Требования к учебнику для вуза

Автор: | 25.02.2018

Содержание:

Требования к учебнику для вуза

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе — школьных учебниках, справочниках, книгах для дополнительного чтения, атласах, картах, сборниках задач и упражнений, тетрадях на печатной основе и т. п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным. Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованием стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.

Требования к учебной книге настолько многогранны и противоречивы, что во всем мире ощущается дефицит хороших учебников. Наблюдается тенденция к увеличению их объема по мере роста знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные (параллельные) учебники, благодаря чему учителя и учащиеся имеют возможность выбирать лучшее.

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с этим учебник выполняет следующие дидактические функции:

— мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

— информационную, позволяющую учащимся расширять объ1 ем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

— контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Наряду с традиционными все шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др. Дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы — от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.

Требования к учебнику для вуза

На мой взгляд, нужно сначала определить, чем плохи имеющиеся учебники.

И зачем вообще писать.

Учебное пособие ещё понятно, но для учебника с одной стороны должен быть большой педагогический опыт, знание других учебников данной тематики, быть в курсе обновлений в этой сфере, оперирование непротиворечивой терминологией, быть в курсе изменений в системе учебного процесса и знать степень готовности учащихся. В общем очень сложное занятие (я имею ввиду по настоящему хороший учебник (а не халтуру, которая имеется)).

И зачем вообще писать.
Ряд причин:
1. Износился, потрепался.
2. Больше стало обучающихся (востребован большим кол-вом людей).
3. Развитие области (включение новых знаний).
4. Опыт преподавания показывает, что в связи с такими-то и такими-то вопросами у студентов или других учащихся что-то надо переработать и дополнить.
5. Возникло новое направление, для развития которого нужны кадры.
6. Другое.:)

Требования к учебнику для вуза

Как написать учебное пособие 15245

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (внешние рецензенты).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство — и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Также рекомендуем прочитать

От абитуриента до аспиранта

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается издательство «Молодой ученый».

Читайте так же:  Я получила материнский капитал в 2010 году

Как студенту написать первую научную статью. Инструкция

*** НЕ СТУДЕНТАМ НЕ ЧИТАТЬ! *** Привет, студент! Этот текст для тебя. Любимая кафедра требует от тебя опубликовать научную статью, а ты не знаешь даже, с чего начать? «Молодой ученый» сделал для тебя простую и понятную инструкцию.

Как придумать хорошее название для научной статьи

Удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей.

Требования к учебной книге

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Статья просмотрена: 4828 раз

Библиографическое описание:

Мендубаева З. А. Требования к учебной книге [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 340-343. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1694/ (дата обращения: 13.12.2018).

Требования к любым учебникам и учебно-методическим комплексам, на наш взгляд, определяются требованиями современного общества, предъявляемыми через требования к образованию (школьному, вузовскому), достижения в области наук, теории образования, методики обучения, а также теории учебной книги.

Рассмотрим данный актуальный вопрос о содержании требований современного образования, предъявляемые к учебникам и учебно-методическим комплексам. В данном исследовании нас интересуют требования, которые предъявляются к учебникам по общеобразовательным дисциплинам в вузе, но ради необходимости соблюдения логической структуры и преемственности в раскрытии вопроса, уделим внимание и требованиям, относящимся к школьным учебникам, а также к вузовским учебникам по профилирующим дисциплинам.

Анализ зарубежных школьных учебников, проведенный коллективом авторов РГПУ им. А.И.Герцена, позволил выявить следующие позитивные черты, которые могут быть использованы в разработке новых подходов к созданию школьной учебной литературы: построение учебника по модульному принципу, введение сюжета в учебник, разнообразие современного иллюстративного материала, основной текст учебников составлен с учетом современных тенденций развития экранной культуры, установление содержательных линий между разными предметами, реализация такого основополагающего дидактического принципа как возрастосообразность, составление учебников для профильной школы [2].

Возможные направления совершенствования учебников для российской школы выглядят следующим образом: конструирование авторами линий учебников на основании разных психологических концепций учебной деятельности (например, теория деятельности А.Н.Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, концепция обучения на высоком уровне трудности Л.В.Занкова и др.), конструирование учебников на основании разных дидактических теорий и технологий обучения (развивающее, проблемное, модульное, дифференцированное, личностно-ориентированное, проектные технологии, технологии работы с текстом и т.д.), совершенствование методических подходов к содержанию и структуры учебника.

Переходя к освещению вопроса по вузовским учебникам отметим, что требования к учебной литературе определяются изменившейся ситуацией в образовании современного студента, что выражается влиянием социокультурных факторов:

информатизация жизни общества, что требует от человека умений работать с информацией, используя различные ее источники и технологии обработки;

демократизация, понимаемая в первую очередь как становление гражданского общества, что, с одной стороны, предполагает предоставление человеку большей свободы, а с другой стороны, ориентирует его на проявление большей ответственности по отношению к обществу, семье и самому себе;

становление нового культурного типа личности (тип личности, соответствующий современной культуре, характеризуется самостоятельностью, творчеством, ответственностью и готовностью к обучению в течение всей жизни);

реализация компетентностного подхода в образовании (умение сотрудничать; способность к общению, жизни в обществе и участию в общественной жизни; способность к решению проблем; способность самостоятельно организовывать свой труд; способность к сотрудничеству с людьми различных национальностей и уровней культуры; способность к использованию новых технологий, в первую очередь информационных. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах).

