Содержание:
Судебные приставы в правоохранительные органы
§ 2. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ
В Министерстве юстиции РФ создана и действует служба судебных приставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в судебных заседаниях, исполнения судебных решении. Служба судебных приставов призвана заменить ныне пока еще действующих при районных судах судебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебной деятельности и, соответственно, судебных решений, а также противодействия их исполнению оказалась малоэффективной.
Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”. В состав этой службы входят:
— департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;
— служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;
— службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
— районные, межрайонные подразделения судебных приставов.
Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.
Департамент судебных приставов возглавляет заместитель Главного судебного пристава, а службу судебных приставов Управления военных судов — Главный военный пристав. Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ, являющиеся по должности заместителями начальника соответствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов — старшие судебные приставы.
В зависимости от выполняемых обязанностей судебные приставы делятся на:
— приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
— приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .
Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!
Правоохранительные органы
Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”.
— департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;
— служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;
— службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
районные, межрайонные подразделения судебных приставов.
Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.
Департамент судебных приставов возглавляет заместитель Главного судебного пристава, а службу судебных приставов Управления военных судов — Главный военный пристав. Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ, являющиеся по должности заместителями начальника соответствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов — старшие судебные приставы.
В зависимости от выполняемых обязанностей судебные приставы делятся на:
— приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
— приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, обязаны обеспечить в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решения суда о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечение охраны залов судебных заседаний, совещательных комнат в рабочее время. Для осуществления этих обязанностей судебные приставы вправе применять физическую силу, оружие и специальные средства в порядке, предусмотренном законом, а также обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск.
Судебный пристав, исполняющий судебные акты, обязан обеспечить полное и правильное исполнение исполнительных документов. В связи с этим он вправе проводить у работодателя проверку исполнения исполнительных документов на работающих у него должников, входить в хранилища и другие помещения, принадлежащие должникам, и осматривать их, давать гражданам, организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий, изымать и реализовывать имущество должника, налагать арест на денежные вклады, объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка.
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий определенный уровень образования (не ниже среднего общего), способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья исполнять налагаемые на него должностные обязанности. Судебные приставы носят установленную форму одежды, их требования при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан и должностных лиц. Судебные приставы подлежат обязательному государственному страхованию. В случае их смерти или увечья при исполнении служебных обязанностей выплачивается денежная компенсация. Судебные приставы пользуются правом бесплатного проезда и рядом других льгот.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов судебными приставами осуществляет прокуратура.
Контроль за действиями приставов осуществляет суд, направивший приставу исполнительные документы, или суд, в котором пристав обеспечивает порядок. Ведомственный контроль за деятельностью судебных приставов осуществляется министром юстиции РФ, начальниками органов юстиции субъектов Российской Федерации, а также вышестоящими подразделениями службы судебных приставов.
Судебные приставы будут угрожать должникам оружием
Судебные приставы могут получить право на ношение и применение огнестрельного оружия при взыскании долгов. Соответствующая норма содержится в законопроекте о порядке прохождения службы судебных приставов, который готовит к весенней сессии первый зампред комитета по госстроительству Александр Агеев («Справедливая Россия»).
— Когда люди занимаются взысканием, описанием имущества, поиском должников по алиментным делам, доказывают, что, не имея официальной зарплаты, уклонисты зарабатывают очень много, им поступает очень много угроз. У нас 1,6 млн дел в год по алиментам. И это все серьезно. За 10 месяцев этого года 244 случая покушения на судебных приставов, — поясняет Александр Агеев необходимость расширения прав приставов на ношение оружия.
Сейчас судебные приставы имеют право на ношение оружия только при охране судов. Законопроект же превратит их в своеобразную «имущественную полицию».
— Они становятся правоохранительным органом, получают воинские звания, на них распространяются все права работников полиции, получают право носить оружие. Сейчас Служба судебных приставов входит в структуру Минюста. А получив статус правоохранительного органа, они станут самостоятельным ведомством, — разъясняет суть предлагаемых изменений Александр Агеев. — И получат материальное обеспечение наравне с полицейскими, если Минфин найдет деньги.
