Таможенные льготы калининградской области

Автор: | 22.05.2018

Калининградская ОЭЗ. Льготы предпринимателям. Краткое разъяснение условий получения льгот.

Калининградская область — самая западная часть территории России, с момента распада Советского Союза попавшая в положение эксклава. В связи с этим положением у региона возникли проблемы экономического развития — ведь попасть на остальную часть территории России из Калининграда можно было только транзитом через другие страны в (Литва, Латвия, Беларусь), с прохождением всех таможенных процедур, либо по Балтийскому морю, что существенно увеличивало сроки доставки товаров. Сбыт продукции, производимой на предприятиях области, столкнулся с трудностями, которые было нелегко преодолеть. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации была концепция зоны свободного предпринимательства, которую в 1990-м году предложил профессор Ю. С. Маточкин, который, к слову сказать, был первым губернатором Калининградской области. Его концепция предполагала создание на территории региона Свободной Экономической Зоны, главной особенностью которой было бы освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин при импортной поставке товаров или при поставке товаров, произведенных в других регионах России. Данный проект был одобрен Советом Министров в 1990-м году, а уже в сентября 1991-го года вышло постановление за номером 497, регламентирующее основные положения закона о Свободной Экономической Зоне «Янтарь».

Льготы для резидентов

На сегодняшний день положение о льготах для фирм, ведущих бизнес на территории Особой Экономической Зоны регламентируется п. 1 ст. 10 Соглашения ТС по вопросам СЭЗ и 16-м ФЗ. Областью действия ОЭЗ считается вся часть территории Калининградского региона, за исключением военных объектов и нефтедобычи на шельфе прибрежной области Балтийского моря. Давайте вкратце разберем как можно с выгодой использовать льготные условия ввоза товаров российскими фирмами в Калининградскую область и попутно разберем вопрос: что такое ИМ78 (таможенный режим ИМПОРТ-78).

Разберем пример импортной поставки товаров:

Калининградская фирма (назовем её «Покупатель») планирует приобрести у немецкой фирмы (назовем её «Продавец») кондитерских изделий на сумму 100 000 Евро для дальнейшей перепродажи на территории области. Согласно указанным выше законам, регламентирующим ввоз товаров на территорию ОЭЗ, льготы в виде освобождения от уплаты ввозных пошлин и НДС могут быть получены только резидентами ОЭЗ (фирмами, зарегистрированными в Калининградской области). При этом ввозимые товары проходят растаможку по режиму свободной экономической зоны. Таможенные пошлины и НДС считаются в таком случае условно начисленными — то есть только «на бумаге». Соответственно, фирма «Покупатель», соблюдая все условности таможенного оформления, ввозит товар и сама или воспользовавшись услугами таможенного представителя, уплачивая только таможенные сборы. Экономия очевидна. Импорт78 — данный режим оформления был разработан специально под Калининградскую ОЭЗ.

Льготы для нерезидентов

А как насчет ситуации, когда поставку импортных товаров планирует осуществить нерезидент ОЭЗ? Можно ли законными методами получить послабления? Можно и нужно. Допустим, некая российская компания, назовем её «Официальный представитель», зарегистрированная в Москве, хочет поставить товары, скажем, немецкой фирмы «Продавец» в Калининград фирме «Покупатель». Так как фирма «Официальный представитель» зарегистрирована в Москве — она не является резидентом Особой Экономической Зоны, и, соответственно, растаможка будет происходить по обычной схеме с уплатой НДС и пошлин. Для того чтобы получить льготы, московской фирме необходимо будет воспользоваться услугами специализированной фирмы-резидента, занимающейся предоставлением агентских и сопутствующих таможенных услуг. В Калининграде такие услуги предоставляет специализированная компания «Кастом-гид» и Всероссийский Таможенный Брокер «Международный Таможенный Терминал» . Подробнее об агентских услугах можно узнать на этой странице, или ознакомившись со специальной брошюркой.

Конфиденциальность

Этим вопросом будет задаваться каждый руководитель компании. Конфиденциальность важна и необходима, Агент обязан соблюдать коммерческую тайну и не должен передавать третьим лицам информацию о поставщиках Клиента и суммах, уплаченных при покупке. Чаще всего этот пункт отдельной графой прописывается в договоре. Как правило, конфликтные ситуации случаются редко по причине того, что сферы бизнеса Агента (услуги) и Клиента (продажа товаров) не пересекаются.

