Старший воспитатель в детском саду требования

Автор: | 27.04.2018

Старший воспитатель в детском саду требования

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ.

Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.

Оказывает помощь педагогическим работникам в выборе программ, определении содержания, форм, методов и средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования. Корректирует расписание режима дня и составляет расписание занятий.

Осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников, за качеством выполнения образовательной программы.

Координирует работу воспитателей, специалистов и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта работы ДОУ.

Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства.

Организует работу методического кабинета ДОУ, систематизирует информационные, методические и дидактические материалы.

Организует и руководит просветительской работой с родителями (лицами их заменяющими).

Проводит работу по созданию развивающей среды в ДОУ. Способствует созданию положительного микроклимата в коллективе.

Конституцию Российской Федерации, законы РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления образовательными системами,; основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования по квалификационным категориям

Первая квалификационная категория

— Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к старшему воспитателю;

— Имеет обобщенный опыт работы;

— Участвует в методической работе города, района (МО, ШПО, семинары, творческие группы).

— Строит методическую работу на ее основе

— Владеет методикой диагностики профессиональной компетентности педагогов.

Высшая квалификационная категория

— Воспринимает и ретранслирует информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта;

— Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики;

— Максимально использует возможности ближайшего окружения ДОУ для развития детей;

— Осуществляет мониторинг роста профессиональной компетентности педагогов, организует педагогический мониторинг развития дошкольников;

— Владеет навыками публичных выступлений по вопросам дошкольного образования;

— Должен отвечать требованиям, предъявляемым к старшему воспитателю I квалификационной категории

Показатели оценки уровня профессиональной компетентности

Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь!

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основной задачей старшего воспитателя является методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива детского сада.

1.2. Старший воспитатель назначается и освобождается от занимаемой должности приказом заведующей по детскому саду в установленном порядке.

1.3. Старший воспитатель руководствуется в своей работе «Образовательной программой ГОУ № 2440» , постановлениями и решениями вышестоящих организаций по вопросам дошкольного воспитания.

1.4. Старший воспитатель подчиняется непосредственно заведующей детским садом.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

2.1. Старший воспитатель назначается из числа лиц, имеющих высшее педагогическое (факультет дошкольной педагогики) или среднее педагогическое образование (дошкольный факультет) и стаж работы не менее трех лет.

3.1. Старший воспитатель осуществляет методическое руководство учебно-воспитательного процесса.

3.2. Обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и правильную постановку воспитания и обучения детей во всех возрастных группах.

3.3. Направляет и контролирует работу воспитательного персонала.

3.4. Оказывает методическую помощь воспитателям.

3.5. Организует работу методического кабинета в детском саду, обобщает инструктивно-методический материал по воспитанию и обучению детей.

3.6. Изучает и обобщает передовой опыт по воспитанию детей, организует обмен опытом работы между педагогическими работниками

3.7. Проводит консультации для воспитателей, специалистов с целью оказания им практической помощи.

3.8. Разрабатывает предложения по повышению эффективности образовательного процесса и методической работы.

3.9. Систематизирует методические и составляет информационные материалы.

3.10.Выносит на обсуждение педагогических советов актуальные вопросы воспитания детей.

3.11.Обеспечивает подготовку материалов и активное участие воспитателей в работе педсоветов, следит за выполнением принятых решений.

3.12.Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы.

3.13.Осуществляет подбор методических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей.

3.14.Составляет план работы на год, при необходимости готовит пособия.

3.15. Подменяет воспитателей в группах в период острой производственной необходимости.

3.16. Готовит материалы на конкурсные мероприятия округа, города, участвует в методических мероприятиях города, округа.

3.17. Участвует в организационно-общественных мероприятиях коллектива.

3.18. Постоянно повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, путём самообразования.

3.19. Выписывает счета на игрушки, канцтовары, организует их получение и выдачу на месте, является материально-ответственным лицом.

3.20. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ и ПБ, своевременно проходит медосмотр, лабораторные обследования.

4.1. Требует от воспитателей, музыкального руководителя, воспитателя ФИЗО выполнения своих обязанностей.

4.2. Не выполняет работы, непредусмотренные настоящей должностной инструкцией.

5.1. Несет ответственность за методическую работу по выполнению учебно-воспитательной программы.

