Торги по аренде 67 приказ

Автор: | 28.04.2018

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67
«О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»

С изменениями и дополнениями от:

20 октября 2011 г., 30 марта 2012 г., 24 декабря 2013 г., 3 мая 2017 г., 11 июля 2018 г.

О вступлении в силу настоящего приказа см. письмо Роспотребнадзора от 26 апреля 2010 г. N 01/6341-10-32 и письмо ФАС России от 9 марта 2010 г. N АЦ/6081

Во исполнение статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601, 3610, 3618; N 52, ст. 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281), постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2327; 2006, N 34, ст. 3687; 2009, N 3, ст. 379; N 14, ст. 1673; N 30, ст. 3829) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (Приложение 1).

2. Утвердить прилагаемый Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (Приложение 2).

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г.

Регистрационный N 16386

Договоры о переходе прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом могут заключаться только по результатам торгов (кроме отдельных случаев).

Установлено, как проводятся конкурсы или аукционы на право заключить такие договоры.

Для этого создается конкурсная, аукционная либо единая комиссия.

Определены функции данных комиссий, требования к участникам торгов, условия допуска, порядок извещения о конкурсе или аукционе, состав сведений, включаемых в конкурсную или аукционную документацию.

Закреплена процедура подачи и рассмотрения заявок участников, критерии оценки конкурсных заявок, правила проведения аукциона.

В один лот нельзя включать технологически и функционально не связанное государственное или муниципальное имущество.

Необходимо вести аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с конкурсными заявками, а также аукциона. Осуществлять ее вправе любой участник.

Определены виды имущества, в отношении которого соответствующие договоры могут заключаться путем проведения конкурса. Это объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, аэродромы, гидротехнические сооружения, объекты электрической и тепловой энергии, коммунального хозяйства, транспорт общего пользования и т. д.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г.

Регистрационный N 16386

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 24 февраля 2010 г. N 37

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ ФАС России от 11 июля 2018 г. N 978/18

Изменения вступают в силу с 5 октября 2018 г.

Приказ ФАС России от 3 мая 2017 г. N 600/17

Изменения вступают в силу с 14 октября 2017 г.

Приказ ФАС России от 24 декабря 2013 г. N 872/13

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ ФАС России от 30 марта 2012 г. N 203

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ ФАС России от 20 октября 2011 г. N 732

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Торги по аренде 67 приказ

Зарегистрирован: 10/02/2011 12:33:47
Сообщений: 139
Оффлайн

сейчас торги могут быть признаны судом недействительными, в том числе по иску антимонопольного ведомства, если они нарушают статью 17 закона о конкуренции. а это могут быть и положения 67 приказа.

Читайте так же:  Транспортный правовой договор

Зарегистрирован: 21/01/2012 09:55:05
Сообщений: 6
Оффлайн

Зарегистрирован: 23/08/2011 17:01:28
Сообщений: 513
Оффлайн

сейчас торги могут быть признаны судом недействительными, в том числе по иску антимонопольного ведомства, если они нарушают статью 17 закона о конкуренции. а это могут быть и положения 67 приказа.

в народе изменения в КоАП уже прозвали «четвертым пакетом», есть на сайте ФАСа

Торги по аренде 67 приказ

Зарегистрирован: 23/08/2011 17:01:28
Сообщений: 513
Оффлайн

см пункт 15 части 1 статьи 17.1 135-ФЗ «О защите конкуренции»

15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;

далее по поводу уклонения единственного участника для меня все менее понятно.

смотрим 67 приказ ФАСа.
пункт 150 говорит: 150. Заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92 — 100 настоящих Правил.

теперь смотрим пункт 94:

«94.В случае отказа от заключения договора с победителем конкурса либо при уклонении победителя конкурса от заключения договора с участником конкурса, с которым заключается такой договор, конкурсной комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления фактов, предусмотренных пунктом 93 настоящих Правил и являющихся основанием для отказа от заключения договора, составляется протокол об отказе от заключения договора, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, с которым организатор конкурса отказывается заключить договор, сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения договора, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.»

здесь мне не понятно, можно ли считать единственного участника победителем??

есть также информация в пункте 97:
«97. В случае если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения договора, организатор конкурса вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора, либо заключить договор с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. Организатор конкурса обязан заключить договор с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, при отказе от заключения договора с победителем конкурса в случаях, предусмотренных пунктом 94 настоящих Правил. . «

Торги по аренде 67 приказ

ой-ой, впервые такое слышу) интересно)

Здравствуйте, мне тоже интересно — ЧТО ПЬЮТ ИЛИ КАКУЮ ТРАВУ КУРЯТ люди :))) , которые пишут это :))):

Разъяснения ФАС России от 05.06.2012 г. по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 № 732 и от 30.03.2012 № 203)

13. Заключение на новый срок (пролонгация) договоров

1. Согласно части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

В соответствии с частью 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, за исключением следующих случаев:

1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Таким образом, договор аренды государственного или муниципального имущества может быть продлен в порядке, установленном частями 9-10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в случаях, если такой договор был заключен в соответствии с законодательством Российской Федерации, иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества возможно без проведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов в порядке, установленном главой 5 указанного закона.

