Требования к кузову автомобиля

Автор: | 27.07.2018

Кузов автомобиля

Кузов современного легкового автомобиля является наиболее важной частью транспортного средства. В зависимости от выполняемых функций кузов может выступать в качестве несущей системы или быть ее отдельным элементом.

Большинство легковых автомобилей имеют несущий кузов, воспринимающий все нагрузки, действующие на автомобиль. Легковые автомобили повышенной проходимости – внедорожники оборудуются т.н. разгруженным кузовом, который имеет упругое соединение с рамой. Такой кузов воспринимает только весовые нагрузки пассажиров и перевозимого груза. Промежуточное положение между несущим и разгруженным кузовами занимает полунесущий кузов, жестко соединенный с рамой автомобиля и усиливающий ее конструкцию.

Конструкция кузова определяет привлекательность, комфорт, безопасность и срок службы автомобиля. Таким образом, кузов в большей степени определяет основные потребительские качества автомобиля.

Основу кузова составляет корпус (другое наименование – каркас кузова), к которому шарнирно прикреплены капот, крышка багажника, двери, передний и задний бамперы, декоративные накладные элементы и др.

Корпус представляет собой жесткую сварную конструкцию, состоящую из отдельных элементов: основания (пола), передней части (передка), задней части (задка), левой и правой боковины, крыши.

Основание кузова выполнено в виде цельноштампованной панели корытообразной формы. В центре панели проходит тоннель, служащий для размещения элементов выпускной системы, тормозных и топливных трубопроводов, а в заднеприводных (полноприводных) автомобилях – для размещения узлов трансмиссии. Тоннель защищает расположенные в нем элементы от повреждения и увеличивает жесткость пола. В полу может быть выполнена ниша для запасного колеса. Вдоль основания приварены лонжероны.

Передняя часть объединяет передние лонжероны, передний щит, переднюю панель, брызговики и крылья. Передние лонжероны играют роль силовых элементов, на которых крепиться двигатель и передняя подвеска. В разных конструкциях кузовов передние крылья выполняются съемными или несъемными. В задней части расположены панель багажника и брызговики.

Боковина кузова состоит из внутренней и наружной панели. Наружная панель представлена передней, средней и задней стойками, порогом, и задним крылом. Внутренняя панель состоит из отдельных силовых элементов – усилителей стоек и пр. Панели соединены между собой.

Крыша кузова имеет цельноштампованную конструкцию, усиленную поперечинами.

Основными требованиями, предъявляемыми к каркасу кузова, являются обеспечение высокой безопасности при снижении массы. Выполнение требований достигается за счет использования в конструкции кузова:

  • различных материалов (сверпрочные стали, алюминий);
  • различных технологий соединения деталей (точечная сварка, лазерная сварка, лазерная пайка, структурная клейка);
  • активных профилей элементов каркаса;
  • материалов различной толщины (для создания зон деформации).

Капот состоит из двух соединенных между собой панелей (наружной и внутренней). Капот к корпусу кузова крепится на петлях, снабженных пружинами. Пружины обеспечивают подъем капота. Капот оборудуется замком, который отпирается изнутри кузова специальной рукояткой.

Крышка (дверь) багажника по аналогии с капотом также состоит из двух панелей. На внутренней панели установлен замок. Фиксация крышки багажника в открытом положении производится с помощью упругих элементов (пружин, торсионов). Ряд моделей автомобилей можно оснастить электроприводом двери багажника.

Дверь кузова включают две панели, оборудуются замком и крепятся на петлях. В нижней части двери выполнены отверстия для стока воды из внутренней полости.

Шумоизоляция кузова производится с помощью различных материалов, которые размещаются на основании (битумные мастики), боковинах, дверях (мастики, войлок, картон), крыше (пенопласт, картон, стеклопластик), в моторном отсеке.

Требования к кузову автомобиля

Автомобили ВАЗ, ремонт после аварий, восстановление автомобилей, замена узлов и ремонт деталей.

02.04.2016 15:46 — дата обновления страницы

Наши дополнительные сервисы и сайты:

поддержка проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку! И мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на e-mail

Особые технические требования к кузову перед окраской

Геометрические параметры основания кузова должны соответствовать данным карты контрольных точек пола кузова автомобилей ВАЗ, указанных на рис. 3.51.

Линейные размеры проемов кузова должны соответствовать размерам, указанным на рис. 3.55.

