Требования к формулировке вопроса

Автор: | 30.10.2018

§ 3. Правила постановки вопросов

«Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Такое определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор. Во время одного из своих походов Александр Македонский взял в плен десять индийских философов. Они были известны своим умением остроумно и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Александр решил испытать пленников, задав им трудные вопросы. Пятого по счету он спросил: «Что раньше — ночь или день?». Философ ответил: «День раньше по крайней мере на день», — но увидев, что Александр не очень удовлетворен таким ответом, добавил, что не следует удивляться тому, что мудреные вопросы имеют столь же мудреные ответы *. Позже эту же мысль повторил немецкий философ И. Кант. «Умение ставить разумные вопросы, — остроумно заметил он, — есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето»

Вот почему при постановке вопросов следует соблюдать следующие правила:

1. Вопросы ставить необходимо корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.

2. В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативность ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы. Например, на вопрос: «Признает ли Петров себя виновным в предъявленном ему обвинении?» можно дать два альтернативных ответа: «Да, признает» или «Нет, не признает».

3. Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

4. Вопрос должен быть простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. Например, «Были ли братья Иван и Константин Аксаковы издателями газеты «День»?». Это сложный вопрос следует разбить на два простых, так как ответы будут различными — «да», «нет». Это связано с тем, что Иван Аксаков был издателем газеты «День», а Константин — нет, он был только автором многочисленных статей в ней.

5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например, «К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой или кассационной инстанции?». Здесь не указана третья альтернатива — суд надзорной инстанции.

6. При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы, как известно, являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются.

Важно помнить, что только правильно поставленный вопрос способен выполнить свои функции как в научном познании, так и в дискуссии, и в обучении.

Например, одним из наиболее распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни является опрос. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных (мнения, настроения, интересы и т. п.) фактах со слов опрашиваемых. Многие правовые проблемы вообще нельзя изучать, не прибегая к опросу: общественное мнение о нормах уголовного права, престиж правоохранительных органов, правовое сознание, эффективность правовой пропаганды и т. п.

Главное в этом методе — формулирование вопросов. В основе общих требований, предъявляемых к формулировке вопросов, лежат рассмотренные формально-логические правила их постановки.

Во-первых, вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции.

Во-вторых, вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.

В-третьих, в вопросе не следует употреблять слова с двойным и более значений.

В-четвертых, контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными.

В-пятых, вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы).

В-шестых, при необходимости конкретизации ответа в вопросе можно ввести краткое предисловие.

В-седьмых, формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.

В-восьмых, нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы *.

Логика . включает принципы определения, классификации, правильного. употребления терминов, предикации, доказательств и рассуждений.

формальной логики к решению повседневных проблем, с которыми я. сталкиваюсь и как человек, и как ученый? Если подумать, меня. большему научила практика, а не логика.

служит нам основным ориентиром в лабораторной практике. Та полуинтуитивная логика, которой пользуется каждый.

позитивизма, последователь Огюста Конта. В «Системе логики» (т 1-2,1843) разработал.сменялась логикой, логика математикой, математика языками.

Американский философ, логик, математик, естествоиспытатель Родоначальник. прагматизма Выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком.

Поэтому говорят не просто о законах логики, а о законах и правилах логики (см. об этом: Свинцов В.И. Логика.

Этим он оказал величайшую услугу -знанию. Указав философии новую цель, Аристотель дал ей и средства для достижения этой дели, которое заключаются в его логике.

Довольно часто эти два способа конфронтируют между собой. Логика отвергает интуицию, интуиция задавливает логику.

На начальном этапе эти взаимоотношения были максимально тесными (упомянем хотя бы позицию раннего Рассела, считавшего логику «сущностью философии»).

натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога из своего творения к самому. себе в человеческом духе В конце снова оказывается логика — на этот раз.

Требования к формулировке вопроса

Таким образом, вопрос – форма движения мысли, но не замена ее.

Главное значение вопросов – это реализация целей и задач интервью. Поэтому вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований, например:

а) открытые и закрытые Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.

В закрытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции. Закрытые вопросы широко применяются в массовом опросе. В журналистике они применяются в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.

