Содержание:
Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»
Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69
«Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»
В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239; 6244, 6245, 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории».
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 90 дней со дня официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 апреля 2011 г.
Регистрационный N 20420
Утверждены федеральные авиационные правила «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории».
Данные требования не применяются к посадочным площадкам для выполнения разовой посадки, подобранным с воздуха или осмотренным с земли, а также используемым менее 30 дней в течение календарного года.
Если эксплуатационной документацией судна установлены иные требования к посадочным площадкам, то применяются они.
Требования к посадочным площадкам установлены отдельно для самолетов и вертолетов.
Поверхность взлетно-посадочной полосы (ВПП) площадки должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку воздушных судов. Нужно, чтобы она выдерживала нагрузки, возникающие при движении. Определена ширина ВПП в зависимости от ее длины.
Посадочная площадка оборудуется минимум 1 ветроуказателем. Он должен быть хорошо виден со всех точек летного поля. При полетах ночью его нужно освещать. Цвет ветроуказателя должен контрастировать с окружающей местностью.
На посадочной площадке для вертолета должны быть предусмотрены зоны приземления и отрыва, конечного этапа захода на посадку и взлета, безопасности.
На посадочной площадке, расположенной в акватории, необходимо иметь лодку со спасательными кругами для оказания помощи экипажам и пассажирам.
На берегу в непосредственной близости от такой площадки оборудуют стоянки воздушных судов и причал. Посадочная площадка должна маркироваться.
Приказ вступает в силу через 90 дней после официального опубликования.
Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 апреля 2011 г.
Регистрационный N 20420
Настоящий приказ вступает в силу через 90 дней со дня официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2 мая 2011 г. N 18 (без Приложений к Правилам)
Покрытие для вертолетной площадки
Вертолётная станция или вертодром представляет собой специально подготовленную площадку с комплексом оборудования и сооружений для обеспечения правильного взлёта, посадки и обслуживания вертолётов. Она может располагаться как на земельном участке, так и на крыше здания или водной платформе. Схема основных элементов базового вертодрома включает в себя места стоянки воздушного транспорта, лётные полосы, швартовочные и девиационные площадки, перрон, рулёжные дорожки, преддоковые территории и зоны мойки вертолётов. Строительство таких объектов обычно организуется вблизи больниц, крупных деловых и торговых центров, правительственных зданий, портов, жилых комплексов, гостиниц и т.д. Размеры вертолётной площадки рассчитываются при проектировании и зависят от назначения объекта и типа транспорта (небольшие учебные машины, пассажирские или грузовые). В России самыми распространёнными площадками считаются 20×20 и 50×50 метров. Однако надо учитывать, что размеры взяты без учёта всей вспомогательной инфраструктуры станции.
Выбор не только оборудования, но и покрытия для вертолетной площадки играет важную роль при строительстве. Прежде чем приступать к поиску материалов и компаний, где купить, необходимо выбрать место под реализацию проекта. Разумеется, территория должна быть свободной от насаждений, ровной и удобно расположенной относительно городской инфраструктуры. Например, низменности и долины – плохое решение, так как в них сложно подготавливать основание, и присутствует риск паводков (затоплений). Далее определяем модель, вес и размеры вертолётов, которые планируется использовать на данном объекте. Чем больше их габариты и масса, тем больше площадка получится при расчётах. Надёжность вертодрома напрямую будет зависеть от выбранного защитного покрытия. Здесь важно понимать, что обычная асфальтобетонная поверхность не обеспечит полноценную прочность. Она разрушается от воздействия горючих и смазочных веществ, атмосферных влияний, сильных механических нагрузок. Именно поэтому покрытия из резиновой крошки так стремительно набирают популярность в данной сфере. И если для укладки бесшовного резинового покрытия требуется профессиональная бригада, специализированное оборудование и инструмент, то резиновые плиты MONOLIT обеспечат максимально простую и быструю укладку на твёрдом и сыпучем типе основания.
Покрытие взлетно посадочной вертолётной полосы или так называемый «пол под вертолет» в виде резиновых плит поможет Вам создать площадку любого цвета, по которой без труда сможет быть нанесена необходимая разметка . Маркировку вертолётных станций обычно производят акриловой эмалью жёлтого, белого, красного или оранжевого цветов. Её эффективность определяется толщиной наносимого слоя, коэффициентом яркости, износостойкостью и уровнем адгезии лакокрасочного вещества с основным покрытием вертодрома. Качественные разметочные линии гарантируют в большой степени безопасность полётов, особенно в ночное время или непогоду. Не менее важно грамотно проводить обслуживание площадки для поддержания светоотражающей способности маркировочной краски.