Но он уверен, что финансовому ведомству придется выдать средства: с 1 января 2014 года, согласно принятым ранее поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, должность судебного пристава смогут занимать только люди с высшим экономическим или юридическим образованием.
— Где найти таких людей на зарплату в 13,5 тыс. рублей? — задается вопросом «эсер». — Эти сложности нужно устранить в этом году.
Необходимость повысить правовой статус и полномочия ФССН признает и член комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн («Единая Россия»).
— Проблема назрела, она стоит очень остро. Федеральная служба судебных приставов оказалась таким изгоем в структуре правоохранительных органов. Она на сегодняшний день наиболее незащищенная. По Москве текучка кадров порядка 150% в год. Уже длительное время идет разговор о разработке закона о правоохранительной службе. Такой закон на сегодняшний день у нас отсутствует. Он и должен расставить все по местам и определить, какие ведомства являются правоохранительными, какие нет. И закрепить в том числе и перечень социальных гарантий. На сегодняшний день ФССП не является правоохранительной службой, хотя по ряду своих полномочий они близки правоохранителям.
Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев опасается, что расширение полномочий судебных приставов приведет к злоупотреблениям с их стороны.
— То, что они уже лишают граждан возможности выехать за границу, десятки тысяч людей — там масса нарушений, то есть они непрофессионально работают. Кто-то с кем-то сводит счеты. И уже массовые нарушения прав граждан происходят. И в связи с оружием — не удивлюсь, что они будут его использовать в пьяном виде, где-нибудь в кафе. Мы же видим, как они стреляют. Полицейский застрелил в прошлом году человека, который убирал снег. Количество таких случаев увеличится, а сажать их не будут.
Федеральная служба судебных приставов была воссоздана в 1997 году. Формально она до сих пор занимается исключительно обеспечением деятельности судов. Однако компетенция ФССП в последнее время значительно расширилась за счет полномочий, ранее принадлежавших МВД, ФСБ, ФМС и других ведомств.
В ФССП не смогли оперативно прокомментировать «Известиям» идею депутатов.
Федеральная служба судебных приставов
Должностных лиц, занимавшихся исполнением судебных решений, российское право знает достаточно давно. Однако наиболее отчетливо они обозначены в Судебнике 1497 г. В нем часто упоминаются особые судебные исполнители — недельщики. Они были должностными лицами, в обязанности которых входили вызовы в суд сторон, арест, допрос обвиняемых, организация судебного поединка, исполнение судебных решений.
В Судебнике 1550 г. также содержались вопросы организации работы недельщиков. Повой структурой стал так называемый Заговор — товарищество лиц, которые совместно с недельщиком исполняли его служебные обязанности с целью получения соответствующего вознаграждения. Такие товарищества подлежали обязательной регистрации.
По Соборному уложению 1649 г. в отправлении правосудия участвовал целый штат судебных чиновников: недельщики, приставы, дьяки и подъячие. У недельщиков были помощники — товарищи, которые могли им помогать, но не имели права их замещать.
В период преобразований Петра I была основана Юстиц-коллегия, в состав которой вошел Урядный приказ, осуществлявший исполнительно-распорядительные функции в Российском государстве на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц.
В ст. 11 Краткого изображении процессов или судебных тяжеб 1715 г. говорилось о специальной вспомогательной должности при суде — адъютанте, который исполнял функции судебного пристава.
В конце XVII — начале XVIII в. судебные приставы перестали существовать как вспомогательный аппарат судебной и административной власти в Империи. Их полномочия были переданы мелким судебным, полицейским и другим государственным служащим.
Дальнейшее развитие института судебных приставов в России связано с Судебной реформой 60-х гг. XIX в. В «Основных положениях гражданского судопроизводства, удостоившихся высочайшего утверждения 29 сентября 1862 года» ст. ПО установила, что «исполнение судебных решений поручается особым должностным лицам, учреждаемым при судах, под названием судебных приставов».
Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Сената, при судебных палатах, при окружных судах для исполнения действий, возложенных на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства, а также при мировых судьях и их съездах. Судебные приставы находились под надзором председателя суда, при котором состояли.