Читайте так же:  Патент б

б) прямые и косвенные, личные и безличные. В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно только в следующем случае. Необходимо получить сведения о поведении, отношениях, неодобряемых, непопулярных в данной среде. Заранее можно предположить, что собеседник затруднится высказать мнения, которые идут вразрез с моральными или этическими нормами, разделяемыми теми социальными группами, к которым он принадлежит. Тогда нужно строить вопрос, чтобы он освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в тоже время получать информацию об его взглядах и мнениях.

Весьма существенен выбор личной и безличной формы вопроса. Личная форма вопроса выявляет индивидуальное мнение, безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представления о том, что требует реальность.

2. По воздействию на собеседника: наводящие или подсказывающие вопросы Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить журналист, а какие для него нежелательны. В интервью, публикуемых в печати, а особенно часто на радио- и телевидении, встречаются вопросы: “Вам известно, что …..” Немногие в таких случаях решатся возражать журналисту, у которого все уже распланировано и ясно. Большинство интервьюируемых в таких случаях спешат выразить свое согласие. Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют журналисты, особенно те, которые заранее все решили и не хотят отказываться от сложившегося представления.

3. По функции: а) основные, зондирующие, дополнительные. При подготовке к интервью журналист должен, прежде всего, составлять основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако в реальной ситуации основной вопрос может и не сработать. Люди часто уходят от ответа. В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения собеседника журналист сможет определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить сведения, на которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают, когда не срабатывает основной вопрос, а так же в тех случаях, когда возникает неожиданно новый поворот темы или новая тема разговора.

Вот так же и контрольные вопросы могут составляться заранее, но и появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель – проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, одним словом, проверка поступающей информации на достоверность.

Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов.

Прежде всего, вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Насколько возможно, необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Хороший журналист находить с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит, что он должен оперировать теми же разговорными выражениями, профессиональными словами, что и собеседник. Следующее требование к вопросу – он должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Иногда журналист смешивает в одном вопросе несколько, так как пытается подсказать собеседнику ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросов превращается в подсказку.

Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос так же может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме, важно, чтобы журналист умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.

При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос, то возникает у него самого неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора.

Категории Методология социологии | Под редакцией сообщества: Социология

Анкетирование – самый распространенный в социологии метод исследования. Анкета – размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов.

Основные виды анкет

Критерий (основание классификации)

по способу общения

прессовый (вопросник печатают в газете, журнале);

почтовый (рассылают анкеты по почте);

раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов)

Требования к вопроснику

Вы видели передачу, которая называется «Без пощады»? Там задается один вопрос типа «Сколько раз в неделю вы развратничаете?». И каков бы ни был ответ, нужно сказать почему.

Картер Браун. Блондинка

В Институте Гэллапа была выработана концепция плана анкеты, связанная с сочетанием в ней различных типов вопросов. Тактически такая концепция, по мысли Дж. Гэллапа, должна была снять часто повторяющиеся претензии критиков опросов, а именно следующие: вопрос задается людям, которые не имеют представления о предмете опроса; не делается различия между людьми, которые дают первый пришедший им в голову ответ, и людьми, тщательно взвесившими все «за» и «против»; зачастую вопрос непонятен всем, поэтому каждый понимает под ним свое; в «да» и «нет» втискиваются ответы на многие сложные проблемы дня; опросы не выходят на причины тех или иных мнений людей; в опросах не учитывается интенсивность мнения.

Концепция плана анкеты отчасти снимала эту критику. Как результат многолетних исследований института использовались пять категорий вопросов (внутри каждой категории могло быть любое количество вопросов, в зависимости от темы и обстоятельств):