Особенности таможенного и налогового регулирования в калининградской особой экономической зоне

«Налоги» (журнал), 2007, N 4

С начала 90-х гг. и до настоящего времени статус Калининградской области является крайне неоднозначным. Его возникновение и использованные способы урегулирования во многом обусловлены геополитическим положением области — отсутствием сухопутных границ с остальной территорией РФ. Одним из элементов правового статуса Калининградской области является ее экономический статус, а точнее — особенности таможенного и налогового регулирования. Федеральное законодательство, определяющее таможенное и налоговое регулирование в этой области, несогласованно, а зачастую противоречиво, что является препятствием для его однозначного формально-юридического толкования.

Особый экономический и налоговый статус был придан Калининградской области еще в начале 90-х гг. 25 сентября 1991 г. Советом Министров РСФСР было принято Постановление N 497 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях», в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Пункт 2 Постановления N 497 установил, что Калининградская область является свободной экономической зоной.

Установление режима свободной экономической зоны в налоговом смысле таким видом нормативного правового акта соответствовало законодательству до 1 января 1999 г. Статья 1 вступившей в силу части первой Налогового кодекса устанавливает, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит исключительно из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемых представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. В 1996 г. был принят нормативный акт, который в основном и определил экономическо-правовой статус области. Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» установил, что в пределах всей территории Калининградской области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, создается особая экономическая зона. Данным Законом, в частности, закреплено, что:

  • Особая экономическая зона находится в режиме свободной таможенной зоны (о данном режиме будет сказано отдельно);
  • товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов);
  • товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов);
  • к указанным выше товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности).

Совместное Распоряжение Государственного таможенного комитета РФ N 01-14/1365 и Администрации Калининградской области N 296-р от 31 декабря 1998 г. «Об утверждении Порядка определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области» конкретизировало общие правила отнесения товаров к происходящим из Особой экономической зоны. Так, Федеральным законом от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установлено, что актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена всей совокупности налогов и сборов одним налогом. Отметим, что, в отличие от существующей редакции ст. 18 Налогового кодекса, в которой приведен исчерпывающий перечень всех возможных специальных налоговых режимов и наряду с остальными режимами включена система налогообложения в свободных экономических зонах, Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не содержит такого перечня. Таким образом, в налоговом смысле в Особой экономической зоне установлен специальный режим налогообложения. При этом Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» является только основанием возникновения специального режима налогообложения. Содержание режима налогообложения определено нормами гл. 12 Таможенного кодекса от 18 июня 1993 г. N 5221-1. Таким образом, с начала 1996 г. Калининградская область стала одновременно обладать следующими статусами:

  • свободной экономической зоны, который сам по себе не влечет за собой никаких налоговых последствий на федеральном уровне (Постановление N 497);
  • Особой экономической зоны, формально устанавливающий на территории области особый режим инвестиций и предпринимательской деятельности, но также не влекущий каких-либо ощутимых экономических последствий (Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»);
  • территории, на которой действует специальный режим налогообложения, в первую очередь в части порядка взимания НДС (Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», гл. 12 «Свободная таможенная зона. Свободный склад» Таможенного кодекса от 18 июня 1993 г.);
  • свободной таможенной зоны (гл. 12 «Свободная таможенная зона. Свободный склад» Таможенного кодекса от 18 июня 1993 г.).
Читайте так же:  Г Белгород нотариус