После Октябрьской революции 1917 г. должности судебных приставов были упразднены. Положение о народном суде РСФСР, утвержденное Декретом В ЦИК от 27.10.1920у, установило, что приговоры приводились в исполнение органами милиции, а решения по гражданским делам и денежные взыскания — судебными исполнителями или органами милиции.
Положение о судоустройстве РСФСР, утвержденное постановлением ВЦИК от 11.11.1922, в ст. 9 установило, что для проведения в жизнь судебных решений при губернских и народных судах действуют судебные исполнители.
Новое Положение о судоустройстве РСФСР, утвержденное постановлением ВЦИК от 19.11.1926, конкретизировало роль и место судебных исполнителей в судебной системе. В соответствии со ст. 91 судебные исполнители состояли в штате при губернских и народных судах и выполняли действия, возложенные на них ст. 225 ГПК РСФСР, а также ст. 121а и 459 УПК РСФСР.
В Основах гражданского судопроизводства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 08.12.1961, разд. 5 был посвящен исполнению судебных решений. В частности, контроль и надзор за деятельностью судебного исполнителя поручался судье. Стороны и другие лица были вправе обжаловать действия судебных исполнителей.
Судебный исполнитель, будучи должностным лицом суда, исполнял судебные решения и акты других государственных органов. Требования по исполнению судебного решения были обязательны для любых предприятий, учреждений и должностных лиц па всей территории страны.
В связи с изменением действовавшего уголовного и гражданского законодательства и в целях совершенствования работы по исполнению судебных решений приказом Министерства юстиции СССР от 15.11.1985 № 22 была утверждена Инструкция об исполнительном производстве. Судебные исполнители продолжали состоять при районных (городских) народных судах. В судах, где имелось два и более судебных исполнителя, один из них назначался старшим судебным исполнителем. Руководство деятельностью судебных исполнителей возлагалось на председателей народных судов и народных судей1. Данная Инструкция действовала вплоть до вступления в силу с 1 января 1998 г. Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В настоящее время в Положении о Федеральной службе судебных приставов (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316) закреплено, что ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба судебных приставов подведомственна Минюсту России.
Основными задачами ФССП России являются:
- — обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов обшей юрисдикции и арбитражных судов;
- — организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве;
- — управление территориальными органами ФССП России.
Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через территориальные органы.
Систему ФССП России, помимо федерального центра, составляют территориальные органы — главные управления (управления, отделы) ФССП в субъектах РФ, а также районные, межрайонные и иные соответствующим им подразделения.
Федеральная служба судебных приставов осуществляет следующие полномочия:
- — обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим;
- — обеспечивает осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
- — обеспечивает проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;
- — организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
- — организует розыск должника, его имущества, розыск ребенка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;
- — организует участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов России как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;
- — организует участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссии по трудовым спорам;
- — осуществляет в пределах своей компетенции дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;
- — руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль за их деятельностью;
- — проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;
- — обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;
- — организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законом срок;
- — осуществляет межведомственную координацию деятельности органов и организаций, исполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
- — осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Федеральная служба судебных приставов возглавляет Директор — главный судебный пристав РФ. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Директор осуществляет организационное руководство, внешнее представительство ФССП России в иных государственных органах, а также в сфере международного сотрудничества.
Директор имеет в своем подчинении несколько заместителей Директора ФССП России — заместителей главного судебного пристава РФ. Заместители назначаются па должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Федеральная служба судебных приставов имеет следующие структурные подразделения:
- — управление организации исполнительного производства;
- — управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов;
- — организационно-контрольное управление;
- — правовое управление;
- — управление организации работы по розыску и реализации имущества должников;
- — управление организации дознания и административной практики;
- — управление государственной службы и кадров;
- — управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности.
Территориальные органы ФССП России представлены управлениями ФССП России в субъектах РФ, районными, межрайонными и специализированными отделами ФССП России.
Поскольку судебные приставы в ходе своей деятельности существенно затрагивают права и законные интересы других лиц, их полномочия закреплены на законодательном уровне.