Величины зазоров по дверям, капоту и крышке багажника должны соответствовать данным, приведенным на рис. 3.58.

Не допускается на кузове наличие трещин, разрывов и пробоин. Повреждения, вызванные коррозией, а также пробоины и разрывы могут быть устранены наложением ремонтных деталей и вставок с последующей их заваркой по всему контуру, согласно технологической документации. Сварные швы на лицевых поверхностях кузова должны быть обработаны заподлицо с основным металлом.

Ремонтные панели, детали и узлы кузова должны быть приварены по контуру прилегания, согласно технологической документации, без деформаций и перекосов.

Рис. 3.58. Допустимые зазоры по лицевым панелям кузова (буквы в кружках — обозначения точек по ТУ 37.001.1131 83, цифры зазоры в мм)

На поверхностях кузова, подлежащих окраске, не должно быть сквозной или глубокой (свыше 50 % толщины металла) язвенной или раковинной коррозии.

Не допускается на лицевых деталях кузова наличие глубоких вмятин, выступов, следов грубой рихтовки и т. п. (глубина вмятин или царапин, высота выступов не должны превышать 0,5 мм).

В труднодоступных местах (кроме поверхностей несущих элементов) допускается выравнивание поверхностей припоем или заполнение специальными составами с последующей зачисткой заподлицо с основным металлом.

После проведения ремонтных работ необходимо выполнить штикоррозионную обработку кузова и нанести противошумное покрытие в соответствии с действующей технологической документацией.

На поверхностях кузова, подлежащих окраске, не должно быть грунтов и шпаклевок, не обеспечивающих сочетаемости лакокрасочных материалов и не соответствующих технологичекому процессу окраски.

Классификация кузовов и рам, требования к ним

Рамы, а часто и кузова представляют собой несущие системы, воспринимающие весовые и ударные — перегрузочные нагрузки. Кузов автомобиля служит для размещения груза, пассажиров и водителя и для защиты их от климатических воздействий.

Из всего многообразия классификационных признаков отметим только самые основные.

Несущие системы классифицируют в зависимости от того, что воспринимает весовые нагрузки:

  • рама (кузов разгруженный);
  • кузов — несущий кузов (каркасный, с несущим основанием, панельный);
  • кузов, объединенный с рамой — интегральная несущая система.

Рамы делят на:

  • лонжеронные (периферийные, Х-образные, лестничные, с Х-образными поперечинами)
  • хребтовые — центральные

Кузова по назначению делят на:

  • пассажирские (автобусные и легковых автомобилей)
  • грузовые
  • грузопассажирские
  • специальные

Кузова легковых автомобилей классифицируют в зависимости от числа дверей и конструкции крыш:

  • закрытые (седан, лимузин, купе и др.)
  • открытые (фаэтон, кабриолет и др.)
  • комбинированные (ландо, тарга и др.).

Кроме того, выделяют однообъемные, двухобъемные, трехобъемные кузова. Название одного и того же кузова в разных странах может быть разным.

Кузова грузовых автомобилей классифицируют на:

  • кузова общего назначения (бортовая платформа)
  • специализированные (самосвалы, фургоны, цистерны, контейнеровозы и т.д.)

Основные требования к кузовам и рамам следующие:

  • минимальная масса при долговечности, включая и коррозионную стойкость, соответствующей сроку службы автомобиля;
  • достаточная для работы агрегатов и узлов автомобиля жесткость;
  • форма рамы (кузова) должна обеспечивать удобство монтажа агрегатов, малую высоту центра тяжести и малую погрузочную высоту;
  • форма и конструкция кузова должны обеспечивать необходимые комфортабельность, травмобезопасностъ, а также требования моды.

Кроме того, к кузовам и рамам, как и к остальным механизмам и системам автомобиля, предъявляют также общие требования:

  • обеспечение минимальной массы
  • высокая надежность
  • минимальное обслуживание
  • технологичность

Рассмотрим, какими конструктивными мероприятиями обеспечивается выполнение требований к кузовам и рамам.

Минимальная масса кузовов легковых автомобилей и кабин грузовых автомобилей обеспечивается применением мягкой низкоуглеродистой (из-за глубокой штамповки) листовой стали, толщина которой обычно уменьшена до 0,8 мм. Рамы изготавливают из листовой стали толщиной 2…4 мм (рамы больших легковых автомобилей), 5…12 мм (лонжероны рам автобусов и грузовых автомобилей), 4…8 мм (поперечины рам автобусов и грузовых автомобилей). Иногда для снижения массы рамы грузовых автомобилей изготавливают из легированной листовой стали.