В отношении статуса свободной таможенной зоны необходимо оговориться особо. В соответствии с новым Таможенным кодексом, вступившим в силу 1 января 2004 г., гл. 12 «Свободная таможенная зона. Свободный склад» Таможенного кодекса от 18 июня 1993 г. продолжает действовать вплоть до вступления в силу федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) (ст. 438 ТК РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ). Статья 76 гл. 12 определяет, что свободная таможенная зона создается только по решению Правительства РФ. Никакого нормативного акта Правительства, касающегося создания свободной таможенной зоны на территории области, нет. Однако ст. 3 нового Таможенного кодекса устанавливает, что таможенное законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Поэтому непротиворечиво установить режим свободной таможенной зоны можно только посредством одновременного действия двух актов, регулирующих данный предмет: акта правительства и федерального закона. Необходимо также отметить, что Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ, приостанавливающий действие с 1 января по 31 декабря 2004 г. пп. 2 и 5 ч. 1 ст. 7 Закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Особой экономической зоны, противоречит ст. 83 гл. 12 Таможенного кодекса, которая, в частности, устанавливает, что при ввозе иностранных товаров в свободные таможенные зоны налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. В связи с изложенными противоречиями в законодательстве, а также отсутствием у органов государственной власти единой позиции по вопросу статуса Калининградской области практика применения Закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» была крайне нестабильна. Так, Государственный таможенный комитет издал Распоряжение N 01-99/1405 от 27 декабря 2000 г. «О применении части второй Налогового кодекса Российской Федерации при помещении товаров под таможенные режимы», которым обязал таможенные органы помещать под таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения товары, ранее заявленные в режиме свободной таможенной зоны, только при условии уплаты декларантом НДС. Однако данное Распоряжение было отменено как незаконное уже 1 февраля 2001 г.

По данным Северо-Западного таможенного управления (г. Калининград), за 1996 — 2003 гг. льготы по уплате таможенных платежей составили 86,2 млрд руб., в том числе таможенная пошлина (ввозная и вывозная) — 44,0 млрд руб. (51,0%), НДС — 39,6 млрд руб. (45,9%), акцизы — 2,6 млрд руб. (3,1%). Динамика предоставленных льгот по уплате таможенных платежей характеризуется данными табл. 1.1.

Таможенные льготы калининградской области

1. Таможенный режим свободной таможенной зоны распространяется на всю территорию Калининградской области .

Правила таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области предусматривают ввоз иностранных товаров на территорию Калининградской области и использование их на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер нетарифного регулирования.

Приказом ФТС России от 03.07.2009 № 1226 утверждена Инструкция о совершении отдельных таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и при его завершении.

2. Режим свободной таможенной зоны применяется только:
— юридическими лицами, зарегистрированными на территории Калининградской области;
— в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области.

Помещенные под режим свободной таможенной зоны товары могут использоваться в пределах данной территории по прямому назначению, продаваться, сдаваться в аренду,подвергаться операциям по переработке, потребляться.

Законом запрещен ввоз в режиме свободной таможенной зоны:
— подакцизных товаров;
— товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ;
— товаров, перечень которых установлен Правительством РФ.

3. Как исключение, оговорены случаи применения режима свободной таможенной зоны для тех юридических лиц, которые на момент вступления в силу ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» осуществляли свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».

Такие юридические лица в течение 10 лет освобождаются от уплаты:
— ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки иностранных товаров, отвечающих критериям достаточной переработки;
— вывозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки иностранных товаров, отвечающих критериям достаточной переработки.

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2006 № 171 утверждены Правила применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области.

5. Размеры таможенных сборов за таможенное оформление установлены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 .

Таможенный контроль: трудности анклава

В регионе действует беспрецедентная система таможенного контроля. Предприниматели стали больше жаловаться на транспортную недоступность Калининградской области.

В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгия Дыханова провели анализ ситуации, сложившейся в таможенной сфере после окончания действия 1 апреля 2016 года режима ОЭЗ Калининградской области. В регионе по настоящее время перед местными предпринимателями остается нерешенным целый ряд таможенных проблем и ограничений. Многие предприниматели вынуждены останавливать производства по причине сложности установленных регламентов вывоза готовой продукции из региона.

До 1 апреля 2016 года действовали следующие таможенные правила для Калининградской ОЭЗ:
1) товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ, освобождались от ввозных таможенных пошлин и других платежей;
2) товары, произведенные в ОЭЗ и ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ (а также на территорию Таможенного союза), освобождались от ввозных таможенных пошлин и других платежей;
3) товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в ОЭЗ и считающиеся произведенными в ней), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами;
4) к товарам, ввозимым из других стран в ОЭЗ и затем вывозимым в зарубежные страны (как с переработкой, так и без нее), таможенные пошлины и другие платежи не применяются.