Читайте так же:  Расписка при дтп бланк

При этом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции при принятии решения о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган может ввести ограничения путем установления предельного срока предоставления такой преференции. Если такое ограничение установлено, преференция не может быть предоставлена (использована) после окончания указанного срока.

Кроме того, срок предоставления государственной или муниципальной преференции должен быть установлен актом соответствующего органа, которым такая преференция предоставлена.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.

Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Торги по аренде 67 приказ

Зарегистрирован: 27/10/2015 11:20:02
Сообщений: 2
Оффлайн

Зарегистрирован: 18/02/2011 14:50:57
Сообщений: 1057
Оффлайн

хотел начать с утра новую жизнь и не язвить людям, но как вот тут удержаться.

это все таки талант задать вопрос про взаимосвязь двух несвязанных вещей (67 приказе и 178 законе) да еще в теме про землю. снимаю шляпу.

собсна ответ:
67 приказ ФАС издан в связи с изданием ст. 17.1 135-ФЗ и регламентирует порядок проведения торгов, грубо говоря, по аренде

порядок проведения торгов по 178-ФЗ регламентирован самим 178 -ФЗ

Это сообщение было редактировано 2 раз. Последнее обновление произошло в 27/10/2015 12:37:48

Торги по аренде 67 приказ

Зарегистрирован: 18/02/2011 14:50:57
Сообщений: 1057
Оффлайн

Зарегистрирован: 09/05/2012 12:35:16
Сообщений: 226
Оффлайн

Вы не совсем корректно понимаете разъяснение ФАС. ФАС не пишет, что заказчику запрещено привлекать оценщиков для определения размера арендной платы. Обратите внимание на фразу: «. с учётом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность»

Если перевести, с птитьчего на русский: ФАС Вам говорит — наш 67 приказ не регулирует порядок определения начальной (минимальной) цены договора. Поэтому КАК ХОТИТЕ, ТАК И ОПРЕДЕЛЯЙТЕ САМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Если бы Вы потрудились открыть законодательство об оценочной деятельности, куда нас «посылает» ФАС, то Вы бы свой вопрос не задавали.

См.:
Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях . передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

Поэтому согласиться с Вашим утверждением, что ФАС запретила Вам провести оценкиу объета, передаваемого в доверительное управление, не могу. Это Ваша обязанность с точки зрения закона. Согласен, что закон и «разъяснение» написаны «птичьим» языком (не по-русски), но у нас почти все законы такие.

Зарегистрирован: 18/02/2011 14:50:57
Сообщений: 1057
Оффлайн

Зарегистрирован: 09/05/2012 12:35:16
Сообщений: 226
Оффлайн

Спасибо за пояснения, но, действительно, первоначально не совсем понял Ваш вопрос. Скажу честно, ДО ВАШЕГО ВОПРОСА сам никогда не задумывался о проблеме проведения торгов на право заключения договоров доверительного управления имуществом и договоров безвозмездного пользования имуществом.

Вы открыли мне глаза на ФАКТ ВОПИЮЩЕГО ИДИОТИЗМА ПОЛОЖЕНИЙ НПА О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО. Причём, наверное, отсутствие ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗДРАВОГО СМЫСЛА не только в тексте НПА, но в и головах их составителей.

Действительно, ФЗ-135 (ст. 17.1) и 67 приказ ФАС прямо предусматривают, что порядок проведения торгов, установленный этими НПА распространяется не только в отношении договоров аренды, НО И ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВОМ.

Торги в любой их форме предусматривают обязанность ПОБЕДИТЕЛЯ УПЛАТИТЬ ОПР. СУММУ — ПЛАТЁЖ ЗА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА.

Если привести дословно положения 67 приказа в этой части они звучат так:

КАКОЙ, К ЧЁРТУ, МОЖЕТ БЫТЬ ПЛАТЁЖ ЗА ПРАВО ВЛАДЕНИЯ ИЛИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ДОВЕРИТЕЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВОМ.

Статья 1012. Договор доверительного управления имуществом
1. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).[/quote]

Статья 1015. Доверительный управляющий

3. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕМ ПО ДОГОВОРУ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ .

Если доверительный управляющий по закону не может быть выгодоприобретателем в отношении переданного ему имущества. ТО СПРАШИВАЕТСЯ, С КАКОЙ КСТАТИ, 67 ПРИКАЗ ФАС ЗАСТАВЛЯЕТ ЕГО ПЛАТИТЬ ЗА ПЕРЕДАННОЕ ЕМУ ИМУЩЕСТВО&.

Это в каком состоянии находились «авторы» этого положения 67 приказа, что включили этот «бред» (НЕ ТОЛЬКО ЮРИДИЧЕСКИЙ, НО И ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ) в текст разработанного ими НПА?