Читайте так же:  Судебные приставы исполнители мурманской области

Повышение коррозионной стойкости и, следовательно, долговечности кузовов легковых автомобилей обеспечивается применением листовой стали с добавлением меди либо оцинкованной.

Ненагруженные панели кузова изготавливают из пластмасс. Иногда кузова легковых автомобилей и кабины специальных грузовых автомобилей изготавливают из алюминиевого листа или из пластмасс. Для наружных панелей кузовов автобусов все чаше применяют алюминиевые листы.

Достаточная жесткость рам в основном обеспечивается при изгибе лонжеронами (при кручении также и поперечинами) необходимой высоты и толщины.

Для повышения жесткости кузовов используют закрытые или открытые профили, образующие каркас, либо выштампованные или дополнительные ребра.

Травмобезопасность кузова (внутренняя) обеспечивается уменьшением инерционных нагрузок при наездах спереди и сзади (например, создание более жесткого салона при менее жесткой передней и задней частях легкового автомобиля), ограничением перемещения людей при авариях (применение ремней и подушек безопасности), устранением травмоопасных деталей, сохранением жизненного пространства при опрокидывании.

Травмобезопасность кузова (внешняя) обеспечивается совершенствованием бамперов, устранением травмоопасных деталей и выступов, применением боковых и задних ограждений на кузовах грузовых автомобилей, а в некоторых случаях применением защитных приспособлений, уменьшающих травмы пешеходов при наезде на них.

Из чего делают кузова автомобилей?

Сталь для кузова автомобиля

Основные детали кузова изготовляют из стали, алюминиевых сплавов, пластмасс и стекла. Причем предпочтение отдается низкоуглеродистой листовой стали толщиной 0,65. 2 мм. Благодаря применению последней удалось снизить общую массу машины и повысить жесткость кузова. Это вызвано ее высокой механической прочностью, недефицитностью, способностью к глубокой вытяжке (можно получать детали сложной формы), технологичностью соединения деталей сваркой. Недостатками этого материала являются высокая плотность и низкая коррозионная стойкость, требующая сложных мероприятий по защите от коррозии.

Конструкторам нужно, чтобы сталь была прочной и обеспечивала высокий уровень пассивной безопасности, а технологам нужна хорошая штампуемость. И главная задача металлургов — угодить и тем и другим. Поэтому разработан новый сорт стали, позволяющий упростить производство и в дальнейшем получить заданные свойства кузова.

Изготавливается кузов в несколько этапов. С самого начала изготовления из стальных листов, имеющих разную толщину, штампуются отдельные детали. После эти детали свариваются в крупные узлы и с помощью сварки собираются в одно целое. Сварку на современных заводах ведут роботы.

Преимущества стали:

  • низкая стоимость;
  • высокая ремонтопригодность кузова;
  • отработанная технология производства и утилизации.

Недостатки стали:

  • самая большая масса;
  • требуется антикоррозийная защита от коррозии;
  • потребность в большом количестве штампов;
  • ограниченный срок службы.

Что в будущем? Совершенствование технологий производства и штамповки, увеличение в структуре кузова доли высокопрочных сталей. И применение сверхвысокопрочных сплавов нового поколения. К ним уже можно отнести TWIP-сталь с высоким содержанием марганца (до 20%). Данная сталь обладает особым механизмом пластической деформации, благодаря которому относительное удлинение может достигать 70%, а предел прочности — 1300 МПа. Для примера: прочность обычных сталей составляет до 210 МПа, а высокопрочных — от 210 до 550 МПа.

Алюминий для кузова автомобиля

Алюминиевые сплавы для изготовления автомобильных кузовов начали использовать относительно недавно. Используют алюминий при изготовлении всего кузова или его отдельных деталей – капот, двери, крышка багажника.

Алюминиевые сплавы применяются в ограниченном количестве. Поскольку прочность и жесткость этих сплавов ниже, чем у стали, поэтому толщину деталей приходится увеличивать и существенного снижения массы кузова получить не удается. Кроме того, шумоизолирующая способность алюминиевых деталей ниже, чем стальных, и требуются более сложные мероприятия для достижения акустической характеристики кузова.