Чтобы избежать уплаты таможенных пошлин при вывозе товаров, произведенных в Калининградской области, на остальную территорию Российской Федерации, с 1 апреля 2016 года региональные производства обязаны подтверждать происхождение абсолютно всех деталей и компонентов товаров, вывозимых на остальную территорию Российской Федерации. Зачастую требования таможенной службы доходят до абсурда, когда возникает необходимость подтверждения происхождения веревки или проволоки, которой связан товар. Подтвердить происхождение – значит доказать, что изделие изготовлено исключительно из российского сырья. В случае если использовались иностранные компоненты – уплатить за них дополнительные пошлины. Процедура идентификации – сложный и затратный процесс. На каждую партию товара требуется отдельное заключение стоимостью в 3-4 тысячи рублей, не считая привлечения дополнительных сотрудников и отдельного подтверждения происхождения мелких комплектующих и материалов (коробок, веревок, скрепок, бумаги и краски на этикетке).

Новая система сертификации произведенных в Калининградской области товаров, связанная с отменой действия режима ОЭЗ в Калининградской области с 1 апреля 2016 года, существенно затруднила вывоз продукции на территорию основной России не только для тех, кто пользовался льготами при производстве добавленной стоимости по 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», но и для всех без исключения производителей Калининградской области.

Малые и микропредприятия региона (это 99 процентов регионального бизнеса) в среднем оценивают дополнительные прямые расходы на проведение процедур идентификации в размере порядка 1,5 миллиона рублей в год на каждое предприятие, что является серьезной суммой для калининградских предпринимателей. Также бюрократические процедуры подтверждения происхождения занимают порядка 4 недель, что зачастую приводит к срыву сроков поставок либо к отказу заказчиков от столь длительного ожидания. Все это ставит калининградских предпринимателей в неравные конкурентные условия с другими российскими производителями, и это притом, что, по заявлениям бизнесменов, большая часть производимой продукции поставляется в другие регионы страны.

Таким образом, в регионе существует беспрецедентная система таможенного и налогового конт­роля за компаниями, занимающимися производством товаров. Действия региональных властей на данный момент не возымели ожидаемого эффекта по борьбе с последствиями окончания действия режима ОЭЗ в Калининградской области 1 апреля 2016 года, после которого предприятия лишились таможенных и налоговых льгот. На соответствующие субсидии претендуют в основном автосборочное производство, несколько мясо- и рыбоперерабатывающих компаний – это известные в Калининградской области предприятия, ресурсы которых позволяют справляться с бюрократическим бременем. Всего, таким образом, насчитывается лишь 27 компаний из 800 раннее пользовавшихся льготами ОЭЗ в Калининградской области. Иные, к примеру мебельщики или мелкие мясопеработчики, практически свернули деятельность из-за сложности бюрократических процедур идентификации товара. Остальные предприятия также закрываются, производство сворачивается.

Справедливости ради надо отметить, что существует альтернатива идентификации продукции: просто ввозить продукцию, произведенную в Калининградской области, на территорию России как импортную – с уплатой таможенных пошлин, однако при этом нарушаются принципы единого экономического пространства Российской Федерации, и возникают дополнительные расходы, связанные с так называемым внутренним таможенным транзитом.

Читайте так же:  Росгосстрах осаго казань адреса

К уполномоченному по защите прав предпринимателей в Калининградской области также поступают жалобы от предпринимателей на проблемы внутреннего таможенного транзита товаров. Товары, отправляемые в Калининградскую область, в настоящее время должны проходить целую цепочку сложных таможенных процедур, несмотря на то что товар отправляется по факту из России в Россию. Известно, что при отправке товара, который проходит через Калининградскую область, стоимость транспортных услуг увеличивается как минимум на 500 долларов США только за оплату проведения таможенных процедур, не считая транзитных расходов по Белоруссии и Литве. Проблема также заключается в том, что производители из других регионов России, как правило, не сталкивались с подобными процедурами, и зачастую происходит ситуация, когда по причине сложности оформления пакета документов сотрудники таможни обнаруживают ошибки, после чего происходит либо наложение крупного штрафа, либо конфискация товара (согласно таможенным правилам, не только общий вес, количество мест и номенклатура должны совпадать, но и вес каждой упаковки должен совпадать, кроме того таможенный офицер вправе потребовать и проверить отдельно вес каждой упаковки и каждой единицы товара).