Само резиновое покрытие из плит MONOLIT отличается прекрасными антискользящими свойствами и высокой устойчивостью к техническим жидкостям. Его не потребуется отдельно защищать от внешних нагрузок и погодных условий. Оно является не только морозоустойчивым, но и всепогодным. Более того, резиновые плиты MONOLIT могут укладываться на площадки любой формы, они подрезаются без потери целостности замка электролобзиком или острым ножом. Сплошное крепление-паз позволяет стыковать плиты последовательно, не беспокоясь о последующих расхождениях. Для увеличения прочности сцепления в местах соединения пазов применяется полиуретановое связующее. Шумо- и виброизоляционные характеристики резиновой плитки делают её надёжным выбором для использования в качестве покрытия на вертолётной площадке.
Помимо возможности создания контраста между цветным резиновым покрытием из плитки MONOLIT 1050x1050x30 мм и разметочной краской для осуществления точного и безопасного приземления, необходимо также предварительно оборудовать вертолётную площадку специальным светосигнальным освещением — огни FATO, TLOF, сигнальный и заградительные. Оно устанавливается не только согласно нормам, но и для функционирования станции в условиях ограниченной видимости или тёмное время суток. Цвет освещения может различаться, например, ранее был принят за стандарт жёлтый, сейчас же FAA и ICAO рекомендуют зелёные огни. Минимум осветительного оборудования – это два светящихся круга или квадрата, обозначающих зоны для приземления и взлёта TLOF и полной области приземления FATO.
Дата публикации: 21 февраля 2017 года
ПРИКАЗ ФТС РФ от 31.10.2008 N 1349 (ред. от 31.05.2012 с изменениями, вступившими в силу 24.07.2012) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБОРУДОВАНИЮ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ЗДАНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Приложение N 7. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ПЛОЩАДКИ
По завершении строительства вертолетной площадки производится ее оборудование в следующей последовательности:
1. Обозначают границы вертолетной площадки каркасными пирамидами (рис. 1), обтянутыми прочным материалом, окрашенным в полосы черного и белого цвета. Пирамиды устанавливают в углах площадки и надежно закрепляют металлическими стержнями длиной не менее 40 см.
Рис. 1. Размеры пирамиды для обозначения границ вертолетной площадки (не приводится)
2. Границы площадки в условиях ограниченной видимости и ночью обозначают фонарями красного или желтого цвета, которые устанавливают рядом с пирамидами.
3. Обозначают место приземления вертолета флажками (рис. 2), устанавливаемыми по углам рабочей части вертолетной площадки: белого цвета — летом, черного или красного цвета — зимой. Стержни флажков целесообразно делать из металла. Ночью на месте флажков устанавливают фонари белого цвета.
4. Для определения направления ветра экипажем вертолета при посадке и взлете устанавливают на расстоянии не менее 50 м от границы вертолетной площадки на металлическом шесте высотой 4 — 5 м ветроуказатель (усеченный конус) из материала, на котором чередуются полосы черного и белого цвета.
Конус крепится к шесту таким образом, чтобы он в зависимости от направления ветра мог бы свободно вращаться по оси А — Б (рис. 2).
Рис. 2. Размеры, конфигурация конуса (а) и флажка (б) (не приводится)
5. Рядом с границей вертолетной площадки располагают пожарный щит, который оборудуют багром, топором, лопатой и огнетушителем ОУ-5. Рядом с пожарным щитом должны находиться ящик с песком (0,5 x 0,5 x 2,0 м) и емкость для слива отстоя топлива.
Вертолетная посадочная площадка. Требования. Меры безопасности.
Требования настоящих Правил применяются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна, т.к. посадочные площадки используются для выполнения разовой посадки и менее 30 дней в течение календарного года.
Требования к посадочной площадке для вертолета Ми-8
Минимальные размеры площадки для взлета и посадки по-вертолетному в зоне влияния земли при отсутствии препятствий на подходе должны составлять 50х50 метров, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров. А при наличии препятствий высотой до 15 метров на границах площадки на высотах до 1500 метров – 50х120 метров; на высоте 2000 метров – 50х165 метров; на высоте 3000 метров – 50х255 метров.
Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному, с выключением двигателей после приземления, не должны превышать 3°.
Требования к посадочной площадке для вертолета Ми-26
Минимальные размеры площадок при взлете и посадке по-вертолетному без использования влияния земли на Н = 0-1000 м составляет 80х50 м, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров.
Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному с выключением двигателей после приземления не должны превышать 3°.
Общие положения и меры безопасности
Знаки посадочной площадки могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, а так же флажки белого цвета (летом), красного цвета (зимой).
Зона посадочной площадки должна быть очищена от посторонних предметов, которые могут быть подняты воздушным потоком при заходе на посадку (с целью исключить попадания посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя), препятствия в этой зоне должны быть высотой не более 1 метра.
Рабочая площадь посадочной площадки должна быть чистой и ровной, с уклоном не более 3о. Площадка должна иметь твердую поверхность, исключающую возможность проваливания колес шасси. Если площадка пыльная (песок и т.д.), необходимо перед прилетом вертолета, пролить водой площадку в радиусе 20 метров.
При отсутствии ветроуказателя на площадке, встречающему необходимо при себе иметь дымовой фальшвеер (для определения ветра экипажу) и радиостанцию настроенную на частоту – 133.5 позывной «Подножка». При подлете воздушного судна за 1000-1500 метров, установить связь с вертолетом и зажечь дымовой фальшвеер. Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 метров.
После посадки:
- При выключении вертолета:
- встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только после полной остановки винтов;
- подъезд автотранспорта к воздушному судну после полной остановки винтов по команде бортового инженера или на расстояние не менее 5 метров от обметаемой площади несущего винта.
- Без выключения двигателей вертолета:
- встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только по команде бортового инженера, при этом пассажирам двигающимся к воздушному судну плотно закрепить головные уборы и личные вещи (чтобы исключить попадание посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя);
- подъезд автотранспорта к воздушному судну по команде бортового инженера или на расстояние не менее 10 метров от обметаемой площади несущего винта.
Приближаться к вертолету можно только со стороны пилотской кабины, с других сторон СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!
Размеры вертолетных площадок и их разметка
1 – зона посадочной площадки: для Ми-8 50х50 м, для Ми-26 50х80 м; 2 – рабочая площадь посадочной площадки разбивается: для Ми-8 20х20 м, для Ми-26 25х25 м; 3 – маркируется усеченным конусом (призмой) оранжевого (красного) цвета или флажками белого цвета (летом), красного цвета (зимой). При посадке ночью четырьмя фонарями белого (красного) цвета.
Обозначение границ вертолетной посадочной площадки
1 – усеченный конус; 2 – призма; 3 – флажок; 4 – дорожный сигнальный конус.
Требования безопасности при выполнении поисково-спасательных работ на Ми-8
При выполнении ПСР, поисково-спасательная группа подбирает площадку для посадки вертолета с посадочной зоной 50х50 м (исключая на ней препятствия высотой более одного метра) и рабочей площадью 20х20 м (препятствий не должно быть). Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 м.
Поисково-спасательная группа должна состоять не более чем из 6 человек (один из которых доктор и старший группы), с закрепленной экшн-камерой на шлеме:
- у старшего группы;
- доктора;
- одного из спасателей (для видео-фиксации ПРС и при необходимости разбора выполненных работ).
Поисково-спасательная группа должна иметь при себе:
- все необходимое поисково-спасательное снаряжение и оборудование как для работы на суше, так и на воде (бинокль, спусковые устройства и снаряжения, спасательные жилеты и гидрокостюмы), а также носилки;
- спасательное снаряжение для пострадавших (косынку, спасательные жилеты – для эвакуации пострадавших с режима висения над сушей и водной поверхностью).
Вертолетная площадка
Требования к вертолетным площадкам
При выборе площадок учитываются: преимущества вертолетов как аппаратов вертикального взлета и посадки; уровень шума — для обеспечения минимального зашумления местности: «роза ветров», чтобы до минимума сократить взлет-посадку с боковым ветром и исключить с попутным; возможность совершения аварийной посадки в любое время по маршрутам прибытия или вылета.