Начальный этап изготовления алюминиевого кузова схожий с изготовлением стального. Детали вначале штампуются из листа алюминия, потом собираются в целую конструкцию. Сварка используется в среде аргона, соединения на заклепках и/или с использованием специального клея, лазерная сварка. Также к стальному каркасу, который изготовлен из труб разного сечения, крепятся кузовные панели.

Достоинства алюминия:

  • возможность изготовить детали любой формы;
  • кузов легче стального, при этом прочность равная;
  • легкость в обработке, вторичная переработка не составляет труда;
  • устойчивость к коррозии, а также низкая цена технологических процессов.

Недостатки алюминия:

  • низкая ремонтопригодность;
  • необходимость в дорогостоящих способах соединения деталей;
  • необходимость специального оборудования;
  • значительно дороже стали, так как энергозатраты намного выше.

Стеклопластик и пластмассы

Под названием стеклопластик имеется в виду любой волокнистый наполнитель, который пропитан полимерными смолами. Наиболее известными наполнителями считаются – карбон, стеклоткань и кевлар.

Около 80% пластмасс, применяемых в автомобилях, приходится на пять типов материалов: полиуретаны, поливинилхлориды, полипропилены, АБС-пластики, стеклопластики. Остальные 20% составляют полиэтилены, полиамиды, полиакрилаты, поликарбонаты.

Из стеклопластиков изготовляют наружные панели кузовов, что обеспечивает существенное уменьшение массы автомобиля. Из полиуретана делают подушки и спинки сидений, противоударные накладки. Сравнительно новым направлением является применение этого материала для изготовления крыльев, капотов, крышек багажника.

Поливинилхлориды применяют для изготовления многих фасонных деталей (щиты приборов, рукоятки) и обивочных материалов (ткани, маты). Из полипропилена делают корпуса фар, рулевые колеса, перегородки и многое другое. АБС-пластики используют для различных облицовочных деталей.

Достоинства стеклопластика:

  • при высокой прочности маленький вес;
  • поверхность деталей обладает хорошими декоративными качествами;
  • простота в изготовлении деталей, имеющих сложную форму;
  • большие размеры кузовных деталей.

Недостатки стеклопластика:

  • высокая стоимость наполнителей;
  • высокое требование к точности форм и к чистоте;
  • время изготовления деталей достаточно продолжительное;
  • при повреждениях сложность в ремонте.

Устройство автомобилей

Кузова автомобилей

Назначение и типы автомобильных кузовов

Автомобильный кузов предназначен для размещения водителя, пассажиров и груза и их защиты. Кузова грузовых автомобилей предназначены для размещения грузов, при этом водитель и пассажиры (или один пассажир) размещаются, как правило, в отдельной кабине.

Кузова легковых автомобилей и автобусов предназначены для перевозки пассажиров, а также некоторого количества ручной клади или мелкого груза. Грузопассажирские автомобили могут перевозить и груз, и пассажиров. Кузова специальных автомобилей предназначены для размещения различного оборудования (технического, медицинского и т. п.).

Требования, предъявляемые к автомобильным кузовам

К автомобильным кузовам, в зависимости от назначения автомобиля, предъявляются разнообразные требования. Безусловно, любой кузов должен обладать достаточной жесткостью и прочностью, а также стойкостью к воздействию окружающей среды и коррозии.

Кузова, предназначенные для перевозки грузов, должны выдерживать требуемую нагрузку при любых дорожных условиях. В случае, если перевозимый груз требует защиты от внешних воздействий, применяются тентовые укрытия и кузова-фургоны. Для перевозки жидких и газообразных грузов используются специальные кузова, которые должны отвечать требованиям необходимой герметичности, термостойкости и прочности.

Кузова легковых автомобилей, наряду с требованиями прочности и стойкости к неблагоприятной среде, должны соответствовать основному назначению. Предназначенные для перевозки пассажиров легковые кузова должны обеспечивать их максимальную безопасность в случае аварии или ДТП, комфортность поездки. Для обеспечения комфорта водителя и пассажиров в кузовах легковых автомобилей предусматривают системы климатического контроля (отопление, освещение, вентиляция, кондиционер и т. п.). Хорошую обзорность обеспечивают оконные проемы достаточного размера.
Внутренний объем кузова должен быть достаточным, чтобы не утомлять пассажиров, а внешние габариты автомобиля должны доставлять удобство управления и перемещения, особенно в условиях городского движения.
Скоростные и спортивные автомобили имеют приземистые кузова высокой обтекаемости, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление.