5.2. За несоблюдение инструкции по охране жизни и здоровья детей.

5.3. За сохранность имущества и пособий методического кабинета.

5.4. За невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) __________________________________________

Могу ли я занимать должность старшего воспитателя?

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, могу ли я занять должность старшего воспитателя, имея при этом: высшее педагогическое образование (Филолог), курсы переподготовки «Педагогика дошкольного образования» и курсы переподготовки «Менеджмент образования»? стаж работы в должности воспитателя — 5 лет. заранее благодарна за ответ.

Ответы юристов (1)

Скажите, пожалуйста, могу ли я занять должность старшего воспитателя, имея при этом: высшее педагогическое образование (Филолог), курсы переподготовки «Педагогика дошкольного образования» и курсы переподготовки «Менеджмент образования»? стаж работы в должности воспитателя — 5 лет. заранее благодарна за ответ.

Клавдия, в соответствии с ЕКС работников образования квалификационные требования для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Но у Вас высшее образование по направлению подготовки «Гуманитарные науки», по специальности «Филология», а требования к старшему воспитателю, как видите, строгие!

Единственный выход — это п. 9 ЕКС:

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Какое образование должно быть у старшего воспитателя в детском саду?

Добрый вечер! У меня высшее образование: по диплому психолог. преподаватель психологии. я работаю старшим воспитателем. Вопрос: необходимо ли мне второе высшее или переподготовка по специальности старший воспитатель?

05 Февраля 2017, 19:04 Елена, г. Москва

Читайте так же:  Оформить рабочий стол по фен шуй

Ответы юристов (1)

Елена, в соответствии с ЕКС работников образования квалификационные требования к старшему воспитателю довольно жесткие — высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы воспитателем не менее двух лет. Поскольку у Вас образование по направлению подготовки «гуманитарные науки», то Вы можете работать ст. воспитателем в соответствии с п. 9 — лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Старший воспитатель или заместитель руководителя ДОУ: требования к должности

Осуществление педагогического процесса, обеспечивающего качество дошкольного образования, напрямую связано с повышением профессиональной компетенции педагогов детского сада. Организатором этого направления работы является старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе. Сегодня структура деятельности такого специалиста имеет научное обоснование, выделены функциональные обязанности, создана профессиограмма. Немало научных исследований посвящено уточнению содержания и характера деятельности старшего воспитателя, определению знаний и умений, необходимых для успешного руководства воспитательно-образовательной работой и организацией методической помощи воспитателям, установлению требований к профессиональной подготовке, выявлению его роли в развитии инновационных процессов дошкольного образовательного учреждения (далее — ДОУ).

Должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов ХХ в. Это было связано с необходимостью обеспечить непрерывность воспитания в яслях и детском саду в свете реализации Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.59 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В нем предлагалось в целях осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений — ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение. С этого периода дети раннего и дошкольного возраста могли воспитываться в одном учреждении, относящемся к сфере просвещения. Учитывая тот факт, что в группах раннего возраста тогда работали медицинские сестры, для усиления педагогической работы.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.08.60 года № 1197[*] [†] в типовых штатах яслей-садов утверждена должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях. При наличии в яслях- саду четырех и более таких групп полагалась 1 штатная единица, а для трех групп раннего возраста — 0,5 ставки педагога.

В связи с проведенной унификацией заработной платы в 1965 г. должность «педагог» в яслях-садах переименована в должность «воспитатель-методист». В этот период воспитатель-методист являлся помощником заведующей, при необходимости заменял ее. Должностные функции воспитателя-методиста имели достаточно расплывчатый характер. Основное время в его деятельности было направлено на оказание медицинским сестрам и воспитателям методической помощи в организации игр и занятий, составлении плана работы с детьми, продумыванием вместе с врачом режима дня, организации обмена опытом, причем, внимание сосредоточено на ясельных группах. В его обязанности входило также составление плана методической работы в ДОУ на год, разработка месячных планов.

Воспитатель-методист также принимал участие в подготовке и проведении педагогических совещаний, помогал в организации работы воспитателей с родителями.