Действующий порядок контроля за транзитом товаров, произведенных в Калининградской области, нарушает принципы единого экономического пространства Российской Федерации.

Товар, произведенный в Калининградской области, при вывозе с территории Калининграда, транзитом через Литву, Белоруссию проходит экспертизу и сертификацию в Калининградской торгово-промышленной палате, оформление и проверку таможней, Роспотребнадзором, Россельхознадзором и другими ведомствами в зависимости от номенклатуры товара. Дальше он в опечатанном и опломбированном виде проезжает таможенную территорию ЕС или стоит на пароме, даже не попадая на таможенную территорию ЕС, и снова въезжает на территорию РФ, и его снова проверяют и проводят заново таможенные процедуры. Это регулирование оказывает деструктивное влияние на экономику Калининградской области.

По мнению представителей ФТС России, ОЭЗ в Калининградской области уникальна тем, что таможенная процедура при ввозе товара в ОЭЗ «не завершена» и, соответственно, неуплаченные пошлины доначисляются при использовании импортных компонентов в процессе производства товаров для РФ или при «реимпорте» товара или его части в Российскую Федерацию. Отсюда, по их мнению, нужна тщательная идентификация каждого компонента, вплоть до подробнейших технологических карт, описывающих процесс преобразования каждого грамма материалов и составляющих, а также описания оборудования и степени участия в процессе производства.

Такой подход ФТС России в совокупности с излишне осложненным таможенным законодательством, ориентированным на «сплошной» контроль, не только создает препятствия для развития промышленности, но и по факту исключает Калининградскую область из единого экономического пространства Российской Федерации. Таким образом, становится экономически нецелесообразной выставочная деятельность, создается ряд дополнительных барьеров для транспортного транзита, импортозамещения, экспорта российских товаров через территорию региона.

Стоит подчеркнуть, что вышеуказанные таможенные проблемы Калининградской области являются основополагающими. Большинство экономических проблем региона прямо или косвенно также связаны с Федеральной таможенной службой России, то есть с анклавным статусом Калининградской области.

Арсений Шаньгин
Фото из архива компании

Новый закон о калининградской ОЭЗ сделает регион выгодным для инвесторов

КАЛИНИНГРАД, 1 янв — ПРАЙМ. Новая редакция закона об Особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области вступает в силу с 1 января 2018 года. По мнению калининградского губернатора Антона Алиханова, поправки в закон об ОЭЗ и Налоговый кодекс сделают самый западный российский регион выгоднейшей с точки зрения издержек территорией для ведения бизнеса в стране.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социально-экономического развития Калининградской области» президент России подписал 5 декабря 2017 года. Ранее были внесены изменения в Налоговый кодекс, также касающихся резидентов. Эти документы предусматривают новые преференции и льготы для предприятий и инвесторов Калининградской области.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Согласно нововведениями, особый режим хозяйствования продлен до 2045 года, а территория Особой экономической зоны расширена на примыкающие к Калининградской области внутренние морские воды. Это означает, что инвестор сможет использовать преимущества ОЭЗ, в том числе на проектах, связанных с созданием инфраструктуры на море. Инвестор может стать резидентом в течение 30 дней со дня подачи инвестдекларации.

«Чтобы стать резидентом особой экономической зоны в Калининграде в сфере IT нужно всего 1 миллион рублей. В сфере медицины и фармацевтики – 10 миллионов рублей. В обрабатывающих производствах, туризме, сельском хозяйстве порог вхождения в резиденты – 50 миллионов рублей, и 150 миллионов – в других сферах бизнеса», — рассказал Алиханов в рамках презентации Особой экономической зоны для потенциальных инвесторов.

В новом варианте закона в несколько раз — до 7,6% — снижены тарифы страховых взносов для новых резидентов ОЭЗ в Калининградской области, которые получат этот статус в период с 1 января 2018 года до 31 декабря 2022 года и будут создавать новые рабочие места.

ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

«Что собой представляет особый режим таможенных преференций: вы инвестируете эти суммы, у вас беспошлинный и «безндсный» ввоз на территорию Калининградской области любых комплектующих, материалов, оборудования. Вы производите продукт и вывозите его из Калининградской области – вам нужно будет заплатить пошлину, но в течение семи дней мы эту пошлину вам возвращаем», — сказал Алиханов.