Если вертодром располагается в транспортных аэропортах, на крыше здания аэровокзала, перроне, площадке, примыкающей к зданию аэровокзала, т. е. в непосредственной близости к зонам регистрации пассажиров, то обеспечивается определенный интервал в движении самолетов и вертолетов во избежание- их столкновения при взлете и посадке, а также, учитывая, что. вертолеты рулят медленнее самолетов, исключается совмещение путей руления самолетов и вертолетов.
В аэропорту площадки строятся на уровне земли, а не на крыше зданий. Обычно они оборудуются на перроне для самолетов, так как это проще, дешевле и удобнее.
Выбор вертолетной площадки осуществляется с учетом четырех основных факторов: рациональное расположение и класс вертодрома; безопасность полетов в зоне вертодрома, влияние на воздушное пространство, открытое для полетов; влияние на окружающие населенные районы.
Рациональное расположение и класс вертодрома. Вертодромы размещаются на земле или на сооружениях над землей или над водой. Как правило, с наименьшими материальными затратами строятся вертодромы на уровне земли. Класс вертодрома в первую очередь зависит от летных характеристик вертолетов, от требуемого типа сооружений и обеспечения. Так, если нужен минимум посадочного- оборудования для одного вертодрома и не требуется сооружений обеспечения, то достаточно будет небольшой площадки. В связи с тем, что вертолетные линии короткой протяженности должны обеспечивать удобства для пассажиров и экономию времени, при выборе площадок определяются географические источники спроса на перевозки, сравнивается общее время путешествия на вертолетах с общим временем проезда на других видах транспорта. Для-этого перед выбором площадок рассматривается план городской системы аэропортов. При выборе площадок учитывается современный генеральный план населенного- пункта и транспортный план всего района,- так как они содержат информацию о предполагаемом использовании земли, и- данные по наземным транспортным системам района.
Безопасность полетов в зоне вертодрома. Наличие соответствующих воздушных подходов к вертодрому— основной фактор безопасности полетов. Траектория взлета и посадки должны проходить над местностью, где возможно совершать аварийные посадки. Это условие необходимо для всех однодвигательных вертолетов; много двигательные вертолеты в- состоянии длительное время совершать полет и при отказавшем двигателе. Рекомендуются траектории подхода и взлета, расположенные над автомагистралями и открытыми участками земли без препятствий. Избегаются траектории над участками городского строительства, спортивными площадками и густонаселенными районами. Точная оценка местоположения площадки- для строительства вертодрома с учетом возможных препятствий производится проверкой летных качеств вертолета в сочетании с детальным наземным обследованием площадки. Если? в зоне вертодрома имеются специальные аварийные посадочные площадки, что делает функционирование вертодрома приемлемым. то принимаются все меры для обеспечения постоянной сохранности этих площадок. Так, некоторые вертодромы в- США были вынуждены изменить объемы работы из-за ликвидации таких площадок в связи с использованием земли для других целей.
Влияние на воздушное пространство. Все предполагаемые площадки изучаются с целью определения излияния их эксплуатации на безопасное и эффективное использование воздушного транспорта. Этот элемент-выбора площадки чрезвычайно важен, особенно при размещении ее около аэропорта и других авиационных предприятий. Там, где присутствие- вертолетов может помешать взлетно-посадочным операциям самолетов, вертодромы не строят.
Влияние на окружающие населенные районы. Для успешного строительства вертодрома необходимо- заранее ознакомить проживающее вблизи него население, особенно владельцев недвижимого имущества, со специфическими особенностями вертолетов, которые позволят использовать их в- непосредственной близости от населенных пунктов. Очень важен фактор, который учитывается при проектировании вертодромов — это уровень шума, создаваемый вертолетами. Вертодромы располагаются таким образом, чтобы шум не мешал окружающему населению. Так как шум особенно велик под траекториями взлета и посадки, стараются размещать площадки
таким образом, чтобы в зоне траектории или в непосредственной близости от нее не было жилых районов.
Размеры взлетно-посадочных площадок берутся исходя из геометрических размеров вертолетов (диаметра несущего винта, длины), включая самые тяжелые машины, Находящиеся в стадии проектирования, но которые, возможно, будут эксплуатировать на данной площадке с учетом их летных характеристик. При этом учитывается способ взлета или посадки — вертикальный (по-вертолетному) или по траектории (по-самолетному) , а также состояние воздушных подходов — открытые или ограниченные.