Итак, исходя из необходимости реализации компетентностного подхода в образовании и влияния социокультурных факторов на образование, обозначим общие требования к учебной литературе:

учебник реализует деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, практической, творческой и рефлексивной деятельности, на приобретение студентами опыта деятельности;

учебник направлен на становление ключевых компетенций – готовности студентов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

учебник обеспечивает вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей и образовательных учреждений).

В значительной степени современный учебник должен быть практикоориентирован, освоение учебного материала в нем построено на активной деятельности студентов не только репродуктивного характера. Более того, учебник, ориентированный на становление компетентностей, должен предлагать студенту возможность самостоятельно решать различного рода задачи на основе предметного материала.

Создание произведений учебной литературы сложный и многогранный процесс, который к тому же имеет и субъективный характер и определяется научным и преподавательским опытом и мировоззрением. Автор, при работе над произведением, может руководствоваться собственными критериями отбора знаний, определяет меру и глубину их представления в том или ином учебном издании. При всем при этом он должен соблюдать федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по конкретной дисциплине и руководствоваться учебной программой, которые имеют управляющее значение для содержания и структуры будущего издания.

Представим общие требования, предъявляемые к учебной книге:

Высокий научно-методический уровень содержания, отражающий в нем этические и эстетические нормы конкретной человеческой деятельности и соответствующий основным направлениям и итогам развития научной мысли, ее современному состоянию.

Соответствие требованиям ФГОСов ВПО, определяющих обязательный набор дисциплинарных знаний.

Учебник должен удовлетворять как сложившейся системе организации учебного процесса, так и перспективе.

Дидактический уровень учебной книги, обеспечивающий необходимый обучающий эффект, т.е. доступность, связь с лекционными и практическими знаниями, стимулирование самостоятельной работы.

Четкое обозначение тем, необходимый справочный аппарат, литература.

Учебник без особых затруднений должен вписываться в научную и педагогическую концепцию преподавателя, быть инструментом, соотносимым с рабочим планом, графиком учебного процесса. Содержать структурно-логическую связь с компьютерной техникой.

Объем учебников должен быть соразмерен с ролью и местом дисциплины в учебном плане и, соответствовать времени, отводимому на изучение данного курса.

В зависимости от предлагаемой области учебной книги требования к ней должны дифференцироваться.

При создании учебных книг по циклу математических и естественно-научных дисциплин необходимо помнить, что главная задача фундаментального образования – сформировать у студентов научный способ мышления, под которым понимаем развитие способностей и навыков анализа, классификации, обобщения основных признаков явлений, их свойств, а также объектов окружающего мира. Учебная книга по этому циклу должна быть адаптирована к основному профилю специальности. Системный подход к проблеме естественно-научного образования заключается в том, что автор учебника должен, с одной стороны, обладать достаточным объемом знаний по своей дисциплине, а с другой стороны – быть в курсе проблем основной специализации студентов, для которых предназначена учебная книга.

К другим требованиям к учебникам по этому циклу можно отнести:

Учебники по фундаментальным наукам (физике, математике, химии и др.) не должны дублировать основные разделы школьного учебника.

Акцентируя внимание на принципиальных вопросах развития науки, необходимо также соблюдать общую логику построения учебной дисциплины, обеспечивать устойчивые междисциплинарные связи внутри своего блока.

Учебник должен содержать достаточное количество справочной информации, обеспечивать логико-структурную связь с компьютерными средствами обучения, прививать студентам вкус к самостоятельной работе, развивать у них логическое мышление, способность к решению практических задач.

Учебник по фундаментальным дисциплинам должен отличаться строгостью и общностью доказательств и положений, а также обоснованностью применяемых методов и получаемых результатов.

Кратко опишем основные требования к учебной литературе гуманитарного и социально-экономического цикла:

соответствие ФГОСам ВПО;

соблюдение принципов историзма и преемственности, этических и эстетических норм при изложении материала;

полнота и объективность библиографических сведений;

включение необходимого справочного аппарата.

Учебники по профилирующим дисциплинам обеспечивают изучение предметов, входящих в два цикла стандарта:

цикл общепрофессиональных дисциплин, которым завершается обучение на втором уровне высшего образования – подготовка бакалавров;

цикл специальных дисциплин, которыми овладевают студенты на третьем уровне обучения – подготовка специалистов и магистров.

Отметим некоторые особенности наиболее часто предлагаемых авторами подходов (Л.Г.Тюрина) к конструированию учебных книг по общепрофессиональным и специальным дисциплинам [1]:

1) Использование системной методологии, включающей моделирование (системный подход). В эпоху компьютеризации студент должен свободно оперировать системными понятиями, подходами, исследованиями. Системное рассмотрение объекта позволяет выявить совершенно новые связи, качества, отношения. Системный подход к изучению разделов той или иной дисциплины предполагает продвижение от общего к частному. Ориентировка учебника на моделирование процессов (математизацию курса), содействует развитию интуиции и конструктивному профессиональному мышлению будущих специалистов.

2) Проблемное изложение материала (проблемный подход). Использование объяснительного принципа вместо описательного. Изложение программного материала, когда автор не просто сообщает знания, а показывает пути, которые привели к данным выводам, является проблемным изложением. Проблемные ситуации ставят студента перед необходимостью проанализировать расчетные параметры, установить причинно-следственные связи, т.е. по ходу изложения материала осуществляется сравнение с ранее изученным. Конечно, проблемный подход усиливает познавательный интерес у студентов, но и от автора требует серьезной методической работы, высокой научной компетентности, умения системно и доказательно излагать учебный материал.

