторожно, поскольку по их истечению возникнет необходимость внесения в документ соответствующих изменений. При этом следует учитывать, что при указании периода в срочном трудовом договоре он не изменится, даже если таковой договор станет бессрочным. Иными словами, все равно придется проводить переизбрание директора.

    Что будет, если не переизбрать руководителя?

    Несмотря на отсутствие в законах определения последствий, они все-таки существуют. Здесь в силу вступает логика. Если опираться на последнюю, после того, как закончился срок полномочий ЕИО, директор также не имеет права на продолжение своей деятельности.

    Согласно судебной практике, при отсутствии указания последствий законодательством либо непосредственно самим уставом он может продолжать действовать в рамках своих полномочий.

    Впрочем, это чревато проблемами с банком (а точнее, блокировкой доступа к счету либо отказом в его открытии), а также с нотариусом, который может отказаться от заверки любой документации. В таком случае ссылаться на судебную практику не получится, поскольку она не являет собой закон.

    Следовательно, чтобы избежать таких проблем, необходимо заняться переизбранием руководителя. К тому же, такая процедура отнюдь не сложная и требует лишь подготовки на общем собрании соответствующего протокола и издания приказа на фирменном бланке.

    Читайте так же:  Заявление о выдаче паспорта нового поколения на ребенка до 18 как заполнять

    Как правильно установить срок полномочий директора

    Директор ООО или ЗАО – очень своеобразное должностное лицо. Если в случае с управленцами среднего звена сроки полномочий вполне ясны и определены, то с генеральным всё не так просто. Впрочем, и сложности возникают только в особо запущенных ситуациях.

    Правовая неопределённость

    Главная проблема заключается в том, что законодатель не регулирует ясно и конкретно порядок определения и установления сроков полномочий директора. В Федеральных законах об открытых и закрытых акционерных обществах содержатся лишь общие формулировки. Из всех положений этих актов можно сделать лишь два конкретных вывода:

    • сроки полномочий гендира обязательно должны быть прописаны в Уставе компании;
    • ту же информацию необходимо продублировать в трудовом договоре.

    Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

    В Федеральном законе об АО упоминается, что срок может быть обозначен и в других внутренних документах организации – например, в решении о назначении на должность. Поскольку в трудовом договоре срок полномочий определяется на основе именно данного решения (теоретически), лучше не пренебрегать этой возможностью.

    Решение о назначении на должность, в свою очередь, основывается на Уставе. Вот такая запутанная нормативная взаимосвязь.

    Итак, по закону сроки полномочий директора ООО или АО (НАО) должны быть зафиксированы сразу в двух документах – Уставе и трудовом договоре. Необходимо запомнить и учитывать этот нюанс. Формулировки вроде «полномочия устанавливаются на неопределённый срок» недопустимы – в гражданском и трудовом законодательстве не бывает неопределённого срока, это некорректное определение. Есть несколько других вариантов, более приемлемых с точки зрения закона.

    1. Проще всего указать в Уставе определённое количество лет, в течение которых гендир будет руководить фирмой. Например, вы можете избрать директора на 5 лет и прописать именно этот срок.
    2. Можно обозначить конкретное событие, вплоть до наступления которого директор будет занимать свой пост. Это событие не может быть гипотетическим, оно должно совершиться обязательно – например, достижение генеральным пенсионного возраста.

    Еще можно указать конкретную дату, до наступления которой директор будет облечён соответствующими полномочиями – например, до 1 июля 2016 года. А некоторые учредители пишут в Уставе, что директор будет директором в течение такого-то года (например, того же 2016-го). Оба этих варианта допустимы, но не очень удобны на практике. Когда указанный период закончится, придётся корректировать Устав, чтобы внести в него данные о новом периоде полномочий. Процедура изменения Устава, как мы помним, довольно продолжительна и муторна, так что лучше не создавать себе отсроченные проблемы.

    Срок, установленный в трудовом договоре, должен соответствовать тому, который обозначен в Уставе. Кстати, в договоре нельзя указывать период продолжительностью более 5 лет (соответственно, учитывайте это и при составлении Устава).

    Что же делать, если срок полномочий директора не указан в Уставе? В идеале – внести в этот акт соответствующее изменение. На практике предприниматели часто пренебрегают этой обязанностью. Однако далеко не всегда такое «подвешенное» положение дел остаётся без последствий. Если у директора возникнут какие-либо проблемы с гос. органами, всё может закончиться довольно печально как для генерального, так и для всех учредителей общества (если их несколько).

    Срок полномочий гендира истёк – что дальше?

