Требования к учебным программам дополнительного образования

Автор: | 01.03.2018

Учебные планы дополнительного образования детей: требования к форме и содержанию

Вопрос-ответ по теме

Какие требования к форме и содержанию учебного плана дополнительного образования детей?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, учебные планы дополнительного образования детей разрабатываются ОО самостоятельно.

Образовательные программы дополнительного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Соответственно, требований к структуре программ дополнительного образования для детей не установлено, наличие в них учебного плана дополнительного образования детей не обязательно. Если это необходимо, определите требования по его наличию, а также к его форме и содержанию в соответствующем локальном акте.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом (ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ).

Также, рекомендуем к ознакомлению следующие материалы Системы Образование по теме данного вопроса:

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Требования к составлению образовательной программы кружка

Требования к составлению образовательных программ

«Учебная программа – программа,

определяющая по каждой учебной

дисциплине содержание и объем знаний,

умений и навыков, подлежащих усвоению»

(ст.46 Закона РК «Об образовании»)

Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу, должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения . Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.

Первое обязательное условие составления программы – это соответствие программы требованиям:

Закона РК «Об образовании»,

Типовым правилам деятельности организаций дополнительного образования для детей (Постановление Правительства РК от 17 мая 2013 года № 499 —3 слайд

По положению Закона РК «Об образовании» «Образовательные учебные программы дополнительного образования предусматривают создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга» . —4 слайд

В Правилах говорится, что « в организациях дополнительного образования для детей реализуются общеобразовательные учебные программы дополнительного образования в целях всестороннего удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся в интересах личности, общества и государства». «Организация дополнительного образования для детей самостоятельно разрабатывает образовательные учебные программы с учетом запросов детей, потребности семьи, организаций образования, общественных организаций (в том числе детских и юношеских), особенностей социально-экономического развития региона, национально-культурных традиций » (п. 16). —5 слайд

Алгоритм написания авторской образовательной программы

Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.

Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).

Установление цели, ради которой вводится новая программа.

Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.

Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.

Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

Определение средств, методов и форм обучения.

Составление списка необходимой литературы. —6 слайд

6. Структура авторской образовательной программы

Структура образовательной учебной программы, ее оформление придают данному документу определенную юридическую силу , а также выявляют уровень профессиональной подготовки разработчика программы.

Образовательная программа должна быть оформлена в виде нормативного документа (в соответствии с требованиями).

К программам дополнительного образования детей рекомендуют следующую структуру образовательной программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план (по годам обучения).

4. Содержание программы.

5 Календарно-тематическое планирование

6. Методическое обеспечение образовательной программы.

7. Список литературы

Информация, содержащаяся на титульном листе:

полное название вышестоящего органа управления образованием;

полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;

название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);

данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);

название населенного пункта, в котором написана программа;

год написания программы;

ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;

дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

возраст детей, на который рассчитана программа;

срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана) —8 слайд

2. Пояснительная записка.

Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

актуальност ь программы и практическая значимость для обучающихся;

вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);

новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

связь программы с уже существующими образовательными программами по данному направлению деятельности;

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться . Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:

обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Указываются педагогические принципы .

Принцип – исходное теоретическое положение, которое необходимо принимать во внимание при организации учебно-воспитательного процесса.

Принципы общедидактические : наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

Принципы воспитания : целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.

4.Описывая особенности программы, следует отразить:

ведущие идеи, на которых она базируется;

ключевые понятия, которыми оперирует автор;

сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы)

5.В пояснительной записке отмечаются:

основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);

особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

6.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:

общее количество часов в год;

• количество часов и занятий в неделю;

периодичность и продолжительность занятий

нормы наполняемости группы;

форма занятий ( индивидуальные, групповые, разновозрастные);

7. Прогноз результативности

Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения. В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения, причем не просто перечисляются, а даётся конкретная характеристика, указывается уровень владения. Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.

. Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения!

перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся.

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.) —9 слайд

3. Учебно-тематический план (по годам обучения)

Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса в той последовательности, в которой они будут изучаться . Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами : —10 слайд

Требования к программам дополнительного образования

Примерные требования к программам дополнительного образования детей: нормативно-правовой, целевой, содержательный и методические аспекты. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 №06-1844. Материал представлен кафедрой воспитания и дополнительного образования.