3) Вариативная часть учебной книги должна содержать разделы, главы посвященные новым технологиям, типовым прикладным программам. Полученные знания будут способствовать успеху выпускника вуза на рынке рабочих мест благодаря его быстрой адаптации к производственной или научной деятельности.

4) Гуманитарная компонента предметной области учебника по профилирующей дисциплине должна быть направлена на формирование гуманитарной культуры бакалавра, специалиста, магистра. Надо понимать, что речь идет не только о содержании гуманитарного плана, а скорее об определенной ориентации профессиональных знаний на понимание духовных начал всякой деятельности, этических, эстетических позиций субъекта по отношению к окружающему миру.

Идеологией стандартов высшего профессионального образования предусмотрено, что гуманитарные основания, влияющие на ценностные ориентиры системы знаний выпускника, обеспечиваются общими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами. Но дисциплины общеобразовательного характера слабо влияют на духовный облик студента как будущего специалиста, поскольку мало связаны с профессиональной деятельностью, к которой он готовится. Необходимо, чтобы гуманитарная составляющая каждой профессии находила отражение в предметной области учебников по профилирующим дисциплинам, т.к. наибольшее внимание студент уделяет изучению специальных дисциплин. Очень важно, чтобы гуманитарные знания имели управляющее значение по отношению к профессиональным, органично взаимодействуя с ними и в то же время, задавая определенную направленность рассмотрению предмета.

5) При разработке учебников по профилирующим дисциплинам необходимо учитывать используемые в системе образования модели обучения. Предметно-онтологическая модель обучения формирует репродуктивный тип отношения к профессиональной деятельности, который является одним из необходимых условий производства и воспроизводства в той или иной области. Гносеологическая модель обучения формирует у обучаемых продуктивный, творческий тип отношения к профессиональной деятельности. При создании учебников по общепрофессиональным и специальным дисциплинам следует учитывать обе модели обучения, разумно дифференцируя тот или другой подход в зависимости от того, для какого уровня образования создается учебник. Например, гносеологическая модель обучения применима для второго и третьего уровней образования, когда речь идет об овладении знаниями и навыками в широком поле профессионального направления.

Переход ВПО на многоуровневую подготовку бакалавров, магистров и дипломированных специалистов привел к изменению целевого назначения учебной книги, т.к. на каждом уровне обучения цели и задачи подготовки различные. При подготовке учебных книг для каждого уровня необходимо учитывать условия непрерывного образования: знания и умения, полученные на первом этапе являются базовыми для следующих.

Особенности подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров накладывают соответствующие требования на учебные книги каждого уровня.

В основе подготовки учебных книг для бакалавров по дисциплинам, формируемым преимущественно по системам наук, лежит принцип предметности. В их структурах соблюдаются принципы поступательности и цикличности изложения материала, соответствующие традиционной структуре классических учебников. Учебный процесс обладает системностью, логичностью и завершенностью как результат использования комплексного информационно-методического обучения на уровне подготовки бакалавров.

Предметная область учебника, предназначенного для подготовки бакалавров, должна быть шире предметной области учебника, ориентированного на обучение специалистов. В учебнике, предназначенном будущему бакалавру, важно выявить тенденции и обозначить перспективы развития практической или научной деятельности, тогда как в учебник, предназначенный будущему специалисту, необходимо, прежде всего, включать актуальные знания, характеризующие данную область, раскрывая их практическую значимость в контексте тенденций развития отрасли.

В учебниках по общепрофессиональным и специальным дисциплинам информационное поле по многим параметрам будет совпадать, но информационные базы будут отличаться, для бакалавров она стабильна, а для специалистов более динамична (учебник постоянно должен пополняться новой информацией). Отбор фактов, их особенности, глубина характеристик происходящих процессов в учебниках для будущих бакалавров и специалистов, конечно же, различны.

Преемственность содержания этих учебников отчасти может обеспечить единая терминосистема: термины, с которыми обучаемый впервые знакомится при изучении общепрофессионального учебника, должны быть дополнены новыми понятиями специального учебника с учетом задачи углубления и конкретизации профессиональных знаний и их практической направленности.

Для дисциплин, изучаемых на третьем уровне приемлемо использование нескольких учебников и учебных пособий различных авторов, которые отражают, как правило, разные подходы и традиции в преподавании, благодаря чему специалисты получают более разносторонние знания.

В основе подготовки учебных книг для магистров лежит деятельностный принцип: автор учебной книги отбирает научные и профессиональные знания и систематизирует (структурирует) их с учетом потребностей конкретного вида и формы деятельности будущего специалиста. При создании учебных книг для магистров следует учитывать уровень их подготовки: хорошую базовую подготовку, возможность реализации вариативного (индивидуального) обучения, способность к самообучению и саморазвитию, междисциплинарный характер обучения. Авторам учебников для магистров рекомендуется сочетать линейные и циклические способы изложения, то есть учебники должны иметь комбинированную структуру. При этом доля учебных книг для магистров в системе учебных изданий должна быть минимальной, т.к. магистр – это специалист, обладающий продуктивным мышлением, высокой информационной культурой, поэтому он должен активно использовать научную периодику и монографическую литературу.

Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения. М., 2001 с. 21.