Он отметил, что объем этого возврата в 2016 году составил 26 миллиардов рублей, по итогам 2017 года — почти 50 миллиардов, почти половина доходной части регионального бюджета. Эта субсидия на поддержку рынка труда, предусмотренная до 1 января 2031 года, которую калининградские предприятия получают после отмены для региона с 1 апреля 2016 года таможенных преференций, доступна как прежним, так и новым резидентам.

НАЛОГОВЫЕ ПОСЛАБЛЕНИЯ

Согласно изменениям в Налоговый кодекс, срок действия льготы по налогу на прибыль организации начинает исчисляться с момента получения первой прибыли.

«Компании-резиденты три года могут строить свое производство, либо с момента, когда они его построили и когда начинают получать первую прибыль, мы начинаем отчет льготного периода. Не платят первые шесть лет. Ноль процентов налога на имущество, ноль процентов налога на прибыль первые шесть лет и 50% от действующей в РФ ставки этих налогов в течение следующих шести лет. Раньше не было этих трех дополнительных льготных лет», — сказал губернатор.

Таким образом нововведения предусматривают использование пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в течение шести налоговых периодов, начиная с того налогового периода, в котором была получена первая прибыль.

«Ноль процентов на землю первые пять лет для резидентов, беспошлинный, безналоговый и бесквотный ввоз, и тоже опять исключительно калининградская уникальная преференция – 180 дней отсрочки уплаты таможенного НДС, что позволяет не отвлекать деньги из оборота», — добавил Алиханов.

И ДРУГИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

Отмену утилизационного сбора на специальную технику и на сельхозтехнику губернатор также назвал «уникальным калининградским предложением». Поправки отменяют утилизационный сбор в отношении транспортных средств, с года выпуска которых прошло менее трех лет и которые «помещаются» под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории ОЭЗ в Калининградской области.

«В законодательном порядке снижаются сроки проведения экспертиз, экологической, проектной документации», — добавил губернатор.

Срок госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов сокращается с 60 до 45 дней, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов — с трех месяцев до 45 дней.

«Закон гарантирует неизменность арендной платы за землю. Не применение мер, которые увеличивают совокупную нагрузку: даже если в РФ повысятся налоги, то резидентов это касаться не будет», — сказал губернатор, отметив, что резиденты имеют также право на упрощенный порядок получения земли в аренду для реализации инвестпроектов.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИЗЫ

Если основной пакет законодательных нововведений заработает с начала 2018 года, то вступление в силу механизма бесплатных электронных виз для иностранцев на восемь дней, отмеченное в новой редакции закона, запланировано на лето 2019 года.

«Электронные визы – много мы говорили об этом – у порта Владивосток есть такой инструмент, он только начинает работать, мы пришли «на все готовенькое». Нам нужно по нашим пунктам пропуска постепенно внедрять эту систему, и не позднее 1 июля 2019 года эта система будет внедрена во всех пунктах пропуска в Калининградской области», — сказал Алиханов.

Поправки в закон об ОЭЗ предполагают упрощенный порядок оформления виз для иностранцев. Поправка разработана по аналогии с преференцией, действующей для Владивостока, но с уточненным перечнем стран, учитывающим калининградскую специфику.

Предполагается, что иностранным гражданам, планирующим прибыть в Калининградскую область, не менее чем за трое суток до предполагаемой даты въезда необходимо будет подать заявление и заполнить анкету на специализированном сайте. После проверки анкеты иностранные граждане получают уведомление о предоставлении разрешения для въезда в Калининградскую область.

Читайте так же:  Письмо на взаимозачет по договорам

Первый закон об Особой экономической зоне в Калининградской области начал работать еще в 1996 году. Он предоставил таможенные льготы для бизнеса. Через 10 лет вступили в силу льготы по налогу на прибыль и имущество для резидентов ОЭЗ, инвестирующих в экономику региона не менее 150 миллионов рублей. Эти условия обеспечили почти троекратный рост ВРП.

Однако со временем калининградская ОЭЗ стала утрачивать свои конкурентные преимущества, к тому же часть льгот прекратилась с 1 апреля 2016 года, поэтому создание нового закона было неизбежно.