В последующие годы, в связи с быстрым ростом численности крупных дошкольных учреждений, рассчитанных на 10-12 групп, должность воспитателя- методиста вводится независимо от их типа (детский сад или ясли-сад) и количества ясельных групп на основе индивидуальных штатов. Типовые штаты дошкольных учреждений, утвержденные приказом Минпросвещения СССР от 31.12.71 № 103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» в наименованиях должностей работников дошкольных учреждений предусматривали должность воспитателя-методиста. Данный документ, введенный в действие на территории РСФСР письмом Минпросвещения РСФСР «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» от 03.02.72 № 59-М,* определял, что эта должность устанавливается в штатах яслей-садов (на 6 групп — 0,5 единицы, а начиная с 8 групп — одна единица) и детских садов (соответственно на 8 и 10 групп).

Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 07.01.77 № 3 утверждены «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений». В общих положениях устанавливалось соответствие должностных наименований с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Госстандартом СССР и Единой номенклатурой должностей служащих, утвержденной Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам.

В должностных обязанностях отмечалось, что воспитатель-методист осуществляет методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива детского сада (яслей-сада), обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и правильную постановку воспитания и обучения детей во всех возрастных группах. Направляет и контролирует работу, а также оказывает методическую помощь воспитателям и медицинским сестрам, непосредственно работающим с детьми. Было отмечено, что в его обязанности входит организация работы методического кабинета, обобщение инструктивно-методического материала по воспитанию и обучению детей. Воспитатель-методист изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, организует обмен опытом работы, проводит консультации для воспитателей с целью оказания им практической помощи. Важный аспект деятельности воспитателя-методиста — подготовка педсовета. Он выносит на обсуждение педагогических советов актуальные вопросы воспитания детей, обеспечивает подготовку материалов и активное участие воспитателей в их работе, следит за выполнением принятых решений. Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп детского сада и школы.

В разделе «Должен знать» подчеркивалась необходимость знания нормативной базы дошкольного воспитания, руководящих документов, дошкольной педагогики и психологии, «Программы воспитания…», содержания и методов учебно-воспитательной работы, форм и методов ее контроля, правил охраны жизни и здоровья детей.

Квалификационными требованиями были высшее или среднее специальное образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Для воспитателя-методиста яслей-сада, кроме того, окончание курсов по воспитанию детей раннего возраста.

Таким образом, значимость этой должности повысилась, деятельность воспитателя-методиста теперь распространялась на всех педагогов дошкольного учреждения.

В таком виде эта должность просуществовала до 1 сентября 1984 г. В связи с разрешением поощрять качественную работу воспитателей и присваивать им по результатам аттестации звание «Воспитатель-методист», совпавшего по названию с наименованием должности, приказом Минпроса СССР «О введении в типовые штаты учреждений просвещения должности старшего воспитателя» от 25.06.1984 г. N 71 в типовые штаты детских садов и яслей-садов была введена должность «старший воспитатель». На основании данного приказа должность воспитатель-методист была заменена старшим воспитателем и в яслях, находившихся в ведении Министерства здравоохранения, письмом (внимание редакции! у письма не было названия!) Минздрава СССР от 23.11.84 № 02-14/57- 14. Должности старших воспитателей устанавливались в детских яслях при наличии: 80-139 детей — 0,5 должности; 140 и более детей — 1,0 должность, что было закреплено в «Штатных нормативах медицинского и педагогического персонала и работников кухни детских яслей», утвержденных приказом Минздрава СССР от 12.06.84 г. N 666 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (с изм. и доп. от 14 сентября 1984 г., 2 декабря 1999 г.)

В утвержденном министром просвещения СССР и министром здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС от 29 января 1985 г. № 16 «Положении о детском дошкольном учреждении»[‡], определявшем деятельность на всех дошкольных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности, в разделе основные права и обязанности работников уточнены требования к старшему воспитателю в части полученного профессионального образования. Он назначался из числа лиц, имеющих высшее педагогическое (факультет дошкольной педагогики) образование или лучших воспитателей, имеющих среднее педагогическое (дошкольное отделение) образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Требования специальной подготовки к руководству работой групп раннего возраста были сняты, в связи с введением соответствующего содержания в дисциплины вузов и педучилищ.

Читайте так же:  К каким приказам относится приказ о направлении в командировку

По сравнению с квалификационными характеристиками в этом документе уточнено содержание деятельности старшего воспитателя. Отмечено, что он несет ответственность за правильную организацию учебно-воспитательной работы; осуществляет подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей.