Учебник фиксированного формата: концепция создания и материалы к разработке / О.В.Акулова, В.В.Барабанов, Е.В.Баранова и др.; Под ред. Г.А.Бордовского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 351 с.

Современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации Лыков Максим Николаевич

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Читайте так же:  Органы опеки и попечительства севастополь телефон адрес

Лыков Максим Николаевич. Современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Лыков Максим Николаевич; [Место защиты: Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО].- Казань, 2008.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/329

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретические основы содержания и структуры вузовского учебника 14

1.1. Вузовский учебник — информационно-методическое средство обучения 14

1.2. Содержание вузовского учебника как интегрированная система знаний и основа учебных умений и навыков 37

1.3. Структура вузовского учебника — отражение его содержания и дидактических функций 62

Глава 2. Педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла 87

2.1. Сущностная характеристика отбора и структурирования содержания современного учебного материала по предметам гуманитарного цикла 87

2.2. Критерии оценки качества вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла 122

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла 156

Список использованной литературы 203

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общество требует профессионалов, способных к продуктивному труду в различных социальных сферах. На достижение этой цели и направлена реформа высшего профессионального образования в России, одна из составляющих которого – гуманитарное образование. Сегодня гуманитарная сфера и гуманитарное образование стали доминирующими в самых различных областях. Это обусловлено спецификой гуманитарного образования, с которым взаимосвязаны патриотическое, нравственное воспитание, формирование человека, духовное возрождение страны, развитие толерантности, преодоление проявлений национальной и религиозной терпимости. Качество образования становится важнейшей категорией государственной политики во всем мире, главным ориентиром международной политики в области образования ЮНЕСКО, ООН, Евросоюза. В Болонском процессе, направленном на создание интеграционной общеевропейской системы высшего образования, проблемы качества высшего образования, стандартов качества и процессов сертификации (аккредитации) на их основе занимают важнейшее место. Создана Европейская сеть организаций контроля качества (ENQA) в сфере высшего образования. В широком смысле качество образования – это гарант национальной безопасности, один из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности государства, возрождение смыслообразующей роли образования в жизни каждого человека и всего общества. В узком смысле качество образования может рассматриваться как категория, характеризующая результат образовательного процесса, отражающего уровень формирования общетеоретических знаний, практических умений и навыков, интеллектуального развития и нравственных качеств выпускников. Таким образом, в современных условиях результаты образовательного процесса уже не сводятся лишь к качеству подготовки выпускников, выражаемому соответствием их знаний и умений требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Сюда входят: образованность выпускника, показателями которой являются не только знания и умения, но и ключевые компетенции; востребованность выпускников конкретными предприятиями, обществом в целом; последующий социально-профессиональный, карьерный рост. Эти требования к качеству образования обуславливают новый подход к информационно-методическому обеспечению учебного процесса, основной компонент которого – это учебник.

Учебник для высшего профессионального образования должен не только соответствовать структуре научного знания и федеральной составляющей дисциплин государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, но и отобранное в качестве учебного знания содержание должно излагаться в последовательности его возникновения. Учебник по дисциплинам гуманитарного цикла должен быть ориентирован не только на систему знаний для формирования у студентов целостной гуманитарной картины мира, но и систему профессиональных и учебных умений.

Анализ специальной литературы показал, что проблемы вузовского учебника составляют предмет многих исследований. Теоретико-методологическим основаниям учебниковедения посвящены работы С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, Д.Д. Зуева, В.Г. Бейлинсона и других. Классификация учебников представлена в публикациях В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, Н.И. Тупальского и др. Исторические аспекты издания учебной литературы для высшей школы, роль и место вузовской издательской деятельности в системе отечественного книгоиздания освящены в исследованиях Н. И. Тупальского, П. Г. Буги, И. Е. Баренбаума, Т. Е. Давыдовой, А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой, В. Г. Бейлинсона, А. А. Гречихина, Ю. Г. Древса, Е. В. Смирновой, З. Н. Федотовой и др. Cодержание, структура, проектирование вузовских учебников рассмотрены в трудах С. Г. Антоновой, Л. Г. Тюриной, В. Айнштейна, Д.Д. Зуева, В. Г. Бейлинсона, Е. П. Шеметовой, Л. Х. Гиттиса, Г.В. Мухаметзяновой, Н.М. Розенберга. Сущностные характеристики электронных учебников отражены в исследованиях В. Н. Агеева, В. М. Гасова, Н. В. Осетровой, А.Л. Харитонова, С.А. Христочевского и др. В последние годы опубликован ряд исследований С. Г. Антоновой, Л. Г. Тюриной и др. о методах оценки качества вузовского учебника.

Однако анализ научной литературы показал, что недостаточно разработаны научно-педагогические основания подготовки вузовского учебника нового поколения, как информационно-методического средства обеспечения качества высшего профессионального образования. Предмет научных дискуссий составляют место вузовского учебника нового поколения в учебном процессе; теоретические основы содержания и структуры вузовского учебника; педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла; современные требования к отбору и структурированию содержания учебного материала и критерии оценки качества вузовского учебника по предметам гуманитарного цикла.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между потребностью в вузовском учебнике нового поколения и отсутствием научно обоснованных современных требований к разработке его структуры и содержания.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации.

Объект исследования: структура и содержание вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла.

Предмет исследования: современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника нового поколения по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации (на примере учебников по истории Отечества и политологии).

Актуальность проблемы, предмет исследования обусловили выбор темы: «Современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации».