  • 1) вопрос на информированность о проблеме, знание ее или включенность в поведение, которое изучается, чтобы потом развести людей на проявивших знание предмета и на не проявивших; ответившим, что они знакомы с проблемой, можно задать уточняющие вопросы; часто такие вопросы называют «фильтром»;
  • 2) открытый вопрос, за которым не следует альтернатива для выбора, или свободное высказывание, как человек относится к проблеме; такие ответы обогащают самого исследователя, ведь в ходе опроса могут быть высказаны точки зрения, не предусмотренные в самом интервью; проблема состоит в том, что все равно их придется «закрывать», но уже самому исследователю, чтобы выявить в ответах общее, чтобы этим оперировать в выводах. Люди отвечают на один и тот же вопрос, значит, зерно, объединяющее ответы, можно найти;
  • 3) дихотомичный вопрос ставит опрашиваемого в ситуацию жесткого выбора из логических альтернатив мнения или поведения: это может быть дихотомичная процедура «да – нет» или выбор из содержательных альтернатив, описывающих проблему; опрашиваемому предлагаются все возможные, в том числе альтернативные, точки зрения на проблему, опрашиваемый по каждой из них должен высказать свое мнение – согласен ли он с ней;
  • 4) вопрос, выясняющий, почему респондент думает именно так, а не иначе; каковы причины выбранного опрашиваемым варианта – поведения или мнения (ответ на вопрос «Почему?»); мнение приобретает качественный оттенок; это может быть открытый вопрос, когда опрашиваемый сам формулирует ответ, или закрытый – когда опрашиваемому дают на выбор варианты ответов;
  • 5) вопрос, выясняющий интенсивность отношения, оценки (ранг, рейтинг, шкала и т.д.), твердость убеждений опрашиваемого, приверженности к тому или иному поведению, уверенность в своем мнении и т.д.
Читайте так же:  Жалоба на судью арбитражного суда

Такая концепция приобрела со временем название «пятичленка».

Чтобы окупить затраты, необходимые для проведения исследования в общенациональных масштабах, один опрос охватывает несколько проблем. Вопросы о включенности человека в потребление массовой информации могут быть лишь частью анкеты или полностью составлять предмет разговора. Сам вопросник обычно включает около ста вопросов. Почти пятая часть всех вопросов относится к данным о самом опрашиваемом: пол, возраст, образование, доходы, партийная принадлежность и др. Общение (задает ли вопросы интервьюер или опрашиваемый сам записывает ответы на бланке анкеты) занимает 40–45 минут, оптимальный промежуток времени, во время которого опрашиваемый не теряет интереса к теме.

Результат общения социолога с тем, кто оказался его собеседником, зависит по меньшей мере от трех составляющих: самого вопроса; вариантов ответов, которые фигурируют в ходе общения или которые формулирует сам опрашиваемый; поведения интервьюера (роль обстановки и времени важна, но не в такой степени). Эти факторы составляют профессиональный багаж социолога, поскольку являются базой получения адекватного знания социолога о поведении и мнениях людей.

Документы, являющиеся основой общения с опрашиваемыми, должны отвечать следующим каноническим правилам:

  • – вопросы должны быть короткими и формулирующими существо дела;
  • – слова и словосочетания должны быть простыми и общими для повседневного словоупотребления во всех группах населения;
  • – вопросы нс должны содержать слов с сильной эмоциональной окраской;
  • – вопросы должны включать все важнейшие альтернативы ответов;
  • – должна существовать возможность зафиксировать в документе ситуацию затруднения с ответом;
  • – вопросы не должны содержать подразумеваемого отношения (благожелательного или наоборот) к той или иной точке зрения;
  • – когда интервьюируемого просят выбрать из ответов, сам их набор должен следовать сразу за вопросом.

Важность формулировок вопросов и закрытий к ним: эмпирические свидетельства

Методика формулировки вопросов и закрытий к ним является областью специальных профессиональных знаний. Тем не менее некоторые положения должны осознаваться и на уровне общей социологической подготовки при знакомстве с эмпирическими социологическими исследованиями в области СМК. С первых лет существования индустрии изучения общественного мнения формулировка вопроса считается проблемой номер один [1] .

Возможные отклонения вызываются различными типами формулировок. Одна из таких возможностей – когда вопросы не включают все важнейшие альтернативы ответов. Вслед за А. Мосичевым рассмотрим пример, приводимый немецкой исследовательницей Э. Ноэль [2] .

Форма вопроса 1: Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?

Форма вопроса 2: Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза или каждый в отдельности должен решить, хочет ли он быть членом профсоюза или нет?

Данные но этим двум формам вопросов представлены в табл. 17.1.

Влияние формы вопроса на ответы опрашиваемых, %

4.5. Требования, предъявляемые к постановке вопросов

Каждый вопрос должен вытекать из материалов дела и помогать получению полной информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. 2.