В общем случае приняты следующие размеры площадки: длина 120 м, ширина 60 м.
В некоторых случаях площадка может быть несколько меньших размеров—для многодвигательных вертолетов с вертикальным взлетом.
Грунт или покрытие площадок должны выдерживать не только нормальные нагрузки от самых тяжелых вертолетов, но и ударные, которые могут быть при аварийных посадках. Это особенно важно на приподнятых вертодромах, где фактор нагрузки имеет первостепенное значение.
Вертодромы, находящиеся на территории жарких климатических районов или расположенные на значительной высоте над уровнем моря, должны иметь увеличенные размеры взлетно-посадочных площадок, которые определяются летно-техническими характеристиками вертолетов, эксплуатирующихся на этих вертодромах.
Рулежные дорожки перрона, если они предусмотрены, должны иметь формы, размеры, количество, зависящие от типа вертолетов, требуемого числа мест стоянки, требований к обслуживанию и необходимому оборудованию, интенсивности движения и времени оборачиваемости вертолетов, которое может изменяться от 3 мин, когда двигатели не останавливаются, до 15 мин, когда производится заправка топливом.
На вертодромах с высокой интенсивностью движения выделяются зоны ожидания вертолетов.
Поверхности площадок делаются как можно более ровными, с хорошими дренажами, свободными от пыли, грязи, камней и других предметов, которые могут повредить двигатели или лопасти винтов.
Вертодромы не требуют больших площадей, а их строительство не особых усилий, поэтому они обычно не являются дорогостоящими. Безопасные и эффективные вертодромы могут быть созданы путем использования небольшой огражденной травяной или мощеной площадки.
Некоторые страны (Япония, Англия, США), выработали свои рациональные требования по проектированию и строительству вертодромов, обеспечению их средствами противопожарной защиты, опасения при авариях.
Ниже рассматриваются некоторые положения руководства по проектированию наземных и приподнятых вертодромов, разработанного Федеральным авиационным управлением США. Показаны основные факторы, которые учитываются при проектировании и строительстве вертодромов. Принятие решений основано на практике эксплуатации известных типов вертолетов, обобщения опыта проектирования и строительства вертодромов и посадочных площадок в США.
Нормативные требования к устройству и эксплуатации аэродромов и вертодромов
Под понятиями «аэродром» и «вертодром» кроется специально выделенная и должным образом подготовленная территория, на которой можно осуществить максимально безопасные манипуляции с воздушными судами – взлет, приземление, руление и стоянку. При этом, аэродром может обслуживать всевозможный воздушный транспорт, тогда как вертолетные станции предназначены исключительно для посадки/взлета вертолетов.
На законодательном уровне установлен целый перечень нормативно-правовых актов, в которых оговариваются общеобязательные требования к функционированию аэродромов и вертодромов, к ним относятся:
- СНиП 32-03-96, регулирующие порядок строительства аэродромов и вертодромов;
- Федеральные авиационные правила, утвержденные Приказом Министерств транспорта № 69 от 04.03.2011 года;
- Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ (РЭГА РФ-94);
- Рекомендации, данные Международной организацией гражданской авиации ИКАО.
Неукоснительное выполнение требований вышеуказанных официальных документов является необходимым условием для обеспечения полной безопасности полетов воздушного транспорта (самолетов и вертолетов), а также для получения соответствующих сертификатов аэродромами и вертодромами.
Основные требования, предъявляемые к обустройству аэродромов
Аэродром в обязательном порядке должен быть оборудован:
- Летным полем с одной и несколькими взлетно-посадочными полосами, рулежными дорожками, перронами и площадками спецназначения.
- Комплексом управления движением воздушного транспорта, в который входит:
- светосигнальное и техническое оборудование аэропортов (группы сигнальных аэродромных огней малой и высокой интенсивности, прожекторы на высокомачтовых опорах освещения, аэродромные знаки, ветроуказатели и сигнальные ограждения);
- радиооборудование, предназначенное для связи экипажа самолета с землей: радиостанции, маяки, радиолокационные комплексы;
- служба диспетчеров, которые управляют воздушным движением и метеорологическая служба для контроля за фактическим состоянием погоды и передаче данных о нём пилотам самолетов.