    В момент истечения срока (указанного в Уставе и трудовом договоре) полномочия директора не прекращаются в обязательном порядке. Директор может и должен по-прежнему исполнять свои обязанности до того момента, как не будет переизбран на этой должности или сменён другим руководителем. Это логично – в противном случае хозяйственная деятельность компании сразу бы остановилась.

    Однако учредители общества вправе наложить на руководителя обязанность немедленно «сдать дела». Для этого нужно изначально (ещё на этапе открытия фирмы) прописать соответствующее положение в Уставе. Или же можно ограничиться определёнными запретами – например, на совершение сделок от имени компании. Фактически срок полномочий директора НАО или другого общества в таких случаях завершится, но «не совсем».

    Случается, что участники долго не могут прийти к согласию по вопросу об избрании нового исполнительного органа. Это тоже не повод для окончательного прекращения полномочий бывшего руководителя. Однако в судебной практике встречаются случаи, когда суд признаёт истечение срока достаточным основанием для полного и незамедлительного прекращения полномочий. Их следует считать исключительными, но они возможны.

    И всё же не всё так просто. Дело в том, что факт истечения срока полномочий может причинить массу неудобств при взаимодействии с гос. органами, контрагентами и прочими официальными лицами. Налоговые инспекторы, например, могут отказаться вести переговоры с «просроченным» генеральным. Нотариус почти наверняка не согласится заверить его подпись на копиях документов и других актах. Соответственно, могут возникнуть сложности с государственной регистрацией каких-либо прав, деловым взаимодействием с контрагентами и т.д.

    Иными словами, отсутствие решение об избрании нового директора не является прямым нарушением закона, но может затруднить деятельность компании.

    Основные рекомендации

    • обязательно нужно установить сроки полномочий директора в Уставе (не забывая при этом, что бессрочными полномочия быть не могут);
    • лучший способ осуществить это – указать количество лет, в течение которых будет «править» гендир;
    • подыскивать другого директора лучше заранее, чтобы не возникли проблемы с чиновниками, юристами и контрагентами.

    И не забывайте, что уволить директора можно и до истечения срока его полномочий (по уважительным причинам). Правда, после этого придётся вносить изменения по поводу смены руководства в устав.

    Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

    Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

    1. Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81 1 настоящего Федерального закона, – второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – день голосования на указанных выборах). Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается.

    2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81 1 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

    3. Если срок полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные органы и депутаты исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов или депутатов.

    1. Срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок их полномочий самым тесным образом связаны с обязательностью и периодичностью выборов, обновлением состава органов публичной власти, а также с реализацией гражданами Российской Федерации своих избирательных прав.

    В комментируемой статье, а также в статьях 9 и 10 комментируемого Федерального закона предусмотрены следующие возможные способы установления сроков полномочий в представительных органах: 1) установление срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, под которым подразумевается срок, на который единовременно избирается весь депутатский корпус указанного органа одного созыва; 2) срок полномочий представительного органа не устанавливается, поскольку депутаты избираются не единовременно, а в порядке ротации: в таком случае можно говорить лишь о конкретном, устанавливаемым в соответствии с комментируемым Федеральным законом, сроке полномочий депутатов. С учетом того, что типичным для Российской Федерации является первый способ, в дальнейшем в комментарии к статьям 8–10 в основном будут рассмотрены вопросы, связанные с реализацией норм комментируемого Федерального закона в случае, когда конституцией (уставом), законом установлен срок полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления.

    Что касается установления срока полномочий депутатов представительного органа, избираемого всем составом единовременно, то комментируемой статьей 8 связанные с этим вопросы специально не регулируются. Как правило, этот срок устанавливается в соответствующих законах о статусе депутатов. Например, согласно части второй статьи 3 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

    Комментируемый пункт предусматривает предельный срок, на который могут быть избраны органы государственной власти, органы местного самоуправления, и, соответственно, предельный срок их полномочий – не более пяти лет. Учитывая, что в отношении федеральных органов государственной власти – Президента Российской Федерации и Государственной Думы – этот срок определяется Конституцией Российской Федерации и составляет четыре года (статьи 81 и 96), пятилетний срок может быть реализован только на региональном и местном уровнях. Следует отметить, что для органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации устанавливается не только максимальный, но и минимальный срок их полномочий – не менее двух лет (статья 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Конкретный срок полномочий определяется уставами муниципальных образований и не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Закрепление на федеральном уровне данных положений является существенной гарантией не только эффективной деятельности названных органов, но и самого права граждан на местное самоуправление.