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых ставок и должностных окладов работников учреждений и организаций народного образования» от 04.06.90 № 375 вновь была восстановлена должность воспитателя-методиста, которая сохранялась до введения в учреждениях бюджетной сферы Единой тарифной сетки.

При согласовании с Минтруда России тарифно-квалификационных характеристик на педагогических работников, от которых зависели уровни оплаты их труда (разряды), не было получено согласия на утверждение тарифно­квалификационной характеристики по должности воспитатель-методист. Учитывая это, Министерство образования России опубликовало сборник «Ответы на вопросы, возникающие при введении дифференцированной оплаты труда работников образования на основе единой тарифной сетки» от 19.05.93 г. № 91-М (в других официальных документах на него ссылаются как на письмо) и рекомендовало оплачивать этих работников, как старших воспитателей на основе тарифно-квалификационной характеристики по должности воспитатель или же вводить должность заместителя заведующего дошкольным учреждением.

В условиях развития вариативности дошкольного образования появилась необходимость уточнить перечень обязанностей старшего воспитателя и требований к его подготовке. В «Рекомендациях по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений» (письмо (с тем же названием) Минобразования РФ от 23.08.93 № 148-М)* для заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе (старшего воспитателя) в должностные обязанности внесены положения, отражающие тенденции реформируемой системы дошкольного образования.

  • проводит анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ;
  • предлагает на рассмотрение Совета педагогов перспективные

направления развития педагогической деятельности в ДОУ;

  • оказывает квалифицированную помощь педагогам в разработке инновационных педагогических технологий;
  • координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики.

Особо выделена деятельность, связанная с консультированием родителей по вопросам воспитания, обучения и развития их детей; организации просветительской работы для них. Старший воспитатель создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей; совместно с руководителем ДОУ, формирует в нем сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов, психолога, помощника воспитателя и др.) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.

Уточнены требования к знаниям старшего воспитателя. Он должен знать:

  • Международную конвенцию о правах ребенка, основы законодательства и нормативные документы по вопросам дошкольного образования;
  • основной курс педагогики и психологии (дошкольной);
  • основы педиатрии, санитарии, гигиены;
  • концепцию дошкольного воспитания;
  • дошкольные образовательные программы и методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • ориентироваться в методах диагностики и коррекции развития ребенка;
  • знать основы социальной психологии и теории управления, формы и методы работы с семьей.

Постановлением Минтруда России от 17.08.95 N 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» * (с изменениями от 22 ноября 1995 г.) были введены в действие «Тарифно­квалификационные характеристики (требования) по должностям руководителей образовательных учреждений, специалистов (педагогических работников) и работников из числа учебно-вспомогательного персонала этих учреждений» В перечень специалистов включена должность воспитатель (включая старшего), а в перечень руководителей — заместитель руководителя (заведующего).

Обязанности старшего воспитателя выделены наряду с обязанностями воспитателя. Определено, что при выполнении обязанностей старшего воспитателя он руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения. Планирует воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив. Привлекает к участию в работе с коллективом детей представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Из текста видно, что должностные обязанности носят обобщенный характер и относятся к разным типам образовательных учреждений и достаточно слабо учитывают специфику деятельности ДОУ. Квалификационные требования к этой должности определяют наличие высшего образования и более быстрое прохождение соответствующих разрядов ЕТС, что обеспечивает повышенную оплату труда.

Должностные обязанности заместителя руководителя (заведующего) в части руководства учебно-воспитательной работой значительно расширены. Он организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива. Координирует работу воспитателей и других педагогических работников по выполнению программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации. Руководит постановлению отказано в государственной регистрации (информация опубликована в региональном выпуске «Финансовой газеты», октябрь 2003 г., N 40, а также в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 1 октября 2003 г. N 36, в газете АКДИ «Экономика и жизнь» октябрь 2003 г., N 41, в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 10). Об обжаловании настоящего постановления см. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 ноября 2002 г. N КАС 02­598

профессиональным обучением и планирует эту работу. Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки воспитанников. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников. Составляет расписание занятий и других видов деятельности. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Принимает меры по оснащению помещений современным оборудованием, наглядными пособиями и техническим средствами обучения, пополнению библиотеки и методического кабинета учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.