Примерные требования
к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 233), в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст.26,п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемом и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
? обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
? формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
? интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
? формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
? воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:
соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественно-научной);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
Читайте так же:  Нотариус ширяева березники

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
  • год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

  • направленность дополнительной образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4.Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5.Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Требования к учебным программам дополнительного образования

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.


Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога

— перечень и название раздела и тем курса;
— необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
— содержание учебной темы:
• основные изучаемые вопросы;
• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
• требования к знаниям и умениям обучающихся;
• формы и вопросы контроля;
• возможные виды самостоятельной работы учащихся;
— региональный компонент.

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

4. Содержание курса — структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения;
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).

6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Пример: Горский Д. Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.

7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

Читайте так же:  Куда обращаться в случае дтп по осаго

МБОУ
«Северодвинская гимназия №14»

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования

Дополнительное образование — это часть системы непрерывного обучения, направленная на удовлетворение потребности человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, профессиональном и физическом совершенствовании. Программы ДОД бывают образовательного и рабочего типа, оба они реализуются на благо человека и государства.

Как составляется образовательная программа

Образовательная программа разрабатывается согласно «Примерным требованиям к программе ДО детей» и оформляется в соответствии с нормативами ГОСТа, перечисленными в приложении к письму N 06-1844 Департамента молодежной политики, воспитания и поддержки детей Минобрнауки от 11 декабря 2006 года.

Она должна быть:

  • Современной. Актуальность – основной критерий, ориентированный на эффективное решение насущных проблем.
  • Прогнозируемой. Цели и действия должны отражать сегодняшние и потенциально возможные в будущем требования.
  • Рационалистичной. Обозначать цели и возможные способы их достижения.
  • Целостной. Полнота комплекса мероприятий, нужных для решения поставленных задач.
  • Реалистичной. Предполагаемые шаги для достижения желаемого должны соответствовать условиям работы образовательной организации.
  • Контролируемой. Документ отражает не только результаты и их возможные параметры, но и способы проверки промежуточных, а потом и конечных достижений.
  • Корректируемой.
  • Вариативной.

Программа дополнительного образования состоит из четырех блоков:

  1. Концептуального, содержащего введение и пояснительную записку.
  2. Контрольно-методического, где указаны прогнозируемые результаты, варианты диагностики и мониторинга.
  3. Учебного, состоящего из тематического содержания и определения стиля и методов выполнения задуманного.
  4. Справочного со списком литературных источников для преподавателей и родителей, оформленного согласно ГОСТу.

Структура образовательной программы ДО выглядит так:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Проект обучения и его тематика.
  4. Содержание.
  5. Методические материалы.
  6. Список литературных источников.
  7. Приложение.
  • Тезаурус.
  • Методички с краткими конспектами уроков, пособия и рекомендации.
  • Описание способов индивидуальной работы со школьниками.
  • Планы воспитательной работы и занятий.
  • Критерии мониторинга.

Стандарты оформление программы дополнительного образования:

  1. Текст набирается в приложении Word шрифтом Times New Roman 12-14 размера, с одинарным межстрочным интервалом на листах формата А4. Таблицы вставляются прямо в текст.
  2. На титульной странице указывается название организации, кто, где и когда утвердил программу, ее наименование, возраст участников, время на реализацию, фамилия и инициалы, должность и звания педагога, полное наименование территории, где используется, год создания.
  3. Пояснительная записка раскрывает цели программы, принципы выбора структуры изложения предметов, содержит характеристику форм взаимодействия с учениками, а также условия реализации программы дополнительного образования до достижения желаемого результата.