Льготы в обмен на прозрачность: что обещает 2018 год калининградскому бизнесу

Важнейшие изменения для экономики Калининградской области уже случились. С 1 января этого года вступили в силу поправки, расширяющие льготы для резидентов особой экономической зоны, а также начал действовать Таможенный кодекс ЕАЭС. Как отразилось изменение таможенных правил на калининградских компаниях и какие еще важные события для экономики и бизнеса ожидаются в новом году – в материале «ФедералПресс».

В ожидании новых резидентов

Самые большие ожидания от 2018 года связаны с вступлением в силу новых правил функционирования особой экономической зоны в Калининградской области. «Мы рассчитываем, что действующие в регионе предприятия будут реализовывать новые инвестиционные проекты. Ожидаем захода в область новых инвесторов», – рассказал «ФедералПресс» заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков.

Антон Алиханов встретился с первым заместителем руководителя ФТС

Напомним, с 1 января 2018 года для новых резидентов ОЭЗ действуют беспрецедентные для России условия. В том числе, страховые взносы для предприятий составят 7,6 % вместо 31 %, с 12 до 15 лет увеличен срок применения льготного порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Кроме того, существенно снижен инвестиционный порог для приоритетных направлений деятельности: IT-компаниям необходимо проинвестировать 1 млн рублей в течение трех лет, предприятиям медицинского профиля – 10 млн рублей.

Представители властей региона ранее говорили о том, что инвесторы проявляют интерес к новым преференциям калининградской ОЭЗ, но насколько серьезны их намерения, пока судить рано. Хорошая новость поступила под занавес 2017 года: в последних числах декабря российское подразделение BMW зарегистрировало в Калининграде дочернее предприятие. Ожидается, что подписание инвестконтракта на строительство завода автомобильного концерна будет подписано в ближайшие месяцы.

Как рассказал министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Дмитрий Кусков, также ожидаются серьезные подвижки по созданию ряда промышленных кластеров. «Уже в первом полугодии будет подана заявка в Минпромторг РФ на подтверждение статуса янтарного кластера, – сообщил он изданию. – Во втором полугодии будут готовы документы на судостроительный кластер. Для его участников федеральным министерством предусмотрены дополнительные меры господдержки».

Дмитрий Кусков напомнил, что в 2018 году будут введены в эксплуатацию инфраструктурные объекты индустриального парка «Храброво», и его резиденты смогут приступить к организации производств на территории. В прошлом году правительство заключило три контракта с резидентами этого государственного парка, но пока речь идет о небольших инвестиционных проектах. Что же касается уже случившихся изменений, то они произошли в сфере таможенного регулирования.

На таможне пока не все идеально

Уровень регистрируемой безработицы в Калининградской области снизился на 14 %

С начала года пять государств Евразийского экономического союза перешли на единый Таможенный кодекс. Это нововведение в Калининградской области, окруженной границами иностранных государств, вызвало серьезные опасения. Первые дни работы по новому законодательству показали, что значимых проблем с оформлением таможенного транзита нет, заверила вице-президент калининградской торгово-промышленной палаты Марина Фицак.

«Обращения на горячую линию калининградской областной таможни в основном связаны с техническими вопросами по электронному взаимодействию при оформлении грузов. К нам предприниматели со своими проблемами пока не обращались, оформление документов идет в плановом режиме, – рассказала «ФедералПресс» Марина Фицак. – Рано говорить, что все идеально работает. Думаю, проблемы по новому Таможенному кодексу еще могут возникнуть. Но и мы, и главное – областная таможня, готовы их решать. По поручению губернатора Калининградской области Антона Алиханова в этих целях создана рабочая группа, в которую вошли, в том числе, представители калининградской ТПП и таможенных органов. Это позволит оперативно решать все возникающие проблемы и обеспечить беспрепятственное пересечение грузами границы».

Напомним, страны евразийской пятерки перешли на унифицированное таможенное законодательство и цифровизацию всех процедур. В результате при перемещении грузов внутри ЕАЭС существенно снижается административная нагрузка – требуется меньшее количество документов, а также меньше затрачивается времени на оформление.