В Федеральном законе «О судебных приставах» установлены следующие должности: главный судебный пристав РФ; главный судебный пристав субъекта РФ; старший судебный пристав; судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов; судебный пристав-исполнитель.
Разделение судебных приставов на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей обусловлено спецификой исполняемых ими обязанностей.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
- — обеспечивать безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;
- — обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;
- — поддерживать общественный порядок в здании и помещениях суда;
- — выполнять распоряжения председателя суда, а также председательствующего в судебном заседании судьи но обеспечению общественного порядка в суде;
охранять здания и помещения суда;
- — осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызовам;
- — при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;
- — взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование или охрану;
- — оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда;
- — по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.
Обязанности судебного пристава-исполнителя состоят в том, что он:
- — принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
- — предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии;
- — рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
- — берет самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
- — по исполнительному документу объявляет розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
- — осуществляет на основании судебного акта розыск гражданина — ответчика по гражданскому делу.
И судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, и судебный пристав-исполнитель при реализации своих обязанностей вправе применять меры воздействия на лиц и их имущество лишь по основаниям, в порядке и пределах, строго установленных действующим законодательством.
В ФССП задумались о получении особого статуса в рамках госслужбы
«Нашими должностными лицами реализуются широкие государственно-властные полномочия, свойственные силовым структурам», — заявил он сегодня в Совфеде на заседании совета по соцобеспечению правоохранителей. В частности, судебные приставы обеспечивают безопасность в зданиях суда, участвуют в предотвращении террористических актов, порой рискуя своей жизнью и здоровьем. Они также проходят специальную подготовку и военно-врачебную экспертизу, являясь при этом гражданскими служащими. «Нередки случаи чрезвычайных происшествий, в том числе с гибелью приставов», — подчеркнул Аристов.
Порой складывается и вовсе парадоксальная ситуация, добавил он, когда подсудимого конвоирует полицейский, имеющий право контролировать лишь действия своего подопечного, а пресекать беспорядки в зале суда должны приставы — гражданские служащие.
Небольшие зарплаты (в среднем 32 тыс. рублей в месяц), слабое социальное обеспечение вкупе с профессиональными рисками приводят к большой текучке кадров. По словам главы ФССП, за 3,5 года состав службы менялся на 100%. В этой ситуации, отметил он, сложно ожидать повышения эффективности работы приставов, которым сегодня удается выполнить требования по 41% исполнительных документов и 23% решений судов.
Аристов предлагает выделить судебных приставов в отдельную категорию госслужащих. «Мы объективно понимаем, что наши функции не в полной мере соответствуют правоохранительным, а имеют отдельные элементы соответствия. Это должна быть государственная служба иного вида, отличная от службы в полиции, в Национальной гвардии, но имеющая свои особенности, отличная и от гражданской службы», — заявил он.
Попытки принять закон о правоохранительной службе уже предпринимались, но не были доведены до принятия закона, напомнил вице-спикер СФ Юрий Воробьев. Он предложил вернуться к этой инициативе или найти другой способ улучшения ситуации в ФССП. Сенатор предложил осенью этого года пригласить на правительственный час в Совфед министра юстиции с докладом по этой теме.
Служба судебных приставов
Служба судебных приставов (ССП), предназначенная для исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, а также других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве», входит в систему органов Министерства юстиции РФ.
Организация Службы судебных приставов, права и обязанности судебных приставов урегулированы в Федеральном законе РФ от 4 июня 1997 г. «О судебных приставах» с последующими изменениями и дополнениями.
Служба судебных приставов включает: Федеральную службу судебных приставов, возглавляемую директором; службу судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ, возглавляемую заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ; районные, межрайонные подразделения.
Служба судебных приставов организована в соответствии с административно-территориальным, военно-административным делением России, ее федеративным устройством.
Высшее звено Службы судебных приставов – Федеральная служба судебных приставов (ФССП) под руководством директора. Последний назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Директор ФССП осуществляет руководство ФССП и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФССП; распределяет обязанности своих заместителей и поручает им исполнение части своих полномочий; организует исполнение приказов и других правовых актов; утверждает положение о структурных подразделениях ФССП; дает обязательные для исполнения указания руководителям нижестоящих подразделений службы; заключает договоры по вопросам деятельности Службы судебных приставов. ФССП по отдельным основным направлениям деятельности имеет девять управлений.