    _________
    1 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; 1999. № 28. Ст. 3466.

    Законодательство Российской Федерации различает срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и срок их полномочий. В первом случае речь идет о фиксированном сроке, определяющем периодичность выборов, во втором – о менее жестком временном периоде, смещенном, как правило, по отношению к сроку избрания и не всегда совпадающим с ним по своей продолжительности. Например, четырехлетний срок, на который избирается Президент Российской Федерации, начинается со дня его избрания и завершается в день голосования на следующих общих выборах главы государства, проводимых во второе воскресенье того же месяца, в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации») 1 . Что касается срока президентских полномочий, то он начинается с момента принесения Президентом Российской Федерации присяги и прекращается по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации (статья 92 Конституции Российской Федерации).

    Смещение срока полномочий может быть обусловлено не только параметрами его исчисления, но и принципами организации избирательного процесса. Так, принцип альтернативности выборов предполагает возможность проведения повторного голосования (статья 71 комментируемого Федерального закона), а также отложение выборов для дополнительного выдвижения кандидатов или списков кандидатов (пункт 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона), в результате чего продлеваются полномочия действующих органов. Аналогичные последствия наступают и в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными.

    Читайте так же:  Как оформить технический паспорт здания

    Более существенные различия между сроком, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и сроком их полномочий возникают в связи с продлением или сокращением сроков полномочий действующих органов и депутатов, допускаемым в случаях, предусмотренных комментируемым Федеральным законом (ранее такое продление или сокращение было возможно при совмещении выборов (статья 82 комментируемого Федерального закона), а в настоящее время допускается только продление сроков полномочий в соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), а также в связи с досрочным прекращением полномочий, влекущим за собой назначение внеочередных (досрочных) выборов.

    ___________
    1 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

    В целях обеспечения преемственности власти сроки проведения внеочередных выборов являются довольно краткими. Так, при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации выборы должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (статья 92 Конституции Российской Федерации). Фактически те же сроки проведения выборов предусматриваются и при роспуске Государственной Думы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска палаты (статья 6 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Назначение выборов на указанный день позволяет вновь избранной Государственной Думе собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска Государственной Думы прежнего созыва с соблюдением конституционного требования о проведении первого заседания не позднее тридцати дней после избрания (статьи 99 и 109 Конституции Российской Федерации).

    При досрочном прекращении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления досрочные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий соответствующего органа (статья 10 комментируемого Федерального закона).

    Как указывалось выше, с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ изменились основания для изменения продолжительности сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по отношению к сроку их избрания. Речь идет об установлении единых дней голосования на региональных и местных выборах: как правило – второе воскресенье марта, а в ряде случаев – второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов (статья 10 комментируемого Федерального закона), и определении на федеральном уровне дня окончания срока, на который избираются эти органы. В целом вышеуказанный Федеральный закон предусматривает поэтапный переход к проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в единые дни голосования 1 .

    _____________
    1 При введении норм о переходе к единым датам (дням) голосования предусматривалось исключение из этого правила, допускающее проведение выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых или сроки полномочий депутатов которых истекают в период до 1 января 2006 года, в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года (12 марта) ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и в силу пункта 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продлили срок полномочия своих законодательных (представительных) органов, что, однако, не противоречит положениям федерального законодательства, согласно которым устанавливаемый конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления не может составлять более пяти лет, поскольку предусмотренное пунктом 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продление срока полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления является однократным и не требует изменения положений конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования о сроке полномочий указанного органа.

    Для органов, избранных во второе воскресенье марта, днем окончания срока, на который избираются эти органы и депутаты, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок их полномочий. В случаях, когда выборы проводились в иные дни (эти случаи оговорены в пункте 8 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания устанавливается второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – день голосования на данных федеральных выборах. Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, совпадает с нерабочим праздничным днем или иным днем, на который не может быть назначено голосование (пункт 6 статьи 10 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания является соответственно первое воскресенье марта и первое воскресенье октября.

    Переход к единым дням голосования потребовал изменения продолжительности сроков полномочий ряда органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые были избраны на выборах, назначенных до вступления в силу положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, устанавливающих единые дни голосования, по отношению к сроку их избрания. Поскольку выборы указанных органов в значительном числе субъектов Российской Федерации проводились в иные дни, в связи с чем окончание срока их избрания не будет приходиться на второе воскресенье марта или второе воскресенье октября соответствующего года, полномочия этих органов продлеваются с тем, чтобы следующие выборы проводились в единые дни голосования, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – в день голосования на этих выборах (статья 81 1 комментируемого Федерального закона).

    К изменению продолжительности срока полномочий по отношению к сроку избрания приводит также перенос выборов на более поздний срок (пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Основанием тому является устанавливаемый комментируемым пунктом запрет на совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов). Таким образом, в случае превышения на совмещенных выборах разного уровня указанного числа избирательных бюллетеней выборы в органы местного самоуправления переносятся на следующий единый день голосования. Следует отметить, что ограничение возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня, впервые установленное комментируемым Федеральным законом, направлено на защиту избирательных прав граждан, поскольку при совмещении большого числа выборов повышается вероятность ошибок при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.