Более того, если КОПНУТЬ ГЛУБЖЕ – ПО ОБЩЕМУ ПРАВИЛУ, ДОГОВОР ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ – ЭТО ОБЫЧНО ВОЗМЕЗДНЫЙ ДОГОВОР.

ТО ЕСТЬ СОБСТВЕННИК, КАК ПРАВИЛО, ДОЛЖЕН ПЛАТИТЬ ЗА УСЛУГИ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО САМОМУ ДОВЕРИТЕЛЬНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ.

ВО-ПЕРВЫХ, СТАТЬЯ 17.1 ФЗ-135 и ПРИКАЗ ФАС № 67 от 10.02.2012 г. ПРОТИВОРЕЧАТ ПОЛОЖЕНИЯМ ГЛ. 53 «ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ» ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ.

Читайте так же:  Приставы по кондопожскому району

ВО-ВТОРЫХ, ПРОВЕСТИ ТОРГИ НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО 67 ПРИКАЗУ, НЕ НАРУШИВ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НЕВОЗМОЖНО.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества

Торги проводятся в форме конкурсов и аукционов (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Основное различие состоит в том, что на аукционе состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене. А на конкурсе состязание между участниками проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене). Следовательно, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Порядок проведения конкурсов и аукционов в отношении государственного и муниципального имущества определен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (далее Правила).

Торги проходят в несколько этапов:

  • извещение о проведении конкурса (аукциона),
  • разработка конкурсной документации и документации об аукционе,
  • подача и рассмотрение заявок,
  • торги,
  • заключение договора по результатам торгов.

Участником конкурса или аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), претендующие на заключение договора аренды.

  • требования к участникам торгов,
  • условия допуска к участию в конкурсах и аукционах,
  • документы, которые заявитель должен представить для участия в торгах.

В частности, заявитель не допускается к участию в конкурсе (аукционе), если:

  • на день рассмотрения заявки имеется решение о приостановлении его деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях,
  • заявитель не представил необходимые документы,
  • документы, представленные заявителем, содержат недостоверные сведения,
  • заявитель не внес задаток, притом что требование о внесении задатка указано в извещении о проведении торгов.

Полный перечень случаев, когда заявитель не допускается к участию в торгах, предусмотрен пунктом 24 Правил.

Заявитель несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных на торги документах.

Если конкурсная или аукционная комиссия установит факт недостоверности сведений в таких документах, она обязана отстранить заявителя от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения (п. 26 Правил).

Внимание! Организатор торгов не вправе устанавливать иные требования к участникам торгов, чем те, которые предусмотрены законом.

В частности, организатор торгов не вправе требовать от заявителя документы и сведения, не предусмотренные Правилами. Не может он потребовать от заявителя и представить оригиналы документов в тех случаях, когда Правила предусматривают представление их копий (п. 53 и 122 Правил).

Кроме того, организатор торгов не вправе устанавливать необходимость заключения каких-либо дополнительных договоров (например, агентских договоров), а при их отсутствии отказать в допуске к участию в торгах. Отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, которые не предусмотрены в пункте 24 Правил, не допускается.

Совет

Необходимо тщательно проверить требования, содержащиеся в конкурсной документации (документации об аукционе).

Если такие требования к участникам торгов не соответствуют действующему законодательству (ГК РФ, Закону о защите конкуренции, Правилам и т. д.), то суд по заявлению заинтересованного лица может признать торги недействительными.

Организатор торгов имеет право установить для участников торгов обязанность по внесению задатка, о чем он указывает в информационном сообщении.

По окончании конкурса или аукциона победитель торгов и их организатор подписывают протокол о результатах торгов. В законодательстве предусматриваются последствия уклонения сторон от подписания такого протокола (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Так, если от подписания протокола уклоняется организатор, то участник торгов вправе взыскать двойной задаток, а также убытки, причиненные участием в торгах, в части, которая превышает сумму задатка. Если же от подписания протокола уклоняется победитель торгов, задаток ему не возвращается. Целью задатка, который вносится на торгах, является подтверждение серьезности намерения заявителя участвовать в торгах.

При проведении торгов на право аренды государственного и муниципального имущества задаток возвращается не только участникам, но и победителю торгов, а также участникам, отозвавшим свою заявку. Задаток возвращается и заявителю, не допущенному к участию в конкурсе или аукционе. Если торги не состоялись, задаток тоже подлежит возврату (п. 58, 100, 128, 134, 147 Правил).

С 12 июня 2012 года организатор аукциона обязан заключить договор с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, если заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя.

Аналогичные положения действуют с 12 июня 2012 года и в отношении конкурса. См., соответственно, пункты 101 и 151 Правил в редакции приказа ФАС России от 30 марта 2012 г. № 203 О внесении изменений в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Если же аукцион (конкурс) признан несостоявшимся по основаниям, которые не указаны в пунктах 101 и 151 Правил, организатор вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса. При этом организатор вправе изменить условия аукциона либо конкурса (п. 102 и 152 Правил).

Прежняя редакция Правил не допускала заключения договора в указанных случаях. Ранее организатор мог объявить о проведении нового конкурса или аукциона.