- Дополнительным оборудованием и зданиями для обслуживания воздушных суден (топливозаправочные станции, техника для энергосбережения, ангары для отстоя воздушных транспортных средств).
Требования к комплектации вертодрома
Вертолетные аэродромы не функционируют без вертолетной площадки, а чаще всего – двух и даже больше. Вертолетная площадка является местом, предназначенным для взлёта и посадки винтокрылых воздушных судов. Площадки могут быть выполнены из различных материалов и расположены на различной местности (в т.ч. на крышах домов и платформах морских кораблей). По конфигурации площадки для вертолетов бывают квадратными, круглыми, восьмиугольными или сложной формы, с главным знаком для всех – буквой «Н» посередине круга.
Так же, как и аэродромы, вертодромы нужно оснащать качественным светосигнальным оборудованием, обеспечивающим безопасное руление, взлет и приземление воздушных судов вне зависимости от степени природного освещения и погодных условий.
Более того, требования к вертодромам предусматривают наличие необходимой инфраструктуры: топливозаправочных станций (стационарных и мобильных), ангаров для стоянки вертолетов, а также переносной техники для обеспечения бесперебойного энергоснабжения воздушных суден.
ВЕРТОЛЕТНАЯ ПЛОЩАДКА
— земельный участок, площадка на сооружении и т. п., оборудованные для взлета, посадки и обслуживания вертолетов.
Вертолетные площадки подразделяются на постоянные, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов заданного полетного веса, в том числе по-самолетному (с использованием непродолжительного разбега), и на временные — для взлета и посадки по-вертолетному (вертикально). По назначению аналогично аэродромам вертолетные площадки разделяются на транспортные (базовые, конечные, промежуточные), спец. применения и учебные. Транспортные вертолетные площадки в случае их расположения вне пределов аэропорта наз. вертолетными портами и предназначаются для обеспечения грузо-пассажирских перевозок на воздушных линиях местного значения; вертолетные площадки спец. применения— для вертолетов, выполняющих авиационно- химич., геологоразведочные и др. работы, включая оказание скорой медицинской помощи населению.
Составные элементы вертолетной площадки: рабочая площадь (летная полоса), полосы воздушных подходов и боковые плоскости ограничения препятствий, рулежные дорожки, места стоянок и швартовочные площадки, перрон, участок служебно-технич. застройки. Форма, размеры рабочей площади вертолетной площадки и количество летных полос на ней принимаются в зависимости от типа и интенсивностиполетов вертолетов, наличия свободного земельного или др. участка и благоприятного рельефа, свободных воздушных подходов, силы и направления господствующих ветров. Лучшей формой рабочей площади является круг или квадрат, обеспечивающие взлет вертолета против ветра в любом направлении. Вертолетные площадки могут быть устроены на крышах зданий, на пристанях (причалах) и т. п. Постоянные вертолетные площадки имеют длину 30—120 м и ширину 20—40 hi, временные соответственно 30—50 м и 15—25 м. Нижняя ограничивающая плоскость полосы воздушных подходов имеет наклон от 1 : 6 до 1 : 14. На случай возможного отказа двигателя при взлете тяжелых вертолетов для обеспечения безаварийного приземления в направлении взлета предусматривается полоса безопасности длиной 50 м. Боковые плоскости ограничений препятствий имеют наклон не более 40°. Рулежные дорожки делаются шириной 6—12 м, длина их зависит от планировки вертолетных площадок.
Площадь мест стоянок на один вертолет в зависимости от его типа принимается от 40 до 200 м2. Требования к технич. оборудованию вертолетной площадки (подача топлива, электро- и водоснабжение, противопожарные средства и пр.) аналогичны требованиям к оборудованию аэродромов. Для каждого типа вертолета, базирующегося на вертолетной площадке, оборудуется одна швартовочная площадка, на к-рой производится опробование вертолетов на привязи. Участок служебно-технич. застройки и перрон В. п. располагаются со стороны господствующих ветров.
устраивать в непосредственной близости от монтируемого объекта (200. 300 м) монтажно-вертолетные площадки (МВП), где складируют и укрупняют предназначенные к монтажу конструкции.
Существуют «гибридные» конструкции типа гелиостатов, представляющие комбинацию аэростатических баллонов с вертолетными винтами. Их называют вертостатами.