Виды программ:

  • Типовая, или примерная, — утверждается отделами образования и рекомендуется в качестве образца.
  • Адаптированная либо модифицированная — формируется на основе примерной или типовой методик, измененных педагогом под влиянием специфики учебного заведения, возраста, степени подготовки и личностных особенностей учеников, режима и длительности освоения материала.
  • Авторская — включает порядка 70 % новаторского материала с изложением содержания уроков, методов, приемов и форм реализации предмета. Сопровождается двумя независимыми рецензиями.
  • Экспериментальная.
  • узкопрофильным — отражающим один вид деятельности или единственное направление обучения;
  • интегрированным — охватывающим смежные научные области;
  • комплексным — состоящим из нескольких видов и направлений работ, объединенных в одно целое;
  • сквозным — базированным на материале, соответствующем возрасту и физическому состоянию учеников, их количеству в коллективе;
  • модульным — составленным из самостоятельных блоков.
  • Объяснительно-иллюстративный — процесс, в ходе которого дети воспринимают и усваивают подготовленную заранее информацию.
  • Репродуктивный — воспроизведение полученных знаний и усвоенных способов работы.
  • Частично поисковый — обучающиеся принимают активное участие в групповом поиске, решают поставленные задачи вместе с педагогом.
  • Исследовательский — освоение способов научного познания и методов самостоятельного творчества.

Для разных возрастных категорий применимы соответствующие типы образовательной деятельности. Детям в 7-10 лет будут интересны сюжетно-образные игры, экскурсии, практикумы в группах. В 11-12 лет — коллективные занятия, беседы и мастер-классы. С 12 до 15 школьники нуждаются в практических уроках, самостоятельной работе, групповой творческой игре — во всем том, что называется досуговыми программами дополнительного образования.

Определение результативности

Ожидаемый итог – это четкая характеристика полученных учеником знаний, способностей и умений, которыми он овладел за время посещения учреждения дополнительного образования.

Результат должен быть соотнесен с учебными задачами и целями, направленностью программы ДО, в которой прописываются компетенции, намеченные для овладения к завершению каждого периода обучения. В конце и середине года педагог должен проверить, подтвердился ли прогноз одним из трех методов:

  • наблюдением;
  • мониторингом результатов;
  • анализом.

Рабочая программа дополнительного образования служит обязательным ориентиром для определения объема, порядка, содержания преподавания в детских учреждениях. Она основывается на авторском или примерном плане педагогической деятельности внешкольного объединения и разрабатывается с учетом:

  • культурных достижений, традиции и самобытности регионов;
  • уровня образования;
  • его направленности;
  • современных педагогических технологий;
  • доступных методов контроля;
  • способов управления образовательным процессом;
  • имеющихся средств обучения.

Структура, смысл пунктов и оформление рабочей программы ДО выписывается по аналогии с общей программой. Немного шире выглядит пояснительная записка, куда необходимо внести несколько позиций, не отраженных в основном документе:

  • черты, отличающие его от принятых ранее планов;
  • новизна;
  • способы демонстрации результатов работы коллектива: соревнования, фестивали, конкурсы, концерты, выставки, симпозиумы, конференции.

В пояснительной записке желательно указать порядок реализации программы дополнительного образования.

Этапы принятия РП ДО:

  • Обсуждение на заседании педсовета.
  • При необходимости — проведение независимой экспертизы.
  • Утверждение директором учреждения.

Как выглядит рецензия

Перед тем как готовая образовательная программа ДО попадет на подпись к руководителю учебного учреждения, она должна пройти экспертную проверку. Чаще всего достаточно одобрения замдиректора, иногда требуется оценка профильного специалиста. В этом случае пишется рецензия, которая включает:

  1. Заголовок.
  2. Характеристику рецензируемой работы.
  3. Актуальность.
  4. Описание новаторских в системе дополнительного образования идей.
  5. Краткий анализ частей документа.
  6. Оценку завершенности программы с указанием недостающих частей и компонентов.
  7. Целостность — согласованность способов достижения результатов.
  8. Главную идею и пути ее осуществления, оригинальные составляющие методики, целесообразность для использования в конкретном заведении и для массового тиражирования.
  9. Педагогическую целесообразность программы дополнительного образования для определенной организации.
  10. Характеристику добавочного материала из приложений — их важность и содержательность.
  11. Выводы о профессионализме и умениях преподавателя — составителя программы.

Рецензия завершается указанием достоинств и недочетов, замечаниями. Эксперт аргументирует оценку программе, высказывает рекомендации по ликвидации недоработок и делает вывод о целесообразности использования материала при дополнительном обучении детей. Главный результат рецензии — закрепление за программой ДО авторского, модифицированного или экспериментального статуса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Общие положения

I. Настоящие Требования и Методические рекомендации предназначены обеспечивать качество дополнительного образования на период, предшествующий утверждению и введению в действие государственных образовательных стандартов.