Правовой основой организации ФССП служит Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» с последующими изменениями и дополнениями.
Основные задачи ФССП:
- обеспечение установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- организация принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве»;
- управление территориальными органами.
Службы судебных приставов юстиции субъектов РФ – территориальные органы ФССП (всего 88 служб судебных приставов) – являются промежуточным звеном между высшим звеном службы судебных приставов и районными, межрайонными их подразделениями. Территориальным органом ФССП является Главное управление ФССП, возглавляемое главным судебным приставом субъекта РФ. Назначается на должность и освобождается от нее Министром юстиции РФ по предложению директора ФССП. Положение о территориальном органе ФССП, их Перечень утверждены приказом Министра юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 187.
Районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов являются низовым звеном Службы судебных приставов.
Взаимодействие правоохранительных органов в процессе принудительного обращения взысканий
(Головин В. В.) («Российский следователь», 2007, N 2) Текст документа
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЙ
Головин В. В., заместитель директора Федеральной службы судебных приставов — заместитель главного судебного пристава Российской Федерации, государственный советник юстиции II класса, заслуженный юрист России, кандидат юридических наук.
К правоохранительным органам относятся специальные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека и гражданина, а также самого государства, которые образованы для осуществления конкретных целей, а именно защиты гражданина от преступных посягательств, охраны законности, правопорядка и общественной безопасности. В стране, исходя из ведомственной принадлежности, насчитывается свыше 50 органов административной юрисдикции . ——————————— См.: Опарин В. Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 1998.
Деятельность Федеральной службы судебных приставов России регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», но в то же время корреспондирует с работой правоохранительных органов по ряду определенных признаков . ——————————— Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П пункт 2 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» признан не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.
Так, Федеральный закон «О судебных приставах» наделил полицейскими полномочиями судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов. В их обязанность входит предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, задержание лиц, их совершивших, поддержание общественного порядка в судебных помещениях (ст. 11), им дано право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (ст. ст. 11, 15 — 18). На судебных приставов ОУПДС в настоящее время возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, обладающих правом налагать административные взыскания (штрафы). Судебный пристав-исполнитель не наделен правом применения силы и оружия. Тем не менее он осуществляет принудительное исполнение, мерами которого являются: 1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и его реализации; 2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; 3) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе; 4) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; 5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами, обеспечивающими исполнение исполнительного документа. У судебных приставов-исполнителей отсутствуют полицейские полномочия на задержание, обязанность пресекать правонарушения, но он вправе производить осмотр, наложить арест и изъять имущество должника в исполнение исполнительного документа. Таким образом, можно сделать вывод, что Федеральная служба судебных приставов России обладает рядом признаков правоохранительного органа, поскольку: 1) она является единственным органом принудительного исполнения в Российской Федерации; 2) судебные приставы наделены полномочиями, выражающимися в возложении на них обязанности пресекать правонарушения в суде, им также даны соответствующие права по задержанию, производству осмотра, изъятия, применению мер непосредственного принуждения; 3) ФССП наделена функциями дознания, розыска должников и их имущества; на судебных приставов возложены полномочия по составлению протоколов по 11 составам административных правонарушений. Отметим, что судебная система Российской Федерации не принадлежит к федеральным органам исполнительной власти, и ее должностные лица не наделены соответствующими полномочиями правоохранительных органов, что подтверждает логическую целесообразность выделения в самостоятельный правовой институт из судебной системы Федеральной службы судебных приставов как органа принудительного исполнения. Начиная с 1 января 2000 г. в Федеральную службу судебных приставов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации передано исполнение постановлений налоговых органов о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества должников-организаций. ФССП России теперь напрямую участвует в пополнении доходной части государственного бюджета, от результатов их работы в значительной мере зависят благополучие населения, выполнение оборонных и социальных