Перед постановкой вопроса надо прогнозировать возможные ответы на него. 3.

Задавать вопрос следует только тогда, когда имеются основания получить прогнозируемый ответ, содержащий существенную доказательственную информацию, которая подтверждает отстаиваемую государственным обвинителем позицию и не работает на позицию процессуального противника. 4.

При допросе свидетелей обвинения целесообразно, как правило, начинать основной допрос с наиболее важных, существенных с точки зрения подтверждения обвинения моментов. Когда же прокурор допрашивает свидетелей стороны защиты, можно рекомендовать, исходя из тактических соображений, следующую последовательность в постановке вопросов: сначала допрашиваемому ставятся вопросы, наиболее для него благоприятные, не вызывающие отрицательной реакции; затем — вопросы об обстоятельствах, прямо не затрагивающих его интересы (как первая, так и вторая группы вопросов помогают установлению психологического контакта с допрашиваемым); наконец, формулируются наиболее существенные и важные с позиции обвинения вопросы. 5.

Допрашиваемым могут быть поставлены как открытые вопросы (требующие развернутого ответа), так и закрытые (на них можно ответить «да» или «нет»). При основном (первоначальном) допросе целесообразно ставить открытые вопросы, в том числе о том, что известно потерпевшему или свидетелю об обстоятельствах рассматриваемого дела. Разумеется, такой вопрос нужно ставить первым. 6.

Вопросы должны быть краткими, понятными, точными и конкретными. Чем конкретнее вопрос, тем больше оснований рассчитывать на такой же ответ, тем менее вероятно уклонение допрашиваемого от прямого ответа. Если вопрос ставится в общей форме, то и ответ допрашиваемый может дать в общей форме. 7.

Читайте так же:  Пособия на третьего ребенка в 2018 году в ростовской области

Формулировка вопросов должна быть ориентирована на уровень образовательного и культурного развития допрашиваемого. 8.

Неприемлемы неэтичные, двусмысленные и наводящие вопросы. Наводящий — это такой вопрос, который содержащейся в нем информацией, формулировкой, интонационным, эмоциональным подтекстом, жестами, мимикой и иным образом подсказывает или наводит на определенный ответ и рассчитан на повторение содержащейся в нем либо подсказываемой им информации .

См.: Центров Е. Наводящий вопрос и пределы использования информации на допросе // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 45.

Прокурор должен сам избегать наводящих вопросов и незамедлительно заявлять возражения, когда подобные вопросы задает процессуальный противник. 9.

Надо избегать вопросов, ориентирующих допрашиваемого на ответ в виде предположения, поскольку такой ответ не может быть использован при доказывании обвинения. 10.

Не следует также ставить вопросы об обстоятельствах, уже достаточно выясненных или не имеющих значения для дела, «вопросы ради вопросов». 11.

Вопросы должны логично вытекать один из другого и ставиться в такой последовательности, чтобы все ответы на них создавали картину происшествия, излагали события в той последовательности, в которой они происходили. Между вопросами должна быть определенная связь, соответствующая задуманной государственным обвинителем тактической схеме допроса.

В заключение отметим, что необходимо уметь не только правильно ставить вопросы, но и выслушивать ответы на них. Иногда же прокурор, задав вопрос и не выслушав ответ, начинает переговариваться с рядом сидящим участником процесса, читает бумаги, листает записи и т.п. Такое нетактичное поведение препятствует установлению и поддержанию психологического контакта с допрашиваемым.

Для установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым важное значение имеют также темп и тон задаваемых прокурором вопросов, а также его поза, мимика, жестикуляция. Очевидно, что вопросы нужно ставить энергично, но спокойным и не раздраженным тоном, не делая между ними больших пауз.