Для кузова легкового автомобиля немаловажен внешний вид, поэтому такие кузова изготавливают с использованием методов дизайна, красят в эстетически воспринимаемые цвета. Для покраски используют специальные автоэмали, длительное время сохраняющие первоначальный блеск и красоту кузова.

Читайте так же:  Пенсионер титов

Требования к эстетике автобусных кузовов тоже с каждым годом ужесточаются. Современный автобусный кузов красив, безопасен и обеспечивает пассажиров максимумом комфорта при перевозке. Как правило, размещение сидений для пассажиров в кузове автобуса осуществляется достаточно высоко, что максимально предохраняет их в случае ДТП или аварии. Кузова автобусов обязательно оборудуются запасными выходами.

Безопасность дорожного движения накладывают на конструкцию кузова автомобилей ряд определенных требований. Так, например, дверные ручки кузова не должны сильно выступать и иметь форму, способную поранить пешехода или зацепить его за одежду. То же самое относится ко всем выступающим элементам кузова.

Классификация автомобильных кузовов

По назначению различают кузова грузовые, легковые, автобусные, грузопассажирские и специальные.

По конструкции кузова бывают каркасные, полукаркасные и бескаркасные.

Каркасные кузова имеют жесткий пространственный каркас, к которому прикреплены наружная и внутренняя обицовки. Каркас воспринимает все нагрузки автомобиля, а облицовка их не воспринимает. Каркасные кузова применяются, преимущественно, на автобусах, а также на некоторых типах легковых автомобилей.

Полукаркасные кузова имеют только отдельные части каркаса (стойки, дуги, усилители и т. п.), которые соединяются между собой наружными и внутренними облицовками. Такие кузова применяются на легковых автомобилях и на некоторых типах автобусов. Цельнометаллические кабины грузовых автомобилей выполняются также полукаркасными.

Бескаркасные кузова представляют собой корпус, состоящий из небольших штампованных частей и панелей, соединенных между собой сваркой или резьбовым крепежом. Для придания корпусу требуемой жесткости детали выполняются определенной формы, имеют объемные конструкции и элементы, повышающие прочность и жесткость. Все нагрузки автомобиля воспринимаются корпусом. Такой кузов характерен для легковых автомобилей и кабин грузовых автомобилей.

По нагруженности кузова подразделяют на несущие, полунесущие и разгруженные.

Несущие кузова не имеют рамы и воспринимают все нагрузки автомобиля. Как правило, в конструкцию несущего кузова входят усилительные элементы, позволяющие крепить к нему двигатель, элементы и агрегаты трансмиссии, подвески, ходовой части.
Несущие кузова применяются на легковых автомобилях и некоторых типах грузовых автомобилей особо малой грузоподъемности.

Полунесущие кузова устанавливаются на раме жестко и при этом воспринимают часть действующей на нее нагрузки. Такие кузова применяются на автобусах.

Разгруженные кузова устанавливают на раме на упругих эластичных проставках (резиновые подушки, прокладки, пружины и т. п.). Такие кузова нагружены только перевозимым грузом и другие нагрузки не воспринимают. Такой тип кузовов применяется на грузовых автомобилях, легковых автомобилях высшего класса и автомобилях повышенной проходимости.

Классификация и требования к кузовам

На автомобилях применяются различные типы кузовов, отличающиеся назначением, конструкцией, компоновкой и нагруженностью.