II. Выполнение данных Требований и Методических рекомендаций обязательно для образовательных программ государственных учреждений дополнительного образования детей. Для негосударственных учреждений дополнительного образования они выполняют функцию примерных.

III. Региональным и местным органам управления образованием рекомендуется использовать настоящие Требования и Методические рекомендации при аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей.

IV. Региональные органы управления Российской Федерации могут вводить дополнительные региональные Требования и Методические рекомендации к образовательным программам, учитывающие национально-культурные особенности воспитания, социально-экономическую и экологическую ситуацию в регионе.

V. В данных Требованиях и Методических рекомендациях образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Требования к образовательным программам для учреждений

дополнительного образования детей

1. Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

2. В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.

3. Программы должны обеспечивать:

— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы мировой и отечественной культур;

— определенное государственным стандартом качество образования, обеспечивающее уровень развития детей адекватный современному уровню общественного развития;

— целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и положительную социализацию.

4. Цели программ должны быть направлены на:

— развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;

— развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;

— коррекцию психофизического и умственного развития детей;

— профилактику асоциального поведения детей и подростков.

5. Содержание программ дополнительного образования должно базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов.

Содержание программ дополнительного образования должно соответствовать интересам, образовательным потребностям и учитывать уровень развития детей.

Содержание программ дополнительного образования должно включать:

— концептуальные основания образовательного процесса — ведущие идеи, цели и средства их достижения;

— планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;

— педагогические технологии развития ребенка и определения результатов педагогической деятельности;

— организацию образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей;

— материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.

6. Программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки* и утомляемости детей за счет:

— обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;

— организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);

— использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.

7. Предусмотренные образовательными программами методы оценки результатов образовательного процесса должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональное благополучие и стимулировать мотивацию детей к познанию и творчеству.

8. Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТ 6.38.90.

Читайте так же:  Налоговая декларация на прибыль за 2018

9. Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей должны соответствовать настоящим требованиям не зависимо от их вида, уровня и профильной ориентации.

* Требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают в полном объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного возраста, установленный Базисным учебным планом.

Проблема учебной нагрузки на ребенка частично может быть решена за счет смены основного вида деятельности в школе — учебы на другие. Однако вопрос нормативов нагрузки на детей в условиях дополнительного образования требует отдельного исследования специалистов по возрастной физиологии и психологии детского возраста.

Методические рекомендации по разработке образовательных программ и учебного плана учреждений дополнительного образования детей

По положению Ст. 9, п. 1 Закона «Об образовании» «образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности». Оно конкретизировано в пункте V настоящих Требований и Методических рекомендаций, где образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Образовательная программа учреждения дополнительного образования раскрывает соответствующие параметры образовательного процесса на уровне учреждения в целом и определяет его стратегию.

Основания программы

В соответствии с Законом «Об образовании»* основанием для определения целей и задач образовательной программы учреждения выступает наличие образовательных потребностей в дополнительном образовании детей. Основанием для определения содержания образования, реализуемого программой является с одной стороны — содержание образовательных потребностей, с другой — потребности развития базовой практики (и ее субъектов), соответствующей образовательному профилю (профилям)** учреждения.

* Ст. 26, п.1: «Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

** Образовательный профиль — подлежащая освоению область жизни и духовно-практической деятельности человека.

Образовательная программа учреждения дополнительного образования, таким образом, представляет собой проекцию содержания общественного заказа на условия конкретного учреждения дополнительного образования.

В тоже время, цели и образовательное содержание реализуемых в учреждении программ первичных объединений автономны и уникальны. Они вытекают не только и не столько из социально-экономического контекста образовательной деятельности, а из внутренней логики развития сферы образования, новых педагогических ценностей, теории, технологий и способны достаточно эффективно решать задачи развития детей.

Сочетать интересы наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей и создания условий развития уникальных характеристик педагогической практики дополнительного образования — главное назначение образовательной программы учреждения.