Калининградская область вошла в десятку регионов с высокой динамикой роста инвестиций

Для российского полуэксклава важнее всего то, что в рамках нового кодекса удалось отстоять интересы Калининградской области. Изначально они не были учтены, и местный бизнес мог оказаться в тупике, рассказал вице-премьер области Александр Шендерюк-Жидков на одном из заседаний калининградского экспертного клуба, организованного «ФедералПресс». Совместно с предпринимательским сообществом была проделана большая работа. Неслучайно почти половина поправок, внесенных в закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», связана с Таможенным кодексом ЕАЭС. Однако есть и проблемы, которые предстоит решать.

Бизнес переведут на режим доверия

Эксперты констатируют: новый Таможенный кодекс пока не дает четкого ответа на все вопросы, которые могут возникнуть у участников внешнеэкономической деятельности. Размытость некоторых формулировок и отсутствие единого регламента правоприменения, как отметил руководитель информационно-аналитического отдела аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области Арсений Шаньгин, влекут за собой коррупционные риски для бизнеса, поскольку в таких случаях таможенный офицер может по-своему трактовать понятия.

В Калининградской области арестовывают должников по штрафам

«Что будем делать? Работать дальше, – сказала Марина Фицак. – Помимо самого кодекса в течение полугода должен был принят ряд документов, регламентирующих работу по тем или иным направлениям». Для калининградских предпринимателей наиболее важны два документа. Первый – это постановление правительства, определяющее порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Второй документ, который разрабатывается Евразийской экономической комиссией, определяет порядок исчисления ввозных пошлин относительно произведенных на территории СЭЗ товаров.

Помимо этого, будет разработана система по упрощенному пропуску грузов для компаний, зарекомендовавших себя как добросовестные участники внешнеэкономической деятельности. Речь идет о режиме доверия в отношении компаний, которые откроют доступ таможенным органам к отдельному блоку своей бухгалтерской базы – к учету товарно-материальных ценностей. В этом случае предпринимателям не придется простаивать на границе до тех пор, пока не будут проведены все положенные законом проверки.

Чтобы принцип доверия на таможне заработал, в течение полугода будут разработаны четкие правила поощрения предпринимателей, которые откроют свои данные в рамках общей с таможенными органами информационной системы. Такую систему, к слову, в янтарном крае начали разрабатывать еще в прошлом году. После должен быть подготовлен проект постановления, которое должно утвердить федеральное правительство.

Предпринимателей призывают к прозрачности

Принцип доверия в 2018 году будет реализовываться не только на таможне, но и в других сферах, рассказал «ФедералПресс» Александр Шендерюк-Жидков. «Мы активно продолжаем работать над реализацией реформы контрольно-надзорной деятельности и рассчитываем в этом году получить первые заметные результаты по снижению административного давления на бизнес. Предпринимательская деятельность может стать прозрачнее, что позволит облегчить жизнь бизнесменам и в предоставлении отчетности, и в самом процессе работы», – сделал акцент зампред правительства Калининградской области.

При этом далеко не во всех сферах правительство готово ограничиться призывом к открытости. «В сфере экологии большие усилия будут приложены к внедрению информационных систем в природоохранную деятельность и для контроля за соблюдением экологического законодательства. В этом году будет создана визуализация и изменена схема управления обращения с отходами», – сообщил Александр Шендерюк-Жидков.

Как ранее писал «ФедералПресс», в Калининградской области ухудшилась ситуация с незаконными свалками: предприятия, занимающиеся вывозом и размещением отходов таким образом снижают свои издержки. С помощью систем слежения, установленных на автомобилях, и других методов чиновники намерены принудить компании по вывозу мусора вести прозрачную деятельность. Но в целом к открытости региональное правительство намерено подталкивать бизнес пряниками, а не кнутом, о чем уже неоднократно говорил губернатор области Антон Алиханов.

Правительство также намерено помогать становлению нового бизнеса. Как рассказал Дмитрий Кусков, в этом году на базе единого центра поддержки предпринимательства будет разработано новое предложение для малого и среднего бизнеса – субсидирование затрат на содержание бэк-офиса. Речь идет об аутсорсинге услуг бухгалтера, юриста, кадровика и офис-менеджера. Эти же услуги планируют оказывать предпринимателям и через мобильное приложение. Кроме того, в Калининградской области планируют привлечь ученых к разработке инновационных проектов для конкретных предприятий. Работа с университетами в этом направлении уже началась, сообщил министр промышленности.