Назначение кузова фактически определяет область применения автомобиля (или наоборот).
Пассажирские кузова предназначены для перевозки пассажиров и используются в основном на легковых автомобилях и автобусах. На грузовом автомобиле устанавливается кузов для перевозки грузов и, дополнительно к нему, — кабина (пассажирский кузов) для размещения водителя и одного или двух пассажиров.
Грузопассажирские кузова предназначены для одновременного размещения пассажиров и груза.
Специальные кузова, например: мусоровозы, пожарные автомобили, автокраны и т. д., как правило, устанавливаются на раме (шасси) грузовых автомобилей, чтобы они могли выполнять специфические задачи.
В зависимости от конструкции кузова выполняют каркасными, полукаркасными или бескаркасными.
Каркасный кузов имеет жесткий пространственный каркас, к которому крепятся наружная и внутренняя облицовки.
Полукаркасный кузов имеет только некоторые части каркаса (отдельные стойки, дуги, усилители и т. п.), соединенные между собой наружной и внутренней облицовками.
Для придания бескаркасному кузову необходимой жесткости отдельным его частям придают специальную форму и сечение.
По способу размещения груза, пассажиров и силового агрегата в кузове автомобиля различают кузова:
однообъемные — силовой агрегат, отсек для пассажиров и груза расположены в единой пространственной конструкции (автобус, мини-вен, бескапотная кабина грузового автомобиля и т. п.);
двухобъемные — силовой агрегат под капотом, пассажиры и груз в другом отсеке кузова (универсал, хэтчбек, капотная кабина грузового автомобиля и т. п.);
трехобъемные — силовой агрегат под капотом, пассажиры в кабине (пассажирском салоне), а груз в багажном отделении (классический пример — седан).
Несущий кузов воспринимает все нагрузки и усилия, которые действуют на автомобиль при его движении: вес груза, пассажиров и установленных на кузове агрегатов и механизмов, усилия от элементов подвески автомобиля и силы, которые возникают при колебаниях, разгоне, торможении и повороте.
Полунесущий кузов жестко соединяется с рамой и воспринимает часть нагрузок, приходящихся на раму.
Разгруженный кузов жесткого соединения с рамой не имеет. Он устанавливается на раме на упругих подушках и, кроме веса пассажиров и перевозимого груза, никаких других нагрузок не воспринимает.
Кроме приведенной выше классификации, кузова легковых автомобилей различаются по внешнему виду и конструкции пассажирского салона. Типовые конструкции получили индивидуальные названия:

Седан (а) является трехобъемным закрытым четырехдверным кузовом с двумя (реже тремя) рядами сидений (третий ряд — откидной).
Лимузин (б) представляет собой трехобъемный закрытый четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений (третий ряд сидений — откидной). За передним рядом сидений расположена подъемная стеклянная перегородка, служащая при необходимости для отделения водителя от задних пассажиров.
Купе (в) — трехобъемный закрытый двухдверный кузов с одним или двумя рядами сидений. Для доступа к задним сиденьям необходимо откидывать передние, что ухудшает условия посадки пассажиров.
Универсал (г) представляет собой закрытый трех- или пятидверный кузов с двумя рядами сидений. Дополнительная дверь находится в задней стенке кузова. При складывании заднего ряда сидений увеличивается багажное отделение, в результате чего кузов превращается в грузопассажирский.
Комби (хэтчбек) (д) занимает промежуточное положение между кузовами седан и универсал. Хэтчбек является закрытым трех- или пятидверным кузовом с двумя рядами сидений. Дополнительная дверь находится в наклонной задней стенке кузова. Кузов может быть легко переоборудован из пассажирского в грузопассажирский если удалить съемную складую полку, которая установлена за задним рядом сидений и закрывает багажное отделение. При складывании заднего ряда сидений площадь багажного отделения увеличивается.
Фастбек (т) — двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей (нечто среднее между хэтчбеком и седаном; в настоящее время не используется).
Кабриолет (е) представляет собой кузов с откидывающимися задней стенкой и частью крыши. Кузов имеет жесткий или мягкий убирающийся верх и опускающиеся стекла в дверях и боковинах.
Фаэтон (ж) представляет собой полностью открывающийся кузов. Кузов имеет две или четыре двери, мягкий складывающийся верх и съемные боковины, в которых выполнены окна.
Хардтоп-седан (з) — седан без средней боковой стойки.
Хардтоп-купе (и) — купе без средней боковой стенки.
Ландо (к) — седан с открывающейся частью крыши над задними сиденьями.
Фаэтон-универсал (л) — грузопассажирский кузов, с мягким складывающимся или съемным тентом.
Кабриолет-хардтоп (м) — пассажирский кузов со съемной жесткой крышей.
Фургон (н) — закрытый кузов с перегородкой для перевозки грузов.
Родстер (о) — укороченный двухместный кузов со складывающимся мягким тентом.
Пикап (п) — грузопассажирский кузов с открытой платформой для перевозки грузов и кабиной водителя, отгороженной от грузовой платформы стационарной перегородкой.
Брогам (р) — пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений.
Тарга (с) — пассажирский кузов со съемной средней частью крыши.
Бескапотный кузов (у) — однообъемный пассажирский кузов, центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля.
Кузов современного автомобиля, особенно легкового и автобуса, является центральной, наиболее важной частью этих транспортных средств. От конструкции кузова зависит безопасность, удобство использования, срок службы, привлекательность автомобиля. Кузов во многом определяет величину затрат на производство и эксплуатацию автомобиля, на общее совершенство автомобиля. Поэтому к кузову предъявляется огромное число разнообразных требований (смотри таблицу), зачастую противоречивых, причем и со стороны владельца автомобиля, и со стороны производителя.
Создание кузова — это всегда поиск наилучшего компромисса из огромного количества возможных вариантов. Сложность процесса проектирования кузовов, в особенности создания привлекательного облика автомобиля, предопределяет применение как технических, так и художественных (дизайн) методов выбора параметров.
Требования к автомобильным кузовам