Цель исследования: разработать современные требования к отбору и структурированию содержания вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и выявить педагогические условия их реализации.

Гипотеза исследования: современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла будут адекватны задачам гуманитарного образования, если:

гуманитарное образование основано на общеметодологических принципах историзма, научности, фундаментальности, диалектической включенности российской культуры в систему мировой культуры, поликультурной идентификации и самоактуализации личности;

учебник отражает научно-методологические и теоретические
перемены в изучаемой дисциплине;

структура учебника соответствует логике изучаемой научной
дисциплины, способствует целостному и системному усвоению студентами;

учебник содержит системный аппарат организации усвоения
учебного материала, который направлен на развитие критического мышления, самостоятельности и творчества студентов;

педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла включают – изложение учебного знания с учётом закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов; адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования; ориентация учебника на формирование целостной гуманитарной картины мира и систему профессиональных и учебных умений.

Цель и гипотеза определили задачи исследования, которые обусловили логику изложения научного материала:

Определить дидактические функции вузовского учебника как информационно-методического средства обучения.

Охарактеризовать вузовский учебник как носитель содержания обучения и разработать его структуру.

Представить сущностную характеристику отбора и структурирования содержания современного учебного материала и определить критерии оценки качества вузовского учебника по предметам гуманитарного цикла.

Выявить и апробировать педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла.

Теоретико-методологической основу исследования составили:

диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего; единство преемственности и поступательности (традиций и инноваций); интерпретация целостности (конкретного) как единства многообразия (Д.П. Горский, А.Ф. Зотов, В.В. Ильин, Б.М. Кедров, В.А. Лекторский, Т.И. Хилл, Ф.Энгельс);

системный подход (В.П. Беспалько, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин);

теоретические положения о сущности книги как объективного явления социальной действительности и форме ее существования в книгоиздательском деле (А.А. Беловицкая, И.Е. Баренбаум);

полипарадигмальный подход к проблемам учебно-образовательного процесса Г.В. Мухаметзяновой;

концептуальные идеи о структуре и содержании вузовского учебника Н.И. Тупальского, П.Г. Буга, Д.Д. Зуева, В.Г. Бейлинсона, Н.М. Розенберга, И.Я. Лернера, И.К. Журавлева, Н.И. Скаткина.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ вузовских учебников по дисциплинам гуманитарного цикла, философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта использования вузовского учебника в процессе обучения студентов, сравнение, педагогическое моделирование;

эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

База исследования: Академия социального образования (Казанский социально-юридический институт), Казанский государственный технический университет (Казанский авиационный институт).

Исследование проводилось в течение четырех лет (2004-2008 гг.) в несколько этапов:

Первый этап (2004-2005 гг.) — изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогического опыта, определение темы, цели, объекта, предмета исследования, формулирование гипотезы, конкретизация задач, поиск и обоснование методологической основы исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2005-2006 гг.) — разработка теоретических основ содержания и структуры вузовского учебника нового поколения; организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла.

Третий этап (2006-2008 гг.) — систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических выводов, оформление диссертации, определение перспектив изучения исследуемой проблемы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены и апробированы современные требования к отбору (формирование гуманитарной картины мира; соответствие логике изучаемой научной дисциплины, федеральным государственным стандартами высшего профессионального образования, целям образовательной программы; интеграция фундаментального, междисциплинарного, профессионального и инновационного научно-учебного материала; взаимодействие методологии науки, предметной отрасли знания и методики преподавания; установление интегративных связей между гуманитарным и профессиональным знаниями; системная целостность предметного содержания, учебных и профессиональных умений и навыков; доступность для успешного усвоения студентами) и структурированию содержания учебного материала (единство содержания и аппарата организации усвоения знаний; учёт закономерностей восприятия письменных текстов; систематичность и системность изложения; доступность; интеграция и дифференциация) по дисциплинам гуманитарного цикла;

разработана модель структуры вузовского учебника нового поколения по дисциплинам гуманитарного цикла (произведение (текстовый отдел и иллюстративный материал): вводная часть (введение и предисловие), основная часть, заключительная часть (заключение, послесловие); аппарат организации усвоения (вопросы-задания, примеры, задачи, обобщающие таблицы, выводы); справочно-сопроводительный аппарат (аннотация, выходные сведения, указатели, оглавление;

определены критерии оценки качества вузовского учебника по предметам гуманитарного цикла, включающие качество информационного (соответствие основного текста государственному образовательному стандарту; преемственность содержания учебников; доступность изложения учебного материала; использование разных видов и типов источников в качестве основы познавательной деятельности и теоретического материала), качество дидактического (соблюдение архитектонической структуры учебного текста; многоуровневый и разнообразный методический аппарат; сбалансированное и продуктивное включение в основной текст учебника дополнительных и иллюстративных материалов, пояснительных текстов, справочных и библиографических разделов), качество воспитательно-развивающего (эмоционально-образное изложение учебного материала; формирование гуманитарного сознания студентов) уровня;

выявлены и апробированы педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла (изложение учебного знания с учётом закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов; адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования; ориентация учебника на формирование целостной гуманитарной картины мира и систему профессиональных и учебных умений).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно-теоретические и методические основы отбора и структурирования содержания современного вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла, включающие: модель содержания вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла; комплексный подход к определению структуры, как отражению содержания и дидактических функций (информационной, систематизирующей, организационно-процессуальной, научно-исследовательской, интегрирующей, социально-педагогической, функции закрепления и самоконтроля, функции самообразования, координирующей функции) учебника.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно-методические рекомендации по подготовке учебника нового поколения по предметам гуманитарного цикла для студентов вузов и его эффективного использования в образовательной практике. Результаты данной работы могут быть использованы при подготовке учебника нового поколения по предметам гуманитарного цикла для студентов вузов; чтении специального курса в педагогических высших и средних специальных учебных заведениях, при повышении квалификации научно-педагогических кадров вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на современные психолого-педагогические концепции; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; использованием научных методов исследования, адекватных его задачам и логике; опытно-экспериментальной проверкой основных положений выдвигаемой гипотезы.