Объекты программирования на уровне учреждении дополнительного образования

Первый объект — содержание дополнительного образования, адекватное сложившейся и прогнозируемой образовательной ситуации данного учреждения. Оно действительно возможно при условии организации образовательного процесса, охватывающего все звенья образовательной цепочки в масштабах учреждения. Следовательно, второй главный объект -образовательный процесс, осуществляемый на уровне учреждения в целом.

В процессе создания программы оба объекты должны быть зафиксированы как:

— исходное представление о состоянии объекта;

— необходимый результат образовательной деятельности учреждения.

— промежуточные состояния на определенных этапах реализации программы.

Последовательность процедур разработки программы

1. Анализ образовательной ситуации.

1.1. Выявление образовательных потребностей.

1.2. Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности.

1.3. Определение перспектив развития содержания образования.

2. Разработка целей и задач образовательной программы.

3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения.

4. Разработка путей и условий достижения конечного результата.

4.1. Учет ресурсов.

4.2. Планирование программы.

4.3. Содержание программы по этапам.

5. Контроль и коррекция программы.

6. Оформление программы.

1. Анализ образовательной ситуации

Образовательная ситуация характеризуется соотношением общественной потребности в образовательной деятельности учреждения с возможностями учреждения осуществлять такую деятельность.

1.1. Выявление образовательных потребностей

Носителями потребностей в дополнительном образовании являются разные категории субъектов — частные (дети и родители) и коллективные (социальные группы и институты). Потребности частных субъектов обнаруживаются как «образовательные запросы и потребности», коллективных — как «социальный заказ» на дополнительное образование. Для их анализа могут быть рекомендованы следующие уровни:

1. Образовательные запросы и детей и родителей — актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данном учреждении. Данные могут быть получены методом опроса учащихся (их родителей)и преподавателей учреждений дополнительного образования, школ, детских учреждений «по месту жительства» и др., расположенных на территории, обслуживаемой данным учреждением.

2. Местные (муниципальные) потребности исходит от всех заинтересованных организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и др. субъектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории действия учреждения дополнительного образования. Для выявления местного заказа могут привлекаться данные органов управления образованием и социальной сферой, учебных заведений, служб занятости, центров социальной и психологической помощи, детских комнат милиции и т.п.

3. Содержание регионального заказа определяется региональной культурной, национальной, экономической, социальной, образовательной политикой, конкретными программами развития региона, потребностями развития научной, производственной и др. сфер.

4. На федеральном уровне в качестве заказа на дополнительное образование выступают законодательные и подзаконные акты и программы развития институтов детства, политика в области семьи, детей, молодежи, образования.

1.2. Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности

К образовательной программе учреждения имеет отношение только те образовательные потребности, которые связаны с образовательной направленностью (одним или несколькими профилями) учреждения (искусство, наука, техника, досуг, спорт и др.).

Преподаватель, составляя свою образовательную (учебную) программу использует собственный опыт и собственные представления о том, какое тематическое содержание актуально на сегодняшний день. На уровне учреждения это представление не может быть основано только на субъективном опыте педагогов. Требуется объективный анализ тенденций развития базовой практики.

Анализ должен показывать уровень развития базовой области деятельности в отечественном и мировом контексте, ее новейшие достижения. Рекомендуется привлекать макроуровневые показатели, характеризующие данную практику как область профессиональной деятельности и включающие данные о конъюнктуре рынка труда, динамике трудовых ресурсов, формирование престижных профессий, направлениях исследований и т.п. в ближайшей и более отдаленной перспективе.

1.3. Определение перспектив развития содержания образования

Анализ перспектив развития базовой области деятельности позволяет выявить актуальные аспекты содержания образования и сравнить их с данными анализа потребностей. В результате складывается представление о перспективах развития содержания образования, обусловленных актуальным и потенциальным спросом в конкретных социокультурных условиях данного учреждения.

2. Разработка целей и задач образовательной программы

Если мы имеем дело с действующим, а не вновь созданным учреждением, то оно уже реализует определенное содержание образования и имеет конечные результаты образовательной деятельности. Нужно осуществить переход от стартовой к желаемой модели, что и составляет цель программы. Цель программы задает новое качество результатам образовательного процесса относительно уже существующих. Задачи определяют конкретные шаги по достижению цели.