Читайте так же:  Земельный налог для физических лиц 2018

ТРЕБОВАНИЯ К КУЗОВУ АВТОМОБИЛЯ

1.1 Обязательно применение защитных брызговиков за ведущей и не ведущей осью автомобиля.

1.2 Брызговики должны быть изготовлены из эластичного материала толщиной не менее 1.5 мм.

1.3 При виде сзади брызговик должен закрывать комплектное колесо на всю его ширину.

1.4 Расстояние от поверхности земли до нижнего края брызговика не должно быть более 50мм.

1.5 В вертикальной проекции брызговики не должны выступать за кузов более чем на 30 мм в каждую сторону.

2.1 Тормозные диски, барабаны, суппорты могут быть заменены любыми заводского исполнения, в том числе разрешена замена барабанных тормозных механизмов на дисковые.

2.2 Крепление примененных деталей должно быть надежным и аналогично используемом у для этих деталей.

2.3 Разрешается применение любых главных тормозных цилиндров и деталей их крепления, обеспечивающих работу двухконтурной системы торможения.

2.4 Разрешается установка гидравлического ручного стояночного тормоза, взамен штатному и переносу регулятора тормозных усилий в салон.

3. Остекление кузова

3.1 Разрешена замена стекол (кроме лобового) прозрачным пластиком толщиной не менее 5мм (со снятием механизма стеклоподъемника), либо поликарбонатом толщиной 3мм. Крепление таких панелей в проемах допускается только установкой в резиновые уплотнители или вклеиванием. Сверление отверстий в поликарбонате и пластике не допускается. Допускается дополнительное боковое крепление лобового стекла, как минимум в 4-х местах на ветровых стойках кузова автомобиля,

3.2 Окна, выполненные не из поликарбоната, должны быть оклеены изнутри прозрачной защитной пленкой, Ст.253.11 Приложения «J» к МСК ФИА .

3.3 При замене стекла водительского окна на пластик или поликарбонат обязательно применение оконных сеток, закрепленных на каркасе безопасности.

Эти сетки должны соответствовать следующим требованиям:

• Минимальная ширина ленты: 19 мм.

• Минимальный размер ячейки: 25 х 25 мм.

• Максимальный размер ячейки: 60 х 60 мм.

Они должны закрывать проем окна до уровня центра рулевого колеса.

4. Каркас безопасности

Приложение 14 к КиТТ «О правилах применения каркасов безопасности. Вводится в действие с 01.04.2013.

4.1. Предписания данного Приложения обязательны для всех легковых автомобилей, если иное не оговорено техническими требованиями к классу.

4.2. С 01.01.2014, максимальный срок эксплуатации каркаса безопасности — 10 лет, начиная с момента ввода каркаса в эксплуатацию.

4.3. Сохраняется право эксплуатации и построения каркасов безопасности, соответствующих требованиям статей Приложения «J» к МСК ФИА: 253-8 или 283-8 (в зависимости от категории и группы подготовки автомобиля) без любой дополнительной документации, с учетом требований пункта 11 настоящего Приложения. Однако легковые автомобили с эффективным рабочим объемом цилиндров свыше 2 литров и омологированные / выпущенные после 01.01.2006 должны быть оборудованы каркасом безопасности, который омологирован или сертифицирован НАФ (Национальной автомобильной федерации любой страны под юрисдикцией ФИА) или омологирован ФИА.

4.4 Каркасы, изготовленные в соответствии с правилами омологации ФИА, должны быть омологированы/сертифицированы производителем в ФИА, РАФ или иной НАФ. В случае повреждения эти каркасы должны быть заменены или отремонтированы производителем с внесением необходимых отметок в сертификат и Спортивный Технический Паспорт (СТП) автомобиля.