Апробация и внедрение результатов исследования в профессионально-педагогическую практику проходили на всех этапах исследования. Ход и результаты исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО, Международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования» (Барнаул, 2004), «Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (Казань, 2005 г.), «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань, 2005 г.), «Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности» (Казань, 2006 г.), «Реализация модели социально-ориентированной личности в процессе воспитательной деятельности» (Казань, 2006 г.). Результаты исследования отражены в 7 публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 222 наименования, в том числе 9 на иностранных языках, 7 таблиц, 3 приложений.

На защиту выносятся:

1. Современные требования к отбору и структурированию содержания учебного материала по дисциплинам гуманитарного цикла.

Педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла.

Содержание вузовского учебника как интегрированная система знаний и основа учебных умений и навыков

Согласно ФЗ «Об образовании» содержание образования, как один из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Первый компонент содержания образования — знания. Они выполняют три функции — 1) онтологическую, формируя общее представление об объектах действительности, 2) ориентировочную, определяя ориентиры деятельности, и 3) мотивационную, информируя о ценности и значении объектов, вызывая эмоциональное отношение к ним. В учебниках все эти функции находят отражение в разной степени, что зависит от учебного предмета, видов знаний.

Читайте так же:  Собственность как базовый элемент экономики

С педагогической точки зрения целесообразно учитывать шесть видов знаний: лексика и термины, факты, законы, теории, методологические, оценочные знания. Для каждого предмета важно установить необходимый удельный вес каждого из них. При этом предметное содержание неизбежно облечено в форму — грамматическую, логическую. Поэтому изложение знаний, конструирование текста призваны развивать основные логические формы, виды высказываний (информативные, иллюстративные, объяснительные, логические и др.), образцы логических фигур (умозаключения, сравнения, индукцию, и пр.), разнообразные виды суждений. Содержание вузовского учебника — это интегрированная система знаний и основа учебных умений и навыков. Знания — это основной компонент в содержании обучения; объективная информация о тех или иных объектах действительности, осознанно воспринятая и зафиксированная в памяти, усвоенная до уровня осознания внешних и внутренних связей, готовности творческого использования. Характеристиками качества знаний могут быть: 1. Системность знаний, которая позволяет будущему специалисту овладеть такими существенными методологическими процедурами, как изучение законов познания, строения, функционирования и развития целого, анализ отношений и взаимодействий изучаемой системы с другими системами. Системность предполагает инвариантность знания (фундаментального, специального), осознание будущим специалистом некоторой совокупности, иерархии и последовательности знаний по их месту в структуре современной научной теории, предусматривает включение их в образовательные программы в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных звеньев единой системы образования. 2. Непрерывность знаний, которая рассматривается как процесс непрекращающегося образования, перманентного изменения целей, задач и функций звеньев образовательной системы, в котором знания трансформируются в умения, навыки и убеждения.

Непрерывность является доминирующим принципом профессионального образования и включает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, обеспечение опережающего развития образовательных программ по отношению к практической профессиональной деятельности и отражение в них новейших достижений науки. 3. Обобщенность знаний, предполагающая способность специалиста подводить конкретное знание под обобщенное и рассматривать конкретное, как проявление обобщенного. Именно знание и опыт осуществления обобщенных способов деятельности обеспечивает будущим специалистам способность объединения разнородных предметных знаний различных профилей подготовки в единый функционирующий комплекс, относящиеся к общенаучной методологии, между отдельными областями науки, техники и производства, взятыми в их целостности. Знания и опыт осуществления конкретных способов деятельности, характер которых зависит от характера объекта изучения, обеспечивают функционирование знаний внутри каждой предметной области; раскрытие внутренних взаимосвязей между элементами знания, составляющими внутреннее содержание каждого из профилей подготовки. Обобщенные знания и опыт осуществления обобщенных способов деятельности — это, своего рода, стратегия деятельности, а знания и опыт осуществления конкретной деятельности — ее тактика.