Более четко определены требования по разделу «Должен знать», в которых сделан акцент на знания теории и методов управления образовательными системами; основ экономики, права, социологии; административного, трудового и хозяйственного законодательства; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. В квалификационных требованиях содержится положение о наличии высшего профессионального образования и стажа работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

Учредители дошкольных образовательных учреждений имеют возможность утвердить в штатном расписании ту или иную должность, на практике встречается наличие двух этих должностей в штате ДОУ инновационного типа или работающих в статусе экспериментальной площадки.

При определении содержания деятельности старшего воспитателя или заместителя заведующего, разработке должностной инструкции, являющейся локальным нормативным актом, можно опираться на описание профессиограммы.

Профессиограмма — это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку.

Впервые профессиограмма воспитателя-методиста, а впоследствии старшего воспитателя, была разработана Л.В. Поздняк. Проведенное ею в 80-е годы диссертационное исследование, имело целью определение педагогических условий, обеспечивавших совершенствование подготовки студентов к этому виду деятельности, а результатом — определение структуры и содержания функций воспитателя-методиста дошкольного учреждения, требований к его подготовке. Созданная двухуровневая функциональная модель организаторской деятельности воспитателя-методиста позволила разработать профессиограмму, которая содержала характеристику наиболее существенных черт личности воспитателя-методиста, а также знания, умения необходимые для осуществления организаторской деятельности. Данная профессиограмма использовалась Министерством просвещения СССР при пересмотре «Квалификационной характеристики преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию по специальности № 2110 «педагогика и психология (дошкольная)».

Читайте так же:  Нужен ли патент гражданам киргизии с мая 2018

В последнее десятилетие ХХ в. Л.В. Поздняк продолжила эту работу. В течение 20 лет, будучи деканом факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, она возглавляла Учебно-методическую комиссию по педагогике, психологии и методике дошкольного образования Учебно-методического объединения по педагогическим специальностям. Благодаря своей твердой обоснованной позиции, сумела отстоять необходимость выделения педагогической специальности высшего профессионального образования «Педагогика и методика дошкольного образования», направленной на получение квалификации организатора- методиста дошкольного образования. Уточнение профессиограммы старшего воспитателя ДОУ позволило усилить содержание профессиональной подготовки специалистов блоком дисциплин управленческого цикла, направленных на усвоение знаний и умений руководства педагогическим процессом и воспитателями на научной основе.

Профессиограмма старшего воспитателя содержит описание основных функций его деятельности*, в соответствии с которыми он обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и обучения детей, добивается ее реализации; направляет и контролирует работу педагогов; оказывает методическую помощь педагогам. Важным направлением является методическое обеспечение педагогического процесса, которое включает разноплановую деятельность, направленную на повышение квалификации педагогов, организацию методического кабинета, опытно-экспериментальную работу, пропаганду педагогических знаний среди родителей, осуществление преемственности в работе воспитателей и учителей начальной школы. Каждое направление содержит комплекс действий, обеспечивающих всесторонность реализации разных аспектов деятельности. Профессиональные умения старшего воспитания ДОУ характеризуются как профессионально-организаторские при выполнении функций планирования, организации, контроля, координации, общения. Особо выделяются социальные функции, реализующиеся через различные формы (организация совещаний, выставок, участие в выборной общественной работе и многие другие).

В исследованиях последнего десятилетия, выполненных под руководством Л.В. Поздняк, представлены материалы, позволяющие внедрить в практику ДОУ эффективные способы планирования (Р.К.Тропина), информационного обеспечения (С.В. Савинова), построить методическую работу на диагностической основе (А.Н. Морозова), реализовать исследовательский подход в деятельности руководителя (Е.В. Давыткина), организовать научно­методическую деятельность в ДОУ (О.В. Никифорова), провести гуманитарную экспертизу (И.В. Тимофеева) и т.д.