4.5. Любой каркас безопасности, отвечающий пункту 4 настоящего Приложения, должен иметь клеймо, несущее наименование производителя, номер омологации, заводской номер каркаса (несъемная табличка, разрушаемая при снятии наклейка, гравировка и.т.п.).

4.6. К каркасу, отвечающему пункту 4 настоящего Приложения, должен прилагаться индивидуальный сертификат (паспорт), содержащий сведения, совпадающие с содержанием клейма каркаса и омологация (для омологированных каркасов). На сертификате и омологации должна быть подлинная печать или иная маркировка НАФ. С 01.04.2013 все вновь выдаваемые сертификаты должны иметь форму, установленную ФИА.

4.7. На техническом осмотре участник обязан предоставить документы, описанные в п.п. 5 и 6.

4.8. Каркас, омологированный (сертифицированный) производителем в соответствии с пунктом 4 настоящего Приложения, может быть доработан тем же производителем путем установки дополнительных элементов. Удаление элементов исходного каркаса запрещено. Такие модификации (изменения) не требуют обязательной омологации. Сертификат, определенный в пункте 6 настоящего Приложения, обязателен и должен иметь полное описание каркаса с указанием дополнительно установленных элементов.

4.8.1 Каркас безопасности, не соответствующий п.11, омологированный (сертифицированный) НАФ (п.253-8.1b) после 01.01 2002 может быть использован при условии его модификации лицензированным РАФ производителем каркасов безопасности. Объем модификаций согласовывается с ТД. Модификация каркаса описывается в специальном сертификате, который используется совместно с исходными омологационными документами на каркас. ТД вносит соответствующую запись в СТП о модификации каркаса.

4.9. Все вновь изготовленные каркасы должны соответствовать пунктам 1 – 9 настоящего Приложения, с учетом требований пункта 11.

4.10. Каркас может быть допущен к соревнованиям только после детального осмотра Техническим делегатом РАФ (ТД) на предмет соответствия требованиям данного Приложения, качества изготовления и установки, а также отсутствия повреждений. По результатам осмотра и при отсутствии замечаний ТД производит маркировку каркаса и делает отметку в СТП.

4.11. Минимальные требования к каркасам безопасности.

4.11.1 Каждый легковой автомобиль, должен быть оборудован каркасом безопасности, соответствующим требованиям п.253-8 Приложения «J» к МСК ФИА, предъявляемым к автомобилям, омологированным начиная с 01.01.2007. (Минимальная конфигурация каркаса указана на Рис.14-4. При этом обязательно соблюдение размеров, предусмотренных п. 253-8.3.2.5 и рис. 253-48 и 253-49 Приложения «J» к МСК.) В соревнованиях с одним водителем могут применяться каркасы безопасности, выполненные в соответствии со схемой 14-5 или симметричной (серым цветом указаны не обязательные элементы – усиление стойки ветрового стекла и боковая защита со стороны противоположной водителю).

4.11.2 Для каркасов, построенных в соответствии с общими требованиями (253-8.1а, 283-8.1а), боковая защита каркаса может быть выполнена только в соответствии с Рис.253-9 или 253-11.

4.11.3 Для каркасов безопасности, соответствующих требованиям статей Приложения «J» к МСК ФИА: 253-8 или 283-8, установленных в автомобили до 01.01.2012 и имеющих отметку в СТП о допуске к официальным соревнованиям РАФ, допускается отсутствие усилений изгибов и сочленений, предусмотренных п.8.3.2.1.5 ст.253 Приложения «J» к МСК. Каркасы, на автомобилях, омологированных НАФ до 01.01.2007 и модифицированные сертифицированным РАФ производителем в соответствии с требованиями Приложения 14 к КиТТ 2009 – 2013, могут не иметь косынок-усилителей сгибов и сочленений, предусмотренных п.8.3.2.1.5 ст.253 Приложения «J» к МСК, при условии, что в СТП имеется отметка о допуске к официальным соревнованиям РАФ в период 2012 года.

4.11.4 Минимальные требования к материалу и размерам труб в Таблице 1.

4.11.5 Элементы каркаса (Рис.14-1 – 14-3), изготовленного в соответствии требованиям п.253-8 Приложения «J» к МСК ФИА, должны иметь отверстие диаметром 4 мм на прямом участке трубы для контроля толщины стенки. Также должна быть обеспечена возможность свободного доступа к этим отверстиям.