    Переход в соответствии со статьей 81 1 комментируемого Федерального закона к единым дням голосования и возможность в связи с этим установления различных сроков полномочий избираемых органов разного уровня могут привести к ситуации, когда на какой-либо единый день голосования в субъекте Российской Федерации или в определенном муниципальном образовании придется более четырех избирательных бюллетеней. В целях исключения подобной ситуации на практике в законе субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены специальные нормы, предотвращающие такое совпадение дней голосования на региональном и местном уровне.

    2. В комментируемом пункте закрепляется общее правило о неизменности срока полномочий действующих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Следование этому правилу означает, что норма об изменении (продлении или сокращении) срока полномочий указанных органов, или срока, на который они избираются, может применяться только к органам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы. Эти положения впервые были предусмотрены в прежнем Федеральном законе и в дальнейшем получили свое закрепление в комментируемом Федеральном законе. В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ правовая формула комментируемого пункта претерпела некоторые изменения. В частности, учтено, что переход к единым дням голосования, порядок которого определен в статье 81 1 комментируемого Федерального закона, требует продления срока полномочий действующих органов и депутатов, избранных на выборах, назначенных до вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. Такая же потребность возникает и при переносе выборов в органы местного самоуправления на более поздний срок в связи с ограничением возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня (пункт 1 комментируемой статьи и пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Случаи, когда допускается продление срока полномочий действующих органов, указанные в пунктах 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона, предусмотрены в качестве исключения из общего правила о неизменности срока полномочий действующих органов. Помимо этих случаев в пункте 3 комментируемой статьи устанавливаются особенности продления сроков полномочий действующих органов и депутатов в период чрезвычайного или военного положения.

    3. В комментируемом пункте предусматривается продление срока полномочий действующих органов в период действия чрезвычайного или военного положения, если истечение этого срока приходится на указанный период.

    Чрезвычайное и военное положение – это особые правовые режимы, вводимые в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях действия этих правовых режимов допускается ограничение конституционных прав и свобод граждан, в том числе их избирательных прав, что базируется на конституционных нормах, предусматривающих возможность ограничения федеральным законом прав и свобод граждан в конституционно значимых целях (статья 55 Конституции Российской Федерации). При этом в условиях чрезвычайного положения такие ограничения допускаются только в соответствии с федеральным конституционным законом (статья 56 Конституции Российской Федерации). Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» 1 срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. Однако если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не будут достигнуты, Президент Российской Федерации своим указом может продлить действие чрезвычайного положения (статья 9). На территории, где введено чрезвычайное положение, выборы не проводятся (статья 14), поэтому в случае истечения в указанный период срока полномочий действующих органов и депутатов эти полномочия продлеваются до прекращения действия чрезвычайного положения (если только они не будут приостановлены в порядке, предусмотренном пунктом «а» статьи 11 указанного Федерального конституционного закона).

    __________
    1 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

    Продолжительность военного положения не ограничивается конкретными сроками. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» 1 период действия военного положения начинается с даты и времени, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем прекращения действия военного положения, которые определяются указом Президента Российской Федерации об отмене военного положения (статьи 1 и 21). На территории, где введено военное положение, выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся (пункт 4 статьи 7). Несмотря на то, что указанный Федеральный конституционный закон не содержит специальной нормы, предусматривающей продление срока полномочий действующих органов и депутатов в случае его истечения в период военного положения, на это указывает организация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения (статьи 6 и 15).

    В соответствии с комментируемым пунктом окончание срока продления полномочий действующих органов и депутатов связывается не только с прекращением действия чрезвычайного или военного положения, но и с формированием нового состава органов государственной власти и органов местного самоуправления. Тем самым обеспечивается преемственность власти, постоянное действие выборных органов, а также их легитимность в период после отмены соответствующего правового режима и до избрания нового состава указанных органов. Следует отметить, что чрезвычайное и военное положение рассматриваются как обстоятельства, исключающие не только проведение, но и назначение выборов, поскольку в этих условиях невозможно обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан. После отмены чрезвычайного или военного положения выборы, назначение которых не могло состояться в период действия соответствующего правового режима, должны назначаться в максимально краткие сроки с тем, чтобы не допустить нарушения избирательных прав граждан. Данный вывод подтверждается в частности тем, что выборы Президента Российской Федерации проводятся в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после прекращения действия чрезвычайного или военного положения (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

    _________
    1 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.