программ. С 1 июля 2002 г. в соответствии со ст. ст. 40 и 151 УПК РФ главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав отнесены к органам дознания. Поэтому на них возложены функции по расследованию преступлений по пяти составам гл. 31 «Преступления против правосудия» УК РФ». Одновременно на судебных приставов были возложены полномочия по составлению протоколов по 11 составам правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возлагая новые функции на службу судебных приставов, законодатель в первую очередь руководствовался стремлением создать уголовно-административный механизм обеспечения исполнения судебных решений, а также дополнительные условия для эффективной работы органов правосудия. Отличие Федеральной службы судебных приставов России от правоохранительных органов заключается в следующем. Первое. В функции большинства правоохранительных органов входят функции по предотвращению преступлений (Министерство внутренних дел), предотвращению налоговых нарушений (налоговые органы), предотвращению пожаров (Министерство по чрезвычайным ситуациям) и т. д. В функции ФССП России не входят превентивные, профилактические функции. Иначе говоря, судебный пристав-исполнитель не должен предотвращать различные нарушения, влекущие за собой решения судов и иных органов, он должен только исполнять эти решения в добровольном или принудительном порядке. Второе. Правоохранительные органы, обнаружив нарушение законодательства или преступные действия, пресекают их и затем передают документы по данному делу в суд или иной орган, где должно быть принято решение. Далее правоохранительные органы уже не занимаются данным делом. Федеральная служба судебных приставов подключается к ситуации нарушения прав граждан после вынесения решения соответствующим органом, исполняет решение до завершения принудительного обращения взыскания. В эти действия входит и реализация арестованного имущества как составная часть исполнительного производства, что не входит в функции других правоохранительных органов. ФССП России среди правоохранительных органов наиболее тесное взаимодействие осуществляет с подразделениями МВД Российской Федерации, налоговыми и таможенными органами по трем основным направлениям: 1) принудительное исполнение актов соответствующих органов, в том числе актов о взысканиях имущественного характера; 2) истребование документов и материалов, необходимых для принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных законом органов; 3) направление в адрес соответствующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц предписаний, исполнение которых необходимо для принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных законом органов, а также для обеспечения установленного порядка деятельности судов. При выполнении служебных обязанностей судебный пристав имеет право обращаться за помощью к сотрудникам милиции, привлекать сотрудников органов внутренних дел в соответствии со ст. ст. 42, 75, 76 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для совершения исполнительных действий. Исполнение постановлений судебных приставов-исполнителей об объявлении в розыск должника в соответствии с абз. 4, 5 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об исполнительном производстве» осуществляется органами внутренних дел. Взаимодействие с органами внутренних дел, таможенными и налоговыми органами обусловлено также тем, что указанные органы наделены полномочиями по вынесению исполнительных документов, которые обязательны для исполнения судебными приставами-исполнителями. Кроме этого, ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» установлено, что требования судебного пристава обязательны для всех органов, должностных лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. За невыполнение требований судебного пристава виновные лица несут ответственность в порядке, установленном законом. Положения данной нормы в полной мере распространяются на органы, с которыми осуществляют взаимодействие судебные приставы-исполнители. А поскольку судебному приставу-исполнителю в процессе принудительного исполнения исполнительных документов необходимо выяснять материальное положение должника в целях обращения взыскания на его имущество и фактического исполнения требований исполнительного документа, он обращается за информацией об имущественном положении должника в регистрирующие органы, каковыми могут выступать и органы внутренних дел, ведущие специальный учет транспортных средств, огнестрельного и газового оружия, а также в налоговые органы. В процессе розыска должников и их имущества территориальные органы ФССП России взаимодействуют с 37 правоохранительными и государственными органами. Среди них МВД Российской Федерации, Миграционная служба, ГИБДД, налоговые и таможенные органы, Пограничная служба, Государственная служба регистрации, Госинспекция по труду, Инспекция по маломерным судам, Гостехнадзор, Пенсионный фонд, Ростехинвентаризация, Сбербанк России, ФСБ, МЧС, Авианадзор, Росприроднадзор, Лицензионная палата, Антимонопольная служба, Госстат, Стройнадзор, Избирком УИН, транспортная инспекция, Центр инвентаризации и оценки, Энергоконтроль, Ингосстрах и др. Организация взаимодействия ФССП России (территориальных органов) с правоохранительными органами и органами административной юрисдикции