Специалистами проведены исследования разнообразных проблем, связанных с деятельностью старшего воспитателя, таких как: формирование управленческой и эстетической культуры руководителя ДОУ (М.В. Бурмакина, Т.М. Максимова), развитие управленческого мышления (Л.В. Беляева), управление конфликтами в коллективе (И.В. Сафронова), управленческого мониторинга (Е.И. Терзиогло), совершенствование организации как функции управления (И.А. Селиверстова), методическое руководство исследованием развития ребенка (И.Л. Паршукова), осуществление аналитической деятельности (М.А. Ковардакова, С.Ф. Багатдинова и др.), формирование проектировочной деятельности (И.В. Фадеева), создание системы управления ДОУ по результатам (К.Ю. Белая), управление качеством образовательного процесса (Л.И. Фалюшина), в том числе в учреждениях инновационного типа (Л.Г. Богословец), управление инновационными процессами (В.Н. Казакова, Е.И. Кузьмичева), использование информации в образовательном процессе (Е.С. Комарова, Т.С. Остренко), повышение профессиональной квалификации педагогов (Л.А. Пенькова), педагогической компетентности при общении с родителями воспитанников (Т.В. Кротова) и др.

Многие из этих и других исследований посвящены одновременно проблемам подготовки студентов, овладению ими соответствующими знаниями и умениями в течение обучения в вузе, формированию необходимых профессиональных качеств будущих руководителей.

Безусловно, сегодня можно говорить о необходимости уточнения отдельных положений профессиограммы старшего воспитателя, но концептуальная основа выдержала проверку временем. Современная наука управления ДОУ располагает достаточно обоснованными данными, позволяющими содержательно, эффективно и интересно построить работу старшего воспитателя с педагогическими кадрами, родителями воспитанников, добиться высокого качества воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Педагог для обслуживания детей ясельного возраста

Воспитатель-методист и его должностные функции

Расширение должностных обязанностей воспитателя-методиста

Введение должности «старший воспитатель» и определение его обязанностей

Уточнение обязанностей старшего воспитателя Профессиограмма старшего воспитателя

  • Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002

[†] Справочник по дошкольному воспитанию: Основные законодат. и инструкт. док./Под ред. А.И. Шустов — М., «просвещение», 1980 — С.416-425.

С:\изегз\ЛюдмилаМихайловна\0оситеп1з\Научная работа\СТАТЬИ\Для сайта 2 ГД\Волобуева Л. Старший воспитательное

[‡] Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. местности/ Л.В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В. Дружинина и др. Под ред. Р.А. Курбатовой. — М.: Просвещение, 1988.

— С. 181-190. Документ утратил силу в связи с утверждением Типового положения о ДОУ (1995).

Л.М. Волобуева, Московский педагогический государственный университет, профессор, кандидат педагогических наук.

Могу ли я работать старшим воспитателем в детском саду?

Могу ли я работать старшим воспитателем в детском саду, имея высшее образование по специальности «Специалист по рекламе», профессиональную переподготовку «Менеджмент в образовании» (512 часов), имея педагогический стаж 5,5 лет ( 2,4 года педагог дополнительного образования, 1,10 года старшего воспитателя, 1,3 года воспитателя), имея аттестацию на занимаемую должность «старший воспитатель»?

Ответы юристов (1)

Екатерина, в соответствии с ЕКС работников образования (прилагаю) требования к квалификации для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. Таким образом, Вы не соответствуете данной должности ни по образованию, ни по стажу работы в должности воспитателя. Но, поскольку Вы работаете на этой должности, то, скорее всего, в соответствии с п. 9 прилагаемого приказа — лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Таким образом, при соблюдении положений п. 9 Вы вправе работать на должности старшего воспитателя.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Какое образование должно быть у старшего воспитателя в ДОУ?

Здравствуйте! У меня высшее образование -учитель музыки. Работала музыкальным руководителем в детском саду,спустя 2 года меня поставили старшим воспитателем. Вопрос: могу ли я работать старшим воспитателем имея высшее образование — учитель музыки? спасибо за ответ.

23 Февраля 2017, 11:20 Юлия, г. Кузнецк

Ответы юристов (2)

Юлия, в соответствии с ЕКС работников образования квалификационные требования к старшему воспитателю — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Поскольку у Вас образование по специальности «Музыкальное образование» по направлению подготовки «Образование и педагогика», то по образованию Вы соответствуете квалификационным требованиям к старшему воспитателю.

Добрый день согласно требований закона об образовании

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

воспитатель включая старшего

Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

у вас образование соответствует профилю «Образование и педагогика» таким образом ваше образование соответствует для работы по специальности воспитатель.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.