Структура вузовского учебника — отражение его содержания и дидактических функций

Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние (154). Анализ научной литературы (30, 70, 115, 161, 182, 183) показал, что при рассмотрении проблемы структуры вузовского учебника можно выделить два подхода. Сторонники первого подхода, ориентируясь на предметное содержание, выделяют в качестве структурных компонентов учебника параграфы и главы и стремятся определить их соотношения. Сторонниками этого подхода (Е.И. Перовский, Н.И. Тупальский и другие) многое сделано для решения таких важных вопросов, как принципы группировки предметного материала, способы достижения целостности и законченности материала глав. Затрагиваются в их работах и требования к текстам, но в качестве структурных компонентов учебника такие элементы, как тексты и задания, не рассматриваются. Другой подход к структуре вузовского учебника (Д.Д. Зуев, В.Г. Бейлинсон, Н.М. Розенберг и другие) опирается на способы дидактико-методической презентации учебного материала. Сторонники этого подхода структуру вузовского учебника рассматривают как соотношение текстов, вопросов, упражнений, иллюстраций и т.п. В отечественной педагогической науке проблему структуры учебника одним из первых рассматривал Е.И. Перовский. В его научном труде «Методическое построение и язык учебника», опубликованном в 1955г., структура учебника понимается как внутренняя форма содержания учебника (145). Е.Н. Перовский выделял в структуре учебника семь элементов: 1) введение в учебник; 2) разбивка содержания на главы, расположение и построение глав; 3) построение статей (параграфов) учебника; 4) обобщающие выводы в статьях, главах и в заключении учебника; 5) рисунок как элемент статьи; 6) вопросы и задания к статьям и главам; 7) дополнительный аппарат (хронология, справочные таблицы, указатели и т.п.) (145, с. 38). Е.Н. Перовский считал статью (параграф) первичным структурным элементом учебника. С этой позицией согласны не все учёные, например, Д.Д. Зуев, рассматривая совокупность структурных компонентов, предложенных

Е.И. Перовским, отмечал, что анализ этого перечня позволяет установить отсутствие единого основания для деления. Если принять статью (параграф), писал Зуев Д.Д. за первичный элемент структуры, то и получится представленная схема, в которой чёткая зависимость прослеживается лишь между параграфом — главой — учебником (70, с. 86). По мнению Н.И. Тупальского вузовский учебник, будучи внешне единым целым, внутренне делится на относительно самостоятельные элементы, которые именуются родовыми подразделами. Родовые названия подразделов соподчиняются, как правило, следующим образом (от высших к низшим): часть, раздел, глава, параграф. Строение произведения, выражающее соотношение его частей, разделов, глав, параграфов и представляющее органическое сочетание этих элементов в стройном целом, Н.И. Тупальский определял как архитектонику учебника (182, с. 95-96). Н.И. Тупальский, который, исходя из необходимости соответствия разделов учебника учебному процессу, пишет, что семестру соответствует часть, а учебному занятию (циклу) — параграф. Учебник по дисциплине, рассчитанной на два семестра, по мнению Н.И. Тупальского, будет состоять из двух частей, на три — из трёх, на четыре — из четырёх. В учебнике по односеместровой дисциплине частей вообще не должно быть (182, с. 96). Разделу учебника соответствует, как правило, схожий раздел в науке, обусловленный научной логикой или тематикой.

Например, в вузовских учебниках по отечественной истории такое подразделение осуществляется преимущественно на основании традиционного деления исторического развития страны на этапы. Издание вузовского учебника в нескольких томах представляет собой исключение. Деление учебной книги на тома и части явление нежелательное, так как затрудняет развёртывание логики учебного материала, его организацию (30, с. 72). Многотомное издание учебника может быть обусловлено значительным объёмом учебного материала. Например, учебник под редакцией А.Н. Сахарова под одним и тем же названием «История России с древнейших времён до наших дней» существует в варианте одного тома и в варианте двухтомника. Н.И. Тупальский называет параграф основной и в тоже время самой малой самостоятельной структурной единицей учебника, в свою очередь ссылаясь на работы М.Д. Феллера (186). Безусловно, имеет место и

Критерии оценки качества вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла

Современное общество требует профессионалов, способных к продуктивному труду в различных социальных сферах. Гарантом востребованности и успешной адаптации выпускников вузов является постижение главного требования, предъявляемого к специалисту, — умение применять научные знания на практике в соответствии с имманентными качествами гармонично развитой личности. На достижение этих целей и направлена реформа высшего профессионального образования в России. Высшая школа должна ориентироваться не на подготовку «функционера», а на становление познавательной активности и прежде всего перестройку мыслительной деятельности студентов, в основе которой лежит обучение интеллектуальным умениям, привитие навыков диалектического мышления. Такая переориентация образовательного процесса позволяет внести качественные изменения в структурную организацию процесса обучения, его содержание, систему контроля и оценки получаемых результатов. Переход высшего профессионального образования на многоуровневую подготовку бакалавров, магистров и дипломированных специалистов требует обновления его информационно-методического обеспечения, важной частью которого являются учебники. Качество учебной литературы начинается с изучения потребностей в ней, так как именно на этом этапе определяется общий замысел издания, формируется концепция, устанавливаются параметры и характеристики.

По мнению специалистов, предупредительными мерами, т.е. своеобразным аудитом могут быть: исследования учебной литературы по тематическому составу; выявление закономерностей прироста изданий конкретных видов; определение наиболее целесообразного сочетания различных видов изданий по отдельным циклам дисциплин образовательных программ; рассмотрение проблемы переиздания учебной литературы; разработка методики рецензирования учебников. В книговедении и теории редактирования многие требования к качеству учебника для вуза теоретически обоснованы и внедрены в практику, однако задача далеко не решена. В последние годы был опубликован ряд исследований относительно новых методов оценки. Например, типологический подход к оценке качества вузовской книги позволил установить ряд положений и требований, которые следует учитывать в практике ее создания и редактирования. Значимым результатом проведенной работы можно считать разработанную и в упрощенном варианте апробированную «Библиометрическую матрицу для оценки вузовской учебной книги» (56, с. 98). Указанная матрица насчитывает 90 параметров, то есть опирается на множество дифференцированных характеристик. Иным выглядит «Опросный лист для анкетирования экспертов на предмет оценки качества вузовской учебной книги. Критерии и параметры» Материалы отчета о научно-исследовательской работе по теме «Теоретико-аналитические и формализованные методы анализа качества и литературы для высшего профессионального образования» кафедры издательского дела и редактирования Московского государственного университета печати.