осуществляется разработкой и принятием совместных нормативных и организационных документов и проведением совместных мероприятий. Так, с указанными правоохранительными и государственными органами подписаны соглашения и приказы о взаимодействии с ФССП России на федеральном уровне и уровнях субъектов Федерации в течение 2001 — 2006 гг. Совместным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. N 208/1003 утверждено «Положение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов», которое регулирует основные направления взаимодействия, в том числе и информационное. В нем, например, прямо указано о направлении информации в территориальные органы МВД России о находящихся по месту объявления розыска и разыскиваемых территориальными органам ФССП России транспортных средствах и другой самоходной технике должников, для наложения ареста и реализации имущества должников при исполнении исполнительных документов. Примерами ведомственных нормативных актов, регулирующих вопросы взаимодействия, являются: совместный Приказ от 25 августа 1999 г. N 262/628 «О взаимодействии службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации», Приказ Минюста России и Министерства по налогам и сборам от 22 марта 1999 г. N 54/ГБ-3-18/58 «О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей», Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 апреля 2000 г. N 142 «О неотложных мерах по активизации работы по принудительному взысканию задолженности по налогам и сборам», Приказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N ВГ-3-10/265/215 «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов», Приказ Государственного таможенного комитета и Министерства юстиции Российской Федерации от 8 октября 1999 г. N 685/294 «О порядке взаимодействия органов и подразделений службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации», Приказ Государственного таможенного комитета и Министерства юстиции Российской Федерации от 22 марта 2001 г. N 282/91 «Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и подразделений службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений таможенных органов» и др. Перечень ведомственных нормативных документов не является исчерпывающим, так как органы, с которыми Федеральная служба судебных приставов налаживает взаимодействие и устанавливает контакты, постоянно пополняется. В российском государстве происходит постоянное изменение и пополнение законодательной базы, что влечет необходимость приведения в соответствие ранее принятых ведомственных нормативных актов. Для интенсификации исполнительного производства необходимо не только подготовить и утвердить нормативные и организационные документы, но и организовать эффективное взаимодействие с правоохранительными органами. Это большой пласт организационной работы руководства ФССП России и территориальных органов, здесь могут быть применены различные организационные формы. Так, в УФССП по Омской области начало организации взаимодействия было положено в марте 1999 г. учреждением координационного совещания руководителей правоохранительных органов. На нем были определены роль и место каждой правоохранительной структуры в реализации требований Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Предложения судебных приставов на проводимых заседаниях поддерживаются руководителем координационного совещания — прокурором области. Это способствует укреплению взаимопонимания правоохранительных структур в повышении эффективности исполнительного производства, в частности и для укрепления законности в сфере юстиции в целом. В результате работы координационного совещания достигнутое взаимопонимание руководителей сегодня реально перешло на уровень конкретных исполнителей. В настоящее время ФССП России заняла предназначенное место в системе правоохранительных органов, выполняя функции принудительного обращения взыскания, замыкающие механизмы правозащиты и невыполняемые другими правоохранительными органами. Можно констатировать, что территориальные подразделения судебных приставов стали сейчас необходимым атрибутом государственной власти в городах и регионах наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами. В системе Федеральной службы судебных приставов России функционируют 2502 территориальных подразделения судебных приставов. За годы деятельности ФССП России в подразделения судебных приставов обратился за помощью едва ли не каждый россиянин в качестве одной из сторон исполнительного производства. Выполнение возложенных законом на Федеральную службу судебных приставов России задач, а следовательно, и своевременное восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций и государства обуславливают необходимость дальнейшей работы по организации и координации взаимодействия с судебными и правоохранительными органами. В Концепции административной реформы в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, «оптимизация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом» рассматриваются как необходимые требования в разработке механизмов противодействия коррупции. По нашему мнению, в этом смысле правомерным шагом в развитии Федеральной службы судебных приставов будет придание ей статуса правоохранительного органа, что в полной мере должно соответствовать содержанию деятельности службы и упрочению ее роли в государстве и обществе.