3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения

Следующий шаг — создание модели, нового образа образовательной деятельности учреждения, удовлетворяющего поставленной цели. Строится подробная картина будущего содержания образования, детальная композиция образовательного процесса.

На этом этапе определяются содержательные, структурные и качественные характеристики образовательных программ и образовательного процесса, внутренние требования к программам, методикам, организации образовательного процесса, устанавливаются педагогические и дидактические принципы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, общественности и др.).

В конструирование нового замысла учреждения должен быть включен весь творческий потенциал педагогического коллектива. Рекомендуется шире привлекать, критически переосмысливать традиционный и инновационный отечественный и зарубежный опыт дополнительного и других видов образования, теоретические и научно-методические идеи и разработки.

4. Разработка путей и условий достижения конечного результата

За построением идеального представления о том, как должно быть, следует возврат к реальному объекту — действующим программам и организации образовательного процесса. Они являются наличным потенциалом, который должен получить развитие. Процесс развития, преобразования реально существующей образовательной практики учреждения в заданное состояние уточняется с точек зрения

  • содержания,
  • обеспечения ресурсами,
  • последовательности отдельных шагов.

и представляет собой основную часть нормативного материала программы.

4.1. Учет ресурсов

При разработке программы имеют значение две категории ресурсов — уже имеющиеся и те, которые предстоит создать. Имеющиеся ресурсы — это наличный потенциал учреждения (образовательные программы, способы организации образовательного процесса, квалификация педагогических кадров, методическое обеспечение, материальная база, инфраструктурные связи учреждения и т.п.). Вторая группа — ресурсы, необходимые для реализации целей программы и сконструированные в процессе разработки перспективной модели образовательной деятельности учреждения.

Это могут быть новые направления деятельности, новые образовательные программы, интегрированные и комплексные на базе уже действующих программ, новые формы организации работы с детьми, нетрадиционные формы первичных объединений, их взаимодействия и сотрудничества с субъектами социума, элементы психолого-педагогической поддержки, диагностики и коррекции, научно-методическое обеспечение, повышение квалификации кадров и т.п.

4.2. Планирование программы

Достижение конечного результата программы происходит поэтапно. Этапы соответствуют отдельным шагам в достижении цели и имеют последовательность и сроки. План отражает это постепенное, поэтапное движение к цели и является основанием для контроля и коррекции программы.

Для удобства планирования рекомендуется разделить собственно образовательный, и вспомогательные процессы, которые могут быть предусмотрены программой, например, связанные с методическим, информационным, кадровым обеспечением образовательного процесса. При наличии вспомогательных, для основного — образовательного процесса целесообразно разрабатывать отдельный «образовательный план».

4.3. Содержание программной деятельности

На каждом запланированном этапе происходит постепенное создание и включение необходимых ресурсов. Детализация этого процесса по этапам составляет основное содержание программируемой деятельности, подлежащей контролю и, в случае необходимости, корректировке.

5. Контроль и коррекция программы

Контроль и коррекция программы осуществимы после ввода программы в действие. На этапе разработки очевидно только, что критерием эффективности программы является качество полученных результатов. Поскольку качественными характеристиками результатов образовательной деятельности выступают личные качества учащихся (уровень образованности, способность к саморазвитию, положительная социализация, и т.п.) применение средств контроля составляют отдельную проблему и требует предварительной разработки. Средства контроля и методики их использования не должны противоречить психолого-педагогическим и дидактическим принципам, заложенным в программу.

6. Оформление программы

Образовательная программы учреждения оформляется в виде текстового документа и утверждается руководителем учреждения, после чего она становится внутренним нормативным актом для педагогического коллектива и обязательна к исполнению.

Текст программы должен содержать не менее четырех основных частей — обоснование, цели и задачи, основная часть, образовательный план учреждения.

В первой части приводятся результаты разработки программы по пункту 1 настоящих рекомендаций, т.е. результаты анализа образовательной ситуации. Основная часть содержит результаты работы по пунктам 3-4. Образовательный план учреждения является частью программы, имеющей самостоятельное значение.