Этот опросный лист разработан коллективом кафедры издательского дела и редактирования Московского государственного университета печати. В нем предлагается осуществлять оценку качества по четырем группам критериев, каждая их которых имеет комплексные и единичные показатели качества. Разработка оценочных листов и матриц, несомненно, подготовила условия для перехода к более совершенным моделям оценки качества учебника для вуза. Тем не менее, в большинстве случаев оценивается уже готовый учебник, т.е. результат редакционно-издательской деятельности. Повышать эффективность оценки можно при условии наличия установленной системы требований к качеству и существования системы контроля над ним непосредственно в редакционно-издательской деятельности. Ряд подобных практических рекомендаций был сформулирован Советом Европы. Он, в частности, считает, что учебные планы, учебники и преподавание истории должны соответствовать следующим критериям: — уважать историческую правду; — поддерживать демократические преобразования; — защищать права человека, терпимость, понимание и многовариантность; — развивать критическое мышление и возможность отличать отклонения, предвзятость и стереотипы; — поощрять такие отношения, как открытость, принятие многообразия, сочувствия и гражданское мужество (147). В ходе исследования мы пришли к выводу, что на основании функций вузовского учебника, принципов исторического образования можно выделить критерии оценки качества учебника для вуза по истории Отечества: 1. Качество информационного (научно-предметного) уровня: 1.1. соответствие основного текста государственному образовательному стандарту;

Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла

К педагогическим условиям реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла включают — изложение учебного знания с учётом закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов; адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования; ориентация учебника на формирование целостной гуманитарной картины мира и систему профессиональных и учебных умений. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла проводилась с 2004 по 2008 год. Нами было исследовано 28 преподавателей, 410 студентов, из них 270 студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» составили экспериментальную группу, а 140 студентов, обучающихся по специальности «маркетинг», — контрольную группу. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

В рамках констатирующего этапа (2004-2005 годы) были изучены способы преподавания и усвоения знаний, умений и навыков по предметам гуманитарного цикла; требования преподавателей и студентов к структуре и содержанию учебников. В процессе бесед со студентами было выявлено, что работа с учебной книгой чаще всего начинается с аналитической переработки информации об объекте, а заканчивается ее синтезом. Поочередное доминирование аналитической и синтезирующей деятельности, зависит от индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности. В результате имеют место следующие тенденции пробелов в знаниях: неполное знание общенаучных и общекультурных понятий, высокая степень разобщённости этих занятий, неумение подвести более частные понятия под более общие; неумение соотнести фактический и теоретический материал, перенести теоретические знания на область профессиональной деятельности и наоборот; слабое развитие умений связывать теоретические положения с реальными событиями; несформированность умений устанавливать причинно-следственные связи между историческими, социокультурными, социально-экономическими, политическими процессами и явлениями. В качестве основных требований к учебнику студенты выдвигают: доступность изложения учебного материала; четкое обозначение тем; наличие необходимого справочного аппарата. Наибольшей популярностью у студентов пользуются те учебники по истории, в которых преобладает образное изложение учебного материала (например, 90, 91, 135, 141, 143). Преподаватели отдают предпочтение учебникам, в которых логико-рациональный способ изложения учебного материала, направленный на формирование умения мыслить в форме постановки вопросов, поиска путей ответов и вопросов, согласно строгим алгоритмам, (например, такие учебники, как 78, 79, 90, 94, ПО). В качестве основных требований к учебнику преподаватели выдвигают: соответствие содержания основным направлениям и итогам развития научной мысли, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; способность учебного материала дополнить лекционные и практические занятия.

На формирующем этапе (2005-2006 годы) были апробированы педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла. Первое педагогическое условие — это изложение учебного знания с учётом закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов. Учебно-познавательная деятельность студентов складывается из последовательно решаемых профессионально ориентированных задач. Основная особенность каждой учебной задачи заключается в том, что её цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, которое проявляет себя в овладении определёнными способами действия. Выстраивая систему учебных задач по дисциплине, преподаватель прогнозирует развитие социально-профессиональных качеств студента. Важной составляющей реализации этого условия является формирование информационно-креативной среды обучения. Информационная составляющая среды обучения формирует предметную область гуманитарного знания.

Креативный характер профессионального образования — основа профессионального становления выпускника. Креативная составляющая среды обучения обеспечивает формирование у преподавателей и студентов креативных качеств личности, влияющих на самоопределение и самосовершенствование, творческий характер деятельности, способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановке и решению принципиально новых задач, как в профессиональной сфере, так и в смежных областях; формирование у студентов мотивации учебной деятельности по дисциплинам гуманитарного цикла (интерес к знаниям и процессу их приобретения; осознание практической и теоретической значимости изучаемого материала, его соответствие наклонностям и стремлениям студентов; установление перспективности обучения и самостоятельной деятельности; создание ситуации успеха в учебной работе и т. д.). Второе педагогическое условие — адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования. Дидактика высшей школы рассматривает процесс обучения как взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента, направленную на формирование у последнего