Требования к формулировке вопроса

Условия изучения исследуемого признака и назначение информации

Характер действий людей и их резуль­таты

Субъективное восприятие причин тех или иных действий, мнений, оценок

Формулируются относительно реаль­ной ситуации

Составляются для воображаемой си­туации

Самостоятельное формулирование от­ветов

Выбор из вариантов готовых ответов

Непосредственное получение инфор­мации, соответствующей целям и зада­чам

Условия изучения исследуемого признака и назначение информации

Получение информации через ряд частных вопросов

Обобщающего характера (уточняющие детализирующие)

Дифференцирующие респондентов (напр., компетентных и некомпетент­ных по данной теме)

Несут основную информацию о степе­ни или уровне проявления изучаемой переменной

Позволяют оценить уровень достовер­ности полученной информации

Предварительное продумывание, не формулируется приблизительно

Точно сформулированные в определен­ной последовательности

Включают, как четко сформулирован­ные, так и свободно варьируемые

Заранее не готовят никаких вопросов

Перед вами образец неправильно составленной анкеты. В ее со­ставлении допущено более 10 ошибок. Найдите их. Образец правиль­ной анкеты представлен ниже.

ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСОВ И КАЧЕСТВО АНКЕТЫ

Для потребителя социологической информации, например местных ор­ганов власти, методика не имеет никакого значения. Ее качество и эф­фективность важны для разработчика социологического инструмента, который, применив этот инструмент в «поле», обязан представить заказ­чику истинные данные. Таким образом, правильная формулировка ан­кетных вопросов, их распределение на анкетном листе и редактирова­ние—дела сугубо профессиональные. Можно сказать, что речь здесь идет о научной «кухне» эмпирического исследования.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСОВ 1

В литературе высказывается немало советов, правил и требований к раз­работке вопросов анкеты. Принципы логического анализа вопросов анкеты, предложенные, в частности, О.М. Масловой, позволяют отбраковать, исклю­чить грубые логические ошибки и оставить доброкачественные вопросы. Ведь если социолог допускает ошибки на этапе составления анкеты, то они добав­ляются к тем неизбежным ошибкам, которые сопровождают процессы фор­мирования выборки, операционализации понятий, сбора и анализа данных.

Хотя составление анкет до сих пор является в большей степени искусст­вом, чем наукой, можно сформулировать ряд простых общих правил, следо­вание которым позволит вам быть уверенными в том, что анкета будет по­нятна участникам опросов. Стоит, на наш взгляд, прислушаться к тем сове­там, которые дает опытный маркетолог, руководитель отдела Института маркетинговых исследований, ГфКМРА. Кутлалиев 2 :

♦ вопросы в анкете должны быть ясными;

♦ форма ответов, которые предполагает вопрос, должна быть удобной для записи;

Данный материал написан в соавторстве с В.Ф. Ануриным. 2 Кутлалиев А. Умеете ли вы задавать вопросы? // Новые рынки. 2001. № 4.

♦ в анкете необходим правильный порядок размещения вопросов;

♦ анкета должна быть организована так, чтобы с ней было удобно работать;

♦ всегда необходимо осуществлять «пилотаж» анкет, прежде чем будет начато основное исследование;

♦ вопрос должен задаваться только об одном предмете;

♦ вопрос должен быть коротким и несложным, поскольку длинные воп­росы приводят к тому, что респондент не улавливает сути;

♦ вопросы должны вызывать правдивый и точный ответ.

Обобщив многочисленную литературу, как отечественную, так и зарубеж­ную, а также собственный опыт полевой работы с анкетным инструмента­рием, сделаем следующие выводы, напрямую касающиеся искусства и науки составления анкетных вопросов.

1. Прежде всего вопросы должны быть недвусмысленными. Двусмыслен­ный вопрос предполагает наличие у респондента не одного ответа на него, а больше. Двусмысленные вопросы — это, по сути, два вопроса в одном: «Со­гласны ли вы с утверждением, что зубная паста «Аквафреш» предпочтитель­нее по вкусу, чем «Пепсодент», и что фирме «Пепсодент» следует подумать о том, как улучшить вкус своей продукции?» Как ответить на него человеку, который убежден, что паста «Аквафреш» лучше «Пепсодента» по вкусу, но ему все равно, что именно следует предпринять фирме, выпускающей пос­леднюю? И как намеревается исследователь интерпретировать ответ на та­кой вопрос? Ведь можно только гадать, собирался ли респондент отнести свой ответ к обоим компонентам, или какому-то компоненту было отдано пре­имущество перед другим. Вопрос должен быть только об одном предмете. Кроме того, нельзя втискивать два вопроса в один, как, например: «Что Вы думаете о телевидении и его влиянии на детей?»